doi: 10.24411/2409-5419-2018-10097
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
ОНУФРЕИ Андрей Юрьевич1
КАКАЕВ
Виталий Викторович2 КУРАКИН
Сергей Зосимович3 ЕРШОВ
Юрий Алексеевич4
Сведения об авторах:
1д.т.н., профессор, ведущий научный сотрудник Военного института (научно-исследовательского) Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского, г. Санкт-Петербург, Россия, onyfrey_a@mail.ru
2к.т.н., доцент, начальник отдела Военного института (научно-исследовательского) Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского, г. Санкт-Петербург, Россия, kakaev_vv@mail.ru
3к.т.н., доцент, начальник сектора Санкт-Петербургского филиала Акционерного общества «Радиотехнический институт имени академика А.Л. Минца», г. Санкт-Петербург, Россия, kurakin@smtp.ru
4к.т.н., начальник группы отдел Главного управления научно-исследовательской деятельности и технологического сопровождения передовых технологий (инновационных исследований) Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, Россия, ershofqq@mail.ru
АННОТАЦИЯ
Эффективность применения систем военного назначения существенно зависит от качества подготовки военных специалистов, эксплуатирующих эти системы. Перспективным направлением повышения качества подготовки военных специалистов является применение учебно-тренировочных средств, позволяющих проводить обучение и тренировки по отработке порядка действий обслуживающего персонала в различных условиях изменения внешней обстановки, технического состояния средств и информационного взаимодействия с вышестоящими командными пунктами.
В настоящее время проводится внедрение в учебный процесс высших военных учебных заведений учебно-тренировочных средств, предназначенных для подготовки военных специалистов, эксплуатирующих радиолокационные станции высокой заводской готовности метрового и дециметрового диапазонов типа «Воронеж-М» и «Воронеж-ДМ». Учебно-тренировочные средства для подготовки военных специалистов в высших учебных заведениях могут применяться для:
- теоретических форм обучения (лекций, семинаров, самостоятельной работы), включая контроль знаний, по различным видам подготовки с целью формирования необходимых знаний у обучаемых на основе проведения занятий с использованием обучающих систем;
- практических форм обучения (практических занятий, командно-штабных учений, военно-специальных игр) и смешанных форм обучения (групповых занятий) по специальной подготовке на основе проведения тренировок на учебно-тренировочных средствах с целью получения обучаемыми необходимых практических навыков.
В работе на основе сравнительного анализа учебно-тренировочных средств для радиолокационных станций высокой заводской готовности «Воронеж-М» и «Воронеж-ДМ» рассмотрены основные принципы построения унифицированных учебно-тренировочных комплексов для радиолокационных станций. Структурно в составе учебно-тренировочных средств выделены две основные составляющие: учебно-тренировочный комплекс, включающий технические и программные средства, и учебно-методический комплекс, включающий учебно-методическое обеспечение для проведения учебных занятий на учебно-тренировочном комплексе.
На основе опыта разработки учебно-тренировочных комплексов для радиолокационных станций высокой заводской готовности определены перспективные направлениями совершенствования учебно-тренировочных средств и их применения в высших военных учебных заведениях.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: учебно-тренировочные средства; учебно-тренировочный комплекс; учебно-методический комплекс; электронные учебные пособия; теоретическая и практическая подготовка; обучение; тестирование; тренировка, контрольная проверка, радиолокационные станции высокой заводской готовности..
Для цитирования: Онуфрей А.Ю., Какаев В.В., Куракин С.З., Ершов Ю.А. Перспективы применения учебно-тренировочных средств для подготовки военных специалистов в высших учебных заведениях // Наукоемкие технологии в космических исследованиях Земли. 2018. Т. 10. № 4. С. 55-63. doi: 10.24411/2409-5419-2018-10097
Введение
Важнейшей составляющей систем военного назначения являются информационные средства—радиолокационные станции (РЛС) различных типов, осуществляющие непрерывный контроль воздушно-космического пространства. Перспективным направлением совершенствования информационных средств является создание радиолокационных станций высокой заводской готовности (РЛС ВЗГ), а также учебно-тренировочных средств (УТС) для подготовки военных специалистов, эксплуатирующих эти системы.
В основу создания РЛС ВЗГ положен модульный принцип построения, при котором РЛС разделяется на специализированную частотно-зависимую часть (ЧЗЧ) и унифицированную частотно-независимую часть (УЧНЧ), применяемую для построения РЛС различных частотных диапазонов (М, ДМ, СМ). Особенностью построения РЛС ВЗГ является также то, что в их состав включаются штатные учебно-тренировочные комплексы (УТК) для подготовки номеров боевых расчетов, эксплуатирующих эти системы в процессе несения боевого дежурства.
