Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И ЕС (на примере программы «Коларктик 2014–2020»)'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И ЕС (на примере программы «Коларктик 2014–2020») Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
418
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
арктическая зона / Северные страны Европы / санкционный режим / приграничное сотрудничество / arctic zone / northern European countries / sanctions regime / cross-border cooperation

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Р Х. Симонян

Проблема использования природных богатств Арктики становится одной из ведущих тем современного мирового политического и экономического дискурса. Среди государств арктической зоны Россия занимает наиболее выгодные географические позиции, также обладает значительным опытом изучения и освоения арктических ресурсов и успешной практикой международного сотрудничества с соседними приполярными государствами. В статье показано, что арктический вектор становится одним из значимых направлений стратегии социально-экономического развития России, в котором приграничное сотрудничество со странами Евросоюза, не подпадающее под антироссийские санкции, имеет для России важное хозяйственное значение. Кроме того, анализируется содержание и перспективы выполнения совместной программы России и Северных стран Европы «Коларктик 2014–2020».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Р Х. Симонян

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF ARCTIC COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND THE EU (ON THE EXAMPLE OF THE «KOLARCTIC 2014–2020» PROGRAM)

The problem of using the natural resources of the Arctic is becoming one of the leading topics of the modern world political and economic discourse. Among the states of the Arctic zone, Russia occupies the most favorable geographical positions and has the greatest experience in the study and development of Arctic resources, as well as a successful practice of international cooperation with neighboring circumpolar states. The article explains that the Arctic vector becomes one of the major directions of the strategy of socio-economic development of Russia, in which cross-border cooperation with EU countries, not subject to the anti-Russian sanctions, has an important economic significance for Russia, Besides, it analyzes, the content and prospects of implementation of joint programs of Russia and the Northern countries of Europe "Kolarctic 2014–2020".

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И ЕС (на примере программы «Коларктик 2014–2020»)»

Вестник Института экономики Российской академии наук

1/2021

Р.Х. СИМОНЯН

профессор, доктор социологических наук, главный научный сотрудник ФГБУН Институт экономики РАН

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И ЕС (на примере программы «Коларктик 2014-2020»)

Проблема использования природных богатств Арктики становится одной из ведущих тем современного мирового политического и экономического дискурса. Среди государств арктической зоны Россия занимает наиболее выгодные географические позиции, также обладает значительным опытом изучения и освоения арктических ресурсов и успешной практикой международного сотрудничества с соседними приполярными государствами. В статье показано, что арктический вектор становится одним из значимых направлений стратегии социально-экономического развития России, в котором приграничное сотрудничество со странами Евросоюза, не подпадающее под антироссийские санкции, имеет для России важное хозяйственное значение. Кроме того, анализируется содержание и перспективы выполнения совместной программы России и Северных стран Европы «Коларктик 2014—2020». Ключевые слова: арктическая зона, Северные страны Европы, санкционный режим, приграничное сотрудничество. JEL: F42.

DOI: 10.24412/2073-6487-2021-1-125-140.

С конца XX в. интерес к Арктическому региону со стороны мирового сообщества стремительно возрастает, что объясняется в первую очередь природными богатствами региона. В 2009 г. в журнале Science была опубликована оценка энергетических ресурсов Арктики: 10 млрд т нефти, 1550 трлн кубометров природного газа. Уникальные минеральные богатства Арктического региона составляют чёрные и цветные металлы, редкие металлы и редкоземельные элементы, алмазы, оптическое сырьё, поделочные камни. Акватория Северного Ледовитого океана располагает большим количеством промысловой рыбы и морепродуктов.

К арктическому региону относятся пять государств - Россия, США, Канада, Норвегия и Дания1, которые являются прибрежными государ-

1 Дания выходит в арктические широты через свои самоуправляющиеся территории (Гренландию и Фарерские острова).

ствами Северного Ледовитого океана. Акватория последнего в значительной части представляет ледяную поверхность, уменьшающуюся в связи с глобальным потеплением.

Энергетические, минеральные и промысловые ресурсы арктического шельфа не только вызывают практический интерес каждого из пяти государств, претендующих на освоение этих ресурсов, но и определяют их важную стратегическую роль в масштабе глобальных рынков.

Разработка арктических природных богатств требует политической и экономической консолидации, тесного взаимодействия стран этого региона. В 1996 г. по инициативе Канады был создан Арктический совет, в который к пяти вышеуказанным вошли ещё три приар-ктических государства - Финляндия, Швеция и Исландия («Арктическая восьмёрка»). С этого времени началось сотрудничество арктических государств по сохранению и освоению ресурсов этого мега-реги-она, что открыло новые горизонты для его хозяйственного развития.

