УДК 338.48
Х.Ф. ОЧИЛОВА, канд. экон. наук, доцент кафедры «Туризм и сервис»
Ташкентский государственный экономический университет, Узбекистан
Статья поступила 13 апреля 2020г.
ПЕРСПЕКТИВЫ ЭТНОПАРКОВ В УЗБЕКИСТАНЕ
В данной статье исследовано понятие «этнопарк» и даны особенности их организации в республике. Сегодня в Узбекистане большое внимание уделяется развитию туризма, потому что, как показывает зарубежный опыт, туризм является экономически выгодной отраслью для национальной экономики. Кроме того, одним из современных видов туризма, направленных на охрану и развитие природы, культурно-исторического наследия, содействию трудоустройства населения республики является этнографический туризм, в рамках которого мы рекомендуем организовать этнопарки. Дано авторское определение одному из новых сегментов рынка туризма в Узбекистане - этнопаркам - как учреждению культурного назначения, предоставляющего услуги, объединенные общей темой или выделенные отличительной особенностью. Также в данной статье перечислены этапы разработки и строительства проекта этнопарков в городе Ташкент. В заключительной части автором выделены особенности организации этнопарков на территории республики и перспективы его развития. Перспективы развития этнопарков в Узбекистане будут способствовать повышению занятости населения путем создания дополнительных рабочих мест, развитию инфраструктуры отдыха и туризма, приведут к улучшению качества жизни граждан, а также к удовлетворению потребностей в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям, к патриотическому воспитанию молодого поколения страны.
Ключевые слова: этнопарк, этнографический туризм, национальное наследие, проекты этнопар-ков, тематические парки, традиции и обычаи этноса.
OCHILOVA Hilola F., Cand. of Econ. Sc.,
Associate Professor of the Department of Tourism and Service,
Tashkent State University of Economics, Uzbekistan
PROSPECTS OF ETHNO PARKS IN UZBEKISTAN
This article explores the concept of "ethnopark" and describes the features of their organization in the republic. Today in Uzbekistan much attention is paid to the development of tourism, because as foreign experience shows, tourism is a cost-effective industry for the national economy. In addition, one of the modern types of tourism aimed at protecting and developing nature, cultural and historical heritage, and promoting employment of the population of the republic is ethnographic tourism, within which we recommend organizing ethnic parks. An author's definition is given to one of the new segments of the tourism market in Uzbekistan, ethnic parks, as a cultural institution that provides services that are united by a common theme or highlighted by a distinctive feature. Also in this article, are listed the stages of development and construction of a project of ethnic parks in the city of Tashkent. In the final part, the author highlights the features of the organization ethnic parks in the the republic and the prospects for its development. Prospects for the development of ethnic parks in Uzbekistan will contribute to increasing
employment by creating additional jobs, developing leisure and tourism infrastructure, leading to an improvement in the quality of life of citizens, as well as to meeting the needs for active and full-fledged recreation, health promotion, inclusion in cultural values, and patriotic education of the young generation of the country.
Keywords: ethnopark, ethnographic tourism, national heritage, projects of ethnoparks, theme parks, traditions and customs of the ethnos.
Введение. В настоящее время туризм является активным элементом всего мира. Сегодня к сфере туризма в Узбекистане относятся как к стратегической отрасли экономики, так как туризм способен играть роль локомотива в экономике любого государства, поскольку прямо или косвенно связан со многими отраслями народного хозяйства и с различными областями человеческих знаний. Мы знаем, что туризм является одной из высокодоходных сфер экономики, поступления от которого в некоторых странах с развитой экономикой больше, чем доходы от продажи нефти и нефтепродуктов.
Основной целью данного исследования является изучение особенностей организации этнопарков на территории республики и перспектив его развития. В данной статье даны практические предложения по созданию туристского продукта, опирающегося на природные, историко-культурные особенности республики. Кроме того, был проанализирован зарубежный опыт организации этнопар-ков.
Практика формирования этнопарков требует необходимость формирования у специалиста в области туризма не только определенных знаний и умений, но и особых профессиональных способностей, применения полученных знаний на практике, в профессиональной деятельности. При использовании современных методов обучения можно гарантировать успешное развитие личности будущего профессионала в образовательной среде вуза. Кроме того, специалисты отрасли туризма должны владеть навыками использования информационных технологий и инноваций при обслуживании гостей, так как это повышает качество услуг, ускоряет процесс обслуживания и увеличивается степень удовлетворенности туристов [1].
