Вестник «Орлеу^-kst
Ш
ных учителей до и после обучения на курсах по уровневым программам показал, что у учащихся повысилась мотивация к обучению, наблюдается возросшая активность учительства к исследованию своей деятельности.
Уважаемые коллеги!
Резюмируя вышесказанное, отмечаем:
- модернизация, проводимая в системе повышения квалификации педагогов республики, способствует эффективному функционированию новой модели, в которой кардинально изменены все компоненты системы повышения квалификации: цели, задачи, формы, средства, а также соблюдается четкое следование принципу ориентации на конечный результат и объективной его оценки;
- новая модель повышения квалификации педагогов позволяет АО «НЦПК «Эрлеу» выполнять государственное задание по повышению квалификации педагогических работников от дошкольного до вузовского уровня в полном объеме;
- проводятся мониторинговые исследования качества курсовой подготовки и посткурсовой деятельности сертифицированных педагогов;
- коллективом АО «НЦПК «Эрлеу» решен ряд серьезных проблем ресурсного и материально-технического обеспечения филиалов. Значительно пополнен библиотеч-
ный фонд всех филиалов АО «НЦПК «Эрлеу» современной научно-педагогической, методической, справочной литературой и учебниками для организаций образования, в том числе и на электронных носителях, что позволяет полноценно осуществлять деятельность филиалов в текущий период и определять перспективы его развития;
- создана информационная республиканская база данных повышения квалификации работников образования, функционируют сетевые сообщества педагогов.
Уважаемые коллеги, проводимая нами конференция - это дискуссионное пространство для обмена опытом и образовательными проектами, обсуждение состояния и перспектив развития системы повышения квалификации. Сегодня мы имеем возможность познакомиться с опытом зарубежных коллег, обсудить пути решения имеющихся проблем.
Считаем, что данная конференция является значимым событием в жизни педагогического сообщества республики.
Уверена, что ее результаты будут полезны всем участникам, а предложенные рекомендации найдут свое применение в практической деятельности.
Желаю всем интересных дискуссий, плодотворной творческой работы, конструктивного диалога и эффективного взаимодействия!
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ КООПЕРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
АУБАКИРОВ А.С.,
старший преподаватель кафедры инновационных технологий и методики преподавания естественнонаучных (гуманитарных) дисциплин. Филиал АО «НЦПК «Эрлеу» ИПК ПР по Акмолинской области, г. Кокшетау
В последние несколько лет среди учителей страны и в системе повышения квалификации проявляется огромный интерес к формам и методам группового обучения. В частности такие методы широко используются тренерами уровневых курсов и учителями, прошедшими данные курсы. Хотя многие подразумевают под групповыми формами так называемые коллаборативное или коопера-
тивное обучение. Они не всегда являются таковыми. Не все то золото, что блестит, и не все групповые усилия кооперативны. Простое распределение обучающихся по группам и указание работать вместе не выльется в совместные усилия. Для этого, по мнению американских педагогов, во-первых, большая часть классных и внеклассных занятий по предмету должна проводиться в малых
Вестник «Орлеу^-kst
группах, в которых присутствует дух единои команды, семьи, и каждый член группы несет ответственность за себя, за других и за группу в целом. Во-вторых, группы должны быть стабильными и постоянными, а коллективные работы включаться в систему контроля и оценки учебных достижений как группы в целом, так и каждого из ее членов в отдельности. Все это напоминает некогда, в двадцатых-тридцатых годах, бытовавший в Советском образовании бригадно-лабораторный метод.
Теоретической основой кооперативного обучения являются работы Ж.Ж. Пиаже, Л.С. Выготского и других ученых, подчеркивающих особую роль в процессе интеллектуального развития человека фактора социального взаимодействия и межличностного общения. Исследования педагогов и психологов показывают, что кооперативная форма обучения благоприятно влияет на развитие речи, мышления и интеллекта. Кроме того, она приносит более высокие учебные результаты по сравнению с традиционными фронтальными формами и методами.
Технология кооперативного обучения основывается на трех основных теориях:
- Теория социальной взаимозависимости рассматривает кооперативность как результат положительной взаимозависимости между целями личностей. В начале Х1Х века один из основателей гештальт-психологии Курт Коффка предложил рассматривать группу как динамичное целое, в котором взаимозависимость между членами может варьироваться. А Курт Левин, чьи идеи оказали большое влияние на американскую социальную психологию заявил, что суть группы заключается во взаимозависимости ее членов (создается через общие цели); группы являются «динамичными целыми», в которых изменение состояния отдельного члена меняет состояние других членов.
- Когнитивно-развивающая теория рассматривает взаимодействие как необходимый элемент для когнитивного роста. Это происходит в результате координации разных перспектив, когда каждый работает с целью достижения общих целей. Жан Пиаже утверждал, что при взаимодействии отдельной личности с окружением происходят полезные социокогни-тивные конфликты, создающие дисбаланс,
который в свою очередь стимулирует перспективное мышление и когнитивное развитие.
- Бихевиористская теория обучения предполагает, что человек будет работать упорно над такими заданиями, решения которых очевидно принесет им какого-то рода награду, и не будут работать над теми заданиями, которые не принесут награды или грозят наказанием.
