Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki.com/ 2017, Том 5, №2 (март - апрель) http://mir-nauki.com/vol5-2.htmI URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/60PSMN217.pdf Статья опубликована 26.05.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:
Зуйкова А.А., Сафронов А.И. Перспективы применения темпоральных характеристик при разработке программ профилактики зависимого поведения несовершеннолетних в образовательных организациях // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, №2 http://mir-nauki.com/PDF/60PSMN217.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 159.9
Зуйкова Анна Александровна
ГОУ ВО МО «Государственный социально -гуманитарный университет», Россия, Коломна
Доцент кафедры «Социальной педагогики» Кандидат психологических наук E-mail: [email protected]
Сафронов Алексей Игоревич
ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет», Россия, Коломна
Младший научный сотрудник Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
Перспективы применения темпоральных характеристик при разработке программ профилактики зависимого поведения несовершеннолетних в образовательных организациях
Аннотация. В настоящей статье рассматривается проблема употребления и распространения психоактивных веществ в подростково-молодежной среде. На основе проведенного исследования интернет-запросов в поисковой системе «Яндекс» и анализа программ профилактики зависимого поведения в образовательной среде, авторами предпринята попытка учета темпорального компонента при разработке программ и мероприятий по предупреждению употребления психоктивных веществ. Предполагается, что данный компонент наряду с наиболее часто встречающимися компонентами моделей и концепций профилактик такими как: содержательный компонент, целевой компонент, огранизационный компонент, деятельностный компонент позволяет более эффективно решать профилактические задачи. В процессе проведенного исследования, авторами выявлено наличие пиковых сезонных изменений интереса анонимной аудитории к поиску определенных семантических элементов, связанных с вовлеченностью в проблему употребления психоактивных веществ, при этом структура и содержание проанализированных программ профилактики зависимого поведения в образовательных организациях представлены как линейный процесс, в котором фактор времени носит стихийных характер. Полученные данные позволили констатировать тот факт, что субъекты профилактики уделяют недостаточное внимание темпоральной характеристики профилактической работы с детьми и подростками в образовательной организации.
Ключевые слова: темпоральность; зависимое поведение; профилактика зависимого поведения; семантические единицы; контент-анализ; субъект профилактики; темпоральный подход
2017, Том 5, №2 (499) 7SS SG 99
научный интернет-журнал ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki. com
Проблема употребления и распространения психоактивных веществ на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных для современного Российского общества. Ее междисциплинарный характер отражается в растущем интересе ученых к поиску и разработке диагностического, профилактического, коррекционно-реабилитационного,
психотерапевтического инструментария не только в рамках, но и на стыке медицины, психологии, педагогики, права, социологии [7, 8, 10]. Анализ современных исследований и статистических данных показывает, что распространение и употребление психоактивных веществ в подростково-молодежной среде выступает показателем социальной деструктивности, роста криминализации общества. Следовательно, профилактика как направление психологической помощи, выступает важнейшим элементов не только воспитательной работы субъектов системы образования, но и также не теряет своей актуальности при развитии асоциального сценария взаимодействия личности и правового поля [3; с. 67], [4; с. 38], [11; с. 37] и требует постоянного совершенствования системы профилактических мероприятий.
В психолого-педагогической науке предпринимаются попытки разрабатывать различные модели профилактики зависимого поведения детей и подростков, с учетом специфики условий их реализации: образовательная модель профилактики (Бойков А.Е., 2014); модель адаптивного функционального копинг-поведения (Симатова О.Б., 2009); психолого-педагогическая модель профилактики (Краснова А.А., 2017); концептуальная модель профилактики (Сирота Н.А., Ялтонский В.М. 2006). А также, модели, позволившие заложить основы зарубежным направлениям превенции зависимого поведения: модель разработанная Национальным институтом по злоупотреблению алкоголем США (NIAAA, 1975) и модель предложенная Национальным институтом по злоупотреблению наркотиками США (NIDA, 1979) [14, 15].
Существующие подходы к пониманию профилактической деятельности, по мере своего развития, пытаются учитывать множество различных характеристик. Наиболее часто характеристики моделей как вариативная совокупность отличительных свойств категорий «профилактика» и «концепция профилактики» представленными следующими компонентами: содержательный компонент, целевой компонент, огранизационный компонент, деятельностный компонент.
На наш взгляд, существует необходимость введения в научный оборот также и темпорального компонента.
