Перспективные подходы к управлению инновационной деятельностью
предприятий
Perspective Approaches to Management of company innovative
Беляева Г алина Дмитриевна,
кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономической теории, Саровский физико-технический институт Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»
e-mail: [email protected]
Belyaeva Galina Dmitrievna, Candidate of Economic sciences, Associate Professor, Head of the chair of Economic Theory. Sarov Physics and Technology Institute of National Research Nuclear University “MIPHI” e-mail: MP7050@yandex. by
Курчев Станислав Г еннадьевич, старший преподаватель кафедры стратегического управления Саровский физико-технический институт Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»
e-mail: [email protected]
Kurchev Stanislav Gennadjevich, Senior Lecturer of the Chair of strategic management, Sarov Physics and Technology Institute of National Research Nuclear University “MIPHI” e-mail: [email protected]
Четрилин Владимир Владимирович, аспирант кафедры экономической теории, Саровский физико-технический институт Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»
e-mail: [email protected]
Chertilin Vladimir Vladimirovich, Post graduate of the Chair of Economic Theory, Sarov Physics and Technology Institute of National Research Nuclear University “MIPHI” e-mail: [email protected]
Аннотация: Управление инновационными процессами предлагается осуществлять в рамках единой инвестиционной стратегии с использованием «Карты перспективных возможностей». Рассматриваются основные функции управления и этапы проведения внутреннего аудита инновационного предприятия с перечнем характеристик, которые следует подвергать анализу в процессе разработки карты. Проанализированы основные подходы к прогнозной оценке инноваций на ранних стадиях реализации инновационного проекта и основные методы, применяемые на практике при оценке инноваций.
Abstract: It is proposed to perform the management of innovation processes in the frames of united investment strategy using «Map of Perspective Possibilities». The main functions of management and the stuges of inner audit of innovation enterprise along with the number of characteristics are considered in the article. These characteristics should be analized during the development of the map. The basic approaches to predict the estimation of innovations at the early stages of innovation project realization and the main methods applied in practice are analized.
Ключевые слова: инвестиции, инновации, управление, стратегия, показатели, анализ, матрица, стоимость, методика, оценка.
Key words: investments, innovation, management, strategy, analysis, indicators, cost, methodology, estimation, matrix.
Введение. Последние десятилетия прошлого века охарактеризовались переходом многих стран западного мира на инновационный путь развития, когда основным фактором экономического роста является обладание уникальными, недоступными другим, технологиями и знаниями. Создание инновационного производства товаров или услуг дает неоспоримые конкурентные преимущества в условиях рыночной экономики. Становится все более очевидным, что без опоры на инновации России не удастся одержать победу над экономической и технологической отсталостью, повысить конкурентоспособность на мировых рынках. В стратегии инновационного развития в Российской Федерации на период до 2020 года поставлены задачи поднять удельный вес инновационной продукции в экспорте в целом с 7% в 2008 г. до 15% в 2020 г., удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации в общем числе организаций - с 8% до 25%, увеличить долю новых инновационных товаров и услуг с 0,4% до 8% в общем объеме реализованных товаров и услуг. Затраты государственных компаний на инвестиции в 2013 году должны составить 1,5 трлн.руб., это в 1,6 раз больше, чем в текущем году [6]. В этих условиях интенсификация инновационной деятельности предприятий и эффективное управление ею является одной из первостепенных задач.
Формирование карты перспективных направлений инноваций. Проблемой инвестиционной политики в сфере инноваций является отсутствие отлаженных процессов формирования развития стратегий в области ее реализации. Решения зачастую принимаются умозрительно и не носят целостного, единообразного и согласованного характера, в силу чего эффективность инвестиций оказывается
невысокой. Необходима планомерная и эффективно контролируемая реализация стратегии предприятий и организаций в сфере инвестиционной поддержки инноваций. Постоянный мониторинг и контроль инвестиций в инновации целесообразно осуществлять на базе единой инвестиционной стратегии, используя при этом систему целевых показателей эффективности (ЦПЭ), как ключевых в области принятия управленческих решений относительно хода реализации стратегии. Формирование такой стратегии и системы ЦПЭ следует начинать с оценки наиболее перспективных, в том числе, и инновационных возможностей предприятия и формирования «Карты перспективных возможностей» для определения направлений инновационной активности.
