Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ КАМБОДЖИЙСКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ'

ПЕРСПЕКТИВЫ КАМБОДЖИЙСКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
136
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАМБОДЖА / КИТАЙ / США / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЙ ЦИКЛ / ПОЛИТИКА БАЛАНСИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бектимирова Надежда Николаевна

В статье дается оценка перспектив камбоджийско-американских отношений при новой администрации президента Д. Байдена. Показано, что традиционно отношения между странами развиваются неровно. В последнее десятилетие на конфигурацию двухсторонних связей все в большей степени влияет третья сторона - Китай, тесное сотрудничество Камбоджи с которым вызывает негативную реакцию со стороны США. Так как в ближайшие 3 года внешнеполитическая повестка Камбоджи будет определяться задачами предстоящих электоральных циклов, то жесткая критика США ситуации с правами человека в камбоджийском обществе и безусловная поддержка оппозиции, оставляет Хун Сену мало пространства для маневра. Это вынуждает его все в большей степени склоняться к Китаю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF CAMBODIA-USA RELATIONS

The article evaluates the prospects of Cambodia-USA relations under President Joe Biden’s administration. The author shows that traditionally relations have been developing unevenly. Over the past decade the shape of bilateral relations has been strongly influenced by a third party - China. Cambodia’s close cooperation with China is viewed negatively by US officials. Since Cambodia’s foreign policy agenda for the next three years is highly likely to be determined by the country’s electoral cycles, Hun Sen has little room for manoeuvre, given the USA’s support of Cambodian opposition parties and harsh criticism of human rights in Cambodia. Under these circumstances Hun Sen feels compelled to increasingly lean towards China.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ КАМБОДЖИЙСКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

2021, Том I, № 1 (50). С. 155-165._

Бектимирова Надежда Николаевна

доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой истории стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии ИСАА МГУ, Россия, Москва, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-8391-2472

ПЕРСПЕКТИВЫ КАМБОДЖИЙСКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация: В статье дается оценка перспектив камбоджийско-американских отношений при новой администрации президента Д. Байдена. Показано, что традиционно отношения между странами развиваются неровно. В последнее десятилетие на конфигурацию двухсторонних связей все в большей степени влияет третья сторона - Китай, тесное сотрудничество Камбоджи с которым вызывает негативную реакцию со стороны США. Так как в ближайшие 3 года внешнеполитическая повестка Камбоджи будет определяться задачами предстоящих электоральных циклов, то жесткая критика США ситуации с правами человека в камбоджийском обществе и безусловная поддержка оппозиции, оставляет Хун Сену мало пространства для маневра. Это вынуждает его все в большей степени склоняться к Китаю.

Ключевые слова: Камбоджа, Китай, США, внешняя политика, сотрудничество, электоральный цикл, политика балансирования

Для цитирования: Бектимирова Н.Н. Перспективы камбоджийско-американских отношений // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, 2021, Том I, № 1 (50). С. 155-165. DOI:10.31696/2072-8271 -2021-1-1-50-155-165

Prospects of Cambodia-USA Relations

Abstract: The article evaluates the prospects of Cambodia-USA relations under President Joe Biden's administration. The author shows that trad i-tionally relations have been developing unevenly. Over the past decade the shape of bilateral relations has been strongly influenced by a third party - China. Cambodia's close cooperation with China is viewed nega-

© Бектимирова Н.Н., 2021.

tively by US officials. Since Cambodia's foreign policy agenda for the next three years is highly likely to be determined by the country's electoral cycles, Hun Sen has little room for manoeuvre, given the USA's support of Cambodian opposition parties and harsh criticism of human rights in Cambodia. Under these circumstances Hun Sen feels compelled to increasingly lean towards China.

