Научная статья на тему 'Становление и реализация арктической политики Европейского Союза'

Становление и реализация арктической политики Европейского Союза Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
381
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Европейский Союз / Арктика / арктическая политика / сохранение окружающей среды / научные исследования / проекты / финансирование / сотрудничество / European Union / Arctic / Arctic policy / environmental preservation / scientific research / projects / funding / cooperation

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бокерия Светлана Александровна, Кузнецова Диана Александровна

Европейский Союз стремится играть ключевую роль в Арктике. В данном регионе ЕС имее т торгово экономические и экологические интересы. Евросоюз связан с ар к тическим регионом благодаря приарктическим державам Дании, Швеции и Финляндии, а также тем членам ЕС, которые являются наблюдателями в Арктическом Совете. Однако Е в ропейский Союз как интеграционное объединение не получило данный статус. Нормативно правовая база Евросоюза, регулирующая деятельность в Арктике, поэтапно развивалась с 2008 г. В 2016 г. была опубликована комплексная Арктическая политика ЕС, в которой были определены основны е направления деятельности: сохранение окружающей среды, устойч и вое развитие и международное сотрудничество. В статье анализируется роль ЕС в Арктике и основные документы, принятые в процессе формирования арктической политики. Особое внимание было уделено некоторым аспектам деятельности в 2018 г., а также арктическим проектам, финансируемым Евросоюзом. Европейский Союз является крупным инвестором, планируя в будущем увеличить свой вклад в развитие Арктики. Проекты охватывают многие сферы: научные исследован ия, улучшение инфраструктуры, культурный обмен, охрана окружающей среды и т.д. Реализация программ в Арктике совместно с Россией показывает, что ЕС готов сотрудничать по арктическому направлению независимо от внешнеполитич е ской обстановки. Делается вывод о том, что влияние ЕС в Арктике будет зависеть от успе ш ной реализации текущих проектов и от получения статуса наблюдателя в Арктическом Сов е те

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND IMPLEMENTATION OF THE EU’S ARCTIC POLICY

The European Union seeks to play a key role in the Arctic. There the EU has trade, economic and environmental interests. The European Union is associated with the Arctic region thanks to such arctic countries as Denmark, Sweden, Finland and those EU members who are observers in the Arctic Council. However, the European Union as an integration association could not become an observer. The legal and regulatory framework of the European Union, which regulates activities in the Arctic, has been gradually developing since 2008. In 2016 an integrated EU policy for the Arctic was published. It has identified the main areas of activity: environmental preservation, sustainable development and international cooperation. The article deals with the role of the EU in the Arctic and the main documents adopted in the process of forming the Arctic policy. Special attention was given to some activities in 2018, as well as to Arctic projects funded by the European Union. The European Union is a major investor and it is planning to increase its contribution to the development of the Arctic in the future. Projects cover many areas: research, infrastructure improvement, cultural exchange, environmental protection, etc. Implementation of programs in the Arctic together with Russia shows that the EU is ready to cooperate in the Arctic, despite the foreign policy situation. It is concluded that the influence of the EU in the Arctic will depend on the successful implementation of current projects and obtaining observer status in the Arctic Council.

Текст научной работы на тему «Становление и реализация арктической политики Европейского Союза»

УДК 327.7

С.А. Бокерия 4, Д.А. Кузнецова 5

СТАНОВЛЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ АРКТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

FORMATION AND IMPLEMENTATION OF THE EU'S ARCTIC POLICY

Европейский Союз стремится играть ключевую роль в Арктике. В данном регионе ЕС имеет торгово-экономические и экологические интересы. Евросоюз связан с арктическим регионом благодаря приарктическим державам - Дании, Швеции и Финляндии, а также тем членам ЕС, которые являются наблюдателями в Арктическом Совете. Однако Европейский Союз как интеграционное объединение не получило данный статус. Нормативно-правовая база Евросоюза, регулирующая деятельность в Арктике, поэтапно развивалась с 2008 г. В 2016 г. была опубликована комплексная Арктическая политика ЕС, в которой были определены основные направления деятельности: сохранение окружающей среды, устойчивое развитие и международное сотрудничество. В статье анализируется роль ЕС в Арктике и основные документы, принятые в процессе формирования арктической политики. Особое внимание было уделено некоторым аспектам деятельности в 2018 г., а также арктическим проектам, финансируемым Евросоюзом. Европейский Союз является крупным инвестором, планируя в будущем увеличить свой вклад в развитие Арктики. Проекты охватывают многие сферы: научные исследования, улучшение инфраструктуры, культурный обмен, охрана окружающей среды и т.д. Реализация программ в Арктике совместно с Россией показывает, что ЕС готов сотрудничать по арктическому направлению независимо от внешнеполитической обстановки. Делается вывод о том, что влияние ЕС в Арктике будет зависеть от успешной реализации текущих проектов и от получения статуса наблюдателя в Арктическом Совете.

