рации. Прогноз по рейтингам - «Стабильный». В настоящее время Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре присвоен рейтинг на максимально возможном уровне для региона в пределах РФ.
Литература:
1. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 09 ноября 2012 года №438-п Реестр приоритетных инвестиционных проектов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» документ представлен Консультант Плюс. [Электронный ресурс] URL: www.consultant.ru
2. Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югрыот 5 апреля 2013 года №145-рп « Об утверждении Инвестиционной декларации Ханты-Мансийского автономного округа -Югры»
3. Указ Президента РФ от 10 сентября 2012 г. N 1276 «Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной влас-ти)субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности»
4. Бутова Т.В. Взаимодействие институтов гражданского общества с органами государственной власти. Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. №3. С. 119 - 128.
5. Рагулина Ю.В., Бутова Т.В. Теория и практика взаимодействия бизнеса и властных структур// Москва, 2013.
6. Чахкиев Г.Г. Об особенностях государственной региональной экономической политики на современном этапе // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. №3. С. 062 - 066.
ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРТСВЕННО ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА И СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО
ОКРУГА - ЮГРЫ
Удачин Н.О., студент факультета «Государственное и муниципальное управление» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при
Правительстве РФ»
Бедрягин А.Н., бакалавр факультета «Государственное и муниципальное управление» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при
Правительстве РФ»
В статье рассматриваются основные перспективы взаимодействия органов государственной власти и бизнес - структур, а также анализируется понятие социальной ответственности бизнес сообщества, как фактор, обеспечивающий устойчивое развитие территории Ханты - Мансийского автономного округа.
Ключевые слова: механизмы ГЧП, социальная ответственность бизнеса, предпринимательство и власть, взаимодействие власти и бизнеса на местном уровне.
PROSPECTS OF PUBLIC AND PRIVATE PARTNERSHIP AND SOCIAL RESPONSIBILITY OF BUSINESS FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF KHANTY-MANSIYSKIY AUTONOMOUS DISTRICT - YUGRA
Udachin N., student of the State and municipal management faculty, Financial University under the Government of the Russian Federation,
Moscow, Russia
Bedryagin A., bachelor of the State and municipal management faculty, Financial University under the Government of the Russian
Federation, Moscow, Russia
The article discusses the main perspectives of cooperation between state authorities and business - structures and analyzes the concept of social responsibility of the business community, as a factor of ensuring sustainable development of the Khanty - Mansiyskiy Autonomous District.
Keywords: mechanismsof public - private cooperation, social responsibility of business, business and the Government, interaction of the Government and business at the local level.
Интеграция частного и публичного капитала становиться все более значимым социально-экономическим явлением, создает предпосылки для оптимизации функций и совершенствования системы управления в экономической сфере.
Государственно-частное партнерство достаточно успешно развивается в регионах России в различных отраслях экономики.
Государственно-частное партнерство является возможностью осуществления стратегически важных для Югры инвестиционных проектов путем привлечения значительных финансовых ресурсов, как государственных, так и различных финансовых институтов [5].
В целях привлечения инвестиций в экономику автономного округа, развития общественной инфраструктуры и качества услуг, предоставляемых с использованием объектов общественной инфраструктуры, обеспечения эффективности использования имущества, находящего в собственности автономного округа и (или) муниципальных образований в регионе принят окружной закон закрепляющий принципы ГЧП и порядок заключения соглашений [3].
Региональный Закон определяет ГЧП как взаимовыгодное сотрудничество автономного округа, либо автономного округа с муниципальными образованиями, с российским или иностранным юридическим лицом, либо индивидуальным предпринимателем для выполнения работ по техническому обслуживанию, эксплуатации, реконструкции или новому строительству объектов общественной
(социальной) инфраструктуры, компетенций и ответственности, путем заключения и исполнения соглашения о государственно-частном партнерстве.
