53. Ilovaisky D.I. The History of Russia. Formation of Russia (Periods of Kiev and Vladimir). M.: Algoritm, 1996. 460 p.
54. Klyuchevsky V.O. The Boyar Duma Of Ancient Russia. The good people of Ancient Rus. Reprint. with ed. 1902, 1892, Moscow: Ladomir, 1994. 570 р.
55. Presnyakov A.E. Kniazha Law in Ancient Rus. Lectures on Russian history. Kievan Rus. M.: Nauka, 1993. 635 p.
56. Sinyukov V.N. The Russian Legal System. The Introduction of a Suitable Theory. M.: Norma, 2010. 672.
57. Deacons M.A. Essays Social and Political System of Ancient Russia. SPb.: Science, 2005. 384 p.
58. Belyaev I.D. History of the Russian Legislation. SPb.: Publishing house "LAN", 1999. 640 p.
59. Tikhomirov M.N. A Study of the Russian Truth: the Origin of the Texts. M.; L.: an SSSR, 1941. 254 p.
60. Froyanov I.Ya. To the History of the Origin of the Russian State // I.Ya. Froyanov. The beginning of Russian history. M. Publishing house "Parade", 2001. P. 717-751.
61. Sergeevich V.I. Lectures and Research on the Ancient History of Russian Law. M.: Zertsalo, 2004. 488 p.
62. Vladimirsky-Budanov M.F. Overview of the History of the Russian Law. Rostov-on-don: Publishing house "Phoenix", 1995. 640 p.
63. Falaleeva I.N. Political and Legal System of the Ancient Russia of IX-XI centuries Volgograd: Publishing house Volgograd state University, 2003. 164 p.
0
So
S УДК 341
u")
1 М.В. Шугуров
Ф
J ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО
f НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
I И ПЕРЕДАЧИ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЕСТКЕ ДНЯ
| В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА* I^^H
0 а
ГО
S Введение: предметом исследования является объективное значение разработки
£ и международной передачи экологически чистых технологий для достижения целей
S устойчивого развития, сформулированных в «Повестке дня в области устойчивого раз-
| вития на период до 2030 года» во всемирном масштабе. Цель: анализ положений «По-
<3 вестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» с точки зрения
1 определения роли научно-технических средств и международной передачи технологий m для решения проблемы глобального технологического разрыва. Методологическая
© Шугуров Марк Владимирович, 2017
Доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected] © Shugurov Mark Vladimirovich, 2017
Doctor of philosophy, associate professor, professor of Department of philosophy, Saratov State Law Academy
42
* Работа выполнена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 17-03-00400.
основа: сочетание общенаучных методов (системности, историзма) и частнона-учных (сравнительно-правовой и формально-догматический метод), что позволило провести комплексный анализ перспектив международного научно-технического сотрудничества и передачи технологий в контексте взаимодополнения положений «твердого» и «мягкого» международного права. Результаты: формулировка авторской позиции, согласно которой рассматриваемый документ задает направления международно-научно-технического сотрудничества во всех секторах устойчивого развития. С учетом исследования вновь создаваемых внеконвенционных механизмов и предпринимаемых инициатив формулируется вывод о том, что «Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» способна оказать реальное влияние на повышение эффективности международно-правового регулирования передачи технологий в целях устойчивого развития.
Ключевые слова: устойчивое развитие, чистые технологии, международное право, наименее развитые страны, цели устойчивого развития.
M.V. Shugurov
PERSPECTIVES OF INTERNATIONAL COOPERATION IN THE FIELD OF SCIENCE, AND THE FIELD OF TECHNOLOGY TRANSFER IN "THE POST-2015 SUSTAINABLE DEVELOPMENT AGENDA"
Introduction. Objective significance of elaborating and international transfer of «green» technologies for obtaining the goals of sustainable development is the subject of research of this article. The goals of sustainable development were formulated in "The post-2015 Sustainable Development Agenda Around the World". Purpose. The author analyses propositions of "The post-2015 Sustainable Development Agenda Around the World" from the corner of defining the role of scientific and technical means and international technology transfer for settling problems of the world technological gap. Methodology. Combination of general scientific methods, such as systematic and historical and special scientific methods, such as comparative-legal and formal- dogmatic allows to carry out complex analysis of international scientific cooperation and technology transfer the framework of complementarity of international «hard» and «soft» law. Conclusion. The author's opinion is delivered according to it the given document plots major vectors of international scientific-technology cooperation in all sectors of sustainable development. Basing the research on the new extra-convectional instruments and initiatives undertaken the author comes to the conclusion that "The post -2015 Sustainable Development Agenda Around the World" is capable to produce an actual influence upon raising the effect of international legal regulation transfer with the aims of promoting fast transition to sustainable development.
Key-words: sustainable development, environmentally sound technology, international law, less-developed countries, Sustainable Development Goals.
