ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Том II, № 3 (44), 2019_
© Бектимирова Н.Н.
ИСАА МГУ
ТРЕНДЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАМБОДЖИ в 2019 г.
2019 г. был достаточно неспокойным для Камбоджи в политическом плане. Можно условно выделить три главных тренда, которые доминировали в политическом пространстве страны. Во-первых, политическое развитие Камбоджи в 2019 г. осуществлялось в условиях устойчивого экономического роста и повышенного внимания властей к ситуации в социальной сфере. Во-вторых, влияние на внутреннюю ситуацию внешнеполитических факторов, особенно отношений с Европейским Союзом и Китаем, ощущалось гораздо сильнее обычного. В-третьих, сохранялась высокая степень кон-фронтационности между правящей Народной партией Камбоджи (НПК) и лидерами запрещенной оппозиционной Партией национального спасения Камбоджи (ПНСК), которые находятся за пределами страны.
В 2019 г. Камбодже удавалось удерживать высокие макроэкономические показатели. Рост ВВП составил 7%, рост текстильной отрасли - 7.1%, налоговые сборы выросли на 20%, порог бедности снизился до 10%1. По данным Всемирного Банка, Камбоджа и в 2020 г. сохранит статус одной из самых быстрорастущих экономик Восточной Азии. Учитывая системность в проведении экономических реформ, Банк выделил кредит в 1 млрд долл. на развитие ведущих секторов экономики страны на 2019-2022 г.2. Приоритетное место во внутренней политике властей занимала социальная сфера, в первую очередь, мероприятия по повышению уровня жизни населения. Так, была принята государственная программа социальной защиты граждан, в рамках которой 2 млн граждан получили целевое медицинское страхование. Были созданы Государственный фонд помощи детям, нацеленный на поддержку детей из малоимущих семей, а также Национальный Фонд социальной защиты, работающий с теми гражданами, кто потерял работу или утратил дееспособность . Правительство вдвое увеличило бюджеты местных органов власти, доведя их до 100 тыс. долл.4. Базовая зарплата в ведущей отрасли экономики - текстильной - поднялась до 185 долл. Ощутимые результаты были достигнуты в борьбе с наркотиками,
торговлей «живым товаром» и отмыванием денег. В государственных структурах активизировалась борьба с коррупцией.
Несмотря на очевидные успехи, экономика Камбоджи остается крайне уязвимой. Так, по индексу глобальной конкурентоспособности Камбоджа по-прежнему занимает предпоследнее место в регионе5. По легкости ведения бизнеса рейтинг страны в 2019 г. опустился с 131 до 144 места6. Очевидные трудности в 2019 г. испытывала туристическая сфера, являвшаяся в последнее десятилетие одним из главных драйверов экономического роста. Почти на 20% упали доходы от культурно-исторического туризма, связанного с посещением храмов Ангкора. Камбодже становится все сложнее конкурировать со своими соседями - Вьетнамом и Таиландом, где туристическая инфраструктура развита значительно лучше. Все чаще туроператоры предлагают посетить Камбоджу не как самостоятельное направление, а в качестве 1-2-х дневной экскурсии во время отдыха во Вьетнаме и Таиланде. Стремление властей Камбоджи взяться за развитие туристической инфраструктуры на морском побережье превратило курорт Сиануквиль в глобальную стройку, что также привело к оттоку туристов7. Большие риски для макроэкономической стабильности вызывает угроза отзыва торговых преференций Европейским Союзом, окончательное решение по которым будет принято 12 февраля 2020 г.
Исторически сложилось так, что внешнеполитические факторы нередко оказывали решающее влияние на внутриполитическое развитие Камбоджи. Политические лидеры страны с разной степенью успеха прибегали к различным стратегиям в выстраивании отношений с внешними акторами - к балансированию, нейтралитету, примыканию к внешним державам. Традиционно непростые отношения с двумя более крупными соседями - Вьетнамом и Таиландом - вынуждали политические элиты Камбоджи искать союзников среди внешних держав - США, России, КНР. Со вступлением Камбоджи в АСЕАН страна стала проводить многовекторную политику, развивая в первую очередь связи в рамках региона. В 2019 г. Камбоджа отметила 20-летие вступления в АСЕАН. В коммюнике по этому поводу отмечалось: «Процветание страны зависит от степени ее интеграции с членами АСЕАН, которая существенно помо-
о
гает поступательному национальному развитию Камбоджи» . В 2019 г. Камбоджа установила прямое авиасообщение с Индонезией, Мьянмой и Филиппинами, что должно способствовать активизации экономических связей с этими государствами и росту взаимных ту-
ристических потоков. Состоялись визиты на высшем уровне в Лаос и Вьетнам, в ходе которых обсуждались чувствительные для сторон пограничные вопросы.