Принятый закон о ГЧП, послужил основой и необходимым условием [2] сотрудничества с Государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» по реализации масштабного социального проекта, основанного на окружной целевой программе «Новая школа Югры на 2010 - 2013 годы».
Предпосылкой проекта являлась острейшая проблема обеспечения детей Югры местами в детских общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях. На протяжении ряда лет автономный округ входит в тройку субъектов Российской Федерации, демонстрирующих положительные тенденции демографического развития. Ежегодно естественный прирост населения составляет в среднем до 14,0-15,0 тыс. человек. Программой запланировано строительство и реконструкция около 100 школ и детских садов [1] так как, несмотря на меры по оснащению образовательного процесса, реализованные за период 2007 - 2010 гг., более 30% школьников автономного округа обучаются в условиях, не соответствующих современным требованиям.
Необходимым элементом указанной программы является привлечение внебюджетных источников финансирования. Формула
финансирования программы предполагает 30% участие автономного округа и 70% внебюджетных средств. Общий объем необходимого финансирования программных мероприятий по строительству и реконструкции объектов Программы на 2010-2013г.г. составляет 26,2 млрд. рублей.
Оказание инвестиционных услуг осуществляется Внешэкономбанком. Целью взаимодействия является формирование инвестиционного проекта строительства (реконструкции) объектов общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на условиях использования механизмов государственно-частного партнерства.
Необходимо отметить, что указанный проект не только для Югры, но и во всей стране является первым и единственным проектом по массовому созданию на принципах государственно-частного партнерства объектов социальной сферы.
Разрабатываемый Центром ГЧП Внешэкономбанка механизм предусматривает использование схемы - BOLT. То есть, строительство объекта инвестором с возникновением у него права собственности, передача объекта в аренду муниципальному образованию с последующим выкупом.
Схема, используемая Внешэкономбанком базируется на применении регионального законодательства о государственно-частном партнерстве и предполагает создание на его основе муниципальной правовой базы.
Вместе с тем, развитие ГЧП в автономном округе, как и в иных регионах, сдерживается конкуренцией с федеральным законодательством о государственных закупках, о защите конкуренции, земельным и бюджетным законодательством. Указанные проблемы общеизвестны.
Создание условий для успешной реализации проектов на принципах ГЧП возможно только при комплексном изменении федерального законодательства и формировании правоприменительной практики.
Наряду с принятием федеральных законов, опубликованием официальных разъяснений к ним, нормы регионального закона о государственно-частном партнерстве (в большинстве случаев необходимо применять в совокупности с правовыми актами муниципальных образований о ГЧП) будут достаточными для реализации проектов.
Таким образом, успешная реализация мероприятий по строительству детских садов с учетом масштаба поставленных задач сегодня возможна при дифференцированном подходе к используемым механизмам.
В связи с чем, наряду с работой по реализации проекта, подготовленного Внешэкономбанком, в Югре разработан механизм привлечения инвестиций для строительства образовательных объектов на условиях оплаты в рассрочку, в том числе принята нормативная правовая база, позволяющая создать условия для привлечения инвестиций в создание объектов образования.
По такой схеме ГЧП по состоянию в автономном округе на 15.07.2013:
у' с 17 инвесторами подписаны соглашения о сотрудничестве, предусматривающие инвестиции в 54 объекта общего и дошкольного образования автономного округа на 15 041 место, из них: 46 объектов - это детские сады общей мощностью 11 230 мест, 4 объекта - школа -детский сад на 725 учащихся и 660 воспитанников, 4 объекта - школы на 2426 учащихся;
у' 2 объекта на 380 мест введено в эксплуатацию, но еще не выкуплено (в настоящее время проводится аукцион на приобретение объектов).
