Научная статья на тему 'Перспективы проектной методики в преподавании гуманитарных дисциплин'

Перспективы проектной методики в преподавании гуманитарных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проект / проектная методика / личность / общество / образование / обучение / ценность / гуманитарные дисциплины / project / project method / personality / society / education / training / value / humanities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбачева Ирина Михайловна, Пудина Светлана Ивановна, Горбачева Елена Александровна

Статья посвящена проблеме проектной методики в контексте преподавания гуманитарных дисциплин. Авторы анализируют основные этапы становления проектной методики в США и России, а также дают определение проектной методики как организованной деятельности учащихся по ведению теоретических исследований и решению практических задач и классифицируют проекты по виду учебной деятельности. Определены основные функциональные направления использования проектной методики в преподавании гуманитарных дисциплин, с учетом оптимизации учебного процесса на основе баланса индивидуальной и групповой работы, интеллектуального и морального развития, предполагающей формирование исследовательских навыков и базовых компетенций посредством специального алгоритма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбачева Ирина Михайловна, Пудина Светлана Ивановна, Горбачева Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for the project methodology in teaching the humanities

In this work, the problem of project methodology in the context of teaching humanities is considered. The authors analyze the main stages in the development of project methodology in the USA and Russia. They define project methodology as the organized activity of students in conducting theoretical research and solving practical problems and classify projects by type of learning activity. The main functional areas for the using the project methodology in teaching humanities have been identified, with consideration for the optimization of the learning process based on a balance of individual and group work, intellectual and moral development, involving the development of research skills and basic competences through a special algorithm.

Текст научной работы на тему «Перспективы проектной методики в преподавании гуманитарных дисциплин»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КООРДИНАТ: ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ, РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА

PEDAGOGICAL COORDINATE SYSTEM: EDUCATION, UPBRINGING, HUMAN DEVELOPMENT

Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2023. № 1 (37). С. 163—170. Economic and Social Research. 2023. No. 1 (37). P. 163—170. Научная статья

УДК 378.147 + 37.01(100.3)

doi: 10.24151/2409-1073-2023-1-163-170

Перспективы проектной методики в преподавании гуманитарных дисциплин

И. М. Горбачева1, С. И. Пудина2, Е. A. Горбачева3

1—3 Национальный исследовательский университет «МИЭТ», Москва, Россия

1 [email protected]

2 [email protected]

3 [email protected]

Аннотация. Статья посвящена проблеме проектной методики в контексте преподавания гуманитарных дисциплин. Авторы анализируют основные этапы становления проектной методики в США и России, а также дают определение проектной методики как организованной деятельности учащихся по ведению теоретических исследований и решению практических задач и классифицируют проекты по виду учебной деятельности. Определены основные функциональные направления использования проектной методики в преподавании гуманитарных дисциплин, с учетом оптимизации учебного процесса на основе баланса индивидуальной и групповой работы, интеллектуального и морального развития, предполагающей формирование исследовательских навыков и базовых компетенций посредством специального алгоритма.

Ключевые слова: проект, проектная методика, личность, общество, образование, обучение, ценность, гуманитарные дисциплины

Для цитирования: Горбачева И. М., Пудина С. И., Горбачева Е. A. Перспективы проектной методики в преподавании гуманитарных дисциплин // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2023. № 1 (37). С. 163-170. https://doi.org/10.24151/2409-1073-2023-1-163-170

© Горбачева И. М., Пудина С. И., Горбачева Е. A.

Prospects for the project methodology in teaching the humanities

I. M. Gorbacheva1, S. I. Pudina2, E. A. Gorbacheva3

1—3 National Research University of Electronic Technology, Moscow, Russia

1 [email protected]

2 [email protected]

3 [email protected]

Abstract. In this work, the problem of project methodology in the context of teaching humanities is considered. The authors analyze the main stages in the development of project methodology in the USA and Russia. They define project methodology as the organized activity of students in conducting theoretical research and solving practical problems and classify projects by type of learning activity. The main functional areas for the using the project methodology in teaching humanities have been identified, with consideration for the optimization of the learning process based on a balance of individual and group work, intellectual and moral development, involving the development of research skills and basic competences through a special algorithm.

