Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ПОДДЕРЖКИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТСМЕНОВ В УСЛОВИЯХ ВЫНУЖДЕННОЙ ИЗОЛЯЦИИ РОССИЙСКОГО СПОРТА: АНАЛИЗ СУЖДЕНИЙ ЮНЫХ АТЛЕТОВ'

ПЕРСПЕКТИВЫ ПОДДЕРЖКИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТСМЕНОВ В УСЛОВИЯХ ВЫНУЖДЕННОЙ ИЗОЛЯЦИИ РОССИЙСКОГО СПОРТА: АНАЛИЗ СУЖДЕНИЙ ЮНЫХ АТЛЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
268
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / СПОРТСМЕНЫ / ТОЧКА ЗРЕНИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ / СОРЕВНОВАНИЯ / ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кузьменко Галина Анатольевна, Ким Татьяна Константиновна

Напряженность противостояния мировоззренческих, идеологических позиций и интересов России и Запада приобретает беспрецедентный размах, трансформирующий, разрушающий и ставящий под сомнение возможность сохранения и дальнейшего развития международных связей в сфере спорта на паритетной основе. На фоне обострения политических конфликтов и нарастающего экономического кризиса спорт все чаще выступает инструментом противоборства в международных отношениях. Материалы. В статье определены особенности переживаний юных и квалифицированных спортсменов 17-19 лет в связи с отстранением российских спортсменов от участия в международных соревнованиях и охарактеризована субъективная картина путей поддержки российского спорта. Методы исследования: семантический, сравнительно-сопоставительный анализ, описательная статистика результатов анкетирования и интервьюирования 49 спортсменов - представителей различных видов спорта училища олимпийского резерва. Результаты. Анкетирование и беседы со спортсменами продемонстрировали их озабоченность по отношению к ситуации, сложившейся в сфере спорта, и лояльное отношение к мерам противодействия западной экспансии со стороны государства. Заключение. В этой связи особую актуальность приобретает разработка мер по поддержке как спортсменов и сборных команд, лишенных возможности полноценного участия в соревнованиях международного уровня, так и спортивного движения в целом в стране, в том числе за счет наращивания и укрепления спортивных связей различного формата с государствами-союзниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кузьменко Галина Анатольевна, Ким Татьяна Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR ATHLETES’ SUPPORT AND IMPROVEMENT IN THE CONTEXT OF FORCED ISOLATION OF THE RUSSIAN SPORT: YOUNG ATHLETES’ OPINIONS ANALYSIS

The tension of the confrontation between the worldview, ideological positions and interests of Russia and the West gains an unprecedented scale, transforming, destroying and discrediting the possibility of preserving and further development of international relations in the sphere of sport on a parity basis. In terms of political conflicts aggravation and the growing economic crisis, sport becomes an instrument of confrontation in the international relations. Materials. The article defines the features of young and qualified athletes views at the age of 17-19 in connection with the exclusion of Russian athletes from participation in international competitions and characterizes the subjective picture of ways to support Russian sport. Research methods. Semantic, comparative analysis, descriptive statistics of the results of questioning and interviewing among 49 athletes - the representatives of various kinds of sport of the Olympic reserve school. Results. Questionnaire survey and conversations with the athletes demonstrated their concern about the situation in the sphere of sport and their loyal attitude to the measures of opposition to Western expansion on the part of the state. Conclusion. In this connection, it is especially urgent to create measures to support both athletes and national teams, deprived of the opportunity to participate in the international competitions, and the sports movement in the country, with the help of building and strengthening sports connections of various formats with the states- allies

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ПОДДЕРЖКИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТСМЕНОВ В УСЛОВИЯХ ВЫНУЖДЕННОЙ ИЗОЛЯЦИИ РОССИЙСКОГО СПОРТА: АНАЛИЗ СУЖДЕНИЙ ЮНЫХ АТЛЕТОВ»

УДК 796.038/37.061 DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-4-39-44

Перспективы поддержки и совершенствования спортсменов в условиях вынужденной изоляции российского спорта: анализ суждений юных

атлетов

Кузьменко ГА.*, Ким Т.К.