Вопросы разработки и передачи экологически чистых технологий при одно- ) временном акцентировании других форм сотрудничества — финансирования 1 и содействия формированию потенциала — являются традиционными для международных документов программно-стратегического характера в сфере устойчивого развития, которые задают ориентиры выполнения соответствующих международно-правовых обязательств и конкретизируют их содержание. Активное и расширенное использование экологически чистых технологий в сфере устойчивого управления лесами, обеспечения чистой питьевой водой, переход к 43
экологически чистой энергетике и т.д. способствует реализации экологического императива при одновременном содействии экономическому росту и решению социальных проблем. Заметим, что успешная передача инвайроментально значимых технологий требует четкого понимания того, что они собой представляют. Поэтому в доктрине большое внимание уделяется систематизации данных технологий [1, р. 470-471]. Помимо этого, как в доктрине, так и в политических кругах, достигнуто понимание того, что данные технологии имеют решающее значение для перехода к устойчивому развитию и достижению его целей, предполагающих согласование трех измерений развития — экономического, экологического и социального.
Необходимо отметить, что передача указанных технологий — это всего лишь один из перспективных сегментов международной передачи технологий. Так, если анализировать глобальные обязательства в сфере науки и технологий для устойчивого развития, то только 25% из них специально адресованы «зеленым» технологиям. Поэтому неслучайно в п. 22 одного из документов ВОИС отмечается, что «в мире, в котором катастрофически не хватает приемлемых технологий для достижения целей, которые определены в многосторонних природоохранных соглашениях, настоятельно необходимо предпринимать согласованные усилия по повышению эффективности такой передачи»1] Сказанное служит предпосылкой того, что международное сообщество убеждено в необходимости углубления и расширения взаимодействия в сфере международной передачи технологий, являющейся одной из форм международного инновационного и научно-технического сотрудничества (далее — МИНТС) в направлении увеличения объемов обмена инвайронментально значимыми («чистыми», «зелеными») технологиями и их последующего использования2. Одновременно с этим в рамках МИНТС и его международно-правового регулирования ставится и решается задача по обеспечению самого широкого вовлечения всех соответствующих технологий (морских, космических, сельскохозяйственных, информационно-коммуникационных и т.д.) в достижение целей устойчивого развития и инвайронментализации данных технологий.
Основным документом программно-стратегического характера, определяющим направления международного сотрудничества по переходу к устойчивому развитию и одновременно предусматривающего переход МИНТС на новый уровень развития, является Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года (далее — Повестка-2030)3, в структурном плане состоящая из преамбулы и декларации, а также Целей устойчивого развития (далее — ЦУР), которые по своей тематике соотносятся с пятью основами — «Люди», «Планета», «Процветание», «Мир» и «Партнерство». Большое внимание в ней уделяется средствам осуществления согласованных ЦУР. В частности, в п. 41 присутствует постановка вопроса о средствах, необходимых для достижения согласованных целей и решения соответствующих задач, которые стоят как перед
1 WIPO. Committee on Development and Intellectual Property (CDIP). (Ninth Session, Geneva (May 7 to 11, 2012). Revised Project Paper for the Project on Intellectual Property and Technology transfer Common Challenges- Building Solutions (Recommendations 19, 25, 26 and 28) // CDIP/9/ INF/4 (March 13, 2012). URL: // http://www.wipo.int/meeting/en/details.jsp?meeting_id=25013 (дата обращения: 01.03.2017).
2 Science and technology for sustainable development. RIO 2012 Issues Briefs. Produced by the UNCSD Secretariat, January 2012, No 12. URL: http://www.uncsd2012org/index.phppage=view
44 &type=400&nr=278&menu=45 (дата обращения: 17.03.2017).
развитыми, так и развивающимися государствами. К таким средствам, помимо мобилизации финансовых ресурсов и наращивания потенциала, относится также передача экологически безопасных технологий развивающимся странам на благоприятных, в т.ч. на взаимно согласованных и льготных условиях.
Прежде чем осуществлять анализ Повестки-2030 с точки зрения определяемых в ней перспектив динамичного развития МИНТС в целом и международной передачи технологий в частности, необходимо затронуть вопрос о ее юридической силе. Так, в литературе высказывается позиция, согласно которой Повестка-2030, содержащая ЦУР, выступает «в качестве дополнительного инструмента к международному праву, международным конвенциям, договорам, обеспечивая нормативные рамки взаимодействия стран, мобилизуя и стимулируя заинтересованные стороны к действиям» [2, с. 33]. По традиции в Повестке-2030, определяемой в п. 17 ее декларации в качестве программы принципиально нового уровня, как и в других программно-стратегических документах в сфере устойчивого развития, нашло свое признание верховенство международного права в международных делах. С нашей точки зрения, анализируемый документ, как и другие документы в области устойчивого развития, не представляя собой международно-правовой инструмент в подлинном смысле слова, является рекомендательным актом программно-стратегического характера, который не только закрепляет его намерения действовать в том или ином направлении в соответствии с нормами и принципами международного права, но и призван оказывать обратное воздействие на дух международно-правовых соглашений в рассматриваемой сфере и имплементацию предусмотренных в них обязательств.
Аргументируя данное положение, отметим, что для международного права в сфере устойчивого развития, которое некоторые зарубежные юристы-международники называют «международным правом устойчивого развития» (international sustainable development law) [3], характерно, что положения рекомендательных документов явно или неявно отражаются в тексте источников «твердого» международного права — в преамбулах или статьях, посвященных целям того или иного договора — и поэтому определяют содержательную сторону целей тех или иных договоров и содержание предусмотренных в них обязательств. С нашей точки зрения, документы программно-стратегического характера вполне обоснованно можно рассматривать в качестве источников «мягкого» международного права в сфере устойчивого развития [4, p. XIII-XIV; 5], которые содействуют повышению эффективности имплементации международно-правовых обязательств, закрепленных в соглашениях, относящихся к «твердому» международному праву. В этой связи нельзя не упомянуть представляющую интерес точу зрения, согласно которой рекомендательные акты выступают источником норм обычного международного права [6, с. 28].
