Научная статья на тему 'Перспективы государственной социальной политики в указах Президента Российской Федерации'

Перспективы государственной социальной политики в указах Президента Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1098
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВО / УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА / SOCIAL POLICY / THE GOVERNMENT / PUBLIC ADMINISTRATION / SOCIAL SPHERE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бакалдина Е. С.

Статья посвящена исследованию перспектив государственной социальной политики в Указах Президента Российской Федерации. Социальная политика рассмотрена в качестве инструмента предвыборной борьбы, в качестве инструмента государственного строительства, в качестве инструмента легитимации правящего политического режима. Автором определены политические предпосылки и перспективы трансформации ресурсного обеспечения государственной деятельности в социальной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Бакалдина Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSPECTIVES OF GOVERNMENT SOCIAL POLICY IN THE DECREES OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article investigates the prospects of government social policy in the Decrees of the President of the Russian Federation. Social policy is viewed as a tool of the election campaign, as an instrument of nation-building as a tool to legitimize the ruling political regime. The author defi ned political conditions and prospects of transformation of resource support of government activities in the social sphere.

Текст научной работы на тему «Перспективы государственной социальной политики в указах Президента Российской Федерации»

УДК 323.2

UDC 323.2

Е.С. БАКАЛДИНА

кандидат политических наук, доцент кафедры политологии, государственного и муниципального управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы E-mail: [email protected]

E.S. BAKALDINA

candidate of political sciences, associate professor of political science, public and municipal administration of the Russian academy of national economy and public

service

E-mail: [email protected]

ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ социальном политики В УКАЗАХ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

PERSPECTIVES OF GOVERNMENT SOCIAL POLICY IN THE DECREES OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Статья посвящена исследованию перспектив государственной социальной политики в Указах Президента Российской Федерации. Социальная политика рассмотрена в качестве инструмента предвыборной борьбы, в качестве инструмента государственного строительства, в качестве инструмента легитимации правящего политического режима. Автором определены политические предпосылки и перспективы трансформации ресурсного обеспечения государственной деятельности в социальной сфере.

Ключевые слова: социальная политика, государство, Указы Президента.

The article investigates the prospects of government social policy in the Decrees of the President of the Russian Federation. Social policy is viewed as a tool of the election campaign, as an instrument of nation-building as a tool to legitimize the ruling political regime. The author defined political conditions and prospects of transformation of resource support of government activities in the social sphere.

Keywords: social policy, the government, public administration, social sphere.

Проблемы социальной политики характеризуются в любой стране как чрезвычайно актуальные в связи с всеобъемлющим характером данного направления деятельности государства. Безотносительно к типу политического режима, как минимум, каждый гражданин является объектом социальной политики. Исследователи определяют традиционные приоритеты социальной политики государства в таком порядке: «1) доходы населения; 2) занятость; 3) положение дел в отраслях социально-культурного обслуживания» [1, с.43].

Зачастую социальная тематика становится центральным вопросом политической борьбы: население с низким доходом выберет тех кандидатов и то направление политических реформ, которые будут направлены не на долгосрочное развитие, а на скорейшее перераспределение. Политический опыт показывает, что введение избирательного права необходимо было сочетать с высоким имущественным цензом даже в первых демократиях (США и Великобритании). И, наоборот, высокий процент представителей среднего класса, дает возможность формировать демократические институты. Таковы закономерности теории демократического транзита.

В этой связи программные заявления Путина, сделанные в статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России», [4] можно было оценивать, с одной стороны, как достаточно рискованные, поскольку речь шла о долгосрочной перспек-

тиве. Ощутимые позитивные результаты предлагались к 2018, 2020 и 2030 годам. С другой стороны, данные программные обещания кандидата на пост президента -это еще не политическое решение, а только декларация о намерениях. Однако, победив на выборах, кандидат имеет обязательства перед избирателями, определяющими уровень его легитимности. Таким образом, эксплуатация кандидатом проблем социальной политики в условиях становления демократии уже не может быть беспроигрышным вариантом.

Итак, в числе первых после инаугурации Путиным были подписаны Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [5] и Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» [5].

