ЭКОНОМИКА: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
УДК 338(100)(471.6)
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЙ ВЕКТОР СОВРЕМЕННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
ЮГА РОССИИ
© 2012 г. А.Ю. Архипов
Южный федеральный университет, Southern Federal University,
ул. Горького, 88, г. Ростов-на-Дону, 344007, Gorky St., 88, Rostov-on-Don, 344007,
dekanat@econ. sfedu. ru dekanat@econ. sfedu. ru
Рассматривается внешнеэкономическая деятельность в региональной стратегии современной модернизации Юга России. Исследована товарная и географическая структура внешней торговли ЮФО, привлечение прямых иностранных инвестиций в регионе, особое внимание уделено внешнеэкономическим связям со странами СНГ, приграничному сотрудничеству. Определены основные направления модернизации внешнеэкономической деятельности на Юге России.
Ключевые слова: регионы Юга России, ЮФО, внешнеэкономическая деятельность, внешняя торговля, товарная структура, географическая структура, прямые иностранные инвестиции, еврорегионы, приграничное сотрудничество.
The article carries out informative analysis offoreign trade value in South of Russia's regional strategy ofpost-crisis modernization. The author Investigates export and import pattern, geographical structure of Southern Federal District's, flows of FDI. It focuses on foreign economic relations with CIS countries, cross-border cooperation. We determine main directions of modernization of foreign economic activity in the South of Russia.
Keywords: South of Russia, Southern Federal District, foreign trade, export and import pattern, geographical pattern, foreign direct investments, Euroregions, cross-border cooperation.
Экономический кризис вызвал изменение мирового развития, создал новую экономическую реальность. Постепенно отходит в прошлое однополярная глобализация, усиливается влияние стран группы БРИКС. Меняется соотношение сил основных региональных группировок. В этих условиях сохраняется, усиливается значение регионов национальных государств, играющих важную роль в современном экономическом развитии. Все большую роль приобретает международная деятельность российских регионов, в рамках которой развиваются внешнеэкономические взаимодействия. На необходимость более активного включения во внешнеэкономическую деятельность российских регионов указывается во внешнеэкономической стратегии РФ до 2020 г., принятой в 2008 г. [1].
Регионы активно участвуют в координации, регулировании внешнеэкономической деятельности предприятий, фирм, действующих на их территории. В каждом из российских регионов внешнеэкономические связи хозяйствующих субъектов имеют свои особенности, определяющиеся спецификой ресурсной базы, инфраструктуры, уровнем социально-экономического развития, состоянием предприятий, степенью их адаптации к работе в рыночных условиях, развития предпринимательства, его поддержки региональными органами власти.
Важное место среди российских регионов занимают субъекты РФ ЮФО, социально-экономическое положение, межнациональные, межконфессиональ-
ные отношения которого являются значимыми для экономики и политики нашей страны [2]. Внешнеэкономическая деятельность региона имеет большое значение, развивается противоречиво. С одной стороны, с созданием в 2010 г. СКФО в основном преодолена значительная дифференциация субъектов федерации ЮФО по объемам этой деятельности. На долю Краснодарского края, Ростовской, Волгоградской, Астраханской областей приходится более 99 % внешнеторгового оборота региона, а доля республик - Калмыкии и Адыгеи не превышает 1 % (табл. 1).
После падения в условиях кризиса 2008 г. постепенно восстанавливаются объемы внешнеэкономической деятельности. Так, в 2011 г. внешнеторговый оборот ЮФО увеличился на 42 % относительно объемов 2010 г. Следует отметить, что объемы внешней торговли выросли во всех субъектах ЮФО, но наиболее быстрые темпы в 2011 г. по сравнению с 2007 г. в Адыгее (в 3 раза). Ведущее место принадлежит Краснодарскому краю, на долю которого приходится 47,6 % внешнеторгового оборота ЮФО. На Ростовскую область, многие годы лидировавшую в ЮФО по размерам внешнеторгового оборота, приходилось в 2011 г. 33,4 % его объема, что в то же время, больше на один процент, чем в 2010 г.
Возросло в 2011 г. в ЮФО положительное сальдо внешнеторгового баланса, составив 7,1 млрд дол. США и увеличившись относительно 2010 г. на 5,3 млрд дол. США. Торговый дефицит, хотя и значительно сокра-
щенный в 2010 г. с 816 - до 56 млн дол. США, имеет округа. Дефицит внешнеторгового баланса в СКФО место в Ростовской области, а также в республиках составил в 2011 г. 569 млн р.