Основная часть статьи. Вопросы формирования этнопарков и развития этнического туризма изучались в трудах многих отечественных и зарубежных ученых. В частности, О. Нельзина считает, что основными проблемами, возникающими при реализации проектов этнографических музеев, парков этно-
графической реконструкции и этнических деревень в регионах Российской Федерации, являются невысокое качество обслуживания и отсутствие необходимой инфраструктуры («плохой туалет», «нет организации», «вялые аниматоры которые не поднимают настроение», «маленький ассортимент в ларьке») [2]. По мнению Ч.Б. Сундуева, этнотуризм является одним из направлений культурно-познавательного туризма и в концепции развития этнотуризма необходимо учесть все стратегические приоритеты и цели развития туристической отрасли, а также важные направления и средства определенных целей [3]. Среди фундаментальных трудов, посвященных перспективам этнопарков в России, следует выделить исследование О.Ю. Фали-леевой, которая посвящена подходам по формированию этнографических парков, деревень и усадьб как стратегического ресурса развития регионального туризма [4]. В Республике Узбекистан недостаточно изучены вопросы организации этнопарков и перспективы их развития, что и явилось причиной проведения исследования в данном направлении.
Республика Узбекистан отличается разнообразием рельефа, национальной культурой и богатой историей. В республике проживают сотни разных народов и наций, но большая часть - это узбеки. Благодаря своей богатой истории, на территории Узбекистана расположено множество самых различных достопримечательностей, активно используемых в индустрии туризма.
В международном рейтинге стран мира по Индексу конкурентоспособности сектора туризма и путешествий, составленному аналитической группой Всемирного экономического форума в 2015 г., по числу объектов культурного наследия Узбекистан занял 27 место из 141 страны [5].
В «Стратегии развития Республики Узбекистан 2017-2021 гг.» в третьем направлении развития экономики туризм определяется как стратегическая отрасль, и указаны перспективные направления развития туризма в нашей стране. Таким образом, особо важными направлениями этой отрасли являются
внутренний и въездной туризм. Развитию туризма способствует текущее экономическое положение в стране, конвертация национального сума, которая была произведена в 2017 году, предоставление безвизового режима для 86 стран, внедрение электронной визы и другие мероприятия, способствующие развитию туризма в Узбекистане.
В Концепции развития туризма в Узбекистане на период до 2025 г. отмечается, что туризм является важным звеном в развитии республики, а также экономически выгодной отраслью для национальной экономики [6]. Пути развития туризма в Республике Узбекистан определены в плане необходимых мероприятий по реализации данной стратегии. Положения данных документов являются важной основой для общегосударственного понимания роли туризма и его места в экономике республики. Эти положения направлены на решение фундаментальных задач по развитию отрасли. Они являются ориентиром в выработке важнейших направлений государственной поддержки индустрии туризма для органов исполнительной власти всех уровней.
Во всех областях Республики Узбекистан разработаны и действуют программы развития туризма, с успешной реализацией которых связано решение важнейших задач социально-экономического развития областей.
Одним из новых видов туризма, направленных на охрану и развитие природы, культурно-исторического наследия, привлечения населения к активному участию в решении индивидуальных финансовых жизненных ситуаций, содействию трудоустройства населения республики, является этнографический туризм.
Основная цель этнографического туризма - создать туристский продукт, отличный от традиционного представления о туристском продукте и опирающийся на природные, историко-культурные особенности областей республики. Туристский продукт, созданный в рамках этнографического туризма, диверсифицирует существующее туристское предложение, что вызовет наибольший интерес как со стороны отечественных, так и иностранных туристов. Необходимо отметить, что с данным видом туризма также связаны такие виды, как агротуризм и экологический туризм. Развитие данных направлений связано с тем, что у туриста появилась потреб-
ность не просто осязать, но и самому участвовать в том или ином процессе, например, в сельскохозяйственных работах или стать участником какого-либо национального обряда. Одним из объектов этнографического туризма и новых сегментов рынка туризма являются этнопарки. На наш взгляд, в современных условиях туристский продукт не сводится к простой сумме разного рода услуг или приобретаемых товаров, например, сувенирной продукции. Его ядром также становятся впечатления туристов, которые являются отдельным экономическим предложением и включают в себя элемент купли-продажи.