Положения Повестки-2030, относящиеся к МИНТС, следует воспринимать в контексте целой серии проблем, существующих в глобальном научно-технологическом миропорядке и прежде всего такой проблемы как глобальный технологический разрыв. В п. 119 специального раздела «Технологии, наука и инновации в интересах устойчивого развития» доклада Генерального секрета-
3 Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/70/1 (25 сентября 2015 г.). URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N15/291/92/PDF/N1529192.pdf?OpenElement (дата обращения: 18.02.2017). 45
ря ООН был отмечен неравномерный характер распределения доступа к новым технологиям внутри стран и между ними4. Подчеркивалось также, что бедные страны во многих случаях лишены такого доступа.
Вполне понятно, что доступ развивающихся стран к экологически чистым технологиям является конкретизацией доступа в отношении других технологий. Проблемные моменты такого доступа детерминированы целым рядом барьеров — недостатком финансовых ресурсов для их приобретения, высоким уровнем защиты прав интеллектуальной собственности и т.д. Примечательно, что задачи по сокращению данных барьеров формулируются не только в рамках международной помощи развитию как таковому, но и оказания помощи в целях перехода к устойчивому развитию5.
Ясно, что расширение данного доступа требует очередных инициатив по созданию новых эффективных форм сотрудничества, которое должно осуществляться на международно-правовой основе, а это означает необходимость решения задачи повышения эффективности международно-правового регулирования МИНТС в целом и передачи технологий в частности, что вызвано целесообразностью обеспечения более равномерного перехода стран и регионов к устойчивому развитию, стимулирование расширения и повышения эффективности международного сотрудничества, укрепление национального потенциала, создание демократической системы глобального управления переходом к устойчивому развитию и дальнейшее развитие ее институциональной основы.
Развивая высказанный тезис о том, что Повестка-2030, дополняя ранее принятые стратегические документы, создает новые возможности и открывает новые перспективы для международного научно-технического сотрудничества и передачи технологии в целях устойчивого развития и их международно-правового регулирования, начнем с того, что те или иные ЦУР можно рассматривать как основу для выделения вполне самостоятельных направлений международного сотрудничества. Такой подход уже нашел отражение в научной литературе. В частности, предметом исследования становится не только ее преемственность с другими документами в области устойчивого развития, но и дифференциация «системы ЦУР в зависимости от направленности отдельных целей в контексте устойчивости и ее задач: социальных, экономических и экологических» [2, с. 34].
Повестка-2030, закрепившая решимость предпринимать реформаторские шаги и направленная на преобразования, а также, что для нас самое главное — предполагающая целый ряд направлений в научно-технической сфере, призвана оказать воздействие на всю сферу глобального международного научно-технологического сотрудничества, на его более глубокое наполнение целями и ценностями устойчивого развития вплоть до обеспечения направленности научно-технического прогресса и соответствующего сотрудничества на гармо-
4 The Road to Dignity by 2030: Ending Poverty, Transforming All Lives and Protecting the Planet. Synthesis Report of the Secretary-General on the post-2015 Sustainable Development Agenda. A/69/700 (4 December 2014). URL: http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol= A/69/700&refer=http//t.co/i3AhClfm1r%Lang=E (дата обращения: 21.04.2017).
5 Puustjarvi, E. et al. Transfer of environmentally sound technologies from developed countries to developing countries: background document for the Ad Hoc Expert Group on finance and environmentally sound technologies. The Secretariat of the United Nations Forum on forests, INDUFOR, Helsinki, 2003. URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/summary?doi=10.1.1.361.9646 (дата
46 обращения: 18.02.2017).
ничное сочетание сохранения природных ресурсов планеты и поступательного экономического роста (п. 3 декларации).
Если обратиться к анализу Цели 1, посвященной ликвидации нищеты во всех ее формах, то задача 1.4 исходит из важности обеспечения доступа к соответствующим новым технологиям. По вполне понятной причине такой доступ становится возможным только в случае ее передачи. С нашей точки зрения, это говорит о признании на уровне данного документа такого права, как право человека на науку, предусмотренного в п. 1.Ь ст. 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Поэтому здесь четко прослеживается мысль о том, что устойчивое развитие — это путь к наиболее полному и эффективному осуществлению прав человека, достигаемому в т.ч. на основании использования большого количества традиционных и новых технологий, являющихся инструментами ликвидации нищеты. Думается, что технологии, помимо системы социального обеспечения, также могут оказать решающее содействие в решении задачи 1.5, заключающейся в повышении жизнестойкости малоимущих лиц, особенно находящихся в уязвимом положении перед разного рода неблагоприятными процессами (экстремальными явлениями) — во-первых, климатического и экологического; во-вторых, социально-экономического характера. Вполне понятно, что решение задач, соответствующих Цели 1, возможно только в формате международного сотрудничества, поскольку предполагает поиск и мобилизацию средств для реализации национальных стратегий по ликвидации нищеты.