Россия в Арктике: правовые и хозяйственные аспекты

Процесс хозяйственного освоения природных богатств Арктики во многом обусловлен решением правовых международных вопросов. Еще в 1920-е годы Арктика была поделена на пять секторов ответственности между Россией, Норвегией, Данией, Канадой и США. Южной границей Арктического региона, территория которого составляет 21 млн кв. км., является Северный полярный круг, западные и восточные границы проходят вдоль меридианов, а условной северной границей является Северный полюс, где сходятся разделительные линии между секторами пяти государств. В настоящее время международно-правовой статус Арктики в полной мере четко не определен. Россия, Норвегия, Дания, Канада и США как прибрежные государства обладают наибольшими правами в рамках арктической зоны [1, с. 65-73]. При этом в общественном дискурсе этих стран признаётся, что существует целый ряд проблем, которыми невозможно заниматься в границах одного государства. В первую очередь это относится к проблемам экологии арктической зоны, состояние природной среды которой отличается особой чувствительностью к антропогенному воздействию. Хозяйственная деятельность в арктической зоне чревата экологическими проблемами, которые имеют не столько национальный, сколько международный характер. Так, возрастающий риск разливов нефти стал общей реальной угрозой из-за развития нефтегазовой промышленности и транспортной деятельности в Арктике. Разливы вблизи побережья, загрязняющие зоны тундры и лесотундры являются наиболее опасными, поскольку их последствия могут сказываться не только годами, но и десятилетиями [2].

Исключительную экологическую уязвимость арктического региона подтверждают многочисленные примеры. Эта особенность арктической зоны требует консолидации и сотрудничества как пяти прибрежных арктических государств, так и более широкого сообщества - «Арктической восьмёрки», в которую входят северные государства Земли.

Необходимость солидаризации арктических государств продиктована не только хозяйственными и экологическими, но и политическими факторами. В международной практике отмечается тенденция к снижению правовой значимости географического критерия для определения статуса арктической зоны. В русле этой тенденции природные богатства Арктики рассматриваются не столько в национальном, сколько в глобальном аспекте («кладовая планеты») [3, р. 10]. Прежде всего это касается позиции таких ведущих мировых держав как Япония, Великобритания, Индия. В еще большей мере эта позиция выгодна быстро набирающему экономическую мощь Китаю, для которого минеральные и энергетические ресурсы имеют первостепенное значение.2 Можно предположить, что по мере исчерпания имеющихся неарктических минеральных и энергетических ресурсов тенденция признания принадлежности арктических природных богатств мировому сообществу будет возрастать.

В настоящее время существует два различных подхода к определению статуса арктического мега-региона. Первый, давно сложившийся, исходит из того, что приарктические государства в силу своего географического положения и исторических причин заявляют особые, преимущественные права на арктические сектора - географическое пространство, основанием которого служит побережье страны, а боковыми линиями - меридианы от Северного полюса до восточной и западной границ этого государства. При этом подходе Российская Федерация обладает арктическим сектором, площадь которого составляет около 9 млн кв. км, из которых 6,8 кв. км составляет морская акватория Северного Ледовитого океана.

Второй основывается на том, арктический мега-регион рассматривается в парадигме «открытого моря», акватория которого находится в равном пользовании всех стран. Этот подход приобретает актуальность в связи с таянием льдов, что расширяет водную часть арктического региона [4, с. 67].

В соответствии со статьей 77 Конвенции ООН по морскому праву, принятой в 1982 г., юрисдикция прибрежного государства распространяется только на шельф, а внешельфовая зона считается международной. Территориальными являются прибрежные воды на расстоянии не

2 Сорокина Н. Схватка за Арктику: раздел Арктики станет началом нового передала мира // Российская газета. 03.08.2007. С. 4.

более 12 миль от береговой линии, а экономической зоной - 200-мильная зона с добавлением для континентального шельфа 150 миль, если будет доказано, что морское дно является продолжением берега. Таким образом Конвенция предоставляет прибрежным государствам суверенные права на разработку природных ресурсов в области своего континентального шельфа. При этом согласно статье 76 Конвенции, континентальный шельф прибрежного государства включает морское дно и недра «на всем протяжении естественного продолжения под водой сухопутной территории государства, вплоть до внешней границы окраины материка» [1].

В этой связи по решению Комиссии ООН с 2002 г. проводятся дополнительные исследования по определению принадлежности хребта Ломоносова, протянувшегося по дну Северного Ледовитого океана от российских Новосибирских островов до Канады и Гренландии, на который кроме России претендуют Канада и Дания. На основании этих исследований комиссия ООН в 2019 г. постановила, что внешняя граница хребта по геологической структуре аналогична континентальному шельфу России, но дискуссии продолжаются.

Из общей протяжённости южных арктических границ - 38,7 тыс. км -России принадлежит 22,6 тыс. км. (58,4%). Общая площадь арктических владений России составляет порядка 3 млн кв. км (18% всей территории РФ), в том числе 2,2 млн кв. км суши, где проживает около 2,4 млн человек. Это менее 2% населения России, но более 40% от общего населения всей арктической зоны. Арктическую зону России составляют 9 субъектов Федерации: Мурманская область, Архангельская область, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Саха (Якутия), Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ, Красноярский край.

