ЛИТЕРАТУРА
1. Авдеев В. В. Формирование команды / В. В. Авдеев. - Москва : ТЦ «Сфера», 1999. -148 с.
2. Валь Е. П. Руководство, лидерство и командообразование в организации / Е. П. Валь. -Москва : Прометей, 2000. - 202 с.
3. Галкина Т. П. Социология управления: от группы к команде: учебное пособие / Т. П. Галкина. - Москва : Финансы и статистика, 2001. - 224 с.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Ф Фролов, Т. М. Грабенко. -Санкт- Петербург : Речь, 2004. - 304 с.
5. Исаев В. В. Организация работы команды проекта / В. В.Исаев. - Санкт- Петербург : Бизнес-пресса, 2006. - 360 с.
6. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов / А. Карелин. -Москва : Эксмо, 2007. - 416 с.
7. Лапыгин Ю. Н. Управление проектами: от планирования до оценки эффективности / Ю. Н. Лапыгин. - Москва : Омега, 2008. - 252 с.
8. Ньютон Р. Управление проектами от А до Я / Р. Ньютон. - Москва : Альпина Пабл., 2013. - 180 с.
9. Полковников А. В. Управление проектами. Полный курс МВА / А. В. Полковников, М.Ф. Дубовик. - Москва : Олимп-Бизнес, 2013. - 552 с.
10. Фёдорова А. А. Базовые основы проектной деятельности. Гранты и грантодатели : учебно-методическое пособие / А. А. Фёдорова. - Донецк : РИПО ИПР, 2017. - 50 с.
Хазан Виктория Давидовна
преподаватель кафедры «Высшей математики и информационных технологий» ГОУВПО «Донецкий педагогический институт»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 65.012.25
ПЕРСПЕКТИВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
PROSPECTS FOR PLANNING THE PROCESS OF EDUCATION IN STATE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION
В статье раскрыт процесс планирования учебной деятельности в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и рассмотрен алгоритм рекомендуемой системы планирования учебного процесса в ГОУВПО ДОНПИ, изложены основные этапы оптимизации процесса планирования. Рекомендовано программное решение для автоматизации образовательного процесса.
Ключевые слова: образовательная деятельность, планирование учебного процесса, автоматизированная система.
The article reveals the process of planning educational activities in state educational institutions of higher professional education and examines the algorithm of recommended system for planning the educational process at SHEE DONPI, outlines the main steps in optimizing the planning process. A software solution for automation of educational process is recommended.
Key words: educational activities, educational process planning, automated system.
В современных условиях актуальным является систематизация данных для процесса обучения, планирования образовательной деятельности в государственных образовательных учреждениях высшего
профессионального образования.
Образовательная деятельность в широком смысле - это совокупность последовательных действий, предпринимаемых организаторами образования, педагогическими и иными работниками образования для достижения результатов, предусмотренных социальными целями образования и его задачами [1].
В образовательных организациях высшего профессионального образования образовательная деятельность рассматривается как деятельность, направленная на реализацию образовательных программ среднего профессионального образования, высшего профессионального образования, дополнительных образовательных программ [2]. Она представляет собой единый, целенаправленный процесс обучения, в ходе которого происходит не только накопление обучающимися знаний, умений, навыков, но и формирование у них компетенций, позволяющих вести профессиональную деятельность по конкретной профессии или специальности [3].
Существенный вклад в разработку теоретических и практических вопросов управления, планирования и прогнозирования деятельности организаций в целом и вузов, в частности, внесли следующие российские и зарубежные ученые: Л.И. Абалкин, Г.А. Балыхин, Ю.С. Васильев, В.В. Глухов, P. C. Каплан, Б. Н. Кузык, В. И. Кушлин, Г. К. Лапушинская, В.В. Леоньтьев, П. Лоранж, Д. П. Нортон, A. Г. Поршнев, С. Д. Резник, М.П. Федоров, Ю.В. Яковец и др.