Процесс формирования «Карты перспективных возможностей» состоит в оценке перспективности существующих возможностей, технологий и проектов предприятия, опирающейся на данные ежегодных планов. Они содержат информацию об интенсификации или сворачивании тех или иных направлений реализации инноваций на предприятии, формируемых с учетом динамики ЦПЭ по каждому направлению на предшествующих этапах. Такая карта представляет собой перечень направлений инновационной активности, которые наиболее успешно разработаны с точки зрения воздействия, оказываемого на них внешними группами давления и воспринимаемых потенциальными потребителями, а также, в отношении которых предприятие имеет материальные и нематериальные внутренние резервы. Это позволит предприятию не только предлагать уже существующие инновационные продукты, но и эффективно поддерживать дальнейшее инновационное развитие характерных для него направлений инновационной деятельности.
В качестве инструмента для проведения оценки и выбора таких направлений деятельности предприятия может быть использован широко применяемый в маркетинге SWOT-анализ как метод, позволяющий на основе оценки внутриоргани-зационных особенностей развития инновационных процессов в сочетании с оценкой влияния так называемых внешних групп воздействия выявить наиболее эффективные стратегические направления для привлечения инвестиций в инновации. Такой анализ изначально должен проводиться для каждой перспективной возможности реализации инвестиционного проекта в каком-то конкретном инно-
вационном направлении. На базе произведенных оценок расставляются приоритеты и проводится ранжирование выявленных возможностей с целью определения перспектив их реализации в краткосрочном периоде и формирования, собственно, карты таких перспективных инновационных возможностей предприятия.
Внутренний анализ должен охватывать все основные функции менеджмента, а также учитывать специфические инновационные характеристики предприятия, такие как наличие уникальных технологий, специфика направленности научноисследовательской деятельности, степень инновационной активности в конкретных направлениях реализации инноваций, наличие и степень контролируемости рисков научно-технического и правового характера при реализации инновационных проектов. В таблице 1 представлены основные функции управления и этапы проведения внутреннего аудита инновационного предприятия с перечнем существенных характеристик, которые следует подвергать анализу.
Таблица 1.
Этапы проведения внутреннего аудита инновационного предприятия
Функции управления и специфические факторы, подвергаемые анализу Параметры и характеристики, оцениваемые для каждой перспективной возможности
Менеджмент Уровень управленческой подготовки руководителей конкретных направлений реализации инноваций. Опыт руководителей в практической работе по управлению проектами. Наличие разработанной стратегии по реализации инновационного направления. Степень мотивации руководителей направления и рядовых исполнителей инвестиционных проектов.
Производство Наличие производственной базы для реализации инвестиционного проекта: - производственные площади; - необходимое оборудование; - персонал требуемой квалификации; - контроль качества, обеспечивающий необходимые параметры реализации проекта. Состояние разработанности инновационного направления (идея, опытный образец, пилотная технология, серийная технология).
Маркетинг Проводились ли исследования потребителей/заказчиков продукта или выводы о потребности сделаны на основе интуиции и умозрительных заключений? Есть ли четкое представление о потребителях продукта? Насколько детально сегментирован потребительский рынок? Выполнен ли анализ потенциального объема потребления в каждом из сегментов?
Использовались ли внешние эксперты при проведении рыночных исследований? Знает ли руководство направления о специфических особенностях, уникальности и конкурентных преимуществах своих существующих или перспективных инновационных продуктов. Определен ли «дополнительный товар» или прикладные возможности использования инновационного продукта? Существует ли и насколько обоснована программа продвижения продукта? Предусмотрена ли в бюджете проекта статья расходов на продвижение продукта? Какова относительная доля затрат на продвижение продукта в бюджете на проект? Определена ли ценовая политика в отношении продаж продукта?
Финансы Разработан ли обоснованный бюджет развития инновационного направления или реализации инвестиционного проекта? Имеются ли собственные инвестиционные ресурсы, которые могут быть использованы предприятием? Существуют ли надежные внешние источники финансирования? Насколько увязан расчет экономической целесообразности и эффективности инвестиций при реализации проекта с результатами маркетинговых исследований?
