Научная статья на тему 'Перспективы духовного единения российского общества на принципах мультикультурализма'

Перспективы духовного единения российского общества на принципах мультикультурализма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
94
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНЫЕ УНИВЕРСАЛИИ / ЦЕННОСТНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / РУССКАЯ АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ / БУДДИЗМ / ПРАВОСЛАВИЕ / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / РЕФЛЕКСИВНАЯ ПОЛИТИКА / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ДУХОВНАЯ ЭЛИТА / ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / SPIRITUAL UNIVERSALS / VALUE TRANSFORMATION / RUSSIAN AXIOLOGICAL THOUGHT / BUDDHISM / ORTHODOXY / MULTICULTURALISM / REFLEXIVE POLICY / STUDENT YOUTH / SPIRITUAL ELITE / CIVILIZATIONAL SELF-IDENTIFICATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Урбанаева Евгения Геннадьевна

Данная статья посвящена обоснованию аксиологической реинтерпретации духовного наследия, оставленного русскими философами XIX века, рассматриваемой как основа гуманитарной реформы и рефлексивной политики с целью выхода российского общества из ценностного кризиса и аксиологической депрессии. Духовное единение народов России связано с идеей единой «семьи народов» (Вл. Соловьев), сформулированной на принципах мультикультурализма, и переводит российское сознание на уровень духовных универсалий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROSPECTS FOR SPIRITUAL CONSOLIDATION OF THE RUSSIAN SOCIETY ON THE PRINCIPLES OF MULTICULTURALISM

The article justifies axiological re-interpretation of spiritual heritage left by the Russian philosophers of the XIX century; such re-interpretation is considered as a basis of humanistic reform and reflexive policy aimed to steer the Russian society out of value crisis and axiological depression. Spiritual consolidation of the Russian people is associated with V. Solovyov’s “family of nations” conception developed on the principles of multiculturalism; this conception transfers the Russian consciousness to the level of spiritual universals.

Текст научной работы на тему «Перспективы духовного единения российского общества на принципах мультикультурализма»

Урбанаева Евгения Геннадьевна

ПЕРСПЕКТИВЫ ДУХОВНОГО ЕДИНЕНИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА НА ПРИНЦИПАХ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА

Данная статья посвящена обоснованию аксиологической реинтерпретации духовного наследия, оставленного русскими философами XIX века, рассматриваемой как основа гуманитарной реформы и рефлексивной политики с целью выхода российского общества из ценностного кризиса и аксиологической депрессии. Духовное единение народов России связано с идеей единой "семьи народов" (Вл. Соловьев), сформулированной на принципах мультикультурализма, и переводит российское сознание на уровень духовных универсалий. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372017/12-1M7.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 12(86): в 5-ти ч. Ч. 1. C. 186-188. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2017/12-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

FACTORS INFLUENCING THE QUANTITY AND SETTLEMENT OF GREBEN COSSACKS IN THE FIRST QUARTER OF THE XVIII CENTURY

Tkhamokova Irina Khasanovna, Ph. D. in History Institute of Humanities Researches of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, Nalchik kbigi@mail.ru

The article examines the changes in quantity and settlement of Greben Cossacks in the first quarter of the XVIII century and the motives for these changes. Analyzing the documents the author concludes that the basic factors of the mentioned processes are the state policy and Cossacks' relations with the Caucasian people. These processes caused the reduction of Cossacks' settlement area and their concentration in big cities.

Key words and phrases: North Caucasus; Greben Cossacks; Cossack settlements; Khivan campaign; quantity and settlement of Cossacks.

УДК 130.2

Философские науки

Данная статья посвящена обоснованию аксиологической реинтерпретации духовного наследия, оставленного русскими философами XIX века, рассматриваемой как основа гуманитарной реформы и рефлексивной политики с целью выхода российского общества из ценностного кризиса и аксиологической депрессии. Духовное единение народов России связано с идеей единой «семьи народов» (Вл. Соловьев), сформулированной на принципах мультикультурализма, и переводит российское сознание на уровень духовных универсалий.

Ключевые слова и фразы: духовные универсалии; ценностная трансформация; русская аксиологическая мысль; буддизм; православие; мультикультурализм; рефлексивная политика; студенческая молодежь; духовная элита; цивилизационное самоопределение.

Урбанаева Евгения Геннадьевна, к. филос. н.