- Создаваемые РЛС ВЗГ являются сложными техническими изделиями и требуют от эксплуатирующего персонала высокого уровня их технической подготовки и владения специальными навыками, а от боевого расчета -изучение персоналом принципов построения и функционирования изделия;
- отработка профессиональных навыков работы, технического обслуживания и ремонта изделия;
- повышение слаженности боевых расчетов дежурных сил, выполняющих задачу боевого дежурства;
- повышение уровня обученности личного состава.
Для достижения поставленных целей с помощью
УТС РЛС ВЗГ в войсках решаются следующие задачи:
- теоретическая подготовка (обучение) личного состава боевых расчетов по технической, тактической и специальной подготовке;
- практическая подготовка (тренировка) личного состава боевых расчетов по специальной подготовке с целью освоения и отработки навыков, необходимых для выполнения своих функциональных обязанностей и инструкций;
- контроль, регистрация и оценка качества подготовки обучаемых на всех этапах проведения теоретической и практической подготовки.
УТС обеспечивают проведение теоретических занятий по технической, тактической и специальной подготовке, а также практических занятий по специальной подготовке путем проведения тренировок по отработке порядка действий лиц боевого расчета в различных условиях изменения внешней обстановки, технического состояния средств и информационного взаимодействия с вышестоящими командными пунктами.
Особенностью внедрения УТС РЛС ВЗГ в учебный процесс ВУЗов МО РФ является то, что они разрабатывались совместно с созданием РЛС ВЗГ и первоначально нашли применение в войсках, а в высших учебных заведениях МО РФ их применение весьма ограничено. При этом для применения УТС в ВУЗах МО РФ требуется их доработка с целью адаптации к специфике организации учебного процесса в высших учебных заведениях, в частности необходима существенная переработка его учебно-методического обеспечения с целью реализации профессиональных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО) [1].
1. Современное состояние учебно-тренировочных средств РЛС в высших военных учебных заведениях
В современных условиях, исходя из того, что основным видом деятельности высших военных учебных заведений является подготовка специалистов для эксплуатации сложных технических систем, отвечающих квалификационным требованиям в соответствии со специальностью их подготовки, важным направлением повышения качества специалистов является внедрение автоматизированных обучающих систем (АОС) и комплексов учебно-тренировочных средств (УТС), позволяющих интенсифицировать учебный процесс [2-8].
Основное назначение автоматизированных обучающих систем (АОС) — формирование знаний и контроль качества их усвоения обучаемыми. Основное назначение комплексов учебно-тренировочных средств (УТС) — формирование навыков, необходимых специалистам при эксплуатации сложных технических систем реального времени и которые могут быть получены только в процессе проведения тренировок.
Процесс подготовки специалистов при использовании АОС и УТС включает проведение учебных занятий с использованием средств вычислительной техники, предназначенных для автоматизации процесса подготовки специалистов.
Применение учебно-тренировочных средств РЛС ВЗГ в высших учебных заведениях (ВУЗах) МО РФ позволяет решать следующие задачи [1]:
1. Проведение теоретической подготовки специалистов на основе проведения учебных занятий с использованием обучающих систем (лекций, групповых занятий).
2. Проведение контроля знаний обучаемых при текущем контроле успеваемости на основе системы тестирования с использованием контрольных тестов.
3. Проведение практической подготовки специалистов на основе проведения тренировок на учебно-тренировочных средствах с целью получения обучаемыми необходимых практических навыков (практических занятий, командно-штабных учений, военно-специальных игр).
4. Проведение контрольных проверок с целью определения качества полученных практических навыков (контрольных занятий).
Использование УТС позволяет интенсифицировать обучение, повысить эффективность обучения за счёт обеспечения его индивидуальности, реализовать принцип самостоятельности в обучении и высокую степень управления познавательным процессом. Кроме того, при проведении комплексных тренировок с распределением ролей номеров боевых расчетов обеспечивается слаживание работы операторов, деятельность которых связана с эксплуатацией сложных технических систем реального времени.
В настоящее время в высших учебных заведениях МО РФ, хотя и в ограниченном составе, применяются учебно-тренировочные средства, предназначенные для подготовки военных специалистов, эксплуатирующих радиолокационные станции высокой заводской готовности (РЛС ВЗГ) метрового и дециметрового диапазонов типа «Воронеж-М» и «Воронеж-ДМ».В частности, учебно-тренировочные средства (устаревшей модификации) для РЛС ВЗГ «Воронеж-ДМ» нашли применение в Военной академии воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова (г. Тверь), а учебно-тренировочные средства для РЛС ВЗГ «Воронеж-М» — в Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского (г. Санкт-Петербург).