Московский педагогический государственный университет, г. Москва, Россия, ORCID 0000-0002-6308-5211, [email protected]* ORCID 0000-0003-2398-958Х, [email protected]

Аннотация: Напряженность противостояния мировоззренческих, идеологических позиций и интересов России и Запада приобретает беспрецедентный размах, трансформирующий, разрушающий и ставящий под сомнение возможность сохранения и дальнейшего развития международных связей в сфере спорта на паритетной основе. На фоне обострения политических конфликтов и нарастающего экономического кризиса спорт все чаще выступает инструментом противоборства в международных отношениях. Материалы. В статье определены особенности переживаний юныхиквалифицированных спортсменов 17-19 лет в связи с отстранением российских спортсменов от участия в международных соревнованиях и охарактеризована субъективная картина путей поддержки российского спорта. Методы исследования: семантический, сравнительно-сопоставительный анализ, описательная статистика результатов анкетирования и интервьюирования 49 спортсменов - представителей различных видов спорта училища олимпийского резерва. Результаты. Анкетирование и беседы со спортсменами продемонстрировали их озабоченность по отношению к ситуации, сложившейся в сфере спорта, и лояльное отношение к мерам противодействия западной экспансии со стороны государства. Заключение. В этой связи особую актуальность приобретает разработка мер по поддержке как спортсменов и сборных команд, лишенных возможности полноценного участия в соревнованиях международного уровня, так и спортивного движения в целом в стране, в том числе за счет наращивания и укрепления спортивных связей различного формата с государствами-союзниками.

Ключевые слова: Россия, спортсмены, точка зрения, международные связи, соревнования, поддержка.

Для цитирования: Кузьменко Г.А.*, Ким Т.К. Перспективы поддержки и совершенствования спортсменов в условиях вынужденной изоляции российского спорта: анализ суждений юных атлетов. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2022; 17(4): 39-44. DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-4-39-44.

Prospects for athletes' support and improvement in the context of forced isolation of the Russian sport: young athletes' opinions analysis

Galina A. Kuzmenko*, Tatyana K. Kim

Moscow Pedagogical State University Moscow, Russia ORCID 0000-0002-6308-5211, [email protected]* ORCID 0000-0003-2398-958.X, [email protected]

Abstract: The tension of the confrontation between the worldview, ideological positions and interests of Russia and the West gains an unprecedented scale, transforming, destroying and discrediting the possibility of preserving and further development of international relations in the sphere of sport on a parity basis. In terms of political conflicts aggravation and the growing economic crisis, sport becomes an instrument of confrontation in the international relations. Materials. The article defines the features of young and qualified athletes views at the age of

17-19 in connection with the exclusion of Russian athletes from participation in international competitions and characterizes the subjective picture of ways to support Russian sport. Research methods. Semantic, comparative analysis, descriptive statistics of the results of questioning and interviewing among 49 athletes - the representatives of various kinds of sport of the Olympic reserve school. Results. Questionnaire survey and conversations with the athletes demonstrated their concern about the situation in the sphere of sport and their loyal attitude to the measures of opposition to Western expansion on the part of the state. Conclusion. In this connection, it is especially urgent to create measures to support both athletes and national teams, deprived of the opportunity to participate in the international competitions, and the sports movement in the country, with the help of building and strengthening sports connections of various formats with the states- allies.

Keywords: Russia, athletes, point of view, international relations, competitions, support.

For citation: Galina A. Kuzmenko*, Tatyana K. Kim. Prospects for athletes' support and improvement in the context of forced isolation of the Russian sport: young athletes' opinions analysis. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2022; 17(4): 39-44. DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-4-39-44.

Введение

События последних десятилетий демонстрируют, что искусство и спорт все чаще используются в качестве инструментария политической борьбы в международных отношениях. Начавшаяся с февраля 2014 года практика «недопуска» российских спортсменов по отдельным видам спорта на крупные международные старты в настоящее время приобрела негативно-масштабный характер и продолжает развиваться по заданному Западом сценарию тотального отстранения российских спортсменов от участия в международных состязаниях и изоляции России как результата экспансии и попыток установления нового мирового порядка со стороны США, Великобритании и стран-сателлитов, находящихся под их влиянием. Усиливающаяся конфронтация в сфере экономики экстраполирована на другие сферы жизнедеятельности общества, включая и спорт, который в последнее время все чаще используется в качестве средства политического урегулирования мировых проблем.