Keywords: Cambodia, China, the USA, foreign policy, cooperation, electoral cycle, politics of balancing

Nadezhda N. Bektimirova, Doctor of History, Professor, Head of Department of History of the Far East and Southeast Asia IAAS MSU, Russia, Moscow, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-8391-2472

For citation: Bektimirova N.N. Prospects of Cambodia-USA relations. Yugo-Vostochnaya Aziya: aktual'nyye problemy razvitiya, 2021, T. I, № 1 (50). Pp. 155-165. DOI :10.31696/2072-8271 -2021-1-1 -50-155-165

Оценивая перспективы камбоджийско-американских отношений при новой администрации президента Джозефа Байдена, хотелось бы сначала кратко подвести итог тому, что было достигнуто между двумя странами при ушедшей администрации Д. Трампа, с каким багажом страны вошли в 2021 г.

В принципе, американо-камбоджийские отношения развиваются неровно. В последнее десятилетие на конфигурацию двухсторонних связей все в большей степени влияет третья сторона - Китай, который премьер-министр Хун Сен именует «наиболее надежным другом» Камбоджи на внешнеполитической арене. Уже к 2010 г. отношения с Китаем достигли уровня всеобъемлющего стратегического партнерства. КНР вышла на первое место по объему внешнеторговых связей и инвестиций, по туристическим контактам и донорской помощи. Экономическое и политическое взаимодействие с Китаем стало важнейшим фактором внутриполитической жизни Камбоджи. Хун Сен постоянно подчеркивает, что Китай мало говорит, но много делает для Камбоджи1 и поэтому своей задачей лично он видит поддержку внешнеполитического курса КНР в регионе. Столь тесное сотрудничество правящих кругов Камбоджи с Китаем вызывает негативную реакцию со стороны США.

Именно стремлением уменьшить экономическое и политическое присутствие Китая в Камбодже была продиктована стратегическая линия внешней политики США в период администрации Б. Обамы. Так, в ходе своего визита в 2010 г. в Пномпень госсекретарь Х. Клинтон открыто заявила, что США не хотели бы видеть слишком сильное влияние только одной страны - Китая - в Кам-бодже2. Опросы общественного мнения свидетельствуют о том, что рядовые граждане прекрасно осознают, что их страна, как, впрочем, и весь регион, стал ареной соперничества КНР и США. Так, по данным на 2020 г., 96,2% опрошенных камбоджийцев высказывали опасения, что в условиях растущего противоборства Китая и Америки в регионе ЮВА, их страна может превратиться в простую «пешку» и стать ретрансляторам интересов одной из этих глобаль-

о

ных держав . 57,7% участвовавших в социологических опросах высказали мнение, что Поднебесная уже захватила лидерство в реги-оне4. 42,9% опрошенных отдают предпочтение США, считая, что рост американского влияния помог бы создать более сбалансированную конфигурацию политического пространства5.

В целом, пик в развитии двухсторонних отношений пришелся на второй президентский срок Б. Обамы (2012-2017 гг.). Хотя в эти годы со стороны американцев высказывалось много нареканий на ситуацию с правами человека в Камбодже, однако по заявлению самого премьер-министра Хун Сена в 2016 г. отношения достигли невиданного доселе подъема6. Существенное укрепление двухсторонних отношений признавала и американская сторона. В тот период серьезно расширился спектр сотрудничества, он охватывал экономику, экологию, систему образования и культуры, а также сферу безопасности (терроризм, трансграничную преступность, стихийные бедствия, пиратство и др.). По данным социологов, в 2016 г. 62% камбоджийцев позитивно оценивали политику США в отно-

п

шении их страны , а 38% и вовсе считали, что США - самый надежный внешнеполитический партнер Камбоджи8.

Хун Сен надеялся, что достигнутый уровень отношений сохранится и при следующем президенте - Д. Трампе (2017-2021 гг.), которому камбоджийский премьер-министр лично очень симпатизировал, так как считал, что тот не будет читать ему нравоучения по поводу прав человека. При Д. Трампе, как известно, во внешнеполитической повестке дня США не стояла задача продвижения во вне либеральных демократических ценностей. Это было выгодно политической элите Камбоджи, которая полагала, что американская

