Научная статья на тему 'Духовные ценности в контексте русской философской мысли XIX-XX вв. И современного общества'

Духовные ценности в контексте русской философской мысли XIX-XX вв. И современного общества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3070
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / РУССКАЯ КУЛЬТУРА / РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ОБЩЕСТВО / ЛИЧНОСТЬ / VALUES / SPIRITUAL VALUES / RUSSIAN CULTURE / RUSSIAN PHILOSOPHY / SOCIETY / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Валеева Галина Викторовна

В статье рассматриваются духовные ценности в контексте русской философской мысли и современного общества. Аксиологическая проблематика русских мыслителей XIX-XX вв. была тесно связана с православием и его идеей абсолютности Бога и совершенствования личности. Особенностью ценностей русской культуры является примат духовного над материальным, а такие духовные ценности как единение (соборность), религия (православие), Бог, истина, любовь и служение родине, справедливость, свобода и т.д., установившиеся благодаря тысячелетней истории являются традиционными для нашего современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL VALUES IN THE CONTEXT OF RUSSIAN PHILOSOPHICAL THOUGHT OF XIX-XX CENTURIES AND THE MODERN SOCIETY

The article discusses the spiritual values in the context of Russian philosophical thought and modern society. Axiological problems of Russian thinkers of the XIX-XX centuries was closely connected with Orthodoxy and his idea of God's absoluteness and perfection of the personality. Feature values of Russian culture is the primacy of the spiritual over the material and spiritual values such as unity (unity), the religion (Orthodox Christianity), God, truth, love and service to the Motherland, justice, freedom, etc., established through a thousand-year history are traditional for our society.

Текст научной работы на тему «Духовные ценности в контексте русской философской мысли XIX-XX вв. И современного общества»

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого

№ 4, декабрь 2015 г.

Г. В. Валеева

Тульский государственный педагогический университет

им. Л.Н. Толстого

ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XIX-XX ВВ. И СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

В статье рассматриваются духовные ценности в контексте русской философской мысли и современного общества. Аксиологическая проблематика русских мыслителей XIX-XX вв. была тесно связана с православием и его идеей абсолютности Бога и совершенствования личности. Особенностью ценностей русской культуры является примат духовного над материальным, а такие духовные ценности как единение (соборность), религия (православие), Бог, истина, любовь и служение родине, справедливость, свобода и т.д., установившиеся благодаря тысячелетней истории - являются традиционными для нашего современного общества.

Ключевые слова: ценности, духовные ценности, русская культура, русская философия, общество, личность

G. V. Valeeva

TSPU (Tula, Russia)

SPIRITUAL VALUES IN THE CONTEXT OF RUSSIAN PHILOSOPHICAL THOUGHT OF XIX-XX CENTURIES AND THE MODERN SOCIETY

The article discusses the spiritual values in the context of Russian philosophical thought and modern society. Axiological problems of Russian thinkers of the XIX-XX centuries was closely connected with Orthodoxy and his idea of God's absoluteness and perfection of the personality. Feature values of Russian culture is the primacy of the spiritual over the material and spiritual values such as unity (unity), the religion (Orthodox Christianity), God, truth, love and service to the Motherland, justice, freedom, etc., established through a thousand-year history - are traditional for our society.

Keywords: values, spiritual values, Russian culture, Russian philosophy, society, personality

Современное российское общество, характеризующееся социальными, экономическими и политическими переменами находится в ситуации кризиса. В контексте такой социокультурной ситуации, происходит переоценка ценностей и резкая смена идеалов. Приоритетными становятся личное благополучие, материальное благосостояние, карьерный рост и т.д. Таким образом, одной из значимых доминант происходящих преобразований является изменение системы ценностей. Не случайно Президент РФ на ежегодной прессконференции отметил в своем послании: «Мы должны вернуться

к традиционным духовным ценностям и на их базе двигаться вперёд... Без этих ценностей общество деградирует» [21].

В широком смысле, «ценность - это «сложившаяся в условиях цивилизации и непосредственно переживаемая людьми форма их отношения к общезначимым образцам культуры и к тем предельным возможностям, от осознания которых зависит способность каждого индивида проектировать

32

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4, декабрь 2015 г.