В Югре в настоящее время реализуется ряд инфраструктурных проектов т.ч. с применением механизмов ГЧП. В сфере ЖКХ с привлечением средств Европейского банка реконструкции и развития реализуются проект развития коммунальных служб города Сургута, проект развития коммунальных служб г. Пыть - Яха, проект развития коммунальной инфраструктуры Сургутского района, проект реконструкции жилищного фонда г. Сургута и др. В процесс реализации инфраструктурных проектов вовлекаются также градообразующие и ведущие отраслевые предприятия. Вместе с тем, необходимо признать, что Югра не имеет широкой практики реализации классических схем ГЧП. Однако работа в данном направлении ведется.
Постановлением Правительства Ханты - Мансииского автономного округа - Югры от 08 июля 2010 года No160^ «О целевой программе Ханты - Мансииского автономного округа - Югры «Новая
школа Югры на 2010 - 2013 годы» запущен крупномасштабный социальный проект модернизации материально - технической базы образовательной инфра- структуры. Программой запланировано строительство и реконструкция около 100 школ и детских садов. Необходимым элементом указанной программы является привлечение внебюджетных источников финансирования. Формула финансирования программы предполагает 30% участие автономного округа и 70% внебюджетных средств. Общий объем необходимого финансирования программных мероприятии по строительству и реконструкции объектов Программы на 2010-2013 годы составляет 26, 2 млрд. рублеи. В настоящее время проект находится на стадии прединвестиционнои подготовки. С учетом специфики образовательных объектов, демографических и иных факторов, рассматриваются различные формы инвестиционного участия.
Помимо этого, приоритетной для округа является реализация целевой программы Ханты - Мансииского автономного округа -Югры «Чистая вода» на 2011 - 2013 годы. Программа предполагает проведение комплекса технических, организационно-управленческих и научно-исследовательских мероприятии, направленных на решение существующих проблем водоснабжения и охраны источников воды. Программой предусмотрена необходимость финансирования в сумме 21,9 млрд. рублеи (в ценах 2009 года). Механизм реализации Программы базируется на принципах партнерства исполнительных органов государственной власти Ханты - Мансиис-кого автономного округа - Югры, органов местного самоуправления муниципальных образовании автономного округа и вовлеченных в реализацию Программы организации коммунального комплекса автономного округа.
По мнению представителей региональной власти, развитие ГЧП в Ханты - Мансииском автономном округе существенно сдерживается отсутствием нормативных правовых актов на федеральном и региональном уровнях, позволяющих на равных, взаимовыгодных началах бизнесу и органам государственной власти участвовать в реализации инфра- структурных проектов. Деиствующее федеральное законодательство о государственных закупках, а также законодательство о защите конкуренции не позволяет в полнои мере использовать возможности привлечения частного капитала в социальные проекты. В частности, речь идет о том, что применение Закона РФ ^94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» практически исключает возможность проведения единого конкурса на заключение смешанных комплексных договоров. В то же время, Приказ Федеральной антимонопольной службы № 67 от 10 февраля 2010 года, в соответствии со ст.17.1 N0135-ФЗ «О защите конкуренции», устанавливает Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом и иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, также исключая в дан-нои части региональное нормотворчество. Единственным НПА, отвечающим предъявляемым требованиям к реализации проектов ГЧП применительно к процедуре заключения соглашении, является Закон РФ № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», но положения данного закона устанавливают правила только для одного из существующих видов ГЧП.
Кроме этого, значительные затруднения в разработке проектов ГЧП и комплексном раз- витии данного института возникают в связи с отсутствием должного процесса информирования органов местного самоуправления, а также бизнес - сообщества о возможностях и механизмах ГЧП. По предоставленным региональными органами власти данным, общее количество инфраструктурных объектов в регионе равно 16, в том числе 3 проекта ГЧП.
Согласно анализу стадии реализации проектов надо отметить, что большая часть из них находится на этапе планирования (10 проектов), на этапе реализации 6 проектов. Стоит отметить быстрыи темп реализации проектов от начала инициации, завершая конечной стадией.
Анализ предоставленных данных о региональных инфраструктурных проектах в отраслевом разрезе показал, что наибольшее число проектов заявлено в сфере транспорта (9 проектов) и ЖКХ (5 проектов). Из всех имеющихся проектов в сфере ЖКХ к ГЧП можно отнести только 3.