Следует отменить, что УТС, разработанные для объектов РЛС ВЗГ «Воронеж-М» и РЛС ВЗГ «Воронеж-ДМ», имеют существенные отличия в подходах к их построению и характеризуются определенными достоинствами и недостатками [9-11].
Достоинствами УТК, разработанных для объектов РЛС ВЗГ «Воронеж-М» являются:
1. Средства УТК могут использоваться в качестве запасного командного пункта (ЗКП) изделия.
2. Рабочие места (РМ) УТК для номеров боевых расчетов (БР) — штатные.
Основными недостатками УТК, разработанных для объектов РЛС ВЗГ «Воронеж-М», являются:
1. Высокая стоимость УТК из-за использования штатных РМ.
2. Возможность проведения практической подготовки на специализированных штатных местах только номеров боевых расчетов, для которых они предназначены, с ограничением возможностей по теоретической подготовке.
3. Ограниченные возможности для проведения сла-живания различных составов боевых расчетов из-за специализации рабочих мест.
4. Невозможность обучения номеров боевых расчетов РЛС ВЗГ «Воронеж-ДМ».
Достоинствами УТК, разработанных для объектов РЛС ВЗГ «Воронеж-ДМ» являются:
1. Более низкая стоимость УТК из-за использования универсальных РМ.
2. Возможность проведения как теоретической, так и практической подготовки номеров боевых расчетов на всех рабочих местах УТК.
3. Использование универсальных РМО, что позволяет проводить тренировки на них с различным составом номеров боевых расчетов.
4. Возможность проведения комплексных тренировок для слаживания различных составов боевых расчетов.
5. Использование ПЭВМ моделирования, что обеспечивает возможность создания комплексных сценариев тренировок, включая имитацию внешней обстановки, технического состояния средств и взаимодействия с КП (ЗКП).
6. Организация учебного процесса на УТК на основе тематического плана учебных занятий и учета результатов обучения в электронном журнале.
Недостатком УТК, разработанного для объектов РЛС ВЗГ «Воронеж-ДМ» является, то, что обучение и тренировки проводятся на универсальных рабочих местах, эмулирующих реальные РМ номеров боевых расчетов.
Анализ указанных недостатков и достоинств современных учебно-тренировочных средств, применяемых в вузах МО РФ и войсках, показывает, что каждый из подходов к построению УТК имеет отдельные преимущества. Однако, с целью сокращения затрат на разработку и сопровождение учебно-тренировочных средств целесообразно сформировать принципы построения унифицированных УТК для перспективных РЛС. На следующих этапах необходимо с учетом унификации УТС рассмотреть возможность их использования в высших учебных заведениях МО РФ.
Для рассмотрения принципов построения унифицированных УТС дадим более подробную характеристику учебно-тренировочных средств РЛС ВЗГ «Воронеж-ДМ», являющихся наиболее проработанными средствами.
2. Характеристика учебно-тренировочных средств РЛС ВЗГ «Воронеж-ДМ»
2.1. Основные принципы построения УТС РЛС ВЗГ «Воронеж-ДМ»
В основу создания УТС для РЛС ВЗГ «Воронеж-ДМ» положены принципы построения унифицированных учебно-тренировочных комплексов (УТК) для радиолокационных станций высокой заводской готовности [11].
К основным принципам построения УТК относятся:
1. Принцип идентичности представления информации на средствах УТК и рабочих местах лиц боевого расчета.
2. Принцип максимального приближения условий выполнения задач на рабочих местах УТК и боевых постах.
3. Принцип воспроизведения записанных эпизодов оперативно-тактической обстановки и технического состояния РЛС в масштабе реального времени.
4. Принцип блочно-модульного построения УТК.
5. Принцип автономности функционирования УТК.
6. Принцип адаптивного управления режимами функционирования и формирования сценариев учебных занятий.
7. Принцип универсальности рабочих мест.
Концепция построения унифицированных учебно-
тренировочных средств предусматривает наличие в составе УТС трех основных составляющих [11]:
- вычислительных средств для построения рабочих мест (РМ УТК);
- программного обеспечения УТК (ПО УТК);
- учебно-методического комплекса (УМК) для обеспечения проведения занятий на УТК.
Поскольку вычислительные средства и программное обеспечение функционально неразделимы, можно выделить две основные составляющие, входящие в учебно-тренировочные средства:
- УТК, состоящий из технических и программных средств, а также элементов общего оснащения;
- УМК, включающий методические разработки, электронные учебные пособия, плакаты, фильмы.
2.2. Структура и составляющие УТС РЛС ВЗГ «Воронеж-ДМ»
Структура УТС РЛС ВЗГ «Воронеж-ДМ», применяемых в войсках и построенных на основе приведенных принципов построения унифицированных УТК, представлена на рис. 1.