будущее, оценивать «иное» и сохранять в памяти прошлое» [5, с. 88]. Однако, содержание понятия «ценность» изменчиво, поскольку характер отношения индивида к окружающему мирозданию меняется в процессе социального и культурного развития. Тем самым, разные исторические эпохи и философские системы «накладывают свой отпечаток» на понимание сущности ценности. Так, в русской философии конца XIX начала XX вв., сущность ценностей определяется через понятие «духовность», имеющей божественное происхождение. По мнению русского мыслителя Н.О. Лосского, ценность «есть нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и каждого события, и каждого поступка» [4, с. 91]. Ценности в его учении подразделяются на абсолютные и относительные, субъективные и объективные, положительные и отрицательные, а так же отдельный ранг составляют ценности служебные. Иерархию ценностей мыслителя венчает Абсолютная ценность - «абсолютно положительная ценность, безусловно оправданная (самоценность), имеющая характер добра в любом отношении и любого субъекта» [8]. Ценности, в учении Лосского, связаны с жизнью субъекта, т.е. «для себя бытием, целестремительной активностью». Так же, он отмечает, что «в Царстве Божьем и тварном мире есть только самоценности -абсолютные, объективные и общезначимые» [8]. Абсолютная сомоценность, в свою очередь подразделяется на ценности всеобъемлющие и частичные; всеобъемлющие - на первичные и тварные. Абсолютная положительная ценность, заключающая оправдание своего бытия, имеющая характер совершенного, безоговорочного добра и являющаяся объективной, поскольку общезначима - основа аксиологии Лосского. Такой абсолютной, всеобъемлющей, первичной самоценностью является Бог - абсолютное Добро: «... как само Добро, абсолютная полнота бытия, сама в себе имеющая смысл, оправдывающий ее, делающий ее предметом одобрения, дающий безусловное право на осуществление и предпочтение чему бы то ни было другому»[6, с. 266]. Абсолютной, всеобъемлющей, тварной самоценностью выступает личность, наделенная свободой выбора и обладающая потенциальной возможностью приближения к «абсолютной полноте бытия», к абсолютному Добру. К абсолютным частичным ценностям Лосский относит любовь красоту, истину, жизнь, нравственность и т.д. - это абсолютные положительные ценности, но не всеобъемлющие, а выступающие аспектами абсолютной полноты бытия Бога. Частичные ценности не существуют без целого, поскольку: «Бог есть само Добро во всеобъемлющем значении этого слова: он есть сама Истина, сама Красота, Нравственное Добро, Жизнь и т. д.», но остаются самоценностями, поскольку обладают свойствами, присущими абсолютному Добру («несамозамкнутость, непричастность какому-то ни было враждебному противоборству, совместимость, сообщаемость, бытие для себя и для всех, самоотдача» [8]. Однако, такие ценности, присутствуя в бытии свободной в своем выборе личности, часто бывают смешаны со злом, и потому становятся ценностями относительными (в определенном смысле для одних такая ценность - добро, для других и в другом отношении - зло), являющиеся неким отражением или подобием ценностей абсолютных. Однако,

33

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого

№ 4, декабрь 2015 г.

относительное добро, рассмотренное вне условий своего появления и своих следствий, является проявлением какого либо порядка и гармонии и т.о., разные виды относительного добра имеют значение для личности в виде ценностей субъективных, имеющих значение лишь для отдельных субъектов. Еще один ранг выделяет Лосский в своей системе - ценности служебные, как средства для достижения положительных ценностей, однако, мыслитель отмечает, что широкое использование таких ценностей, может существенно снизить уровень духовной жизни личности.