Известно, что составной частью права человека на достаточный жизненный уровень является право на достаточное питание. Голод и недоедание — состояние, умаляющее человеческое достоинство. Способом достижения Цели 2, направленной на ликвидацию голода и обеспечение продовольственной безопасности, является решение целого ряда взаимосвязанных задач. Необходимо указать на такую задачу, как удвоение продуктивности сельского хозяйства и доходов мелких производителей, коренных народов, фермерских хозяйств и т.д. Решение данной задачи видится через обеспечение гарантированного и равного доступа к земле, иным производственным и сельскохозяйственным ресурсам, рынкам, финансовым услугам.
Задача 2.4 предполагает внедрение новых методов ведения сельского хозяйства и производства продуктов питания, которые позволят повысить не только продуктивность, но и жизнестойкость, укрепить способности адаптироваться к изменению климата, экстремальным погодным условиям, засухам, наводнениям. Таким образом на примере данной задачи, хотя в ней и не используется понятие «технология», можно видеть закрепление ориентации на инновационные методы, которые повысили бы экологическую безопасность сельского хозяйства, т.е. способствовали бы постепенному улучшению качества земель и почв, не только увеличению объемов производства, но и сохранению экосистем. С точки зрения предмета нашего исследования интересно указать на такой ресурс как знания, к которым также должен быть обеспечен доступ. А в задаче 2.5 непосредственно указывается на необходимость инновационного развития сельскохозяйственных технологий (задача 2.5). В тесной связи с данными задачами находится задача 2а, которая предполагает увеличение инвестирования, в т.ч. на основе международного сотрудничества, в сельскохозяйственную инфраструктуру, сельскохозяйственные исследования и агропропаганду, а также развитие тех-
нологий и создание генетических банков растений и животных для укрепления потенциала развивающихся государств, особенно наименее развитых, в области сельскохозяйственного производства.
Безусловно, право на достаточный жизненный уровень включает право человека на доступ к водным ресурсам и чистой питьевой воде, с которым пересекается право на здоровье. Об этом идет речь в Цели 6 «Обеспечение наличия и рационального использования водных ресурсов и санитарии для всех». Вполне понятно, что достижение поставленных задач в рамках Цели 6 предполагает разработку и использование соответствующих технологий. В частности, в задаче 6.а говорится о расширении к 2030 г. международного сотрудничества, в т.ч. в сфере использования технологий рециркуляции и повторного использования воды. Сюда также могут быть отнесены технологии опреснения воды, повышения эффективности водоснабжения, очистки сточных вод.
Продолжая характеристику Повестки-2030 с точки зрения задач по реализации социальных прав человека на основе использования инновационных технологий, укажем, что в п. 26 декларации была заявлена необходимость принятия шагов по всеобщему охвату населения медицинской помощью и обеспечения доступа к качественному медицинскому обслуживанию. Цель — укрепление здоровья, повышение благополучия и увеличение средней продолжительности жизни. Все это предполагает развитие сектора медицинских исследований, в т.ч. в порядке международного сотрудничества и доступности результатов данных исследований в целях их использования. Одним из важных средств решения данных задач является не только финансирование сферы здравоохранения, про-й фессиональная подготовка соответствующих специалистов, но и соответствую? щие научно-технологические разработки. По этой причине к задаче 3.Ь отнесено
СЮ
з оказание содействия исследованиям и разработкам вакцин и лекарственных препаратов для лечения инфекционных и неинфекционных болезней, которые
1 в первую очередь затрагивают развивающиеся страны.
| В смысловом центре задач, которые тематически относятся ко второй осно-
го
| ве «Планета» и к третьей основе «Процветание», находится закрепление не-
| обходимости внедрения рациональных моделей потребления и производства,
| которые позволят уберечь планету от деградации, но и сохранить ее ресурсы
2 для обеспечения удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколе° ний. В рамках задач, относящихся к Цели 15, тяготеющей к основе «Планета», « предусматриваются сохранение, восстановление и рациональное использование | биоразнообразия, а также самого разного рода экосистем. Вопросы МИНТС здесь о не затрагиваются, но само упоминание международных экологических соглаше-° ний, в которых данные вопросы получили свою конкретизацию, предполагает
0
° четкое и последовательное выполнение принятых государствами обязательств | в сфере МИНТС.
1 Цель 15 вполне коррелирует п. 33 декларации, где говорится о зависимости | социально-экономического развития от рационального использования природных
ресурсов. Причем в качестве природных ресурсов названы не полезные ископаемые, а океаны, моря, леса, экосистемы, биоразнообразие, дикая флора и фауна. Большое внимание было уделено необходимости дальнейшего сотрудничества по борьбе с опустыниванием, пыльными бурями, деградацией земель, засухами и т.д. Повышение жизнестойкости и снижение риска бедствий, безусловно, должно 48 опираться на развитие соответствующей технологической базы.
Заметим, что рациональные формы производства и потребления коррелируют не только вопросам охраны окружающей среды, но и решению социальных вопросов. Последний аспект отчетливо проявляется на примере Цели 8 «Содействие поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работы для всех», где сформулирована проблематика сопряжения экономического роста с социальным измерением, включая экономические и трудовые права человека. К Цели 8 по своему содержанию примыкает Цель 9 «Создание стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям», которая, в сущности, более детально развертывает задачу 8.1. С нашей точки зрения, содержание Цели 9 беспрецедентно в том плане, что в комплексной форме здесь задается вектор международного сотрудничества в сфере инноватизации экономики, что выступает важным измерением перехода на траекторию устойчивого развития и нацелено на процветание общества и благополучие людей.
