ОРГАНИЗАЦИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ СРЕДСТВАХ В ИНТЕРЕСАХ ЭКСПЛУАТАЦИИ РЛС ДАЛЬНЕГО ОБНАРУЖЕНИЯ
Логовский Алексей Станиславович,
к.ф.-м.н., главный конструктор ОАО «Радиотехнический институт имени академика А.Л.Минца», г. Москва, Россия, [email protected]
Харебин Денис Александрович,
начальник отдела ОАО «Радиотехнический институт имени академика А.Л.Минца», г. Ростов-на-Дону, Россия
Аннотация
В условиях необходимости качественного обучения специалистов вопросам эксплуатации РЛС дальнего обнаружения целесообразно максимально применять методы автоматизированного обучения. По результатам создания и испытаний радиолокационных станций дальнего обнаружения в ОАО РТИ была разработана и внедрена концепция тренировок специалистов, которая может стать основой для организации автоматизированного обучения в военных учебных заведениях. Предлагаемая концепция определяет структуру учебно-методических материалов, а также состав и структуру необходимых учебно-тренировочных средств.
Ключевые слова: учебно-тренировочные средства (УТС); радиолокационная станция (РЛС); автоматизированное обучение.
Введение
Непрерывное развитие и повышение сложности современных радиоэлектронных средств (РЛС дальнего обнаружения) предъявляет повышенные требования к качеству подготовки эксплуатирующих специалистов. От специалистов требуется понимание принципов функционирования, знание структуры и правил эксплуатации РЛС дальнего обнаружения. Возникает потребность в повышении квалификации специалистов и средствах объективного контроля уровня подготовки.
Одной из самых распространённых и эффективных считается подготовка с применением методов классической системы обучения.
Классическая система обучения, лишь формально разделяющая формы и процесс обучения на лекционные, практические и лабораторные занятия. В сочетании с принятым в русской высшей школе синтетическим методом преподавания, классическая система образования позволяет выращивать действительно высококлассных специалистов с широким кругозором и глубокими знаниями.
Основное достоинство классической системы обучения — возможность живого общения обучаемых со специалистами высочайшего класса, как правило, сочетающими преподавание с интенсивной научной и инженерной работой. Благодаря живому общению с лекторами и ассистентами обучаемые получают необходимые сведения, и могут сразу же с помощью опытного наставника найти ответы на интересующие их вопросы, что позволяет реализовать в процессе обучения подлинную обратную связь между обучаемыми и преподавателями. Под влиянием последних достижений науки и благодаря наличию живой обратной связи с аудиторией опытный лектор постоянно обновляет содержание лекционного курса и наполнение практических и лабораторных занятий (при этом он отчасти учитывает потребности аудитории и уровень ее подготовленности).
Следует, впрочем, понимать, что классическая система может работать с высокой отдачей только при наличии преподавателей достаточно высокого класса, имеющих время и возможность работы с обучаемыми, обладающими энцикло-
педическими знаниями в выбранной предметной области, как правило, ведущих собственные научные исследования, способных мобильно откликаться на новейшие достижения и отражать их результаты в лекционном курсе и других дидактических материалах.
Недостатки классической системы обучения:
1. Высокая степень трудозатрат и как следствие высокая стоимость обучения.
2. Громоздкость и малоподвижность системы в целом, неспособность к быстрым кардинальным изменениям структуры и наполнения используемых дидактических материалов.
3. Слишком очевидная субъективность оценки уровня подготовленности обучаемых и грубость реально используемой шкалы оценок.
Ввиду перечисленных недостатков классическая система обучения не может быть реализована при обучении специалистов на территориально удаленных стационарных и перебазируемыхРЛС.
Исследования методологии подготовки специалистов на работающих ныне РЛС, основанных по большей части на классической системе обучения и методах самостоятельного обучения, приводят к пониманию необходимости принятия незамедлительных мер по повышению уровня и сокращению сроков подготовки.
Размещенные в труднодоступных местах РЛС дальнего обнаружениядолжны быть оснащены средствами автоматизированного обучения и повышения квалификации специалистов -учебно-тренировочным комплексом (УТК). Применение современного автоматизированного УТК нивелирует недостатки классического обучения и позволяет[6]:
1. В 2-3 раза сократить сроки подготовки.
2. Получить количественную оценку уровня подготовки.
3. Сократить трудозатраты на обучение, за счет снижения «педагогической» нагрузки на опытных квалифицированных специалистов-наставников.