Кадровый потенциал Уровень специальных знаний коллектива, участвующего в развитии направления или в реализации проекта. Практический опыт разработчиков и исполнителей, накопленный в данной области. Опыт внедрения научных разработок, имеющийся у руководителей направления или проекта. Уровень знаний отечественных и мировых достижений в данной области. Психологическая совместимость основных разработчиков направления или исполнителей проекта. Умение основных разработчиков направления или исполнителей проекта работать в команде. В какой мере коллектив исполнителей допущен к принятию решений, насколько коллегиально принимаются решения? Наличие в коллективе творческого лидера - генератора научных идей. Разработаны ли меры дополнительного поощрения членов коллектива
Факторы научнотехнического и правового характера при выходе на стадию реализации инвестиционного проекта Научно-технические факторы риска: - отрицательные результаты НИР; - отклонения параметров ОКР; - несоответствие технического уровня производства техническому уровню инновации; - несоответствие кадров профессиональным требованиям проекта; - отклонение в сроках реализации этапов проектирования; - возникновение непредвиденных научно - технических проблем. Факторы риска правового обеспечения проекта: - организационно - правовая форма бизнеса;
- ошибочный выбор территориальных рынков патентной за-
щиты;
- недостаточно плотные патентные защиты;
- неполучение или запаздывание патентной защиты;
- ограничение в сроках патентной защиты;
- наличие просроченных лицензий на отдельные виды дея-
тельности;
- «утечка» отдельных технических решений;
- появление патентно - защищенных конкурентов.
Наглядной формой представления результатов проведения внутреннего анализа является матрица профиля стратегических преимуществ (Рис. 1).
Функции управления и специфические факторы, подвергаемые анализу Внутренние
Сильные стороны Слабые стороны
+1 -1
Производство
Менеджмент
Маркетинг
Финансы
Кадровый потенциал
Риски •
Рис. 1. Матрица профиля стратегических преимуществ.
Представленная в матрице шкала, (от +1 до -1) позиционирования каждого исследуемого параметра внутренней среды предприятия представляет собой важную дополнительную возможность перехода к интегральным количественным оценкам каждой из исследуемых возможностей относительно установленной базы сравнения.
Прогнозирование возникновения определенных внешних возможностей и угроз по отношению к каждому оцениваемому направлению инновационной деятельности предприятия в краткосрочной и среднесрочной перспективе осуществляется на основе результатов проведенных конъюнктурных маркетинговых исследований и включает в себя анализ и оценку таких факторов, как интенсивность конкуренции, степень зависимости от поставщиков и потребителей, возможность появления на рынке инноваций подобных продуктов или продуктов заменителей, перспективы влияния так называемых STEEPV-факторов и общих тенденций развития отрасли.
Результатом проведения исследований и оценок, описанных выше факторов реализации инноваций, будет формирование набора приоритетных для конкретного предприятия направлений проявления инновационной активности, который и должен быть положен в основу создания «Карты перспективных направлений» реализации инноваций. Следует также отметить, что для разработки перспективной стратегии, в целях привлечения инвестиций в инновации полезно использование «Матрицы принятия решений» метода SWOT-анализа. В конечном итоге, такой интегрированный набор частных инвестиционных стратегий, разработанных для каждого из инновационных направлений станет основой единой инвестиционной стратегии предприятия в сфере реализации его инновационных приоритетов.
Проблемы оценки стоимости инноваций, моделирование инновационных процессов. Инновационные проекты характеризуются высокой степенью неопределенности на всех стадиях их реализации, велики проектные, финансовые риски, существует вероятность непринятия рынком нового продукта или невозможность использования нововведения в производственной деятельности по объективным причинам. Существует ряд структурных проблем, с которыми приходится сталкиваться при реализации инновационных проектов. Одной из таких проблем является недостаточная разработанность методик оценки стоимости инноваций и увеличение степени точности прогнозной оценки инновационных решений на начальной стадии реализации инновационного проекта. Кроме того, несмотря на наличие большого количества работ, посвященных методам оценки нематериальных активов (НМА) [2,4,8], имеющаяся в распоряжении российских компаний практика оценки инноваций остается очень незначительной [3,7]. Определение предполагаемой цены продажи большинства нововведений (как правило, это объект НМА) представляется весьма затруднительным, так как рынок инноваций в России пока развит слабо, и большинство сделок с инновациями проходят по стандарту «arm’s-length standard» (стандарт стоимости «из рук в руки») [1]. Однако это не отменяет необходимости в прогнозировании стоимости инноваций по причине того, что на стадиях принятия решения о целесообразности того или иного инновационного проекта, прогноз рыночной стоимости является од-
ним из основных критериев определения эффективности инновационного проекта.