Во многих зарубежных странах, лидерах в образовании (Великобритания, Сингапур, США, Германия) технологию кооперативного обучения применяют очень широко, от дошкольных учреждений до высших учебных заведений. В Сингапуре существует компания «Educare», аналогичная АО «НЦПК «врлеу», которая распространяет свой опыт в повышении квалификации по всему миру. Сотрудники «Educare» утверждают, что система образования Сингапура выбрала этот метод обучения ориентируясь на вызовы современного общества, экономики и геополитики. Стране нужны были конкурентосбособные, креативные менеджеры, которые могли работать в команде и двигать страну вперед. Действительно такая политика, ориентированная на национальное образование, доказала свою эффективность. Сингапур из слаборазвитого колониального городка, без своей инфраструктуры и полезных ископаемых, за 40 лет своей независимости, превратился в одного из лидеров Южно-Восточной Азии. «Обучение там основывается на принципе меньше учителя, больше работы обучающихся, больше взаимообучения и совместных проектов. Еще одним удивительным фактом является то, что ни один обучающийся не остается в стороне, каждый знает что он должен делать и осознает свою ответственность за свою работу, за свою группу», - отмечает Исимбаев Еркин Тураше-вич, директор филиала АО «НЦПК «врлеу» по Акмолинской области, побывавший на стажировке в Сингапуре.
На основе вышесказанного можно сделать вывод, что целесобразно использовать пре-имушества данной технологии и опыт зарубежных стран в системе повышения квалификации нашей страны.
Первые шаги по направлению к этой идее сделаны институтом повышения квалификации по Акмолинской области. Последние нес-
^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ Вестник «
колько лет группа преподавателей института занимается изучением данного направления, организован эксперимент в двух школах области. В перпективе институт планирует охватить не только систему повышения квалификации, но и непосредственно тех, на кого ориентировано образование.
Совершенно отчетливо понятно то, что формы и методы обучения, используемые на краткосрочных курсах до нынешнего времени, устарели и пора менять формат курсов от передачи или имитации передачи знаний до эффективного приобретения этих самих знаний. На наш взгляд, технология кооперативного обучения является той самой альтернативой традиционному преподаванию. Так как во многих случаях преподаватели, применяя групповую форму обучения, получали то же самое что и во фронтальной работе. На своих курсах мы в первую очередь постарались решить эту самую проблему неэффективных групп. Во-первых, группы формировались согласно их способностям и стилям обучения. Для этого на первых занятиях проводились тренинги, диагностика, психологическое тестирование (горизонтальная восьмерка Мандала Юнга) и по итогам их анализа проводилось деление на группы. Согласно принципу технологии группы сохраняли постоянность на протяжении всего курса. Как показал этот опыт, действительно члены постоянных групп более сплоченнее, понимают друг друга быстрее, скорость и качество выполнения заданий в разы выше, чем в случайных группах. Качество усвоения материала также зависит от способов его подачи. Как мы заметили, использование стратегий технологии кооперативного обучения без грамотной фасили-тации не приводит к каким-либо существенным результатам. Здесь под фасилитацией мы подразумеваем роль преподавателя, который ясно инструктирует, целенаправленно распределяет роли, четко следит за вовлеченностью каждого обучающего, своевременно дает поддержку, создает условия для взаимодоверия и взаимозависимости. Взаимозависимость создается благодаря распределением частей одного задания между членами групп. Идея здесь состоит в том, что если один из членов группы не выполняет свою часть, то группа не сможет выполнить задание качественно.
Таким образом, каждый член группы осознает свою ответственность перед другими и это подталкивает его к более тщательному исполнению. К примеру, при выполнении первых заданий, по методу «Джигсо», слушатели еще не осознавали степень своей ответственности, группа не смогла достигнуть цели, поставленной перед ними. Позже, при анализе работы группы выяснилось, у одного из участников было утомленное состояние, и он решил, что группа справится и без его участия. Таким образом, потеря части информации привела к некачественному выполнению задания. Стоит отметить, что после первых недопониманий приходит осознание личной ответственности, которая стимулирует к доброкачественному исполнению.
Первые успешные результаты применения технологии кооперативного обучения на курсовых мероприятиях повышения квалификации стимулируют к продолжению данной работы. Обновление подходов обучения на краткосрочных курсах - это требование, стоящее перед системой повышения квалификации в формировании конкурентоспособного учителя. И таким подходом вполне может стать кооперативное обучение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гриндер, М. НЛП в педагогике : исправление школьного конвейера / М. Гриндер, Л. Ллойд; пер. с англ. - М. : Инт общегуманит исслед., 2001. - 307 с.
2. Сиротюк, А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / А.Л. Сиротюк. - М. : ТЦ Сфера, 2003. - 288 с.
3. Сурженко О.П. Кооперативное обучение - эффективное средство социальной адаптации учащихся в обществе.
4. Жайтапова А.А., Исаева З.А., Тихомирова В.Т. Модели обучения для профессионального роста. - Алматы, 2004. - 60 с.
5. Жайтапова А.А. Научно-методическое обеспечение профессионального роста учителей на этапе перехода к модели образования, ориентированного на результат. - Алматы, 2004. - 233 с.
6. Тихомирова В. Уроки сотрудничества. Пособие для учителя. - Алматы, 2007. - 47 с.