Основными направлениями процесса обучения образовательных организаций высшего профессионального образования традиционно являются:
- планирование учебного процесса на основе нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность;
- организация образовательного процесса;
- учебно-методическая работа;
- организация практик;
- выпуск обучающихся;
- мониторинг трудоустройства выпускников.
Рассмотрим образовательную деятельность ГОУВПО «Донецкий педагогический институт».
Основными задачами института являются:
- обеспечение выполнения контрольных цифр приёма граждан для получения высшего профессионального образования за счёт бюджетных ассигнований бюджета Донецкой Народной Республики и по договорам об оказании платных образовательных услуг для подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием;
- приведение образовательной деятельности в соответствие с требованиями международной конкурентоспособности образовательного процесса;
- подготовка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации кадров;
- осуществление подготовки научных и научно-педагогических кадров и их аттестации;
- осуществление подготовки абитуриентов;
- разработка и внедрение новых конкурентоспособных технологий обучения;
- разработка и реализация образовательных программ, соответствующих государственным образовательным стандартам; реализация основных и дополнительных образовательных программ высшего профессионального образования;
- осуществление научной, культурно-воспитательной, спортивно-оздоровительной, издательской деятельности в рамках действующего законодательства;
- изучение конъюнктуры на рынке труда и содействие трудоустройству выпускников; осуществление деятельности по соответствующим направлениям международного сотрудничества в рамках действующего законодательства;
- формирование у обучающихся высокой культуры и гражданского сознания; привлечение обучающихся к самостоятельной научной и преподавательской деятельности.
Эти задачи и определяют стратегическое направление развития института, в том числе, его образовательную деятельность, которая определяется как неразрывный процесс обучения и воспитания студентов.
Выполнение обозначенных стратегических целей образовательной деятельности института заставляет изменить и требования к студентам. Каждый из них должен быть подготовленным к работе в постоянно изменяющихся условиях XXI века, поэтому их необходимо воспитывать комплексно и системно.
Образовательная деятельность института организуется на основании следующих нормативных актов:
- Законов и Положений Донецкой Народной Республики.
- Положений и нормативных актов Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики: норм времени для планирования и учета объема учебной работы педагогических и научно-педагогических работников образовательных организаций высшего и дополнительного профессионального образования (приказ МОН ДНР 20.08.2015 г. № 412) [2];
- Положений и нормативных актов ГОУВПО «Донецкий педагогический институт», разрабатываемых для организации и управления образовательной деятельности.
Качество образовательной деятельности характеризуется различными составляющими, включающими такие понятия как: наличие государственного стандарта высшего профессионального образования и качество его реализации; качество профессионально-преподавательского состава вуза; качество организации процесса обучения; качество методического обеспечения учебного процесса, а также качество субъектов обучения [4].
Для современного общества необходимо совершенствование образовательной деятельности, поиск и внедрение новых видов учебной, методической работы и информационно-коммуникационных компьютерных технологий [5].
Предлагается выделить в автоматизированной системе управления учебным процессом в вузе следующие независимые автоматизированные компоненты (системы):
- планирование учебного процесса;
- управление учебной деятельностью студентов;
- информационное обеспечение учебного процесса;
- системный анализ и аудит учебного процесса.
Наиболее сложной, трудоемкой и подверженной, как показывает практика, наибольшему количеству изменений является система планирования учебного процесса.
Для разработки системы планирования учебного процесса необходимо предусмотреть выполнение следующих операций и функций:
а) автоматизированное планирование учебных планов по специальностям и направлениям;
б) автоматизированный расчет учебной работы и планирование педагогической нагрузки вуза, кафедр, преподавателей;
в) автоматизированное распределение учебной нагрузки кафедры между преподавателями кафедры;
г) автоматизированное формирование расписания учебных занятий с учетом занятости преподавательского состава и ресурсов учебно-лабораторной базы вуза.
Блок-схема алгоритма рекомендуемой системы планирования учебного процесса в ГОУ ВПО ДонПИ отображена на рисунке 1.