Рассмотрим особенности построения составляющих УТС на основе опыта создания УТС для РЛС ВЗГ
«Воронеж-ДМ» [12-15].
Учебно-тренировочный комплекс (УТК) РЛС ВЗГ «Воронеж-ДМ» включает:
1. Технические средства.
Состав технических средств УТК приведен на рис. 2.
В состав технических средств УТК входят шесть универсальных рабочих мест операторов (РМО) и одно рабочее место инструктора (РМИ), соединенные сетью FastEthemet.
Количество РМО определено составом номеров боевого расчета, достаточным для проведения слаживания. В УТК предусмотрено три РМО для номеров оперативно-командного состава (КДС, ПКДС, ДИ) и три РМО для инженерно-технического состава (начальников боевого расчета (НБР) и инженеров эксплуатационных отделов).
Рис. 1. Структура УТС РЛС ВЗГ «Воронеж-ДМ»
Рис. 2. Состав технических средств УТК РЛС ВЗГ «Воронеж-ДМ»
В состав РМИ входят:
- ПЭВМ рабочего места инструктора, включающего экран коллективного пользования;
- ПЭВМ моделирования, имеющая повышенную производительность;
- принтер.
Требования по обеспечению моделирования различных ситуаций, возникающих при функционировании РЛС, накладывают повышенные требования к производительности ПЭВМ моделирования. Функциональные возможности УТК напрямую зависят от наличия тех или иных комплексов программ, развернутых на ПЭВМ моделирования.
В случае технической необходимости расширения функциональных возможностей УТК, ПЭВМ моделирования может быть дополнена одной или несколькими ПЭВМ, на которых может быть размещено программное обеспечение, моделирующее функционирование РЛС и имитирующее работу штатной аппаратуры при изменении внешней обстановки, технического состояния средств, информационного взаимодействия с вышестоящими командными пунктами (КП), в том числе, при возникновении аварийных ситуаций.
2. Элементы общего оснащения, включающие символику и принадлежности, обеспечивающие при проведении занятий необходимый антураж, приближающий практические занятия к боевому дежурству.
3. Программное обеспечение УТК (ПО УТК), предназначенное для проведения теоретической подготовки путем работы с электронными учебными пособиями (ЭУП) и тестирования знаний обучаемых, а также практической подготовки
путем проведения тренировок по различным сценариям изменения внешней обстановки, технического состояния средств и информационного взаимодействия с вышестоящими КП. Для проведения практической подготовки в состав ПО УТК включаются адаптированные комплексы программ из состава штатного ФПО РЛС и имитаторы аппаратуры РЛС.
В состав ПО УТК входят пять комплексов программ:
- комплекс программ обеспечения функционирования УТК;
- комплекс программ теоретической подготовки;
- комплекс программ режима обучения;
- комплекс программ режимов тренировки и контрольной проверки;
- комплекс программ общесистемного ПО.
Исходя из целей, стоящих перед УТС, имеются следующие режимы функционирования УТК:
а) режимы теоретической подготовки:
- режим работы с ЭУП (техническая, тактическая и специальная подготовка);
- режим тестирования (техническая, тактическая подготовка);
б) режимы практической подготовки:
- режим обучения (специальная подготовка);
- режим тренировки (специальная подготовка);
- режим контрольной проверки (специальная подготовка).
Перечисленные режимы работы в зависимости от типа занятия выбирает инструктор на РМИ, а также обучаемые на РМО. Выбор осуществляется в программной оболочке «Единая среда запуска».Из программной обо-
лочки «Единая среда запуска» на РМИ можно задать тот или иной режим РМИ или РМО, запустить выполнение сценария занятия, управлять выводом информации на экран коллективного доступа, вызывать данные, хранимые в электронном журнале.
На рабочем месте инструктора можно также менять настройки самой среды, управлять учетными записями обучаемых, редактировать электронные учебные пособия и сценарии занятий.
Наиболее востребованным режимом функционирования УТК РЛС ВЗГ «Воронеж-ДМ» является режим практической подготовки — режим тренировки. Его отличительными особенностями являются [6]:
1. Создание единого оперативно-тактического фона обучения.
2. Моделирование функционирования средств РЛС, внешней ракетно-космической и радиоэлектронной обстановки, а также взаимодействия с вышестоящим командным пунктом.
3. Моделирование обработки информации в целевом и помеховом каналах на основе штатного программного обеспечения.
4. Имитация командно-технического управления аппаратурой РЛС на основе применения штатной программы технического управления и контроля.
5. Отображение состояния ракетно-космической обстановки и технического состояния средств РЛС на основе применения штатной программы диалога и отображения.
