Экономика
УДК 338
РС! 10.21661/Г-116297 О.Ф. Кирилюк
Перспективы экспорта продукции птицеводческих предприятий Украины на мировые рынки продовольствия
Аннотация
Отрасль птицеводства в Украине развивается в последние годы ускоренными темпами. Темпы расширения производства в современных условиях определяются увеличением экспорта яиц и мяса птицы на мировые рынки продуктов питания при насыщении внутреннего рынка. В статье исследованы тенденции экспорта продукции птицеводства на мировом и европейском продовольственном рынках, изучено использование экспортных квот ЕС, определены пути увеличения экспорта мяса птицы на европейский рынок продовольствия.
| Ключевые слова: продукция птицеводства, мировой рынок, экспорт, квоты.
O.F. Kirilyuk
Perspectives of poultry products export of Ukrainian enterprises to the world food market
Abstract
Poultry industry has been developing very fast in recent years. Expanding speed of production in modern terms is characterized by increasing of poultry meat and eggs export to the world market with satisfaction of domestic market. The article described tendencies of export of poultry products on the world and European food markets, investigated use if European export quotas, defined ways of export increasing of poultry meat export to the European food market.
| Keywords: poultry products, world market, export, quotas.
Развитие рынка продукции птицеводства Украины в значительной степени зависит от конъюнктуры и тенденций мирового рынка яиц и мяса птицы. В последние годы наблюдается тенденция к росту присутствия отечественных предприятий на рынках Европы, Азии, Африки. Украина становится важным игроком на мировой арене в секторе производства продукции птицеводства, в том числе птичьего мяса. При этом в условиях расширения экспортного потенциала отечественных предприятий наблюдается параллельное развития внутреннего и глобального рынков птицеводческой продукции.
Развитие экспорта мяса птицы в стране характеризуется ускорением темпов в 2010-2015 гг. В последние годы происходит усиление концентрации производства в крупных вертикально интегрированных агрохолдин-
гах, которые внедряли передовые технологии производства и обеспечения качества и безопасности продукции, что позволяло наращивать присутствие отечественной продукции на мировых рынках. Так, в 2007 г. экспорт мяса птицы составлял 7 тыс. тонн, или 16% всего экспорта мяса и мясных продуктов, в 2010 г эти показатели составили соответственно 33 тыс. т и 69%. За период 2010-2015 гг. экспорт мяса птицы достиг 163 тыс. т и 67% [1]. Таким образом, отечественный рынок продукции птицеводства становится глубоко интегрирован в мировой торговый пространство в этом сегменте и увеличивая долю этих продуктов. Это свидетельствует о повышении актуальности изучения тенденций отечественной отрасли птицеводства и ее способности влиять на конъюктуру мирового рынка мяса птицы.
Есошткз
Анализ последних публикаций
Проблемы развития международной торговли продовольствия и экспортных отношений на мировом рынке в центре экономических исследований В.П. Галушка [2], С.М. Кваши [3], Д.А. Кирилюка [4; 5], А.Н. Шпичака [6], исследующих мировые продовольственные рынки и проводят экспертные расчеты в этом направлении. При этом современное состояние мирового рынка мяса и мясопродуктов характеризуется определенной цикличностью и вопросы развития международной торговли продовольствием, в том числе и мясом птицы, и роли в ней отечественных предприятий требуют дальнейшего исследования.
Целью исследования является установление тенденций развития глобального рынка продукции птицеводства и определение места Украины в мировом производстве и экспорте продукции
Исследования динамики мировой торговли [7] свидетельствуют о том, что мировая торговля в 2015 году оставалась нестабильной. Особое влияние на такую тенденции оказывают разбалансированность глобальных финансовых рынков, резкие изменения цен на сырье, а также колебания курсов валют. В этих условия перспективы экспортно-импортных операций отечественных птицеводческих предприятий остаются неопределенными.
По оценке USDA, мировое производство мяса птицы составляет в 2015 г. 20532,34 млрд т. Доля стран европейского союза составляет 13604,94 млрд т или 66%, в т.ч. удельный вес Украины в общем производстве продукции - 9,2%. Исследования показали, что Украина экспортирует мяса птицы больше, чем любого другого вида мяса и мясных продуктов (табл. 1). При этом на внутреннем рынке мяса птицы потребляется в среднем больше, чем других видов мяса.
Таблица 1
Структура экспорта мяса птицы в Украине (2007-2015 гг.)