Задача 9.2 ориентирована на всеохватную и устойчивую индустриализацию, призванную не только обеспечить экономический рост в промышленности, но и повысить уровень занятости в соответствии с национальными условиями. С точки зрения предмета нашего исследования, представляет интерес Цель 9.4, предполагающая модернизацию инфраструктуры и переоборудование промышленных предприятий на основе принципиально нового уровня ресурсосбережения (рационального использования ресурсов) и более широкого использования чистых и экологически безопасных промышленных технологий и промышленных процессов. Разумеется, не все страны располагают данными технологиями, да и не все страны располагают производством, где бы они могли применяться. Поэтому решение задачи 9.4 предполагает учет индивидуальных возможностей стран.
Интересно, что задача 9.5 полностью концентрируется на научно-технологическом и инновационном аспекте модернизации промышленности, предполагая активизацию научных исследований, наращивание технологического потенциала различных промышленных секторов во всех странах (в особенности — в развивающихся), что нацеливает на стимулирование к 2030 г. инновационной деятельности и значительное увеличение числа работников в сфере НИОКР в расчете на 1 млн чел. и что самое главное — на увеличение государственных и частных расходов на НИОКР.
Примечательно, что задача 8.4 далее разрастается до Цели 12 «Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства». Рациональные модели потребления и производства, как известно, включают в себя рациональное освоение и эффективное использование природных ресурсов. Задача (12.2) предполагает сокращение количества пищевых отходов как на розничном, так и потребительском уровне, включая уменьшение потерь продовольствия в производственно-сбытовых цепочках, включая послеуборочные потери (задача 12.3). Таким образом, здесь говорится о рационализации потребления, которая теснейшим образом связана с проблемой сокращения отходов. Задача 12.5 нацеливает на уменьшение данных отходов путем принятия мер по предотвращению их образования, сокращения, переработки и повторного использования. Все это предполагает в качестве дополнения сокращение отходов производства.
Считаем, что Цель 14 «Сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития» следует рассматри-
вать в содержательной связи с Целью 12, поскольку современное производство и потребление предполагают широкое использование морских ресурсов. Задача 14.а целиком посвящена вопросам развития науки. В частности, предусматривается увеличение объема научных знаний, расширение научных исследований и обеспечение передачи морских технологий с учетом Критериев и руководящих принципов в отношении передачи морских технологий Межправительственной океанографической комиссии. Передача данного рода технологий должна быть нацелена на улучшение экологического состояния океанической среды и повышение вклада морского биоразнообразия в развитие развивающихся стран, особенно малых островных развивающихся стран и наименее развитых стран.
Цель 14 включает в себя решение вопросов сохранения и сокращения загрязнения морской и океанической водной среды (задачи 14.1), рационального использования морских и прибрежных экосистем и их защиты от воздействия человека (задача 14.2). Вполне понятно, что повышение стойкости данных экосистем предполагает использование научных знаний. Задача 14.3 прямо предполагает в целях минимизации и ликвидации последствий закисления океана развивать международное научное сотрудничество на всех уровнях.
Как известно, одним из важнейших аспектов перехода к устойчивому развитию является использование новых экологически чистых источников энергии в интересах энергоснабжения, а также технологий энергосбережения. Именно этому вопросу посвящена Цель 7 «Обеспечение доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех». Задача 7.2. предполагает значительное увеличение к 2030 г. доли энергии из возобновляемых ис-й точников в мировом энергетическом балансе. На удвоение показателя повышения ? энергоэффективности указывает задача 7.3. Последующие задачи ориентируют
со
я на средства решения указанных задач. Во-первых, задача 7.а предусматривает активизацию международного сотрудничества в целях облегчения доступа к ре-I зультатам научных исследований и технологиям в области экологически чистой
1 энергетики, включая возобновляемую энергетику и более чистые технологии
го
| использования ископаемого топлива. Задача 7.б связана с задачей 7.а и нацелена
§ на достижение именно устойчивого энергоснабжения.
| Особенность Повестки-2030 заключается в том, что, как уже отмечалось, в
2 ней детально прописаны ресурсы и средства в достижении ЦУР. Мобилизация ° и укрепление данных средств представляет собой самостоятельную Цель 17, « системно связанную с другими целями, а также являющуюся содержательным | наполнением такой основы, как «Партнерство». Задача 17.6 содержит призыв
0 укреплять Глобальное партнерство в интересах устойчивого развития. При этом
1 говорится о том, что оно должно дополняться партнерством с участием многих ° заинтересованных сторон, мобилизирующих и распространяющих знания, опыт,
го
3 технологии и финансовые ресурсы, с тем чтобы поддерживать достижение ЦУР 1 во всех странах, особенно в развивающихся.