6. Проведение тренировок лиц боевого расчета в соответствии с заданными сценариями, регистрация и хранение результатов тренировки, выдача необходимых отчетов.
Рассмотрим составляющие учебно-методического комплекса (УМК) из состава УТС РЛС ВЗГ «Воронеж-ДМ», предназначенного для обеспечения проведения учебных занятий на УТК при обучении и проведении тренировок номеров боевых расчетов в войсках.
В состав УМК входят:
Методические разработки, включающие материалы теоретических и практических занятий по технической, тактической и специальной подготовке, тесты для проверки знаний по теоретической подготовке и сценарии проведения тренировок на практических занятиях, порядки действий лиц боевого расчета в различных ситуациях при проведении занятий по специальной подготовке, демонстрационные пособия, поясняющие порядки действий лиц боевого расчета в конкретных ситуациях.
Электронные учебные пособия (ЭУП), включающие материалы по технической, тактической и специальной подготовке, представленные в электронном виде, и учебные фильмы, реализованные в виде отдельных ЭУП.
Эксплуатационная документация и учебно-технические плакаты по РЛС ВЗГ «Воронеж-ДМ», используемые
в качестве дидактических материалов при проведении учебных занятий.
Для повышения наглядности занятий по специальной подготовке на всю номенклатуру тренировок разработаны демонстрационные пособия по форме презентаций, включающие анимированные порядки действий, озвученные доклады, алгоритмы действий, нормативы и хронометраж отработки действий при заданной ситуации.
3. Направления совершенствования УТС РЛС ряда ВЗГи их применения в высших учебных заведениях МО РФ
Для применения УТС, разработанных для РЛС ряда ВЗГ, в ВУЗах МО РФ требуется их доработка с целью адаптации к специфике организации учебного процесса в высших учебных заведениях.
К основным особенностям применения УТС в ВУЗах МО РФ относятся:
- организация учебного процесса на основе реализации профессиональных образовательных программ и образовательных технологий в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО), определяющими требования к формированию определенных компетенций у выпускников;
- необходимость существенной переработки учебно-методического обеспечения УТС для их адаптации к целям и задачам учебной программы по специальности и направлению подготовки выпускников;
- количество рабочих мест УТС должно обеспечивать возможность проведения учебных занятий на УТС с личным составом учебных групп;
- программное обеспечение УТС должно обеспечивать возможность подготовки обучаемых по разным специальностям подготовки выпускников.
На основе опыта разработки УТК для РЛС ВЗГ с целью внедрения УТС в учебный процесс высших учебных заведений МО РФ целесообразно определить следующие основные принципы построения унифицированных УТК для ВУЗов МО РФ:
1. Унификация вычислительных средств для построения рабочих мест операторов (РМО) УТК, обеспечивающая возможность применения унифицированных УТК для подготовки специалистов для эксплуатации объектов РЛС ВЗГ «Воронеж-М» и РЛС ВЗГ «Воронеж-ДМ». При этом вычислительные средства для построения универсальных РМО должны быть реализованы на базе универсальных ПЭВМ типа Intel с целью снижения общей стоимости комплекса.
2. Количество рабочих мест операторов УТК должно соответствовать количеству обучаемых в учебной группе (подгруппе). При этом распределение рабочих мест определяется потребностью одновременной подготовки
лиц боевых расчетов в соответствии с планом и сценарием проведения учебного занятия (тренировки).
3. При построении рабочего места инструктора (РМИ) в его состав включается отдельная ПЭВМ моделирования для реализации различных сценариев внешней целевой и помехо-вой обстановки, изменения технического состояний средств РЛС и имитации взаимодействия с вышестоящими КП.
4. Обеспечение программной настраиваемости РМО УТК на использование для подготовки номеров боевых расчетов оперативно-командного состава и командно-технического состава.
5. Адаптация программно-алгоритмического обеспечения УТС к условиям и специфике подготовки специалистов в высших военных учебных заведениях МО РФ, обеспечивающая автономность работы УТК и возможность развёртывания в учебных классах ВУЗов МО РФ.
Выводы
1. Перспективным направлением повышения качества подготовки военных специалистов является применение учебно-тренировочных средств (УТС), позволяющих проводить обучение и тренировки по отработке порядка действий обслуживающего персонала при различных ситуациях, возникающих в процессе боевого дежурства.
2. Особенностью внедрения УТС в учебный процесс ВУЗов МО РФ является то, что они разрабатывались совместно с созданием РЛС ВЗГ и первоначально нашли применение в войсках, а в высших учебных заведениях МО РФ их применение весьма ограничено. При этом для применения УТС в ВУЗах МО РФ требуется их доработка с целью адаптации к специфике организации учебного процесса в высших учебных заведениях.