Keywords: project, project method, personality, society, education, training, value, humanities

For citation: Gorbacheva I. M., Pudina S. I., Gorbacheva E. A. "Prospects for the Project Methodology in Teaching the Humanities". Economic and Social Research 1 (37) (2023): 163—170. (In Russian). https://doi.org/10.24151/2409-1073-2023-1-163-170

В условиях тотальной информатизации всех сфер жизни современного общества перед образованием стоит задача формирования личности, не только всесторонне развитой, но и способной к самостоятельной творческой деятельности, продуцированию новых идей, концепций и разработок. В научной культуре сложилось два базовых направления — естественно-научное и гуманитарное. Если естественно-научное знание относится к наиболее точному массиву сведений о мире, то гуманитарное отражает ценностные закономерности, которые различаются в зависимости от социокультурного и исторического контекста. Гуманитарное знание от этого не становится менее научным, как ошибочно полагали сторонники разделения научной коммуникации на две культурные группы — «физиков» и «лириков» — в XX в. Гуманитарные науки имеют свою специфику, обусловленную быстрым

и гибким изменением объекта исследования: социокультурные ценности, связи, отношения и процессы. Специфика гуманитарного знания требует обращения к таким образовательным методам и технологиям, которые максимально раскрывают творческую компоненту мышления, гибкость, системность и самостоятельность мышления. К их числу относится проектная методика.

Вопрос сущности и содержания проектной методики затрагивался многими исследователями, среди них: Е. А. Федорова [5], Дж. Дьюи [6], У. Х. Килпатрик [7], М. Колодзейски и М. Пшибыш-Зарем-ба [8], Н. И. Кульбида [2], К. А. Майда [9], В. В. Пак [3], Н. П. Петрова и С. Р. Хали-лов [4], Д. Рейвич [10]. Следует отметить, что в работах, посвященных проектной методике, либо приводятся особенности ее применения в обучении иностранным языкам, либо делается обзор истории ее

происхождения, либо содержится общая характеристика этой методики. Вместе с тем проектная методика имеет универсальный спектр применения в области преподавания гуманитарных дисциплин, и этот аспект все еще остается малоисследованным сегодня.

История появления основ проектной методики начинается в XVI в. в среде обучения итальянских архитекторов. Позднее, в XVIII в., эта методика использовалась в Королевской академии архитектуры (Франция), где проекты применялись в обучении строительству архитектурных сооружений — при составлении планов [5]. Далее, в конце XIX в., методика была актуальной в Сент-Луисском университете в штате Вашингтон (США), однако термин «метод проектов» появился в образовательной коммуникации только в 1908 г., благодаря Д. Снездену, специалисту в сфере образования и воспитания. С 1911 г. термин «метод проектов» вошел в понятийный аппарат американской системы школьного образования [10, с. 45]. Стоит отметить синонимичность определений «проектная методика», «проектный метод» и «метод проектов», однако тематике статьи наиболее удовлетворяет термин «проектная методика».

Детальная теоретическая разработка проектной методики впервые была представлена в работах Дж. Дьюи [6] и У. Х. Килпатрика [7] — представителей гуманистического направления философии образования. По мнению Дж. Дьюи, образование — это метод интеграции новых членов человеческого сообщества в систему социальных отношений и культурных практик. С появлением классового общества разрыв между уровнем приобретенных знаний, необходимых для того, чтобы влиться в общественную систему, и изначальным уровнем способностей, данным от рождения, стал увеличиваться. Социально значимые навыки и знания приобретаются личностью в ходе развития, предполагающем понимание общественных целей. Интегрироваться в социум личность может только посредством образования. Именно Дж. Дьюи является автором концепции LLL — обучения на протяжении всей жизни (Lifelong

Learning). Особую роль в методике ведения образовательного процесса Дж. Дьюи отдает проектной методике, которая построена на базовых ценностях — личностном интересе и самостоятельном развитии. Для формирования личностной заинтересованности, по мнению теоретика, необходимо брать некие ситуации из реальной социокультурной практики, значимые для обучающегося, поскольку он должен стремиться решить их с помощью имеющихся знаний, а также в процессе приобретения знаний. Наряду с идеями естественного воспитания (Ж.-Ж. Руссо), с учением об образовании через чувства (И. Г. Песталоцци) и психоаналитическим учением (З. Фрейд) взгляды Дж. Дьюи стали базой для прогрессивной педагогики и основой методики обучения на Западе в ХХ в.