Так, в опоре на «правовой анализ ситуации с отстранением российских спортсменов-пара-лимпийцев от участия в Паралимпиаде в Бразилии в 2016 г.» Е.С. Суздальцевым актуализирована проблема нарушения прав человека в спорте [1, с. 159]. Е.А. Ереминой и В.А. Ильичевой предметно рассмотрены вопросы «несоблюдения прав российских спортсменов, их отстранение от участия в крупных спортивных мероприятиях, примеры двойных стандартов в мировом спортивном сообществе» [2, с. 127]. Тенденции нарушения прав российских спортсменов отражены в публикации И.А. Васильева и Н.А. Шевелевой, в которой авторы характеризуют позицию Международного олимпийского комитета (МОК), рекомендовавшего 28 февраля 2022 года «не разрешать участие российских спортсменов в международных соревнованиях, если только российские участники не будут вы-

ступать в качестве нейтральных спортсменов. Начиная с данной даты международные спортивные федерации ввели и продлевают разнонаправленные негативные меры в отношении российских субъектов спорта: приостановление членства федераций, отстранение от участия в соревнованиях, лишение права проведения спортивных соревнований, допуск к соревнованиям только в нейтральном статусе» [3, с. 60]. Наряду с этим И.А. Васильев обосновывает «отсутствие в нормативно-правовых базах ... юридических оснований для вынесенных решений об отстранении российских клубов и сборных команд» от международных соревнований [4, с. 20], отмечая при этом, что это входит в противоречие с принципами олимпизма.

Позиция ряда стран, влияющих на принятие решения со стороны МОК и международных федераций по видам спорта по отстранению российских спортсменов от выступления на крупных международных соревнованиях и турнирах, демонстрирует попрание гуманистических идей олимпизма «О спорт, ты - мир!» Пьера Де Ку-бертена и свидетельствует о том, что спорт постепенно утрачивает свою позитивную роль в мире и все шире и шире используется в качестве инструмента «мягкой силы» политического воздействия на международное сообщество [5].

В настоящее время мы являемся свидетелями ситуации, когда мир спорта приступил «не к изоляции России», а «изолировался от России», что не только понижает конкурентную среду зарубежного спорта, но и создает препятствия к развитию спортивных достижений спортсменов стран коллективного Запада.

Наблюдается парадоксальная ситуация: спортсменов инициируют отказаться от российской идентичности. А на весах мировоззренческих ценностей подростка, юноши и девушки в спорте, с одной стороны, многолетний, трудный, тернистый путь побед и поражений на этапах спортивного совершенствования, а с другой -

путь, который искренне хочется продолжить, поскольку при отказе от международного участия спортсмен вынужден «закрыть эти страницы своей жизни», осознавая потерю жизненного ресурса. Совершенствование в спорте невозможно без соперничества, где мотивация юного спортсмена, помимо абсолютных побед над соперниками других стран, - завоевать статус квалифицированного спортсмена и подтвердить его спортивными званиями «Мастер спорта международного класса» и «Заслуженный мастер спорта».

Сложившаяся ситуация требует скорейшего пересмотра содержания нормативных документов, регламентирующих и «определяющих порядок присвоения и подтверждения спортивных званий и разрядов» по видам спорта. Наряду с этим представляется важным включить в календарь соревнования по рангу, приравненные к международным турнирам, создать кластер состязаний с участием лояльных по отношению к нам стран, что позволит сохранить контингент квалифицированных спортсменов в стране. Характеризуя нравственно-идеологическую позицию России в современном мире, отметим: с одной стороны, Россия не изолирована от государств мира и готова развивать и продолжать поддерживать международные контакты во всех сферах, включая спорт, но страны, которые мы призываем к диалогу, демонстрируют двойственную (не суверенную) позицию, что требует сопряженной работы многих ведомств и государственных структур по данному вопросу.

Материалы и методы

Цель исследования: определить особенности переживаний юных и квалифицированных спортсменов 17-19 лет в связи с отстранением российских спортсменов от участия в международных соревнованиях и охарактеризовать субъективную картину путей поддержки российского спорта. Методы исследования: семантический, сравнительно-сопоставительный анализ, описательная статистика. Исследование организовано на базе Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения города Москвы «Московское среднее специальное училище олимпийского резерва №1 (техникум)» Департамента спорта города Москвы. В анкетировании и интервьюировании приняли участие 49 спортсменов, представителей различных видов спорта.