3. УТС в ВУЗах МО РФ могут применяться для реализации:
а) теоретических форм обучения (лекций, семинаров, самостоятельной работы), включая контроль знаний, по различным видам подготовки;
б) практических (практических занятий, командно-штабных учений, военно-специальных игр) и смешанных форм обучения (групповых занятий) по специальной подготовке.
При этом могут использоваться основные методы обучения: устное изложение, показ, тренировка, практическая и самостоятельная работа.
4. Применение разработанных УТС в ВУЗах МО РФ позволяет повысить качество подготовки военных специалистов и сократить время на их подготовку к выполнению задач боевого дежурства в войсках.
Литература
1. Приказ Министра обороны РФ от 15 сентября 2014 г. N670 «О мерах по реализации отдельных положе-
ний статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. Ш73-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Система ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/70791866.
2. Стручков А. М. Противоречия развития компьютерных учебно-тренировочных средств, предназначенных для теоретического обучения // Программные продукты и системы. 2013. № 2. С. 55-60.
3. Печников А.Н., Ветров Ю. А. Проектирование и применение компьютерных технологий обучения. СПб: Балт. гос. техн. ун-т, 2003. С. 12-13.
4. Татаринов А. А. Анализ и оценка технического уровня существующих УТС и других технических средств обучения // Сб. стат. 20 межвуз. НТК ВМИРЭ им. А. С. Попова. СПб.: ВМИРЭ, 2009. С. 27-30.
5. Ефремов О.Ю. Военная педагогика. СПб.: Питер, 2008. 640 с.
6. Скотников А.А., Погребняк Р. Н. Пути тренажерной подготовки войск // Военный парад. 2007. № 2 (80). С. 60-62.
7. Башмаков А.И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: Филинъ, 2003. 616 с.
8. Римашевский А.А., Ильин В. А., Праводелов А. С. Компьютерная система обучения и тренажа (КСОТ) для военно-морского института // Морской сборник. 2006. № 5. С. 32-35.
9. Логовский А.С., Ковальчук А. Н., Павлов В. А., Ха-ребин Д. А. Основы построения и функционирования РЛС ВЗГ. Монография. Тверь: ВА ВКО, 2015. 204 с.
10. Логовский А.С., Лепешкин С. А., Шульга И. Н., Богомаз Д. В. Концепция построения и применения автоматизированных учебно-тренировочных средств в учебном процессе для подготовки специалистов по эксплуатации РЛС дальнего обнаружения // T-Comm: Телекоммуникации и транспорт. 2016. Т. 10. № 4. С. 4-8.
11. Куракин С.З., Якубовский С. В., Улиско М. Н. Разработка концепции создания унифицированных учебно-тренировочных комплексов для радиолокационных станций высокой заводской готовности // T-Comm: Телекоммуникации и транспорт. 2016. Т. 10. № 6. С. 8-12.
12. Бугаев В.С., Куракин С. З., Мирошниченко С. А., Якубовский С. В. Перспективные направления совершенствования учебно-тренировочных средств для РЛС высокой заводской готовности // Сб. статей «Современные проблемы создания и эксплуатации вооружения, военной и специальной техники» 3 том. Материалы III-й Всероссийской научно-практической конференции. СПб: ВКА имени А. Ф. Можайского, 2017. С. 354-359.
13. Бугаев В.С., Куракин С. З., Якубовский С. В. Опыт создания и направления развития учебно-тренировочных средств радиолокационного вооружения высокой заводской готовности // Сборник научных трудов «Проблемы
обороноспособности и безопасности». М.: ФГБНУ «Экс-пертно-аналитический центр», 2015. Вып. 14. С. 224-231.
14. Бугаев В.С., Куракин С. З., Якубовский С. В. Разработка программных средств автоматизации подготовки эксплуатирующего персонала радиолокационных станций высокой заводской готовности // Сборник научных трудов «Проблемы обороноспособности и безопасности». М.: ФГБНУ «Экспертно-аналитический центр», 2016. Вып. 16. С. 185-196.
15. Бугаев В. С., Куракин С. З., Якубовский С. В. Создание учебно-тренировочных средств радиолокационных станций высокой заводской готовности // Научно-технический сборник трудов научно-технической конференции «Проблемы создания и испытаний вооружений ракетно-космической обороны». М.: НИИЦ ЦНИИ ВВКО МО РФ, 2016. С. 161-169.