Педагог-экспериментатор У. Х. Килпа-трик, последователь Дж. Дьюи, опубликовал в 1918 г. статью «Метод проектов», в которой акцент в обучении сделал на индивидуальном творчестве, на стимулировании учащихся к групповой работе, к соревнованию и безоценочному мышлению [7, с. 26]. Аксиологическую базу проектной методики У. Х. Килпатрика составила совокупность ценностей демократии и плюрализма, основанных на ценности личности в демократическом обществе. В целом проектная методика направлена на индивидуализацию обучения и прогрессивное развитие, что возможно осуществить только в отсутствие формализма, без излишней фиксации внимания на соблюдении внешних правил и форм действия в образовательном процессе.

Основными характеристиками проектной методики У. Х. Килпатрика [7] являются:

1) отказ от обязательного формального заучивания материала;

2) реализация обучения через непосредственное переживание учебных ситуаций;

3) проблематизация обучения с опорой на эмпирические данные;

4) активная интеллектуальная и эмоциональная вовлеченность в процесс обучения;

5) раскрепощение мышления, т. е. акцент на активном применении, исследовании и формировании новых знаний;

6) экспериментальная направленность образования;

7) проверка результатов деятельности на практике;

8) акцент на решении определенных задач в учебной деятельности;

9) свобода выбора тематики, а также выбора упражнений, свободный график выполнения заданий;

10) сочетание индивидуальной и групповой учебной деятельности;

11) оценка результатов выполнения учебных заданий в соответствии с их эффективностью.

Важно отметить, что взгляды Дж. Дьюи и У. Х. Килпатрика на проектную методику не тождественны, несмотря на то, что у них много общего. Дж. Дьюи [6] делал акцент на утверждении, что методика имеет смысл только в системе сотрудничества учителя и ученика, в котором главная роль принадлежит учителю, поскольку именно он организует и направляет учебный процесс. Работа над проектами для него — это не самостоятельная методика, а скорее направленность всего процесса образования на тесную связь с социокультурными реалиями, а также личным опытом обучаемого. Иными словами, Дж. Дьюи предлагал использовать проектную методику как дополнение к традиционной методике обучения.

По мнению У. Х. Килпатрика [7], проектная методика является универсальной альтернативой традиционному обучению, принятому в индустриальном обществе, поскольку опирается на интересы и индивидуальность ученика, который полностью автономен по отношению к учителю. Свой проект — от начала и до конца — ученик выполняет независимо, максимально развивая при этом свои когнитивные способности и интересы, вырабатывая умение творить новое и быть независимым, работать в команде, где важно уметь слушать мнение других ее членов. Именно из-за своеобразного радикализма и максимизации автономии ученической деятельности взгляды У. Х. Килпатрика

неоднократно подвергались критике. Основой критики служил аргумент, что без учителя никакой метод обучения не может быть использован самостоятельно, поскольку именно учитель выступает проводником знаний о мире, а ученик изначально этими знаниями не обладает.

Само понятие «проект» предполагает прагматизм, достижение практического результата, имеющего практическую, теоретическую и познавательную ценность. Проект — это система идей, действий, документов и других материалов, используемых для создания некоего материального или идеального объекта. В образовательном процессе проектная методика реализуется через учебные проекты — формы обучения, в которых сочетаются различные виды деятельности, направленные на получение единого результата, в ограниченный промежуток времени.

Проектную методику можно определить как организованную исследовательскую деятельность учащихся по решению практической задачи с опорой на реальную жизненную проблему или ситуацию, — задачи, нацеленной на конкретный результат. Проектная методика подвергалась активной критике в США в 1930-е гг. и была значительно переосмыслена к началу 1960-х гг., однако воспринималась по-прежнему в качестве альтернативной традиционным методикам. В России проектная методика была положена в основу обучения, так же как и на Западе, в начале ХХ в. ее активно развивали П. П. Блонский и С. Т. Шацкий. Но затем, в 1931 г., она была подвергнута критике и запрещена в школах СССР. Возрождение проектной методики в России приходится на 1980-е гг., а на современном этапе важный вклад в ее распространение сделали Н. Ю. Пахомова, Е. С. Полат, В. Н. Стерн-берг и др. Сегодня методика является дополнительным элементом образовательного процесса, но не альтернативой традиционному предметному обучению.