Годы 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Всего экспорт мяса, % 100 100 100 100 100 100 100 100 100
Говядина 82 64 50 27 16 14 15 12 16
Свинина 2 4 0 2 18 20 4 7 17
Мясо птицы 16 32 48 69 63 66 80 80 67
Источник: расчеты автора.
Увеличение экспорта мяса птицы обусловлено на- потребление его на внутреннем рынке в среднем боль-ращиванием темпов его производства, что обусловило ше, чем других видов мяса (табл. 2).
Таблица 2
Динамика потребления мяса в расчете на одного человека в Украине, кг
Годы 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2015% 2007
Всего в рачете на 1 чел. 45,7 50,6 49,7 52,0 51,2 54,4 56,1 54,1 50,9 111
Говядина 11,6 10,5 9,6 9,8 9,1 8,5 9,2 9.1 8,1 70
Свинина 15,4 17,7 16,1 18,0 18,6 21,1 21,5 19,7 18,1 118
Мясо птицы 17,7 21,5 23,0 23,2 22,5 23,8 24,4 24,4 23,9 135
Источник: расчеты автора.
При этом за период до 2013 года импорт мяса птицы имел тенденцию к увеличению при незначительном количестве экспорта. Начиная с 2013 года импорт мяса птицы сокращается, при незначительных колебаниях производства продукции. Потребление мяса птицы в расчете на одно лицо остается практически неизменным.
Исследуя тенденции на внутреннем рынке мяса в целом и мяса птицы в частности, следует изучить мировые тенденции и учитывать их существенное влияние на динамику производства и экспорта продукции птицеводства.
По данным ФАО на перспективу до 2025 года на мировом рынке прогнозируется глобальный рост про-
1п1егасйуе Баепсе | 11 • 2017 177
Экономика
изводства телятины и мяса птицы. Несколько ниже темпы роста продаж говядины, мяса овец. Согласно прогнозам ФАО, темпы роста объемов мировой торговли мясом будут несколько умеренными - 1,7% по сравнению с 2014 г. - до 31,2 млн тонн. Установлено, что тенденции продажи различных видов мяса имеют разную направленность: продажи говядины, свинины и птицы будут расти, а баранины - снижаться. При этом в структуре продаж будет преобладать мясо птицы - до 42%, говядины - 32%, свинины - 23%, доля баранины незначительна - 0,03%. Темпы прироста продаж мяса птицы составляют - 2,6%. Следует отметить особенность продаж курятины: увеличение производства продукции в странах импортерах, что снижает их потребность во внешних источниках поступления мяса птицы. Важное место в динамике экспортно-импортных операций занимает соблюдение безопасности и качества мяса птицы: появление вспышек высокопатогенного птичьего гриппа в отдельных штатах США побудило страны-импортеры приостановить импорт птичьего мяса.
Расчеты свидетельствуют об увеличении прогнозного уровня продаж говядины на 1,9% до 9,8 млн т. Такая динамика темпов увеличения является результатом снижения темпов роста спроса на этот вид продукции. Продажа свинины увеличится до 7,1 млн т или на 1,6% после сокращения в предыдущие годы. Увеличение производства этого вида мяса в основных странах-экспортерах станет движущей силой экономического роста. При этом доля России из-за торговых ограничений будет продолжать снижаться.
Использование
Европейский рынок - самый большой в мире, но доля продукции украинских птицеводов здесь незначительна. С одной стороны, украинский экспорт ограничен квотами, которые остались на самые популярные украинские продукты, с другой - высокими техническими требованиями, выдвигаемыми ЕС. В итоге, несмотря на открытие экспорта в Европу, объем продаваемой украинской агропродукции не только не растет, а даже сокращается. За январь-июль 2015-го экспорт украинской агропродукции в ЕС составил $1,96 млрд, это более чем на 15% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Анализ экспортной выручки в Украину показал, что каждый третий доллар от экспорта в Европу Украина зарабатывает на продукции сельского хозяйства. Для аграриев Украины европейский рынок пока не крупнейший - доля Украины там составляет всего 4%, при том, что ведущие экспортеры -Бразилии и США - обеспечивают 10-15% рынка. В настоящее время Украина ведет переговоры с европейской стороной о расширении беспошлинных поставок в Европу. Однако экспорт товаров в их рамках составляет лишь пятую часть от всего экспорта сельскохозяйственной продукции в ЕС. Основные экспортные доходы в Украину поступают от продажи в ЕС продукции птицеводства, по-прежнему облагаемой пошлинами.
Такая ситуация объясняется тем, что далеко не все украинские товары могут поступать на рынок ЕС: мясо и молоко, например, - в силу жестких стандартов, а ячмень - из-за перенасыщения рынка продуктом европейского производства (табл. 3).