Используемые методы определения стоимости нематериальных активов представлены затратным, сравнительным и доходным. Каждый из методов имеет свои особенности и области применения. В большинстве случаев, оценку целесообразно проводить с использованием всех трех. Однако в ряде случаев некоторые подходы по тем или иным причинам не могут быть применены. Так величина стоимости, рассчитанная при помощи затратного метода, будет основываться на фактически понесенных затратах, возникших в процессе создания инновации. Данный метод отличается простотой расчетов и низкой степенью неопределенности, однако на практике его целесообразно применять только в случаях, когда применение остальных методов представляется невозможным. Основная причина заключается в том, что этот метод не дает представления о рыночной стоимости рассматриваемого актива. Существует вероятность того, что нововведение будет не воспринято рынком или технология может не принести никаких экономических выгод, в этом случае, несмотря на величину понесенных затрат, рыночная стоимость инновации будет нулевой. Кроме того, если нововведение прижилось и приносит владельцу доход, то величина этого дохода, как правило, напрямую не связана с величиной затрат, понесенных при создании инновации. Применение сравнительного метода к оценке прогнозной стоимости инновации на ранней стадии реализации инновационного проекта не всегда возможно. В рамках этого метода определение стоимости НМА основывается на прямом сравнении с уже произошедшими сделками с аналогичными нематериальными активами. Поэтому применение данного метода возможно только в условиях сформировавшегося рынка аналогичных объектов оценки. Но по причине того, что инновационный продукт часто не имеет аналогов (например, патенты и ноу-хау), и российский рынок инноваций еще не сформирован, использование сравнительного метода часто оказывается невозможным. В таблице 2 наглядно показаны возможности применения различных подходов к оценке инновационных проектов.
Таблица 2.
Применение методов оценки инновационных проектов
Тип инноваций Возможность применения
Высокая Средняя Низкая
Т ехнологические
Изобретения, полезные модели, промышленные образцы, ноу-хау Доходный Затратный Сравнительный
Техническая документация Затратный Доходный Сравнительный
Маркетинговые
Товарные знаки Доходный Затратный Сравнительный
Доменные имена Затратный Доходный Сравнительный
НМА, связанные с обработкой данных
Операционное программное обеспечение (ПО) Затратный Сравнительный Доходный
Коммерческое программное обеспечение (ПО) Доходный Сравнительный Затратный
Контрактные
Все категории Доходный Сравнительный
Основным методом, применяемым при оценке прогнозной стоимости инновации, является доходный метод, т.к. в первую очередь, применение инновации в хозяйственной деятельности подразумевает получение доходов владельцем актива [5]. Как правило, инновации относятся к технологическим нематериальным активам или коммерческому программному обеспечению, поэтому чаще всего их оценка основывается на применении метода добавочного дохода или экономии затрат или метода остатка для НМА (MEEM - Multi-period excess-earnings method). Первый метод строится на сопоставлении прогнозных потоков прибыли или денежных потоков, которые будут получены бизнесом, использующим оцениваемые активы, с прогнозными потоками прибыли или денежными потоками, которые будут получены бизнесом, не использующим его (метод добавочного дохода или экономии затрат). Второй метод (метод остатка для нематериальных активов) основан на определении потоков доходов и расходов, возникающих вследствие использования рассматриваемого актива (в нашем случае инновации или
перспективной технологии). Далее прогнозные денежные потоки приводятся к настоящей стоимости посредством ставки дисконтирования. Данные подходы являются основными при оценке патентов и ноу-хау, поскольку именно стоимость будущих денежных потоков от использования таких активов является наиболее достоверным показателем их стоимости на рынке.
Применение метода освобождения от роялти, который так же относится к методам, основанным на дисконтировании, при оценке инновации на ранней стадии ее создания в условиях российской экономики весьма затруднительно. Это обусловлено тем, что требуется расчет ставки роялти, значение которой получается на основании опыта продаж инноваций аналогичного типа или из таблиц стандартных размеров роялти. Однако инновации подразумевают уникальность, поэтому подобрать сопоставимую сделку или использовать таблицу среднеотраслевых ставок роялти не представляется возможным.
Учитывая то, что методы, основанные на дисконтировании, являются наиболее сложными с точки зрения расчетов, и их применение связано с использованием прогнозной финансовой информации, их практическое использование целесообразно на основании методов экономико-математического моделирования. Высокая неопределенность инноваций, их многофакторность, динамичность и, в первую очередь, отсутствие статистических данных, применимых к данному инновационному проекту, делают математическое моделирование инноваций сложной и трудоемкой процедурой, также требующей инновационного подхода.
Серьезным препятствием на пути практического применения математического моделирования является наполнение разработанных моделей конкретной и качественной информацией. Точность и полнота первичной информации, реальные возможности ее сбора и обработки во многом определяют выбор типов прикладных моделей. С другой стороны, исследования по моделированию выдвигают новые требования к системе информации.
