УДК 657 (470+571) ББК 65.052.2(2Рос) Д66
Е.Н. Домбровская
Кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета в коммерческих организациях Финансового университета при Правительстве РФ, г. Москва. Тел.: (495)615-12-82, e-mail: ENDombrovskaya@fa.ru.
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НЕФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ КРУПНЕЙШИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОМПАНИЙ)
( Рецензирована )
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по Государственному заданию Финансового университета 2015 г.
Аннотация. В статье дана характеристика современного состояния нефинансовой отчетности в РФ; рассмотрены этапы развития публичной нефинансовой отчетности, дана характеристика ее различных форм; на основе анализа содержания нефинансовой отчётности крупных российских государственных компаний выявлены основные проблемы её формирования, наиболее важные из которых — несистемный характер, отсутствие чётких регламентов, низкая культура работы с отчётной информацией среди пользователей; определены перспективы развития нефинансовой отчетности, в основе которых — стандартизация, заверение, систематизация потребности в отчётной информации и комплексный учет интересов пользователей.
Ключевые слова: нефинансовая отчетность, государственные компании, перспективы, пользователи, стандартизация.
E.N. Dombrovskaya
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Accounting in Commercial Organizations Department, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow. Ph.: (495)615-12-82, e-mail: ENDombrovshaya@fa.ru.
STATUS AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF NON-FINANCIAL REPORTING IN RUSSIA (INFORMATION OF THE LARGEST STATE COMPANIES)
Abstract. The scientific article describes the current state of sustainability reporting in the Russian Federation. It considers the stages of development of the public non-financial reporting, given the characteristics of its various forms. The paper companies reveals the main problems of its formation, the most important of which are the systemic nature, the lack of clear regulations and low culture with the reporting of information among members based on the analysis of the content of non-financial reporting of large Russian state companies. The author presents the prospects of development of non-financial reporting. They are based on standardization, certification, filing requirements for reporting information and the integration of users' interests.
Keywords: non-financial reporting, state companies, prospects, users, standardization.
Подходы к формированию отчетной информации претерпели в последние десятилетия серьезные изменения. Наряду
с процессами унификации и стандартизации традиционной финансовой отчетности, все более широко в бизнес-практике
стала применяться нефинансовая отчетность. В информационную эпоху основными факторами успеха все чаще становятся долгосрочные инвестиции и взаимоотношения с клиентами. Но интеллектуальный, природный и социальный капиталы не находили отражения в финансовой отчетности, хотя и стали составлять основу современной бизнес-модели. Именно ограниченность информации финансовой отчетности привела к возникновению и развитию нефинансовой отчетности.
Разработчики системы сбалансированных показателей Роберт Каплан и Дэвид Нортон еще в 1990-х гг. обосновали роль нефинансовой информации в деятельности компаний. Не отрицая важности и значимости традиционных финансовых показателей, ученые показали их ограниченность событиями прошлых периодов. Информация бухгалтерской финансовой отчетности ретроспективна и, как правило трудно сравнима с показателями других компаний в силу различий в учетных политиках. Финансовые показатели, отражающие величину активов, капитала, обязательств, доходов и расходов, не всегда являются достоверными, могут поддаваться манипуляциям и также различаются в зависимости от учетной политики. Как отмечали Р.Каплан и Д.Норт, «финансовые показатели являются недостаточными для оценки деятельности предприятия в период информационной эры, когда компании должны увеличивать свою будущую стоимость через потребителей, поставщиков, своих работников, новые технологии и инновации» [1].
Мировая практика составления нефинансовых отчетов связана с развитием концепции корпоративной ответственности или устойчивого развития. Она была предложена организацией «Инициатива по глобальной отчетности» (Global Reporting Initiative — GRI) и широко применяется в мире. В основе концепции — осознание роли взаимоотношений с заинтересованными сторонами компании для достижения ее долговременной финансовой и производственной устойчивости. По мнению О.В. Ефимовой, учет требований и интересов заинтересованных сторон повышает доверие к организации, формирует так называемый капитал отношений (relational capital) и создает условия для устойчиво-
го развития [2, с. 37]. Отчетность в области устойчивого развития (Sustainability Report) включает в себя раскрытие информации о результатах экономической, экологической, социальной деятельности организации. Эти аспекты деятельности и позволяют, с точки зрения GPI, обеспечить устойчивое развитие.
