возможность потребителям самостоятельно регулировать количество тепла на отопление и горячее водоснабжение, что позволит уменьшить расходы теплоты и годовое потребление топлива в котельных, а значит снизит общий уровень негативных воздействий на окружающую среду. Список использованной литературы:
1. Яновский, Ф.Б. Энергетическая стратегия и развитие теплоснабжения в России / Ф.Б. Яновский, С.А. Михайлова // Энергосбережение. - 2003. - №6. - С. 26-32.
2. Сотникова, О.А. Теплоснабжение: Учебное пособие / О.А. Сотникова, В.Н. Мелькумов. - М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2005. - 288с.
3. Беспалов, В.И., Котлярова, Е.В., Бондаренко, А.С. Научно методические основы обеспечения экологической безопасности территорий в условиях урбанизации / В.И. Беспалов, Е.В. Котлярова, А.С. Бондаренко // ENGINEERING JOURNAL OF DON, 2019. - №1(52). С. 104.
1. Орлов, М.Е. Исследование эффективности централизованных систем теплоснабжения, Журнал СОК -2013.
2. Котлярова, Е.В., Кудакова, С.В. Экологические аспекты приспособления урбанизированной среды к изменениям климата / Е.В. Котлярова, С.В. Кудакова // Тула: Инновационные технологии, 2019. С. 23-25.
© Алексеева А.А. 2020
УДК 691.16
Барт А.В.
магистр 3 курса СКФУ, г. Ставрополь, РФ Оришев А.В. магистр 2 курса СКФУ, г. Ставрополь, РФ Рудак С.В.
старший преподаватель кафедры строительства
Борисенко Ю.Г. канд. техн. наук, профессор СКФУ, г. Ставрополь, РФ
ПЕРСПЕКТИВЫ УТИЛИЗАЦИИ И ВТОРИЧНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕ УТИЛИЗИРОВАННЫХ ОТХОДОВ СТЕКЛА (СТЕКЛОБОЯ) В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Аннотация
Показаны направления эффективного использования многотоннажных не утилизируемых отходов стекла в дорожно-строительной отрасли. Установлено, что наиболее эффективным направлением вторичного использования стеклоотходов является их применение в составах асфальтобетонов или битумоминеральных смесей
Ключевые слова:
Отходы стекла, стеклобой, асфальтобетон, битумоминеральные смеси, заполнители
Утилизация бытовых и промышленных отходов является одной из актуальных проблем, стоящая как перед Российской Федерацией, так и перед всеми развитыми странами мира, что связано с необходимостью обеспечения нормальной жизнедеятельности населения, охраны окружающей среды, санитарной очистки городов и населенных мест, а также задач ресурсосбережения. Одним из ценных
~ 19 ~
материалов, направляемых на свалку является стекло (бутылочный стеклобой, отходы стекольного производства и т.д.). Стеклобой - неразлагающийся отход, засоряющий почвенный слой земли, подлежащий переработке или соответствующему захоронению (электронные или фторосодержащие стекла). Ежегодно образующееся количество стеклобоя для западноевропейских стран оценивается в миллионы тонн, однако процент его вторичного использования в различных странах не одинаков. Ситуация со стеклобоем в Российской Федерации не менее драматична - только из Московской области ежегодно вывозится на полигоны бытовых отходов для захоронения 13 млн. тонн твердых бытовых отходов, в которых порядка 25 % (около 3,25 млн. тонн) объема составляет стеклобой [1, с. 4]. Проблема утилизации и вторичного использования стеклобоя в настоящее время в РФ является актуальной и требующей обоснованных решений. Одним из перспективных направлений решения этой проблемы является применение отходов стекла в дорожном строительстве.
Так, имеется опыт использования стеклобоя в качестве подстилающей основы для дорожного полотна (основа для дорог, дренажей в земле и др.) [2, с 168]. К положительным аспектам такого использования стеклобоя относят сопоставимую или меньшую стоимость в сравнении с щебнем, стойкость к нагрузкам под давлением и удару, хорошие дренажные свойства [2, с. 169].
Стеклобой возможно применять для изготовления минерального порошка для асфальтобетонов и битумоминеральных материалов. Для этого стеклобой предварительно дробится с получением соответствующей дисперсности и удельной поверхности. Минеральный порошок из стеклобоя обладает развитой поверхностью и характеризуется отсутствием пористости. Однако, следствием этих факторов является высокое набухание в смеси с битумом и дегтем [3, с. 84].
Перспективным является применение стеклобоя в качестве инертного заполнителя для асфальтобетонных и битумоминеральных смесей, в дорожных битумных эмульсиях [2-5].