4. Снизить аварийность1 систем и устройств РЛС, повысить безопасность их применения и надежность функционирования.
Функциональные возможности УТК РЛС
Учебно-тренировочный комплекс предназначен для подготовки, повышения квалификации, отработки слаженности и поддержания уровня постоянной боеготовности боевых расчетов РЛС дальнего обнаружения.
Автоматизированные средства УТК с размещенным на них соответствующим учебно-методическим комплектом должны обеспечивать проведение курсов подготовки следующих специалистов:
- боевой расчет командно-оперативного пункта: командир дежурных сил (КДС); старший помощник командира дежурных сил (СП КДС); дежурный инженер (ДИ);
- начальники отделов отдельного радиотехнического узла (ОРТУ): начальник отдела передающих и приемных АФУ; начальник отдела аппаратуры командного пункта, вычислительного комплекса, системы передачи данных и систем единого времени; начальник энерго-механического отдела.
УТК должен обеспечивать возможность проведения автоматизированного обучения личного состава ОРТУ Обучение должно осуществляться с применением функционального подхода. Сущностью функционального подхода является проведение специализированной подготовки обучаемых или групп обучаемых в зависимости от своих функциональных обязанностей. Для подготовки специалистов должны быть разработаны специализированные курсы обучения, изучение которых позволит им четко выполнять должностные обязанности по эксплуатации и поддержанию постоянной боевой готовности ОРТУ
Структура и состав УТК РЛС
Структура УТК:
- комплект аппаратуры;
- комплект программного обеспечения;
- комплект учебно-методических материалов и эксплуатационной документации;
- дополнительные средства обучения.
Состав определяется исходя из задач, поставленных перед УТК. Выделено три варианта комплектации УТК:
- комплектация ОРТУ — УТК для подготовки, отработки слаженности и постоянному поддержанию боеготовности боевого расчета конкретного ОРТУ;
- комплектация ОЭК — УТК для подготовки специалистов в рамках проведения эксплуатационных практик офицеров войсковых частей, эксплуатирующих РЛС ВЗГ на базе опытно-эксплуатационных комплексов (ОЭК) промышленности. На базе ОЭК так же может проводиться обучение сотрудников эксплуатационных отделов;
- комплектация ВУЗ — УТК для подготовки командного и технического персонала РЛС ВЗГ на базе специализированных кафедр военных академий.комплекгацией УУТК РЛС ВЗГ.
'Снижение аварийности достигается повышением уровня подготовки личного состава войсковой части, эксплуатирующей РЛС дальнего обнаружения.
Рассмотрим состав каждого варианта комплектации УУТК:
1. Комплектация ОРТУ Комплект аппаратуры:
- 6 рабочих мест обучаемых (РМО) с штатными ВС конкретного ОРТУ;
- 1 рабочее место педагога-инструктора (РМИ) с штатными ВС конкретного ОРТУ;
- штатные ВС для размещения программного обеспечения УУТК;
- штатные ВС для размещения КИМС;
- средства коллективного отображения информации;
- принтер.
Комплект программного обеспечения:
- общесистемное программное обеспечение (ОСПО) — заимствуется из состава конкретного ОРТУ;
- ФПО отображения и диалога — заимствуется из состава конкретного ОРТУ;
- комплекс имитационных средств (КИМС) — заимствуется из состава конкретного ОРТУ;
- ФПО учебно-тренировочного комплекса.
Комплект учебно-методических материалов и эксплуатационной документации:
- учебно-методические, справочные и контрольные материалы конкретного ОРТУ;
- комплект эксплуатационной документации конкретного ОРТУ План размещения УТК в БВМ ОРТУ приведен в приложении Б.
2. Комплектация ОЭК Комплект аппаратуры:
- 6-12 РМО на промышленных ВС;
- 1 РМИ на промышленных ВС;
- промышленные или штатные ВС для размещения программного обеспечения УУТК;
- штатные и промышленные ВС для размещения КИМС;
- средства коллективного отображения информации;
- принтер.
Комплект программного обеспечения:
- ОСПО промышленное или заимствованное из состава ОРТУ;
- ФПО отображения и диалога — заимствуется из состава ОРТУ;
- комплекс имитационных средств (КИМС) — заимствуется из состава ОРТУ;
- ФПО учебно-тренировочного комплекса.