Первые социальные отчеты появились в России в 2001 г. Попытки стандартизировать нефинансовую отчетность были предприняты неправительственными организациями: Российским союзом промышленников и предпринимателей (общественная организация), Торгово-промышленной палатой (негосударственная некоммерческая организация) и другими. Ими были разработаны документы, выполняющие функции стандартов в части определения социальной ответственности бизнеса, в том числе и при составлении нефинансовой отчетности: Социальная хартия российского бизнеса (РСПП); Меморандум о принципах корпоративной социальной ответственности (Ассоциация менеджеров России); Кодекс предпринимательской этики «12 принципов ведения дел в России» (ТПП РФ); Стандарт «Социальная отчетность предприятий и организаций, зарегистрированных в Российской федерации. Методические рекомендации» (ТПП РФ); Рекомендации по использованию корпоративной нефинансовой отчетности «Базовые индикаторы результативности» (РСПП).
Впервые на государственном уровне о необходимости составления нефинансовой отчетности было сказано в 2010 г. на заседании президиума Государственного совета РФ по реформированию системы государственного управления в сфере охраны окружающей среды. Одно из поручений Президента РФ касалось обязательной регулярной публикации государственными корпорациями нефинансовых отчетов об устойчивом развитии и обеспечении экологической ответственности. При этом предполагалось, что они в обязательном порядке должны подлежать независимой проверке или заверению. Требование обязательной регулярной публикации государственными компаниями, доля участия государства в которых составляет 100%, нефинансовых отчетов об устойчивом развитии и обеспечении экологической от-
ветственности, содержалось в директиве Росимущества (декабрь 2011 г.).
Определив требование обязательности нефинансовой отчетности для государственных компаний, государство пока сохраняет ее добровольный характер для всех остальных, т.е. решение по составлению нефинансовой отчетности должна принимать сама компания, и вызвано оно должно быть рыночной необходимостью. При этом государство оставляет за собой решение о поэтапном переходе к обязательному составлению нефинансовой отчетности крупными частными компаниями.
В качестве серьезного недостатка специалисты отмечают отсутствие четких требований к содержанию нефинансовой отчетности. Так, по мнению Е.В. Морозовой, стандартизация нефинансовой отчетности позволит улучшить ее качественные характеристики, снизить вуалирование отчетных данных и сформировать критерии оценки при аудите [3, с. 36]. При этом в основе стандартизации должна быть не просто классификация пользователей исходя из их отношения к экономическому субъекту [4, 5], но конкретизация и дифференциация информационных запросов пользователей и отражение необходимой информации в формате нефинансовой отчетности [6, с. 158].
Развитие нефинансовой отчетности в РФ было переведено в практическую плоскость в 2012 г., когда началась работа по созданию проекта Концепции развития публичной нефинансовой отчетности (ПНО) в РФ на среднесрочную перспективу. Разработку осуществляла межведомственная рабочая группа Министерства экономического развития РФ с представительством РСПП; некоммерческих организаций; экспертного сообщества; крупного бизнеса (ГК «Внешэкономбанк», ОАО «РЖД», ОАО ГМК «Норильский никель», НК «Лукойл» и др.). В настоящее время проект Концепции разработан и согласован членами рабочей группы, идет утверждение на уровне федеральных органов исполнительной власти.
Проект Концепции дал определение публичной нефинансовой отчетности, согласно которому ПНО — это совокупность сведений и показателей, отражающих подходы и результаты деятельности организации в области социальной ответствен-
ности. Социальная ответственность — это ответственность организации за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое содействует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества, учитывает ожидания заинтересованных сторон, соответствует применяемому законодательству, согласуется с международными нормами поведения, интегрировано в деятельность всей организации и применяется в ее взаимоотношениях с заинтересованными сторонами.
