ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
Актуальные проблемы гражданского права
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ ПО СОВМЕСТНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА ПРИМЕРЕ КАРШЕРИНГА1
Аннотация. В настоящее время развиваются отношения цифровой экономики, общество стремительно движется в цифровую эпоху. В то же время проблемы экологии и ограниченные ресурсы постепенно меняют отношение к культуре их потребления: наметилась тенденция перехода от потребительского общества к экономике совместного потребления (sharing economy), характеризующейся коллективным использованием товаров и услуг. Эти тенденции проявляются в различных сферах, в том числе в сфере транспортной инфраструктуры. В настоящее время каршеринг определяется как вид краткосрочной аренды автомобилей. Законодатель не дает определения того, к какому виду договора аренды можно отнести каршеринг, не дает ясности и анализ договоров, которые предлагается заключать с шеринговыми компаниями. Договор каршеринга предлагают рассматривать в качестве договора проката, договора аренды транспортных средств без экипажа, как смешанный или как непоименованный договор, что требует более подробного изучения обозначенной проблемы.
Ключевые слова: каршеринг, договор, обязательство, смарт-контракт, экономика совместного потребления, цифровая экономика, прокат, аренда транспортных средств, непоименованный договор, смешанный договор, гражданско-правовая ответственность, страхование.
DOI: 10.17803/2311-5998.2019.54.2.025-032
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта
№ 18-29-16054. © И. З. Аюшеева, 2019
Ирина Зориктуевна АЮШЕЕВА,
доцент кафедры гражданского права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук,доцент izayusheeva@msal.ru 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
/" Ж УНИВЕРСИТЕТА
"М имени O.E. Кугафина (МГЮА)
I. Z. AIUSHEEVA, Associate Professor of the Department of the Civil Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Candidate of Law, Associate Professor izayusheeva@msal.ru 125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9 CIVIL LAW REGULATION OF CAR SHARING Abstract. The digital economy is currently evolving, society is rapidly moving into the digital age. At the same time, environmental problems and limited resources are gradually changing their attitudes toward their consumption culture: there has been a tendency to shift from a consumer society to a sharing economy, characterized by the collective use of goods and services. These trends are manifested in various areas, including in the field of transport infrastructure. Currently, car sharing is defined as a type of short-term car rental. The legislator does not provide a definition of what type of lease agreement can be attributed to car sharing, does not provide clarity and analysis of the contracts that are proposed to be concluded with the sharing companies. The car sharing agreement is proposed to be treated as a rental agreement, a non-crewed rental agreement, as a mixed or as an unnamed agreement, which requires a more detailed study of the indicated problem. Keywords: car sharing, contract, commitment, smart contract, sharing economy, digital economy, rental, rental of vehicles, unnamed contract, mixed contract, civil liability, insurance.
Современный этап развития общественных, в том числе экономических, отношений характеризуется существенным изменением традиционных и появлением новых, ранее неизвестных институтов, что, с одной стороны, обусловлено стремительным развитием в начале XXI в. технологий, повсеместным внедрением их в повседневную жизнь, с другой — усилением кризисных явлений в экономике, экологии, в иных сферах человеческой жизнедеятельности. Стоящие перед человечеством проблемы требуют комплексного разрешения, поиск путей их преодоления имеет существенное значение для развития всего общества.
В настоящее время развиваются отношения цифровой экономики, общество стремительно движется в цифровую эпоху. В то же время проблемы экологии и ограниченные ресурсы постепенно меняют отношение к культуре их потребления: наметилась тенденция перехода от потребительского общества к экономике совместного потребления (sharing economy), характеризующейся коллективным использованием товаров и услуг. Эти тенденции проявляются в различных сферах, в том числе в сфере транспортной инфраструктуры.
В первую очередь с экологическими проблемами и ограниченностью ресурсов столкнулись жители больших городов, в том числе Москвы. Постановлением Правительства Москвы от 02.09.2011 № 408-ПП была утверждена Государственная
программа города Москвы «Развитие транспортной системы»2. В данном акте были отмечены проблемы транспортной отрасли города Москвы (по состоянию на конец 2011 г), в том числе плотность населения города Москвы; плотность улич-но-дорожной сети, а также другие проблемы. В подпрограмме «Общественный транспорт "Наземный городской пассажирский транспорт"» (п. 7.2 Государственной программы города Москвы «Развитие транспортной системы») было указано, что организована работа 5 компаний, предоставляющих услугу каршеринга.
