Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ РЕГЕНЕРАЦИИ ПОСТАРЕВШЕГО АСФАЛЬТОБЕТОНА'

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ РЕГЕНЕРАЦИИ ПОСТАРЕВШЕГО АСФАЛЬТОБЕТОНА Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
асфальтобетоны / старение асфальтобетонов / тиксотропия / регенерация асфальтобетона.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Макаров Д. А., Борисенко Ю. Г., Рудак С. В.

Актуальной проблемой в дорожной отрасли как в России, так и за рубежом, является повторное использование старого асфальтобетона. Как известно, по окончании срока службы, в дорожном асфальтобетонном покрытии сохраняется до 80-90 % полезной массы асфальта, пригодного для дальнейшего использования. А регенерация старого асфальтобетона в заводских условиях позволяет использовать весь снятый с дороги старый асфальтобетон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Макаров Д. А., Борисенко Ю. Г., Рудак С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ РЕГЕНЕРАЦИИ ПОСТАРЕВШЕГО АСФАЛЬТОБЕТОНА»

Список использованной литературы:

1. Золоторёв В.А. Физико-химические основы и свойства битумных эмульсий / В.А. Золотарёв // Автомобильные дороги. - 2009. - №2. - С. 58-67.

2. Соломатов В.И. Полиструктурная теория композиционных строительных материалов // Новые композиционные материалы в строительстве. Саратов, 1981. С. 8.

3. Соломатов В.И. Развитие полиструктурной теории композиционных строительных материалов // Изв. Вузов. Строительство и архитектура. 1985. № 8. С. 58-64.

© Макаров Д.А., Борисенко Ю.Г., Рудак С.В., 2024

УДК 691.168

Макаров Д.А.

магистрант 2 курса СКФУ, г. Ставрополь, РФ Борисенко Ю.Г. канд. тех. наук, профессор, СКФУ, г. Ставрополь, РФ Рудак С.В. инженер ООО «ТПС» г. Ставрополь, РФ

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ РЕГЕНЕРАЦИИ ПОСТАРЕВШЕГО АСФАЛЬТОБЕТОНА

Аннотация

Актуальной проблемой в дорожной отрасли как в России, так и за рубежом, является повторное использование старого асфальтобетона. Как известно, по окончании срока службы, в дорожном асфальтобетонном покрытии сохраняется до 80-90 % полезной массы асфальта, пригодного для дальнейшего использования. А регенерация старого асфальтобетона в заводских условиях позволяет использовать весь снятый с дороги старый асфальтобетон.

Ключевые слова

асфальтобетоны, старение асфальтобетонов, тиксотропия, регенерация асфальтобетона.

Одной из актуальных проблем в дорожной отрасли как в России, так и за рубежом, является повторное использование старого асфальтобетона. Объем ежегодно снимаемого старого асфальта в нашей стране измеряется миллионами тонн и в ближайшее время будет только нарастать в связи с большими объемами дорожных ремонтных работ.

Как известно, по окончании срока службы, в дорожном асфальтобетонном покрытии сохраняется до 80-90 % полезной массы асфальта, пригодного для дальнейшего использования. При повторном применении старого асфальтобетона сберегаются как природные нерудные ископаемые, так и органические вяжущие.

В настоящее время известно большое количество методов и технологий регенерации старого асфальта, но их применение в Российской Федерации достаточно ограничено. Это связано с различным минеральным и фракционным составом асфальта, наличием или отсутствием возможностей производственной базы дорожных предприятий, местными особенностями и многими иными факторами.

Способы регенерации в настоящее время подразделяются на горячие и холодные.

Анализа литературных источников выявил преимущества и недостатки различных методов и технологий регенерации, проводимых в дорожных или заводских условиях.

Так, при холодной регенерации:

- «на дороге»: основные преимущества - экономичность, сокращение сроков строительства, высокая производительность работ, снижение загрязнения, безопасность; недостатки - нужны специальные машины, низкое качество материала.

- «на заводе»: преимущества - более качественный материал, использование существующего оборудования, снижение загрязнения; недостатки - снижение производительности работ, увеличение транспортных затрат.

При горячей регенерации:

- «на дороге»: преимущества - экономичность, высокая производительность работ; недостатки -специальное оборудование, плохая экология, восстановление только верхнего слоя;

- «на заводе»: преимущества - высокое качество материала, использование существующего оборудования; недостатки - увеличение транспортных затрат, вредные выбросы, снижение производительности.

Как известно, с помощью методов холодной регенерации возможно производить дорожный ремонт с использованием вторичного сырья, полученного путем фрезерования, как компонента нового асфальтобетона. Холодные способы регенерации чаще основаны на использовании дорожных битумных эмульсий, применении связующих добавок (битум, цемент), специальных добавок (стабилизаторов, поверхностно-активных эмульгаторов и др.), что требует их заблаговременного производства и специального оборудования. Кроме того, использование холодных технологий предполагает наличие специальной техники - ресайклеров, которые в России не выпускаются. Стоимость ресайклеров достаточно велика и, с учетом современной санкционной политики зарубежных стран в отношении России, большинство дорожно-строительных предприятий не могут позволить себе их приобрести.

В нашей стране наибольшее распространение получили горячие методы регенерации асфальтобетона как в дорожных, так и в заводских условиях. На ранних этапах развития методов ресайклинга применялось горячее фрезерование путем предварительного разогрева асфальтового покрытия с помощью передвижных инфракрасных горелок. В настоящее время способ считается энергозатратным и менее экологичным.

Исходя из того, что увеличение объемов ремонтных работ требует существенного снижения их стоимости, то более предпочтительной, по нашему мнению, является горячая регенерация старого асфальтобетона на асфальтобетонном заводе (АБЗ). Регенерация старого асфальтобетона в заводских условиях позволяет использовать весь снятый с дороги старый асфальтобетон, широко применять добавки каменных материалов, битума и пластификаторов при регенерации, получать готовую смесь заданного качества и укладывать ее на участках дорог с соответствующей интенсивностью движения, экономить энергию и материальные ресурсы при устройстве дорожных одежд.

Список использованной литературы:

1. Золоторёв В.А. Физико-химические основы и свойства битумных эмульсий / В.А. Золотарёв // Автомобильные дороги. - 2009. - №2. - С. 58-67.

2. Соломатов В.И. Полиструктурная теория композиционных строительных материалов // Новые композиционные материалы в строительстве. Саратов, 1981. С. 8.

3. Соломатов В.И. Развитие полиструктурной теории композиционных строительных материалов // Изв. Вузов. Строительство и архитектура. 1985. № 8. С. 58-64.

© Макаров Д.А., Борисенко Ю.Г., Рудак С.В., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.