При разработке системы планирования учебного процесса должны быть реализованы принципы связи теории с практикой, согласования объема учебной информации с бюджетом времени, определенным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, последовательности изучения учебных предметов и их взаимосвязи, оформленных в виде структурно-логической схемы подготовки специалистов. Только в этом случае можно добиться оптимального планирования учебного процесса в вузе.
Оптимальное планирование учебного процесса предполагает систематизацию основных информационных потоков, разработку унифицированных форм документов, определяющих содержание и объем учебной нагрузки и последовательность изучения содержания дисциплин, оптимизацию содержания учебного плана и автоматизацию формирования и заполнения этих документов.
Основными факторами, определяющими трудоемкость учебной нагрузки, являются состав и структура учебного плана по направлению, а также величина и структура набора студентов. В процессе формирования учебного плана автоматически отслеживается процедура отведения соответствующего числа часов самостоятельной работы студентов на выполнение соответствующих индивидуальных заданий (курсовых проектов, курсовых работ, расчетных заданий, рефератов и т.д.), не допуская перегрузки студентов индивидуальными заданиями.
Следующий этап планирования учебного процесса - формирование рабочего учебного плана по направлениям и по профилям, они должны составляться в автоматическом режиме на основании учебного плана.
Формирование учебной нагрузки кафедры базируется на основе рабочего учебного по направлениям, профилям (по группам), информации по закреплению за кафедрами учебных дисциплин, штатного расписания кафедр. Завершающим этапом планирования учебного процесса в вузе является составление расписания учебных занятий, оно формируется на основе учебной нагрузке по кафедрам, с использованием данных об аудиторном фонде вуза, штатном составе профессорско-преподавательского состава, условных обозначениях специальностей. Так как эффективность и качество учебного процесса во многом определяется качеством расписания учебных занятий.
Процесс оптимального планирования учебного процесса включает обязательные процедуры анализа, систематизации, унификации, оптимизации информационных потоков, форм учебно-методических документов и процессов по их обработке с завершающей процедурой -автоматизацией основных операций. Такой подход в планировании позволил снизить номенклатуру документов, циркулирующих в учебном процессе, устранить дублирование информации, повысить информационную емкость документов, освободить от рутинной технической работы персонал кафедр, деканатов и учебной части, занятых в планировании учебного процесса,
уменьшить число условных операции в технологии планирования, повысить качество планирования учебного процесса при одновременном снижении трудоемкости процесса планирования.
• Структура ВУЗА;
• Перечень направлении;
• ГОСВПО;
• Структурные подразделения;
• Нормативная документация по учебному процессу;
• Контрольные цифры набора студентов на 1 курс;
• Дисциплины по выбору
Учебные планы по направлениям и по профилям; РабочиИ учебный план по направлениям и по профилям; Нормы времени для планирования и учета объема учебной работы; Контингент студентов; Состав ГАК по направлениям; Штатное расписание кафедр
НАЧАЛО
Ввод исходных данных
1
г
Формирование учебных планов
Учебные планы по направлениям и по профилям
Формирование рабочего учебного плана по направлениям и по профилям
Формирование учебной нагрузки кафедры
_I_
Формирование оптимального расписания
КОНЕЦ
Рисунок 1 Алгоритм рекомендуемой системы планирования учебного процесса в
ГОУ ВПО ДонПИ
В процессе функционирования подсистемы планирования учебного процесса в автоматизированном режиме должны формироваться следующие выходные документы:
- учебный план по направлению и по профилю;
- рабочий учебный план по направлению и по профилю;
- сводный календарный график учебного процесса по факультетам и по вузу в целом;
- учебная нагрузка кафедры по семестрам с указанием видов и объема учебной работы по закрепленным дисциплинам;
- сводные данные о потребности в аудиториях различного назначения;
- расписание учебных занятий и экзаменов;
- заготовка приложения к диплому о высшем образовании.
