в ногу со временем
механизм функционирования
региональной инновационной системы, основанной на приоритетных отраслях региона
_В современных условиях, характеризующихся становлением
_новой экономики, основанной на знаниях, неуклонно возрастает
_роль инновационной деятельности. При переходе Российской
_Федерации на инновационной путь развития регионы должны
_стать полноправными участниками разработки и реализации
национальной инновационной системы. Сегодня на мировом рынке неизбежно выигрывает тот, кто владеет наиболее эффективным
_механизмом инновационной деятельности и имеет развитую
_инфраструктуру создания и реализации инноваций. [5]
Борисоглебская Л.Н.
д-р экон. наук, профессор, первый проректор-проректор по науке
Масалов Е.И.
аспирант кафедры мировой и национальной экономики [email protected]
Курский государственный технический университет
Основным документом, в котором рассматривается национальная инновационная система, является проект «Основы политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу». В посланиях Федеральному Собранию Президентом Российской Федерации неоднократно отмечалось о необходимости создания региональных инновационных систем [2].
В последнее время для развития малого инновационного бизнеса и коммерциализации научного потенциала вузов принят Федеральный Закон от 02.08.2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Основным положением данного документа является то, что научным учреждениям и вузам предоставлено право создавать хозяйственные общества для прак-
тического применения результатов интеллектуальной деятельности.
Эффективность инновационной экономики в России во многом определяется региональными инновационными системами (РИС), которые предопределяют темпы развития экономики и рост благосостояния населения. В настоящее время, хотя и существуют отдельные положительные результаты функционирования, эффективность РИС в целом очень низка, что обусловлено рядом причин [3]:
1. отсутствуют общепринятые правила в законодательстве регионов, регламентирующих взаимоотношения в области инновационной деятельности системы «власть-инвестор-промышленность-вузы»;
2. реализация каждого инновационного проекта зависит от многих факторов: характера проекта, отношений между участниками региональной инновационной системы, особенностей института;
3. недостаточная востребованность и непонимание необходимости инновационного развития со стороны руководства предприятий;
4. нехватка профессионально подготовленных команд, в области реализации инновационных проектов.
Кроме того, руководители предприятий нередко покупают и реализуют зарубежные разработки, ссылаясь на экономическую целесообразность и их лучшее качество [4]. Региональная инновационная система - комплексная система обеспечения условий для генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новые продукты, технологии и услуги во всех сферах жизни общества, обладающая набором свойств, способствующих созданию и коммерциализации инноваций, а именно:
• профессионализмом, базирующимся на добросовестном и качественном обслуживании заказчика или потребителя;
• конструктивностью, обеспечивающейся ориентацией на конечный результат;
• высоким уровнем научно-технического потенциала;
Ключевые слова:
инновации,
региональная
инновационная
система,
инвестиции,
научный потенциал
огу
при переходе
.Российской
_Федерации на
инновационной „путь развития
.регионы
должны стать полноправными
_участниками
_разработки
_и реализации
_национальной
.инновационной _системы
• кадровой обеспеченностью, в первую очередь, руководителями инновационных проектов и возможностью постоянного обновления и совершенствования персонала инновационной инфраструктуры;
• финансовой обеспеченностью;
• мощным уровнем инструментальных средств, ускоряющих получение конечного результата;
• гибкостью, обеспечивающей приспособление инновационной инфраструктуры к изменениям требований рынка и внешней конъюнктуры.
Для усиления конкурентоспособности экономики региона, становления благоприятной социальной среды и создания условий для эффективной реализации человеческого потенциала, улучшения качества жизни населения в работе предлагается модель функционирования РИС, в основе которой лежат приоритетные отрасли экономики. Основным элементом в данной системе является исполнительная власть региона, которое взаимодействует со всеми участниками инновационного процесса. Органы государственной власти контролируют изменения на предприятиях региона и регулируют их инновационную деятельность посредством [1]:
• совершенствования нормативно-правовой базы;
• выделения на конкурсной основе частичного и полного финансирования на реализацию отдельных инновационных программ и проектов в рамках средств, предусмотренных в областном бюджете на очередной финансовый год;
• привлечения инвестиций из федеральных источников для реализации инновационных проектов регионального значения;
• выдачи рекомендательных писем инициаторам инновационных проектов для предоставления их отечественным и иностранным инвесторам;
• предоставления льгот по налогам, подлежащим зачислению в областной бюджет;
• компенсации части процентной ставки по банковским кредитам за счет средств областного бюджета;
• оказания помощи в снижении внешних рисков отрасли.
Инвестиционный потенциал регионов России состоит как минимум из 3 составляющих: банковского сектора, инвестиционных компаний и федеральных и региональных фондов. На сегодняшний день в России около 80% инновационных проектов реализуются за счет средств федеральных и региональных бюджетов и только около 20% другими инвесторами [2]. Перед инвесторами правительство региона выступает гарантом возвратности кредитов по глобальным и наиболее значимым инновационным проектам. Основными задачами инвестиционной деятельности региональных властей являются [3]:
• формирование привлекательного инвестиционного имиджа региона;
• предоставление коммерческим банкам кредитов под инновационные проекты, разрабатываемые на предприятиях посредством предоставления налоговых льгот, а также стимулирование привилегированной выдачи кредитных ресурсов по пониженным ставкам;
• анализ инвестиционного портфеля предприятий области с целью выявления недобросовестных кредиторов и исключения их из списка организаций, получающих государственную поддержку;
• формирование региональных фондов инновационного развития за счет отчисления части прибыли предприятиями.