политика в отношении их страны будет носить более прагматичный, экономико ориентированный характер. Однако именно в период администрации Д. Трампа двухсторонние отношения существенно ухудшились, некоторые программы сотрудничества были и вовсе приостановлены. В целом внешнюю политику Д. Трампа в отношении Камбоджи можно охарактеризовать как полное безразличие. Первоначально казалось, что даже и в отсутствие какой-либо особой заинтересованности со стороны США странам вполне удастся сохранить существовавший уровень взаимодействия. Однако, уже в первый год президентства Д.Трампа началось серьезное обострение отношений, инициатором которого выступила Камбоджа, что было обусловлено исключительно внутриполитической ситуацией - близостью парламентских выборов 2018 г. Руководству страны требовалось устранить с политической арены оппозиционную Партию национального спасения Камбоджи (ПНСК), - единственную, способную составить реальную конкуренцию правящей НПК в ходе очередного электорального цикла. ПНСК, позиционировавшая себя носителем либерально-демократических ценностей, пользовалась финансовой и информационной поддержкой США. Власти Камбоджи обвинили оппозицию в подготовке «цветной революции» и попытке насильственного свержения правительства, что дало возможность начать судебный процесс против ПНСК и впоследствии ее распустить. Озвученная правительством официальная версия событий гласила, что планы по насильственному свержению законной власти готовились оппозиционной партией при американской поддержке. США выступили с официальным опровержением, заявив, что никогда не имели намерения каким-либо способом влиять на изменение политического режима в Камбодже. Однако, так как американцы не скрывали, что в рамках программы развития гражданского общества выделили оппозиционным партиям за последние двадцать лет не менее 4 млрд долл., а сотрудники американского посольства в Пномпене находились в постоянном контакте с лидерами оппозиции, то увязать действия ПНСК с поддержкой США не составило особого труда.

В результате в камбоджийской прессе развернулась мощная антиамериканская риторика. Власти позиционировали США как главного вдохновителя «цветной революции», а это означало, что мнение их главного внешнего критика не следует принимать во внимание, и что вообще любая критика политической ситуации в Камбодже со стороны США будет восприниматься как вмешатель-

ство во внутренние дела. Выступая на сессии ГА ООН в сентябре 2020 г., Хун Сен вновь упомянул о якобы предпринимавшейся извне попытке вмешательства во внутренние дела Камбоджи, подразумевая действия США.

В рамках антиамериканской риторики была раскручена проблема «грязного» долга - денег, которые были выделены режиму Лон Нола в 1970-е гг. и к настоящему времени с процентами составляют более 500 млн долл. Высказывание Хун Сена о том, что «американцы бросали бомбы на наши головы, а мы еще должны им за это платить» - долго тиражировалось всеми местными СМИ. Одновременно была запрещена деятельность ряда американских СМИ и неправительственных организаций, произошло свертывание контактов по линии гражданского общества. Было объявлено об отмене на два года (2017-2018 гг.) совместных военно-морских учений «Анкор Сентинел»9 и о приостановке деятельности строительного батальона американской морской пехоты. Резкое сворачивание двухсторонних отношений подтверждали и социологические опросы. Так, по мнению 88,5% респондентов, при Д. Трампе уровень камбоджийско-американского взаимодействия очень существенно сократился10.

Начавшаяся антиамериканская пропаганда, тем не менее, не оказала негативного влияния на имидж Америки среди рядовых кхмеров, которые в целом продолжали воспринимать ее достаточно позитивно. 60% участвовавших в социологических опросах выражали полное доверие США как стратегическому партнеру в случае прихода новой администрации, которая вновь обратит взоры на регион ЮВА11.

Определенные, правда, достаточно слабые подвижки в двухсторонних отношениях начались только в 2019 г. Они были во многом обусловлены некоторым смягчением политического климата в Камбодже, в частности, снятием домашнего ареста с лидера оппозиции Кем Сокха. Он продолжал оставаться под следствием, но ему разрешалось свободно передвигаться по стране, встречаться с населением, но не вести политической деятельности. В ответ на эти послабления представители американского посольства в Пномпене заявили, что будут лоббировать в Вашингтоне снятие визовых санкций, наложенных в отношении некоторых персон из правящей элиты Камбоджи. В начале 2019 г. в камбоджийскую столицу прибыла делегация США для ведения переговоров о возобновлении военного сотрудничества. В апреле 2019 г. в США для обсуждения

вопросов по совместной борьбе с терроризмом был приглашен

старший сын Хун Сена - генерал-лейтенант, заместитель главноко-

12

мандующего страны Хун Манет .

