Научная статья на тему 'Перспективные тенденции в обучении русскому языку младших школьников'

Перспективные тенденции в обучении русскому языку младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / TEACHING METHODS / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА / FUNCTIONAL STYLES OF RUSSIAN LANGUAGE / СТИЛИСТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / STYLISTIC ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Султанахмедова К. А., Рамазанова Д. А., Буржунова М. Г.

В статье проанализированы принципы формирования и развития познавательного интереса учащихся младших классов с учётом функционального стиля языка и речи. Охарактеризованы дискуссионные проблемы обучения отдельных языковых средств со значимыми маркерами межнациональной коммуникации, определены концептуальные технологии преподавания русского языка в Дагестане. В аспекте преподавания русского языка в Дагестане, определяющего содержание коммуникативно-речевой культуры, выделены специальные стилистические умения со значимыми маркерами межнациональной коммуникации. Формирование коммуникативного интереса и коммуникативно-речевой культуры позволяет выявить случаи интерференции в речи учащихся, контролировать состояние словарного потенциала с функциональными стилями языка и речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSPECTIVE TRENDS OF TEACHING RUSSIAN TO YOUNG SCHOOLCHILDREN

The article analyses principles of formation and development of cognitive interest to Russian language lessons among students of 3-4 grades. The research is based on the level of mastering different functional styles of Russian and native language. The work describes problems of teaching young pupils and defines conceptual teaching technologies in Dagestan. The paper studies aspects of teaching the Russian language in Dagestan, which defines the contents of the training classes on Russian language, marked with a special stylistic ability, able to serve as a significant landmark in the development of learning interest in the subject. Formation of communicative skills allows to identify cases of interference in the speech of students and monitor the status of vocabulary-building functional styles of Russian and native language.

Текст научной работы на тему «Перспективные тенденции в обучении русскому языку младших школьников»

всей образовательной системы в целом. Подобный подход позволит не только рассмотреть акторов, но и выявить изменение структуры, вовремя обратить внимание на намечающиеся тенденции в динамике изменений. Это диктует необходимость в наличие такого непременного атрибута организации мониторинга, как принцип системности.

Несомненным достоинством внедряемого методологического принципа реализации педагогического мониторинга является его универсальность, адаптированность к системе образования, валидность в условиях создания системы непрерывного образования. Однако, исходя из принципа системности, необходимо учитывать специфику акторов, принимать во внимание любые факторы, которые могут затруднить реализацию технологии Пм. В теории систем подобные факторы описываются как «эн-тропический аспект». К подобному аспекту можно причислить: региональную специфику образовательной системы; специфику управления учреждением образования и особенности управленческой культуры и тому подобные особенности. Региональный компонент может влиять на состав акторов и их особенности. В отдельных регионах, сильны позиции студенчества, в других -администрации ВУЗов, если не учитывать региональный компонент при ПМ, не возможно правильно определить не только особенности образовательного процесса, но и просто адекватно интерпретировать текущее положение вещей. Важно также и то, кто конкретно реализует технологию ПМ. Дело в том, что у реа-

Библиографический список

лизующего всегда есть определённые ожидания и интересы, что мешает объективности применения ПМ. Поэтому оптимально, когда технология реализуется либо нейтральной, либо наиболее незаинтересованной в результатах стороной. Ни у кого не вызовет сомнений то, что мониторинг работы администрации ВУЗа, который осуществляется самой администрацией будет не вполне объективен. Важно также и то, на каком уровне образовательной системы происходит ПМ. Каждый из уровней, будь то школа или послевузовская подготовка, имеет свою специфику, которая значимо влияет на цели образовательного процесса. Первоочередная оценка цели и того как она достигается, и как можно оптимизировать данный процесс - это и есть подлинная задача мониторинга, как технологии, применительно к любым ситуациям

[7].