При планировании учебного процесса программное решение должно поддерживать работу с базами данных с помощью сетевых технологий. Возможно использование следующего программного обеспечения: «1С: Университет ПРОФ» - комплексное решение, направленное на автоматизацию следующих процессов образовательных организаций высшего образования: прием в вуз, планирование учебного процесса, расчет и распределение учебной нагрузки, управление контингентом студентов, учет успеваемости и посещаемости, воинский учет, формирование приказов, справок и отчетности, формирование документов об образовании и о квалификации, расчет стипендиального обеспечения, организация трудоустройства студентов и выпускников, формирование регламентированной отчетности, управление научно-исследовательской деятельностью и инновациями, управление аспирантурой, докторантурой и дополнительным образованием.
Все это позволит снизить затраты при планировании учебного процесса, упростить технологию планирования, повысить управляемость учебного процесса и соответственно повысить качество планирования учебного процесса в вузе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Управление высшим учебным заведением: учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника. - Москва : ИНФРА - М, 2011. - 695 с. - (Менеджмент в высшей школе).
2. Положения об организации учебного процесса в образовательных организациях высшего профессионального образования Донецкой Народной Республики (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 07.08.2015 г. № 380 (в редакции приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30.10.2015 г. № 750).
3. Управление факультетом: учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника. -Москва : ИНФРА - М, 2010. - 695с. - (Менеджмент в высшей школе).
4. Поташник М. М. Управление качеством образования / М. М. Поташник Москва : Педагогическое общество России, 2000. - 232 с.
4. Федотова Е. Л. Информационные технологии в науке и образовании : учеб. пособие / Е. Л. Федотова, А. А. Федотов. - Москва : ИД ФОРУМ: ИНФРА - М, 2010. - 336 с.
5. Закон «Об образовании» Донецкой Народной Республики, принятый Народным Советом Донецкой Народной Республики 19.06.2015г., Постановление № 1-233П-НС).
6. Нормы времени для планирования и учета объема учебной работы педагогических и научно-педагогических работников образовательных организаций высшего и дополнительного профессионального образования (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 412 от 20.08.2015 г.)
7. Третьяков П. И. Адаптивное управление педагогическими системами: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / П. И.Третьяков, С. Н. Митин, Н. Н. Бояринцева; под ред. П. И. Третьякова. - Москва : Издательский центр Академия, 2003. - 368 с.
8. Корзникова Г. Г. Менеджмент в образовании: практический курс / Г. Г Корзникова. -Москва : Академия, 2008. - 345 с.
Халимонова Елена Николаевна
учитель начальных классов, учитель- методист МОУ «Школа № 94 г. Донецка» (г. Донецк, ДНР)
УДК 37.013
ТЕХНОЛОГИЯ САМОРАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ TECHNOLOGY OF SELF-DEVELOPMENT TRAINING
Технология саморазвивающего обучения включает в себя все технологии развивающего обучения и дополняет их целым рядом других потребностей саморазвития личности: в самоутверждении, в самовыражении, в самоопределении, в саморегуляции, в самоактуализации. Это позволяет сформировать у учащегося доминанту на самосовершенствование - постоянный нравственный рост, обогащение себя знаниями и опытом.
Ключевые слова: самовыражение, самоопределение, саморегуляция, самоактуализация.
The technology of self-developing learning includes all the technologies of developmental learning and supplements them with a series of other needs for self-development of the individual: in self-assertion, in self-expression, in self-determination, in self-regulation, in self-actualization. This makes it possible to form the pupil's dominant self-improvement - constant moral growth, enriching oneself with knowledge and experience.
Key words: self-expression, self-determination, self-regulation, self-actualization.
Всё из жизни, всё для жизни!
Начальная школа формирует основы учебной деятельности, формирует личность ребёнка. Учитель должен дать каждому учащемуся не только определённую сумму знаний, но и вооружить их в процессе обучения такими умениями, которые позволяли бы им определить свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.