Комплект учебно-методических материалов и эксплуатационной документации:
- учебно-методические, справочные и контрольные материалы набора ОРТУ;
- комплект эксплуатационной документации конкретного набора ОРТУ
3. КомплектацияВУЗ. Комплект аппаратуры:
- РМО на промышленных ВС. Количество РМО определяется исходя из потребностей кафедр ВУЗа;
- 1 РМИ на промышленных ВС;
- промышленные ВС для размещения программного обеспечения УУТК;
- промышленные и/или штатные ВС для размещения КИМС;
- расширенный набор средств коллективного отображения информации;
- принтер.
Комплект программного обеспечения:
- промышленное ОСПО, пригодное для установки программного обеспечения ОРТУ;
- ФПО отображения и диалога — заимствуется из состава ОРТУ;
- комплекс имитационных средств (КИМС) — заимствуется из состава ОРТУ;
- ФПО учебно-тренировочного комплекса.
Комплект учебно-методических материалов и эксплуатационной документации:
- учебно-методические, справочные и контрольные материалы ВУЗа;
- комплект эксплуатационной документации конкретного набора ОРТУВ результате проведенной классификации выделено три варианта комплектации УУТК:
Основная нагрузка при разработке инструментария УТК ложиться на функциональное программное обеспечение (ФПО) учебно-тренировочного комплекса.
Функциональное программное обеспечение УТК
ФПО УТК должно разрабатываться на основе клиент-серверной технологии[7] и соответствовать требованиям:
- модульность построения;
- максимальная функциональная инкапсуляция;
- единый пользовательский интерфейс для всего процесса обучения вне зависимости от типа контента (теоретический, практический или контрольный);
- применение шаблонного построения.
В ФПО УТК реализованы следующие функциональные возможности [2]:
- формирование специализированных дисциплин и курсов обучения;
- обеспечение проведения и контроль результатов обучения по специализированным курсам:
- проведение теоретического обучения;
- предоставление расшифровки и описания специализированных аббревиатур и терминов, применяемых в обучающих материалах (глоссарий);
- возможность просмотра эксплуатационной документации изделия;
- контроля уровня усвоения знаний основанного на современных моделях теории педагогических измерений [3], в том числе применение технологии адаптивного тестового контроля [4];
- проведение практического обучения и тренировок в объеме, предусмотренном учебно-методическим комплексом (УМК);
- проведение контрольных мероприятий по оценке практических навыков работы, полученных в УТК в результате практического обучения и тренировок;
- построение рейтинга успеваемости учащихся на основе норматирвно-ориентированной оценки;
- генерация индивидуальных и групповых отчетов о результатах контрольных мероприятий пройденных в курсах обучения;
- обеспечение повторения изученных материалов, проведение теоретического и практического обучения с применением адаптивных технологий и тестирования на основе гетерогенных тестов;
- разграничение прав доступа пользователей к информационным ресурсам и функциональным возможностям ФПО УТК на основе гибридной модели, основанной на ролевой, групповой и мандатной моделях доступа;
- добавление и редактирование учётных записей пользователей с возможностью указания роли(ей) и принадлежности к группе(ам);
- добавление и редактирование и удаление учебных и контрольных материалов в/из базы данных ФПО УТК;
- добавление и редактирование терминов и аббревиатур в/из глоссария;
- добавление комментариев к обучающим и контрольным материалам;
- импортирование и экспортирование обучающих материалов и курсов;
- сохранение информации о действиях пользователей: вход и выход; запрос обучающих материалов; добавление и редактирование обучающих материалов; добавление и редактирование учетных записей пользователей.
- добавление официальной эксплуатационной документации изделия;
- добавление и редактирование рабочей версии эксплуатационной документации с учетом схемы деления и структуры изделия.Струкгурная схема ПО УТК приведена на рис. 1.
Для каждого пользователя (субъекта) системы определить правила доступа к информационным и функциональным ресурсам системы. Управление доступом к ресурсам системы должно быть основано на гибридной модели, включающей положения ролевой, групповой и мандатной моделей. Для удобства управления процессом специализированной подготовки должна быть реализована возможность объединения пользователей в группы. Группе пользователей могут назначаться курсы обучения, необходимые для получения необходимых знаний, навыков и умений (компетенций).