Ключевые слова: Европейский Союз, Арктика, арктическая политика, сохранение окружающей среды, научные исследования, проекты, финансирование, сотрудничество.

4 Бокерия Светлана Александровна - к.ю.н., доцент Российского университета дружбы народов, г. Москва.

E-mail: [email protected]

Bokeria Svetlana - Candidate of Law Sciences, associate professor RUDN University, Moscow.

5 Кузнецова Диана Александровна - магистрант, Российский университет дружбы народов, г. Москва.

E-mail: [email protected]

Kuznetsova Diana - master's student, RUDN University, Moscow.

21

The European Union seeks to play a key role in the Arctic. There the EU has trade, economic and environmental interests. The European Union is associated with the Arctic region thanks to such arctic countries as Denmark, Sweden, Finland and those EU members who are observers in the Arctic Council. However, the European Union as an integration association could not become an observer. The legal and regulatory framework of the European Union, which regulates activities in the Arctic, has been gradually developing since 2008. In 2016 an integrated EU policy for the Arctic was published. It has identified the main areas of activity: environmental preservation, sustainable development and international cooperation. The article deals with the role of the EU in the Arctic and the main documents adopted in the process of forming the Arctic policy. Special attention was given to some activities in 2018, as well as to Arctic projects funded by the European Union. The European Union is a major investor and it is planning to increase its contribution to the development of the Arctic in the future. Projects cover many areas: research, infrastructure improvement, cultural exchange, environmental protection, etc. Implementation of programs in the Arctic together with Russia shows that the EU is ready to cooperate in the Arctic, despite the foreign policy situation. It is concluded that the influence of the EU in the Arctic will depend on the successful implementation of current projects and obtaining observer status in the Arctic Council.

Keywords: European Union, Arctic, Arctic policy, environmental preservation, scientific research, projects, funding, cooperation.

Несмотря на то, что тема Арктики достаточно обширно освещена в академичной литературе, роль ЕС в данном регионе исследована недостаточно. С 2008 г. Европейский Союз начинает разрабатывать документы по арктическому направлению своей внешней политики, а в 2016 г. Европейской комиссией была представлена комплексная арктическая политика ЕС. Деятельность Европейского Союза в Арктике стала привлекать внимание не только политиков, но и исследователей. Так, в 2017 г. была издана книга «Европейский Союз и Арктика» [1], написанная коллективом из трех авторов: Н. Лю, Э. Кирк и Т. Хэнриксен. Данная работа посвящена исключительно интересам и деятельности ЕС в арктическом регионе. В 2018 г. была опубликована книга «Европейский Союз и Геополитика Арктики» [2]. Ее автором выступил старший научный сотрудник и член группы руководителей Арктического института Андреас Распотник. Его исследования и публикации посвящены арктической политике Европейского Союза, морским перевозкам, международному праву и внедрению новых технологий на Севере. В книге представлены основные направления деятельности и интересы ЕС в Арктике в экономической, политической, правовой и экологической сферах.

Интересы и приоритеты Европейского Союза в Арктике

Стремление Европейского Союза играть одну из ключевых ролей в Арктике обусловлено тем, что во многом экологическое, продовольственное и торгово-экономическое благосостояние Европы зависит именно от данного региона. По аналитическим данным, 88% железной руды в рамках Евросоюза добывается в районе Баренцева моря [3]. Также одна треть рыбы из всего улова Арктического бассейна поступает на европейские рынки [3]. Не менее важно учитывать и то, что Арктика имеет для ЕС важное значение с точки зрения транспортных коммуникаций. Как известно, 90% внешней торговли Европейского Союза осуществляется по морю, а Северный морской путь представляет собой перспективный маршрут, так как он почти в два раза короче других морских путей, которые ведут из Европы на Дальний Восток. Например, от Санкт-Петербурга до Владивостока расстояние через Суэцкий канал составляет 23200 км, а через Северный морской путь - 14280 км, что на 40% короче.6 В арктическом регионе, рядом с Канадой, находится Северо-западный проход (СЗП), правовой статус которого окончательно не урегулирован. В частности, ЕС считает требования Канады к проходу через СЗП избыточными, однако Канада относит данную территорию к своим внутренним водам, что обуславливает жесткую регламентацию прохода. С позицией Канады по данному вопросу вместе с Евросоюзом не соглашается и США [4].

