ГОСУДАРСТВЕННОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ
УПРАВЛЕНИЕ
"Группа двадцати" и международная передача технологий в целях устойчивого развития: трансформация повестки*
Шугуров
Марк Владимирович
Доктор философских наук, доцент, профессор кафедры международного права Саратовской государственной юридической академии
Mark V. Shugurov
Doctor of Philosophical Sciences, Docent, Associate Professor at the Department of International Law of Saratov State Academy of Law
e-mail: [email protected]
УДК 342.176
"A group of twenty" and international technology transfer for the purpose of sustainable development: transformation of the agenda
В статье в системной форме рассматривается развитие международного сотрудничества по передаче технологий в рамках «Группы двадцати» в контексте ее постепенного превращения в лидирующую институциональную структуру в сфере обеспечения перехода к устойчивому развитию и достижению его целей. Особое внимание уделяется анализу секторов научно-технологического сотрудничества, развивающегося под эгидой Группы.
Ключевые слова и словосочетания: устойчивое развитие, развивающиеся страны, «Группа двадцати», передача технологий, зеленый рост.
The paper examines the development of international cooperation in the process of transferring technology within "a group of twenty" as the leading structure, providing switch to the sustainable development and goals achievement. The analysis of the sectors of research and technological cooperation developing under the guidance of the group is in the spotlight.
Keywords: sustainable development, developing countries, "a group of twenty", technology transfer, green rise.
*Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 17-03-00400-ОГН «Международно-правовое регулирование передачи технологий в контексте глобальной стратегии устойчивого развития: состояние и перспективы»)
Одной из наиболее приоритетных стратегий современного мирового сообщества является переход к устойчивому развитию в глобальном масштабе. Идее устойчивого развития привержены не только государства и международные организации, активно сотрудничающие с частным сектором и гражданским обществом, но и эффективные инструменты глобального управления, к которым, безусловно, можно отнести Группу двадцати ^20). В настоящее время в деятельности Группы вполне заметна тенденция превращения в институт глобального управления переходом к устойчивому развитию.
При этом необходимо подчеркнуть, что одной их аксиом перехода к устойчивому развитию является
понимание необходимости научно-технологического обеспечения такого перехода, что предполагает усилия по как можно более широкому распространению «устойчивых» («зеленых») технологий. Как свидетельствуют документы проведенной в 2012 году Конференции ООН «Рио+20», переход к новой модели производства и потребления возможен только на новой технологической базе. Данный подход далее был развит в принятой в 2015 г. Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. (далее - Повестка-2030), содержащей немало задач в рамках Целей устойчивого развития (далее - ЦУР), связанных с необходимостью международного сотрудничества по развитию и передаче технологий, релевантных для перехода к устойчивому развитию и достижению его целей. Активные усилия по стимулированию «зеленого» международного инновационного и научно-технологического сотрудничества (далее - МИНТС), а в его составе - передачи технологий и распространению знаний - составная часть усилий Группы в деле координации деятельности государств и международных организаций по переходу к устойчивому развитию.
Длительное время для Двадцатки устойчивое развитие представлялось как устойчивый, уверенный и сбалансированный экономический рост. И это не случайно, так как она играет ключевую роль именно в глобальном финансово-экономическом регулировании. И тем не менее, устойчивый экономический рост рассматривался Группой в широком контексте, в частности, как условие для решения многих глобальных и национальных проблем, в том числе в контексте Целей развития тысячелетия.
В литературе высказывается точка зрения о том, что Двадцатка до 2015 г. не погружалась полностью в проблематику устойчивого развития [1, с. 39]. Со своей стороны, мы бы сделали вывод о том, что малая погруженность не означает игнорирования данной проблематики со стороны Группы. Есть все основания говорить о постепенном возрастании внимания последней к проблемам перехода к устойчивому развитию [2]. Так, в Рамочном соглашении Группы двадцати по обеспечению уверенного, устойчивого и сбалансированного роста [3] наиболее ключевые сюжеты устойчивого развития включены в раздел «Изменение климата и зеленый рост» (пп. 66 - 68). Это свидетельствует о выделении этой проблематики из разряда «прочих» вопросов при одновременной его корреляции с центральными вопросами группы -обеспечением уверенного экономического роста и занятости. Здесь была высказана поддержка мер по достижению «зеленого» роста на основе использования энергоэффективных и чистых технологий. Тематика устойчивого развития как одно из направлений работы Группы достаточно четко оформилась в 2011-2014 гг. Так, если мы обратимся к Итоговому документу, принятому в Каннах, то в п. 60 закреплено политическое обязательство по содействию успешному проведению в 2012 г. конференции ООН «Рио+20» [4].