Системная активизация отношений началась лишь в 2020 г. и была обусловлена двумя причинами - сменой американского посла и 70-летним юбилеем дипломатических отношений. Осенью 2019 г. послом был назначен Патрик Мерфи, много лет работавший в ЮВА, отлично знающий проблемы как региона, так и Камбоджи. В 2020 г. Камбоджа и США отмечали 70-летие установления дипломатических отношений. В Камбодже еще помнили масштабные торжественные празднования 60-летнего юбилея, который пришелся на президентство Б. Обамы.

Именно к 70-летней годовщине американская сторона приурочила целый ряд мероприятий, которые способствовали реальному оживлению контактов. Юбилейные празднования были выстроены американской стороной не как одноразовая акция, они были расписаны на весь год. Каждый месяц отводился под определенные мероприятия в той или иной сфере сотрудничества. Само разнообразие мероприятий свидетельствовало о том, что несмотря на имевший место в период администрации Д. Трампа застой в отношениях, сотрудничество между двумя странами охватывает достаточно широкой спектр направлений. Уже в январе 2020 г. была серьезно реанимирована программа экономического сотрудничества. В Пномпень прибыла солидная делегация американских бизнесменов, с которой обсуждались всевозможные проекты по развитию мелкого и среднего бизнеса, в рамках которых американская ресторанная сеть Habit Burger Grill решила открыть свои филиалы в Пномпене и других крупных городах Камбоджи.

На государственном уровне была принята программа американской помощи развитию сельских районов Камбоджи, в частности, финансирования строительства ирригационных сооружений, а также микрокредитованию мелких и средних производителей на сумму в 50 млн долл. Американская сторона подтвердила сохранение за Камбоджей торговых квот на ряд изделий легкой промышленности на американском рынке. В целом, сфера двухсторонних торговых отношений рекламировалась как невероятный успех сотрудничества. США вышли на второе место после КНР по объему внешнеэкономических связей с Камбоджей. В 2020 г. объем внешней торговли между КНР и Камбоджей составил 8,1 млрд долл., а

13

между США и Камбоджей - 6,9 млрд . Причем, если в торговом

балансе с КНР Камбоджа имеет чудовищное для нее отрицательное сальдо - в 7 млрд долл., то с США - наоборот, положительное сальдо превышает 6,5 млрд долл.

Американцы возобновили оказание помощи в образовании, здравоохранении и экологической сфере. Были разработаны и утверждены программы сотрудничества по борьбе с трансграничной преступностью: торговлей живым товаром, наркотрафиком, отмыванием денег, контрабандой культурных ценностей. Американское посольство организовало публичную церемонию по возвращению кхмерским властям 42 артефактов, незаконно вывезенных из Камбоджи на территорию США. Был подписан договор о сотрудничестве между ФБР и национальной полицией Камбоджи.

Важное место в рамках сотрудничества занимает программа помощи по сохранению культурных памятников Камбоджи, которая традиционно финансируется из личного фонда посла. Она включает систему малых (10-200 тыс. долл.) и крупных (500-800 тыс. долл.) грантов, которые на конкурсной основе выделяются юридическим и физическим лицам, занимающимся реставрацией и консервацией архитектурных памятников.

Важным имиджевым каналом остается помощь в рамках Агентства по международному развитию. В настоящее время она включает пятилетнюю программу с общим бюджетом в 11 млн долл. на развитие навыков чтения у детей 1-3-х классов и реновацию школ. В 2020 г. через Агентство было выделено 52 млн на борьбу с пандемией.

Новый американский посол прилагал в 2020 г. максимум усилий для возобновления военного сотрудничества, в том числе совместных учений. Хотя камбоджийские власти охотно вели переговоры по данному вопросу, никаких реальных подвижек достичь не удалось. Тогда американцы решили активизировать гуманитарное сотрудничество с военными, в частности, предложили на безвозмездной основе организовать курсы английского языка для слушателей Университета национальной обороны Камбоджи, прислать преподавателей и обучающие материалы, что позитивно было принято кхмерской стороной.