Темпоральность (от англ. tempora - временные особенности) - временная сущность явлений, порожденная динамикой их особенного движения, в отличие от тех временных характеристик, которые определяются отношением движения данного явления к историческим, астрономическим, биологическим, физическим и другим временным координатам [9, 1З]. В современной философской культуре понятие темпоральности вошло через экзистенциалистскую традицию, в которой темпоральность человеческого бытия противопоставляется вещи, отчужденному, бескачественному, навязчивому, подавляющему времени. В феноменологически ориентированной социологии, а также в психологии и культурологии понятие темпоральности широко используется для описания таких динамических объектов, как личность, социальная группа, класс, общество, ценность («полные социальные явления» Д. Гурвича). Идея анализа взаимодвижущихся социальных явлений через сопоставление их темпоральности легла в основу методологии темпорального анализа [2].
В зарубежной литературе «темпоральность» раскрывается через категории «time» (время) и «period» (период), акцентирует внимание на учете временных характеристик при разработке программ превенции зависимого поведения в учебной и вне учебной (досуговой) деятельности, разработке соответствующих мероприятий [18; с. 53, 79]. Кроме того, отмечается, что программы просвещения по вопросам наркотиков должны иметь последовательность,
Мир Науки
Мир Науки
прогрессию и непрерывность с течением времени на протяжении всей учебы [18; с. 36]. Существенное значение приобретает необходимость учета фактора времени в учебном плане для решения задач по профилактике зависимого поведения [17; с. 38].
Также, целесообразность реализации оздоровительных и профилактических программ в кризисные периоды подросткового возраста описана Национальным институтом зависимого поведения (Rockville, Maryland 1985) [16].
Вариативность применения термина «темпоральность» в современной психологии указывает на растущий интерес исследователей к роли времени в изучении системы человек-среда.
В интересах совершенствования системы профилактики наркозависимого поведения среди детей и подростков, на первом этапе исследования, нами была предпринята попытка проследить динамику интереса потенциальных групп риска к проблеме психоактивных веществ путем анализа статистики анонимных запросов, находящейся в открытом доступе, в поисковой службе «Яндекс» за 2016-2017 гг. (см. рисунок 1 (рисунок автора)).
Рисунок 1. Пример скриншота запроса семантической единицы «наркотики»
в поисковой службе «Яндекс»
Произвольный выбор семантических единиц («спайсы», «наркотики», «купить наркотики», «купить спайсы», «вайп») показал, что существуют пиковые сезонные изменения интереса анонимной аудитории к поиску определенных семантических элементов, связанных с проблемой вовлеченности в проблему употребления психоактивных веществ.
Данные, представленные на рисунке 2 (рисунок автора), указывают на наличие всплесков активности по анонимным запросам в поисковой системе «Яндекс» семантических единиц, связанных с употреблением психоактивных веществ в определенных месяцах, а именно: сентябрь-ноябрь и февраль-март.
♦ купить спайсы
—■— купить вайп
А купить наркотики
—х— как сделать наркотики дома
ж что делать если реб-к употр.наркотики
Рисунок 2. Сводные данные популярности анонимных запросов связанных с употреблением психоактивных веществ в поисковой системе «Яндекс» за 2016 год
На наш взгляд всплеск популярности запросов в течение временных отрезков сентябрь-ноябрь и февраль-март может быть связан с изменением адаптационных возможностей субъектов учебной и учебно-профессиональной деятельности, которые составляют наиболее активную часть населения по использованию сети «Интернет». Данное предположение подкрепляется проведенными исследованиями в области медицины (Губин Г. Д., 2002; Жмуров В.А., 2012), психологии и педагогики (Агаджанян, Радыш И.В., Игнатьев Л.И., 2012), в которых отмечается, что существуют корреляционные связи между процессом адаптации и сезонными биоритмами, а также активацией стрессовых реакций при взаимодействии с окружающей средой [1, 5, 6].
В то же время, по мнению ряда авторов (Менделевич В.Д., Сирота Н.А., Ялтонский В.М. и др.), субъекты учебной и учебно-профессиональной деятельности потенциально составляют так называемую группу риска, которая может быть вовлечена в процесс экспериментирования с психоактивными веществами в немедицинских целях [12]. Данную гипотезу целесообразно учитывать при разработке программ и моделей профилактики зависимого поведения от психоактивных веществ.
На втором этапе исследования, с целью анализа представленности темпоральной характеристики в программах профилактики зависимого поведения образовательных организаций, а также раскрытия ее содержания, нами с помощью методов рандомизации и контент-анализа 36 муниципальных программ профилактики употребления психоактивных веществ образовательных организаций Воскресенского района Московской области, где нами были вычленены 3 группы семантических элементов:
1. Группа семантических элементов по периодам учебного года (начало учебного года, окончание учебного года, каникулы, период (периодически);
2. Группа семантических элементов по периодам проведения профилактических мероприятий (время, учебный год, день, неделя, месяц);
3. Группа семантических элементов по месяцам года (сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август).