Несмотря на то, что Европейский Союз не имеет береговой линии Северного Ледовитого океана, он все равно связан с некоторыми арктическими государствами. Членами Арктического Совета являются три члена ЕС: Дания, Швеция и Финляндия, а также Норвегия и Исландия, которые входят в Европейское экономическое пространство. Среди стран-наблюдателей Арктического Совета есть представители Евросоюза -Великобритания, Германия, Испания, Италия, Нидерланды, Польша и Франция. Тем не менее Европейский Союз не имеет территориальной юрисдикции в Северном Ледовитом

6Северный морской путь и его влияние на мировую торговлю / Международный дискуссионный клуб «Валдай» // URL: http://ru.valdaiclub.com/multimedia/infographics/sevmorput/ (дата обращения: 31.10.2018).

23

океане, так как Финляндия и Швеция не имеют береговой линии, а Гренландия, которая омывается Атлантическим и Северным Ледовитым океаном, вышла из ЕЭС в 1985 году

[5].

Европейский Союз как интеграционное объединение не является наблюдателем в Арктическом Совете. В апреле 2009 г. ЕС предпринял попытку получить данный статус, однако против присутствия Евросоюза в Совете выступила Канада, у которой были претензии к ЕС по причине охоты на морских животных [6]. Закрепление статуса Европейского Союза в рамках Арктического Совета представляется очень важным, так как ЕС высоко оценивает данную площадку, считая ее основным региональным институтом в Арктике [7].

В рамках международного сотрудничества Евросоюз участвует в таких форумах и организациях, как Арктический Совет, Совет Баренцева/Евро-Арктического региона и Северное измерение [3]. Европейский Союз представлен в Совете Баренцева/Евро-Арктического региона (СБЕР) Европейской комиссией. Здесь интерес для ЕС прежде всего представляет Транспортный комитет, так как Баренцев регион входит в транспортную зону Евросоюза [5]. Северное измерение представляет собой совместную политику Российской Федерации, Европейского Союза, Норвегии и Исландии. Деятельность Северного измерения базируется на равноправном участии четырех партнеров в принятии и реализации решений, а также на совместном финансировании согласованных проектов. Целью Северного измерения является содействие устойчивому развитию, стабильности и безопасности в северной части Европы. Данная программа сотрудничества отличается от других площадок для взаимодействия в Арктике, так как она была предложена Европейским Союзом, который нацелен на более глубокую интеграцию в макрорегионе [8].

7«Северное измерение» / Министерство иностранных дел Российской Федерации // URL: http://www.mid.rU/severnoe-izmerenie/-/asset_publisher/0vP3hQoCPRg5/content/id/953233 (дата обращения: 31.10.2018).

Этапы становления арктической политики ЕС

Отправной точкой арктической политики Европейского Союза считают принятое Европейской Комиссией в 2008 г. Коммюнике «Европейский Союз и арктический регион» [7]. В данном коммюнике отмечается, что ЕС неразрывно связан с арктическим регионом благодаря географии, истории и научным достижениям. В документе делается особый акцент на изменение климата и глобальное потепление. Несмотря на то, что таяние льдов позволит получить доступ к ресурсам Арктики и новым транспортным маршрутам, Европейский Союз обеспокоен изменением климата и тем влиянием, которое оно может оказать на глобальную стабильность и европейскую безопасность, поэтому ЕС заинтересован в развитии своей арктической политики.8 В коммюнике были сформулированы цели и предложения ЕС в трех областях: совместная с населением Арктики защита и сохранение региона, содействие устойчивому использованию ресурсов и содействие расширению многостороннего управление Арктикой. Особый интерес представляет третья область, сформулированная в данном документе. Авторы коммюнике считают, что основными проблемами в управлении Арктикой являются фрагментация правовой базы, отсутствие эффективных инструментов и общего процесса разработки политики.9 В данной области ЕС поставил такие цели, как поддержка дальнейшего развития совместной системы управления Арктикой на основе Конвенции ООН по морскому праву, полное выполнение уже существующих обязательств, содействие широкому диалогу и согласованным решениям, но не тем соглашениям, которые исключают любое арктическое государство, являющееся членом ЕС, Европейской экономической зоны или Европейской Ассоциации свободной торговли.10 Отмечается, что Европейский Союз будет усиливать свой вклад в деятельность Арктического Совета, и

8 The European Union and the Arctic region. Communication from the Commission to the European Parliament and the Council URL: http://eeas.europa.eu/archives/docs/arctic region/docs/com 08 763 en.pdf (дата обращения: 06.11.2018).