Иркутский национальный исследовательский технический университет urbanaeva@mail.ru

ПЕРСПЕКТИВЫ ДУХОВНОГО ЕДИНЕНИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА НА ПРИНЦИПАХ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках научно-исследовательского проекта «Буддизм в социально-политических и культурных процессах России, Внутренней и Восточной Азии: трансформации и перспективы», № 14-18-00444.

Постсовременный этап развития российского общества отличается разрушением прежней системы социального воспроизводства, социализацией нового поколения молодежи, применением Западом тактики soft power в целях реализации своих цивилизационных стратегий глобализации, которые ведут к глубоким ценностным изменениям сознания молодежи.

Накопленный значительный эмпирический материал благодаря исследованиям ведущих отечественных социологов в области социологии культуры и социологии молодежи свидетельствует о серьезной ценностной трансформации массового сознания в России, связанной «с переделкой самого человека, превращением его из носителя культурных ценностей в носителя потребностей с набором необходимых компетенций для обслуживания других и самого себя» [7, с. 204].

Применяя аксиологический (философский) подход к изучению современных ценностных ориентиров молодежи в частности и ценностных изменений общественного сознания в целом, можно эти ценностные изменения квалифицировать как вполне normal и natural, поскольку они отвечают постсовременному этапу развития российского общества, ценностям общества потребления, социального государства и гражданского общества. Но если их соотнести с традиционными культурными ценностями, определяющими цивилизационную и духовно-нравственную специфику и самобытность России, то можно их охарактеризовать как «бездуховность», «кризис», «деструктивность», «дегуманизация» [13, с. 58].

Действительно, для адекватной оценки глубины и масштаба последствий ценностных изменений общественного сознания, прежде всего молодежи, важно обратиться к традиционным духовным ценностям и нравственным идеалам, ярко представленным и наиболее полно раскрытым в русской классической философской мысли (Вл. Соловьев, Л. Шестов, Н. Бердяев, Ф. Достоевский, Л. Толстой и др.). «Аксиологическая проблематика в контексте учений русских мыслителей XIX-XX вв. представляется весьма актуальной, поскольку отражает своеобразие национального менталитета, самобытности и самосознания русского народа» [2, с. 55]. Сопряженная с постсовременными тенденциями и цивилизационными альтернативами

ISSN 1997-292X

№ 12 (86) 2017, часть 1

187

глобализации реинтерпретация русского духовного наследия обнажает проблему цивилизационного самоопределения России по отношению к Западу и Востоку, их культурным ценностям и мировоззрению, подходам к выстраиванию международного (культурного) взаимодействия.

Если сравнить традиционный ценностный мир нашей страны с западным ценностным миром, мы можем обнаружить уровень духовности, наиболее близкий к универсальным человеческим идеалам. «Идеалом народа стала не могучая, не богатая, а "Святая Русь"», - как писал Н. О. Лосский в своей работе, размышляя над характером русского народа [5, с. 12]. Определяя проблему Востока и Запада как прежде всего проблему души, В. Шубарт подчеркивал, что «Запад подарил человечеству самые совершенные виды техники, государственности и связи, но лишил его души. Задача России в том, чтобы вернуть душу человеку. <...> Только Россия способна вдохнуть душу в гибнущий от властолюбия, погрязший в предметной деловитости человеческий род.» [12, с. 33].

В своей работе, характеризуя русское мировоззрение, С. Л. Франк писал, что «русский дух, так сказать, насквозь религиозен. Он, собственно, не знает ценностей помимо религиозных, стремится только к святости, к религиозному преображению. Все относительное. обретает свою ценность лишь благодаря своему отношению к абсолютному, лишь как выражение и форма проявления абсолютного, абсолютной истины и абсолютного спасения» [10, с. 183]. Л. П. Карсавин в своем произведении «Восток, Запад и русская идея» также отмечает «тяготение русского человека к абсолютному. Оно одинаково ясно и на высотах религиозности, и в низинах нигилизма, именно у нас на Руси не равнодушного, а воинствующего, не скептического, а религиозного и даже фанатического» [4, с. 115].

Похожие идеи и мысли мы находим у Вл. Соловьева, также убежденного в особой исторической миссии России. Благодаря его философии всеединства и духовно-нравственной идее единой «семьи народов» русское сознание расширяется в сознание российское и представляет собой переход на более высокий уровень - на уровень духовных универсалий, которые содержатся в православной культуре, и представляет собой «воскрешение в этом духовном единстве универсальных моментов духовной культуры всех народов России» [9, с. 121].