Описанные группы семантических элементов профилактических программ образовательных организаций графически представлены на рисунках 1, 2, 3.
Анализ семантических элементов по периодам учебного года показывает, что приоритетными единицами профилактических мероприятий являются «Период
Мир Науки
(периодически)» (контент-показатель рисунок 3 (рисунок автора)).
22) и «Каникулы» (контент-показатель - 11) (см.
«
» I
в н н ^
О
В"
а
ч
о
и
Группа семантических элементов по периодам учебного года
30 20 10 0
Начало учебного года
Окончание учебного года
Каникулы
Период (периодически)
Рисунок 3. Группа семантических элементов по периодам учебного года
В группе семантических элементов по периодам проведения профилактических мероприятий приоритетные единицы, наряду с единицей «Время» (контент-показатель - 93), стали «День» (контент-показатель - 15), «Учебный год» (контент-показатель - 12), и «Месяц» (контент-показатель - 12) (см. рисунок 4 (рисунок автора)).
Группа семантических элементов по периодам проведения
профилактических мероприятий
«
» I
О
03 н
н с
£ м
93
ш В"
а
ч
о
и
100 80 60 40 20 0
12
15
Время Учебный год День
Неделя
12
Месяц
Рисунок 4. Группа семантических элементов по периодам проведения профилактических мероприятий
Приоритетные единицы группы семантических элементов по месяцам года: «Сентябрь» (контент-показатель - 36), «Октябрь» (контент-показатель - 32), «Апрель» (контент-показатель - 24), «Май» (контент-показатель - 28) (см. рисунок 5 (рисунок автора)).
Группа семантических элементов по месяцам года
.а
ч
о н я
РО
я X о
С
«
я я
о в н и о В"
а
ч
о
и
40 35 30 25 20 15 10 5 0
Рисунок 5. Группа семантических элементов по месяцам года
6
Таким образом, представленные данные отражают, что все показатели семантических элементов не являются линейными, как и интернет запросы в поисковой системе «Яндекс». При этом структура и содержание проанализированных программ профилактики зависимого поведения в образовательных организациях представлены как линейный процесс, в котором фактор времени носит стихийных характер. Это, в свою очередь, позволяет нам предположить, что темпоральные характеристики при разработке профилактических программ не учитываются, а, следовательно, эффективность мероприятий по предупреждению употребления психоактивных веществ трудно оценить в полной мере, что создает условия для расширения границ групп аддиктивного риска. Проведенное исследования позволяет нам констатировать, что субъекты профилактики уделяют недостаточное внимание семантическим элементам темпоральной характеристики и ее семантическим элементам.
Выводы и предложения
1. Темпоральные характеристики являются существенным элементом при разработке профилактических моделей и программ, так как позволяют проследить динамику всплесков интереса к проблеме употребления психоактивных веществ на протяжении определенного периода.
2. Предполагается, что учет темпоральных характеристик позволяет активизировать профилактическую работу в те временные периоды, когда меняются адаптационные возможности субъектов учебной и учебно-профессиональной деятельности, а именно, на основании полученных эмпирических данных в осенний и весенний периоды.
3. В интересах выявления деструктивного характера анонимных запросов пользователей сети «Интернет» необходимо разработать диагностический инструментарий, позволяющий дифференцировать и конкретизировать гендерные, возрастные и персональные характеристики исследуемой выборки.
4. Учет темпорального компонента в процессе профилактики различных форм деструктивного поведения может стать основой для разработки темпорального подхода, позволяющего повысить эффективность профилактических мер.
5. Учет темпоральности как категории профилактики представляется обоснованным и целесообразен в процессе разработки, не только календарного планирования, но и разработки индивидуальных и групповых программ профилактики, профилактических мероприятий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агаджанян H.A., Сезонные изменения адаптационных реакций организма // Вести. Рос. ун-та дружбы народов. - 2012. - №7. - С. 26.
2. Амбарова П.А., Зборовский Г.Е. Темпоральные стратегии поведения социальных общностей как социологическая проблема // Социологический исследования. 2015. №5. С. 61-71.
3. Белоусова А.К., Николаева А.Ю., Евсеева О.Е. Когнитивная сфера наркотированной личности в юношеском возрасте. Прикладная юридическая психология // Прикладная юридическая психология // Рязань: ОУВПО «Академия права и управления ФСИН, 2016 - 2014 - №2 - С. 37-47.