I Безусловно, одним из центральных звеньев Глобального партнерства явля-
ется сотрудничество по созданию, развитию и распространению новаторских решений и технологий и связанного с ними ноу-хау, включая передачу технологии на взаимосогласованных условиях, что служит мощным фактором, стимулирующим экономический рост и устойчивое развитие. Поэтому данным вопросам специально посвящены задачи, которые в первую очередь учитывают
50
интересы развивающихся стран. Примечательно, что задача 17.6 нацеливает
на расширение сотрудничества по линии «Север — Юг» и «Юг — Юг», а также регионального и международного сотрудничества в области науки, техники и инноваций и доступа к соответствующим достижениям; активизацию обмена знаниями на взаимно согласованных условиях, в т.ч. благодаря улучшению координации между существующими механизмами, в частности на уровне ООН, а также с помощью Механизма содействия развитию технологий. Задача 17.7 предусматривает содействие разработке, передаче, распространению и освоению экологически безопасных технологий с акцентом на удовлетворение потребностей развивающихся стран, т.е. чтобы последние получали бы их на взаимно согласованных, благоприятных условиях, в т.ч. на льготных и преференциальных.
То, что в Повестке-2030 упоминается новое направление МИНТС «Юг — Юг», далеко не случайно. Это связано с тем, что в настоящее время происходит усложнение и диверсификация технологических потоков, особенно с 1992 г., когда доминировали технологические потоки главным образом между развитыми странами. Буквально в последнее десятилетие возникло такое новое явление, как поток технологий из государств с динамично развивающейся экономикой в развитые государства, обмен технологиями между растущими экономиками и передача технологий из государств с растущей экономикой в беднейшие страны6.
Таким образом, характерной тенденцией международного сотрудничества выступает сегодня передача технологий по вектору «Юг — Юг» и «Юг — Север», которая стала важнейшим дополнением традиционного вектора международной передачи технологий по линии Север — Юг. Это стало возможным благодаря тому, что некоторые правительства в Азии проводят технолого-сфокусированную индустриальную стратегию. Подобная активность ряда развивающихся стран стала возможной благодаря укреплению их научно-технологического потенциала посредством возрастания объемов инвестирования в сферу исследований разработок. В результате именно крупные развивающиеся страны (Китай, Индия) стали проявлять себе в качестве мировых лидеров в сфере производителей чистых технологий, их экспорта и использования [7]. В тесном сотрудничестве с Францией продвижением данного направления занимается также Бразилия, Агентство сельскохозяйственных исследований которой (ЕМВИАРЛ) оказывает техническую помощь малым фермерам в Африке южнее Сахары, передает опыт в сфере внедрения оборудования для электронного голосования, а также технологии создания хранилищ молока для детей [8, с. 44].
Следует признать, что длительное время в рамках МИНТС отсутствовала общая площадка, где обсуждались бы на предельно масштабном уровне вопросы передачи технологий в интересах наименее развитых стран. Большую заинтересованность в создании глобальной платформы передачи технологий и знаний проявляют страны Африки, группа которых на совместном заседании по вопросам финансирования развития в апреле 2015 г. поддержала предложение в упомянутом докладе Генерального секретаря ООН по повестке дня в области устойчивого развития после 2015 г. создать онлайновую платформу, предназначенную для составления карты предпринимаемых инициатив в сфере международной научно-технической кооперации по вопросам трансфера знаний и оказания технического содействия. Поэтому заслугой Повестки-2030 явля-
6 Beijing Declaration of the Fifth Ministerail Conference of the Form on China-Africa Cooperation (2012, 23 July). URL: http://www.focac.org/eng/ltda/dwjbzjjhys/hywj/t954245.html (дата обращения: 14.03.2017).
ется задача 17.8, нацеливающая на создание Банка технологий и Механизма содействия развитию науки, технологий и инноваций в интересах наименее развитых стран7. Если говорить о Банке технологий в интересах наименее развитых стран, то начало функционирования его штаб-квартиры (Международного центра науки, техники и инноваций) на территории Турции в г. Гебзе в 2017 г. было анонсировано на конференции в Стамбуле8, посвященной среднесрочному обзору выполнения Стамбульской декларации и программы действий для наименее развитых стран на 2011-2020 гг. Цель Банка — стимулировать инновационную политику, формировать инновационные инфраструктуры в наименее развитых странах, активизировать передачу технологий не только по линии «Север — Юг», но и по линии «Юг — Юг».
Идея создания Механизма, как и Банка, была высказана в только что упомянутых документах, принятых в 2011 г. на Четвертой Конференции ООН по наименее развитым странам, а процесс его фактического учреждения был инициирован в соответствии с п. 123 Аддис-Абебской программы действий третьей Международной конференции по финансированию развития 2015 года. Объявление же о его создании было сделано в ходе саммита ООН по принятию Повестки-2030 в области устойчивого развития на период после 2015 года (п. 70 декларации Повестки-2030).
Бесспорно, данный Механизм представляет собой новый этап в институцио-нализации МИНТС, что позволит более эффективно вовлечь в НТП наименее развитые страны. Таким образом, налицо новая форма МИНТС, также достаточно сходная с такой новой формой, как технологическая платформа. Основной принцип, заложенный в основу Механизма, — многостороннее сотрудничество самых разных субъектов — государств, гражданского общества, частного сектора, научного сообщества, учреждений ООН, а также всех заинтересованных сторон. К тому же в состав Механизма вошли впервые специально создаваемые структуры. Остановимся на их характеристике более подробно.
