УДК 332.146:330.322
ПЕРСПЕКТИВЫ АКТИВИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА НА ЮГЕ РОССИИ: УСЛОВИЯ, ИСТОЧНИКИ И СФЕРЫ РОСТА
ЭКОНОМИКИ
© 2014 г. H.H. Евченко, Ю.З. Насиров
Евченко Наталья Николаевна -доктор экономических наук, кафедра мировой экономики и международных отношений, экономический факультет, Южный федеральный университет, ул. М. Горького, 88, г. Ростов-на-Дону, 344007. E-mail: [email protected].
Yevchenko Natalya Nikolayevna -
Doctor of Economic Sciences,
Department of World Economy
and International Relations,
Faculty of Economics,
Southern Federal University,
M. Gorkogo St., 88, Rostov-on-Don, 344007. Russia.
E-mail: [email protected].
Насиров Юрий Зейфулаевич -кандидат экономических наук, доцент,
кафедра отраслевой и мировой экономики, Донской государственный аграрный университет, пос. Персиановский, Ростовская область, 346493. E-mail: yura-nasirov@rambler. ru.
Nasirov Yuriy Zeyfulayevich -Candidate of Economic Sciences, Associate Professor,
Department of Sectoral and the World Economy, Don State Agrarian University, Persianovsky Settle., Rostovskaya oblast, 346493. Russia. E-mail: yura-nasirov@rambler. ru.
В условиях замедления регистрируемых темпов экономического роста актуальны решения по инвестиционной активизации. Для российских мегарегионов важна выработка собственной траектории стимулирования инвестиций. Приоритетными сферами инвестиционной активности юга России выступают: российская внешнеторговая специализация (внешнеторговый транзит), улучшение динамики отраслевой структуры хозяйства при импортозамещении (животноводство), повышение качества управления бизнес-средой и инвестициями, маркетинг инвестиционного потенциала юга России (иностранные и внутренние инвесторы).
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная активность, санкции, иностранные инвесторы, приоритеты, импортозамещение.
In the conditions of the economic growth slowing, the important solutions should be issued to enhance the investment activity. It is important for Russian mega-regions to develop their own method to encourage investments. The priority areas of investment activity in Southern Russia are Russian foreign trade specialization (foreign trade transit), improvement of sector structure dynamics of the economy by import substitution (livestock sphere), improvement of the business environment management and investments, marketing the investment potential of the South ofRussia (foreign and domestic investors).
Keywords: investment, investment activity, sanctions, foreign investors, priorities, import substitution.
Исключительно волатильным, дестабилизирующим многие корпоративные стратегии российского бизнеса стал 2014 г. С начала
нового тысячелетия сложно припомнить столь значительное число негативных факторов замедления темпов экономического развития в
обстоятельствах, обусловленных комплексом геополитических и экономических, а также внутренних и внешних причин.
В 2013 г. национальная экономика выросла на 1,3 %, что было худшим показателем за последние четыре года. Прогнозы ключевых макроэкономических показателей на 2014 г., рассчитанные для России международными финансовыми институтами, подтверждают, что на несколько лет прогнозируется медленный экономический рост или даже его отсутствие: Ситигрупп (Citigroup) еще в марте снизил прогноз по росту российского ВВП с 2,6 до 1 %. Банк России также существенно изменил первоначальный прогноз роста ВВП в текущем году с 1,5 - 1,8 % до 1,0 % [1].
Доклад Всемирного Банка об экономике России № 30 (сентябрь 2013 г.) год назад предполагал определенное ускорение темпов развития экономики в 2014 г. - до 3,1 % [2]. В подготовленном же им недавно докладе № 32 отмечается ряд значительных рисков при прогнозировании среднесрочного экономического роста в России на 2014 - 2016 гг., предложены три сценария развития. Согласно базовому сценарию, предполагающему стагнацию, экономический рост составит 0,5 % в 2014 г., 0,3 - в 2015 г. и 0,4 в 2016 г. Базовому сценарию сопутствуют два альтернативных сценария: оптимистический, но которому возможно некоторое восстановление экономического роста до 0,9 % в 2015 г. и 1,3 - в 2016 г.; пессимистический предполагает наступление длительной рецессии, со снижением темпов роста экономики до 0,9 % в 2015 г. и 0,4 - в 2016 г.