Результаты и обсуждение

На современном этапе цивилизационного развития столкнулись две идеологии: одна из них - так долго формируемая Западом - идеология потребительства, которая «легла на бла-

годатную почву» разрушения системы воспитания подрастающего поколения в течение 30 лет после развала Советского Союза, что обусловило приход «эпохи безвременья», принесшей отрицательные плоды - у нового поколения с трудом формируются ценности предыдущих поколений, прошедших Великую Отечественную войну, защищавших страну, восстанавливавших разрушенное «народное хозяйство» и экономику в сложные послевоенные годы. Что дальше? И снова детско-юношеский спорт «бросают» в сторону вынужденного ожидания. Возникает вопрос - эта вынужденность связана с неопределенностью профессиональных убеждений, взглядов и суждений представителей спортивно-образовательного сообщества? Мы понимаем, что ситуация отстранения - это надолго. Россия сделала свой выбор - страна прирастает, объединяется, сохраняется Русский мир (не по национальному признаку, а прежде всего - по ментальности, по экзистенциальным ценностям личности), также выбирают свой путь представители юношества и молодежи. И сейчас перед обществом и ведущими ведомствами стоит чрезвычайно важная задача - поддержать тех спортсменов, которые не высказываются отрицательно о ситуации в стране и мире, понимая сущностную значимость природы государственного выбора - сохранить суверенитет нашей Родины.

В этой связи назрел вопрос поддержки спортсменов, поскольку их ставят перед выбором, который с нравственно-этической точки зрения неоднозначен и поливариантен: изолироваться и получить доступ к международным соревнованиям, как предлагает МОК, или находиться в процессе ожидания и уверенности в разрешении всех абсурдных ограничений? Спортсмен, кто он, прежде всего какую социальную роль он выполняет? Личность, созидающая свой соревновательный потенциал, формирующая все предпосылки для спортивных достижений? Сын или дочь своей семьи? Гражданин своего Отечества? В этой связи чрезвычайную важность приобретают проявление заинтересованности общества и государства в разрешении организационных проблем развития российского спорта; профессиональное внимание тренера по психолого-педагогической поддержке процесса спортивного совершенствования в процессе доверительных бесед, обсуждения условий и перспектив развития спортсмена [6].

В процессе исследования нас интересовал вопрос о «механизмах поддержки детско-юношеского спорта и спорта высших достижений в современных реалиях». Спектр высказываний студентов-спортсменов позволил нам определить следующую картину суждений: 4% выбор-

ки поддержали идею «смены гражданства»; 96% ческий анализ суждений студентов-спортсменов - за глубокое осмысление проблемы, где сущ- позволяет выделить точки зрения респондентов ность мировоззренческих позиций отражается по данной проблематике (таблица). в представленных ниже категориях. Педагоги-

Таблица

Характер суждений спортсменов по нивелированию вынужденной изоляции российского спорта

Проблемное поле Семантика личностных позиций

Социальное признание, поощрение, персонификация личности спортсмена в условиях культурно-политической изоляции России «Не останавливаться и не обращать внимание. Время придет, когда нужно будет доказывать всем»; «Верить, что все будет хорошо»; «Верить, ощущать поддержку со стороны товарищей, тренера, родителей»; «Проводить интересные тренировки и качественно организованные соревнования, направленно совершенствуясь»; «Проводить мастер-классы, «подзаряжаться» от ведущих спортсменов»; «Так как в России в отдельных видах спорта очень высокая конкуренция - соревнования внутри страны (более интригующие), интересно наблюдать за ростом и прогрессом подрастающих поколений спортсменов»; «Поменять гражданство? Это должны разрешать политики, спортсмены сами ничего не могут сделать с этим. Лично я бы ушла из спорта и не выступала за другую страну»; «Нужно создать условия для спортсменов, чтобы они знали, что отдали свое физическое и психическое здоровье ради спорта не зря. Нужно ценить спортсменов, хорошо относиться к ним, всячески поддерживать. Тренер должен беречь своих воспитанников и держать их, ведь они стараются ради нашей страны». «Лучше всего - спорт не ввязывать в политику»;

Улучшение условий организации восстановительно-рекреационной деятельности В спортивной команде: «создавать условия посещения восстановительных процедур, спортивного массажа и т. п.»; «применять закаливание в диапазоне температурного воздействия, включая криопроцедуры»; «оказывать квалифицированную психологическую помощь, системную работу спортивного психолога»; «обеспечивать медицинское сопровождение тренировочного процесса»;

Повышение качества организационной деятельности в спорте «Улучшение спортивной инфраструктуры, строительство спортивных объектов и допуск на них спортсменов»; «Совершенствование экипировки и ее систематическое обновление»; «Увеличение количества секций и тренировок (включая дополнительные) за счет бюджетного финансирования»; «Бюджетное финансирование спортивных сборов»;

