Научная статья на тему 'Перспективы применения каршеринга в Российской Федерации'

Перспективы применения каршеринга в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2849
339
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / КАРШЕРИНГ / ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ОПТИМИЗАЦИЯ РАСХОДОВ / ТРАНСПОРТНАЯ ОБСТАНОВКА / ГОРОД / VEHICLE / CAR SHARING / ROAD TRAFFIC / COST OPTIMIZATION / TRANSPORT ENVIRONMENT / URBAN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мирошниченко Александр Александрович

Рассмотрены особенности применения каршеринга в Российской Федерации, связанные с нормативно-правовым регулированием этого вида деятельности и развитием рынка транспортных услуг. Представлено описание истории зарождения каршеринга, проанализировано развитие каршеринга по его основным направлениям. Показано текущее состояние каршеринга в РФ. В результате работы выявлены перспективы реализации проекта в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSPECTIVES OF THE USE OF CAR SHARING IN THE RUSSIAN FEDERATION

The paper considers the features of car sharing in the Russian Federation related to the legal regulation of this type of activity and the development of transport services market. It provides the description of the history of the origin of car sharing, analyzes the development of car sharing in its main directions. The paper shows the current state of car sharing in the Russian Federation. As a result, the prospects of the project implementation in the future are revealed.

Текст научной работы на тему «Перспективы применения каршеринга в Российской Федерации»

УДК 656.1

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ КАРШЕРИНГА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Мирошниченко А. А.

Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация sashamiroshn@mail.ru

UDC 656.1

PERSPECTIVES OF THE USE OF CAR SHARING IN THE RUSSIAN FEDERATION

Miroshnichenko A. A.

Don State Technical University, Rostov-on-Don,

Russian Federation

sashamiroshn@mail.ru

Рассмотрены особенности применения каршеринга в Российской Федерации, связанные с нормативно-правовым регулированием этого вида деятельности и развитием рынка транспортных услуг. Представлено описание истории зарождения каршеринга, проанализировано развитие каршеринга по его основным направлениям. Показано текущее состояние каршеринга в РФ. В результате работы выявлены перспективы реализации проекта в будущем. Ключевые слова: транспортное средство, каршеринг, дорожное движение, оптимизация расходов, транспортная обстановка, город.

The paper considers the features of car sharing in the Russian Federation related to the legal regulation of this type of activity and the development of transport services market. It provides the description of the history of the origin of car sharing, analyzes the development of car sharing in its main directions. The paper shows the current state of car sharing in the Russian Federation. As a result, the prospects of the project implementation in the future are revealed.

Keywords: vehicle, car sharing, road traffic, cost optimization, transport environment, urban.

Введение. Каршеринг представляет собой вид услуг, заключающихся в пользовании транспортным средством, где одна из сторон не является его владельцем. Существуют три разновидности каршеринга:

1) Краткосрочная аренда автомобиля, которая сопровождается повременной тарификацией, возможностью начала или окончания ездки в доступных для водителя местах.

2) Peer-to-peer carsharing работает по такому же принципу, что и краткосрочная аренда автомобиля. Однако отличие состоит в том, что у компаний, которые предоставляют автомобиль, арендная (прокатная) деятельность не является основной.

3) Совместное пользованием транспортным средством — это направление каршеринга, позволяющее совместное использование транспортных средств. Группы автомобилей для такой работы могут быть сформированы по территориальному признаку или по сфере интересов представителей, вошедших в данную категорию.

Постановка задачи. Целью работы является проведение сравнительного анализа преимуществ каршеринга с владением личным транспортным средством и решение вопроса целесообразности развития данной услуги.

Основная часть. Первыми попытались предложить данную услугу автоклубы (car clubs) в г. Цюрих в 1948 г. Просуществовали они недолго около 2-х лет. На протяжении пятидесяти лет попытки открыть локальные автоклубы осуществлялись как в Северной Америке, так и в западной части Европы, но организации не приносили существенного дохода. На сегодняшний день каршеринг-сервисы в Великобритании сохранили свое название «Car Clubs» [1].

i \QQ/ *

Новейшая история каршеринга берет начало в 2000-х годах. Тогда были открыты две компании, которые, и в настоящий момент, расширяют сеть своей деятельности (ZipCar в США и City Car Club в Великобритании). В РФ первые каршеринг-сервисы появились в 2013 году (Any Time в Москве и Street Car в Санкт-Петербурге) [2].

Преимущества и недостатки каршеринга. Если говорить о преимуществах этой программы, то среди них следует выделить:

1) Экономия расходов на содержание транспортного средства;

2) Благотворное влияние на транспортную обстановку в крупных городах (столичные специалисты выявили, что один каршеринговый автомобиль может заменить 10-15 автомобилей личного пользования);

3) Удобство заказа автомобиля;

4) Доступность (выполнение данного условия возможно только при развитой инфраструктуре).