В 2017 г. совершено около 5,6 млн поездок на автомобилях в рамках предоставления услуги каршеринга. Правительство Москвы из бюджета города возмещает часть затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) легковых автомобилей, предназначенных для осуществления таксомоторных перевозок или предоставления услуги каршеринга, и (или) часть затрат на уплату процентов по кредитным договорам, заключенным с целью приобретения легковых автомобилей, предназначенных для осуществления таксомоторных перевозок или предоставления услуги каршеринга.
В Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года3 прогнозируется дальнейшее развитие сервисов общего пользования автомобилем, которые удовлетворяют потребности пользователей в осуществлении перевозок без личного владения автомобилем и позволяют избежать издержек владения транспортным средством (уплата транспортного налога, затраты на техническое обслуживание, ремонт и др.). К таким сервисам относятся каршеринг и райдшеринг, приложения для заказа такси через мобильное устройство и др. Как отмечается в Стратегии, к 2030 г. доля легковых автомобилей общего пользования может достичь 9 % общего объема продаж в мире (10 млн автомобилей общего пользования, 115 млн автомобилей всего в 2030 г.). По экспертным оценкам, перспективы развития российского рынка предполагают увеличение доли автомобилей, используемых в рамках каршеринга, до 10 % к 2025 г., что составит более 200 тыс. штук4. К
Таким образом, запуск проекта каршеринга рассматривается как один из вариантов решения транспортной проблемы5, признается важность развития кар-шеринговых компаний и соответствующих рынков в целях экономии ресурсов, ^
снижения транспортной загруженности, снижения количества личного транспорта
2
Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2011. № 51.
развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025
года» // СЗ РФ. 2018. № 19. Ст. 2804.
на улицах города. m
П
Р □
Б
3 Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 831-р «Об утверждении Стратегии Е
СГ
Подраздел 3 «Внедрение сетевых (телекоммуникационных) технологий в транспортных р
р
системах» разд. IV «Глобальные тренды в мировой автомобильной отрасли» Стратегии
развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 Д
>
года. Н
Доклад Уполномоченного по правам человека в г. Москве «О деятельности Уполномо- П
ченного по правам человека в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод че- □
ловека и гражданина в 2015 году» // СПС «КонсультантПлюс». Документ опубликован □
не был. ПРАВА
>
4
в Я УНИВЕРСИТЕТА
имени O.E. Кугафина (МГЮА)
Указанные социально-экономические аспекты актуальности выбранной для исследования темы обусловливают необходимость ее теоретического осмысления, построения адекватного механизма правового регулирования возникающих отношений, в том числе определения особенностей их гражданско-правового регулирования (определение договорных конструкций, опосредующих отношения по поводу каршеринга автомобилей, их природы и содержания; проблемы определения условий привлечения к гражданско-правовой ответственности за причиненный вред при использовании каршеринговых автомобилей и т.п.).
В настоящее время каршеринг определяется как вид краткосрочной аренды автомобилей, а райдшерингом признается совместное использование частного автомобиля с помощью онлайн-сервисов поиска попутчиков6.
При этом специальные нормы гражданского законодательства о каршеринге отсутствуют, нет четкого определения того, к какому виду договора аренды можно отнести каршеринг, не дает ясности и анализ договоров, которые предлагается заключать с каршеринговыми компаниями.
Например, на сайте компании «Яндекс.Драйв» указывается, что использование сервиса регулируется Условиями использования сервиса «Яндекс.Драйв», а также документами ООО «Яндекс»: Пользовательским соглашением сервисов «Яндекса», Лицензией на использование поисковой системы «Яндекса», Политикой конфиденциальности (далее вместе — Регулирующие документы), Лицензионным соглашением на использование программы «Яндекс.Драйв» для мобильных устройств, Условиями подписки на «Яндекс.Плюс», а также документами ООО «Яндекс.Драйв» — Договором аренды транспортного средства7.
Компании «You Drive», «Anytime» предлагают заключить договор аренды транспортного средства без экипажа8.
