Перспективы формирования стандарта подготовки публичной нефинансовой отчётности в России
00
сэ
сч
сэ £
Б
а
2 ©
Абдуллин Дамир Марселевич, аспирант, департамент учёта, анализа и аудита, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, [email protected]
Принятие Концепции развития публичной нефинансовой отчётности создает основания к формированию базы для российского стандарта подготовки публичной нефинансовой отчётности. Текущая практика подготовки подобных отчётов имеет собственную специфику и начала складываться с 2000 года под воздействием российских инициатив с пересечением международных стандартов. Актуальность проблемы заключается в необходимости гармоничного формирования российских стандартов таким образом, чтобы учесть сложившийся опыт российской бизнес-среды и необходимость соответствовать международным требования к отчётам подобного типа. В статье приведены примеры сочетания международных и российских руководств по формированию публичной нефинансовой отчётности, а также сформулированы аспекты, соблюдение которых призвано способствовать решению проблемы.
Ключевые слова: публичная нефинансовая отчётности, глобальные цели устойчивого развития ООН, GRI, интегрированная отчётность, руководство для подготовки отчётности, стандарт
В мае 2017 года Правительством Российской Федерации было принято распоряжение об утверждении Концепции развития публичной нефинансовой отчетности совместно с планом мероприятий по реализации данной Концепции [1, 1 с.]. В рамках исполнения данного плана, в декабре 2017 года правительство Российской Федерации внесло на рассмотрение проект федерального закона «О публичной нефинансовой отчетности». В указанном проекте было выдвинуто определение публичной нефинансовой отчётности - совокупность сведений и показателей, отражающих стратегию, цели, подходы к управлению и результаты деятельности организации в части социальной ответственности и устойчивого развития [2, с. 2]. Концепция определяет различные виды нефинансовой отчётности, которые могут быть опубликованы компаниями в России [1, 9 с.]:
- отчет о деятельности в области устойчивого развития (отчет о корпоративной социальной ответственности, комплексный социальный отчет) - документ, ориентированный на широкий круг заинтересованных сторон, содержащий сведения, которые комплексно отражают подходы и результаты деятельности организаций по существенным вопросам социальной ответственности и устойчивого развития, характеризуют ответственную деловую практику, включая экономические, экологические, социальные аспекты и системы управления. При подготовке таких отчетов широко используются международные стандарты, включая руководство GRI [3]. При выборе раскрываемых в отчете тем ориентиром могут служить положения принципов Глобального договора Организации Объединенных Наций [4], стандарта ГОСТ Р ИСО 26000-2012 [5] и Социальной хартии российского бизнеса [6];
- годовой отчет - документ, ориентированный на акционеров, в котором уделяется особое внимание результатам деятельности организации в отчетном году и (по возможности) содержится расширенный состав информации с учетом организационно-правовой формы, присутствия на рынке ценных бумаг, требований нормативных правовых актов, а также положений Кодекса корпоративного управления. При подготовке годовых отчетов также могут использоваться документы, регламентирующие вопросы устойчивого развития, социальной ответственности и публичной нефинансовой отчетности;
- интегрированный отчет - документ, отражающий взаимосвязь между различными элементами, характеризующий бизнес-модель и ориентированный прежде всего на инвесторов. В интегрированном отчете комплексно раскрывается финансовая и нефинансовая информация о деятельности организации [7].
План мероприятий по реализации Концепции развития публичной нефинансовой отчётности, принятый указанным выше Распоряжением, в частности, включает в себя следующие пункты, в результате исполнения которых ожидается разработка отечественной законодательной базы для подготовки публичной нефинансовой отчётности, в том числе российские стандарты [1, с. 21].
Российские компании самостоятельно готовили публичные нефинансовые отчёты до принятия Концепции. С 2000 года была сформирована устойчивая практика из более чем 850-ти отчётов. Как показывает исследование, проведенное Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), наиболее популярный стандарт нефинансовой отчётности для современных отечественных компаний является Руководство по отчётности в области устойчивого развития (Global reporting Initiative, GRI), а также постепенно набирают популярность интегрированные отчёты, подготовленные на основе международного стандарта интегрированной отчётности (МСИО) [8, с. 19]. В исследовании отмечается, что достаточно популярной является система Социальной хартии и Базовых индикаторов результативности РСПП, при этим именно общественное заверение от РСПП является наиболее популярным инструментом по подтверждению информации, публикуемой в российских публичных нефинансовых отчётах [8, с. 21]. При этом, нельзя исключать растущую популярность показателей, раскрываемых в рамках приверженности принципам целей устойчивого развития ООН (ЦУР), согласно отчёту РСПП, многие существующие отчёты покрывают данные
Таблица 1
Сравнение раскрываемых показателей между руководствами по формированию публичной нефинансовой отчётности
ЦУР показатель
ЦУР раскрытие
GRI показатель
GR1 раскрытие
РСПП показатель
РСПП раскрытие
Вывод
С 3.1
С^ред не голова я Продолжится ь ностъ
ПОДГОТОВКИ в
расчете на одного работника в разбивке по категориям
сред] 1С год оная пр одолжителы гость подготовки одного работника конкретной категории как отношение общей продолжительности подготовки за год по каждой категории к общему числу работников данной категории
сред не годовая тродояжител ьность обучения одного сотрудника
3.1.10
отношение общего числа часов инутрепнсго и кнешнен) обучения за вычетом числа часов обязательного обучения за отчетный период к сред([ее [ШСОЧНОй ч исленНОСТИ работников. Данные указать в разбивке по категориям работающих: рабочие, специалисты, другие служащие, руководители_
совпадение показателей систем
В 1.2.