Отрицательные ценности, по мнению Н.О. Лосского, это «все то, что препятствует достижению абсолютной полноты бытия» [8]. По существу, это есть ни что иное, как зло в разных формах проявления (физическое, моральное, общественное и т.д.). Мыслитель отмечает, что в отличие от абсолютного Добра, зло не самостоятельно и не первично. Зло производно, и существует в материальном, тварном мире, как следствие свободного волеизъявления личности. Таким образом, противоположность положительных и

отрицательных ценностей, в учении Н.О. Лосского, находится в зависимости от их удаленности или направленности к исполнению «абсолютной полноты бытия», а так же связана с полярностью их выражения - добро или зло, удовольствия или страдания. Добро и зло выступают здесь именно в ценностноонтологическом смысле: «добро как высшая ценность в понимании Н.О. Лосского, и его отрицание мнения о небытийственности зла, которое пребывает в мире исключительно по вине человека. Следуя по пути добра, человек живет полной жизнью, следуя по пути зла, человек теряет истинное бытие. Зло, таким образом - это недостаток добра, не имеющее онтологического существования» [2, с. 37].

Итак, абсолютная, всеобъемлющая полнота бытия, абсолютное Добро -Бог, излучает ценность на тварные и частичные самоценности, на относительное добро, являющейся «моментом полноты бытия» [7], на субъективное и служебное добро. На наш взгляд, Бог, как абсолютное Добро и как главная ценность трактуется мыслителем достаточно широко и заключает в себя весь спектр духовных ценностей, тем самым, подчеркивая их всеединство и равновеликость. В современном мире необходимо учитывать разнородность и разноплановость добра как ценности, видеть его подлинную природу, что позволит «делать правильный нравственный выбор, обогатит духовно человека, спасет от одномерного восприятия действительности и будет способствовать духовному взрослению личности» [20, с. 38] и общества в целом.

Русский мыслитель С.Л. Франк определяет ценность как «свойство явления, которое выделяет в сознании последнее из ряда других, безразличных явлений, заставляет стремиться к нему, делает данное явление не только объектом познания, но и объектом известного чувства или желания» [16, с. 195]. Т.е. ценность это то, что важно для личности, то, чем личность дорожит и к чему стремиться. Мыслитель осознает ценность как понятие родовое: существуют нравственные, религиозные, эстетические, научные и т.д. ценности, и связывает его с потребностями личности (религиозное

34

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого

№ 4, декабрь 2015 г.

рассматривается как потребность человека в вере, эстетическое - в красоте и

т.д.).

Основой ценностей, у С.Л. Франка, выступает Бог (абсолютная ценность), а полнота бытия Бога обнаруживается через духовную жизнь личности. К такому осознанию мыслителя приводит концепция всеединства. В работе «Духовные основы общества» мыслитель, используя понятие «всеединства» отмечал, что состояние общества в большей или меньшей степени отражает его связь с Богом. «Всеединство» выступает у Франка как всеобъемлющее бытие, заключающая в себя идеальное (вневременное) и реальное (временное) бытие, связь которых Франк усматривает как «само время и временное бытие возможно не иначе как на почве самой вечности» [13, с. 360] и через духовно-нравственную жизнь личности, поскольку человек «через свою телесность и душевность принадлежит временному миру и миру идеально-сверхвременного, «через самобытие, поскольку оно есть реальность для себя сущая и себе самой открывающаяся» [14, с. 201]. Через свое самобытие (внутренний, интимный мир), личность, путем откровения, приобщается к Богу, к его полноте бытия: «тогда весь совокупный бесконечный мир представляется чем-то имеющим смысл и значение лишь в связи с этим потаенным внутренним миром, который есть единственное истинное средоточие бытия вообще, единственно подлинное бытие-в-себе» [12].