К недостаткам можно отнести следующее:

1) Нехватка подвижного состава для качественного функционирования сервиса;

2) Возможные ошибки и сбои в приложениях, а также зависимость от Интернет-соединения;

3) Штрафные санкции от лиц, предоставляющих услугу.

Применение каршеринговых систем в РФ. Первые российские компании, предоставляющие услуги поминутной аренды автомобиля, появились в 2013 году. К этому моменту рынок подобных услуг еще не сформировался, следовательно, компании несли огромные убытки. Например, компания Street Car в 2015 году прекратила свое существование.

Следующим витком развития каршеринговых сервисов стало принятие постановления №523-ПП от 19.08 2015 года. В нем регламентировалась выдача льгот на оплату парковочных мест для компаний, предоставляющих услуги каршеринга [3,4]. Сейчас в Москве функционирует более 10 сервисов, парк автомобилей которых составляет около 5 тысяч автомобилей. В 2017 году совершенно более 5 млн. поездок, с помощью кампаний, предоставляющие услуги каршеринга. Для населения, насчитывающего более 12 миллионов человек, такого количества каршеринговых автомобилей недостаточно, чтобы сервис стал массовым. Для сравнения с другими городами недостаток был ярко выраженным. Например, в Берлине, где на тысячу человек населения приходится 0,68 транспортных средств, используемых в системе каршеринга, в Милане это число подходит к отметке 1,15, а в Москве цифра составила около 0,21.

Следовательно, возможно увеличение подвижного состава каршеринга в несколько раз при дальнейшей его поддержке. В России, за исключением столицы, сервисы каршеринга доступны в Санкт-Петербурге, Новосибирске и городах Краснодарского края. Предприятия сферы автоуслуг находятся в начале своего развития.

Будущее каршеринга в РФ. Законопроект «Об организации дорожного движения» был принят 29.12.2017, который вступит в силу через год. Благодаря этому документу, региональные власти наделяются полномочиями допуска транспорта на выделенную полосу [5,6]. В данном рассуждении следует учесть мировую практику. Например, в Израиле на некоторых дорогах есть знак, что легковая машина может проезжать по выделенной полосе, если в ней находится не менее четырех человек. В феврале 2018 г. на Российском инвестиционном форуме в г. Сочи подписано соглашение между представителями крупных кампаний о запуске сервиса каршеринга электромобилей в Краснодарском крае. В начале 2018 г. Яндекс запустил свой сервис по предоставлению услуг каршеринга в Москве [7]. Это показывает, что в данный сегмент рынка входят крупные игроки, и, следовательно, способствует увеличению массового пользования

I \QQ/ *

данным видом услуг. К 2025 году число пользователей услугами поминутной аренды транспортных средств превысит отметку в 30 миллионов. При этом объем всемирного рынка каршеринга увеличится до 17 млрд. долларов, ежегодно увеличивая средневзвешенный рост более чем на треть. Российский рынок каршеринговых услуг будет развиваться более стремительным на фоне остальных сегментов мирового рынка.

Заключение. Поддержка развития каршерингового бизнеса в городах, а также заинтересованность крупных кампаний в этом сегменте рынка, способствует созданию массового, хорошо адаптированного и узнаваемого сервиса. Следовательно, каршеринговые услуги в России получат широкую популярность, что приведет к благотворному влиянию на транспортную ситуацию на дорогах страны.

Библиографический список

1. Соколова, А. Что нужно знать о каршеринге в России [Электронный ресурс] / А. Соколова. — Режим доступа: https://rb.ru/story/carsharing-in-russia/ (Дата обращения: 18.02.2018).

2. Паламарчук, В. Транспорт — важное условие экономического роста // Экономика — 2012. — №6 — С. 21-23.

3. Маслобоева, А. Ю. Актуальность использования технологии carsharing в развитии системы городского наземного транспорта/ А. Ю. Маслобоева // X Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»: сборник трудов — Санкт-Петербург: МЦНО, 2018. — с.34-38.

4. Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации — федер. закон [утв. Министерством образования и науки Российской Федерации 29.12.2017.] /№ 443-Ф3 —2017. —21 с.

5. О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 15 февраля 2011 г. № 32-ПП, от 17 мая 2013 г. [утв. Правительством Москвы 19.08.2015.] № 289-ПП, № 523-ПП — 36 с.

6. Нестеров, С. Б. Вакуумный поезд: поиск ниши на рынке перевозок пассажиров / И. А. Воробьёв, Р. О. Кондратенко//Мир транспорта, 2017. — Т. 15. № 3 (70). — С. 112-121.

7. Горев, А. Организация автомобильных перевозок и безопасность движения. Учебное пособие. / А. Горев, Е. Олещенко— 5-е изд. — Москва : Издательство Academia, 2013. — 484 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.