Современные исследователи С. П. Калита и И. Н. Юркин, опираясь на виды учебной деятельности как на критерии, выделяют виды проектов, которые, в соотнесении

с особенностями различной учебной деятельности, могут применяться при обучении гуманитарным наукам:

1) информационные проекты — направлены на поиск и систематизацию информации по определенной теме (например, словарь философских, социологических или иных терминов, статья, реферат, схема, банк психодиагностических методик, видеоматериал и др.);

2) творческие проекты — игры, сценарии спектаклей, выставки рисунков (например, художественное изображение концепции экзистенциализма, фрейдизма, марксизма и т. п.);

3) исследовательские проекты — моделируют научный поиск (в результате подготовки проекта возможны: участие в конференции, публикация доклада, участие в конкурсе проектов);

4) практико-ориентированные проекты — ориентированы на создание социально значимого продукта (например, программы психологической реабилитации, поддержки определенной категории населения, адаптации новых членов группы) [1, с. 5—6].

В контексте, определяющем реализацию проектной методики в преподавании гуманитарных дисциплин, высокая эффективность обусловлена рядом функций.

I. Функция оптимизации образовательного процесса на основе сочетания индивидуальной и групповой работы, а также интеллектуального и нравственного развития. В общественной жизни личность испытывает две диалектически взаимосвязанные потребности — в автономии и в сопричастности. Образование должно развивать базовые навыки реализации этих двух потребностей, что удобно делать с использованием проектной методики. Преподаватель в проектной работе играет роль консультанта. Индивидуальная ответственность за результаты проекта лежит на самих обучающихся [2, с. 124]. Ответственность и свобода — это тесно связанные понятия. Умение брать на себя ответственность готовит ученика к осознанию

своей социальной и творческой свободы, а также учит ею пользоваться. Для выполнения проекта необходимо собрать информацию, проанализировать ее, вычленить главное, сформулировать самостоятельные выводы, а в отдельных случаях — еще и продумать пути практической реализации. Если проект предполагает групповую работу, то это хорошая возможность для обучающегося проявить свои лидерские способности, а также толерантность, умение слышать партнера и координировать совместную деятельность [9, с. 761]. По сути, работа над проектом в группе — это тренировочная площадка, моделирующая социальное взаимодействие. В изучении гуманитарных дисциплин, которые, в сущности, являются формой интегрирования ценностей, проектная деятельность эффективно решает задачи нравственного и интеллектуального воспитания, а также баланса индивидуального и группового начал.

II. Функция формирования исследовательских навыков свойственна и традиционной учебной работе, но в контексте проектной методики (особенно как форма организации самостоятельной работы) она реализуется наиболее эффективно. Этому способствует наличие четкого алгоритма проекта, который включает следующие этапы:

1) проблематизация (анализ данных и формулировка проблемы проекта);

2) целеполагание (установление лич-ностно значимой цели проекта);

3) планирование (определение задач основных этапов работы над проектом, способов их решения, последовательности и сроков их выполнения);

4) реализация проекта по заранее созданному плану;

5) рефлексия (анализ хода работы, полученных результатов, оценка приобретенных знаний, умений и навыков);

6) презентация проекта (демонстрация основных достижений) [1, с. 6].

Если сравнивать алгоритмы работы над гуманитарным и естественно-научным проектами, то можно найти гораздо больше общих черт, чем отличий. Рассмотрим алгоритм инженерного учебного проекта, основные этапы которого приводит В. В. Пак:

1) постановка проблемы;

2) формулировка гипотезы;

3) составление плана реализации проекта;

4) пооперационная реализация проекта;

5) анализ результатов и возможности их внедрения;

6) защита проекта [3, с. 70].

Различие между гуманитарными и естественно-научными проектами заключается в том, что первые больший акцент делают на эмпирических методах исследования и проверки, а также на формулировке гипотезы. Кроме того, гуманитарная дисциплина часто предполагает усвоение текста. Здесь также может быть применена проектная методика. Для этого необходимо предложить обучающимся ознакомиться с текстом и самим составить план, отражающий логику его рассмотрения на семинаре, коллоквиуме и т. д.