Межучрежденская целевая группа ООН по науке, технике и инновациям в интересах достижения целей в области устойчивого развития. В ее задачу входит содействие обеспечению координации, слаженности и сотрудничества в рамках системы ООН по вопросам в сфере науки и техники. Хорошо известно, что деятельностью в распространении знаний и оказанием содействия в передаче технологий занимаются многие учреждения ООН, что подтверждает институ-ционализацию МИНТС на глобальном уровне. Сюда можно отнести ПРООН, Всемирный банк, ВОИС, ЮНИДО, ЮНКТАД, ЮНЕП. Научно-технологическими вопросами непосредственно занимается Комиссия ООН по науке и технике в интересах развития. К проблемным вопросам НТП обращено также внимание некоторых главных органов ООН — Генеральной Ассамблеи и ЭКОСОС. Учреждения, органы, подразделения и функциональные комиссии ООН добились значительного успеха в данном направлении, но в их работе заметно дублирование. Несмотря на это, в международном научно-технологическом миропорядке продолжают накапливаться и возникать новые проблемы, связанные с очередным витком НТП. Поэтому вполне актуальной является задача координации усилий
7 См.: Лебедева Ю.В. Банк технологий и вспомогательный механизм по вопросам науки, техники и инноваций для наименее развитых стран. URL: http://www.atomic-energy.ru/ar-ticles/2015/09/08/59612 (дата обращения: 01.04.2017).
8 Наименее развитые страны поддержат технологиями (02.06.2016). URL: http://economy. 52 gov.ru/minec/about/structure/depeurope/20160602 (дата обращения: 02.05.2017).
на уровне международных организаций, достижение синергии и большей слаженности в их работе. Это объясняется тем, что международные организации осуществляют координацию МИНТС, в котором принимают участие государства, частный сектор, гражданское общество, научный сектор.
В этом контексте Межучрежденческая целевая группа ООН по науке, технике и инновациям призвана, используя все имеющиеся ресурсы организационного характера, предпринимать усилия не только по обеспечению взаимодействия между учреждениями ООН, а также между ними и другими заинтересованными субъектами, но и добиваться повышения его эффективности, в т.ч. стремиться к обеспечению действенности инициатив, исходящих от международных организаций и государств и т.д., по наращиванию потенциала.
Формой реализации деятельности Межучрежденческой группы выступает, во-первых, подготовка совещаний Многостороннего форума по науке, технике и инновациям в интересах достижения целей в области устойчивого развития, во-вторых, разработка и ввод в действие онлайновой платформы, включая подготовку предложений о порядке функционирования Форума и онлайновой платформы. Интересно заметить, что данные виды работы будут осуществляться на основе тесного взаимодействия с десятью представителями гражданского общества, частного сектора и научного сообщества, которые будут назначаться Генеральным секретарем сроком на 2 года. Последнее обстоятельство, разумеется, придает ее деятельности открытый характер и повышает уровень ее легитимности.
Открытость также определяется тем, что Целевая группа — это своего рода площадка, участвовать в которой совершенно свободно могут все учреждения, фонды и программы ООН, включая функциональные комиссии ЭКОСОС. Более е того, предполагается, что в ее состав войдут все подразделения и учреждения, и принимающие участие в работе Неофициальной рабочей группы по содействию р развитию технологий, а именно ЮНЕП, ЮНИДО, ЮНЕСКО, ЮНКТАД, Между- о
в
народный союз электросвязи, ВОИС, Всемирный банк, Департамент по эконо- §
й
мическим и социальным вопросам Секретариата. а
Онлайновая платформа нацелена на обеспечение комплексной систематиза- | ции информации о существующих и предполагаемых инициативах, а также е
о механизмах, программах и данных в области науки, техники и инноваций. о
й
Предполагается, что она будет использоваться в качестве портала, с помощью р
которого можно будет получать доступ к подобного рода информации в рамках 1
ООН и за пределами последней. Таким образом онлайновая платформа предна- о
значена для облегчения доступа к системной информации, знаниям и опыту, к К
передовой практике, положительным и отрицательным урокам в сфере разного м
рода инициатив и стратегий по содействию развитию науки, техники и инно- I
ваций. К важной миссии Платформы относится также содействие распростра- ¡§
ш
нению выполненных учеными из разных стран научных публикаций, которые 1 находятся в открытом доступе. 2
В основу разработки Платформы будет положена независимая техническая 7 оценка с учетом опыта и передовой практики, имевшей место в рамках других инициатив не только на уровне ООН, но и за ее пределами применительно к созданию и функционированию подобного рода платформ. Более того, предусматривается, что она выступит своего рода дополнением к другим, уже существующим платформам по вопросам науки, техники и инноваций. Более того, она призвана обеспечить информацией об этих платформах и далее — содействовать доступу 53
к ним и содержащимся в них данным. При этом акцент в функционировании Платформы поставлен на избегание дублирования и повышение синергетиче-ского эффекта от взаимодействия с другими платформами.