Для России, имеющей наиболее протяжённую прибрежную арктическую зону и обладающей Северным морским путём (СМП) - национальной транспортной коммуникацией, являющейся самым коротким путем между Европой и Азией - использование этих преимуществ имеет особое народнохозяйственное значение. Следует отметить динамику роста грузооборота СМП - главного транспортного коридора Арктики. По данным Росатома, которому принадлежит ледокольный флот, грузооборот СМП составил в 2016 г. 7,5 млн т, в 2018 г. - 20,2 млн т, в 2020 г. - 32,9 млн т. Глобальное потепление, вызывающее таяние льдов, открывает новые перспективы для развития судоходства по Северному морскому пути, что приводит к необходимости приобретения ледоколов с шириной не менее 50 м, позволяющих проводить большегрузные контейнеровозы. Нынешний флагман ледокольного флота СМП «Арктика» имеет ширину 34,5 м. Ширина других ледоколов, входящих в состав флота «Росатома», не превышает 30 м.

Еще большее народнохозяйственное значение для России имеет использование природных богатств Арктики. По оценкам различных экспертов, в арктической зоне сосредоточена подавляющая доля общероссийских и общемировых запасов, в том числе золота - 40%, нефти - 60%, газа - от 60 до 90%, хрома и марганца - 90%, платиновых металлов - 47%, коренных алмазов - 90%. Трудности освоения арктических природных богатств заключаются в том, что 84% их находятся на шельфе Северного Ледовитого океана и только 16% на сухопутной территории. Стоимость минерального сырья арктических недр превышает 30 трлн долл. США, причем две трети из них - это стоимость энергетических ресурсов. В настоящее время арктическая часть России обеспечивает 11,5% ее национального дохода, здесь создается 23% объема общероссийского экспорта [5, с. 3]. Долгосрочные планы по хозяйственному развитию России предусматривают более эффективное использование арктических ресурсов, что предполагает расширение приграничного сотрудничества с соседними государствами этого региона - Северными странами Европы.

Сотрудничество соседних государств - императив

освоения Арктики

Совместная деятельность европейских стран по использованию природных ресурсов Арктики началась сразу после окончания холодной войны. Отношения с северными странами Европы сохраняли достаточно высокий уровень добрососедства даже в условиях противостояния Запада и Востока. В наибольшей мере это относится к Финляндии, которая в послевоенный период является признанным образцом взаимовыгодного сотрудничества с нашей страной. Именно Финляндия, поддержанная другими Северными странами, стала инициатором различных программ регионального и приграничного сотрудничества с Россией.

Подготовка и реализация ресурсных проектов в Арктике может быть эффективной только при наличии долгосрочных и скоординированных проектов в рамках международного сотрудничества сопредельных государств региона. При этом шельфовые проекты, более капиталоемкие по сравнению с проектами на суше, предполагают и более значительный мультипликативный эффект во всех отраслях, а каждый доллар, вложенный в шельф, генерирует 7,7 долл. в других отраслях экономики [6].

Начиная со второй половины 1990-х годов, идёт постоянный поиск и реализация форм межгосударственного взаимодействия сопредельных стран. В 1997 г. по инициативе премьер-министра Финляндии Липпонена стала осуществляться совместная политика «Северное

измерение», направленная на развитие сотрудничества между Россией и членами Евросоюза - Финляндией, Швецией, а также Норвегией, которая хотя и не входит в ЕС, но является членом-учредителем Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), а с 1994 г. входит в Европейскую экономическую зону (ЕЭЗ).

Основное финансирование «Северного измерения» осуществлялось через Природоохранное партнерство на средства Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Так, на средства Партнерства в России были реализованы два крупных проекта в Санкт-Петербурге: строительство Юго-западных очистных сооружений (2005 г.) и строительство завода по сжиганию отходов (2007 г.). В Республике Карелия, в Ленинградской и Мурманской областях были расширены и обустроены приграничные пропускные пункты и подъездные пути [1].

Следует отметить и важный вклад России в процесс международного освоения Арктики: летом 1991 г. Северный морской путь был открыт для иностранных пароходств. Происходящее таяние арктических льдов делает этот маршрут, сокращающий по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал более чем в 2 раза путь между Европой и Азией, всё более привлекательным для иностранных пароходных компаний, что связано также с исчерпанием транзитных ресурсов Индийского океана, ограниченного пропускной способностью Малаккского пролива и Суэцкого канала.