Таблица 1
Динамика участия субъектов РФ во внешней торговле ЮФО и СКФО, 2005 - 2010 гг., % [3]
Субъект ЮФО/СКФО 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Адыгея 0,13 0,13 0,13 0,3 0,3 0,4* 0,4
Астраханская область 3,5 3,7 4,9 5,5 5,0 3,1 3,0
Волгоградская область 17,4 11,5 18,8 18,2 16,3 15,6 15,4
Дагестан 2,5 2,6 1,7 2,4 1,8 19,4 21,2
Ингушетия 0,4 0,3 0,1 0,1 0,1 0,5 0,7
Кабардино-Балкарская Республика 0,5 0,4 0,3 0,4 0,4 3,5 5,0
Калмыкия 0,4 0,2 0,1 0,5 0,3 0,4 0,2
Карачаево-Черкесская Республика 0,3 0,4 0,4 0,4 0,4 6,9 8,8
Краснодарский край 28 35,5 29,7 30,9 36,1 48,2 47,6
Ростовская область 37,5 36,7 37 34,9 31,1 32,4 33,4
Северная Осетия-Алания 1,2 1,4 0,9 0,6 0,7 6,3 7,6
Ставропольский край 7,9 7,2 6,0 5,9 7,4 63,4 56,5
Чеченская Республика 0,0 0,0 0,0 0,0 0,2 0,1 0,2
* - жирным выделены показатели субъектов РФ, продолживших функционирование с 2010 г. в составе ЮФО, нежирным - субъектов РФ, вошедших в состав СКФО.
Требуют совершенствования структура и география экспорта в регионе. Незначительной в 2011 г. оставалась доля в экспорте продукции машиностроения, в целом по округу - 2,7 %. В Ростовской области, наиболее индустриально развитой в округе, ее экспорт в общем объеме в 2011 г. составлял 7,3 %, в 1997 - 31,8, в 2001 г. - 36,8, а в 2005 г. - 19 % [4]. Это свидетельствует о необходимости целенаправленных мер по стимулированию экспорта данного вида продукции.
Значителен вывоз сырья в регионе: 64,3 % экспорта в ЮФО в 2011 г. было обеспечено реализацией минерального топлива, причем его экспорт относительно предыдущего года вырос в 2 раза в стоимостном выражении; 17,6 приходилось на продовольствие и сырье для его производства, 9,9 - экспорт металлов и изделий из них. С учетом этого следует увеличивать стимулирование в регионе развития перерабатывающей промышленности,
активнее продвигать продукцию машиностроения на экспорт, способствовать в этом предприятиям, особенно тем, которые ведут уже модернизацию производства, стараются производить конкурентоспособную продукцию, применять агрессивный маркетинг.
Сохраняется тенденция к сокращению в общем объеме внешнеэкономических обменов доли стран СНГ. Доля стран дальнего зарубежья в 2011 г. во внешней торговле субъектов РФ ЮФО составила уже 81,4 % (СКФО - 72,8 %), в 2005 г. - 71, в 2007 г. в ЮФО - 72 % (табл. 2). Крупнейшими из них на протяжении ряда лет остаются Турция, Италия, Корея, Германия, Китай, Египет. Страны СНГ представлены, в первую очередь, ближайшими торговыми партнерами - Украиной и Казахстаном. Сальдо внешней торговли с Украиной отрицательное, причем импорт почти в 3 раза превышает экспорт.
Таблица 2
Доля стран дальнего зарубежья (ДЗ) и СНГ во внешней торговле субъектов РФ ЮФО и СКФО,
2005 - 2010 гг., % [5]
Субъект 2005 2007 2008 2009 2010
ДЗ СНГ ДЗ СНГ ДЗ СНГ ДЗ СНГ ДЗ СНГ
Адыгея 74 26 77 23 89 11 86 14 89 11
Астраханская область 70 30 84 16 76 24 73 24 61 39
Волгоградская область 69 31 73 27 74 26 71 29 77 23
Дагестан 37 63 42 58 64 36 42 58 48 52
Ингушетия 99 1 99 1 97 3 92 8 58 42
Кабардино-Балкарская Республика 89 11 71 29 78 22 82 18 82 18
Калмыкия 93 7 78 22 66 34 48 52 71 29
Карачаево-Черкесская Республика 41 59 63 37 69 31 57 43 74 26
Краснодарский край 87 13 87 13 85 15 87 13 90 10
Ростовская область 58 42 60 40 62 38 67 33 66 34
Северная Осетия-Алания 47 53 70 30 70 30 90 10 81 19
Ставропольский край 73 27 70 30 73 27 79 21 84 16
Чеченская Республика 0 0 93 7 93 7 98 2 100 0
Всего по ЮФО 71 29 72 28 73 27 76 24 78 22
Вместе с тем очень важно сохранять и развивать экономические отношения со странами СНГ еще имеющими кооперационные связи, рынки, которые в последние годы
активно захватывались фирмами стран дальнего зарубежья. Способствовать этому должны и целенаправленные усилия администраций республик, краев, областей, на-
правленные на совершенствование экономического взаимодействия с регионами государств содружества. Особенно это важно в свете создания и функционирования Таможенного союза России, Казахстана, Белоруссии, формирования единого экономического пространства.