С нашей точки зрения, новой страницей в эволюции Группы в аспекте лидера устойчивого развития стал саммит в Лос-Кабосе в 2012 г., где был взят курс на интеграцию обязательств в сферах, которые являются аспектами устойчивого развития («зеленый рост», искоренение бедности, сохранение окружающей среды и улучшение благосостояния). Буквально через несколько дней после саммита состоялась Конференция ООН РИО+20, где лидеры Группы, как и лидеры других государств, вновь подтвердили свою приверженность устойчивому развитию. Характерно, что в п. 70 Итоговой декларации, принятой в Лос-Кабосе, лидеры Двадцатки зафиксировали намерение подтвердить приверженность устойчивому развитию на Конференции ООН по устойчивому развитию в 2012 г.
Ускоренные изменения в повестке произошли в 2015 г. В результате все направления деятельности Группы оказались «стянутыми» на достижении ЦУР. В объем повестки вошли и новые направления - содействие новой индустриальной революции и цифровой трансформации экономики. Это означает переход к приверженности парадигме развития именно как устойчивого развития. Так, в п. 19 Коммюнике лидеров «Группы двадцати» по итогам саммита 2015 г., прошедшего буквально спустя две недели после принятия Повестки-2030, государства заявили о приверженности выполнению целей, сформулированных в Повестке-2030, с тем чтобы никто не остался за рамками усилий по искоренению нищеты и создания инклюзивного и устойчивого будущего для всех [5]. В п. 33 Коммюнике 2016 г. содержится очень важное обязательство, касающееся не только принятия энергичных мер на национальном уровне по имплементации Повестки-2030, но и по согласованию политики в области устойчивого развития. Группа выразила приверженность по включению в работу по осуществлению Повестки-2030 в области финансирования развития.
Содействие устойчивому развитию было обозначено по следующим ключевым направлениям: энергетика, продовольственная безопасность и сельское хозяйство, предотвращение изменения климата, качественная инфраструктура и т.д. Одновременно не будем забывать о том, что всеохватный экономический рост, на достижение которого нацелена Двадцатка, определяется разработкой и распространением соответствующих технологий во всемирном масштабе. Переход к устойчивому развитию в глобальных масштабах в целом и
в указанных сектора устойчивого развития, в частности, предполагает комплекс мер по разработке, трансферу, диффузии и использованию «устойчивых» технологий. Интересно отметить, что международный трансфер технологий затрагивается в работе Двадцатки в связи с взаимосвязанными целями - необходимостью обеспечения устойчивого экономического роста и перехода к устойчивому развитию. Между тем данная проблематика практически не исследуется в научной литературе» [6].
Специальное внимание развитию научно-технологического и инновационного сектора уделяет п. 12 Коммюнике 2016 г. С нашей точки зрения, впервые в столь системной форме поставлен вопрос о развитии диалога и сотрудничества по широкому кругу вопросов в сфере инноваций в целях формирования инновационных экосистем. Вполне очевидно, что данное сотрудничество и диалог предполагается развернуть не только на национальном, но и международном уровнях. Ввиду центрального значения вопросов науки и технологических инноваций фундаментальным является обязательство членов Группы по осуществлению инновационно-ориентированных стратегий и политики, поддержки инвестиций в науку, технологии и инновации (НТИ), в том числе через улучшение системы подготовки кадров, включая вовлечению женщин в данную сферу. В определенном смысле здесь прослеживается преемственность с решениями Сеульского саммита 2010 г., на котором было обосновано место содействия развитию в рамках повестки альянса. В число направлений Многолетнего плана действий тогда вошло не только обеспечение инклюзивного роста, но и связанный с ним обмен знаний.
Для предмета нашей статьи важно, что было принято обязательство по добровольному распространению знаний и передаче технологий на взаимно согласованных принципах и условиях. Так, была высказана поддержка усилий, направленных на продвижение открытых научных исследований и обеспечение надлежащего доступа к результатам финансируемых государством исследований на основе принципов облегченной находимости, доступности, взаимодополняемости и многократного повторного использования. Безусловно, все это говорит о парадигме Группы в сфере НТИ в рамках политической ориентации на Новую индустриальную революцию и цифровизацию экономики, повестка которых интегрирована в Повестку-2030.