Из Доклада следует ряд стратегических выводов для раскрытия потенциала экономического роста в России. Возврат к его высоким темпам и будет зависеть от неуклонного роста инвестиций и улучшения потребительских настроений, что потребует предсказуемости экономической среды и продвижения важных структурных реформ» [3].
В данной ситуации с учетом складывающейся экономической и политической перспективы неопределенности бизнесмены вынуждены пересматривать концепции развития, причем для них многократно возрастают риски принятия неверных решений. Для юга России особенно важно определить новые источники роста экономики, сформировать стимулы активизации предпринимательства и инвестиций.
Во-первых, в национальной экономике юг России обладает аграрно-сервисной (услуго-вой) специализацией: величина добавленной стоимости, созданная в данных секторах ключевых южно-российских регионов, составляет 60 - 75 %. Ростовская область выделяется значимой долей обрабатывающей промышленности [4].
Внешнеторговая специализация юга России основана на его транзитном характере для внешнеторговых грузов России, а внешние границы регионов ЮФО - преимущественно морские и речные порты, перемещающие, проводящие таможенное оформление около трети (33 - 37 %) грузов участников ВЭД, зарегистрированных в налоговых органах, расположенных вне региона деятельности Южного таможенного управления (ЮТУ) [5]. Внешнеторговая логистика - важнейший сектор экономики юга России, в нем работают десятки компаний (перевозчики, оптовые продавцы, таможенные представители, консультанты), в силу чего в случае снижения внешней деловой и торговой активности сфера внешнеторговых посреднических операций подвергнется прогнозируемой закономерной стагнации.
События лета 2014 г. с большой вероятностью стимулируют углубление действующей с 2012 г. тенденции спада экспортно-импортной активности в регионах ЮФО. По данным ЮТУ ФТС РФ, в 2011 г. внешнеторговый оборот субъектов ЮФО к уровню 2010 г. вырос на 40 %, в 2012 его объемы стабилизировались, а в 2013 г. произошел незначительный спад - на 4,1 %. В первом же полугодии 2014 г. по отношению к аналогичному периоду 2013 г. внешнеторговый товарооборот ЮФО вырос на 7,1% [5]. Важным аспектом потенциального прогнозирования спада товарооборота представляется то, что предприятиями ЮФО около трети объема внешней торговли ведется с партнерами из стран ЕС, на которые преимущественно и распространяются российские летние ответные внешнеторговые санкции. Для кредитных организаций России уже заметно осложнен процесс получения внешних финансовых заимствований, поэтому и для бизнеса кредиты подорожали, что привело к росту издержек предприятий и заметному росту цен, особенно на продукты питания.
Во-вторых, специфика Ростовской области связана с тем, что ее отдельные крупные
предприятия [6] принадлежат иностранным инвесторам, поэтому могут быть вероятными риски политических решений стран-инвесторов о целесообразности сохранения присутствия и инвестирования в России. В целом к традиционным предпринимательским рискам ныне добавляются новые и политические (внешние), и экономические (внутренние), инвесторы оценивают и факторы, осложняющие принятие решений: рост налоговой и операционной нагрузки на бизнес; прогнозируемое снижение покупательной способности населения в результате изменения цен на продовольствие, роста его и без того существенной доли в потребительской корзине населения; происходит не только стабилизация, но и относительное снижение доходов населения при росте инфляции [7].
Не исключено, что некоторые инвесторы пересмотрят предварительные решения и подписанные соглашения и по региональным проектам на юге России, причем тактика инвестирования определяется степенью операционной готовности и стратегической значимостью региональных проектов для компании.
В целом иностранное инвестирование будет осложнено, а усилия по привлечению иностранных инвесторов могут оказаться экономически необоснованными для дотационных (подавляющее большинство) региональных бюджетов РФ. В этой связи важно ориентироваться на усиление эффективного взаимодействия российского бизнеса и власти, достижение комфортных условий для национальных предпринимателей - предсказуемой и устойчивой среды [8].