9 The European Union and the Arctic region. Communication from the Commission to the European Parliament and the Council URL: http://eeas.europa.eu/archives/docs/arctic region/docs/com 08 763 en.pdf (дата обращения: 06.11.2018).

10 Там же.

первым шагом будет подача заявки на членство ЕС в качестве постоянного наблюдателя в Арктическом Совете.11

Согласно авторам документа, данное коммюнике является первым уровнем Арктической политики ЕС, благодаря которому будет реализован структурированный и скоординированный подход к решению арктических проблем.12

Политика Европейского Союза в отношении Арктики последовательно расширялась и углублялась. В декабре 2009 года Совет Европейского союза представил

13

заключение по вопросу политики ЕС в арктическом регионе. В нем говорится о том, что Совет поддерживает постепенную разработку политики ЕС в Арктике, а также признает законные интересы и права своих государств-членов в данном регионе. В документе сделан акцент на решении проблем, связанных с изменением климата, и на укреплении многостороннего управления Арктикой.

В резолюции Европарламента 2011 года помимо экологических проблем и вопросов в области устойчивого развития, также поднимается вопрос об использовании природных ресурсов. В резолюции отмечается, что Европейский Союз - это основной потребитель арктических ресурсов, и поэтому по мере увеличения экономической активности в Арктике, ЕС должен продвигать принципы устойчивого развития в данном

14

регионе.

Еще одним важным документом в рамках арктической политики ЕС является представленное в 2012 году Европейской комиссией и высоким представителем по внешней политике ЕС коммюнике «Развитие политики ЕС в отношении Арктического

11 Там же.

12 Там же.

13 Council conclusions on Arctic issues. 2985th FOREIGN AFFAIRS Council meeting. Brussels, 8 December 2009. URL:

https://ec.europa.eu/maritimeaffairs/sites/maritimeaffairs/files/docs/body/arctic council conclusions 09 en.pdf (дата обращения: 06.11.2018).

14 European Parliament resolution of 20 January 2011 on a sustainable EU policy for the High North / European Parliament // URL: http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?pubRef=-//EP//TEXT+TA+P7-TA-2011-0024+0+DOC+XML+V0//EN (дата обращения: 06.11.2018).

региона: прогресс с 2008 г. и дальнейшие шаги».15 В документе говорится о необходимости включения Евросоюза в решение проблем арктического региона и предоставления ЕС статуса постоянного наблюдателя при Арктическом Совете.16

27 апреля 2016 года Европейской комиссией была представлена комплексная

17

Арктическая политика Европейского Союза. В документе отмечается, что играть ключевую роль в Арктике представляет для ЕС стратегический интерес. Авторы документа считают, что участие ЕС в решении арктических проблем очень важно, так как многие из этих вопросов эффективнее решать в рамках многостороннего сотрудничества. В данном коммюнике вновь отмечается важность решения проблем, связанных с изменением климата и устойчивым развитием. ЕС считает, что он должен защищать окружающую среду Арктики, учитывая ее важную роль для климата планеты. Согласно данному документу ЕС должен содействовать устойчивому развитию в Арктике, принимая во внимание как традиционные источники дохода жителей региона, так и воздействие экономического развития на хрупкую окружающую среду Арктики.18

В документе были сформулированы три приоритетных области в рамках политики ЕС в арктическом регионе: изменение климата и охрана окружающей среды в Арктике, устойчивое развитие в пределах и вокруг арктического региона и международное сотрудничество по арктическим проблемам.19

На первое место авторы документа поставили проблемы, связанные с изменением климата, которые ставят под угрозу хрупкую экосистему Арктики и непосредственно влияют на жизнь коренных народов. Большое значение для арктического региона имеет

15 Developing a European Union Policy towards the Arctic Region: progress since 2008 and next steps. URL: http://eeas.europa.eu/archives/docs/arctic_region/docs/join_2012_19.pdf (дата обращения: 06.11.2018).

16 Developing a European Union Policy towards the Arctic Region: progress since 2008 and next steps. URL: http://eeas.europa.eu/archives/docs/arctic_region/docs/join_2012_19.pdf (дата обращения: 06.11.2018).