В работе «Ф. Ницше и этика любви к дальнему», С.Л. Франк выделяет такие ценности как: истина, красота, божественность, справедливость, честь и признает их абсолютность и объективность, а так же осознает как определяющие, положительные начала мотивов действий личности. Статья «Этика нигилизма» - это критика Франка тотального утилитаризма и нигилизма, являющихся основой мировоззрения интеллигенции. Под нигилизмом, мыслитель понимает «отрицание или непризнание абсолютных (объективных) ценностей» [17]. Франк отмечает, что нравственным является лишь тенденция служения во благо народа и человечества в целом, в силу чего такие ценности как истина, божественное, красота и т.д. заменяются на благополучие, выгоду и т.д. «Русская интеллигенция не ценит, прежде всего, богатства духовного, культуры, той идеальной силы и творческой деятельности человеческого духа, которая влечет его к овладению миром и очеловечению мира, к обогащению своей жизни ценностями искусства, религии и морали» [17]. Мыслитель особенно отмечает неприемлемость нигилизма и утилитаризма по отношению к культуре. Необходимо четкое осознание того, что основанием культура являются объективные ценности, находящиеся выше ценности полезности: «...культура в этом смысле может быть прямо определена как совокупность осуществляемых в общественно-исторической жизни

объективных ценностей. С этой точки зрения культура существует не для чьего-либо блага или пользы, а лишь для самой себя; культурное творчество означает совершенствование человеческой природы и воплощение в жизни идеальных ценностей и в качестве такового есть само по себе высшая и самодовлеющая цель человеческой деятельности» [17]. О цели жизни и ее ценностном осмыслении, С.Л. Франк говорит в работе «Смысл жизни»: «мы

35

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого

№ 4, декабрь 2015 г.

ищем осмысленной полноты жизни, такой блаженной удовлетворенности, которая в себе самой есть высшая, бесспорная ценность» [15]. Жизнь личности, дабы быть осмысленной, необходимо должна быть служением абсолютному, высшему благу. «Жизнь становится осмысленной, поскольку она свободно и сознательно служит абсолютному и высшему благу, которое есть вечная жизнь, животворящая человеческую жизнь, как ее вечная основа и подлинное завершение, и есть вместе с тем абсолютная истина, свет разума, пронизывающий и озаряющий человеческую жизнь» [15]. Исходя из этого, существуют несколько условий возможности смысла жизни человека: бытие Бога и причастность этому бытию личности. Характеризуя собственную философию, С.Л. Франк отмечает: «Мои религиозно-общественные воззрения я определяю как «христианский реализм», в нем признание божественной основы и потому положительной религиозной ценности всего конкретного сущего...»

[3].

В.С. Соловьев в работе «Оправдание добра: нравственная философия», характеризует ценность как «безусловное значение, как указание на некий высший религиозный смысл реальных явлений и людей» [10]. Высшей ценностью, абсолютной полнотой бытия и абсолютным добром для мыслителя так же является Бог. Бог как абсолютное добро - основа духовности и нравственности; высшая ценность, пронизывающая все остальные ценности; абсолютная цель жизни личности. Идея всеединства, являющейся ключевой в учении Соловьева, в аксиологическом плане является единством таких ценностей как истина, красота и дух - «соответствующих трём Ипостасям Божественной Троицы. Я называю истинным или положительным всеединством такое, в каком единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех» [18]. Бог - абсолютное всеединство; мир (заключающий в себя абсолютное единство как идею) - всеединство в процессе развития и становления. Абсолютное единство выражает собой гармонию и размеренность мира; это есть идеал, к которому необходимо стремиться личности и обществу в целом. Согласно В.С. Соловьеву, единство людей существует в форме православной церкви, призванной сближать их и способствовать становлению «царства Бога» на земле. Приобщение каждой личности к христианским ценностям есть одухотворение, т.е. приобщение к абсолютной полноте бытия и нарастание меры добра и любви в обществе. Идеал общественного устройства -есть единство церкви, общества и государства, благодаря чему, по мнению мыслителя, будут реализованы идеалы добра, справедливости и мира.

Итак, аксиологическая проблематика русской философской мысли конца XIX - начала XX вв., была тесно связана с православием и его идеей абсолютности Бога и совершенствования личности (ее приближение к абсолютной полноте бытия). «Сложность и разноплановость учений русских мыслителей показывает, что добро является главной, высшей ценностью в иерархии ценностей человека. От осознания и восприятия добра будет зависеть жизнь человека и общества в целом. Семья, отечество, религия, любовь, красота, истина, увенчанные высшей, положительной ценностью - добром,

36

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого

№ 4, декабрь 2015 г.