В целом подвергая критике буддизм, философ Вл. Соловьев признавал его историческую роль как предшественника христианства, видел в буддийском учении также и положительные моменты. В своей книге (глава 11, часть V) «Оправдание добра» Вл. Соловьев отмечает, что всемирно-историческое значение буддизма заключается в том, что в нем человеческая личность впервые ценится не как член рода, касты, национально-политического союза, а как носитель высшего сознания, как существо, способное пробудиться от обманов житейского сна, освободиться от цепей причинности. Поэтому буддизм представляет собой новой этап в истории развития человека и человечества - всечеловеческий или универсальный.

Критикуя славянофильскую русскую идею за ее националистический характер и содержание, Вл. Соловьев отмечает, что Россия представляет собой часть христианского мира, и ее духовное назначение состоит в духовном сближении всех народов на основе принципов христианской нравственности. Как справедливо отмечают исследователи К. А. Наднеева и Г. Д. Трухина, «отдавая должное буддийскому универсализму, В. Соловьев обнаруживает в нем некоторую ограниченность, которую он усматривает в том, что буддизм, провозгласив принцип равенства всех людей, не поставил перед собой задачу объединить человечество в новое единое государство» [6, с. 105].

На буддизм и его особую роль обращают внимание также и Н. Лосский, Н. Бердяев, С. Франк, В. Кожевников, И. Лапшин, В. Лесевич, Е. Блаватская, Н. Рерих, Е. Рерих, Б. Дандарон, В. Вернадский, К. Циолковский, подробный анализ идей которых мы находим в работе Т. В. Бернюкевич [1, с. 214], а также в работах М. Мамардашвили, несмотря на то, что «в отечественном философском сообществе. имел репутацию "западника", владевшего всем аппаратом западного философского мышления» [11, с. 125].

О предпосылках духовного единения и сближения других (не православных) народов России пишут, например, и буддистские исследователи, отражая своеобразие их национального менталитета, самобытности и самосознания. Например, в своей работе известный бурятский философ Л. Е. Янгутов подчеркивает, что, несмотря на то, что принципы концепции soft power были сформулированы американским ученым Дж. Наем в 90-х гг. XX века, «они имели место в политической практике многих стран, в т.ч. в политической практике Китая, России и Монголии» [14, с. 91], и «за всю историю развития у себя на родине и в других странах буддизм не знал ни одной войны, развязанной им на религиозной почве во имя утверждения собственных идей» [Там же, с. 92].

Если переосмыслить духовное наследие, оставленное нам русской классической философией, и прежде всего переосмыслить аксиологические идеи Вл. Соловьева, то можно было бы выйти из ценностного кризиса, аксиологической депрессии и выбрать самостоятельный цивилизационный путь России. Духовно-нравственная идея Вл. Соловьева о единой «семье народов», будучи основанной на принципах мультикультурализма, определяет Россию как такую цивилизацию, которая способна примирить Запад с его технократическими и индивидуалистическими ценностями и Восток с ценностями, направленными на внутреннее, духовно-нравственное развитие человека. Духовное объединение народов России в «христианскую семью» представляет собой не только религиозное единение и может реализоваться не только религиозным способом.

Под мультикультурализмом мы понимаем такую политику, которая направлена на сохранение, развитие и единение различных культур в той или иной стране. Как известно, до сих не сложилось конвенционального определения понятия «мультикультурализм». В работе исследователя Н. К. Гасановой были проанализированы широко распространенные подходы к трактовке концепта мультикультурализма, раскрыт главный

принцип мультикультурализма - «люди разной этничности и рас должны жить рядом, сохраняя при этом культурную самотождественность» [3, с. 11].

В современных условиях молодежь (прежде всего, студенческая) как духовное будущее нашей страны, как будущая интеллигенция, благодаря аксиологической рефлексии, понимая срединную позицию России в историко-культурном развитии человечества, должна определить новую позицию, которая существенно отличается от западного ценностного мира и западных образцов глобализации. Чтобы выработать собственную глобализационную стратегию и определить цивилизационную специфику страны, необходимо провести гуманитарную реформу и рефлексивную политику в целом, в центре которой прежде всего современная молодежь, вопросы ее духовного и культурного воспитания, образования и развития. Эффективное управление культурным многообразием невозможно без осмысления и переосмысления фундаментальных теоретических и концептуальных основ культурной политики и политики в целом.