17 EU Arctic Policy / European Union External Action // URL: http://eeas.europa.eu/archives/docs/arctic region/docs/160427 ¡oint-communication-an-integrated-european-union-policy-for-the-arctic en.pdf (дата обращения: 31.10.2018).

18 EU Arctic Policy / European Union External Action // URL: http://eeas.europa.eu/archives/docs/arctic region/docs/160427 joint-communication-an-integrated-european-union-policy-for-the-arctic en.pdf (дата обращения: 31.10.2018).

19 Там же.

исследовательская деятельность. Европейский Союз выделил 40 миллионов евро на

20

рабочие программы 2016-2017 гг., связанные с исследованиями в Арктике. ЕС финансирует исследования в Арктике в рамках программы Horizon 2020, объединяющей исследования и инновации, а также создающей условия для устойчивого развития. В рамках данного проекта особое внимание уделяется науке, промышленности и решению социальных проблем [5].

Другим проектом в рамках арктических исследований является EU-PolarNet, целью которого является координация действий между исследовательскими институтами стран-членов ЕС в области изучения арктического региона [5].

В комплексной Арктической политике ЕС говорится о том, что исследования в области изменения климата в Арктике будут проводиться с помощью космических программ ЕС. В частности, указывают программу Copernicus, которая сможет предоставить мониторинг погоды, климата, толщины льда и т.д.21

В коммюнике отмечена инициатива по проведению конференций заинтересованных сторон в арктическом регионе Европы, для того чтобы укрепить сотрудничество, развивать международные проекты и повысить осведомленность об источниках финансирования.22

Третьей областью, в рамках которой ЕС представил свои предложения, является международное сотрудничество в Арктике. ЕС признает и поддерживает существующие юридические инструменты, регулирующие правовой режим морских пространств, в частности, Конвенцию ООН по морскому праву. Далее авторы документа отмечают значимость сотрудничества со всеми партнерами по Арктике, включая Россию, Канаду и США, а также важность взаимодействия с коренными народами Арктики, для того чтобы учитывать их взгляды во время развития своей политики в арктическом регионе. ЕС

20 Там же.

21 EU Arctic Policy / European Union External Action // URL: http://eeas.europa.eu/archives/docs/arctic region/docs/160427 joint-communication-an-integrated-european-union-policy-for-the-arctic en.pdf (дата обращения: 31.10.2018)

22 Там же.

должен приветствовать Декларацию о предотвращении нерегулируемого промысла в открытых морских районах центральной части Северного Ледовитого океана, которая была подписана пятью арктическими государствами в июле 2015 г.23 Также Европейский Союз, согласно данному документу должен поощрять и содействовать международному научному сотрудничеству. ЕС нужно продолжать научное сотрудничество на международном уровне в рамках Transatlantic Ocean (and Arctic) Research Alliance, который был учрежден в мае 2013 г. и в который входят Канада, ЕС и Соединенные

24

Штаты Америки.

Существует возможность создания рабочей группы и делегации по арктическим вопросам и северному сотрудничеству, для того чтобы на уровне ЕС были структуры, которые бы способствовали координированному решению поставленных задач.25 Деятельность ЕС в Арктике на современном этапе

Одним из событий, которое иллюстрирует, что ЕС начинает реализовывать декларированные положения, является организованная Европейской комиссией первая конференция заинтересованных сторон в Арктике, которая состоялась 17 сентября 2018 г.

На открытии спикеры отметили важную роль, которую играет открытый диалог в Арктике. Участники конференции подчеркнули, что сегодня в данном регионе отсутствует напряженность, а посол Норвегии в ЕС Ода Хелен Слетнес упомянула о важной роли Арктического Совета в обеспечении региональной стабильности и сотрудничества. В текущей многолетней программе финансового развития установлено, что 20% бюджета ЕС будет направлено на борьбу с изменением климата, и процент будет расти к 2020 г.26 ЕС активизирует свою деятельность в Арктике, и арктический форум

23 Россия подписала международное соглашение о предотвращении нерегулируемого промысла в Арктике / Pro-Arctic // URL: http://pro-arctic.ru/04/10/2018/news/34105 (дата обращения: 07.11.2018).

24 EU Arctic Policy / European Union External Action // URL:

http://eeas.europa.eu/archives/docs/arctic region/docs/160427 ¡oint-communication-an-integrated-european-union-policy-for-the-arctic en.pdf (дата обращения: 31.10.2018)

25 Там же.