Целью развития ПНО определено повышение ответственности российских организаций за социальные и экологические результаты их деятельности и обеспечение информационной открытости. В первую очередь, нефинансовую отчетность должны формировать государственные компании, что следует из характеристики этапов реализации Концепции (таблица 1).
Поэтапность развития публичной нефинансовой отчетности связана с необходимостью разработки методических подходов к ее формированию, подготовкой квалифицированных кадров, разработки механизмов стимулирования, независимой проверки и заверения отчетов.
Проект Концепции предусматривает различные формы ПНО, которые могут использоваться организациями при ее подготовке. К формам нефинансовой отчетности отнесены собственно нефинансовый отчет, имеющий разные варианты названия, годовой отчет и интегрированный отчет (таблица 2).
В Российской Федерации принят и с 15 марта 2013 г. вступил в действие аналогичный международному национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 26000-2012 «Руководство по социальной ответственности». Стандарт предназначен для организаций всех типов и представляет собой руководство по внедрению принципов, лежащих в основе СО, взаимодействию с заинтересованными сторонами и другим связанным вопросам. Российским организациям рекомендуется следовать положениям ГОСТ Р ИСО 260002012, так как он представляет собой наиболее полное и общепризнанное понимание проблем и подходов социальной ответственности. В соответствии с ГОСТ Р ИСО 26000-2012 развитие ПНО должно проис-
Таблица 1
Этапы реализации Концепции развития публичной нефинансовой отчетности (проект)
Длительность этапов Решаемые задачи Организации, на которые распространяются требования Концепции
I этап, 2014 г. 1. Обязательная публикация ПНО для государственных компаний. 2. Информирование экспертного сообщества и российского бизнеса о Концепции развития ПНО. 3. Утверждение методических рекомендаций по подготовке ПНО (Минэкономразвития РФ). 22 государственные компании
II этап, 2015—2016 гг. 1. Формирование системы государственного регулирования в сфере СО и ПНО, в том числе разработка методических рекомендаций по ведению управленческого учета в рамках подготовки ПНО и по подготовке ПНО для различных видов организаций. 2. Разработка механизмов стимулирования развития ПНО. 3. Внесение в перечень профессий непосредственно связанных с СО и ПНО, разработка соответствующих профессиональных стандартов. 4. Создание образовательных программ, развитие международного сотрудничества в области СО и ПНО. 5. Разработка информационного ресурса по вопросам ПНО, создание разделов для публикации ПНО в действующих системах раскрытия годовых отчетов. 1. Государственные компании, ГУП, МУП, имеющие в границах консолидированной финансовой отчетности за отчетный год объем реализации или сумму активов свыше 3 млрд р. или численность работающих свыше 2 000 человек. 2. Государственные корпорации; хозяйственные общества, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 50% плюс одна акция, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах, а акции включены в котировальный список А 1-го уровня ММВБ-РТС. 3. Организации, входящие в специальный перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 23 января 2003 г. N 91-р.
III этап, 2017—2019 гг. 1. Расширение спектра компаний, на которых распространяется требование обязательной подготовки и публикации ПНО. 2. Введение практики обязательного проведения аудита ПНО (нефинансового аудита) для организаций, обязанных готовить и публиковать ПНО на Этапе 2. 3. Совершенствование системы государственного регулирования в сфере социальной ответственности и ПНО, развитие механизмов стимулирования ПНО. 1. Государственные компании, ГУП, МУП, имеющие в границах консолидированной финансовой отчетности за отчетный год объем реализации или сумму активов свыше 1 млрд. рублей или численность работающих свыше 1 000 чел. 2. Хозяйственные общества, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 50% плюс одна акция, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах, а акции включены в котировальный список А второго уровня ММВБ-РТС.