Усиление содержания воспитательной деятельности «Пропаганда спорта»; «Спортизация урока физической культуры на базе видов спорта»; «Развитие телевизионных программ спортивной направленности в опоре на кинематографию, интернет-ресурсы»; «Создание молодежной аудитории спортсменов-инструкторов как модераторов мероприятий»;

Улучшение качества организационных условий «Развитие производства российского инвентаря и оборудования»; «Проведение соревнований как на международном уровне, с позитивной атмосферой и призами»; «Приглашение на соревнования зарубежных спортсменов»; «Проведение тщательного отбора на главные соревнования»; «Усиление доли частно-государственного участия и спонсорства соревнований»; «Создание условий для получения звания МСМК в условиях соревнований в России»; «Воспитание культуры болельщика, создание массовости зрительской активности»; «Привлечение образованных тренеров для сборных команд»; «Усиление социальной поддержки массового спорта и спорта высших достижений»; «Создание условий для международных соревнований с участием дружественных стран (Белоруссия, Казахстан, станы азиатского региона»; «Предоставление возможности увеличения времени на проведение тренировок с полноценной реализацией задач всех видов спортивной подготовки»; «Повышение психолого-педагогической культуры тренера, который призван: инициировать желание спортсмена добиться поставленной цели; организовывать интересные турниры и тренировки; сотрудничать с родителями спортсмена с целью улучшения психологической атмосферы в семье спортсмена; воспитывать силу духа и мотивацию».

Заключение

Решения МОК и международных федераций по видам спорта о продлении недопуска российских спортсменов на международные старты «лишают любителей спорта зрелищной борьбы за медали, а спортсменов серьезной конкуренции», поскольку российские атлеты занимают лидирующие позиции и являются сильнейшими в мире практически во всех видах спорта.

Проведенный педагогический анализ позволяет заключить преимущественно процессуальную направленность суждений юных спортсменов. Представители спортивного резерва и квалифицированные спортсмены верят в разрешимость сложившейся ситуации, доверяют организационно-управленческим способностям тренеров, понимают значимость персонификации в спорте на основе спортивных достижений и ценностей повышения квалификации [6]. Представленные смысловые конструкты характери-

зуются преимущественным принятием ситуации изоляции как данности и компенсирующей процессуальной направленностью на улучшение условий спортивного совершенствования. В этой связи важно поддерживать спортсменов, создавать модифицированные форматы состязаний для сохранения соревновательного опыта, а также совместно с федерациями проводить тщательную работу по защите прав спортсменов, в условиях, когда мировое спортивное сообщество забыло о главных принципах олимпизма.

Список литературы

1. Суздальцев Е.С. Нарушение прав человека в спорте на примере отстранения паралимпий-ской сборной России. Сибирский международный журнал. 2017; 19: 159-162.

2. Еремина Е.А., Ильичева В.А. Дискриминация российских спортсменов. Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: обра-

зование, тенденции, международный опыт. 2019; 1: 127-130.

3. Васильев И.А., Шевелева Н.А. ULTIMA RATIO. Закон. 2022; 8: 60-70.

4. Васильев И.А. За пределами уставов и регламентов: решение ФИФА и УЕФА об отстранении российских субъектов футбола. Юридическое образование и наука. 2022; 4: 20-27.

5. Пьер де Кубертен Ода спорту. Олимпийский огонь: Спорт в творчестве поэтов мира. М.: Физкультура и спорт. 1980: 179-182. URL: https://fav0rite-verses.livej0urnal.c0m/233802.

html?ysdid=l8tveqxdym690246з8

6. Кузьменко Г.А., Ким Т.К. Актуальные запросы на обновление правовой основы российского образования как условие совершенствования и сбережения здоровья подрастающего поколения. В сборнике: Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами. Сборник статей XIII Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. МАНПО. 2021: 641645.

Статья поступила в редакцию: 30.10.2022

Кузьменко Галина Анатольевна - доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теоретических основ физической культуры и спорта; Московский педагогический государственный университет, 119571, Россия, г. Москва, пр. Вернадского, дом 88, e-mail: [email protected]

Ким Татьяна Константиновна - доктор педагогических наук, доцент, зав. кафедрой теоретических основ физической культуры и спорта; Московский педагогический государственный университет, 119571, Россия, г. Москва, пр. Вернадского, дом 88, e-mail: kim. [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.