Анализ распределения инвестиции в количественном аспекте показал, что требуемый объем вложении для реализации большин-
ства проектов Ханты - Мансииского автономного округа составляет до 500 млн. рублеи (7 проектов), от 500 млн. до 1 млрд. рублеи (2 проекта), от 1 до 5 млрд. рублеи (3 проекта), от 5 до 20 млрд. руб-леи (2 проекта). Следует отметить, что в округе имеются 2 крупномасштабных проекта свыше 20 млрд. рублеи.
Представители органов власти округа считают, что инвестиционные возможности регионов будут существенно расширены в случае принятия федеральных законов о ГЧП, о проектном финансировании, об особенностях инвестирования в инфраструктуру с использованием инфраструктурных облигации, о внесении изменении и дополнении в закон о концессионных соглашениях, о внесении изменении и дополнении в закон о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для госу- дарственных и муниципальных нужд, о внесении изменении и дополнении в закон о за- щите конкуренции (Приказ Федеральной антимонопольной службы № 67 от 10 февраля 2010 года), а также при опубликовании официальных разъяснении о применении ФЗ-94 и ФЗ-135 к смешанным комплексным соглашениям.
В связи с тем, что большинство направлении сотрудничества относятся к компетенции муниципальных образовании, основную роль при подготовке проектов ГЧП будут играть именно они, и основная инициатива разработки проектов ГЧП должна исходить от органов местного самоуправления. Поэтому, одной из главных задач в развитии плодотворного сотрудничества в направлении ГЧП является преодоление разрыва между бизнесом, муниципальными образованиями и автономным округом. Важным направлением развития института ГЧП в округе является создание единой площадки, на базе которой будут рассматриваться предложения о заинтересованности в реализации тех или иных проектов, а также механизмы их реализации [4].
В Югре активно развивается институт государственно-частного партнерства, в ближайшей перспективе Правительство автономного округа планирует реализацию проектов с использованием механизмов государственного частного партнерства:
■ строительство мостового перехода через реку Обь в районе г. Сургут (предполагаемый объем инвестиций 25-30 млрд. рублей);
■ завершение строительства моста через реку Вах на автомо-
бильной дороге "Нижневартовск - Стрежевой" (предполагаемый объем инвестиций 9 млрд. рублей);
■ развитие производственной площадки ОАО "Югра - Плит" (1. Строительство завода по производству ДСП; 2. Строительство завода по производству OSB; 3. Строительство завода по производству смол) (предполагаемый объем инвестиций 7,7 млрд. рублей).
Подводя итог выше сказанному можно сделать вывод о том, что в регионах необходимо вести комплексную работу по взаимодействию бизнеса и власти для повышения показателей устойчивого развития территорий с использованием схем ГЧП. Использование схем государственно-частного партнерства в автономном округе принесет положительный эффект для развития региона в целом, и позволит снизить уровень затрат за счет стандартизации и оптимизации проектных решений с применением энергоэффективных и экологически безопасных технологий; сократить эксплуатационные расходы вследствие применения более эффективных технологий; повысить бюджетную эффективность вследствие налоговых поступлений от реализации проекта, использовать косвенные социальные эффекты от создания рабочих мест, повышения уровня образованности населения.
Литература:
1. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08 июля 2010 года №160-п «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»
2.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.08.2010 № 1372-р. [Электронный ресурс]. URL: http://www.veb.ru/ press/news/?id_19=6685
3. Закон Ханты-Мансийского автономного округа №155-оз от 18 октября 2010 года «Об участии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в государственно-частных партнерствах»
4. Бутова Т.В. Лоббистская деятельность в органах государственной власти, ее особенности в России (статья)// М.: Издательство ООО «ПКЦ Альтекс», 2009.
5. Бутова Т.В. Предпринимательство. Пособие для подготовки к экзамену. Москва, 2005.