На сайте компании «Belka car» размещен договор приосединения9, компания «Делимобиль» также предлагает заключить договор присоединения, в котором указано, что этот договор не является прокатом и публичной офертой10. Соглашение о присоединении к договору каршеринга размещено и на сайте компании «Car 5»11.
В целом анализ существующих положений нормативных актов и различных договоров по каршерингу позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время нет единства мнений относительно природы заключаемого договора. Чаще всего сами каршеринговые компании относят его к договорам аренды транспортных средств без экипажа, предусмотренным § 3 гл. 34 Гражданского кодекса РФ12
6 Подраздел 3 «Внедрение сетевых (телекоммуникационных) технологий в транспортных системах» разд. IV «Глобальные тренды в мировой автомобильной отрасли» Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года.
7 URL: https://yandex.ru/legal/drive_termsofuse/ (дата обращения: 17.10.2018).
8 URL: http://youdrive.today/oferta (дата обращения: 17.10.2018) ; Anytime // URL: https:// anytimecar.ru/files/docs/anytime.contract.20180921.pdf (дата обращения: 17.10.2018).
9 URL: https://belkacar.ru/legal/contract.pdf?v=3.04.05 (дата обращения: 17.10.2018).
10 URL: https://delimobil.ru/delimobilcontract (дата обращения: 17.10.2018).
11 URL: https://car5.ru/uploads/docs/aa/doc4.pdf (дата обращения: 17.10.2018).
12 Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
(такая же точка зрения высказывалась и в литературе13); к договорам присоединения (ст. 428 ГК РФ) или к смешанным договорным типам (ст. 421 ГК РФ) с элементами аренды транспортных средств и элементами договора оказания услуг.
В постановлении Правительства Москвы «О городской поддержке таксомоторных перевозок и услуги каршеринг в городе Москве» каршеринг называется услугой по предоставлению легковых автомобилей в краткосрочную (до 24 часов) аренду на основе поминутной тарификации физическим лицам для целей, не связанных с осуществлением такими физическими лицами предпринимательской деятельности14.
Однако практически все каршеринговые компании придерживаются позиции, что указанные договоры нельзя отнести к такой разновидности договора аренды, как прокат, либо прямо указывают в договоре, что он не относится к публичной оферте.
Не все пользователи, однако, согласны с этим. В настоящее время Лефортовским районным судом города Москвы рассматривается дело № 02-3451/2018 по иску И. Р. Сетдинова к ООО «Новые транспортные системы», АО «Каршеринг», ООО «Каршеринг Руссия», ООО «ИЗИ РАЙД», ООО «Яндекс.Драйв», ООО «ЭНИ-ТАЙМ», ООО «БИПМАШИН» о защите прав потребителей15.
Ильяс Сетдинов утверждает, что договоры, заключаемые с каршеринговыми компаниями, являются публичными договорами проката16, к указанным отношениям должны применяться положения Закона о защите прав потребителей17. Так, со ссылкой на положения ст. 426 и 626 ГК РФ автор блога приводит доводы в пользу своей позиции, указывая, что отказ в заключении договора каршеринга на основании возраста и стажа незаконен; цена должна быть одинаковой; отказ возможен только в случаях, указанных в законе. Все операторы каршеринга, ока-
13 Анищенко А. Каршеринг или аренда авто? // Практический бухгалтерский учет. 2017. № 12. С. 76—80.
14 Постановление Правительства Москвы от 31.08.2011 № 405-ПП (ред. от 14.06.2018)
> К
<
«О городской поддержке таксомоторных перевозок и услуги каршеринг в городе Москве» ¡Л
(вместе с Порядком предоставления субсидий из бюджета города Москвы юридическим Ь
лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим таксомоторные пере- Ы
возки и (или) предоставляющим услугу каршеринг в городе Москве, в целях возмещения т
части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизин- р
га) легковых автомобилей, предназначенных для осуществления таксомоторных пере- 5
возок или предоставления услуги каршеринг, и (или) части затрат на уплату процентов Е
по кредитным договорам, заключенным с целью приобретения легковых автомобилей, предназначенных для осуществления таксомоторных перевозок или предоставления
СГ
услуги каршеринг») // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2011. № 50. р
р
Суды общей юрисдикции города Москвы. Официальный портал. URL: https://mos-gorsud.