IV этап, начиная с 2020 г. 1. Введение практики проведения независимой проверки и заверения ПНО для организаций Этапов 2 и 3. 2. Развитие прочих видов внешней оценки, проверки и заверения, например, общественного заверения Организации, имеющие в границах консолидированной финансовой отчетности за отчетный год объем реализации или сумму активов свыше 15 млрд р. или численность работающих свыше 5 000 чел.
Источник'. Составлено на основе проекта Концепции развития публичной нефинансовой отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу
Таблица 2
Характеристика различных форм публичной нефинансовой отчетности, предусмотренных Концепцией развития ПНО (проект)
Нефинансовый отчет (варианты названия — отчет о (корпоративной) социальной ответственности, отчет об устойчивом развитии, социальный отчет и т.п.) Годовой отчет Интегрированный отчет
Содержит совокупность сведений и показателей, отражающих подходы и результаты деятельности организации по всем существенным вопросам по основным темам социальной ответственности за отчетный период, и направленных на широкий круг заинтересованных пользователей Содержит данные о годовых результатах деятельности организации, в том числе по основным темам социальной ответственности Объединяет финансовую и нефинансовую информацию, показывает взаимосвязи между различными элементами создания стоимости организации
Рекомендуемое методическое обеспечение
Руководство ОШ, в том числе рекомендации по раскрытию информации (сведений и показателей), а также отраслевые приложения Руководства ОШ Руководство ОШ, в том числе рекомендации по раскрытию информации (сведений и показателей), а также отраслевые приложения Руководства ОШ Стандарт интегрированной отчетности, выпущенный Международным советом по интегрированной отчетности (МСИО, 1ШС)
Рекомендуемый формат и логика построения
Могут выбираться организациями самостоятельно, если это не оказывает влияния на восприятие информации заинтересованными пользователями и раскрытие существенных вопросов Следует принимать во внимание требования законодательства по раскрытию информации, организационно-правовую форму, цели организации, присутствие на рынке ценных бумаг, внутренние регламенты подготовки отчетности (в том числе показатели эффективности) и информационные потребности заинтересованных пользователей Следует принимать во внимание требования стандарта интегрированной отчетности, выпущенного Международным советом по интегрированной отчетности (МСИО, 1ГОС)
Источник'. Составлено на основе проекта Концепции развития публичной нефинансовой отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
ходить с учетом семи ключевых направлений социальной ответственности:
1) организационное управление;
2) права человека;
3) трудовые практики;
4) окружающая среда;
5) добросовестные деловые практики;
6) защита интересов и взаимодействие с потребителями;
7) вовлечение и развитие сообществ. Российский союз промышленников и
предпринимателей (РСПП) ведет национальный регистр и электронную библио-
теку корпоративных нефинансовых отчетов. Это самая полная база данных таких отчетов в РФ.
По состоянию на начало 2015 г. в Национальный регистр корпоративных нефинансовых отчетов РСПП внесена 151 компания, которая выпустила за период с 2000 г. по 2014 г. 561 соответствующий отчет, включая: экологические отчеты — 51, социальные отчеты — 248, отчеты в области устойчивого развития — 181, интегрированные отчеты — 60, отраслевые отчеты — 22 [7, с. 16].
Таблица 3
Сравнительный состав показателей развития персонала и трудовых отношений в годовой отчетности российских государственных компаний за 2014 г.
Компании Раскрываемые показатели развития персонала и трудовых отношений
ОАО «Газпром» Раздел «Персонал» 1. Структура персонала по обществам группы, по категориям, по возрасту
ОАО «НК Роснефть» Раздел «Коллектив компании» 1. Численность персонала по бизнес-направлениям 2. Структура расходов по направлениям социальной политики
ОАО «РЖД» Раздел «Управление персоналом» 1. Численность персонала, в т.ч. доля работников с высшим образованием 2. Производительность труда 3. Динамика оплаты труда 4. Динамика показателей производственной безопасности
ОАО «РусГидро» Раздел «Персонал и социальная политика» 1. Структура персонала по возрасту, по категориям, по образованию, по тендерному признаку 2. Расходы на развитие кадрового потенциала
ОАО «АК Транснефть» В годовом отчете раздел отсутствует Информация о затратах на оплату труда и пенсионных начислениях включена в «Анализ руководством финансового состояния и результатов деятельности группы»
Источник'. Составлено по материалам годовых отчетов компаний за 2014 г. [8, 9, 10, 11, 12]
Российские компании используют для формирования нефинансовой отчетности различные модели, но, как и в мировой практике, наблюдается тенденция вытеснения моноотчетов (экологических, социальных и др.) комплексными отчетами. Так, если среди нефинансовой отчетности за 2005—2007 гг. было 28 комплексных и 34 моноотчета, то за 2011—2013 гг. было сформировано уже 73 комплексных отчета и всего 15 моноотчетов [8, с. 29].