Эксперты-политологи часто задают вопрос: почему эти программные нормы не были прияты раньше? Ответ достаточно прост: либо эта проблема так остро не звучала, либо не было денег. «Конечно, у страны сегодня совсем другие финансовые возможности, чем в конце 1990-х годов. Размер экономики имеет значение. После дефолта 1998 года наш ВВП составлял приблизительно 300 миллиардов долларов - меньше, чем в Бельгии с ее 10-миллионным населением. Если посмотреть на обзор мировой экономики в 2012 году, который ежегодно делает авторитетный лондонский

© Е.С. Бакалдина © E.S. Bakaldina

G9.GG.GG - ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ G9.GG.GG - PHILOSOPHICAL SCIENCES

журнал ЕкоиотБ!, то оценка ВВП России составляет 1,926 триллионов долларов по обменному курсу и 2,5 триллиона - по паритету покупательной способности (ППС) рубля. Россия - в расчете по ППС - уже обошла Францию и Великобританию.

Конечно, это еще далеко не означает французского или английского уровня жизни. Но и по показателям ВВП на душу населения Россия основательно продвинулась вперед: сейчас этот показатель достигает 13,65 тысячи долларов (17,75 тысячи - по ППС). Это заметно больше, чем, скажем, в Болгарии, Румынии, Турции, Латвии. И растет наша экономика (на 4-5 процентов в год) пусть и не так быстро, как в Китае или Индии, но заметно быстрее, чем в любой западной стране. То есть теперь деньги есть» [3, с.6].

Следовательно, новые финансовые возможности позитивно отражаются на векторе социального развития государства. Обратимся к содержанию пункта 1 Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»: «1. Правительству Российской Федерации:а) обеспечить: увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4-1,5 раза; доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе;доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе; доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе;повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе; увеличение к 2020 году числа высококвалифицированных работников, с тем чтобы оно составляло не менее трети от числа квалифицированных работников; создание ежегодно в период с 2013 по 2015 год до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов» [6], Президент Российской Федерации практически зафиксировал объемы финансирования работников бюджетной сферы на долгосрочную перспективу. Более того, в тексте Указа есть еще одна инновация - привязка заработной платы отдельных категорий работников к средней заработной плате в соответствующем регионе страны. Во исполнение данного Указа было приято Постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. N 286 «О формировании независи-

мой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги» [5].

Принятию данного постановления предшествовала активная работа институтов гражданского общества. Так, Общественной палатой проводились общественные слушания «Формы независимой оценки качества работы организаций, оказывающих платные услуги» [6].

Таким образом, принятие Президентом Указа дало новый импульс взаимодействия институтов государства и гражданского общества по формированию «социального государства», задекларированного в Конституции Российской Федерации.

Политологи отмечают специфические социальные проблемы, актуализирующие государственную социальную политику как масштабную социальную технологию, направленную не только на повышение легитимности правящего политического режима, но и, в первую очередь, на решение задач социального развития. «Социальные проблемы носят для России поис-тине экзистенциальный характер. В мире еще не было прецедента, чтобы на одной восьмой части суши, где находится 30-40 процентов мировых ресурсов, проживали чуть больше 2 процентов населения планеты» [3, с.7].

Данные обстоятельства побуждают высшее политическое руководство Российской Федерации принимать особые меры, направленные на стабилизацию ситуации. Не случайно в рамках Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» [5] определено: «Правительству Российской Федерации: а) обеспечить повышение к 2018 году суммарного коэффициента рождаемости до 1,753; б) обеспечить увеличение к 2018 году ожидаемой продолжительности жизни в Российской Федерации до 74 лет» [5].

Исследователи отмечают политическую обусловленность выбора стратегии социальной политики [2, с. 107]. Однако, помимо политического выбора, мы можем констатировать и наличие экономических факторов, например, таких как возможность привлечения существенных инвестиций в социальную сферу.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Во-первых, социальная политика становится приоритетным направлением деятельности государства. Во-вторых, в развитии государственной социальной политики особую актуальность приобретает политика регулирования доходов населения - ее основы заложены в Указе Президента РФ, а также демографическая политика в РФ - ее концептуальные положения отражены в Указе Президента РФ. В-третьих, реализация названных перспективных направлений государственной социальной политики позволит осуществить переход от модели субсидиарного государства к модели государства социального, продекларированного в Конституции Российской Федерации.

Библиографический список

1. Bakaldina E.S Instutional structure of the social policy // Srednerusskii vestnik obschestvennykh nauk. №3. 2012. С.41-44.

2. Bakaldina E.S. Problems of forming of governmental social policy during the establishing of a social state in Russian Federation // Vestnik gosudarstvennogo i munizipal’nogo upravleniya. №2. 2011. С. 103-109.