В этой связи Россия увеличивает свой ледокольный флот. Так, в октябре 2020 г. был спущен на воду самый мощный в мире дизель-электрический ледокол «Виктор Черномырдин», способный проходить льды толщиной до 2-х метров. В настоящее время в состав ледокольного флота России входят 9 линейных ледоколов, 4 из которых атомные, а 5 - дизель-электрические. Глобальное потепление открывает новые перспективы международного судоходства по Северному морскому пути, в том числе по транспортировке сжиженного природного газа (СПГ), производство которого на Севере обходится значительно дешевле, так как для сжижения газа требуются стабильно низкие температуры. С этой целью на полуострове Ямал в районе Обской губы с участием зарубежных партнеров было создано предприятие «Ямал-СПГ» по выпуску сжиженного газа мощностью 17,4 млн т в год. Ресурсной базой для предприятия является расположенное рядом Южно-Тамбейское месторождение, в котором запасы природного газа составляют около 1,3 трлн кубометров, газового конденсата - 50-60 млн т.

На западном берегу Обской губы был построен арктический порт Сабетта, который в марте 2017 г. принял первый из судов будущего танкерного флота - газовоз ледового класса, вместимостью 172 600 кубометров сжиженного газа [7, с. 29].

В период с 1992 по 2012 г. Финляндия и Россия осуществляли многоплановую партнерскую деятельность в Мурманской области, Республике Карелия, городе Санкт-Петербург и Ленинградской области. За эти годы Финляндия инвестировала 330 млн евро на реализацию партнерских проектов в рамках Сотрудничества приграничных территорий. В конце 2012 г. Финляндия и Россия подписали новое соглашение по расширению приграничного сотрудничества, целью которого является развитие регионов с обеих сторон финско-российской границы. Финансирование было получено от Европейского инструмента соседства и партнёрства (ЕИСП).

Программа TACIS, по которой Россия в течение 16 лет на основе европейских моделей и стандартов Европейского Союза получала финансовую помощь. По данным Европейской комиссии, в 1991-2001 гг. объем финансовой деятельности Евросоюза по программе ТАСК в нашей стране составил 1,489 млрд евро. Помимо TACIS были осуществлены программы INTERREG, Nordic Council of Ministers, Arctic Council, Norwegian Barents Secretariat, NEFCO, EBRD и многие другие [8].

В 2006 г. был сделан следующий шаг в развитии сотрудничества Северных стран и России. Государства арктического региона приняли четырёхстороннюю программу ЕИСП - «Коларктик 2007-2013», нацеленную на преодоление периферийности северных районов Финляндии, Норвегии, Швеции и России, сближение проживающих на приграничных территориях людей и создание максимально благоприятных условий для социально-экономического развития и защиты природной среды Баренцева Евро-Арктического региона. Признание значения России и, в первую очередь, особой роли Кольского полуострова, практически вся территория которого расположена за Полярным кругом, в этой форме сотрудничества отразилась в названии программы - «Коларктик» (в основу был взят топоним реки Кола с площадью бассейна около 4 тыс.кв. км.)

Разработка огромных природных богатств Арктики - это долгосрочный проект, поэтому сделанные начальные шаги по сотрудничеству России и Северных стран Европы имеют большое геостратегическое значение. В 1990-2000-х годах благодаря сотрудничеству России и Северных стран была достигнута основополагающая цель - задана траектория процесса хозяйственного освоения Арктики, в котором приграничное сотрудничество представляет собой важную составляющую российской внешнеполитической линии и содействует созданию пояса добрососедства и безопасности по периметру российских границ.

Программа «Коларктик 2007-2013» была реализована в рамках Европейского инструмента соседства и партнерства (ЕИСП) и на основе Соглашения о финансировании между Правительством Российской Федерации и Европейским сообществом о финансировании

и реализации Программы приграничного сотрудничества «Коларк-тик» от 18 ноября 2009 г. Реализация этой Программы была успешной, а возможности, благодаря хорошей координации и сочетаемости с другими региональными и приграничными программами, были эффективно использованы.

Общий бюджет Программы приграничного сотрудничества (ПС) -«Коларктик 2007-2013» составил 97 062 241 евро, а Россия инвестировала в Программу 36 470 205 евро. В рамках этой программы России, Евросоюзу, Финляндии и Норвегии удалось осуществить целый ряд проектов, в том числе провести масштабную реконструкцию автомобильных дорог в Карелии [8]. После успешной реализации программы «Коларктик 2007-2013» логика развития сотрудничества диктовала продолжение совместных усилий России и Северных стран в этом регионе, что отвечало как национальным интересам России, так и общерегиональным задачам сохранения и развития арктического региона.

Таким образом, за более чем двадцатилетний период развития хозяйственного сотрудничества России и Северных стран Европы были определены основные задачи, найдены формы приграничного и регионального взаимодействия, возникли устойчивые связи между государственными и общественными институтами, сформировалась организационная структура сотрудничества, определен ряд административных институтов, которые обслуживают инициативы коллективных и частных инвесторов, а, главное, в общественно-политическом дискурсе сложилась позитивная оценка объединений межгосударственных усилий России и Северных стран, так как общественности заинтересованных стран были продемонстрированы реальные результаты отношений добрососедства.