Общую относительно благостную картину празднования 70-летия дипломатических камбоджийско-американских отношений испортили два события - снос (2 и 9 ноября) двух построек командного пункта на морской базе Реам, возведенных на спонсорские средства западных партнеров. Одна была сооружена амери-

канцами в 2012 г., другая - американцами и австралийцами - в 2017 г. Причем, демонтаж был произведен без предварительного уведомления сторон. Лишь после американской ноты протеста, МИД Камбоджи объяснил, что снос построек обусловлен необходимостью модернизация Реам, где будет сооружаться глубоководный порт. По утверждению американцев, модернизация базы Реам является частью секретного договора о передачи прав на эту территорию китайцам на 50 лет. Подтвердить или опровергнуть данную информацию в настоящее время не представляется возможным. Достоверно известно лишь, что контракт на реновацию порта получили китайцы.

Публичная перепалка в камбоджийской прессе между американским послом и представителями Министерства обороны Камбоджи завершилась достаточно резким выступлением министра Теа Баня, заявившего, что Камбоджа - суверенное государство и свободна в своих действиях, которые определяются национальными интересами, в том числе и в сфере обороны, что «американцы не слишком много помогают кхмерам, но слишком много требуют от них». Пожалуй, в этой фразе Теа Баня и кроется суть внешнеполитического подхода Пномпеня к выстраиванию отношений с глобальными державами. С одной стороны, они, по мнению Пномпеня, должны оказывать Камбодже самую разностороннюю помощь, как слаборазвитой стране, с другой - учитывать тяжелый опыт исторического прошлого (прежде всего режима «красных кхмеров») и не предъявлять особых претензий к степени демократичности камбоджийского общества. Широко распространенная в современной политологии идея о многовариантности демократических режимов особенно импонирует правящей элите Камбоджи. Однако, как известно, США продолжают настаивать на своем, по их мнению, единственно верном видении демократических ценностей и их им-плементации в разных странах мира. И в этом вопросе едва ли возможен какой-либо консенсус между странами, что несомненно будет создавать сложности в двухсторонних отношениях.

15 декабря 2020 г. - за три недели до официального объявления результатов выборов, премьер-министр Камбоджи направил Джозефу Байдену поздравление с его избранием на пост президента. В письме, в частности, говорилось, что правительство Хун Сена полно решимости работать с новой администрацией чтобы «поднять двухстороннее сотрудничество на более высокий уровень»14.

Кхмерские эксперты первоначально источали оптимизм, основанный на том, что, как показывал предыдущий опыт, президент-демократ обычно проводил более мягкую политику в отношении Камбоджи, чем президент-республиканец. Однако, как только администрация Д. Байдена озвучила новую внешнеполитическую концепцию, в которой важнейшей составляющей объявлялось продвижение демократии, то число скептиков относительно позитивных перспектив американо-камбоджийских отношений резко выросло. Именно продвижение демократии в Камбоджи, на котором регулярно настаивают американцы и которому стойко сопротивляется правящая НПК, и является камнем преткновения в двухсторонних отношениях. Мнения сторон о степени демократизации Камбоджи очень сильно разнятся. Американский истеблишмент поддерживает тесные контакты с лидерами камбоджийской оппозиции, постоянно взывающими к помощи США. Очевидно, что Америка и впредь будет усиливать давление на Хун Сена с тем, чтобы вернуть оппозиционеров, без которых она считает кхмерскую демократию неполноценной, в легальное поле. Хун Сен же, никогда не пойдет на уступки в отношении Сам Ронгси15, которого он считает не столько политическим оппонентом, сколько личным врагом.

На лето 2022 г. в Камбодже намечены выборы в местные органы власти, в июле 2023 г. должны пройти парламентские выборы. Нестабильная экономическая ситуация, явившаяся следствием пандемии, может создать очень серьезные вызовы для партии власти. Уже в 2021 г. в стране отмечался рост забастовочной активности

работников текстильной отрасли, неудовлетворенных уровнем гос-

16

ударственной поддержки в условиях экономического кризиса . Чтобы иметь гарантии успеха на выборах, правящей Народной партии Камбоджи необходимо продолжать курс на изоляцию наиболее авторитетных оппозиционных лидеров, - Сам Ронгси и Му Сокхуа, которые были недавно приговорены к разным срокам тюремного заключения.