В целом, содействие разработке новых технологий, а также их передача в совокупности с распространением знаний и инноваций охватывает разные сектора сотрудничества в рамках Группы. При этом подразумевается, что данная передача интегрирована в переход к устойчивому развитию, предполагающему рациональные, экологически ориентированные модели производства и потребления. Во-первых, разработка и передача технологий - составная часть сотрудничества в сфере новой индустриализации, осуществляемой на широкой инновационной основе. Следует отметить, что 11-й саммит 2016 г. (Ханчжоу, 45 сентября 2016 г.) стал поистине историческим в самых разных аспектах. Это связано не только с переформатированием повестки работы Группы, но и с включением новых пунктов. Дело в том, что его сквозная тема - «Строительство инновационной, динамичной, взаимосвязанной и инклюзивной мировой экономики». В п. 5 Коммюнике лидеров Группы от 5 сентября 2016 г. содержится политическое обязательство способствовать развитию инновационной, динамичной и инклюзивной мировой экономики для того, чтобы войти в эру глобальное роста и устойчивого развития, принимая во внимание Повестку-2030, Аддис-Абебскую Программу действий и Парижское соглашение [7]. Как видим, акцент на инноватизации экономического развития самым непосредственным образом увязан с достижением ЦУР. Опорой данной стратегии является т.н. Ханчжоуский консенсус - комплекс политических мер и действий, предполагающий гармонизацию экономического роста и охраны окружающей среды.
Программной рамкой здесь выступают Контуры инновационного роста, а также План действий по развитию инноваций. Если обратиться к п. 2.3 «Открытость» Плана действий по развитию инноваций, принятого в 2016 г. [8], то его содержание фактически воспроизводит п. 12 итогового Коммюнике 2016 г. Однако ценность плана заключается в изложении системного видения Группой феномена инноваций и их значения для обеспечения устойчивого роста. Содержание п. 2.3 представляет собой раскрытие данного принципа, наряду с другими, на который члены Группы намериваются ориентироваться в ходе диалога и взаимодействия по вопросам инноваций (пп. 2.1 - 2.5).
Во-вторых, отдельным предметом сотрудничества Группы является энергетика, решению проблем в которой посвящена ЦУР № 7 в составе Повестки-2030. Сюда относятся не только вопросы развития энергетических рынков, обеспечения энергобезопасности, создания устойчивых энергетических систем и обеспечения доступа к надежным и устойчивым источникам энергии, но и расширение сектора низкоуглеродной и чистой энергетики. Отсюда очень важным было принятие Добровольного плана действий Группы двадцати по энергоэффективности, Руководящей программы Группы двадцати по возобновляемым
источникам энергии. Интенсивная разработка новых энергетических технологий и обмен ими в рамках членов Группы предполагает более интенсивное вовлечение развивающихся стран.
Для Группы сфера энергетического сотрудничества рассматривается как глубоко пересекающаяся с вопросами смягчения последствий изменений климата и адаптации к ним. Почему такое внимание Группа уделяет экологически чистым энергетическим технологиям? Это вызвано тем, что они являются основой для экономического роста без ущерба для окружающей среды. В дополнение к этому они позволяют добиться нового уровня энергетической безопасности. В тесной связи с этим проявляется внимание к энергоэффективным технологиям. Решимость по созданию, в соответствующих случаях, условий, способствующих разработке и внедрению энергоэффективных технологий и чистой энергетики была высказана еще на саммите в Сеуле в 2010 г. Во многом это отражает непосредственную связь между «зеленым» ростом и продвижением низкоуглеродных технологий. Обязательство по принятию обязательства по продвижению низкоуглеродных технологий было принято в Каннах (п. 59 Итоговой декларации).
Связь сотрудничества в сфере энергетики и борьбы с изменением климата далее была четко обозначена в Итоговом документе саммита 2017 г. в Гамбурге [9]. Группа исходит из представления о том, что новым возможностям для устойчивого экономического роста, а также сопутствующим ему инновациям, повышению конкурентоспособности и созданию новых рабочих мест содействует наращивание инвестиций в устойчивые источники энергии и чистые технологии. Кроме этого, технологические инновации в сфере чистой энергетики и энергоэффективности позволяют сократить выбросы парниковых газов, что содействует смягчению климатической проблемы. Отсюда международное сотрудничество в сфере разработки, коммерциализации и внедрения устойчивых и чистых энергетических технологий, а также формирование гибких и транспарентных рынков таких технологий рассматривается как одна из приоритетных сфер.