В начале 2010-х годов были созданы как материально-технический, так и общественно-политический заделы для дальнейшего развития хозяйственных связей России и Северных стран Европы, необходимых для решения задач по сохранению и эффективному использованию богатств этого региона. В 2013 г. заинтересованными сторонами была принята программа ЕИСП «Коларктик 2014-2020» («Коларктик II»).

Программа «Коларктик II»: содержание и перспективы

В начале марта 2014 г. разразился российско-украинский кризис, сопровождавшийся человеческими жертвами, что вызвало острую негативную реакцию мирового сообщества. Западные страны в июле 2014 г. наложили экономические санкции на Россию. Благодаря настойчивости представителей Северных стран, прежде всего Финляндии, и в результате последующих продолжительных дискуссий специ-

альным решением Еврокомиссии приграничное сотрудничество удалось деполитизировать и вывести из-под санкционного пространства. Это потребовало определённого времени для решения организационных и правовых вопросов, поэтому выполнение программы «Коларк-тик II» началось с существенной задержкой.

Общая цель Программы: поддержание жизнеспособности экономики и повышение привлекательности региона, чтобы жители и гости могли наслаждаться природой Арктики, а также рациональное использование ее природных ресурсов. Были определены четыре основных направления: 1) развитие бизнеса, малых и средних предприятий; 2) охрана окружающей среды, смягчение последствий изменения климата и адаптация к ним; 3) повышение доступности регионов, развитие устойчивых, в том числе к климатическим воздействиям, сетей и систем транспорта и связи; 4) содействие обустройству границ и управлению ими, приграничной безопасности, мобильности и управлению миграцией. Общий бюджет «Коларктик 2014-2020» составил 63 436 180 евро. При этом объём запланированного софинан-сирования Европейского Союза составил почти 40% общего бюджета -24 718 090 евро, что свидетельствует о заинтересованности Евросоюза в развитии сотрудничества в зоне арктического региона. Планируемые остальные расходы распределились следующим образом: Норвежское эквивалентное софинансирование - 7 млн евро; Национальное со финансирование Норвегии - 7 млн евро; Национальное софинанси-рование ЕС (Швеция и Финляндия) - 12 359 045 евро; Национальное софинансирование России - 12 359 045 евро [9].

Управляющим Органом ПС «Коларктик» является Региональный Союз Лапландии в городе Рованиеми (Финляндия), Бранч-офисы расположены в городе Лулео (Швеция), городе Вардё (Норвегия), городах Мурманск и Архангельск (Россия). Совместный Мониторинговый Комитет (СМК) состоит из 6 членов от каждой страны-участницы, всего 24 члена. СМК определяет реализацию Программы и принимает решения о выделении объема финансирования проектов. Кроме того, Программа формирует Региональные экспертные группы - по одной от каждой страны-участницы, которые оценивают проекты. поступившие в течение Раунда подачи заявок. Первое заседание СМК состоялось в марте 2015 г.

Были определены основные регионы государств-участников программы: в Финляндии - провинция Лапландия, большая часть территории которой находится за Полярным кругом и прилегающий регион Оулу; в Швеции - провинция Норрботтен, граничащая с Лапландией, и прилегающий Вестерботтен; в Норвегии - провинции Нурланн, Тромс и Финмарк, лежащие за Полярным кругом; в России - Мурманская область как основной партнер, Архангельская

область, Ненецкий Автономный Округ с прилегающими территориями, Республика Карелия и Республика Коми. Эта весьма обширная территория отличается выдающимся биоразнообразием и богатыми минеральными, энергетическими и биологическими ресурсами, а также чрезвычайно неравномерными социально-экономическими условиями.

Таким образом, реализация программы «Коларктик 2014-2020» в значительной мере соответствовала достижению целей, поставленных в российской государственной Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального региона до 2020 г., которая предусматривает поиск и реализацию способов повышения благосостояния и материально-бытовых условий местного населения, подходов к обеспечению более сбалансированного экономического развития и привлечению инвестиций в этот регион, экономическую интеграцию и межрегиональное сотрудничество, а также нацелена на улучшение комплексного инфраструктурного развития Северо-Западного федерального округа в целом. Соглашение о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества «Коларктик 2014-2020» было подписано в Москве 29 декабря 2016 г. Президент Российской Федерации В.Путин 3 августа 2018 г. подписал Федеральный закон «О ратификации Соглашения о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Коларктик" на период 20142020 годов».

В рамках программы первоначально были запланированы 14 проектов с участием организаций Мурманской области, из которых 7 касаются охраны окружающей среды, остальные посвящены развитию сферы бизнеса и транспорта, синхронизации транспортных перевозок в приграничных районах Мурманской области, привлечению молодежи в научно-техническую сферу и др. Самый крупный из них - ремонт дорожного покрытия к пропускному пункту «Лотта» на границе с Финляндией.