III. Функция формирования личностных, общекультурных и профессиональных компетенций. В научной литературе выделяют три блока компетенций будущего специалиста:

1) профессиональные компетенции — знания, умения и навыки, составляющие профессиональную деятельность будущего специалиста (выделяют общепрофессиональные и конкретно профессиональные компетенции);

2) личностные компетенции, которые позволяют будущему специалисту успешно самореализоваться в профессиональной деятельности, это — ответственность, инициативность, воля к успеху и др.;

3) общекультурные компетенции, которые предполагают формирование качеств личности обучаемого как члена общества и субъекта культурной деятельности [4, с. 121—122].

Обратим внимание на различие понятий компетенции и компетентности. Компетентность — это соответствие уровня

знаний, навыков и умений профессиональному статусу. Компетенция — это способность личности применять полученные знания в профессиональной деятельности. Н. И. Кульбида приводит пример формирования компетенций в ходе изучения дисциплины «Основы православной культуры» с использованием проектной методики. Формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций в результате обучения является основой для овладения:

1) компетентностью в ценностно-смысловой ориентации (понимание ценности культуры, науки, производства, рационального потребления);

2) компетентностью в гражданской ориентации (знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина, свободы и ответственности);

3) компетентностью в социальном взаимодействии (способность использования эмоциональных и волевых особенностей психологии личности; готовность к сотрудничеству, расовой, национальной, религиозной терпимости; умение погашать конфликты; способность к социальной адаптации; коммуникативность; толерантность; способность к познавательной деятельности; способность к абстрактному и критическому мышлению; способность к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций и др.) [2, с. 125]. Таким образом, проектная методика — это организованная исследовательская деятельность учащихся, направленная на решение практической задачи, с опорой на реальную жизненную проблему или ситуацию, и нацеленная на определенный результат. Развитие проектной методики имеет давние традиции, уходит корнями в европейскую педагогику XVI в. и получает детализацию в США и России в начале ХХ в., а позднее — переосмысление. Сегодня проектная методика является важным дополнением к традиционному предметному обучению, поскольку в последние несколько десятилетий она трансформировалась в полноценную педагогическую технологию с опорой преимущественно на творческие методы обучения.

В заключение перечислим перспективные функциональные направления в использовании проектной методики в современном гуманитарном образовании.

Первое — оптимизация образовательного процесса на основе сочетания индивидуальной и групповой работы, а также интеллектуального и нравственного развития. Второе — формирование исследовательских навыков в области гуманитарных дисциплин посредством алгоритма, включающего постановку проблемы, формирование гипотезы и плана, пооперационную реализацию проекта, анализ результатов и защиту проекта. И третье — формирование личностных, общекультурных и профессиональных компетенций у обучаемого.

Список литературы и источников

1. Калита С. П., Юркин И. Н. Проектный метод преподавания гуманитарных дисциплин как актуальная образовательная технология // Современное педагогическое образование. 2019. № 2. С. 4—9. EDN: YZNHZR.

2. Кульбида Н. И. Применение метода проектов в изучении гуманитарных дисциплин в негуманитарных вузах: на примере работы со студентами «Академии гражданской защиты» МЧС ДНР // Вестник Академии гражданской защиты. 2021. Вып. 2 (26). С. 122—128.

3. Пак В. В. Метод проектов как способ формирования обобщенных проектных умений студентов инженерных вузов // Педагогическое образование в России. 2016. № 1. С. 68—74. https://doi.org/10.26170/po16-01-12

4. Петрова Н. П., Халилов С. Р. Реализация метода проектов в подготовке педагога (на примере гуманитарных дисциплин): монография. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. 195 с.: табл.

5. Федорова Е. А. Метод проектов как технология современного филологического образования: исторический аспект // Наука в мегаполисе = Science in a Megapolis: электрон. науч. журн. 2021. № 3 (29). URL: https:// mgpu-media.ru/issues/issue-29/new-school-teacher/project-method.html (дата обращения 26.11.2022 г.).