Для развития внешнеэкономических связей в субъектах федерации все активнее применяют различные меры государственного регулирования, которые способствуют росту объемов экспорта товаров, пользующихся стабильным спросом на мировом рынке и производимых в нашем регионе. Например, в Ростовской области реализуется уже третья областная долгосрочная целевая программа поддержки экспорта на 2011 - 2014 гг. [6]. В рамках программ 2007 - 2008 и 2009 - 2010 гг. был осуществлён комплекс мероприятий организационного, законодательного, информационного, финансового характера, способствовавших развитию экспорта в области в том числе в непростых кризисных условиях [7]. В рамках действующей в настоящее время программы поддержки экспорта в области предоставляются субсидии организациям - экспортерам готовой продукции, в целях возмещения части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в российских банках, на сертификацию экспортной продукции на соответствие международным стандартам, затрат по участию в выста-
вочных и других мероприятиях, необходимых для продвижения продукции за рубежом, содействие участию в конкурсе на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам из средств федерального бюджета и др. С целью повышения эффективности программы в ней определены целевые индикаторы и показатели, которые необходимо достичь в ходе ее выполнения. Аналогичные программы принимаются и в других субъектах федерации ЮФО. Так, в Краснодарском крае действует Краевая целевая программа поддержки экспорта на 2010 - 2012 гг., в Астраханской - поддержка экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства [8].
Важная составляющая внешнеэкономической деятельности в регионах - привлечение иностранных инвестиций. Последнее время все больше собственных средств предприятий вкладывается в обновление основных фондов, однако, основные средства многие годы не развивались, часто даже не восстанавливались, поэтому привлечение иностранных инвестиций остается весьма востребованным. В целом отмечается позитивная динамика привлечения иностранных инвестиций в округа. Так, если в 1997 г. привлечено инвестиций на сумму 125 млн дол., то в 2008 г. в 25 раз больше (3208 млн дол.) и в послекризисном 2010 г. -2388 млн дол. (рисунок).
Динамика объема иностранных инвестиций в ЮФО и СКФО, 1996 - 2010 гг., млн дол. [9]
В субъектах ЮФО и СКФО привлечение иностранных инвестиций крайне неравномерно. Наибольший объем приходится на Ростовскую область, которая привлекла в 2010 г. в экономику региона 63 % от общего их объема в ЮФО, или 1460 млн дол. В Краснодарском крае их поступление в 2010 г. составило 543 млн дол., Волгоградской области - 102 млн дол. Из семи субъектов СКФО только два - Дагестан и Ставропольский край - привлекают иностранные инвестиции в свою экономику.
В структуре иностранных инвестиций преобладают (85,8 %) прочие инвестиции - торговые и банковские кредиты, банковские депозиты. На долю прямых иностранных инвестиций приходится только 14 % (табл. 3).
Среди иностранных инвесторов в ЮФО лидируют представители Республики Кипр, создавшие 374 предприятия. Они впереди во всех регионах Юга России, за исключением Астраханской области, где лидирует Казахстан [10].
Динамика привлечения иностранных инвестиций в регион отражает и постепенное улучшение инвестиционного климата, и реализацию крупных инвестиционных проектов. Росту иностранных инвестиций способствовали введение определенных льгот для иностранных инвесторов в ряде субъектов федерации региона, принятие инвестиционных законодательств, в частности Ростовской областью, Краснодарским краем. Важно и дальше расширять привлечение ино-
странных инвестиций в экономику округа, улучшая создавая благоприятные условия для иностранных инвестиционный климат, развивая инфраструктуру, инвесторов.