Для определения ролевой составляющей[10] (англ.Ко1еВазеёАссе88Соп1го1, КВАС) модели обеспечения доступа используются следующие соглашения:
- 8= субъект (англ.8иЬ]ес1;) — пользователь;
- Я = роль (англ.го1е)—рабочая функция или название, которое определяется на уровне авторизации (множество ролей);
- Р = разрешения (англ.регшззюш) — разрешение доступа к объекту (ресурсу или функционалу) системы;
- 8Е = сессия (англ.зеззюп) — соответствие между 8, Я и/или Р;
- 8А = назначение субъекта (англ.8иЬ]ес1а8з1^теп1;);
- РА:Я^2Р — функция, определяющая для каждой роли множество прав доступа; при этом для каждого р е Р существует геИ такая, что р е РА(г); (aнгл.permissionassignment);
- один субъект может иметь несколько ролей;
- одну роль могут иметь несколько субъектов. При записи в нотации теории множеств:
- РА сРхЯ, при этом разрешения и роли находятся в отношении «многие ко многим».
- 8А с 8 х Я, при этом субъекты и роли находятся в отношении «многие ко многим». В ФПО учебно-тренировочного комплекса определены следующие роли (Я):
Рис. 1. Структурная схема ФПО УТК
1) «Обучаемый» -роль пользователя (субъекта) системы автоматизированной подготовки специалистов, в задачи которого входит изучение курсов обучения в целях приобретения знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей специалиста конкретной области[5].
2) Япи - «Педагог-инструктор» - роль пользователя (субъекта) системы автоматизированной подготовки специалистов, в задачи которого входит контроль за процессом обучения «обучаемых». Шаблон роли «педагог-инструктор» с описание правд доступа к ресурсам и функциональным возможностям представлен на рис. 2.
3) Яред - «Редактор» м роль субъекта составителя курсов обучения и/или лица уполномоченного вносить изменения в содержание курса и других информационных материалов базы данных УТК. Целевое назначение курсов обучения.
4) - «Администратор» - управляющий учетными записями пользователей любого типа.
5) - «Руководитель» - пользовательосуществляющийконтроль за процессом обучения. В процесс обучения вовлечены пользователи - «обучаемые» и «педагоги-инструкторы». Руководитель так же имеет возможность контролировать процессы работы с курсами обучения, прочими информационными материалами, и манипуляции с учетными записями пользователей.
Пользователь (субъект) системы может обладать одной или несколькими ролями одновременно. Например: пользователь может совмещать роли Я иЯ .
1 пи ред
Назначение ролей контролирует пользователь обладающий ролью Я
Как уже упоминалось, при необходимости, одному субъекту системы могут быть назначены все имеющиеся роли системы.
В целях обеспечения гибкости и удобства управления процессом разграничения доступа субъектов к объектам системы к реализации ролевой модели добавлены группы (рис. 2):
- 0 = совокупность субъектов (англ.^оир) — группа пользователей;
- один субъект может входить в несколько групп;
G
Группа
S
Пользователь
R
Роль
P Объект
Права Ресурсы и функционал
Рис. 2. Схема отношений объединенной групповой и ролевой модели УТК
- одна группа может включать несколько субъектов. Для групп определены следующие отношения:
- ОА сСх8, при этом группы и субъекты находятся в отношении «многие ко многим».
Пользователи объединяются в группы по должностному признаку. Группе пользователей назначаются курсы обучения, необходимые для получения требуемого уровня знаний, навыков и умений (компетенций), соответствующие должностным обязанностям обучаемого специалиста.
В ФПО УКТ реализована возможность размещения обучающих и контрольных материалов. Обучающие и контрольные материалы должны представляться в ФПО УТК в виде отдельных дидактических элементов.
Виды дидактических элементов[8]:
«Лекция» — набор текстовых, графических и прочих информационных материалов, необходимых для проведения теоретической подготовки обучаемых.
«Демонстрация» —набор слайдов для проведения занятий с группой обучаемых;
«Тестовое задание» —текст задания и набор вариантов ответов, один или несколько из которых являются верными, остальные — дистракторами;
«Тест» —интерактивный элемент, содержащий набор тестовых заданий по определённой тематике, предназначенный для оценки уровняусвоения материалов обучения)[9];
«Практическое занятие» — интерактивный элемент, содержащий набор материалов и программных компонентов, необходимых для проведения пракгическойи тренажной подготовки обучаемых[1];
«Практический контроль» — интерактивный элемент, содержащий набор материалов и программных компонентов, необходимых для оценки уровня практической подготовки обучаемых.