В-третьих, для предприятий юга России открываются новые инвестиционные и торговые возможности: продление санкций и нарушение торговых связей стимулирует стратегию пополнения товарами освобождающихся от импорта национальных рыночных ниш, например части групп продовольствия, с одной стороны. С другой - в условиях двухлетнего членства России в ВТО компании более активны на зарубежных рынках: перемещают за рубеж торговлю, производство, выводят капиталы, ресурсы.
Однако наблюдается и национальная консолидация бизнеса, усиливаются предпосылки для объединительных региональных тенденций, ведется формирование альянсов, в результате чего конкуренция заменяется эффективным ассоциативным сотрудничеством.
Среднему региональному бизнесу важно освоить успешную технологию кооперации региональных производителей на внешних рынках. Для преодоления сложившихся конкурентных бизнес-традиций предпринимательству необходимо объединять усилия в кооперационных внешнеторговых и инвестиционных проектах, научиться согласовывать интересы, повысить договороспособность, наконец, понять, что фирмы являются конкурентами на внутреннем рынке, но для внешних рынков их размер и поставки находятся в пределах размера статистической погрешности.
В Ростовской области пока неизвестны проекты кооперационного характера и внешнеторговой (инвестиционной) направленности -компании предпочитают действовать в рамках собственных ресурсов и проектов.
В-четвертых, количественный анализ групп доминирующего национального импорта продовольствия указывает на стратегию возможного эффективного инвестиционного импортоза-мещения, что в региональном контексте - по продовольствию - проявляется в создании условий для отраслей, продукцию которых можно произвести и поставить на внутренний рынок. Например, в России существует устойчивая группа лидирующих по доле импорта в потреблении товаров (2013 г.): говядина - 25 %; свинина - 16; морковь - 14; лук - 13; птица - 12; сахар - 8 % [9]. Следовательно, именно животноводство, производство и первичная обработка мяса могут выступать в качестве стратегическо-го,долгосрочного направления импортозамеще-ния для регионов юга России, располагающих собственной кормовой базой и благоприятными природно-климатическими условиями при исторических корнях и традициях развития мясной подотрасли.
Импорт других продовольственных групп -морковь, лук, сахар - связан, скорее, не с проблемами выращивания как такового, а со слабым развитием инфраструктуры сохранения урожая - оборудованных складов, баз, а также отсутствием стабильности поставок в торговые сети. Для сахара признанными являются проблемы недостаточной сырьевой базы, устаревших технологий низкой внешней конкурентоспособности при открытом рынке.
В силу отмеченных выше причин крупные импортеры, в первую очередь торговые сети, вынуждены закупать товары за рубежом у поставщиков, способных обеспечить стабиль-
ность поставок продукции в течение зимнее-весеннего периода. Таким образом, проблемы импортозамещения продовольствия кроются преимущественно в технологической и логистической сферах, а не в производстве. Инфраструктура продовольсвтия требует значительных инвестиционных вложений, а также маркетинговых проработок.
В-пятых, важно понимать, что инвестиционная привлекательность юга России в настоящее время во многом определяется политическими, а не экономическими аспектами. Поэтому стратегия региональной власти должна включать более тесное взаимодействие с инвесторами при гарантировании минимальности рисков. Например, важно подчеркивать устойчивость развития экономики регионов юга России, разрабатывать меры по обеспечению комфортности для бизнеса, налаживать более тесный диалог с предпринимателями и эффективно действовать при попытках нарушения их прав. Кроме того, было бы полезно создать льготные условия работы инвесторам, которые не только заявили о желании сотрудничать, но и сохраняют обязательства в рамках ранее подписанных инвестиционных договоров.
В-шестых, для регионов юга России события на востоке Украины пока представляются фактором активной дестабилизации инвестиционного климата. Важно помнить об уроках использования приграничного положения данных регионов ЮФО: инвесторы размещали производственные проекты именно в Ростовской области в расчете на поставки продукции на Украину. Поэтому сроки изменения тактики работы с инвесторами будут определяться развитием ситуации в сопредельных с Ростовской областью регионах Украины.