В отличие от выполненных ранее программ сотрудничества (включая программу «Коларктик I») выполнение программы «Коларктик II» началось, как было отмечено выше, с опозданием на четыре года. Столь длительной задержки реализации международных проектов не было за всё время приграничного сотрудничества России и государств Евросоюза. Возможно, в этом проявилось общее состояние отношений России и Евросоюза. В связи с этим программа «Коларктик II» еще далека до завершения. Так, первое заседания СМК состоялось только 19 июля 2016 г. в Мурманске, последнее, шестое - в Хельсинки 29 ноября 2018 г. В течение 2017 г. были проведены три раунда заявок на участие в программе «Коларктик II». К началу 2018 г. в рамках программы было принято около тридцати проектов, одна часть которых

намечена к реализации в конце 2021 г., а другая часть - в конце 2022 г. Принятые к реализации проекты, в большинстве из которых Россия принимает участие, направлены на решение актуальных задач по сохранению и развитию Арктической зоны [10].

Задачей самого масштабного проекта - «Разработка и реконструкция ППП Райя-Йоосеппи» (К03002Ка]а-|оо8ерр1) - является повышение эффективности работы пунктов пересечения границы между Северной Финляндией и Северо-Западом России - Северной частью Карелии, Мурманской областью. Проект включает реконструкцию пропускного пункта Раджа-Джосеппи, улучшение организации движении, строительство нового здания. Программное финансирование - 10,3 млн. евро, общий бюджет проекта - 11,45 млн евро. Планируемый срок реализации проекта -с 01.03.2019 до 28.07.2022.

К этому проекту примыкает другой (К0115 На2Агс1;1с), направленный на общее обустройство и развитие инфраструктуры автомобильной магистрали Кола-Верхнетуломский-БКП Лотта (К0115На2Агс1;1с), являющейся кратчайшим путем от российского портового города Мурманск до севера Финляндии (муниципалитет Инари). Выполнение проекта создаст более комфортабельные и безопасные условия для расширения грузопотоков по обе стороны российско-финляндской границы. Программное финансирование проекта составляет 3,85 млн евро, общий бюджет - 4,5 млн евро. Продолжительность проекта - с 01.11.2018 до 31.10.2021.

На развитие транспортных услуг направлен проект (К04035 АгсИсБкШэ) по расширению сотрудничества в сфере железнодорожных перевозок, увеличению объема грузопотоков за счет повышения надёжности инфраструктуры, проведения совместных научных исследований Северных стран и России, обмена новыми техническими разработками в области обслуживания и ремонта подвижного состава, проведения мониторинга состояния транспортной сферы. Программное финансирование проекта - 1,53 млн евро, общий бюджет - 1,7 млн евро. В русле транспортных проблем находится проект «Северная Ось - Баренцево Звено» (К04159ЫАБЬ), целью которого является развитие транспортных сетей, трансграничной мобильности и повышение экономической эффективности перевозок посредством развития транспортных коридоров между Востоком и Западом в регионе Коларктик. Сроки реализации проекта: с 04.11.2019 по 28.07.2022. Программное финансирование - 1 031 412 евро, общий бюджет - 1 246 904 евро.

На разработку новых строительных материалов для строительства жилых зданий в районах крайнего Севера, подверженных разрушительному влиянию арктического климата (обледенение, сильные

ветры, разница летних и зимних температур, превышающая 70 градусов) нацелен проект по управлению объектами жилья в Баренцевом регионе (KO1087FAMARB), в котором участвуют научно-исследовательские центры Финляндии, Норвегии и России. Продолжительность проекта: с 01.12.2018 по 30.11.2021. Программное финансирование -790 тыс. евро, общие бюджет - 877 тыс. евро.

В программе «Коларктик II» большое место отводится разработке и внедрению современных технологий. Это является целью проекта «Прорывные информационные технологии для Баренцева Евроар-ктического региона» (K01078ReArc), в котором участвуют Финляндия, Норвегия, Россия и Швеция. Задача проекта - применение и распространение инновационных информационных технологий в коммуникационных и транспортных системах Евроарктического региона с созданием в ходе выполнения проекта специальной лаборатории Living Lab. По окончании проекта ее предполагается использовать как платформу для последующих исследований в этой перспективной области. Программное финансирование - 880 тыс. евро, общий бюджет 1 155 тыс. евро. Продолжительность выполнения проекта: с 13.01.2020 по 31.12.2022.

На защиту экосистем Баренцева региона направлен проект «Адаптация управления лесами Баренцева региона к будущим изменениям климатических и экономических условий» (K011AgroFore). В нем запланированы мероприятия по внедрению новых практик лесоведения и устойчивого управления лесным хозяйством в условиях растущих экологических рисков, разработке методов борьбы с загрязнением воздуха, улучшение состояния атмосферы, связывание газового атмосферного углеводорода. Предусмотрен экологический мониторинг в России, Швеции, Норвегии, Финляндии. Сроки реализации проекта: 30.10.2019 - 30.10.2022. Финансирование: программное - 755 тыс. евро, общий бюджет - 839 тыс. евро.