26 Conference report / URL: https://ec.europa.eu/maritimeaffairs/sites/maritimeaffairs/files/2018-09-17-1st-arctic-stakeholder-conference-report_en.pdf (accessed: 20.12.2018).

29

заинтересованных сторон вносит в это свой вклад. Для работы на Конференции было образовано пять дискуссионных групп, которые обсуждали вопросы по следующим темам: использование устойчивых и инновационных инвестиций в Арктике, устойчивое развитие региона с точки зрения коренных народов, связь для домов, общин и пользователей Арктики, трансграничное территориальное сотрудничество в арктическом

27

регионе, наука в Арктике. В работе Конференции принимали участие представители из Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии, России и т.д.

На заключительном заседании Генеральный секретарь Арктического консультативного совета Финляндии, посол и специальный советник по северной политике в министерстве иностранных дел, Харри Мяки-Рейникка, и посол ЕС по арктическим вопросам Мари-Энн Конинскс отметили, что ввиду стремительных изменений в Арктике необходимо комплексно и целостно подходить к вопросам устойчивого развития в регионе. Мяки-Рейникка подчеркнул, что приоритеты председательства Финляндии в Арктическом совете во многом соответствуют политическим целям ЕС.28

В 2018 г. Европейская Комиссия выпустила публикацию «Арктические исследования и инновации - осознавая изменения, реагируя на вызовы» (Arctic Research and Innovation - Understanding the changes, responding to the challenges), в которой были представлены основные направления деятельности Европейского Союза в сфере исследований и инноваций в Арктике, а также приведены примеры финансируемых ЕС

29

проектов.

В Арктике происходят глубокие изменения, поэтому взаимодействие в научной и технологической сфере крайне необходимо для региона. Проблемы в арктическом регионе бывают настолько комплексными, что зачастую отдельно взятые страны не могут с ними

27 Там же.

28 Conference report / URL: https://ec.europa.eu/maritimeaffairs/sites/maritimeaffairs/files/2018-09-17-1st-arctic-stakeholder-conference-report_en.pdf (accessed: 20.12.2018).

29 Arctic Research and Innovation - Understanding the changes, responding to the challenges // URL: https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/rec-17-004 arctic mep final web.pdf (accessed: 10.03.2019).

30

справиться, поэтому особое внимание необходимо уделить сотрудничеству. В рамках программы Horizon 2020 у ЕС есть соглашения о сотрудничестве с такими странами, как

30

Канада, Россия и США.

ЕС является крупным инвестором и участником арктических исследований. В течение первых четырех лет существования Horizon 2020 ЕС спонсировал более 45 проектов, связанных с Арктикой, на сумму более 120 миллионов евро. В целом ЕС вкладывает около 200 миллионов евро в арктические исследования в рамках программы Horizon 2020 (2014-2020).

В публикации Европейской Комиссии 2018 г. представлено 11 проектов ЕС в Арктике. EU-POLARNET представляет собой объединение исследовательских институтов, целью которых является содействие получению новых знаний о полярных

31

регионах. Целью INTAROS является разработка единой арктической системы наблюдения (Arctic Observation System).32 Проекты iCUPE, INTERACT, ARICE содействуют полярным исследованиям на суше и в покрытом льдом Северном Ледовитом

33

океане. Влияние изменения климата на природу и жизнь людей изучается в рамках проектов APPLICATE, BLUE-ACTION и NUNATARYUK.34 В результате проекта ICE-ARC была определена общая стоимость климатических изменений в Арктике. Так, стремительное изменение климата в регионе может привести к экономическим потерям в

35

размере до 130 триллионов долларов. В сфере укрепления безопасности деятельности в Арктике осуществляется два проекта GRACE и SEDNA. GRACE направлен на разработку, сравнение и оценку эффективности и влияния на окружающую среду различных мер реагирования в случае разлива нефти, а в рамках SEDNA разрабатывается

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30 Там же.

31 Там же.

32 Там же.

33 Там же.

34 Там же.

35 Там же.

инновационный и комплексный подход к безопасному судоходству в Арктике, а также к конструкции и функционированию судов.36

Проекты, финансируемые Европейской Комиссией, осуществляются в сфере изучения изменения климата в Арктике и улучшения научно-исследовательского потенциала ЕС. Некоторые из них Европейская Комиссия финансирует 100%, а в остальные вкладывает значительную часть.