В целом, 2019 г. был отмечен повышенной дипломатической активностью премьер-министра Хун Сена, его попыткой диверсифицировать внешнеполитические связи, найти новых партнеров. В частности, это выразилось в интенсификации отношений с Бангладеш, Шри Ланкой, Турцией, Белоруссией, Таджикистаном. В октябре Хун Сен посетил три страны Европейского Союза - Чехию, Венгрию и Болгарию, с которыми у камбоджийцев сохранялись хорошие дружеские отношения еще с 50-х годов ХХ века. Задача премьера состояла не только в том, чтобы активизировать многостороннее сотрудничество, но, главное, заручиться гарантией в том, что эти три страны ЕС не будут поддерживать резолюцию по отзыву торговых преференций. По крайней мере, по тону освещения визитов в камбоджийской прессе, можно полагать, что Хун Сен успешно справился со своей задачей. Так, премьер-министр Камбоджи заявил, что руководители трех стран полностью разделяют его позицию по вопросу о преференциях. Действительно, в финальных коммюнике по итогам визитов в каждую из этих стран содержится утверждение, что «соглашение о преференциях является важным инструментом демократизации Камбоджи, и страна уже проделала огромный позитивный путь по укоренению и соблюде-
9
нию прав человека» .
Крайне важным для Камбоджи политическим партнером является Япония, с которой уровень сотрудничества доведен до стратегического партнерства. Япония более толерантно относится к политическому режиму в Камбодже, чем западные страны. Двухсторонние отношения в экономической, социальной и политической сферах в 2019 г. отличались повышенной активностью. В рамках программы помощи развитию Япония выделила Камбодже 27 млн долл. на реконструкцию дренажной системы.
Однако опора на крупную внешнюю державу, как гаранта надежного экономического и политического союзника, продолжает оставаться важнейшей стратегической линией внешней политики страны. В последнюю пятилетку ведущим союзником Камбоджи стал Китай. Китайский фактор оказывает все более существенное влияние на внутриполитическую жизнь страны. Хун Сен рассматривает поддержку со стороны Китая в качестве определенной гарантии выживания своего режима. Хотя усиление китайского влия-
ния вызывает некоторое беспокойство у части правящей элиты, но объективно у Камбоджи мало возможностей для маневра, особенно в условиях ужесточения политики со стороны ЕС и США. Хун Сен готов сотрудничать с западными партнерами только при условии, что с их стороны не будет никаких попыток подрыва его власти. Выполнение же требования западных стран о снятии запрета на деятельность оппозиционной ПНСК будет означать появление серьезного политического соперника, успешный исход конкурентной борьбы с которым правящей партии отнюдь не гарантирован. Поэтому данное требование для премьера неприемлемо. Китай же открыто приветствует режим Хун Сена, а вкупе с экономической помощью Поднебесной, он превращается в наиболее желанного внешнего союзника.
В 2019 г. продолжалось активное взаимодействие стран в военной сфере. Кроме ежегодных совместных учений, правительство Камбоджи продолжало перевооружение армии и осуществило третий транш закупок вооружения у КНР на сумму 40 млн долл. Два предыдущих транша составили 200 млн долл. и 90 млн долл. Также Китай выделил помощь в размере 84 млн долл. на военные нужды министерству обороны Камбоджи10. В западной прессе достаточно регулярно осуществлялся вброс информации о заключении между странами секретного соглашения о создании в провинции Сианук-виль11 в порту Реам военно-морской базы Китая. Однако правительство Камбоджи категорически отвергло данную информацию, расценив ее как «часть политической игры стран Запада, направленную на дискредитацию режима Хун Сена». Министерство обороны неоднократно устраивало поездки для иностранных и местных журналистов в порт Реам, как свидетельство фейкового характера информации о китайской базе в Камбодже12.