Решение проблемы качества образования (которое является и критерием и в конечном счёте целью применения ПМ) зависит от того, насколько своевременно и адекватно будут реагировать образовательные учреждения на изменения внешней среды, на потребности общества, социальный заказ, насколько эффективны и педагогически оправданны избранные методы и технологии, насколько объективной, независимой и систематической будет экспертиза деятельности образовательного учреждения [8]. Исходя из данной сентенции, ПМ - это ключевая технология для улучшения качества образования, а значит одна из фундаментальных и для образования в целом.

1. Игропуло И.Ф. О проблеме понимания социокультурного контекста развития образования. Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. 2012; 3 (32): 155.

2. Горб В.Г. Педагогический мониторинг в вузе: методология, теория, технологии. Екатеринбург, 2003.

3. Диагностическая деятельность педагога: учебное пособие для студентов вузов. Москва, 2008.

4. Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. Москва, 2010.

5. Бардовский Г.А., Нестеров А.А. Управление качеством образовательного процесса. Санкт-Петербург, 2011.

6. Эпистемология: перспективы развития. Москва, 2012.

7. Горб В.Г. Технологические аспекты педагогического мониторинга взаимоотношений субъектов образовательной деятельности в вузе. Стандарты и мониторинг в образовании. 2003; 2: 46 - 52.

References

1. Igropulo I.F. O probleme ponimaniya sociokul'turnogo konteksta razvitiya obrazovaniya. Vestnik Severo-Kavkazskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2012; 3 (32): 155.

2. Gorb V.G. Pedagogicheskij monitoring v vuze: metodologiya, teoriya, tehnologii. Ekaterinburg, 2003.

3. Diagnosticheskaya deyatel'nost'pedagoga: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov. Moskva, 2008.

4. Kuz'mina N.V. Akmeologicheskaya teoriya povysheniya kachestva podgotovkispecialistov obrazovaniya. Moskva, 2010.

5. Bardovskij G.A., Nesterov A.A. Upravlenie kachestvom obrazovatel'nogo processa. Sankt-Peterburg, 2011.

6. 'Epistemologiya: perspektivy razvitiya. Moskva, 2012.

7. Gorb V.G. Tehnologicheskie aspekty pedagogicheskogo monitoringa vzaimootnoshenij sub'ektov obrazovatel'noj deyatel'nosti v vuze. Standarty i monitoring v obrazovanii. 2003; 2: 46 - 52.

Статья поступила в редакцию 23.03.17

УДК 378

Sultanahmedova K.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: sh_shihalieva @mail.ru

Ramazanova D.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: sh_shihalieva @mail.ru

Burzhunova M.G., Cand. of Sciences (Philology), Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: sh_shihalieva @mail.ru

PERSPECTIVE TRENDS OF TEACHING RUSSIAN TO YOUNG SCHOOLCHILDREN. The article analyses principles of formation and development of cognitive interest to Russian language lessons among students of 3-4 grades. The research is based on the level of mastering different functional styles of Russian and native language. The work describes problems of teaching young pupils and defines conceptual teaching technologies in Dagestan. The paper studies aspects of teaching the Russian language in Dagestan, which defines the contents of the training classes on Russian language, marked with a special stylistic ability, able to serve as a significant landmark in the development of learning interest in the subject. Formation of communicative skills allows to identify cases of interference in the speech of students and monitor the status of vocabulary-building functional styles of Russian and native language.

Key words: teaching methods, functional styles of Russian language, stylistic abilities.

К.А. Султанахмедова, канд. пед. наук, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: sh_shihalieva @mail.ru

Д.А. Рамазанова, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: sh_shihalieva @mail.ru

М.Г. Буржунова, канд. филол. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: sh_shihalieva @mail.ru

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье проанализированы принципы формирования и развития познавательного интереса учащихся младших классов с учётом функционального стиля языка и речи. Охарактеризованы дискуссионные проблемы обучения отдельных языковых средств со значимыми маркерами межнациональной коммуникации, определены концептуальные технологии преподавания русского языка в Дагестане. В аспекте преподавания русского языка в Дагестане, определяющего содержание коммуникативно-речевой культуры, выделены специальные стилистические умения со значимыми маркерами межнациональной коммуникации. Формирование коммуникативного интереса и коммуникативно-речевой культуры позволяет выявить случаи интерференции в речи учащихся, контролировать состояние словарного потенциала с функциональными стилями языка и речи.