В-третьих, в последнее время Группа сосредоточилась на обеспечении перехода к устойчивому сельскому хозяйству и достижению продовольственной безопасности. Действительно, о каком устойчивом развитии в целом и устойчивом экономическом росте можно говорить в условиях голода и недоедания. В современном мире важное значение с точки зрения перехода к устойчивому развитию сельского хозяйства играет сотрудничество по разработке, передаче и внедрению технологий во всемирном масштабе. На первых порах в рамках Группы вопрос о сотрудничестве по разработке, распространению и внедрению сельхозтехнологий не обсуждался. Однако в Лос-Кабосе члены Группы условились продолжить совместную работу и исследования, разработки, обмениваться технологиями. При этом в обязательства Группы в сфере международного трансфера сельскохозяйственных технологий входят обязательства по повышению научно-технического и инновационного потенциала развивающихся стран в сфере сельского хозяйства, что тесно связано с решение проблемы содействия доступа к продовольствию взаимосвязано. Это достигается посредством расширения вовлеченности развивающихся стран в МИНТС.
В настоящее время данные обязательства вполне укладываются в рамки целевых задач ЦУР № 2, предполагающих разработку и распространение устойчивых сельскохозяйственных технологий. Отметим, что в п. 41 Итогового заявления 2016 г. были одобрены меры по содействию устойчивому ведению сельского хозяйства и продовольственных производственно-сбытовых цепочек, в том числе посредством распространения и внедрения технологических инноваций, дополненных инновациями институциональными и социальными. Не секрет, что базой для разработки технологических инноваций являются сельскохозяйственные фундаментальные и прикладные условия. Поэтому была поставлена задача активизировать содействие развитию аграрной науки и поощрять интерес к ней со стороны частного сектора.
Важными ориентиром выступает принятый в 2016 г. План действий Группы по осуществлению Повестки-2030 [9]. В основе Плана - идея использования потенциала конкурентных преимуществ Группы для ее превращения в ключевой актор содействия переходу к устойчивому развитию и достижению его целей. К такому преимуществу относится всеохватность сфер сотрудничества. В данном документе, оформившем систему политических обязательств Группы и план имплементации Повестки-2030 в индивидуальном и коллективном порядке, в сущности, подтверждаются сектора сотрудничества, в рамках которых будет развиваться МИНТС по разработке и обмену устойчивыми технологиями, включая вопросы по решению вопросов «зеленого» финансирования.
Затем в 2017 г. в развитие данного Плана был принят такой документ, как «Гамбургская актуализация: План действий Группы двадцати по реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г.», в котором содержится более детализированный перечень совместных и индивидуальных мероприятий [10]. Вполне показательно, что в данном документе роль Группы в реализации Повестки-2030 была обозначена
как центральная. И это не только тезис, поскольку здесь намечены детальные инициативы в отношении каждой из семнадцати целей, большая часть из которых предполагает разработку и передачу технологий, а также продвижение инноваций и распространение знаний. При этом приоритет в условиях цифровой трансформации экономики, конечно же, отдается ИКТ. Достоинство данного, по сути, программного документа заключается в том, что те или иные инициативы положены в основу других программных документов, посвященных тому или иному сектору. Это в очередной раз доказывает, что высказанный нами тезис о принятии политических обязательств в сфере устойчивого развития, объективно значим.
Одновременно с этим Группа, будучи важным актором обеспечения глобального развития, изначально исходит из необходимости интеграции развивающихся государств в МИНТС. Это всецело соответствует ЦУР № 16, предполагающей преодоление разрывов между странами и внутри них. Как известно, одной из первопричин такого разрыва является разрыв технологический. В этой связи речь о широком распространении знаний и передачи технологий, конечно же, идет в отношении развивающихся государств. Это связано с тем, что устойчивое развитие невозможно в силу своей глобальности в условиях технологического разрыва, тесно связанного с разрывом цифровым. Вот почему главы государств Группы приветствовали создание Механизма ООН по содействию развития и передачи технологий для достижения ЦУР (Technology Facilitation Mechanism), признав одновременно важность сотрудничества в сфере технологий для достижения ЦУР. Интересно отметить, что поддержка данного Механизма выделена в качестве специального предмета усилий в п. 3.7. Плана действий по развитию инноваций.
Одновременно не будем забывать о том, что данные меры - организационная основа для инклюзивного научно-технологическое развития развивающихся стран как составная часть интенсификации заявленной стратегии инклюзивного экономического развития. Данный вопрос был актуализирован в период председательства Турции в 2015 г., которая, как известно, инициировала учреждение на свой территории Банка технологий для наименее развитых стран, являющегося, наряду с Механизмом ООН по технологиям, инновационным инструментом сокращения технологического разрыва.