Эффективност ь
водопользован
изменения в потребл ении воды на единиц)' чистой добавленной стоимости в отчетный период
303-1
показатель раскрывает общий объем потребляемой воды в разбивке по источникам
2.3.1
отношение использованной воды (всего) к объему произведенной за от четный период продукции в натуральном выражении
область применения показателей совпадает, но для их расчета используются разные методики
А 4.1.
Процентная доля закупок на местах
общая стоимость местных закупок в абсолютном выражении и в процентах от общего объема закупок. В основе процентных показателей должны лежать счета или контракты* выставленные и заключенные в ходе отчетного периода и учтенные по методу начисления.
204-1
показатель фокусируется на пропорциона л ьном отношении затрат на мести их поставщиков и значительных операционных локациях_
совпадение ЦУР показателя и GRI показателя при отсутствии аналогичного у РСПП
D 3.1. Размер
графов по обвинительны м приговорам
общее число вынесенных обвинительных приговоров; общая сумма штрафов, уплаченных и/или взыска иных за нарушение законов и подзаконных актов* направленных на борьбу с коррупцией
205-3
раскрывает общее кол-во и природу ] юдтвержде н НЫХ инцидентов
нет данных
нет данных
показатель ЦУР является более детальным и раскрывает не только число приговоров* ио и сумму уплаченных штрафов в области борьбы с
коррупцией_
С 4.1
Расходы на
охрану
здоровья
работников и
производствен
ную
безопасность
общие расходы на программы производственной безопасности и охраны здоровья, а также прямые медицинские расходы компаний и расходы на создание соответствующих условий труда
нет данных
нет данных
3.1.9
объем фактических затрат на мероприятия по охране груда за отчетный период к средне списочной числе нности работников в том же периоде
отличие показателей заключается в том, что показатель ЦУР включается в себя только сумму расходов, в то время как для расчета показателя РСПП нужно разделить общую сумму расходов на среднесписочную численность сотрудников_
D 1.4. Число заседаний аудито рских комитетов и их посещаемость
Количество заседаний в отчетный период
Объем фактических затрат на мероприятия по охране груда за отчетный период к среднесписочной численности работников в том же периоде
Показатель существует только в системе ЦУР
о
3
ю i
V
а
2 а
8
цели [9, с. 10], однако о полном соответствии говорить в данный момент преждевременно.
После утверждения и принятия закона «О публичной нефинансовой отчётности» согласно плану, следующим этапом будет формирование соответствующих минимальных требований к публичной нефинансовой отчётности, разработка рекомендаций по использованию показателей и, наконец, формирование собственной отечественной законодательно закрепленной методологии подготовки подобных отчётов, то есть закрепление существующего отечественно-
го или международного стандарта в качестве официального на территории Российской Федерации. С точки зрения развития инвестиционного климата в условиях глобализации принятие одного из международных стандартов в качестве основного, как это произошло с МСИО в ЮАР в 2010 году [10], является логичным шагом. С другой стороны, имеется руководство, сформированное на основе Социальной хартии российского бизнеса, то есть максимально приближено к российскому бизнес-сообществу. Возможным решением в данном случае может стать создание нового стандарта,
который находится на границе между отечественным и международными стандартами, а также учитывал бы потребности глобальных целей устойчивого развития. Ниже приведена примерная сравнительная таблица по ключевым показателям, раскрываемых в рамках, описанных выше руководств.
Колонка вывод в Таблице 1 демонстрирует неоднозначность сложившейся ситуации - имеются существенные расхождения в подходах. Для достижения соответствия международным стандартам и сохранения ориентации на отечественным бизнес, при формировании
методологии рекомендуется учитывать следующие аспекты:
- показатели должны быть связаны по крайней мере с одним из показателей мониторинга достижения ЦУР ООН;
- показатели должны основываться на существующих ключевых инициативах или системах отчетности и/или использоваться в корпоративной отчетности;
- показатели должны быть универсальными (применимыми для всех отчитывающихся предприятий);
- показатели должны способствовать межотраслевой сопоставимости;
- показатели должны касаться характеристик, над которыми компания имеет контроль и по которым она собирает данные (поэтапный подход);
- показатели должны способствовать сближению принципов и данных финансовой и нефинансовой отчетности;
- должна существовать возможность последовательного расчета показателей;
- показатели должны подходить как для консолидированной отчетности, так и для отчетности отдельных юридических лиц.