Содержательный анализ публичной корпоративной отчетности показал, что крупные российские компании дополняют традиционную финансовую отчетность большим количеством социальных и экологических показателей. Корпоративная социальная ответственность стала выступать одним из стратегических приоритетов российских компаний.
В таблицах 3 и 4 представлен характер раскрываемой в нефинансовой отчетности информации по основным направлениям корпоративной социальной ответственности крупных российских государственных компаний.
Трудовые отношения и развитие персонала — это важная область социальной ответственности бизнеса. Раскрытие информации об этом направлении в нефинансовой отчетности российских государственных компаний за 2014 г. (таблица 3) происходило в разных форматах. Из пяти компаний в годовом отчете одной (ОАО «АК Транснефть») подобная информация отсутствовала. Кратко, в виде затрат на оплату труда и пенсионных начислениях, сведения были приведены в аналитическом отчете руководства компании ОАО «АК Транснефть», который имел поясняющее значение, в основном финансовую направленность, небольшой объем и был составлен в дополнение к консолидированной финансовой отчетности по МСФО, то есть полноценного раскрытия эта тема в отчетности ОАО «АК Транснефть» не получила.
Все остальные рассмотренные компании включили раздел по трудовым отношениям в свою нефинансовую отчетность. При этом названия раздела и объем раскрываемой информации варьирова-
лись от характеристики исключительно структуры персонала (ОАО «Газпром»), раскрытия, помимо структуры расходов на персонал (ОАО «НК Роснефть», ОАО «РусГидро»), до показателей экономической эффективности, а именно производительности труда и социальной ответственности в виде динамики производственной безопасности (ОАО «РЖД»). Провести сравнительную характеристику компаний по направлению «Развитие персонала и трудовые отношения» возможно только по показателю численности персонала и отчасти — по структуре персонала в разрезе отдельных категориальных признаков. Такие различия в раскрытии информации вызваны, с одной стороны, отсутствием четкой регламентации ее состава, а с другой — непониманием того, какая именно нефинансовая информация о взаимоотношениях с персоналом будет полезна для включения в годовую отчетность компаний и как именно она будет использоваться.
Что касается раскрытия информации о корпоративном управлении, представленной в таблице 4, то во всех рассмотренных годовых отчетах этот раздел присутствовал с незначительными различиями в названии раздела. Диапазон раскрываемой информации был весьма значительным. Во всех годовых отчетах был приведен состав органов корпоративного управления, Совета директоров, комитетов, органов контроля и аудита. Во всех отчетах, кроме отчета ОАО «АК Транснефть», охарактеризована система, структура или модель корпоративного управления. В двух отчетах (ОАО «АК Транснефть» и ОАО «РЖД») не раскрыт размер вознаграждения членам Совета директоров, членам Правления, ревизионной комиссии. Причем, в отчетности ОАО «АК «Транснефть» сделана оговорка о том, что информация о выплатах вознаграждения членам совета директоров является персональными данными и в соответствии с Федеральным законом от 27.07.06 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» не подлежит передаче третьим лицам и распространению без письменного согласия лиц, занимающих указанные должности. Вместе с тем, раскрытие информации о вознаграждениях членов совета директоров и топ-менеджмента является обычной
практикой корпоративного управления во всех публичных зарубежных и большинстве отечественных компаний. Раскрытие информации о вознаграждениях является требованием Кодекса корпоративного управления и способствует повышению прозрачности и подотчетности компаний перед обществом, когда речь идет о компаниях с государственным участием.