Экологическое направление программы «Коларктик II» по защите морской фауны представлено двумя проектами. Первый - «Сохранение нашего атлантического лосося как устойчивого ресурса для людей на севере» (K0110Multi-Use Plan), целью которого является поиск и реализация мер сохранения численности популяции и устойчивого вылова лосося в условиях угрозы сокращения популяции дикого лосося под воздействием негативных факторов, прежде всего нарушения естественной среды обитания и глобального изменения климата. В проекте предусмотрены мероприятия по расширению сотрудничества между предприятиями рыбной отрасли и исследовательскими институтами России, Норвегии, Финляндии и Швеции. Продолжительность проекта - с 01.01.2020 по 31.12.2021. Программное финансирование - 825 тыс. евро, общий бюджет - 1,15 млн евро. Второй -

проект «Трансграничные инновации в Арктической аквакультуре» (К04068АИСТАОиА) - является дополнением первого и направлен на регулирование рыбопромысла и сохранение популяции других видов рыб (сига, нельмы, полосатой зубатки, палтуса, трески, сайды, пикши, арктического гольца). Все эти виды имеют высокую экономическую ценность и пригодны для разведения в арктическом регионе. Преимущество проекта заключается в накопленном научном опыте партнеров и в тесном сотрудничестве с малыми и средними предприятиями России, Швеции, Финляндии и Норвегии. Сроки выполнения проекта: с 04.12.2019 по 30.11.2022. Программное финансирование - 2,1 млн евро, общие бюджет - 3,2 млн евро.

Два проекта призваны совершенствовать систему образования. Цель проекта «Арктические навыки» (К02020Агй1с5кШз) - повышение качества профессиональной подготовки специалистов среднего специального образования, что является актуальной проблемой для малонаселённых регионов арктической зоны. Для поднятия престижности среднего профессионального образования в приграничных районах России, Финляндии и Норвегии в рамках проекта предполагается проведение международных конкурсов профессионального мастерства, научно-практических конференций, обмена студентами, а также осуществление других форм сотрудничества между образовательными учреждениями. Продолжительность проекта - с 01.01.2020 до 31.12.2022, программное финансирование -712 тыс. евро, общие бюджет - 1,1 млн евро. Проект «Разработка единых подходов к вовлечению молодежи в научно-техническую сферу» (К04096Э1Т4БЕАКз) направлен на формирование интереса к предпринимательской деятельности среди школьников старших классов в Баренцевом регионе посредством сотрудничества муниципальных органов управления, учебных заведений, промышленных предприятий в деятельности по повышению мотивации молодых людей к предпринимательству и развитию бизнес-мышления, внедрению бизнес-компонентов в систему школьного образования Норвегии, Финляндии и России. Продолжительность - 14.11.2018 -31.10.2021, программное финансирование - 1,23 млн евро, общий бюджет - 1,37 млн евро.

Целью проекта «Баренц по расписанию» (К01013БКГОСЕ) является развитие туризма, совершенствование туристического сервиса, планирования, контроля и управления туристическими потоками, предоставление путешествующим через границы России, Финляндии и Норвегии необходимой информации и современных услуг в области логистики. Продолжительность реализации проекта: с 15.10.2018 по 31.10.2021. Программное финансирование - 1,14 млн евро, общий бюджет - 1,28 млн евро.

Заключение

Арктический регион заключает в себе значительный потенциал для социально-экономического развития России, которая занимает его наибольшую часть. Освоение природных богатств Севера является одним из важных направлений ее экономической политики, в рамках реализации которой строятся новые промышленные предприятия, морские порты, ледокольный и танкерный флот. Эффективное использование этого потенциала во многом зависит от сотрудничества России с соседними странами региона. Соседние государства арктической зоны - Северные страны Европы, и прежде всего Финляндия, имеющая более чем семидесятилетний опыт успешного развития добрососедских связей с Россией, глубоко заинтересованы в развитии хозяйственно-экономического сотрудничества с Россией. Во-первых, стратегическая роль России, занимающей наибольшую часть территории арктического региона (более 40% общей площади региона), на которой сосредоточена значительная доля его природных ресурсов, остается важнейшей для их освоения. Во-вторых, действует фактор солидарности государств арктического региона, значение которого в связи с ростом многополярности мира будет возрастать. В-третьих, для Евросоюза ресурсный потенциал Арктики представляет устойчивый стратегический интерес, при незначительности расходования средств из бюджета ЕС. И, наконец, в-четвёртых, национальные интересы наших соседей: реальная экономическая и экологическая выгода развития приграничного сотрудничества с Россией для Северных стран Европы. Поэтому Финляндия, Норвегия и Швеция, несмотря на сложившуюся неблагоприятную политическую конъюнктуру, будут стремиться к сохранению деполитизированного статуса приграничного сотрудничеств, что делает благоприятными его перспективы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арктический регион: проблемы международного сотрудничества: Хрестоматия

в 3 т. / Под общ. ред. И.С. Иванова. Росс. Совет по межд. делам. М.: Аспект-Пресс. 2013. Т. 3. С. 65-73.