данные нам «в веках» и укорененные в самобытности русского народа - это все то, что должно нравственно развивать и направлять человека на его пути «полноты жизни»» [2, с. 38]. Бог - абсолютное добро и божественная полнота бытия как высшая, абсолютная ценность в учениях Н.О. Лосского, С.Л. Франка и В.С. Соловьева является основой и воплощением духовных ценностей русской культуры. Русская религиозная философия представляет

мировоззренческую систему, самобытно трактующую действительность, и «характеризуется тем, что философское познание есть познание целостным духом, в котором разум соединяется с волей и чувством, и в котором нет рационалистической рассеченности» [1, с. 183.] Учения русских мыслителей отражают самобытность и мировоззрение российского народа, что в настоящий момент является весьма значимым и актуальным, поскольку концептуальный анализ проблемы ценностей и ценностных предпочтений личности показывает, что достаточно важное место в системе важнейших детерминант жизнедеятельности человека, занимают духовные ценности.

«Современное российское общество ориентировано на ценностные предпочтения, которые связаны с развитием рыночных отношений, с экономической и политической ситуацией, с усложнением отношений между людьми, с ростом материальных потребностей. Человек современного российского общества ориентирован на ценность индивидуализма, которая предполагает приоритет свободы личности, ее прав и интересов. А в качестве мировоззренческого ориентира человек выбирает благо личности как высшей цели» [2, с. 38]. Однако, стоит отметить, что особенностью ценностей русской культуры является примат духовного над материальным, а такие духовные ценности как Бог, религия (православие), единение (соборность), истина, любовь и служение родине, справедливость, свобода и т.д., установившиеся благодаря тысячелетней истории - являются традиционными для нашего общества. В стратегии развития воспитания в Российской Федерации (на период до 2025 года), отмечается, что государство опирается на систему духовных ценностей, сложившихся в процессе социокультурного развития России. В документе отмечены следующие духовные ценности:

«справедливость, честь, совесть, воля, достоинство, стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством» [11]. Так же, на заседании Валдайского форума, главой российского государства было отмечено: «Очевидно, что наше движение вперед

невозможно без духовного, культурного, национального самоопределения. Иначе мы не сможем противостоять внешним и внутренним вызовам, не сможем добиться успеха в условиях глобальной конкуренции... Без ценностей, заложенных в христианстве и других мировых религиях, без формировавшихся тысячелетиями норм морали и нравственности люди неизбежно утратят человеческое достоинство. Россия будет отстаивать свою духовную идентичность, основанную на религиозных ценностях» [9]. В настоящее время религиозные ценности воспринимаются обществом как необходимая составляющая духовности, как социокультурный феномен, имеющий важную роль в становлении национальной идентичности и самосознания. Отметим, что

37

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого

№ 4, декабрь 2015 г.

русское общество всегда было и остается многоконфессиональным, однако исключительное место занимает православие, для которого характерно соборность, равенство, духовность и что не мало важно, терпимость к прочим религиям: «Соборное единение различных народов предполагает возможность взаимопроникновения национальных культур» [7]. А «процесс духовного, нравственного самосовершенствования для православного человека неотделим от жизненного процесса» [19].

Требование главы российского государства «... обеспечить суверенитет духовного пространства Российской Федерации» [9] предполагает укрепление духовной основы общества в целом, путем возврата и следования традиционным, духовным ценностям российской культуры, духовного обогащения личности и становления национальной идентичности.

Литература

1. Бердяев Н.А Русская идея: основные проблемы русской мысли XIX -н. XX в. Судьба России. М.: СВАРОГ и К, 1997. 541с. [Berdjaev N.A Russkaja ideja: osnovnye problemy russkoj mysli XIX - n. XX v. Sud'ba Rossii. M.: SVA-ROD i K,1997. 541р (In Russ.)]

2. Валеева Г.В. Нравственные ценности «добро» и «зло» в контексте современного российского общества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. № 6. Ч. 1., 2015. С. 36-38. [Valeeva G.V. Nravstvennye cennosti «dobro» i «zlo» v kontekste sovremennogo rossijskogo obshhestva// Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i juridicheskie nauki, kul'turologija i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. № 6. Ch. 1., 2015. Р.36-38. (In Russ.)]