На данный момент наиболее крупные инвестиционные проекты КНР в Камбодже включают строительство важнейших инфраструктурных объектов, которые рассматриваются китайской стороной в качестве важнейшего звена реализации программы «один пояс, один путь». Это, в частности, скоростная дорога Пномпень-Сиануквиль стоимостью 1.9 млрд долл.; аэропорт международного класса Ангкор площадью 700 га и стоимостью 680 млн долл., который будет располагаться в провинции Сием Реап в 40 км от исторического комплекса Ангкор; пограничный с Таиландом пропускной пункт Тхма Да, на обустройство которого выделено 325 млн долл.
Планируется превратить Тхма Да в фешенебельно оборудованный
13
комплекс с отелями, ресторанами и казино .
Китай является главным спонсором строительства спортивного комплекса международного уровня в Пном Пене, стоимостью 170 млн долл., в котором будут проходить Азиатские игры 2023 г.14. В ходе 22 Саммита АСЕАН в Бангкоке 4-5 ноября премьер-министры двух стран договорились о выделении Китаем 100 млн долл. на реконструкцию инфраструктуры провинции Сиануквиль15.
В экономической сфере наблюдалась резкая активизация частного китайского бизнеса, особенно в провинции Сиануквиль, которая получила статус свободной экономической зоны в 2017 г. Доля китайского капитала здесь составила 90%. Главная сфера вложений - туристическая инфраструктура: недвижимость, отельный и ресторанный бизнес, казино, сфера развлечений. Так, на середину 2019 г. китайцам принадлежало 150 из 156 отелей, 48 из 62 казино, 414 из 436 ресторанов, а также 45 караоке клубов, 46 массажных салонов. В результате, именно Сиануквиль стал центром притяжения китайских туристов, численность которых в целом по стране составила 2,6 млн человек16. Из Китая в Сиануквиль осуществляется около 200 авиарейсов еженедельно. В качестве перевозчиков выступают 8 китайских и 4 местных авиакомпании17. По признанию властей провинции, местный бизнес не может конкурировать с китайским, в результате чего он или разоряется, или уходит в другие провинции страны. Как утверждают местные предприниматели, модель китайского бизнеса здесь такова: «всё китайское и всё для китайцев». Китайские инвесторы вкладывают деньги,
привозят китайских рабочих, которые строят всё в китайском стиле
18
исключительно для китайских туристов .
Строительный бум в Сиануквиле привел к наплыву наемных рабочих из Китая, которые практически выбрали всю квоту, имевшуюся в этой зоне для иностранцев. Серьезной проблемой Сианук-виля является рост теневого китайского бизнеса, в том числе в строительной сфере, работающего без всякого разрешения, без соблюдения соответствующих норм охраны труда, что довольно часто приводит к трагическим случаям. Одним из наиболее резонансных происшествий подобного рода стало обрушение строящегося семиэтажного здания, которое привело к гибели 27 человек и нанесению тяжких увечий еще 2819. Трагедия стоила должности губернатору провинции Йун Мину.
Наплыв китайцев в Сиануквиль сопровождался ростом активности преступных элементов, связанных с подпольным игорным и наркобизнесом, проституцией, отмыванием денег. Камбоджийская пресса пестрит сообщениями о задержании полицией лиц китайской национальности, причастных к криминалу. Так, только за летние месяцы были задержано 150 владельцев подпольных борделей и караоке-клубов, где свободно распространялись наркотики. Ежемесячно таможенники отлавливают китайских туристов, ввозящих
в страну чемоданами миллионы незадекларированных долларов,
20
неизвестного происхождения . В связи с массовыми депортациями лиц китайской национальности, причастных к криминалу, властями КНР было принято решение об открытии в Сиануквиле консульства, работники которого могли бы оказывать юридическую поддержку своим согражданам. Однако поможет ли это снижению роста этнической преступности в Сиануквиле, сказать сложно. В настоящее время власти провинции находятся в постоянном контакте с руководством министерства внутренних дел, которое серьезно встревожено ростом антикитайских настроений среди местного населения. В провинции на постоянной основе работает комиссия призванная урегулировать отношения между кхмерскими и китайскими предпринимателями.
