Научная статья на тему 'Перспективы кадрового потенциала инновационного развития регионов России'

Перспективы кадрового потенциала инновационного развития регионов России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
336
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕГИОНЫ РОССИИ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / INNOVATIVE INFRASTRUCTURE / EDUCATIONAL CLUSTER / PERSONNEL POTENTIAL / REGIONS OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романова Л. И., Шамьенова Г. Р.

Выявлены тенденции в динамике изменения показателей уровня инновационного развития федеральных органов РФ и показателей эффективности подготовки кадров для инновационного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Романова Л. И., Шамьенова Г. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROSPECTS PERSONNEL POTENTIAL OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN REGIONS

The author has found certain tendencies in the change dynamics of characteristics of the innovative development level of the regions of the Russian Federation and characteristics of personnel training efficiency for innovative production.

Текст научной работы на тему «Перспективы кадрового потенциала инновационного развития регионов России»

ЭКОНОМИКА

УДК 336.1

Л.И. Романова, Г.Р. Шамьенова

ПЕРСПЕКТИВЫ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

Выявлены тенденции в динамике изменения показателей уровня инновационного развития федеральных органов РФ и показателей эффективности подготовки кадров для инновационного производства.

Инновационное развитие, инновационная инфраструктура, образовательный кластер, кадровый потенциал, регионы России

L.I. Romanova, G.R. Shamjenova

PROSPECTS PERSONNEL POTENTIAL OF INNOVATIVE DEVELOPMENT

OF THE RUSSIAN REGIONS

The authors has found certain tendencies in the change dynamics of characteristics of the innovative development level of the regions of the Russian Federation and characteristics of personnel training efficiency for innovative production.

Innovative development, innovative infrastructure, educational cluster, personnel potential, regions of Russia

На современном этапе развития российской экономики большое внимание уделяется переходу от сырьевой модели к модели инновационного типа, базирующейся на высокотехнологичных отраслях. На основе имеющегося научно-технического потенциала формируется инновационная среда с учетом местных особенностей и реализуются положения региональной научно-технической политики.

Важными факторами, определяющими инновационный потенциал развития регионов, являются:

- существование на территории научно-производственного и образовательного комплексов, имеющих возможности для разработки современных наукоемких технологий;

- наличие на территории промышленных предприятий, способных воспринимать наукоемкие технологии и выпускать конкурентоспособную высокотехнологичную продукцию;

- размещение на территории региона потенциальных потребителей наукоемких технологий.

Наблюдается неравномерность размещения данных факторов по регионам страны, поэтому наиболее важно использовать механизм целевого экономического развития, который заложен в формировании региональной системы подготовки кадров.

Одной из характеристик инновационного развития являются показатели уровня инновационного потенциала федеральных округов РФ (табл. 1). Увеличение роста этих показателей представляет собой важную цель как государственного управления, так и социально-экономического развития страны и ее регионов.

Авторами особое внимание было уделено показателям ПФО, так как он является одним из ведущих в стране по уровню инновационного развития и обладает значительным инвестиционным вкладом до 35,6 млн долларов. Из таблицы видно, что инновационной деятельностью в ПФО занимаются 532 организации, что составляет 15% от общего их числа по России. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками в ПФО, - 117,0 тыс. чел., или 15%. Численность исследователей с учеными степенями - 6,3 тыс. чел., что составляет 8,2%.

Региональная система подготовки кадров создает благоприятную внешнюю среду и формирует внутренние стимулы для экономического роста региона путем технологической модернизации традиционных производств и развития отраслей новой экономики. Формирование региональной системы подготовки кадров основано на взаимодействии государства, образования и науки с инновационной системой [2].

Таблица 1

Показатели уровня развития инновационного потенциала федеральных округов РФ за 2009 год [1]

Показатели е 0. Центральный ФО СевероЗападный ФО Южный ФО Приволжский ФО Уральский ФО Сибирский ФО Дальневосточный ФО

Число организаций, выполняющих научные исследования и разработки, ед. 3536 1383 518 316 532 211 410 166

Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, тыс. чел. 742,4 385,4 97,6 33,7 117,0 42,3 53,5 12,9

Численность исследователей с учеными степенями, тыс. чел. 76,0 42,4 10,7 3,8 6,3 2,7 7,8 2,4

Становление региональной системы подготовки кадров - это создание регионального образовательного кластера, способного на основе интеграции образования, науки и инновационной деятельности обеспечить региону эффективную конкурентоспособность на рынке.

При этом инновации в региональной системе подготовки кадров приобретают самовоспроизводящийся характер, когда взаимодействие между участниками выступает как ресурс инновационного развития, связанного с непрерывным обменом информацией, знаниями, опытом. Важным обстоятельством является то, что вновь созданные инновационные проекты становятся продуктом творчества и инициативы научных коллективов [3].

В процессе функционирования системы подготовки кадров для инновационного производства, должны быть достигнуты следующие цели:

1. Обеспечение информационной поддержки образовательного процесса, научной, инновационной и методической работы педагогического сообщества.

2. Повышение эффективности использования образовательных ресурсов.

3. Обеспечение равных возможностей пользования ресурсами всех субъектов образовательного процесса, научно-методической деятельности, осуществляемой в рамках регионального взаимодействия.

4. Расширение возможностей повышения квалификации работников в соответствии с потребностями развивающегося производства.

5. Объединение усилий образовательных учреждений, государства и бизнеса по использованию в своей деятельности современных информационных технологий.

6. Повышение эффективности инновационных технологий за счет взаимодействия образовательных учреждений и производства.