Этнопарки - это учреждения культурного назначения, предоставляющие услуги, объединенные общей темой или выделенные отличительной особенностью.
За рубежом парки развлечений пользуются большой популярностью, там действуют сотни подобных парков, различаются они размерами и тематической направленностью. Только в США их посещают ежегодно порядка 170 миллионов человек. При этом совокупный доход таких парков превышает 1 миллиард долларов в год. Одним из успешных маркетинговых проектов, приносящим прибыль более $400 млн в год, является Диснейленд.
В свою очередь, создание этнопарков является долгосрочным проектом развития внутреннего и въездного туризма, которые способствуют развитию областей Республики Узбекистан в привлечении туристов.
Мы проанализировали определения понятия этнопарк с различных позиций, результаты данного исследования приведены в таблице 1, согласно которым можно сделать вывод, что в разных областях науки этнопарк определяется с точки зрения особенностей данной сферы и не имеет единого определения. Специалисты из разных сфер деятельности определяют его по-своему, но в итоге они сходятся в одном: этнопарк - это уникальный аутентичный продукт.
В настоящий время в Ташкенте в национальном парке имени Алишера Навои идет строительство национального этнопарка «НАВРУЗ», проектирование которого было закончено год назад.
Таблица 1. - Сущность понятия «этнопарк»
Область знаний Определение
Этнография В области этнографии термин «этнопарк» определяется как поселение людей, сохранивших свой «этнический тип», имеющих определенную систему признаков, характеризующих традиционную культуру, обычаи и традиции народов.
Туризм С точки зрения туризма, который является целью данного исследования, этнопарки относятся к туристическим объектам, которые специально оборудованы для развития этнического туризма, а также в сочетании его с агротуризмом, экотуризмом и т.д.
Этнокультурное ландшафтоведение В области этнокультурного ландшафтоведения этнопарки определяются как новый тип культурного ландшафта XXI века
Примечание - Составлено автором по [2-4].
На наш взгляд, проектирование этнопарка - сложный процесс, требующий проработки большого количества вопросов.
Существуют следующие этапы разработки проекта этнопарка:
1. Описание идеи.
2. Выявление целей создания проекта, существует ли потребность в проекте на самом деле.
3. Определение целевой аудитории.
4. Обозначение отличительных характер и-стик проекта от уже созданных подобных проектов.
5. Анализ места расположения этнокультурного комплекса:
5.1 географическое местоположение относительно культурных, природных, транспортных и досуговых объектов;
5.2 социально-психологические характеристики выбранного места;
5.3 демографические характеристики выбранного региона;
5.4 экономические характеристики выбранного региона;
5.5 политические характеристики выбранного региона.
6. Маркетинговый анализ рынка и возможностей выбранного региона:
6.1 выявление потенциальных рисков и возможностей;
6.2 прогнозирование возможных вариантов развития.
7. Привлечение инвесторов, заинтересованных в развитии проекта.
8. Строительство или реновация выбранного места расположения этнокультурного комплекса.
9. Подготовка необходимой документации для пилотного запуска проекта.
10. Пробный (пилотный) запуск проекта.
11. Завершение пробного запуска, оценка результатов. При необходимости корректировка методов деятельности.
12. Запуск модернизированного проекта.
13. Разработка плана мероприятий по дальнейшему развитию проекта.
14. Регулярный мониторинг качества предоставляемых этнокультурных услуг.
Далее целесообразно выделить особенности некоторых этапов проектирования и строительства этнопарков.
Этнопарк «Навруз», расположенный в Ташкенте, находится в центральной части города, рядом с речкой. В данном районе компактно проживает местное население -узбеки. Территория этнопарка имеет значительное историко-культурное наследие.
Этнопарк, представляющий собой комплекс построек с предоставлением туристам услуг размещения, питания, развлечений, будет открыт для туристов круглогодично, что обеспечит занятость и постоянные рабочие места для местного населения.
На территории этнопарка туристы смогут проживать самостоятельно в отдельных жилищах, построенных в национальном стиле (юрты, аулы). Более взыскательные и требовательные туристы смогут проживать в гостевых домиках со всеми удобствами, оснащенными современными информационными технологиями для гостиниц и гостевых домов. Таких средств размещения планируется открыть всего несколько на территории эт-нопарка, так как проект более нацелен на сближение с природой и культурой народа, нежели на комфортное время препровождение.