3. Великие мыслители: С.Л. Франк. [Электронный ресурс] // Электронная библиотека [сайт] URL: http://www.bibliotekar.ru/filosofia/88.htm (дата обращения: 11.11.2015) [Velikie mysliteli: S.L. Frank. [Jelektronnyj resurs] // Jelek-tronnaja biblioteka [sajt] URL: http://www.bibliotekar.ru/filosofia/88.htm (data obrashhenija: 11.11.2015) (In Russ.)]

4. Выжлецов Т.П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-политический журнал. № 1., 1996. С. 89-93. [Vyzhlecov T.P. Aksi-ologija: stanovlenie i osnovnye jetapy razvitija // Social'no-politicheskij zhurnal. № 1., 1996. Р.89-93. (In Russ.)]

5. Кемерова В.Е. Современный философский словарь. М.: Академический проект, 2004. 864 с. [Kemerova V.E. Sovremennyj filosofskij slovar'. M.: Akademicheskij proekt, 2004. 864 р. (In Russ.)]

6. Лосский Н. О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994. 432 с. [Losskij N.O. Bog i mirovoe zlo. M.: Respublika, 1994. 432 р. (In Russ.)]

7. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М.: Политической литера-

туры, 1991. [Электронный ресурс] // PROFILIB Электронная библиотека [сайт] URL: http://profilib.com/kniga/106831/nikolay-losskiy-usloviya-absolyutnogo-

dobra.php (дата обращения: 11.11.2015) [Losskij N.O. Uslovija absoljutnogo dobra.

38

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого

№ 4, декабрь 2015 г.

M. : Politicheskoj literatury, 1991. [Jelektronnyj resurs] // PROFILIB Jelektronnaja biblioteka [sajt] URL: http://profilib.com/kniga/106831/nikolav-losskiv-usloviva-absolyutnogo-dobra.php (data obrashhenija: 11.11.2015) (In Russ.)]

8. Лосский Н.О. Ценность и бытие. [Электронный ресурс] // Электронная библиотека Одинцовского Благочиния [сайт] URL:

http://www.odinblago.ru/cennots i bitie/3 (дата обращения: 11.11.2015) [Losskij

N. O. Cennost' i bytie. [Jelektronnyj resurs] // Jelektronnaja biblioteka Odincovskogo Blagochinija [sajt] URL: http://www.odinblago.ru/cennots i bitie/3 (data obrashhenija: 11.11.2015) (In Russ.)]

9. Основы государственной культурной политики. [Электронный ресурс]

// РБК Ежедневная деловая газета [сайт] URL:

http://rbcdaily.ru/economy/562949988967150 (дата обращения: 11.11.2015)

[Osnovy gosudarstvennoj kul'turnoj politiki. [Osnovy gosudarstvennoj kul'turnoj politiki. [Jelektronnyj resurs] // RBK Ezhednevnaja delovaja gazeta [sajt] URL: http://rbcdaily.ru/economy/562949988967150 (data obrashhenija: 11.11.2015) (In Russ.)]

10. Соловьев В.С. Оправдание добра: нравственная философия. [Электронный ресурс] // Библиотека ВЕХИ [сайт] URL:

http://www.vehi.net/soloviev/oprav/ (дата обращения: 11.11.2015) [Solov'ev V.S. Opravdanie dobra: nravstvennaja filosofija. [Jelektronnyj resurs] // Biblioteka VEHI [sajt] URL: http://www.vehi.net/soloviev/oprav/ (data obrashhenija: 11.11.2015) (In Russ.)]

11. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до

2025 года. [Электронный ресурс] // RG.RU Российская газета [сайт] URL: http://www.rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 11.11.2015)

[Strategija razvitija vospitanija v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. [Jelektronnyj resurs] // RG.RU Rossijskaja gazeta [sajt] URL: http://www.rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (data obrashhenija: 11.11.2015) (In Russ.)]