Дивидендная политика компаний как элемент корпоративного управления была раскрыта в соответствующем разделе «Корпоративное управление» годового отчета только ОАО «Газпром» и ОАО «НК Роснефть». У остальных компаний эта информация присутствовала, но размещена была в других разделах годового отчета (ОАО «АК Транснефть» и ОАО «РЖД») или в другом отчете (ОАО «АК Транснефть»).
Таким образом, анализ раскрытия нефинансовых показателей в годовой отчетности российских государственных компаний свидетельствует о несистемном и формальном подходе к этому процессу. Отсутствие четких регламентов и правил раскрытия нефинансовой информации препятствует ее сравнимости и снижает информационную ценность для пользователей. Это не способствует использованию нефинансовой отчетности, так как инвесторам необходима сопоставимая, однозначно структурированная, регулируемая и аудируемая информация.
Есть проблемы и в восприятии нефинансовой информации. Пользователи составляют весьма неоднородную по своим интересам группу, из которой многие не имеют четкого представления о том, какая нефинансовая информация им необходима, полезна и как ее использовать. Это проблема, требующая решения с участием как составителей, так и пользователей отчетной информации.
Нефинансовая отчетность российских компаний пока не стала инструментом реализации принципа подотчетности перед обществом. Особенно это актуально для публичных компаний с государственным участием. Крайне незначителен объем раскрываемой информации об объеме и эффективности использованных ресурсов в сочетании с полученными результатами.
Важным фактором повышения качества нефинансовой отчетности явля-
Таблица 4
Сравнительный состав показателей корпоративного управления в годовой отчетности российских государственных компаний за 2014 г.
Компании Раскрываемые показатели корпоративного управления
ОАО «Газпром» Раздел «Корпоративное управление» 1. Структура корпоративного управления 2. Оценка соответствия системы корпоративного управления Кодексу корпоративного управления РФ 3. Ключевые показатели эффективности 4. Вознаграждения членам Совета директоров, членам Правления 5. Страхование ответственности членов Совета директоров и членов Правления 6. Система внутреннего контроля и аудит 7. Корпоративная этика и противодействие коррупции 8. Эффективность закупочной системы 9. Рынок акций и капитализация 10. Структура акционерного капитала 11. Дивидендные выплаты 12. Дивидендная доходность
ОАО «НК Роснефть» Раздел «Корпоративное управление» 1. Система корпоративного управления 2. Состав Совета директоров, Правления и участие членов Совета директоров в заседаниях Совета директоров и комитетов 3. Вознаграждения членам Совета директоров и общей суммой членам Правления 4. Состав акционеров 5. Информация о владении членами Совета директоров и Правления акциями компании 6. Дивидендная политика и дивидендная история с 1999 года 7. Управление рисками, внутренний контроль и внутренний аудит 8. Раскрытие информации
ОАО «РЖД» Раздел «Корпоративное управление» 1. Система корпоративного управления 2. Состав органов корпоративного управления, Совета директоров, комитетов, органов контроля и аудита, участие членов Совета директоров в заседаниях Совета директоров и комитетов Дивидендная политика раскрыта в разделе «Анализ финансовых результатов» годового отчета
ОАО «РусГидро» Раздел «Отчет о корпоративном управлении» 1. Состав органов корпоративного управления, Совета директоров, комитетов, органов контроля и аудита 2. Модель корпоративного управления 3. Структура вопросов, рассмотренных на заседаниях Совета директоров и присутствие на заседаниях членов Совета директоров 4. Вознаграждения членам Совета директоров, членам Правления, ревизионной комиссии Дивидендная политика раскрыта в разделе «Финансовые результаты» годового отчета
ОАО «АК Транснефть» Раздел «Характеристика деятельности органов корпоративного управления и контроля» 1. Состав органов корпоративного управления, Совета директоров, комитетов, органов контроля и аудита Дивидендная политика раскрыта в аналитическом отчете руководства компании
Источник'. Составлено по материалам годовых отчетов компаний за 2014 г. [8, 9, 10, 11, 12]
ется ее внешняя независимая оценка. Она способствует укреплению репутации компаний, дает заинтересованным сторонам большую уверенность в достоверности представленной в отчете информации, снижает риск неточных толкований и противоречий.