PERSPECTIVES OF APPLICATION OF EDUCATIONAL-TRAINER MEANS
FOR TRAINING OF MILITARY SPECIALISTS IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS
ANDREY YU. ONUFREY,
St. Petersburg, Russia, onyfrey_a@mall.ru
YURI A. ERSHOV,
Moscow, Russia, ershofqq@mall.ru
VITALIY V. KAKAEV,
St. Petersburg, Russia, kakaev_vv@mall.ru
SERGEY Z. KURAKIN,
St. Petersburg, Russia, kurakln@smtp.ru
KEYWORDS: training facilities; training facility; training complex; educational-methodical complex; electronic training manuals; electronic textbooks; theoretical and practical preparation; training; testing; control check; verification; radar station of high factory readiness; high-availability radar stations.
ABSTRACT
The effectiveness of use of military systems dependssignificantly on quality of training of the military specialists, which exploiting these systems. The perspective direction of improvement of quality of training of military specialists is application of the educational-trainer means, which allow for training and training in working out the procedure for operating personnelin various conditions of changing the external situation, technical condition of the means and information interaction with higher command posts.
Currently, higher military educational institutions used the training funds for the training of military specialists operating radar station of high factory readiness meter and decimeter ranges of the types «Voronezh-M» and «Voronezh-DM».
Training facilities for the training of military specialists in higher education institutions can be used for:
- theoretical training of specialists with the purpose of formation of necessary knowledge of the trainees on the basis of the automated training sessions;
- control of knowledge of trainees on the basis of system testing using the test cases;
- practical training of specialists on the basis of training at the training tools with the aim to receive trainees the necessary practical skills;
- out reference checks to determine the quality of the obtained practical skills.
In article on the basis of the comparative analysis of training facilities for VZG radar «Voronezh-M» and «Voronezh-DM» discusses the concept and principles of standardized training systems for radar. Structurally in the composition of the training funds allocated two principal components: training facilities, including hardware and software, and training complex including training and methodological support for training at the training centers.
Based on the experience of development of training complexes for radar high factory readiness identified promising directions of improvement of training aids and their applications in higher military educational institutions.
REFERENCES
1. O merah po realizacii otdel'nyh polozhenij stat'i 81 Federal'nogo zakona ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii»/Prikaz Ministra oborony Rossijskoj Federacii ot 15 sentyabrya 2014 g. № 670. [About measures for implementation of separate provisions of Article 81 of the Federal Law of 29 December 2012 № 273-FZ «On Education in Russian Federation» / The Order of the Minister
of Defense of the Russian Federation of 15 September 2014. No. 670]. (In Russian)
2. Struchkov A. M._The development contradictions of computer training facilities for classroom training. Programmnye produkty i sistemy [Software & Systems]. 2013. No. 2. Pp. 55-60. (In Russian)
3. Pechnikov A. N., Vetrov Y. A. Proektirovanie i primenenie komp'yuternyh tekhnologij obucheniya [Design and application of computer training technology]. St. Petersburg: Baltic state technical University Publ., 2003. Pp. 12-13. (In Russian)
4. Tatarinov A. A. Analiz i ocenka tekhnicheskogo urovnya sushchest-vuyushchih UTS i drugih tekhnicheskih sredstv obucheniya [Analysis and evaluation of the technical level of the existing training tools and other technical training]. Sbornik statej 20 mezhvuzovskoj NTK VMIRE im. A.S. Popova [The collection of articles 20 interuniversity scientific and technical conference of VMIRE named after A. S. Popov]. St. Petersburg: Voenno-Morskoy Institut Radioelektroniki im. A. S. Popova Publ., 2009. Pp. 27-30. (In Russian)
5. Efremov O. Y. Voennaya pedagogika [Military pedagogy]. St. Petersburg: Piter, 2008. 640 p. (In Russian)
6. Skotnikov A. A., Pogrebnyak R. N. Puti trenazhernoj podgotovki vo-jsk. [The way of the army training]. Voennyj parad [Military parade]. 2007. No. 2 (80). Pp. 60-62. (In Russian)
7. Bashmakov A. I., Bashmakov I. A. Razrabotka komp'yuternyh ucheb-nikov i obuchayushchih system. [Development of computer textbooks and training systems]. Moscow: Filin", 2003. 616 p. (In Russian)