6. Dewey J. Democracy and Education. New York: Free Press, 1997. 384 p.

7. Kilpatrick W. H. Philosophy of Education. New York: Macmillan, 1951. 465 p.

8. Kotodziejski M., Przybysz-Zaremba M. Project method in educational practice // University Review. 2017. Vol. 11. No. 4. P. 26-32.

9. Maida C. A. Project-based learning: A critical pedagogy for the twenty-first century // Policy Futures in Education. 2011. Vol. 9. Iss. 6. P. 759— 768. https://doi.org/10.2304/pfie.2011.9.6.759

10. Ravitch D. A century of skills movements // Education Digest. 2010. No. 76 (3). P. 44—46.

References

1. Kalita S. P., Yurkin I. N. "Project Method of Teaching Humanities as a Currently Important Educational Technology". Sovremennoye pedagogiches-koye obrazovaniye = Modern Pedagogical Education 2 (2019): 4—9. (In Russian). EDN YZNHZR.

2. Kul'bida N. I. "Application of the Project Method in the Study of Humanitarian Disciplines in Non-Humanitarian Universities: On the Example of Working with Students of 'The Civil Defence Academy' of EMERCOM of DPR". Vestnik Akademii grazh-danskoy zashchity = Civil Defence Academy Journal

2 (26) (2021): 122—128. (In Russian). EDN: PHIIIJ.

3. Pak Victoriya V. "Project-Based Learning as a Method of Formation of Universal Project Skills of Engineering University Students". Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii = Pedagogical Education in Russia 1 (2016): 68—74. (In Russian). https://doi.org/10.26170/po16-01-12

4. Petrova N. P., Khalilov S. R. Realization of Project Method in the Training of a Teacher (as Exemplified by Humanities), monograph. Stavropol: North-Caucasus Federal Univ. Publ., 2015. 195 p., tabl. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Fedorova E. A. "Project Method as a Technology of Modern Philological Education: Historical Aspect". Nauka v megapolise = Science in a Megapolis

3 (29) (2021): n. pag. (In Russian). Web. 26 Nov. 2022. <https://mgpu-media.ru/issues/issue-29/ new-school-teacher/project-method.html>.

6. Dewey J. Democracy and Education. New York: Free Press, 1997. 384 p.

7. Kilpatrick William Heard. Philosophy of Education. New York: Macmillan, 1951. 465 p.

8. Kolodziejski Maciej, Przybysz-Zaremba Mal-gorzata. "Project Method in Educational Practice". University Review 11.4 (2017): 26—32.

9. Maida Carl A. "Project-Based Learning: A Critical Pedagogy for the Twenty-First Century". Policy Futures in Education 9 (6) (2011): 759— 768. https://doi.org/10.2304/pfie.2011.9.6.759

10. Ravitch Diane. "A Century of Skills Movements". Education Digest 76.3 (2010): 44—46.

Информация об авторах

Горбачева Ирина Михайловна — кандидат исторических наук, доцент Института высокотехнологичного права, социальных и гуманитарных наук, Национальный исследовательский университет «МИЭТ» (Россия, 124498, г. Москва, пл. Шокина, д. 1).

Пудина Светлана Ивановна — кандидат исторических наук, доцент Института высокотехнологичного права, социальных и гуманитарных наук, Национальный исследовательский университет «МИЭТ» (Россия, 124498, г. Москва, пл. Шокина, д. 1).

Горбачева Елена Александровна — преподаватель Института лингвистического и педагогического образования, Национальный исследовательский университет «МИЭТ» (Россия, 124498, г. Москва, пл. Шокина, д. 1).

Information about the authors

Irina M. Gorbacheva — Cand. Sci. (Hist.), Associate Professor at Institute of High-Tech Law, Social Sciences and Humanities, National Research University of Electronic Technology (Russia, 124498, Moscow, Shokin sq., 1).

Svetlana I. Pudina — Cand. Sci. (Hist.), Associate Professor at Institute of High-Tech Law, Social Sciences and Humanities, National Research University of Electronic Technology (Russia, 124498, Moscow, Shokin sq., 1).

Elena A. Gorbacheva — lecturer at Institute of Linguistic and Pedagogical Education, National Research University of Electronic Technology (Russia, 124498, Moscow, Shokin sq., 1).

Статья поступила в редкацию: 09.12.2022. The article was submitted: 09.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.