Для удобства работы с большим количеством тестовых заданий реализована возможность их группирования в наборы. Пользовательский интерфейс ФПО УТК строится на основе базового шаблона страницы, приведенного на рис. 3. Однако для каждой роли разработаны индивидуальные настройки и разработка специализированных частей программного
Статус системы
Информация о пользователе / Кнопка выхода
УТК: Редактирование
Вы зашли под именем Денис Гаврилов (Выход)
Основное поле работы с контентом
Панель функциональная
Панель функци
Уведомления
Уведомления
Меню
Навигация
Рис. 3. Базовый шаблон пользовательского интерфейса ФПО УТК
интерфейса, учитывающие права доступа к информационным и функциональным ресурсам. Описание прав ролей приведено в табл. 2.
Таблица 3. Таблица описания прав ролей в ФПО УТК
Дидактические элементы Обучаемый Педагог-инструктор Редактор Руководитель
Обучение
Лекция Просмотр Просмотр Редактирование Просмотр
Демонстрация Просмотр Просмотр (чтение лекции), проведение занятий с применением средств коллективного отображения информации Редактирование Просмотр
Практическое занятие Прохождение Запуск и управление процессом проведения практических занятий. Редактирование Просмотр описания
Контроль
Тест Прохождение. Просмотр результатов пройденных тестов Просмотр результатов тестирования. Индивидуальный отчёт по обучаемому. Групповой отчёт по группе обучаемых. Редактирование теста. Просмотр результатов тестирования Просмотр отчетов по результатам тестирования. Индивидуальный отчёт; Групповой отчёт.
Тестовые задания Выполнение в составе теста Просмотр параметров тестового задания. Редактирование тестового задания. Просмотр характеристик тестового зяляния Просмотр характеристик наборов тестовых заданий.
Практический контроль Прохождение: — индивидуальное; — в составе боевого расчета. Просмотр результатов прохождения. Запуск, управление, контроль прохождения обучаемыми практического контроля. Просмотр результатов — индивидуальных; — по слаженности Редактирование. Просмотр результатов прохождения практического контроля Просмотр результатов практического контроля. Отчёты: — по обучаемым; — по дисциплинам.
В ФПО УТК реализован функционал формирования курсов обучения из введенных ранее обучающих и контрольных материалов. Курс состоит из набора дисциплин. Требуется предусмотреть два варианта представления структуры дисциплины обучения:
- в виде ориентированного графа для пользователя имеющего роль «Педагог-инструктор»;
- в виде дерева для пользователя имеющего роль «Обучаемый».
Основным является представление дисциплины в виде ориентированного графа, узлами которого являются дидактические элементы или объединительные узлы, а при помощи рёбер определяется последовательность изучения материалов дисциплины курса обучения.
Древовидное представление статической дисциплины строится автоматически из имеющегося ориентированного графа учебной дисциплины с последовательно следующими дидактическими элементами. Корень дерева — наименование дисциплины обучения. Узлы — наименование тем и подтем обучения. Листья — дидактические элементы.
Заключение
Результаты анализа применения различных подходов к обучению специалистов, эксплуатирующих РЛС дальнего обнаружения, подтверждают эффективность применения автоматизированных средств обучения на базе УТК.
Применение УТКдля подготовки специалистов эксплуатирующих РЛС позволяет:
- существенно (в 2-3 раза) сократить сроки подготовки специалистов;
- осуществлять подготовку специалистов для эксплуатации различных РЛС;
- снизить аварийность РЛС, повысить безопасность применения и надежность функционирования.
Имеющиеся функциональные возможности УТК теоретического и практического обучения и объективного контроля
уровня усвоения знания и навыков, в совокупности с непрерывным их расширением, позволяют говорить о его применимости в подготовке специалистов в военных учебных заведениях.
Список литературы
1. СкотниковА., Погребняк Р. Пути тренажерной подготовки войск // Военный парад. — Апрель 2007.
2. Логовский A.C., Якубовский С. В., БогомазД. В., ХаребинД. А. Особенности построения и применения учебно-тренировочных комплексов радиоэлектронных изделий высокой заводской готовности II Сборник материалов II всероссийской научно-технической конференции РТИ Системы ВКО-2014. М. Изд-во: Радиотехника. 2014. С. 326-336.
3. ЧелышкоеаМ.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов, М.: Логос. 2002. 432 с.
4. КачаловД. В. Монография.«Концепция формирования педагогической культуры у студентов ВУЗа — будущих учителей в инновационной образовательной среде». Изд-во «Академия естествознания», 2011. URL: http://www.rae.ru/ monographs/125.
