Научная статья на тему 'Перспективы инновационного развития в аграрном регионе'

Перспективы инновационного развития в аграрном регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
160
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ЭКСПОНЕНЦИАЛЬНОЕ СГЛАЖИВАНИЕ / КОРРЕЛЯЦИОННО-РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ / ПЕРЕДОВЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шатохин Михаил Викторович, Петренко Николай Николаевич, Луговская Ольга Сергеевна, Левченко Валерий Алексеевич

Рассмотрены региональные аспекты перспективных направлений государственного регулирования инвестиционных процессов, выполнены прогностические исследования основных параметров развития инновационной системы в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шатохин Михаил Викторович, Петренко Николай Николаевич, Луговская Ольга Сергеевна, Левченко Валерий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы инновационного развития в аграрном регионе»

ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В АГРАРНОМ РЕГИОНЕ

М.В. Шатохин, Н.Н. Петренко, О.С. Луговская, В.А. Левченко

Аннотация. Рассмотрены региональные аспекты перспективных направлений государственного регулирования инвестиционных процессов, выполнены прогностические исследования основных параметров развития инновационной системы в регионе.

Ключевые слова: инновационная система, экспоненциальное сглаживание, корреляционно-регрессионный анализ, передовые производственные технологии, инвестиции в основной капитал, технологические инновации.

Россия в целом и Курская область, как традиционно аграрный регион, в частности, имеет преимущества в виде обширной ресурсной и территориальной базы, высокого образовательного уровня населения, развитой научной и университетской сети. Накоплен колоссальный научный потенциал, имеются подготовленные кадры и перспективные наработки практически по всему спектру современных технологий. Но эти естественные конкурентные преимущества, которые создавались несколькими поколениями ученых и конструкторов, страна не может эффективно использовать, в первую очередь, из-за слабо развитой национальной инновационной системы.

Исходя из этого, усилия Федерального агентства по науке и инновациям направлены на реализацию системного подхода к формированию национальной инновационной системы. Он предусматривает создание благоприятной экономической и правовой среды, построение инновационной инфраструктуры, совершенствование механизмов государственного содействия коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок [2].

Инновационная деятельность в регионах страны поддерживается Роснаукой России по следующим основным направлениям:

- поддержка развития региональной инновационной инфраструктуры;

- поддержка предметно-ориентированных научных исследований и венчурных проектов;

- методическая поддержка развития региональных сегментов национальной инновационной системы.

За последние годы в стране созданы основные элементы инновационной инфраструктуры: технопарки, инновационно-технологические центры, центры трансфера технологий.

Кроме технологической инфраструктуры осуществлялась поддержка развития венчурных фондов, коучинг-центров, центров коллективного пользование (ЦКП) и других видов инфраструктуры.

Всего только с государственной поддержкой к настоящему времени создано более 200 объектов инновационной инфраструктуры во всех регионах России.

В последние годы основные усилия Агентства были сосредоточены на создании элементов консалтинговой инфраструктуры, к которым относятся центры трансфера технологий (далее ЦТТ), информационно-аналитические центры и коучинг-центры [3].

Органы государственной власти региона должны использовать определенные формы и методы государственного регулирования инновационной деятельности на основе состава наиболее предпочтительных мер региональной государственной поддержки для каждого этапа инновационного процесса (таблица 1).

Использование конкретных форм и методов государственной и региональной поддержки в рамках инновационной деятельности должно применяться только к конкурентно- и патентоспособным проектам, создания

условий для эффективного исполнения и рационального использования бюджета за счет сохранения и развития научно-технического потенциала и создания благоприятных условий для инновационной деятельности.

Для достижения цели должны быть определены задачи оперативного и стратегического планирования:

- активизация инновационной деятельности с целью создания новой конкурентоспособной продукции и повышения качества выпускаемой продукции до показателей мирового уровня и расширение за счет этого внешнего и внутреннего рынка для промышленных предприятий, агропромышленного комплекса, пищевой и перерабатывающей промышленности региона и т.д.;

- максимально возможное использование достижений науки при осуществлении структурной перестройки отраслей экономики региона;

- формирование региональных научно-технических и инновационных программ и проектов в интересах обеспечения устойчивого социально-экономического развития области;

- введение региональной контрактной системы в сфере научно-технических разработок;

- повышение направленности регионального заказа на научную, научно-техническую и инновационную продукцию, на решение проблем регионального значения;

- привлечение инвестиций из федеральных и внебюджетных источников для реализации научно-технических и инновационных программ и проектов регионального значения;

- стимулирование изобретательской деятельности, повышение уровня патентной защищенности продукции и технологий, защита патентного рынка области от притока на них зарубежных патентов;

- содействие защите национального приоритета на результаты научных исследований, выполняемых за счет бюджетов всех уровней и защите интересов авторов и патентообладателей промышленной собственности;

- развитие бизнес-планирования инновационной деятельности;

- соблюдение всеми субъектами научной, научно-технической и инновационной деятельности установленного порядка ее осуществления, требований законодательства в этой области [2].

С учетом вышеперечисленных задач для активизации инновационной деятельности, стимулирования создания, использования и распространения нововведений необходима реализация механизма формирования региональных инновационных программ, который позволит осуществить качественные преобразования в инновационной сфере региона [1].