12. Франк С.Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию

религии. [Электронный ресурс] // Библиотека ВЕХИ [сайт] URL:

http://www.vehi.net/frank/nepost/index.html (дата обращения: 11.11.2015) [Frank S.L. Nepostizhimoe. Ontologicheskoe vvedenie v filosofiju religii. [Jelektronnyj resurs] // Biblioteka VEHI [sajt] URL: http://www.vehi.net/frank/nepost/index.html (data obrashhenija: 11.11.2015) (In Russ.)]

13. Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. Минск: АСТ, 2000. 992с. [Frank S.L. Predmet znanija. Dusha cheloveka. Minsk: AST, 2000. 992 р. (In Russ.)]

14. Франк С.Л. Реальность и человек. СПб.: РХГИ, 1997. 440 р. [Frank S.L. Real'nost' i chelovek. SPb., 1997. 440 p. (In Russ.)]

15. Франк С.Л. Смысл жизни. [Электронный ресурс] // Библиотека ВЕХИ [сайт] URL: http://www.vehi.net/frank/smysl zhi.html (дата обращения:

11.11.2015) [Frank S.L. Smysl zhizni. [Jelektronnyj resurs] // Biblioteka VEHI [sajt] URL: http://www.vehi.net/frank/smysl zhi.html (data obrashhenija: 11.11.2015) (In Russ.)]

39

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого

№ 4, декабрь 2015 г.

16. Франк С. Л. Теория ценности Маркса и ее значение. СПб., 1900. 382 с. [Frank S. L. Teorija cennosti Marksa i ee znachenie. SPb., 1900. 382 p. (In Russ.)]

17. Франк С.Л. Этика нигилизма. [Электронный ресурс] // Библиотека ВЕХИ [сайт] URL: http://www.vehi.net/vehi/frank.htm1 (дата обращения:

11.11.2015) [Frank S.L. Jetika nigilizma. [Jelektronnyj resurs] // Biblioteka VEHI [sajt] URL: http://www.vehi.net/vehi/frank.html (data obrashhenija: 11.11.2015)]

18. Философия «всеединства» B.C. Соловьева. [Электронный ресурс] // Российская наука [сайт] URL: http://rusnauka.narod.ru/lib/philos/solov.htm (дата обращения: 11.11.2015) [Filosofija «vseedinstva» B.C. Solov'eva. [Jelektronnyj resurs] // Rossijskaja nauka [sajt] URL: http://rusnauka.narod.ru/lib/philos/solov.htm (data obrashhenija: 11.11.2015) (In Russ.)]

19. Чепурнова Н.А. Нравственный идеал русской культуры. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Нижний Новгород. 2005 г. [Электронный ресурс] // Человека и наука [сайт] URL: http://cheloveknauka.com/nravstvennyy-ideal-russkoy-kultury (дата обращения:

11.11.2015) [Chepurnova N.A. Nravstvennyj ideal russkoj kul'tury. Avtoreferat dis-sertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata nauk. Nizhnij Novgorod. 2005g. [Jelektronnyj resurs] // Cheloveka i nauka [sajt] URL: http://cheloveknauka.com/nravstvennvv-ideal-russkov-kulturv (data obrashhenija:

11.11.2015) (In Russ.)]

20. Цепелева Н.В. Проблема добра в философии Н.О. Лосского/ Вестник Волгоградского педагогического университета. Выпуск № 8 / том 52, 2010.

С.35-40. [Cepeleva N.V. Problema dobra v filosofii N.O. Losskogo/ Vestnik Volgo-gradskogo pedagogicheskogo universiteta. Vypusk № 8 / tom 52, 2010. Р.35-40. (In Russ.)]

21. REFNEWS [Электронный ресурс] // REFNEWS [сайт] URL:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://www.refnews.ru/read/vladimir-putin-bez-traditsionnyh-tsennostej-obshcestvo-degradiruet (дата обращения: 11.11.2015) [REFNEWS [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://www.refnews.ru/read/vladimir-putin-bez-traditsionnyh-tsennostej -

obshcestvo-degradiruet (data obrashhenija: 11.11.2015) (In Russ.)]

40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.