Эти цели могут быть достигнуты благодаря созданию необходимых условий функционирования образовательного кластера:

- формирование современных предприятий и институтов инновационной деятельности, способных стать источником обновления регионального хозяйственного комплекса;

- создание на базе отраслевых научно-исследовательских институтов инновационных предприятий и формирование рынка научно-технической продукции;

- соответствие научных разработок потребностям экономики с целью привлечения инвестиций из разных источников;

- формирование территориальных научно-промышленных единиц - (научных учреждений и промышленных предприятий), взаимосвязанных между собой совместной разработкой, испытанием и производством разных видов инновационной продукции.

Мобильность и гибкость региональной системы подготовки кадров, ее ориентация на индивидуальные образовательные запросы производства, позволяют обучаемым овладевать новыми профессиональными навыками, что, в конечном итоге, позитивно влияет на качество трудовых ресурсов [4].

Разработка критериев, позволяющих оценивать эффективность региональной системы подготовки кадров, необходима для оценки инновационного производства, уровня освоения новых образовательных технологий и качества образования (табл. 2, составлена авторами).

Таблица 2

Индикаторы эффективности региональной системы подготовки кадров для инновационного производства

Целевой критерий Индикаторы

Профессиональный Профессиональный рост работников производства Наличие образовательных программ повышения квалификации и перспективных инновационных проектов Расширение количества преподавателей, осваивающих передовые технологии обучения

Управленческий Наличие системы управления знаниями и обмена опытом

Финансовый Уровень дохода у молодых специалистов, занимающихся новыми технологиями Развитие проектного финансирования инновационных предприятий

Информационный Наличие информационного ресурса (сайта) Наличие архивов, открытых для использования и системы обмена ресурсами (научными, методическими, информационными)

Пространственный Увеличение охваченных системой учреждений и организаций Рост участников инновационного производства Расширение географии инновационного производства

В регионах формируются национальные исследовательские центры с инфраструктурой поддержки инновационной деятельности, включающей: технико-внедренческие особые экономические зоны, предусматривающие значительные льготы инновационным компаниям, технопаркам, бизнес-инкубаторам при вузах, центрам трансфера технологий, центрам коллективного пользования уникальным оборудованием. На конкурсной основе создаются и развиваются инновационные кластеры и наукограды. Положено начало новой российской 278

«территории инноваций» в подмосковном Сколково, где создается беспрецедентный правовой режим, сводящий к минимуму административные барьеры и налоговое бремя для компаний-участников.

Центр Сколково обеспечивает создание благоприятной для инновационной деятельности среды (институциональной, интеллектуальной, природной, условий проживания и проведения досуга). На сравнительно небольшой территории будет обеспечено сосредоточение исследовательского, научного и инновационного потенциалов, необходимых для генерирования новых идей, создания новых продуктов, технологий, продвижения фундаментальных и прикладных исследований [5].

Подготовка кадров, способных эффективно руководить инновационными процессами, разрабатывать и внедрять высокотехнологичные проекты, является приоритетным направлением деятельности вузов и предприятий регионов России.

В Саратовской области инновационная инфраструктура представлена технопарками при четырех ведущих вузах (СГУ, СГТУ, СГСЭУ и СГАУ) в г. Саратове, инновационно-технологическими, информационными, контактными центрами, сетью бизнес-инкубаторов, фондами - венчурным, гарантийным и микрокредитования.

Модернизация кадрового потенциала регионов России предусматривает расширение и создание новых механизмов привлечения и закрепления в науке и инновационных производствах молодых специалистов, предоставления им грантов, займов и венчурное финансирование. Необходима поддержка для организации новых лабораторий, стажировок молодых исследователей в ведущих российских и зарубежных университетах и научных центрах.

Основные направления политики повышения качества кадрового потенциала регионов отражены в Государственной федеральной целевой программе «Научные научно-педагогические кадры инновационной России», которая реализуется в настоящее время (срок завершения 2013 год). Программа предусматривает в кратчайшие сроки установить тесные связи образовательной сферы фундаментальной и отраслевой науки с промышленностью и реализовать стратегию инновационного развития на период до 2020 года.

Анализируя показатели уровня развития инновационного потенциала федеральных округов РФ за 2009 год, мы выявили, что ПФО имеет значительный вклад в инновационное развитие и по сравнению с другими округами занимает лидирующее положение.

Составленные авторами индикаторы эффективности региональной системы подготовки кадров для инновационного производства могут быть исподьзованы в секторе науки и высшего профессионального образования, демонстрируют важную роль кадрового потенциала в формировании и управлении инновационным потенциалом развития регионов, а также формировании инфраструктуры инновационного общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Регионы России. Социально-экономические показатели. М.: Росстат, 2010. 180 с.

2. Щетинин В.П. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки / В.П. Щетинин // МЭиМО. 2010. №2. С. 42-49.

3. Ложко В.В. Стратегические инновационные приоритеты региональной экономической политики / В.В. Ложко // Экономика и управление. №2(34). 2008. С. 55-58.

4. Ваганова О.В. Интенсификация инновационного производства: метод. аспекты: монография / О.В.Ваганова. Белгород: КОНСТАНТА, 2011. 298 с.

5. Проект Инновационная Россия - 2020 (Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020). М.: Минэкономразвития России, 2010. 160 с.

Романова Людмила Игоревна -

аспирант кафедры «Национальная экономика и экономическая теория» Саратовского государственного университета им.Н.Г.Чернышевского

Шамьенова Галия Рушановна -

кандидат филологических наук, начальник Управления информации и связей с общественностью Саратовского государственного технического университета

Romanova Lyudmila Igorevna -

Post-graduate student of pulpit «National economy and economic theory» Saratov State University by it. N.G.Chernishevsky

Shamjenova Galia Rushanovna -

candidate of philological sciences, chief of information and relationship Governing with public of Saratov State Technical University

Статья поступила в редакцию 23.05.2011, принята к опубликованию 24.06.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.