Думается, что Группа намеревается в дальнейшем выступить в качестве активного участника данного Механизма, целью которого является улучшение координации, согласованности и сотрудничества по вопросам науки, технологий и инноваций в интересах устойчивого развития. В контексте глубокого восприятия предназначения Механизма было намечено создание подробного плана действий в сфере развития науки, технологий, систематизация реализуемых в государствах группы в порядке сотрудничества проектов, механизмов и программ. К одному из запланированных действий относится содействие распространению научных публикаций с открытым доступом во всем мире, что можно рассматривать как вклад в распространение знаний.
Во время председательства Китая произошло еще большее усиление внимания к данному вопросу, что нашло выражение в развернутом обязательстве поддерживать индустриализацию Африки. Это нашло свое закрепление в форме такого принципа как включенность. Так, согласно п. 2.4 Плана действий по развитию инноваций говорится о поощрении со стороны Группы усилий, которые направлены на укрепление потенциала развивающихся стран в сфере науки технологий и инноваций в целях содействия глобальному устойчивому развитию.
Одновременно следует принимать во внимание другое положение данного пункта, подчеркивающее стремление Группы содействовать искоренению нищеты, сокращению неравенства и социальной изоляции, обеспечению максимально возможного уровня образования и других возможностей для всех, особенно женщин, молодежи, пожилых людей посредством их включения в инновации. По сути, здесь ясно прослеживается установка на то, развитие науки, технологий и инноваций призвано решить не только экономические, но и социальные проблемы. Институциональной основой МИНТС с развивающимися государствами является, например, Инициатива группы по содействию индустриализации в Африке и наименее развитых странах. Данная инициатива включает многочисленные направления по содействию развития потенциала данных стран и, конечно же, предполагает содействие развитию науки, технологий и инноваций как важнейших факторов индустриализации.
Все сказанное позволяет прийти к выводу о том, что тенденция превращения Группы в лидера в сфере содействия переходу к устойчивому развитию определяется не только качественным возрастанием многопрофильности, но и стремлением содействовать глобальности такого перехода. Последнее обстоятельство прослеживается в стремлении содействовать развивающимся странам в переходе к устойчивому развитию на основе их широкого вовлечения в МИНТС.
Библиографический список
1.Томас Ф. Приоритизация вопросов устойчивого развития в деятельности «Группы двадцати»: возможности и вызовы для председательства Германии // Вестник международных организаций. Т. 12. № 2. С.34-53.
2. Гречухина И.А. «Группа восьми» и «Группа двадцати»: разделяя ответственность на пути к устойчивому развитию // Вестник Международных организаций. 2010. Т. 5. № 4. С. 38-59.
3. Рамочное соглашение «Группы 20» по обеспечению уверенного, устойчивого и сбалансированного роста (Сеул, 12 ноября 2010 г.) [Электронный ресурс] // http://news.kremlin.ru/ref_notes/772.
4. Итоговая декларация саммита «Группы двадцати» в Каннах «Построение нашего общего будущего: возобновление коллективных действий для всеобщего блага» (3 ноября 2011 г.) [Электронный ресурс] // http ://news.kremlin.ru/ref_notes/1072.
5. Коммюнике лидеров «Группы двадцати» по итогам саммита в Анталье (Турция, 15 - 16 ноября 2015 г.) [Электронный ресурс] // https://www.ranepa.ru/images/media/g20/2015Antalya/Коммюнике%лидеров.pdf.
6. Карин Б., Шорр Д. «Группа двадцати» как двигатель прогресса // Вестник международных организаций. 2013. Т. 8. № 3. С. 46-60.
7. Коммюнике лидеров «Группы двадцати» по итогам саммита в Ханчжоу (КНР, 5 сентября) [Электронный ресурс] // http://kremlin.ru/supplement/5108.
8. План действий по развитию инноваций, разработанный G20 [Электронный ресурс] // http://kremlin.ru/ supplement/5117.
9. Коммюнике лидеров «Группы двадцати» по итогам саммита в Гамбурге (Германия, 7-8 июля 2017 г.) [Электронный ресурс] // https://www.ranepa.ru/images/media/g20/2017hamburg/comm_2017.pdf.
10. G20 Action Plan on the 2030 Agenda for Sustainable Development [Электронный ресурс] // https:// www.ranepa.ru/images/media/G20/2016Hangzhou/000185879.pdf
11. Hamburg Update: taking forward the G20 Action Plan on the 2013 Agenda for sustainable development (Hamburg, 2017). [Электронный ресурс] // https://www.ranepa.ru/images/media/g20/2017hambugr/2017-g20-hamburg-update-en.pdf.