Денежные средства региональных фондов инновационного развития идут не только на поддержание крупных предприятий, входящих в число приоритетных, но и на развитие малого и среднего инновационного бизнеса. Взаимосвязь с наукой у инвестиционной составляющей РИС существует, но в основном, она проявляется в финансировании из федеральных и региональных бюджетов [5]. В предлагаемом механизме функционирования региональной инновационной системы финансовая поддержка по приоритетным направлениям науки и техники происходит под гарантией государства, а по другим про-
эффективность
инновационной
экономики
в России во многом
определяется
региональными
инновационными
системами
региональная экономика
_на сегодняшний
день в России около 80% инновационных
_проектов
_реализуются
_за счет средств
_федеральных
_и региональных
_бюджетов
_и только около
20% другими _инвесторами
огу
ектам осуществляется непосредственно предприятиями, которые выступают гарантом необходимости такой разработки и возвратности полученных денег от инвестора. В России около 70% инвестиций в средний и малый бизнес осуществляются непосредственно банковским сектором под залог имущества. Здесь в основном речь идет о привлечении краткосрочных кредитов для пополнения оборотных средств или для модернизации производства [2].
Важным звеном системной интеграции всех аспектов и участников инновационных процессов РИС является научная составляющая. Стимулировать научную деятельность в приоритетных отраслях можно с помощью:
• регулирования научной и научно-технической деятельности органами региональных властей в пределах их полномочий;
• формирования единства нормативно-правовой базы, режима и методов регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности на всей территории региона;
• повышения направленности регионального заказа на научную и научно-техническую продукцию, на решение проблем регионального значения;
• формирования региональных инновационных программ и проектов в интересах обеспечения устойчивого социально-экономического развития области;
• открытия региональных грантов по приоритетным направлениям развития;
• выдачи на конкурсной основе грантов научным работникам и организациям;
• финансового поощрения наиболее активных научных организаций инновационного процесса в регионе;
• содействия и долевого участия в покупке дорогостоящего оборудования для проведения НИР и НИОКР;
• интеграция научных исследований организациями региона в государственные и международные научно-технические программы. Механизм формирования предложенной региональной инновационной системы, основан-
кр<
еативная экономика, 2009, № 10
ной на приоритетных отраслях, устанавливает новые, более рациональные связи между всеми его элементами. При этом он включает в себя весь процесс от разработки и принятия инновационных проектов до вывода инновационной продукции на рынок [3] (рис. 1). Данный механизм взаимодействия основных элементов региональной инновационной системы состоит из 6 этапов.
Первый этап. На основе изменения потребительского спроса на внешних и внутренних рынках предприятиями региона формируются заявки на необходимые исследования, которые направляются в администрацию региона для рассмотрения возможности их реализации на базе научных учреждений в области и получения качественного результата. Второй этап. В администрации региона рассматриваются все заявки предприятий, формируются региональные гранты и объявляется конкурс для научных организаций. В случае, если рассматриваемая заявка не актуальна, оформляется мотивированный отказ. Третий этап. Научные учреждения на основании выигранных грантов проводят исследования, разрабатывают новую продукцию и передают ее предприятиям.
Четвертый этап. На основании полученных результатов разрабатываются инновационные проекты, пишется их бизнес-планы и технико-экономические обоснования, которые подаются инвесторам и в правительство региона для привлечения финансовых средств на реализацию инновационного проекта. Инвесторы рассматривают целесообразность вложения финансовых средств в предлагаемый проект и возможность его реализации на предприятиях. Грамотно разработанная техническая часть проекта научными учреждениями и технико-экономическое обоснование его реализации предприятием увеличивают шансы получения кредита [4]. Пятый этап. После привлечения финансовых средств на предприятиях начинается реализация инновационного проекта и вывод инновационной продукции на внешние и внутренние рынки.
важным звеном системной интеграции всех аспектов и участников инновационных процессов РИС является научная составляющая
региональная экономика -
Рис. 1. Механизм взаимодействия основных элементов региональной инновационной системы
Шестой этап. Для реализации инновационного проекта крупные предприятия заказывают отдельные работы малым инновационным предприятиям на базе вузов и среднему бизнесу региона.
С учетом социально-экономического развития регионов, предложенный механизм выполняет функции стабилизации и подъема экономики, достижения условий для эффективного и рационального использования бюджета за счет таких важнейших составляющих этого
процесса, как сохранение научно-технического, промышленного потенциала и создание благоприятных условий для развития инновационной деятельности [1]. Таким образом, предложенная модель должна способствовать:
• повышению уровня одного из главных конкурентных преимуществ региона и страны в целом - «человеческого капитала»;
• развитию инновационной среды, способствующей расширенному воспроизводству фундаментальных знаний;
• проведению прикладных исследований в приоритетных отраслях экономики для обеспечения конкурентоспособности предприятий регионов на мировом рынке;
• дальнейшему формированию инновационной инфраструктуры, способствующей преобразованию знаний в рыночный продукт.
Литература
1. Голиченко О.Г. Инновационная система России: Модель и перспективы ее развития. Вып. 2. - М. : Изд. РУДН, 2003 - С. 20-45 .
2. Михайлов А.Н., Зубарев А.С., Емельянов С.Г., Борисоглебская Л.Н. Формирование стратегических приоритетов региона на основе сценариев развития в долгосрочной перспективе. -М. : Изд. «Высшая школа», 2008. - С. 1223-138.
3. Аниконов Н.Б., Бабков А.Г. Инновации в системе экономического развития // Инновации. - 2004. - № 5. - С. 10-20.
4. Иванов В.В. Национальная инновационная система как институциональная основа экономики постиндустриального общества // Инновации. - 2004. - № 5. - С. 3-7.
5. Яковец Ю.В., Кузык Б.Н., Кушлин В.И. Прогноз инновационного развития России на период до 2050 г. с учетом мировых тенденций // Инновации. - 2005. - № 1-2. - С. 44-54, 19-29.
региональная эк
ономика