Таким образом, рефлексивная политика России в области образования и воспитания должна основываться на результатах масштабных российских социологических исследований, которые фиксируют ценностную трансформацию общественного сознания России и видят все ее опасные последствия для современной молодежи. Поэтому выбор пути России, выбор ценностных идеалов духовной и политической элиты народа будут зависеть напрямую от того, какая система и иерархия ценностей транслируется в образовании и воспитании, и будет определять в целом цивилизационную стратегию развития российского общества.

Если духовная элита будет грамотно применять ценностную стратегию soft power, продуманно восстанавливать традиционную духовную культуру России, «оживлять» российский патриотизм, максимально мо-билизовывать традиционные ценностные (моральные и культурные) смыслы, то можно будет создать ценностный контрбаланс в сознании современной молодежи и действительно осуществить собственный путь -российский путь модернизации и развития.

Список источников

1. Бернюкевич Т. В. Буддизм в работах русских философов XIX - первой половины XX вв. // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение». 2007. № 1. С. 214-224.

2. Валеева Г. В. Аксиологическая проблематика в учениях русских философов XIX-XX вв. Н. О. Лосского и С. Л. Франка // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 2 (64). С. 55-57.

3. Гасанова Н. К. К определению концепта «мультикультурализма» // Культурная жизнь Юга России. 2015. № 1 (56). С. 10-16.

4. Карсавин Л. П. Восток, Запад и русская идея [Электронный ресурс]. URL: https://unixone.ru/wp-content/uploads/ 2017/06/Vostok-zapad-i-russkaya-ideya.-Karsavin-L.-P.pdf (дата обращения: 26.06.2017).

5. Лосский Н. Характер русского народа. М.: Посев, 1957. 152 с.

6. Наднеева К. А., Трухина Г. Д. Осмысление В. Соловьевым буддийских идей в русле философской мысли конца XIX - первой половины XX в. // Философия права. 2012. № 5 (54). С. 103-106.

7. Ситаров В. А. Ценностные трансформации современной студенческой молодежи // Знание. Понимание. Умение. 2017. № 2. С. 202-210.

8. Соловьев Вл. Оправдание добра. М.: Академический проект, 2010. 672 с.

9. Урбанаева Е. Г. Ценностная трансформация общественного сознания современной России в контексте духовно-нравственных оснований цивилизаций Запада-Востока: дисс. ... к. филос. н. Улан-Удэ, 2016. 187 с.

10. Франк С. Л. Русское мировоззрение [Электронный ресурс]. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/231/219/1217/20-Semen_ FRANK.pdf (дата обращения: 26.06.2017).

11. Четырова Л. Б. Опыт рецепции философии буддизма: философ Мераб Мамардашвили // Наука и буддизм: материалы научной конференции с участием иностранных ученых / гл. ред. Б. В. Базаров; отв. ред. Л. Е. Янгутов, И. С. Урбанаева. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2012. С. 124-136.

12. Шубарт В. Европа и душа Востока. М.: Русская идея, 2000. 446 с.

13. Янгузин А. Р. Динамика развития духовных ценностей в условиях современной России // Аксиома: актуальные аспекты гуманитарных наук. 2017. № 2 (6). С. 55-59.

14. Янгутов Л. Е. Буддизм в политической стратегии «мягкой силы» России, Китая и Монголии // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. 2015. № 4 (20). С. 91-95.

THE PROSPECTS FOR SPIRITUAL CONSOLIDATION OF THE RUSSIAN SOCIETY ON THE PRINCIPLES OF MULTICULTURALISM

Urbanaeva Evgeniya Gennad'evna, Ph. D. in Philosophy Irkutsk National Research Technical University urbanaeva@mail. ru

The article justifies axiological re-interpretation of spiritual heritage left by the Russian philosophers of the XIX century; such re-interpretation is considered as a basis of humanistic reform and reflexive policy aimed to steer the Russian society out of value crisis and axiological depression. Spiritual consolidation of the Russian people is associated with V. Solovyov's "family of nations" conception developed on the principles of multiculturalism; this conception transfers the Russian consciousness to the level of spiritual universals.

Key words and phrases: spiritual universals; value transformation; Russian axiological thought; Buddhism; Orthodoxy; multiculturalism; reflexive policy; student youth; spiritual elite; civilizational self-identification.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.