Таблица 3
Иностранные инвестиции в экономику субъектов ЮФО и СКФО, тыс. дол. [10]
2005 2010
Прямые Портфельные Прочие Прямые Портфельные Прочие
ЮФО, всего 421 576 26 730 538 960 296 336 1 923 2 015 866
СКФО, всего 39 216 - 34 345
Адыгея 1 555 - - 22 907 - 79 439
Астраханская область 10 862 12 642 8 821 4 536 1 10 721
Волгоградская область 2 903 - 13 489 16 556 1 518 174 291
Дагестан - - - 1 154 - -
Ингушетия - - - - - -
Кабардино-Балкарская Республика - - - - - -
Калмыкия - - - - - -
Карачаево-Черкесская Республика - - - - - -
Краснодарский край 298 032 3 263 162 631 208 616 54 334 544
Ростовская область 60 185 - 351 845 43 721 350 1 416 860
Северная Осетия - - - - - -
Ставропольский край 48 039 10 825 2 174 38 062 - 34 345
Чеченская Республика - - - - - -
Большой потенциал развития кооперационных связей содержат проекты по сотрудничеству с приграничными или связанными акваторией одного морского бассейна государствами. Таковыми в ЮФО являются все субъекты федерации, кроме Республики Адыгея. Приграничное сотрудничество развивается и в рамках региональных экономических объединений. Для ЮФО это взаимодействие в составе Черноморского экономического сотрудничества. Определенный опыт такого сотрудничества есть в Краснодарском крае, Ростовской области, Республике Адыгея. Это взаимодействие с Украиной, Болгарией, Турцией, другими причерноморскими странами, хотя, это сотрудничество должно все больше наполняться конкретными формами взаимодействия [11].
Одна из положительно зарекомендовавших себя форм приграничного сотрудничества - поддерживаемые Европейским сообществом еврорегионы, представляющие собой инструмент содействия совместным трансграничным проектам, организации сотрудничества и развития приграничных территорий.
К основным задачам еврорегионов относятся организация и координация работы по содействию сотрудничеству между членами еврорегиона в областях экономики, науки, образования, экологии, здравоохранения и культуры; предоставление помощи в разработке конкретных проектов трансграничного сотрудничества, которые представляют взаимный интерес, оказание содействия сотрудничеству членов ев-рорегиона с международными организациями и учреждениями; реконструкция имеющихся и создание новых транспортных коридоров; согласование экологической политики относительно основных природных ресурсов: водных, лесных и других, решение вопросов регулирования и содействия трудовой миграции населения регионов.
В рамках еврорегионов осуществляется работа по развитию торгово-экономических связей и совместная инвестиционная деятельность. В спектр взаим-
ных интересов включаются совместные научные исследования, обмен опытом специалистов в сфере образовательной деятельности, взаимная стажировка, переподготовка и повышение квалификации кадров в научных и учебных учреждениях участников еврорегиона и др.
В России в настоящее время действуют евроре-гионы «Карелия», в который входят Республика Карелия и ряд региональных союзов со стороны Финляндии; «Неман», включающий приграничные регионы Белоруссии, Литвы, Польши и России; «Слобожанина», объединяющий Харьковскую область Украины и Белгородскую область России; «Днепр», в который вошли области России, Украины, Белоруссии.
На Юге России последние несколько лет прорабатывалось создание подобного объединения, завершившееся подписанием 29.10.2010 г. Договора о создании еврорегиона «Донбасс», включающего Луганскую область Украины и Ростовскую - России. Несколько позже к договору присоединилась Донецкая область Украины. В рамках еврорегиона разрабатываются программы по оптимизации логистической инфраструктуры, модернизации транспортного сообщения между регионами и странами, упрощения перехода границы, улучшение экологии реки Северский Донец. Развивается приграничное экономическое сотрудничество, ведется строительство новых транспортных, таможенных переходов, реализуются совместные программы в социальной, культурной областях.
Сотрудничество на уровне регионов позволяет оперативнее решать многие приграничные проблемы, создавать гибкие хозяйственные структуры с привлечением внешних инвестиций для строительства новой или расширения уже существующей приграничной и транспортной инфраструктуры, налаживать торговлю, туризм, расширять сотрудничество в культурной, социальной, природоохранной и других областях.