8. Rimashevsky A. A., Ilyin V. A., Pravodelov A. S. Komp'yuternye sistemy obucheniya i trenazha dlya voenno-morskih institutov [Computer systems of education and training for the naval institutes]. Morskoj sbornik [Sea collection]. 2006. No. 5. Pp. 32-35 (In Russian)
9. Logovsky A. S., Lepeshkin S. A., Shulga I. N., Bogomaz D. V. Osnovy postroeniya i funkcionirovaniya RLS VZG. [Fundamentals of construction and operation of radar stations of high factory readiness]. Monograph. Tver: Voennaya akademiya Vozdushno-kosmicheskoy Oborony Imeni Marshala Sovetskogo Soyuza G. K. Zhukova Publ., 2015. 204 p. (In Russian)
10. Logovsky A.S., Kovalchuk A. N., Pavlov V. A., Kharebin D. A. The concept of construction and application of automated training equipment in the educational process for training specialists for the exploitation of long range radar. T-Comm. 2016. Vol. 10. No. 4. Pp. 4-8. (In Russian)
11. Kurakin S.Z., Yakubovsky S. V., Ulisko M. N. Razrabotka koncepcii sozdaniya unificirovannyh uchebno-trenirovochnyh kompleksov dlya radiolokacionnyh stancij vysokoj zavodskoj gotovnosti [Development of the concept of standardized training systems for radar stations of high factory readiness]. T-Comm. 2016. Vol. 10. No. 6. Pp. 8-12. (In Russian)
12. Bugaev V.S., Kurakin S. Z., Miroshnichenko S. A., Yakubovsky S. V. Razrabotka koncepcii sozdaniya unificirovannyh uchebno-trenirovoch-nyh kompleksov dlya radiolokacionnyh stancij vysokoj zavodskoj got-
ovnosti. [The perspective directions of enhancement of trainer means for radar station of high factory readiness]. Sbornik statej «Sovremen-nye problemy sozdaniya i ehkspluatacii vooruzheniya, voennoj i spe-cial'noj tekhniki». 3 tom. Materialy III-j Vserossijskoj nauchno-prak-ticheskoj konferencii [The collection of articles "Modern problems of creation and operation of weapons, military and special equipment". 3 volume. Materials of the III All-Russian scientific and practical conference]. St. Petersburg: VKA of A. F. Mozhaysky, 2017. Pp. 354-359. (In Russian)
13. Bugaev V.S., Kurakin S. Z., Yakubovsky S.V. Opyt sozdaniya i naprav-leniya razvitiya uchebno-trenirovochnyh sredstv radiolokacionnogo vooruzheniya vysokoj zavodskoj gotovnosti [The experience of creating and directing the development of training and training facilities for radar weapons of high factory readiness]. Sbornik nauchnyh trudov«Problemy oboronosposobnosti i bezopasnosti» [The collection of scientific works "Problems of Defense and Security"]. Moscow: FGBNU "Expert Analytical Center", 2015. No. 14. Pp. 224-231. (In Russian)
14. Bugaev V.S., Kurakin S. Z., Yakubovsky S. V. Razrabotka program-mnyh sredstv avtomatizacii podgotovki ehkspluatiruyushchego per-sonala radiolokacionnyh stancij vysokoj zavodskoj gotovnosti. [Development of software to automate the training of operating personnel of radar stations of high factory readiness]. Sbornik nauchnyh trudov «Problemy oboronosposobnosti i bezopasnosti» [The collection of scientific works "Problems of Defense and Security"]. MoscowExpert-Ana-lytical Center, 2016. No. 16. Pp. 185-196. (In Russian)
15. Bugaev V.S., Kurakin S. Z., Yakubovsky S. V. Sozdanie uchebno-tre-nirovochnyh sredstv radiolokacionnyh stancij vysokoj zavodskoj gotovnosti. [Creation of educational and training facilities of radar stations of high factory readiness]. Nauchno-tekhnicheskij sbornik trudov nauch-no-tekhnicheskoj konferencii «Problemy sozdaniya i ispytanij vooruzhenij raketno-kosmicheskoj oborony» [Scientific and technical collection of works of scientific and technical conference "Problems of creation and testing of weapons of rocket and space defense"]. Moscow: Central Research Institute of the Air Forces of the Ministry of Defense of the Russian Federation, 2016. Pp. 161-169. (In Russian)
INFORMATION ABOUT AUTHORS:
Onufrey A.Yu., PhD, professor, leading researcher of the Military Institute (research and development) Mozhaisky Military Space Academy; Kakaev V.V., PhD, docent, head of department of the Military Institute (research and development) Mozhaisky Military Space Academy; Kurakin S.Z., PhD, docent, head of sector of the St. Petersburg branch Joint Stock Company «Academician A.L. Mintz Radiotechnical institute»; Ershov Yu. A., PhD, head of the group of the department of the Main Department of research and technological support of advanced technologies (innovative research) of the Ministry of defense of the Russian Federation.
For citation: Onufrey A.Yu., Kakaev V.V., Kurakin S.Z., Ershov Yu. A. Perspectives of application of educational-trainer means for training of military specialists in higher educational institutions. H&ES Research. 2018. Vol. 10. No. 4. Pp. 55-63. doi: 10.24411/2409-5419-2018-10097 (In Russian)