Ключевые слова: методика обучения, функциональные стили русского языка, стилистические умения.

В современной лингвистике довольно чётко обозначилась парадоксальная тенденция: стремление построить общую теорию отдельных языковых единиц на материале нескольких языков. Сразу же отметим, что подобный подход к решению общетеоретических вопросов должен вызвать возражение и обобщить программу усвоения функционального стиля. Функциональная стилистика - весьма специфичная часть курса русского языка. Можно с уверенностью говорить об исключительном значении стилистической компетенции в нерусской аудитории. Функциональный стиль при обучении курса русского языка в Дагестане -категория историческая и вопросы её классификации разрабатывались преимущественно на материале литературных языков. Классификация стилей на материале литературных языков довольно отчетливо обнаруживается во всем характере протекания текстовой деятельности. На уровне программной документации при обучении русскому языку в Дагестане, выдвигается следующая задача со спецификой текстовой деятельности: «научить пользоваться русским языком во всех сферах речевой деятельности» [1, с. 3].

В разработку вопросов обучения функциональной стилистики русского языка в Дагестане внесли существенный вклад лингвисты и методисты - Г.Г. Буржунов, А.А. Абдуллаев, Л.И. Щоцкая и др. Однако стилистическое расслоение с функциональным стилем языка и речи в начальных классах не учитывается, а этап развития родного языка в области науки и техники регламентируется выработкой языковой нормы [2]. Ознакомление со стилистическим расслоением речи осуществляется лишь на 1-й ступени общего среднего образования. В то же время, именно функциональная стилистика является основой работы по развитию речи, которая должна оцениваться в начальных классах методами формирования речевой коммуникации учащихся. С этой целью в начальных классах была проведена специальная система развития познавательного интереса в соотношениях стилистического маркера русского языка. Коммуникативно-речевая культура с ошибками стилистического характера в системе развития познавательного интереса выявила базу речевой компетенции учащихся. Детям предлагался паронимичный ряд с аналогами синонимичных групп: мальчик* мальчуган* мальчонка* парнишка* паренек* хлопец* хлопчик. В ситуации развитого полиязычия, фиксируемого в Дагестане, соотношение употребительности того или иного стилистического маркера представлялось в определениях разговорного стиля русского языка. Так, например, можно говорить об использовании разговорного стиля преимущественно на русском языке в сельских школах Дагестана; научного и публицистического стилей на русском языке в сельских и городских школах Дагестана. Различия в сфере использования функциональных стилей позволяют выдвинуть специфичный принцип обучения русскому языку в Дагестане: принцип учёта уровня владения различными функциональны-

ми стилями русского и дагестанских языков. Реализация этого принципа требует вычленения наиболее важных моментов работы над каждым отдельным стилем; учет коммуникативно-речевой культуры учащихся, а также предупреждения вероятной интерференции в том или ином стилистическом пласте русского и дагестанских языков. Усвоение теоретических сведений по функциональной стилистике сочетается с усвоением аналогичного материала по родному (дагестанскому) языку, а это дает основание указать на принцип соблюдения функционального стиля при обучении русскому языку в Дагестане. Соблюдение этого принципа предполагает опору на лингвистическую подготовку учащихся в дагестанской аудитории. Целесообразно обратить внимание учащихся на то, что основные экстралингвистические характеристики функциональных стилей русского и родного языков, как государственных языков Республики Дагестан, формируют речевые навыки устной и письменной формы. Наличие таких теоретических обоснований позволяет выдвинуть принцип учета совпадений и различий в системе функциональных стилей русского и дагестанского языков. Посредством статистического анализа выявлены результаты устных и письменных лексических ответов с характеристиками функциональных стилей русского и дагестанского языков (см. Таблицу 1):

Статистический анализ показывает, что на проектирование содержания специального обучения с использованием лексических групп синонимии и паронимии влияют ошибки с эстетическим списком. Поскольку лексико-семантические ошибки чаще возникают из-за незнания смысловой разницы между отдельными синонимами и паронимами, то различие между соответствующими понятиями должны осуществляться маркерами родного языка.