Общими гостевыми зонами этнопарка будут являться: столовая, туалеты и душевые комнаты, бани, национальные узбекские дворы, смотровая площадка, контактный зоопарк, конюшня, сад с плодовыми деревьями,
юрта для проведения досуга туристов с возможностью заниматься прикладным искусством и послушать лекции о культуре узбекского народа, узнать их особенности и легенды.
Мы считаем, что потенциальными посетителями этнопарка могут быть следующая категория населения, которая указана в таблице 2.
Деятельность этнопарков будет ориентирована как на подрастающее поколение - детей, так и на взрослых. Поэтому даже семьи с детьми проведут в этнопарке незабываемый отдых.
В таблице 3 представлены виды деятельности, которые будут предложены туристам на территории этнопарка.
Таблица 2. - Потенциальные посетители этнопарка «Навруз»
Потенциальные посетители Описание
Дети в возрасте 11-16 лет, школьники средних классов (5-9 классы) Дети в данном возрасте особенно любопытны и психологически более готовы воспринимать новую информацию, чем школьники начальных классов (1-5 классы) и выпускающиеся из школы (10-11 классы), сосредоточенные на поступлении в высшие учебные заведения
Возрастная группа средних лет (30-50лет) с разным уровнем физической подготовки и профессиональными сферами деятельности Большинство, входящее в данную возрастную группу, уже достигло желаемого в профессиональном плане, состоит в браке, имеет семью и детей, однако замкнуты между работой и домом. Выделенная возрастная группа (30-50лет) психологически готова познавать ранее неизвестное, имеет желание и материальные возможности путешествовать, чем молодое поколение в возрасте 20-30 лет, которое направляет все силы на самореализацию, и пожилая возрастная группа 50-70 лет, неготова физически и материально к путешествиям.
Примечание - Составлено автором Таблица 3. - Планируемые мероприятия на территории этнопарка «Навруз»
Мероприятия Характеристика мероприятия
Мастер-классы Туристы будут иметь возможность поучаствовать в приготовлении блюд узбекской национальной кухни, получив опыт на мастер-классах от местных жителей региона. Туристам будут предложены мастер-классы традиционных ремесел народов, смогут попробовать своими руками сделать предметы народного быта и хозяйства, одежды и украшений (гончарное дело, ковроткацство и др.)
Активные виды отдыха Участие в посеве, обработке и сборе урожая Сплав по Анхору разной сложности, в которых смогут участвовать даже дети. Обучение верховой езде и конные прогулки. Прогулка на байдарке по каналу Анхор. Поездки к пещерам и историко-культурным местам региона.
Фестивали На территории этнокультурного комплекса будут проводиться фестивали национальных кухонь, национальные праздники и дни национальных ремесел. Также по запросам туристов возможна организация частных мероприятий: свадеб, дней рождений и корпоративных мероприятий.
Духовная составляющая Семинары и лекции об особенностях узбекской культуры коренных народов. Просмотр художественных картин по истории и культуре коренных народов региона. Проект этнопарк в Республике Узбекистан станет местом единения народов региона, главной составляющей которого является идея демонстрации условий жизни местного населения, их повседневной деятельности, праздников и традиций.
Примечание - Составлено автором
Выводы. Таким образом, можно сделать вывод, что проект создания этнопарка и перспективы его развития является:
S долгосрочным - на его создание потребуется не менее двух лет;
S экономическим - увеличение внутреннего спроса на туристский продукт, рост ВВП, сокращение выездного туристического потока из страны за счет развития внутреннего туризма;
S социальным - повышение занятости населения путем создания дополнительных рабочих мест, развития инфраструктуры отдыха и туризма приведет к улучшению качества жизни граждан, а также удовлетворит потребности в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям, патриотическим воспитанием молодого поколения страны;
S экологическим - не приводит к истощению природных ресурсов, а, наоборот, прививает бережное отношение граждан к природе, флоре и фауне региона;
S культурным - сохранение и возрождение малочисленных коренных народов региона.