4. Ганишина И.С., А.И. Ушатиков. Психолого-педагогическое сопровождение наркозависимых осужденных: анализ проблемы, опыт и перспективы
исследования. Прикладная юридическая психология // Рязань: ОУВПО «Академия права и управления ФСИН», 2016 - №4(37) - С. 36-42.
5. Губин Г.Д., Губин Д.Г. Биологические ритмы. - Тюмень: Изд-во ТГУ. - 2002. -45 с.
6. Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., М., 2012.
7. Зуйкова А.А., Сафронов А.И. Анализ информационной осведомленности подростков о распространении психоактивных веществ в интересах ранней диагностики и профилактики наркозависимого поведения. Российский научный журнал // Рязань: АНО «РИЭПСИ», 2015 - №3(46) - С. 161-167.
8. Зуйкова А.А., Сыркин Л.Д., Ляпин А.С., Сафронов А.И. Концепция профилактики употребления психоактивных веществ и ее реализации в образовательных организациях // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 1 http://mir-nauki.com/PDF/26PDMN117.pdf (доступ свободный).
9. Кравченко С.А. Темпоральная психология. Монография // Москва, 2011.
10. Марков А.С., Сафронов А.И. Использование методов психосемантики в целях изучения ценностно-смысловой сферы подростков, склонных к наркозависимому поведению // Вестник РУДН. Серия психология и педагогика. 2015. No4. С. 2127.
11. Сафронов А.И. Анализ функционально-ролевых позиций подростков группы аддиктивного риска с применением методов психосемантики. Интернет-журнал «Мир науки», 2016, Том 4, номер 3 (май-июнь) http://mir-nauki.com/PDF/42PSMN316.pdf.
12. Сыркин Л.Д., Зуйкова А.А., Ляпин А.С., Сафронов А.И. Использование методики «Психодиагностический опросник «Наркориск» в социально-психологическом тестировании в образовательных организациях Интернет - журнал «Мир науки» №1 (4) - 2016.
13. Словарь. Современная западная философия. Ред. В.Н. Садовский. М. Изд. полит. литер. 1991, с. 298.
14. Davis R.E. The primary prevention of alcohol problems // Alcohol Health and Research World. Spring. 1975. P. 10-12.
15. Etiology of Drug Abuse: Implications for Prevention DEPARTMENT OF HEALTH AND HUMAN SERVICES Public Health Service Alcohol, Drug Abuse, and Mental Health Administration National Institute on Drug Abuse Rockville, Maryland 20857 DHHS Publication No. (ADM) 85-1335, 1985 p. 283.
16. Low, L. Prevention // Core knowledge in the drug field / L.A. Philips, S.R. Bamsey, L. Blumenthal, & P. Cranshaw (Elds.). Ottawa: Non-Medical Use of Drugs Directorate, National Health and Welfare, 1979.
17. Life Skills - based Education for Drug Use Prevention Training Manual p. 291.
18. ODCCP Studies on Drugs and Crime MONOGRAPHS, LESSONS LEARNED IN DRUG ABUSE PREVENTION: A GLOBAL REVIEW, UNITED NATIONS New York, 2002 p. 100.
Zyikova Anna Alexandrovna
Moscow state regional institute of social and humanitarian studies, Russia, Kolomna
E-mail: [email protected]
Safronov Alexei Igorevich
Moscow state regional institute of social and humanitarian studies, Russia, Kolomna
E-mail: [email protected]
Prospects for the use of the temporal characteristics in the development of programs of prevention of addictive behavior of minors in educational institutions
Abstract. The article considers the problem of distribution and consumption of psychoactive substances in youth environment. On the basis of the study of the online queries in the search engine "Yandex" and analysis of programs of prevention of addictive behavior in the educational environment, the authors attempt to account the temporal component in developing programmes and activities for the prevention of the use of psikhoaktivnykh substances. It is assumed that this component along with the most common components of the models and concepts of prevention such as: a substantial component of the target component, ogranizational component, active component more efficiently address preventive tasks. In the course of the study, the authors identified the existence of peak seasonal changes of interest anonymous audience to search for specific semantic elements associated with involvement in problem substance use, the structure and the contents analyzed programs for the prevention of addictive behavior in educational organizations are presented as a linear process in which the time factor is spontaneous in nature. The data obtained allowed to establish the fact that the subjects of prevention, pay inadequate attention to temporal features of preventive work with children and adolescents in educational organizations.
Keywords: temporality; dependent behaviour; prevention of dependent behavior; semantic units content analysis; the subject of prevention; the temporal approach