Таблица 3
1х квот ЕС (т, %) 2014 г.
4
Виды продукции Использование экспортных квот
тонн %
Пшеница 950000 100
Кукуруза 400000 100
Ячмень 250000 67
Овес 2948 74
Сахар 18253 91
Мясо птицы 18000 56
Мед 5000 100
Источник: расчеты автора.
Из данных таблицы следует, что выделенные ЕС квоты птицеводческие предприятия используют не в полной мере, зачастую из-за недостатков в получении сертификата для доступа на европейский рынок. Объем работ для этого очень громоздкий: подготовить комплект доказательной технической документации, подготовка заявления на проведение сертификации, подача пакета документов в независимый аккредитованный орган, проведение испытаний в аккредитован-
ной лаборатории для определения соответствия характеристик продукции птицеводства европейским нормам качества и безопасности, оформление протоколов испытаний, инспекция предприятия для подтверждения условий производства по европейским стандартам, оформление европейского сертификата соответствия, маркирование продукции знаком ЕС.
Такая длительная процедура получения доступа на европейский рынок лишает возможности экспортиро-
Есошткз
вать свою продукцию небольшим предприятиям. Их продукция остается преимущественно на внутреннем рынке, и риски по его качеству несет потребитель, поскольку провести испытания в аккредитованной лаборатории в Украине довольно сложно ввиду их достаточного количества.
По результатам 2014-2015 маркетингового года по экспорту зерновых Украина занимала третье место на мировом рынке продовольствия, по экспорту яиц -восьмое, по экспорту мяса птицы - восьмое место. Такое положение показывает большие возможности украинских птицеводческих предприятий в увеличении экспорта продукции, сокращая при этом экспорт зерновых культур и использование зерна для производства продукции птицеводства и других видов мяса.
В результате проведенных исследований можно сделать следующие выводы и предложения: на современном этапе производство яиц и мяса птицы в мире концентрируется в основном в развитых странах, а развивающиеся страны краны импортируют продукцию отрасли. Географически европейский рынок про-
довольствия наиболее выгоден для украинских производителей продукции птицеводства. При этом нужно учитывать, что европейский рынок продуктов питания, в отличие от азиатского и африканского рынка, очень емкий, но в то же время конкурентный и неоднородный. Несмотря на разнообразие сегментов, следует учитывать, что даже качественные продукты могут продаваться с трудом ввиду других национальных и вкусовых предпочтений потребителей. Европейский рынок сильно защищен по основным продуктам питания, в том числе и продуктов птицеводства. Но в ЕС растет популярность органических, низкокалорийных и диетических продуктов питания для здорового образа жизни, что повышает шансы украинских предприятий отрасли увеличить экспорт продукции в эти страны. В этой связи украинские агрохолдинги имеют перспективы расширения присутствия яиц и мяса птицы на рынках ЕС. Учитывая, что стоимость производства в ЕС выше, чем в Украине, европейские компании будут использовать более дешевую продукцию птицеводства с хорошими качественными характеристиками.
Литература
1. Баланси та споживання основних продуклв харчування населенням Украши. Статистичний збiрник. Державна служба статистики Украши. - 2016 р. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ukrstat.gov.ua
2. Галушко В.П. Конкурентоспроможшсть агропродовольчо! продукци в умовах глобалiзацil сватово! економiки [Текст] / В.П. Галушко, А.В. Заырюха // Вюник Сумського нацiонального аграрного унiверситету. - 2009. -Вип. 4. - С. 92-94.
3. Кваша С.М. Змши у тенденщях глобально! торгiвлi в напрямах регюнально! штеграцп / С.М. Кваша, В.1. Власов // Економка АПК. - 2014. - №7. - С. 133-142.
4. Кирилюк Д.О. Аналiз сучасного стану ринку продукци птахiвництва в Укрш'ш / Д.О. Кирилюк // Економша АПК. - 2014. - №2. - С. 116-119.
5. Кирилюк Д.О. Тенденци формування свггового та вiтчизняного ринку м'яса птищ. / Д.О. Кирилюк // Еко-номiка АПК. - 2012. - №11. - С. 130-134.
6. Шпичак О.М. Теоретико-методолопчш аспекти цшоутворення на сiльськогосподарську продукцiю / О.М. Шпичак. // Економжа АПК. - 2012. - №8. - С. 3-10.
7. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tmdb.wto.org
1п1егасйуе Бсюпсе | 11 • 2017 179