3. Nikonov V.A. Putin's logic // Strategiya Rossii. №3. 2012. С.5-12.

4. http://www.er.ru/news/2012/2/13/putin-stroitelstvo-spravedlivosti-socialnaya-politika-dlya-rossii/

5. http://www.referent.ru

6. http://www.rosmintrud.ru/social/social/110es

References

1. Bakaldina E.S Instutional structure of the social policy // Srednerusskii vestnik obschestvennykh nauk. №3. 2012. С.41-44.

2. Bakaldina E.S. Problems of forming of governmental social policy during the establishing of a social state in Russian Federation // Vestnik gosudarstvennogo i munizipal’nogo upravleniya. №2. 2011. С. 103-109.

3. Nikonov V.A. Putin's logic // Strategiya Rossii. №3. 2012. С.5-12.

4. http://www.er.ru/news/2012/2/13/putin-stroitelstvo-spravedlivosti-socialnaya-politika-dlya-rossii/

5. http://www.referent.ru

6. http://www.rosmintrud.ru/social/social/110es

УДК 271.2-76-G51 UDC 271.2-76-G51

К.В. БИРЮКОВА K.V. BIRYUKOVA

кандидат исторических наук,доцент кафедры теоло- PhD of History, Associate Professor of Theology

гии Российского государственного социального универ- Department of Russian State Social University

ситета E-mail: [email protected]

E-mail: [email protected]

МИССИОНЕР И УЧЕНЫЙ: О. ИАКИНФ (БИЧУРИН). (ПОРТРЕТ НА ФОНЕ ЭПОХИ)

THE MISSIONARY AND THE SCIENTIST: IAKINF (BICHYRIN). (PORTRAIT AGAINST THE ERA)

В статье исследуется судьба Никиты Яковлевича Бичурина (в монашестве названного Иакинф) - начальника девятой Русской духовной миссии в Китае, лингвиста и переводчика, ученого с мировым именем, одного из основателей отечественной синологии, члена Императорской Академии наук.

Ключевые слова: Китай, Духовная миссия, синология, китайско-русский словарь, Тибет, Монголия.

In article Nikita Jakovlevicha Bichurina’s destiny is investigated (in a nunhood named Iakinf) - the chief of the ninth Russian spiritual mission in China, the linguist and the translator, scientific with the world name, one of founders domestic chinology, a member of the Imperial Academy of sciences.

Keywords: China, Spiritual mission, chinology, the china-russian dictionary, Tibet, Mongolia.

Никита Яковлевич Бичурин, в монашестве названный Иакинфом, «происходил из бедных слоев сельского духовенства, представители которых подвизались на поприще христианского просвещения чувашских крестьян. Его дед, Данил Семенов (предположительно, происходил из чувашских крестьян Чебоксарского уезда Казанской губернии), родился примерно в 1722-1724 гг. или же в 1721 г. До назначения в 1779 г. на должность дьячка Сретенской церкви с. Чемурша-Тинсарино Чебоксарского уезда, вероятно, обучался в новокрещенских школах при Зилантовском монастыре или же в Свияжске, открытых в 30-х гг. XVIII в. для подготовки проповедников христианской церкви из числа нерусских народов. В годы службы в Сретенской церкви в семье Данилова родились сыновья - Яков (1750), Иван (1755) и дочери - Варвара (1756 или 1757), Дарья (1760 или 1761). За усердное и долговременное служение церкви в 1764 г. Данил Семенов получил сан священника и со своим семейством переехал на службу в

© К.В. Бирюкова © K.V. Biryukova

Успенскую церковь с. Акулево-Типнеры Цивильского (с 1781 г. Чебоксарского) уезда». Его сыновья стали свя-щенноцерковнослужителями, а дочери вышли замуж за представителей духовенства.

Отец Н.Я. Бичурина, Яков Данилов, обучался в Казанской духовной семинарии, и после трех классов в 1770 г. стал дьяконом Акулевской церкви, где священником служил его отец [4, с.8].

В своей «Автобиографической записке» о. Иакинф указывает, что родился 29 августа 1777 г. в селе Бичурино Чебоксарского (до 1781 г. Свияжского) уезда Казанской губернии. П.В. Денисов утверждает, что по архивным документам местом его рождения было другое село, Акулево, но вскоре семья переехал в Бичурино (тогда писали «Пичурино») [4, с.8]. Собственно, отсюда и фамилия, данная ему при поступлении в семинарию.

Обучение Никиты началось в местной школе, созданной для детей новокрещеных чуваш. Меж тем Н.В. Никольский, изучавший историю христианско-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.