Утверждение Концепции и начало исполнения плана являются значимыми шагами для отечественной практики развития публичной нефинансовой отчётности, тем не менее наибольший положительный эффект будет достигнут только при условии сопоставимости с международной практикой. Литература
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 05 мая 2017 года № 876-р, Москва.
2. Проект Федерального закона «О публичной нефинансовой отчётности». [Электронный ресурс] // URL: http:// www.consultant.ru/law/hotdocs/
£ 52072.html/
3. Официальный сайт руководства GRI. [Электронный ресурс] // URL: https:/ /www.globalreporting.org/Pages/ default.aspx
4. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 25 сентября 2015 года «Пре-
Б
а
£
2 ©
образование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». - 2015 - 44 с.
5. «ГОСТ Р ИСО 26000-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Руководство по социальной ответственности» из информационного банка «Отраслевые технические нормы». Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1611-ст. [Электронный ресурс] // URL: http://docs.cntd.ru/ document/gost-r-iso-26000-2012
6. Социальная хартия российского бизнеса. Российский союз промышленников и предпринимателей, редакция 2007 года. [Электронный ресурс] // URL: http://xn-o1aabe.xn-p1ai/simplepage/474
7. Официальный сайт Международного Совета по интегрированной отчетности. [Электронный ресурс] // URL: http:/ /integratedreporting.org/
8. Аналитический обзор корпоративных нефинансовых отчётов: 2015-2016 годы выпуска. Е. Н. Феоктистова, Л. В. Аленичева, Е. И. Долгих, Г. А. Копылова, М. Н. Озерянская, Н. В. Хонякова. - М.: РСПП, 2017. 136 с.
9. Российский бизнес и Цели устойчивого развития. Сборник корпоративных практик. / Е. Н. Феоктистова, Г. А. Копылова, М. Н. Озерянская, М. В. Москвина, Н. И. Хофманн, Д. Р. Пуртова -РСПП, Москва, 2018г. - 200 стр.
10. Официальный русскоязычный сайт Международного Совета по интегрированной отчетности. [Электронный ресурс] // URL: http://ir.org.ru/ob-integrirovannoj-otchetnosti/istoriya-io
Prospects for designing of the standard on issuing of public non-financial reporting in Russia Abdullin D.M.
Financial University under the Government of the
Russian Federation The approval of a Concept of development of public non-financial reporting creates grounds for formation of the basis for Russian standard for the preparation of public non-financial
reporting. Current practice of preparing such reports has its own specifics and began to take shape in 2000 under influence of Russian initiatives with the intersection of international practices. Relevance of the problem lies in the need of harmonious formation of Russian standards in such a way as to take into account the existing experience of the Russian business environment and necessity to meet international requirements for the reports of this type. The article provides combination examples of international and Russian standards for the formation of public non-financial reporting, as well as formulated aspects, compliance with which is designed to help solve the problem. Keywords: public non-financial reporting, UN global sustainable development goals, GRI, integrated reporting, reporting standards. References
1. Order of the Government of the Russian
Federation of May 5, 2017 No. 876-p, Moscow.
2. Draft Federal Law «On Public Non-Financial
Reporting». [Electronic resource] // URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/ 52072.html/
3. The official website of the GRI management.
[Electronic resource] // URL: https:// www.globalreporting.org/Pages/default.aspx
4. The resolution adopted by the General Assembly
on September 25, 2015 "Transforming our world: the Sustainable Development Agenda 2030". - 2015 - 44 s.
5. «GOST R ISO 26000-2012. National Standard of
the Russian Federation. Guidelines for Social Responsibility» from the Information Bank «Industry Technical Norms». Approved and enacted by the Order of the Federal Agency for Technical Regulation and Metrology of November 29, 2012 N 1611-st. [Electronic resource] // URL: http://docs.cntd.ru/ document/gost-r-iso-26000-2012
6. Social Charter of the Russian business. Russian
Union of Industrialists and Entrepreneurs, 2007 edition. [Electronic resource] // URL: http: //xn-o1aabe.xn-p1ai/simplepage/474
7. Official site of the International Council for
Integrated Reporting. [Electronic resource] // URL: http://integratedreporting.org/
8. Analytical review of corporate non-financial
reports: 2015-2016 years of release. E.N. Feoktistova, L.V. Alenicheva, E.I. Dolgikh, G.A. Kopy-lova, M.N. Ozeryanskaya, N.V. Khonyakova. - M .: RSPP, 2017. 136 p.
9. Russian business and the Sustainable Development Goals. Collection of corporate practices. / E.N. Feoktistova, G.A. Kopylova, M.N. Ozeryanskaya, M.V. Moskvin, N.I. Hofmann, D.R. Purtova - RSPP, Moscow, 2018. - 200 pages.
10. The official Russian-language site of the International Council for Integrated Reporting. [Electronic resource] // URL: http://ir.org.ru/ ob-integrirovannoj-otchetnosti/istoriya-io