Выполненный анализ состояния нефинансовой отчетности позволяет определить основные перспективы ее развития в РФ:
— введение законодательных требований по обязательности нефинансовой отчетности;
— разработку стандартизированных требований к содержанию нефинансовой отчетности;
— систематизацию потребности в нефинансовой информации со стороны инвесторов и иных пользователей;
— введение различных форм заверения нефинансовой отчетности.
Примечания:
1. Каплан Р., Нортон Д. Система сбалансированных показателей: перевод стратегии в действие. М.: Олимп-Бизнес, 2005.
2. Ефимова О.В. Отчет об устойчивом развитии как новая форма корпоративной отчетности компании // Аудиторские ведомости. 2014. № 8. С. 36-47.
3. Морозова Е.В. Нефинансовая отчетность как источник информации о деятельности компании // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 22. С. 25-36.
4. Кутер М.И. Введение в бухгалтерский учет: учебник. Краснодар: Просвещение-Юг. 2012. 512 с.
5. Кутер М.И., Таранец Н.Ф., Уланова И.Н. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2006. 232 с.
6. Домбровская Е.Н. Влияние информационных интересов пользователей на содержание финансовой и нефинансовой отчетности компаний с государственным участием // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Экономика. 2015. Вып. 1 (155). С. 155-161.
7. Ответственная деловая практика в зеркале отчетности: аналитический обзор корпоративных нефинансовых отчетов: 2012-2014 годы выпуска / JI.B. Аленичева, Е.Н. Феоктистова, Н.В. Хонякова [и др.]. М.: РСПП, 2015. 136 с.
8. Газпром: официальный сайт ПАО «Газпром». URL: http://www.gazprom.ru.
9. Роснефть: официальный сайт ОАО «НК Роснефть». URL: http://www.rosneft.ru.
10. Официальный сайт ОАО «РЖД». URL: http://rzd.ru/
11. РусГидро: официальный сайт ПАО «РусГидро». URL: http://www.rushydro.ru.
12. Транснефть: официальный сайт ОАО «Транснефть». URL: http://www.transneft.ru.
References:
1. Kaplan R., Norton D. The Balanced Scorecard: Translating strategy into action. M: 01-ympus-Business 2005.
2. Efimova О. V. Sustainability Report as a new form of corporate reporting companies // Audit statements. 2014. № 8. Pp. 36-47.
3. Morozova EV Non-financial reporting as a source of information about the company's activity // International accounting. 2014. № 22. Pp. 25-36.
4. Kuter M.I. Introduction to Accounting: a textbook. Krasnodar: Prosveschenie-Yug. 2012. 512 pp.
5. Kuter M.I., Taranets N.F., Ulanova, I.N. Accounting (financial) statements: a textbook. M.: Finance and Statistics, 2006. 232 pp.
6. Dombrovskaya E.N.Users information interests influence on content in financial statements and non-financial companies with state participation // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Economy. 2015. Issue 1 (155). Pp. 155-161.
7. Alenicheva L.V., Feoktistova Ye.N, Khonyakova N.V., Ozeryanskaya M.N. Kopylova G.A. Responsible business practices in accounting mirror. Analytical review of corporate non-financial reports: 2012-2014 years of release. M.: RSPP, 2015. 136 pp.
8. Official website of PJSC «Gazprom». URL: http://www.gazprom.ru.
9. Official site of JSC «NK Rosneft». URL: http://www.rosneft.ru.
10. Official site of JSC «RZD». URL: http://rzd.ru.
11. Official site of JSC «RusHydro». URL: http://www.rushydro.ru.
12. The official website of JSC «Transneft». URL: http://www.transneft.ru.