В-седьмых, в условиях бегства капитала из нестабильной экономики даже небольшой ее рост потребует кратного наращивания инвестиций, привлечения дополнительных людских ресурсов, улучшения институционально-финансовой инфраструктуры и поиска новых финансовых источников, которые (как показывает состав региональных банков и иных банковских подразделений, набор их услуг, стратегии развития) поступают в регионы преимущественно извне.
Учитывая структуру регионального банковского сообщества, в которой доминируют внерегиональные банки, органам управ-
ления регионов ЮФО важно налаживать диалог с банковским сообществом. При этом следует подчеркнуть, что банки наращивают присутствие в тех российских регионах, где эффективно растет региональный бизнес, расширяется рынок, положителен спрос бизнеса на финансовые ресурсы и наличествует состоятельное население. Поэтому в региональном «состязании» за ресурсы в период нестабильности и объективной диверсификации привлекательности условий бизнеса победят российские регионы, обеспечивающие комфорт крупному, среднему и мелкому бизнесу.
Таким образом, как видно из вышепрове-денного анализа, источники роста экономики юга России связаны с реализацией стратегий регионального развития по нескольким приоритетным направлениями.
1. В целях сохранения транзитного внешнеторгового потенциала юга России важно активнее взаимодействовать с российскими компаниями-экспортерами, создавать конкурентные условия перемещения внешнеторговых грузов, разработать отраслевой план сохранения сторонних (российских и иностранных) внешнеторговых потоков через южную внешнеторговую инфраструктуру.
2. Предоставление инвестиционных льгот крупным инвесторам потребует тщательного обоснования приоритетности выбора партнеров, поскольку для региона важны создание рабочих мест, рост налогов, реинвестирование доходов, повышение технологического уровня производства, реализация потребности в качественных рабочих местах, комфортной жизни. Иначе самое квалифицированное население «побежит» туда, где создаются условия жизни, обеспечив тем самым положительный поток инвестиций вместе с работниками. Технология дифференциации регионов РФ в значительной степени связана с балансом трудовых ресурсов, особенно высококвалифицированных.
3. Регионам ЮФО целесообразно проводить комплексные инвестиционные исследования с целью выявления приоритетных для бизнеса направлений и форм содействия инвесторам, создания стимулов роста инвестиции. При этом использование потенциала местного экспертного и научного сообществ позволило бы создать работающую инвестиционную стратегию региона, включая международное направление. Важно вер-
нуться к инвестиционной стратегии ЮФО, выявлять межрегиональные задачи и проекты, позволяющие учесть интересы больших групп, заинтересованных в активизации инвестиционного процесса, сохранения уровня жизни.
Литература
1. ЦБ резко снизил прогноз роста экономики России. URL: http://lenta.ru /news/2014/04/02/forecast (дата обращения: 30.09.2014).
2. Доклад Всемирного банка по экономике России (сентябрь 2013). URL: http://bankiforum.ru/show-thread.php/223 (дата обращения: 30.09.2014).
3. Доклад об экономике России № 32: Неопределенность экономической политики ограничивает горизонты роста в среднесрочной перспективе. URL: http://www.worldbank.org/ru/news/press-release/2014/
Поступила в редакцию
09/24/russia-economic-report-32 (дата обращения: 06.10.2014).
4. Структура ВРП Ростовской области. URL: http://www.donland.ru (дата обращения: 03.10.2014).
5. Внешняя торговля ЮФУ за 2010-2013 гг., 2014 (январь-июнь). URL: http://www.yutu.customs.ru (дата обращения: 03.10.2014).
6. Белокалитвинское металлургическое предприятие (г. Белая Калитва), НЭВЗ (г. Новочеркасск) и др.
7. Милюкова Я., Нетреба П., Малышева Е., Заба-вина Ю. Надежды на ускоренный рост экономики в 2015 году растаяли с новым макропрогнозом. URL: http://www.top.rbc.ru/economics/27/08/2014/ (дата обращения: 30.09.2014).
8. Ведение бизнеса в России-2012. URL: http://www. doingbusiness.org/russia (дата обращения: 30.09.2014).
9. Россия: импорт продовольствия. URL: http://ukr-prod.dp.ua/2014/01/26/rossiya-import-prodovolstviya-v-2013-godu.html (дата обращения: 30.09.2014).
8 октября 2014 г.