На основе рассмотренных программных мероприятий в Курской области необходимо и возможно коренное совершенствование комплекса инвестиционных проектов и расширение базы материально-технической, квалификационной, организационно-методической и финансовой базы научных исследований и разработок. Для обоснования этих положений нами проведены многовариантные компьютерные прогнозные расчеты на основе статистических данных по состоянию инвестиционного развития региона [4] c использованием программ экспоненциального сглаживания и корреляционно-регрессионного анализа в системе EXEL 7 for WINDOWS.

Проведенный анализ показывает, что основной показатель масштабов инноваций в регионе «Число передовых производственных технологий» выражается уравнением регрессии: Y=482,05*X, где Y- искомое

значение показателя в году, порядковый номер которого равен X; прогнозный расчет показывает, что к 2015 году в регионе будет использоваться 4820 передовых производственных технологий, что в 3,1 раза превышает современный уровень.

Проведенные нами исследования показывают, что к 2015 г. количество действующих патентов на полезные модели в регионе в случае благоприятного экстра-поляционного сценария возрастет до 279 или в 2,6

Как показывают данные проведенных нами прогностических исследований текущие затраты в научных подразделениях региона в среднесрочной перспективе возрастают на 4560,1 млн.руб., что в 3 раза превышает его соответствующее фактическое значение;такие же пропорции сложились в части перспективного роста текущих затрат на оплату труда на исследования и разработки в регионе и прогнозируемом возрастании текущих материальных затрат на исследования и разработки в регионе, что позволяет сделать общий вывод о том, что рассчитанные по данным адекватных статистических моделей тенденции роста материальных затрат и затрат на оплату труда на исследования и разработки в регионе позволяют расширить и повысить качество материально-технического обеспечения и расширить участие квалифицированных ученых и конструкторов в инновационных разработках.

При этом прогнозируемое по данным статистических расчетов возрастание среднемесячной заработной платы работников, занятых видом деятельности «Научные исследования и разработки» от 13965 руб. по факту до 41490 руб. позволяет надеяться, что основные кадры исследователей и ученых сохранятся в региональных научных и конструкторских подразделениях.

В заключение проведенного статистического анализа рассмотрим прогнозируемый уровень инвестиций в основной капитал в регионе на перспективу 2015 г., который составил 68398 млн.руб., что только в 1,5 раза превышает фактический уровень. На основании проведенного исследования можно сделать общий вывод о том, традиционная система инновационного развития регионального отраслевого комплекса недостаточна эффективна, направлена на решение частных задач и требует совершенствования с учетом специфики рыночной экономики и учета территориальных факторов.

Список использованных источников

1 Минько Э.В., Кричевский М.Л. Качество и конкурентоспособность. - СПб.: Питер, 2004. - 268 с.

2 Инновационные приоритеты государства / Под ред. А.А. Дынкина и Н.И. Ивановой. - М.: Наука,2005. - 275 с.

раза; а количество действующих патентов на промышленные образцы в регионе увеличится на 122 или возрастет в 2,7 раза.

Как показывает проведенный анализ, фактическое количество организаций, осуществляющих технологические инновации, на сегодняшний день не превышает 10% от их общего количества в регионе; данные статистического моделирования позволяют прогнозировать увеличение этого показателя на среднесрочную перспективу до 28,4%.

3 Стратегическое управление: регион, город, предприятие /Под ред. Д.С. Львова, А.Г. Гранберга, А.П. Егоршина; ООН РАН, НИМБ. - 2-е изд., доп. - М.: Экономика,2005. - 603 с.

4 Научные исследования, инновации, информационные и коммуникационные технологии в Курской области (2007-2011):Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. - Курск, 2012. - 75 с.

Информация об авторах

Шатохин Михаил Викторович, доктор экономических наук, профессор, Курский филиал Финансового университета при Правительстве РФ.

Петренко Николай Николаевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры инновационных методов управления социально-экономическими системами ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА».

Луговская Ольга Сергеевна, аспирант АОУ ВПО «Курская академия государственной и муниципальной службы».

Левченко Валерий Алексеевич, доктор экономических наук, профессор.

Таблица 1 - Состав мер государственной поддержки для каждого этапа инновационного развития

Этапы инновационного процесса Виды деятельности Результаты деятельности Наиболее предпочтительные меры региональной государственной поддержки

Научно-исследовательские работы Фундаментальные Новые знания, использование которых не регламентировано Создание научных организаций, передача областной собственности, направление ходатайств, выдача рекомендательных писем

Прикладные Новые знания, необходимые для проведения конкретной опытно-конструкторской работы Финансирование, выдача грантов, передача областной собственности, создание научных организаций, предоставление льгот, приобретение научно-технической продукции, направление ходатайств, организация участия в конкурсах, выдача рекомендательных писем, организация рекламы

Опытно-конструкторские работы Технологические Опытный образец

Коммерческие Образец, удобный для использования в коммерческих целях

Применение Производство (деятельность) Техническое измерение конкретного производства (организация деятельности, оказание услуг) Выделение частичного финансирования, предоставление бюджетных ссуд, гарантий и поручительств, участие в образовании хозяйственных товариществ и обществ, предоставление льгот, передача областной собственности, выдача рекомендательных писем

Эксплуатация Совершенствование Повышение качества изделия Предоставление бюджетных ссуд, передача областной собственности, гарантий и поручительств, выдача рекомендательных писем

Модификация Дополнительная модификация

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.