Измельченный стеклобой возможно использовать в качестве заполнителя в дорожных битумных эмульсиях для поверхностной обработки асфальтобетонных покрытий [3, с. 57]. Добавка стекла в дорожные эмульсии улучшает торможение и продлевает сроки службы дороги при условии замены заполнителя стеклом на 50 % и более.
В Великобритании разработанные на основе стеклобоя материалы представляют собой композиции «стеклосмола» и «стеклоцемент» [4, с. 27]. Так, смесь стекла с асфальтом (гласасфальт), содержащую 4573% дробленного стекла, применяют в дорожном строительстве. Гласасфальт имеет ряд преимуществ перед обычным асфальтом указывается в: укладывается при более низких температурах, хорошо виден за счет отражения света фар автомобиля от микросфер стекла, на нем лучше торможение, дольше срок службы дороги.
Известен опыт применения в США асфальтобетона, содержащего 60 % молотого стекла, 33 % каменной муки и 5 % битума. При его изготовлении возможно применять и несортированный стеклобой. Получаемые покрытия имеют хорошие структурные свойства. Поскольку стекло хорошо сохраняет тепло, «гласасфальт», можно укладывать при более низких температурах, чем обычные смеси, но расход стеклобоя очень большой [5, с. 29].
Промышленный или бытовой стеклобой по прочности и зерновому составу близок к минеральным материалам, применяемым в асфальтобетонных смесях, и вполне может заменить их. Применение стеклобоя способствует снижению расхода битума в битумоминеральной смеси и позволяет получать покрытия с высокими рефлектирующими свойствами. Согласно некоторым исследованиям, наибольший размер зерен стеклобоя для битумоминеральных смесей не должен превышать 15 мм, потеря массы при испытании на дробимость должна быть не более 15 %, а содержание стеклобоя не должно превышать 50 % массы смеси. С применением стеклобоя рекомендуется изготавливать мелкозернистые смеси для горячего плотного асфальтобетона.
Согласно известных исследований [3,с. 15], прочность и водостойкость асфальтобетонов на основе стеклобоя отвечает требованиям ГОСТ 9128 ко И-Ш маркам соответствующих типов асфальтобетонных смесей. Технология приготовления смесей отличается от общепринятой только температурным режимом:
температура нагрева минеральных материалов, в том числе стеклобоя (который подается в сушильный барабан по линии подачи песка или щебня) и температура готовой смеси могут быть снижены на 10-20 оС.
Температура укладки асфальтобетонов на основе стеклобоя в конструктивные слои дорожных покрытий должна быть не ниже 110 о С.
Анализ экспериментальных исследований применения стеклобоя или не утилизируемых отходов стекла показал, что одним из наиболее рациональных и эффективных направлений его применения в дорожном строительстве является включение в составы асфальтобетонных и битумоминеральных композиций в качестве заполнителя. Применение стеклобоя в составах органоминеральных композиций для дорожных покрытий позволит не только дать возможность эффективной утилизации этого многотоннажного отхода, но и снизить во многих регионах страны дефицит минеральных заполнителей для асфальтобетонных смесей без ущерба их качеству. Список использованной литературы:
1. Егоров К.И., Мамина Н.А. Отходы стекла - экология, информация, бизнес // Строительные материалы.
- 1998. - № 10. - С. 33.
2. Meland I., Dahl P.A., Recycling glass cullet as concrete aggregates, applicability and durability // Recycling and Reuse of glass Cullet: Proceedings of International Symposium 19-20 March 2001, Dundee UK. - P. 167-177.
3. Мелконян Р.Г., Власова С.Г. Экологические и экономические проблемы использования стеклобоя в производстве стекла. - Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2013. - 100 с.
4. Зайцева Е.И. Строительные безобжиговые композиты на основе боя технических стекол // Российский химический журнал (Журнал Российского химического общества им. Д.И. Менделеева). - 2003. - т. XLVII.
- № 4. - C. 26-31.
5. Павлушкина Т.К., Кисиленко Н.Г. Использование стекольного боя в производстве строительных материалов // Стекло и керамика. - 2011. - №5. - С. 27-34.
© Барт А.В., Оришев А.В., Рудак С.В., Борисенко Ю.Г., 2020
УДК 691.16
Барт А.В.
магистр 3 курса СКФУ, г. Ставрополь, РФ Азан Риан Мансур Моххамед инженер-проектировщик, г. Сана, Йеменская Республика Рудак С.В.
старший преподаватель кафедры строительства
Борисенко Ю.Г. канд. техн. наук, профессор СКФУ, г. Ставрополь, РФ
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ НЕУТИЛИЗИРУЕМЫХ ОТХОДОВ СТЕКЛА В АСФАЛЬТОБЕТОНАХ И ОРГАНОМИНЕРАЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЯХ ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Аннотация
В статье представлено обоснование возможности применения не утилизируемых отходов стекла в
~ 21 ~