30 марта 2021 г. был опубликован очередной доклад Госдепа США о ситуации в мире с правами человека, в котором в очередной раз содержалась острая критика камбоджийского правительства, которое, по мнению правозащитников, «продолжает серьезно нарушать и ограничивать права человека, а также подавлять в

17

стране политические свободы» . Пресс секретарь правительства Камбоджи Пхай Сихан резко отреагировал на содержание доклада.

Он, в частности, заявил: «Ни одна страна не должна брать на себя

т т чу ^ ^ ^

роль ментора. У каждой страны свой уникальный исторический опыт и собственный путь развития. Доклад лишь политизирует

проблему прав человека и служит геополитическим амбициям

1 8

США в регионе» .

Следует заметить, что США, критикуя политику режима Хун Сена, тем не менее никогда не дают оценку националистической риторике оппозиционных лидеров, которые разжигают антивьетнамские настроения среди кхмерских граждан, объявляя вьетнамское меньшинство виновником всех бед современной Камбоджи. Едва ли этнический шовинизм представителей оппозиции характеризует их как подлинных сторонников демократии.

Подобная политика двойных стандартов - жесткая критика в отношении правящего режима и безусловная поддержка оппозиции - объективно оставляет Хун Сену мало пространства для маневра и вынуждает все в большей степени склоняться к Китаю. Исходя из этого, едва ли можно ожидать какого-либо прорыва в камбоджийско-американских отношениях, по крайней мере, в ближайшие 2-3 года, когда внешнеполитическая повестка Камбоджи будет полностью определяться задачами предстоящих электоральных циклов.

Определенные надежды можно было бы связывать с 2022 г., когда Камбоджа будет председательствовать в АСЕАН. Как известно, визит Б. Обамы в 2012 г. на саммит АСЕАН в Пномпень, личная встреча американского президента с камбоджийским премьером позитивно повлияла на позиции Хун Сена, так как разрушила утверждение оппозиции об их «приватизации» отношений с американским истеблишментом. Однако, учитывая солидный возраст Джозефа Байдена, неизвестно, будет ли он посещать саммиты АСЕАН с той же регулярностью, как это делал Б. Обама.

1 The Wall Street Journal. 06.09.2012.

2 The Wall Street Journal. 01.11.2010.

"3

The State of Southeast Asia: 2020 survey report. ASEAN Studies Centre. Singapore. 2021. P. 8.

4 The State of Southeast Asia: 2020 survey report... Р. 33.

5 The State of Southeast Asia: 2020 survey report. Р. 18.

6 The State of Southeast Asia: 2020 survey report. Р. 41.

7 См.: Бектимирова Н.Н. Традиционные факторы во внешней политике Камбоджи на современном этапе.//ЮВА: актуальные проблемы развития. М., 2015, № 26.

8

UC Occasional Paper Series. V.1, Issue 1. Р. 57.

9 Учения не возобновлены и по сей день.

10 The State of Southeast Asia: 2020 survey report. ASEAN Studies Centre. Singapore. 2021. Р.39.

11 UC Occasional Paper Series. V.1, Issue 1. Р. 57.

12 The Phnom Penh Post, 09.04.2019.

13

Российская торговая палата www.rcc-cambodia/com Обращение 05.03.2021; The Phnom Penh Post.07.03.2021.

14 The Phnom Penh Post. 17.12.2020.

15 В 2021 г. заочно приговорен к 25-летнему тюремному заключению за попытку государственного переворота, оскорбление короля и др.

16 См.: Бектимирова Н.Н. Политика властей Камбоджи в условиях пандемии.//ЮВА: актуальные проблемы развития. М., 2020, № 2(47).

17 The Phnom Penh Post. 31.03.2021.

18 The Phnom Penh Post. 31.03.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.