ru/rs/lefortovskij/services/cases/civil/details/b014a7dd-443c-4fb9-bf10-2555899d3346 (дата Д
обращения: 17.10.2018). Н
Сетдинов И. Шеринг-экономика только для опытных. Как я подал в суд на каршеринг // П
Трушеринг. URL: https://truesharing.ru/b/10970/ (дата обращения: 17.10.2018). □
Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 04.06.2018) «О защите прав потребителей» // mm
СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140. ПРАВА
>
15
16
в Я УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кугафина(МГЮА)
зывающие предпочтение одним водителям перед другими, нарушают условия, прописанные в ГК РФ для оказания этих услуг А занимаются они именно сдачей в аренду автомобилей (движимых вещей), исходя из данных, указанных при регистрации юридического лица (основной вид деятельности для многих карше-ринговых компаний). По мнению истца, ссылки на § 3 гл. 34 ГК РФ не исключают действие предыдущих статей" (о договоре проката, например). Соответственно, все условия, противоречащие законодательству, в договоре недействительны согласно ст. 16 Закона о защите прав потребителей18.
Указание на то, что договор каршеринга можно считать договором проката, а физических лиц-арендаторов, пользующихся услугой, — потребителями, права которых находятся под защитой Закона о защите прав потребителей, встречается и в юридической литературе19.
Таким образом, анализ практики применения норм гражданского права в сфере каршеринга позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время не сложилось единого понимания природы исследуемых отношений, в законодательстве отсутствуют специальные нормы о договоре каршеринга, не выработана единая позиция в судебной практике по спорным вопросам о правовой природе заключаемого договора, его содержании, хотя такая необходимость назрела.
В настоящее время договор каршеринга невозможно отнести в чистом виде ни к одному из поименованных в законе видов договоров аренды либо к договору оказания возмездных услуг.
Так, по договору проката арендодатель, осуществляющий сдачу имущества в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности, обязуется предоставить арендатору движимое имущество за плату во временное владение и пользование, данный договор является публичным договором. При этом согласно абз. 2 п. 1 ст. 426 ГК РФ лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами. В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей (п. 2 ст. 426 ГК РФ).
Думается, что ограничения или запреты в возможности заключения договора каршеринга либо в возможности установления разного размера арендной платы в зависимости от особенностей арендатора (возраст, стаж вождения, история привлечения к ответственности за нарушение правил дорожного движения и т.п.) могут быть обоснованы спецификой объекта аренды — автомобиля, деятельность по эксплуатации которого относится к источникам повышенной опасности, что существенно влияет на условия привлечения к ответственности за вред,
18 Сетдинов И. Указ. соч.
19 Бубновская Т. А., Суворов Ю. Б. К вопросу о каршеринге: правовые аспекты // Юрист. 2018. № 7. С. 32—36.
причиненный третьим лицам, а также обусловливает повышенные требования к безопасности дорожного движения. Однако в действующем законодательстве нет соответствующих норм, позволяющих оказывать предпочтение тем или иным потребителям при заключении договора каршеринга в случае признания его договором проката.