Европейский Союз осуществляет финансирование региональных и

37

субрегиональных проектов в Арктике через программу Интеррег (Ш;еп^) , которая также известна, как Европейское территориальное сотрудничество. Главной задачей данной программы является содействие гармоничному экономическому, социальному и территориальному развитию Евросоюза в целом. Интеррег осуществляется по трем

38

направлениям: трансграничное, транснациональное и межрегиональное сотрудничество.

В арктическом регионе осуществляются следующие программы: «Интеррег. Швеция-Финляндия-Норвегия», в целях которой значится усовершенствование трансграничных центров компетенций, развитие конкурентоспособности малого и среднего бизнеса, защита окружающей среды и устойчивое использование природного и культурного наследия. «Интеррег. Швеция-Норвегия» способствует трансграничному сотрудничеству по созданию лучших условий для экономически сильного региона. Программа «Интеррег. Регион Балтийского моря» на период 2014-2020 гг. содействует комплексному территориальному развитию и сотрудничеству. В ходе программы предполагается осуществление совместных трансграничных проектов субъектов Российской Федерации, государств ЕС и Норвегии для обеспечения сбалансированного

36 Arctic Research and Innovation - Understanding the changes, responding to the challenges // URL: https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/rec-17-004 arctic mep final web.pdf (accessed: 10.03.2019).

37 International Cooperation on Arctic Matters / European Union External Action // URL: https://eeas.europa.eu/arctic-policy/eu-arctic-policy/20954/international-cooperation-arctic-matters en (accessed: 15.04.2019).

38 Interreg : European Territorial Co-operation / European Commission // URL: https://ec.europa.eu/regional_policy/en/policy/cooperation/european-territorial/ (accessed:17.04.2019).

39

социально-экономического развития Балтийского региона. Целью программы «Северная периферия и Арктика» на период 2014-2020 гг. является создание устойчивых и конкурентоспособных сообществ. «Интеррег. Норд» нацелена на устойчивое

40

экономическое, социальное и экологическое развитие.

В Арктике Европейским Союзом также осуществляются проекты в рамках Трансграничного сотрудничества (Cross Border Cooperation), которое представляет собой ключевой приоритет Европейского инструмента соседства. Трансграничное сотрудничество содействует укреплению контактов между государствами-членами ЕС и странами-партнерами на внешних границах ЕС.41 Целями сотрудничества являются содействие экономическому и социальному развитию в приграничных районах, решение общих проблем в сфере окружающей среды, здравоохранения, безопасности, способствование улучшению условий для мобильности людей, товаров и капитала.42

В арктическом направлении реализуется две программы: Карелия и Коларктик. Программа сотрудничества Карелия действует на территориях Кайнуу, Северная Карелия и Оулу (Финляндия) и Республика Карелия (Россия). Коларктик объединяет Лапландию (Финляндия), Норрботтен (Швеция), Финнмарк, Тромс, Нордланд (Норвегия), Мурманск, Архангельск и Ненетский Автономный округ (Россия). Программы нацелены сделать регионы более благоприятными для людей и бизнеса, а также обеспечить устойчивое

43

использование природных ресурсов.

Примеры проектов, финансируемых Европейским Союзом, показывают, что ЕС обладает необходимыми инструментами для укрепления трансграничного сотрудничества

39 Кабмин выделил €4,4 млн на реализацию программы "Интеррег. Регион Балтийского моря" / ИТАР ТАСС // URL: https://tass.ru/ekonomika/4674778 (дата обращения: 19.04.2019).

40 International Cooperation on Arctic Matters / European Union External Action // URL: https://eeas.europa.eu/arctic-policv/eu-arctic-policY/20954/international-cooperation-arctic-matters en (accessed: 15.04.2019).

41 Трансграничное сотрудничество (ТГС) / EU Neighbours // URL: https://www.euneighbours.eu/ru/east/eu-in-action/proiects/transgranicnoe-sotrudnicestvo-tgs (дата обращения: 19.04.2019).

42 Cross Border Cooperation / European Commission // URL: https://ec.europa.eu/neighbourhood-enlargement/neighbourhood/cross-border-cooperation en (accessed:17.04.2019).

43 International Cooperation on Arctic Matters / European Union External Action // URL: https://eeas.europa.eu/arctic-policv/eu-arctic-policv/20954/international-cooperation-arctic-matters en (accessed: 15.04.2019).