5. ХаребинД. А. Автоматизированная система расширения границ потенций, обмена опытом и повышения квалификации специалистов высокотехнологичных отраслей II Лучшие инженерно-технические кадры России. Сборник статей победителей национальной научно-технической конференции, www.nntk2011.ru, 2011. С. 19-23.
6. ХаребинД.А. Автоматизированная система дистанционного образования как инструментарий повышения квалификации специалистов высокотехнологичных сфер II Фундаментальные и прикладные проблемы современной техники. Сборник работ лауреатов конкурса молодых ученных имени академика И. И. Воровича (14 выпуск). Ростов-на-Дону: Изд-во Северокавказского научного центра высшей школы ЮФУ 2011. С. 111-122.
7. БашмаковА.И., БашмаковИ.А. Разработкакомпьютерныхучебниковиобучающихсистем. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ». 2003. 616С.
8. Приказ МО РФ № 670 от 15 сентября 2014 г. «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
9. Айсмонтас Б. Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. 208 с.
10. Павлов А. Ролевая модель доступа. Инвентаризация прав доступа II Сайт аналитического центра Anti-Malware.ru. URL: http://www.anti-malware.ru/node/13626.
THE ORGANIZATION OF THE AUTOMATED TRAINING ON EDUCATIONAL
AND TRAINING MEANS IN INTERESTS OF OPERATION RLS OF DISTANT DETECTION
Logovsky Alexey Stanislavovich,
Moscow, Russia, [email protected]
Harebin Denis Aleksandrovich,
Rostov-on-Don, Russia
Abstract
In terms of the need of qualitative training of specialists in the operation of long-range radar expedient as possible to apply methods of automated learning. Accordingtotheresults of building and testing of radar stations of distant detection in RTI was developed and implemented the concept of training of specialists, which can become the basis for automated training in military educational institutions. The proposed concept defines the structure of teaching materials, as well as the composition and structure of the necessary training equipment.
Keywords: training aids; radiolocationg station; automated training. References
1. Scotnikov А., Pogrebnyak R. Ways of training preparation of armies. Military parade. April 2007. (In Russian)
2. Logovskiy А.S., Yakubovsky S.V., Bogomaz D.V., Harebin D.A. Features of construction and application of educational and training complexes of radio-electronic products of high factory readiness. Collection of materials II of the RTI All-Russia scientific and technical conference of System ВКО-2014. М. publishing house: Radio engineering. 2014. pp. 326-336. (In Russian)
3. Chelyshkova M. B. Theory and practice of designing of pedagogical tests, М.: Logos. 2002. P. 432. (In Russian)
4. Kachalov D.V. Monograph. «The concept of formation of pedagogical culture at students of HIGHER EDUCATION INSTITUTION - future teachers in the innovative educational environment». Publishing house «Natural sciences academy», 2011. URL: http://www.rae.ru/monographs/125. (In Russian)
5. Harebin D.A. The automated system of borders expansion of potentialities, exchange of experience and professional development of experts of high-technology industries. The best technical shots of Russia. Collection of winners articles of national scientific and technical conference. www.nntk2011.ru, М. 2011. pp. 19-23. (In Russian)
6. Harebin D.A. The automated system of remote education as tools of professional development of experts of hi-tech spheres. Fundamental and applied problems of modern equipment. Collection of winners works of competition of young scientists of a name of the academician I.I. Vorovich. Rostov-on-Don: publishing house North Caucasian scientific center of the higher school of YuFU. 2011. pp. 111-122. (In Russian)
7. Bashmakov A.I., Bashmakov I. А. Development of computer textbooks and training systems. М.: Information publishing house «Filin'». 2003. P. 616. (In Russian)
8. The order MO Russian Federation No. 670 from September 15, 2014. «About measures for implementation of separate provisions of article 81 of the Federal law from December 29, 2012 of No. 273-FZ «About education in the Russian Federation». (In Russian)
9. Aysmontas B.B. Pedagogical psychology: Schemes and tests. М.: publishing house VLADOS-PRESS, 2002. P. 208. (In Russian)
10. Pavlov А. Role model of access. Inventory of access rights. Site of the analytical center Anti-Malware.ru. URL: http:// www.anti-malware.ru/node/13626. (In Russian)
Information about authors:
Logovsky A.S., candidate of the physicist and technical science, chief designer Radio engineering institute name of academician A.L.Mints» Moscow, Russia, [email protected];
Harebin D.A., head of department Radio engineering institute of a name of academician A.L.Mints. Rostov-on-Don, Russia.