Вся работа в эксперименте была направлена на решение творческих задач с межъязыковой интерференцией. Обобщение полученных знаний и умений достигается соотнесением членов синонимической и паронимической дифференциации. Интенсивное исследование с межъязыковой интерференцией лингвистики текста как структурно-смыслового целого позволяет выйти за рамки прецедентных перспектив [3]. Появляется возможность изучить метаязыковую и эстетическую специфику прецедентного текста, что, в свою очередь, открывает перспективу исследований «язык - текст - язык» (лингвистика) | «культура - текст - культура» (литературоведение). Исследование специфики прецедентного текста складывается в компоненте лингвострановедческого анализа. Однако опора на традиционную лингвострановедче-скую категорию не может выявить интерференцию, поскольку прецедентный текст отрывается от представленных пересказов, а само содержание прецедентного текста рассматривается как внелингвистическая действительность [4].

Для осуществления лингвистического анализа в дагестанской аудитории используется программа текстов с разновидно-

Таблица 1

Параметры обобщения ценностных ориентаций по духовно-нравственному воспитанию учащихся 3 - 4 классов

Статистический анализ ошибок в заданиях учащихся 3 - 4 классов

школа МОУ СОШ № 5 г. Махачкалы

параметры обобщения количество правильных синонимов количество правильных паронимов процентная ошибка на 1 ученика

3-4 класс контрольный 56 22 20, 1 % = 1, 52 %

3-4 класс экспериментальный 67 71 6, 9 % = 0, 72%

стью прозы Р. Гамзатова «Мой Дагестан». Во-первых, уникальная личность писателя как языкового информанта, биография которого позволила ему накопить словарный фонд родного языка в области науки и техники. Во-вторых, специфика разговорной речи персонажей, связанных с культурным развитием социума. В-третьих, речь поэта Р. Гамзатова обнаруживает органичное взаимодействие знаковых систем (писатель, поэт, актёр, режиссёр) и различных научных знаний (историк, философ). В его прозе сосуществуют элементы «языков» различных областей культуры, и отношения между ними являются не только прагматическими, но и прогностическими. Наконец, в-четвёртых, Р. Гамзатов свободно пользуется различными литературными стилями: разговорные и книжные стили, устная и письменная речь. Весьма конструктивной областью коммуникативной культуры учащихся начальных классов является требование литературных норм с развитием духовно-эстетического мира обучаемого. Определяющими факторами в темпах развития духовно-эстетического мира обучаемого являются случаи

Библиографический список

интерференции в речи учащихся [5]. Методика анализа практического материала с освоением духовно-эстетического преобразования определяется в концепции евангельских текстов. Кроме того, основным элементом преобразования духовно-эстетического мира выступает создание электронных учебников «Евангелие в картинках». Стилистическое освоение текста электронных учебников и развитие русской речи учащихся начальных классов позволит расширить практический материал по коммуникативно-деятельностному принципу. Случаи интерференции обучаемого включаются в электронный учебник «Евангелие в картинках», а персональный компьютер, выступающий как коммуникативно-деятельностный ориентир активности, позволяет контролировать стилистические нормы учащихся начальных классов. Исходная познавательная активность с соблюдением норм русского литературного языка определяет базу коммуникативной культуры учащихся начальных классов с формированием речевых навыков в процессе обучения русскому языку.

1. Абдуллаев А.А., Рамазанова Д.А. Формирование речевых навыков у младших школьников в процессе обучения русскому языку. Махачкала, 2013.