в арктическом регионе, а также является крупным инвестором. Осуществляемые проекты

охватывают различные сферы: защита окружающей среды, инфраструктура, социально-

экономическое развитие и научные исследования. В 2020 г., когда большая часть

программ будет завершена, можно будет сделать определенные выводы об их

эффективности. Тем не менее, на нынешнем этапе можно увидеть, что сотрудничество

осуществляется активно даже в условиях охлаждения отношений между государствами,

которые принимают в нем участие. Здесь речь идет об осложнившихся отношениях между

ЕС и Россией, однако напряженная внешнеполитическая ситуация и санкции не повлияли

44

на осуществление программ сотрудничества.

Таким образом, ЕС активно разрабатывает свою политику в Арктике по трем основным направлениям: сохранение окружающей среды и решение проблем, связанных с изменением климата (данное направление является ключевым в политике ЕС), устойчивое развитие и международное сотрудничество. Евросоюз создал достаточную нормативно-правовую базу для реализации своей арктической политики, целью которой является укрепление позиций ЕС в данном регионе. Сегодня Евросоюз является крупным инвестором арктических проектов, успешная реализация которых обеспечит им укрепление позиций в регионе, однако на международной арене активизация ЕС в Арктике вызывает неоднозначную реакцию, так как не все акторы готовы принять Европейский Союз в качестве ключевого игрока. В связи с этим у ЕС возникают сложности с получением статуса наблюдателя в Арктическом Совете, который он признает центральным международным форумом в регионе, поэтому получение данного статуса является для Евросоюза одной из ключевых целей для усиления своего влияния в Арктике.

Литература

1. Liu, Nengye, et al., editors. The European Union and the Arctic. - Netherlands: Brill,

44 Объединяющие рубежи. Как Россия и Евросоюз сотрудничают в приграничных регионах / Коммерсантъ // URL: http://eu.kommersant.ru/prigranichnoe-sotrudnichestvo.html (дата обращения: 19.04.2019).

34

2017. - 378 p.

2. The European Union and the Geopolitics of the Arctic. Andreas Raspotnik. 2018. Cheltenham: Edward Elgar Publishing, 2018. - 240 p.

3. Говорова, Н. Комплексная Арктическая политика ЕС. Аналитическая записка №13, 2016 (№43). - М.: Институт Европы РАН, 2016. - 5 с.

4. Воробьев, Н.И. Интересы ЕС в развитии арктических морских маршрутов / Н.И. Воробьев // Вестник МГИМО. - 2013. - №5 (32). - С. 47-53.

5. Павельева Э.А. Экологическая политика Европейского союза в Арктическом регионе / Э.А. Павельева // Сибирский юридический вестник. - 2017. - №4. - С. 96-100.

6. Антюшина, Н.М. Арктический вызов для национальной и международной политики. - М.: Институт Европы РАН: Рус. сувенир, 2012. - 136 с.

7. Александров, О.Б. Интересы и приоритеты арктической стратегии Евросоюза / О Б. Александров // Вестник МГИМО. - 2013. - №3 (30). - С. 12-17.

8. Журавлёв Я.А. Партнерство «Северное измерение»: исторические предпосылки и перспективы реализации / Я.А. Журавлёв // Вестник РУДН. Серия: Политология. - 2013. - №4. - С. 53-65.

References

1. Liu, Nengye, et al., editors. The European Union and the Arctic. - Netherlands: Brill, 2017. - 378 p.

2. The European Union and the Geopolitics of the Arctic. Andreas Raspotnik. 2018. Cheltenham: Edward Elgar Publishing, 2018. - 240 p.

3. Govorova, N. An integrated EU policy for the Arctic. Analytical note №13, 2016 (№43). - Moscow: Institute of Europe RAS, 2016. - 5 p.

4. Vorob'ev, N.I. EU interests in developing Arctic sea routes / N.I. Vorob'ev // Vestnik

MGIMO. - 2013. - No. 5 (32). - P. 47-53.

5. Pavel'eva, E.A. European Union Environmental Policy in the Arctic Region / E.A. Pavel'eva // Sibirskij yuridicheskij vestnik. - 2017. - No. 4. - P. 96-100.

6. Antyushina, N.M. Arctic Challenges in the National and International Politics. -Moscow: Institute of Europe RAS: Rus. suvenir, 2012. - 136 p.

7. Aleksandrov, O.B. The EU's Arctic Strategy: Interests and Priorities / O.B. Aleksandrov // Vestnik MGIMO. - 2013. - No. 3 (30). - P. 12-17.

8. ZHuravlyov, YA.A. "Northern Dimension" partnership: historical prerequisites and prospects of realization / YA.A. ZHuravlyov // Vestnik RUDN. Seriya: Politologiya. 2013. - No. 4. - P. 53-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.