Многосторонний форум по науке, технике и инновациям в интересах достижения целей в области устойчивого развития является площадкой для облегчения взаимодействия, установления связей и создания сетевых сообществ. Его созыв осуществляет Председатель ЭКОСОС (один раз в год на двухдневное совещание, на котором обсуждаются вопросы сотрудничества в области науки, техники инноваций в рамках тематических областей достижения целей в области перехода к устойчивому развитию). В работе Форума принимают участие все заинтересованные стороны, намеревающиеся вносить активный вклад в обсуждение различных аспектов проблематики МИНТС в рамках своей компетенции. Форум как специальная площадка для обсуждения нацелен на содействие облегчению взаимодействия и установления связей при создании сетевых сообществ с участием заинтересованных сторон и многосторонних партнерств, предполагая выявление, а также осуществляя анализ потребностей и пробелов в области научного сотрудничества, инновационной деятельности и наращивания потенциала. В сфере внимания Форума — способствование разработке, передаче и распространению соответствующих технологий в целях устойчивого развития. С процедурной точки зрения предусматривается, что совещания Форума проходят под сопредседательством двух государств-членов ООН, а по их итогам оба председателя занимаются подготовкой резюме проведенных обсуждений, далее выносящихся на рассмотрение заседаний Политического форума высокого уровня, работа которого будет связана с обсуждением хода осуществления Повестки-2030.
Следует заметить, что к настоящему времени проведено уже два форума по науке и технологиям. Первый был проведен 6-7 июля 2016 г.9, второй — 15-16 мая 2017 г.10 На мероприятиях Форума обсуждались как вопросы общего порядка, касающиеся важности науки, технологий и инноваций для устойчивого развития, так и проблематика использования различных технологий для достижения конкретной цели устойчивого развития.
Подводя итоги, отметим, что Повестка-2030 призвана стимулировать выполнение международно-правовых обязательств государств по соответствующим международным соглашениям в отношении передачи технологий, а также сотрудничества в рамках других форм МИНТС, которые соотносятся с целями устойчивого развития. Ее положения, содержащиеся как в декларации, так и в ЦУР, не только намечают новые векторы сотрудничества, закрепляют его инновационные формы, но и содействуют повышению эффективности международного научно-технического сотрудничества, придают ему новый импульс, что способно стать залогом повышения эффективности международно-правового регулирования рассматриваемого вида международного взаимодействия.
Библиографический список
1. Verhoosel G. International transfer of environmentally sound technology: the new dimension of an old stumbling block // Environmental Policy and Law. 1997. Vol. 27(6). P. 470-487.
9 Technology Facilitation Mechanism. URL: https://sustainabledevelopment.un.org/?page=vie w&nr=1924&type=13&menu=1634 (дата обращения: 17.05.2017).
10 Forum of science, technology and innovation (2017). URL: https://sustainabledevelopment. 54 un.org/TFM/STIForum2017 (дата обращения: 17.05.2017).
2. Бобылев С.Н., Соловьева С.В. ООН: смена целей // Мировая экономика и международные отношения. 2016. Т. 60. № 5. С. 30-39.
3. ManiruzzamanA.F., Schwabach A., CockfieldA.J, Tarlock A.D. International sustainable development law (UNESCO Project). Oxford: EOLSS Publishers Co Ltd., 2010. 460 p.
4. Tladi D. Sustainable development in international law: an analysis of key enviro-economic instruments. Pretoria: University of Pretoria, 2007. 274 р.
5. Шугуров М.В. Роль источников «мягкого права» в международном праве устойчивого развития // Роль международных и внутригосударственных рекомендательных актов в правовой системе России. Сборник материалов «круглого стола» с международным участием (Иркутск, 26 апреля, 2013 г.). Иркутск: Иркутский институт законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского, 2013. С. 45-63.
6. Помазан А.С. Международно-правовое регулирование помощи развивающимся странам в системе международных экономических отношений // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2015. № 3. С. 27-41.
7. Brewer T.L. Climate change technology transfer: a new paradigm and policy agenda // Climate policy. 2008. Issue 8. P. 516-526.
8. Луччи П., Хан А., Стюарт Э. Средства для реализации Повестки дня в области развития после 2015 года и глобальное партнерство в целях устойчивого развития: значение для развивающихся стран // Вестник международных организаций. 2015. Т. 10. № 3. С. 33-56.
References
1. Bobylev S.N., Soloviyova S.V. United Nations OOH: change of goals // International economy and international relations. 2016. Vol. 60. № 5. P. 30-39.
2. Lussi P., Khan A., Stuart E. Means of Implementation and Global Partnership for Sustainable Development: What's in It for Emerging Economies? // International organizations research journal. 2015. Vol. 10. № 3. P. 33-56.
3. Pomazan A.S. International Legal Regulation of Aid to Developing Countries in the System of International Economic Relations // Law Journal of High School of economy. 2015. № 3. P. 27-41.
4. Shugurov M.V. Role of Soft Law in the International Law of Sustainable Development // Role of International and Domestic Recommendatory Acts in the Legal System. Collection of materials of round table with the international participating (Irkutsk, 26 April 2013). Irkutsk: Irkutsk institute of legislation and legal information in honor of M.M. Speranskiy, 2013. P. 45-63.
5. Brewer T.L. Climate Change Technology Transfer: a New Paradigm and Policy aAenda // Climate policy. 2008. Issue 8. P. 516-526.
6. Maniruzzaman A.F., Schwabach A., Cockfield A.J, Tarlock A.D. International Sustainable Development law (UNESCO Project). Oxford: EOLSS Publishers Co Ltd., 2010. 460 p.
7. Tladi D. Sustainable Development in International Law: an Analysis of Key Enviro-economic Instruments. Pretoria: University of Pretoria, 2007. 274 p.
8. Verhoosel G. International Transfer of Environmentally Sound Technology: the New Dimension of an Old Stumbling Block // Environmental Policy and Law. 1997. Vol. 27(6). P. 470-487.