К основным направлениям модернизации внешнеэкономической деятельности ЮФО можно отнести:
1) совершенствование внешнеторговой специализации региона, развитие ее инновационной составляющей, поиск новых экспортных ниш;
2) улучшение инвестиционного климата, совершенствование законодательства, налоговой политики, развитие инфраструктуры, сокращение теневизации экономики. Это должно способствовать расширению привлечения иностранных инвестиций в регионы, развитию совместных предприятий;
3) создание новых, инновационных, а также развитие имеющихся производств (связь, электроника, машиностроение, нефтехимия, атомная энергетика и др.). Расширение туристско-рекреационного комплекса и транспортных сообщений, имеющих общероссийское и международное значение и совершенствование транспортной инфраструктуры региона с привлечением иностранных инвестиций и рекреан-тов. Развитие, продвижение традиционных национальных продуктов (сыр, другие молочные изделия, вино, коньяк, продукция народных промыслов). Брендирование;
4) позиционирование региона как приграничной территории с соответствующими правительственными программами и мерами по преодолению проблем контактности взаимных границ и развитию смежных территорий (в том числе совершенствование законодательства и действующих процедур таможенного оформления и регулирования);
5) поддержка государственными и региональными властями внешнеэкономической деятельности.
Принятие рассмотренных мер органами управления субъектов федерации, местного самоуправления регионов будет способствовать модернизации внешнеэкономической деятельности Юга России, продвижению и укреплению его как крупного, значимого в глобальном экономическом пространстве региона, субъекта мировой экономики, притягивающего товарные потоки, капитал, людей.
Литература
1. Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации до 2020 года. М., 2008. С. 34.
2. Доктрина развития Юга России. Ростов н/Д; Волгоград, 2006; Овчинников В.Н., Колесников Ю.С. Силуэты региональной экономической политики на Юге России. Ростов н/Д, 2008. С. 121 - 167; Дружинин А.Г. Глобальное позиционирование Юга России: факторы, особенности, стратегии. Ростов н/Д, 2009. С. 40 - 66.
3. Составлено по данным официальных сайтов Южного таможенного управления и Северо-Кавказского таможенного управления Федеральной таможенной службы РФ. URL: http://www.yutu.customs.ru; sktu.customs.ru (дата обращения: 05.03.2012).
4. Данные официальных сайтов Южного таможенного управления и Северо-Кавказского таможенного управления Федеральной таможенной службы РФ. URL: http://www.yutu. customs.ru; URL: http://sktu.customs.ru (дата обращения: 05.03.2012).
5. Российский статистический ежегодник. М., 2011. С. 709 - 710.
6. Областная долгосрочная целевая программа поддержки экспорта в Ростовской области на 2011 - 2014 годы. Утверждена постановлением Администрации Ростовской области от 09.09.2010 № 173 в редакции постановлений от 04.04.2011 № 171, от 12.08.2011 № 521, от 18.11.2011 № 140 // Официальный сайт Правительства Ростовской области. URL: http://www.donland.ru (дата обращения: 05.03.2012).
7. Областная целевая программа поддержки экспорта в Ростовской области на 2007 - 2008 годы, утверждена Областным законом от 28.11.2006 № 594-ЗС; Областная целевая программа поддержки экспорта в Ростовской области на 2009 - 2010 годы, утверждена постановлением Администрации Ростовской области от 26.12.2008 № 604 // Там же.
8. См.: Краевая целевая программа «Поддержка экспорта Краснодарского края на 2010 - 2012 гг.» // Портал поддержки экспорта Краснодарского края. URL: http://www.kubanexport.ru (дата обращения: 05.03.2012); Положение об оказании государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, производящим и реализующим товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта, утвержденное постановлением Правительства Астраханской области от 14.05.2008 №227-П // Официальный сайт Министерства международных и внешнеэкономических связей Астраханской области. URL: http://www.astmid.ru (дата обращения: 05.03.2012).
9. По данным Федеральной службы государственной статистики РФ. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 10.02.2012).
10. Атлас социально-экономического развития Юга России / под ред. А.Г. Дружинина. М., 2011. С. 105.
11. Черноморье - Каспий: поиск новых форматов безопасности и сотрудничества / под ред. А.А. Язьковой. М., 2011; Причерноморье в XXI веке: социально-экономическое развитие и межрегиональные взаимодействия в контексте глобализации / Материалы междунар. науч. конф. 15 - 18.06.2011 г. Ростов н/Д; М., 2011; Архипов А.Ю., Федотова Е.И. Развитие экономического сотрудничества России со странами Причерноморья // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 2.
Поступила в редакцию 13 марта 2012 г.