Рост предпринимательской активности среднего и мелкого китайского капитала заметен и в других районах Камбоджи, особенно в Пномпене, улицы которого пестрят вывесками на китайском языке. Как грибы растут рестораны, бакалейные лавки, ремонтные мастерские, парикмахерские, предназначенные для обслуживания соотечественников из-за рубежа.
2019 г. был отмечен острой конфронтацией между правящей Народной партией Камбоджи и руководителями запрещенной
ПНСК, особенно ее председателем - Сам Ронгси, который с 2015 г.
21
проживает за рубежом . Сам Ронгси и небольшая группа его соратников по партии, которые лишены возможности вернуться на родину, так как там их ожидает арест, имеют лишь рычаги информационного воздействия как на власть, так и на рядовых граждан. Стратегия их пропагандистской деятельности включала три направления: апелляция к политическим деятелем западных стран как подписантам Парижского соглашения 1991 г., дискредитация высшего руководства страны в глазах рядовых граждан и мобилизация своих сторонников внутри камбоджийского общества. Сам Ронгси внес существенную лепту в ужесточение позиции ЕС по
Камбодже. Он рьяно призывал европейских парламентариев отозвать торговые квоты у Камбоджи, как не придерживающейся демократических принципов во внутренней политике. Сам Ронгси исходил из убеждения, что санкции ЕС приведут к недовольству
22
населения и началу массовых антиправительственных протестов .
Если миссию Сам Ронгси на европейском поле можно считать достаточно успешной, то вброс информации, которая бы дискредитировала представителей правящей элиты, фактически провалился. В этот раз мишенью стал старший сын премьер-министра - заместитель главнокомандующего вооруженными силами страны, четы-рех-звездный генерал Хун Манет. Сам Ронгси обвинил его в том, что будучи студентом американской военной Академии West Point он занимался по упрощенной программе и получил почетный диплом, который выдается только иностранцам и внутри самих США не признается23. На этот раз опровержение фейковой информации поступило от администрации Академии, которая заявила, что все студенты и местные, и иностранные занимаются по единой программе и получают дипломы единого образца. В результате Хун Манет подал на Сам Ронгси иск в суд за клевету. Еще одно уголовное дело было заведено на Сам Ронгси за оскорбление личности короля. В 2019 г. король Нородом Сиамони отпраздновал 15-летие своей коронации. Сам Ронгси в интервью радио «Голос Азии» публично оскорбил монарха, назвав его «марионеткой, заботящейся только о сохранении трона». По конституции страны всякие негативные высказывания в адрес короля уголовно наказуемы.
Через социальные сети Сам Ронгси призывал население к «протесту без протеста». Так как официальные шествия, митинги и демонстрации в поддержку распущенной оппозиционной партии запрещены, то Сам Ронгси призывал выражать публичную поддержку его партии без нарушения закона, делать это таким образом, чтобы властям не к чему было придраться. Летом 2019 г. он предложил провести кампанию «ням боньок» - собираться массово в заведениях общественного питания и «есть лапшу», что и будет символизировать солидарность с оппозицией. Одновременно Сам Ронгси обозначил дату своего окончательного возвращения в страну - 9 ноября - день независимости Камбоджи. Лидер оппозиции тут же призвал своих сторонников делать фото с поднятыми вверх девятью пальцами рук, что будет означать поддержку оппозиции.
Однако не все призывы Сам Ронгси носили мирный характер. Так, он подстрекал военнослужащих не выполнять армейские при-
казы, выходить из рядов вооруженных сил, а рядовых граждан «использовать народную силу и свергнуть авторитарный режим Хун Сена», «перенести на камбоджийскую почву филлипинский опыт
24
всенародного восстания 1986 г.» . Первоначально Сам Ронгси заявлял о возвращении в страну в сопровождении европейских политиков, что сделает невозможным его арест. Когда стала очевидна несостоятельность данного сценария, он начал призывать кхмерских мигрантов, работающих в Таиланде, присоединиться к нему на границе, чтобы вместе вернуться на родину. Сам Ронгси исходил из того, что «если тысячи мигрантов будут его сопровождать, власть
25
не осмелится его арестовать» . Подобные речи Сам Ронгси были расценены властями страны как призывы к государственному перевороту. По словам Хун Сена, лидер оппозиции перешел черту дозволенного.