2. Феталиева Л.П., Шихалиева С.Х., Караева С.А. Исторические этапы развития инклюзивного образования младших школьников. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016; 2: 94 - 99.

3. Арутюнова Н.Д. К проблеме связного прозаического текста. Памяти В.В. Виноградова: сборник статей. Москва, 1971: 22 - 30.

4. Песнякова Н.А. развитие речевой деятельности младшего школьника в учебном диалоге. Начальная школа. 2004; 12: 12 - 41.

5. Ходякова Л.А. Лингвокультуроведческий анализ текста на уроке-проекте. РЯШ 2012; 4: 3 - 10.

References

1. Abdullaev A.A., Ramazanova D.A. Formirovanie rechevyh navykov u mladshih Shkolnikov v processe obucheniya russkomu yazyku. Mahachkala, 2013.

2. Fetalieva L.P., Shihalieva S.H., Karaeva S.A. Istoricheskie 'etapy razvitiya inklyuzivnogo obrazovaniya mladshih shkol'nikov. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2016; 2: 94 - 99.

3. Arutyunova N.D. K probleme svyaznogo prozaicheskogo teksta. Pamyati V. V. Vinogradova: sbornik statej. Moskva, 1971: 22 - 30.

4. Pesnyakova N.A. razvitie rechevoj deyatel'nosti mladshego shkol'nika v uchebnom dialoge. Nachal'naya shkola. 2004; 12: 12 - 41.

5. Hodyakova L.A. Lingvokul'turovedcheskij analiz teksta na uroke-proekte. RYaSh 2012; 4: 3 - 10.

Статья поступила в редакцию 11.03.17

УДК 373

Sosfenov V.N., UK RITM LLC (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

DEVELOPMENT OF DIAGNOSTIC TOOLS FOR DETECTING BEST PRACTICES OF EDUCATIONAL INNOVATION DISSEMINATION IN THE FIELD OF GENERAL EDUCATION. The article describes possible tools for conducting monitoring studies of regional practices for replication and transfer of educational innovations and the mechanism for their use. It is noted that monitoring of regional practices for dissemination and transfer of educational innovations is aimed at identifying and assessing the possibility of their further distribution. Assessment of the regional practices of educational innovations dissemination and their contents, assessment of the presence in the region of mechanisms for stimulating the process of applying educational innovations in educational organizations are proposed as the main areas of monitoring. The author suggests criteria for assessing the effectiveness of regional practice for educational innovations dissemination, criteria and indicators of accounting for educational and pedagogical innovations distributed in the regions of the Russian Federation.

Key words: educational innovation, diagnostic tools, transfer, dissemination, mechanism, monitoring.

В.Н. Сосфенов, ООО «УК РИТМ», г. Москва, E-mail: [email protected]

РАЗРАБОТКА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ЛУЧШИХ ПРАКТИК ТИРАЖИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье описан возможный инструментарий проведения мониторинговых исследований региональной практики тиражирования и трансфера образовательных инноваций и механизм его использования. Отмечено, что мониторинг региональных практик тиражирования образовательных инноваций направлен на выявление и оценку возможности их дальнейшего распространения. В качестве основных направлений мониторинга предложены оценка региональной практики распространения образовательных инноваций и её содержания и оценка наличия в регионе механизмов стимулирования процесса применения образовательных инноваций в образовательных организациях. Автором предложены критерии оценки эффективности региональной практики тиражирования образовательных инноваций, критерии и показатели учета распространяемых образовательных и педагогических инноваций в субъектах Российской Федерации.

Ключевые слова: образовательная инновация, диагностический инструментарий, трансфер, тиражирование, механизм, мониторинг.

В повышении качества образования заинтересованы как государство, общество, так и сами участники образовательного процесса. Основой для повышения качества образования является совершенствование системы обучения, применение школа-

ми образовательных и педагогических инноваций, позволяющих повысить результативность образовательного процесса, а также степень удовлетворенности участников образовательных отношений полученным результатом. В данном случае под образо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.