2. Конышев В.Н., Сергунин А.А. Российско-американские отношения в Арктике: сотрудничество или соперничество? // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62. № 9. С. 103-111.

3. Cinelli C. The Law of Sea and the Arctic Ocean // Arctic Review on Law and Politics. 2011. Vol 2.

4. Васильев А.В. Международное сотрудничество в Арктике и подходы России // История изучения Арктики - от прошлого к будущего. Труды научной конференции. СПб. 2013. С. 67.

5. Крюков В.А. Арктика и экономика // ЭКО. 2017. № 8. С. 2-5.

6. Крюков В.А., Крюков Я.В. Как раздвинуть рамки арктических проектов // ЭКО. 2017. № 8. С. 6-32.

7. Зворыкина Ю.В., Тетерятников К.С. Северный морской путь как инструмент освоения Арктики // Российский экономический журнал. 2019. № 4. С. 21-44.

8. Актуальные проблемы и стратегические ориентиры российско-финляндского экономического сотрудничества. СПб. Издательско-полиграфическая ассоциация университетов России, 2017.

9. Кудряшова Е.В., ЗарубинаЛ.А. Международная проектная деятельность как инструмент регионального развития и стимулирования сотрудничества (на примере участия Архангельской области в программе приграничного сотрудничества «Коларктик») // Вестник Северного (Арктического) Федерального Университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. 2018. № 6. С. 88-97.

10. Совместный программный документ «Программа приграничного сотрудничества Коларктик 2014-2020». narfu.ru/upload/medialibrary/10e/ sovmestnyy-programmnyy-dokument-pps-kolarktik.pdf (дата обращения 23.11.2020).

REFERENCES

1. The Arctic region: problems of international cooperation: anthology in 3 vols. Under the general editorship of I. S. Ivanov. M. 2013. Vol. 3. p. 65-73. (In Russ.).

2. Konyshev V.N., Sergunin A.A. Russian-American relations in the Arctic: cooperation or rivalry? // World Economy and International Relations. 2018. Vol. 62. No. 9. r. 103-111.

3. Cinelli C. The Law of Sea and the Arctic Ocean // Arctic Review on Law and Politics. 2011. Vol. 2. (In Russ.).

4. Vasil'ev A.V. International cooperation in the Arctic and Russia's approaches // The history of Arctic exploration-from the past to the future. Proceedings of the scientific conference. St. Petersburg. 2013. Р. 67. (In Russ.).

5. Kryukov V.A. Arctic and economy // EKO. 2017. No. 8. Р. 2-5. (In Russ.).

6. Kryukov V.A., Kryukov, Y.Q. How to extend the limits of Arctic projects // EKO. 2017. No. 8. P. 6-32. (In Russ.).

7. Zworykin Y.V., Teteriatnikov K.S. The Northern sea route as an instrument of development of the Arctic // Russian Economic Journal. 2019. No. 4. Р. 21-44. (In Russ.).

8. Actual problems and strategic guidelines of Russian-Finnish economic cooperation. St. Petersburg, 2017. (In Russ.).

9. Kudryashova E.V., Zarubina L.A. International project activity as a tool for regional development and promotion of cooperation (on the example of the participation of the Arkhangelsk region in the program of cross-border cooperation "Kolarctic") // Bulletin of the Northern (Arctic) Federal University. Series: Humanities and Social Sciences. 2018. No. 6. Р. 88-97. (In Russ.).

10. Joint program document " Kolarctic Cross-Border Cooperation Program 2014-2020. https://narfu.ru/upload/medialibrary/10e/sovmestnyy-programmnyy-dokument-pps-kolarktik.pdf (accessed 23.11.2020). (In Russ.).

ABOUT THE AUTHOR

Simonyan Renald Hikarovich - Professor, Doctor of Sociological Sciences, Main Scientific Associate of the Federal State Budgetary Institution of Science - the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences (the RAS), Moscow, Russia [email protected]

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF ARCTIC COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND THE EU (ON THE EXAMPLE OF THE «KOLARCTIC 2014-2020» PROGRAM)

The problem of using the natural resources of the Arctic is becoming one of the leading topics of the modern world political and economic discourse. Among the states of the Arctic zone, Russia occupies the most favorable geographical positions and has the greatest experience in the study and development of Arctic resources, as well as a successful practice of international cooperation with neighboring circumpolar states. The article explains that the Arctic vector becomes one of the major directions of the strategy of socio-economic development of Russia, in which cross-border cooperation with EU countries, not subject to the anti-Russian sanctions, has an important economic significance for Russia, Besides, it analyzes, the content and prospects of implementation of joint programs of Russia and the Northern countries of Europe "Kolarctic 2014-2020". Keywords: arctic zone, northern European countries, sanctions regime, cross-border cooperation. JEL: F42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.