Совершенно очевидно, что в настоящий момент власть отдает приоритет единственному сценарию решения проблемы - силовому. Пномпеньский муниципальный суд уже издал постановление об
аресте Сам Ронгси, его двух заместителей Му Сокхуа и Еенг Чхай
26
Еанга, а также еще 5 членов правления партии . Просьба не давать въездные визы оппозиционерам, а также уведомление об их немедленном аресте в случае возвращения в страну были отправлены во все страны АСЕАН. Уже известно, что Таиланд отказал в визе Му Сокхуа, которая намеревалась вернуться в страну вместе с Сам Ронгси. По всей стране прошли задержания потенциальных сторонников оппозиции, существенно усилена охрана камбоджийско-тайской границы, проведены учения полицейских подразделений по разгону протестных шествий.
Хун Сен пытается выработать в стране единое видение оппозиции как «оранжевой» угрозы, а образ силовых структур и власти как надежных защитников спокойствия граждан и таким образом сформировать в обществе запрос на подавление оппозиции. По мнению Хун Сена, в стране может быть лишь тот сегмент оппозиции, который играет по правилам власти, и не раскачивает лодку пресловутой стабильности. Эта оппозиция, представленная 10 мелкими партиями, заседает в Высшим консультативном совете (ВКС) - совещательном органе при премьере. Задача ВКС имитировать реализацию принципа многопартийности, закрепленного в конституции.
Таким образом, только время покажет, чем закончится жесткое противостояние Хун Сена и Сам Ронгси. Будет ли это торжеством оппозиции или концом политической карьеры Сам Ронгси?
I The Phnom Penh Post. 08.08.2019; 19.08.2019; 23.10.2019. Российская торговая палата //www.rcc-cambodia.com 18.09.2019.
3 Hun Sen. Speech in the meeting to commemorate the 68th founding anniversary of the Cambodian People's Party.//www.cnv.org.kh 28.06.2019.
4 The Phnom Penh Post. 09.10.2019.
5 См. World Competitiveness Index. 2019.
6 Российская торговая палата //www.rcc-cambodia.com 25.10.2019.
n
Российская торговая палата //www.rcc-cambodia.com.08.10.2019.
8 The Phnom Penh Post. 08.08.2019.
9 The Phnom Penh Post. 13.10.2019; 16.10.2019.
10 The Phnom Penh Post.24.10.2019.
II С 2013 г. провинция официально называется Преах Сианук, однако на бытовом уровне и в местной прессе сохраняется прежнее название.
12The Phnom Penh Post. 26.07.2019; 29.07.2019. 13 The Phnom Penh Post.11.08.2019. 14The Phnom Penh Post. 30.07.2019.
15 Расмей Кампучия. 05.11.2019.
16 The Phnom Penh Post.19.07.2019; 03.07. 2019.
17 Российская торговая палата// www.rcc-cambodia.com 25.07.2019.
18 The Phnom Penh Post.23-03.2018. 19The Phnom Penh Post. 13.08.2019
20 Ihe Phnom Penh Post 15.08.2019;11.07.2019.
21
Подробнее см.: Бектимирова Н.Н. Межпартийное противостояние в Камбодже в 2017 г.: тенденции и перспективы. //ЮВА: актуальные проблемы развития. Выпуск 36, М., 2017.
22 Подробнее см.: Бектимирова Н.Н. Трудный выбор камбоджийской оппозиции. // ЮВА: актуальные проблемы развития. Выпуск 42, М., 2019.
23 Расмей Кампучия 30.09.2019.
24 Расмей Кампучия 09.09.2019.
25 Ihe Phnom Penh Post. 30.09.2019.
26 Ihe Phnom Penh Post.08.08.2019.