Список литературы
1. Очилова, Х. Ф. Информационные технологии - важный источник развития гостиничного бизнеса [Электронный ресурс] / Х. Ф. Очилова, Х. Жалоллидинова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - Режим доступа:
https://elibrary.ru/download/elibrary_369290 76_78809792.pdf.
2. Нельзина, О. Проблемы, возникающие при реализации проектов этнографических музеев, парков этнографической реконструкции и этнических деревень на региональной периферии в Российской Федерации (часть 2) [Электронный ресурс] / О. Нельзина. - Режим доступа: URL: http://concours.nazaccent.ru/ethnoparki/mem ber/1050/. - Дата доступа: 14.04.2020.
3. Сундуев, Ч. Б. Этнотуризм как одно из направлений культурно-познавательного туризма [Электронный ресурс] / Ч. Б. Сундуев, Л. В. Хышиктуева // Вестник Бурятского государственного университета. - 2009. - № 4. - с. 53-56. Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnoturizm-kak-odno-iz-napravleniy-kulturno-poznavatelnogo-turizma
4. Фалилеева, О. Ю. Этнографические парки, деревни и усадьбы как стратегический ресурс развития репонального туризма [Электронный ресурс] / О. Ю. Фалилеева, Е. В. Кондрашова, И. И. Старкова. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/etnografiches kie-parki-derevni-i-usadby-kak-strategicheskiy-resurs-razvitiya-regionalnogo-turizma/viewer.
5. The Travel & Tourism Competitiveness Report 2015. Growth through Shoks / World Economic Forum [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www3.weforum.org/docs/
TT 15/WEF_Global_Travel&Tourism_Report _2015.pdf. - Дата доступа: 10.04.2020.
6. Официальный сайт Государственного комитета Республики Узбекистан по развитию туризма [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.uzbektourism.uz. - Дата доступа: 20.04.2020.
References
1. Ochilova H.F. Zhalollidinova H. Informacionnye tehnologii - vazhnyj istochnik razvitija gostinichnogo biznesa [Informatsionnie texnologii - vajniy istochnik razvitiya gostinichnogo biznesa]. [Information technology is an important source of development of the hotel business] Innovacionnaja jekonomika: perspektivy razvitija i sovershenstvovanija [Innovation Economy: Prospects for Development and Improvement]. (In Russian). Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_369290 76 78809792.pdf
2. Nelzina O. Problemy, voznikayushchiye pri realizatsii proyektov etnograficheskikh muzeyev, parkov etnograficheskoy rekonstruktsii i etnicheskikh dereven' na regional'noy periferii v Rossiyskoy Federatsii [Problems that arise in the implementation of projects of ethnographic museums, ethnographic reconstruction parks and ethnic villages on the regional periphery in the Russian Federation (part 2)]. (In Russian). Available at: http://concours.nazaccent.ru/ethnoparki/mem ber/1050/ (accessed: 04/14/2020).
3. Sunduev Ch.B., Khyshiktueva L.V. Etnoturizm kak odno iz napravleniy kul'turno-poznavatel'nogo turizma [Ethnotourism as one of the directions of cultural and educational tourism]. Vestnik Burjatskogo gosudarstvennogo universiteta
[Bulletin of the Buryat State University]. 2009., no. 4, pp. 53-56. (In Russian). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/etnoturizm-kak-odno-iz-napravleniy-kulturno-poznavatelnogo-turizma 4. Falileeva O.Yu., Kondrashova E.V., Starkova I.I. Etnograficheskiye parki, derevni i usad'by kak strategicheskiy resurs razvitiya regional'nogo turizma [Ethnographic parks, villages and estates as a strategic resource for the development of regional tourism]. (In Russian). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/etnografiches kie-parki-derevni-i-usadby-kak-strategicheskiy-resurs-razvitiya-regionalnogo-turizma/viewer.
5. The Travel & Tourism Competitiveness Report 2015. Growth through Shoks / World Economic Forum. URL: http://www3.weforum.org/docs/ TT15 / WEF_Global_Travel & Tourism_Report_2015.pdf (accessed: 04/10/2020).
6. Ofitsial'nyy sayt Gosudarstvennogo komiteta Respubliki Uzbekistan po razvitiyu turizma [The official website of the State Committee of the Republic of Uzbekistan for the development of tourism]. (In Russian). Available at: http://www.uzbektourism.uz / (accessed: 04/20/2020).
Received 13 April 2020