Кроме того, установленные законом права и обязанности сторон по договору проката не во всех случаях подходят к правам и обязанностям, вытекающим из существа договора каршеринга. В частности, речь идет о положениях ст. 627, 628 ГК РФ, согласно условиям которых арендатор вправе отказаться от договора проката в любое время, письменно предупредив о своем намерении арендодателя не менее чем за 10 дней (п. 3 ст. 627 ГК РФ), а арендодатель, заключающий договор проката, обязан в присутствии арендатора проверить исправность сдаваемого в аренду имущества, а также ознакомить арендатора с правилами эксплуатации имущества либо выдать ему письменные инструкции о пользовании этим имуществом (ст. 628 ГК РФ). Специфика заключения каршерингового договора, его исполнения и прекращения связывается с использованием новых технологий: договор каршеринга на современном этапе является примером смарт-контракта, который заключается и прекращается дистанционно путем регистрации пользователя в соответствующей программе (приложении), в связи с чем между пользователем такого приложения и каршеринговой компанией возникает одновременно целый ряд обязательств из лицензионных и пользовательских соглашений. На этом же основании не вполне соответствует практике расчетов по договору каршеринга и условие п. 3 ст. 630 ГК РФ, согласно которому взыскание с арендатора задолженности по арендной плате производится в бесспорном порядке на основе исполнительной надписи нотариуса. По условиям договора каршеринга при регистрации пользователя в соответствующем приложении к личному кабинету пользователя привязываются данные его счета, с которого денежные средства подлежат списанию автоматически при наличии соответствующих оснований. К
Точно так же действующие положения ГК РФ о договоре аренды транспортно- Т
го средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуата- ъ
ции не в полной мере подходят для целей правового регулирования отношений ^
каршеринга. Так, например, согласно ст. 644 ГК РФ арендатор в течение всего Ы
срока договора аренды транспортного средства без экипажа обязан поддержи- гп
вать надлежащее состояние арендованного транспортного средства, включая Р
осуществление текущего и капитального ремонта, а в ст. 645 ГК РФ закреплено □
правило о том, что арендатор своими силами осуществляет управление арен- л
дованным транспортным средством и его эксплуатацию, как коммерческую, так М
и техническую. Не вполне соответствует существу деятельности каршеринговых п
компаний и положение ст. 648 ГК РФ о том, что ответственность за вред, причи- Р
ненный третьим лицам транспортным средством, его механизмами, устройства- Ж
ми,оборудованием,несет арендатор. Д
Сам смысл договора аренды транспортных средств заключается в том, что Н
имущество передается прежде всего во владение и пользование арендатору, п
который по общему правилу получает также ограниченную возможность распоряжаться объектом аренды, извлекать из него выгоду, использовать по своему усмотрению в течение всего срока действия договора. Однако существо карше- права
л □
и
□
>
в Я УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кугафина(МГЮА)
ринговых отношений не дает (и не должно давать) такой возможности пользователю. В договорах каршеринга всегда жестко ограничиваются территория использования автомобиля, возможность парковки транспортных средств (запрещено парковать на закрытых территориях, например), кроме того, арендодатель имеет техническую возможность отследить перемещение автомобиля и заглушить его двигатель дистанционно.
По сути, предоставляется возможность только лишь ограниченного пользования автомобилем. С учетом специфики возникающих отношений также вряд ли целесообразно возлагать ответственность за вред, причиненный автомобилем как источником повышенной опасности, на пользователя, исключая ответственность собственника. Очевидно, перед третьими лицами должен отвечать собственник вещи, который имеет право взыскать убытки в рамках заключенного договора с арендатора при наличии его вины в причинении вреда.
Таким образом, договор каршеринга сегодня без внесения соответствующих изменений в нормы ГК РФ нельзя обозначить ни в качестве договора проката, ни в качестве договора аренды транспортного средства без экипажа. Этот договор, тяготеющий к конструкции арендного обязательства, тем не менее может содержать в себе и элементы иных договоров (пользование сервисом, парковка, страхование и т.п.), которые при этом вряд ли можно назвать главными конституирующими элементами договорной конструкции каршеринга. Возможно, впоследствии будет сформирована определенная группа договоров, опосредующих отношения экономики совместного потребления в век новых технологий, когда каршеринг не будет рассматриваться арендой в чистом виде и к регулированию соответствующих отношений положения о данном договоре будут применяться лишь по аналогии либо указанный договор будет признан самостоятельным видом договора аренды. В настоящее время разумно предположить, что к отношениям каршеринга могут быть применены общие положения о договоре аренды с учетом действия принципа свободы договора.
При этом в связи со спецификой потребительских целей заключения договора каршеринга к рассматриваемым отношениям могут быть применены положения законодательства о защите прав потребителей в случае их нарушения. Однако в настоящее время в связи с отсутствием императивных норм гражданского законодательства о договоре каршеринга сложно оценить объем обязанностей кар-шеринговых компаний и пределы действия принципа свободы договора в этой сфере, что также требует дальнейшего осмысления и поиска путей решения обозначенной проблемы.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Анищенко А. Каршеринг или аренда авто? // Практический бухгалтерский учет. — 2017. — № 12. — С. 76—80.
2. Бубновская Т. А., Суворов Ю. Б. К вопросу о каршеринге: правовые аспекты // Юрист. — 2018. — № 7. — С. 32—36.