В зависимости от моделируемых объектов и назначения моделей используемая в них исходная информация имеет существенно различный характер и происхождение. Она может быть разделена на две категории: о прошлом развитии и современном состоянии объектов (экономические наблюдения и их обработка) и о
будущем развитии объектов, включающих данные об ожидаемых изменениях их внутренних параметров и внешних условий (прогнозы). Вторая категория информации является результатом самостоятельных исследований, которые также могут выполняться посредством моделирования.
Другая проблема порождается динамичностью экономических процессов инноваций, изменчивостью их параметров и структурных отношений. Вследствие этого необходимо иметь устойчивый поток новых данных и постоянно держать под наблюдением экономические процессы инновационных проектов. Поскольку наблюдения за экономическими процессами и обработка эмпирических данных обычно занимают довольно много времени, то при построении математических моделей требуется корректировать исходную информацию с учетом ее запаздывания.
Исследование количественных отношений инновационных процессов и явлений опирается на экономические измерения. Точность измерений в значительной степени предопределяет и точность конечных результатов количественного анализа посредством моделирования. Поэтому необходимым условием эффективного использования математического моделирования является совершенствование экономических измерителей. Применение математического моделирования заострило проблему измерений и количественных сопоставлений различных аспектов и явлений социально-экономического развития, достоверности и полноты получаемых данных, их защиты от намеренных и технических искажений.
В процессе моделирования возникает взаимодействие «первичных» и «вторичных» экономических измерителей. Любая модель опирается на определенную систему измерителей (продукции, ресурсов, элементов и т.д.). В то же время одним из важных результатов экономико-математического моделирования является получение новых (вторичных) измерителей - экономически обоснованных цен на продукцию, оценок эффективности разнокачественных природных ресурсов, измерителей общественной полезности продукции. Однако они могут испытывать влияние недостаточно обоснованных первичных измерителей, что вынуждает разрабатывать особую методику корректировки первичных измерителей для экономико-математических моделей.
По мнению авторов, можно выделить, по крайней мере, четыре аспекта применения математических методов в решении практических проблем управления инновационной деятельностью:
1. Совершенствование системы экономической информации. Математические методы позволяют упорядочить систему информации, выявлять недостатки в имеющейся и вырабатывать требования для подготовки новой информации или ее корректировки. Разработка и применение экономико-математических моделей указывают пути совершенствования экономической информации, ориентированной на решение определенной системы задач планирования и управления инновациями. Прогресс в информационном обеспечении планирования и управления опирается на бурно развивающиеся технические и программные средства информатики.
2. Интенсификация и повышение точности экономических расчетов. Формализация экономических задач и применение информационных технологий многократно ускоряют типовые, массовые расчеты, повышают точность и сокращают трудоемкость. Современные интеллектуальные информационные системы позволяют проводить многовариантные экономические обоснования инноваций.
3. Углубление количественного анализа проблем. Благодаря применению метода моделирования значительно усиливаются возможности конкретного количественного анализа, изучения многих факторов, оказывающих влияние на инновационные процессы, количественную оценку последствий изменения условий развития объектов и т.п.
4. Решение принципиально новых экономических задач. Посредством математического моделирования удается решать такие экономические задачи, которые иными средствами решить практически невозможно, например: нахождение оптимального варианта поведения экономической системы, имитация инновационных процессов, автоматизация контроля за функционированием сложных экономических объектов.
Без построения качественной экономико-математической модели процесс анализа и оптимизации экономических процессов инновационного предприятия становится неэффективным.
Заключение. Таким образом процесс формирования перспективных направлений инноваций должен строится на базе принятия последовательных стратегических решений, основанных на результатах анализа всей совокупности внутренних потенциальных возможностей предприятия, оценки стоимости и эффективности инновационных проектов на базе использования адекватных методов, в том числе, математического моделирования. Если менеджмент предприятия уделяет недостаточно внимания решению данных проблем, повышается вероятность прямых финансовых потерь и неблагоприятных последствий принятых управленческих решений.
Список литературы
1. Белышева И.В., Козлов Н.А. Нематериальные активы: оценка стоимости // Акционерное общество: вопросы корпоративного управления. - 2008. - №6.
2. Волков Д.Л., Гаранина Т.А. Нематериальные активы: проблемы состава и оценивания // Вестник Санкт - Петербурского университета. - 2007. - №1. -С. 84 - 107.
3. Дадеракина Е. Оценка эффективности новой техники (полезностный подход) // Экономист. - 2008. - №5. С. 78 - 81.
4. Дасковский В., Киселев В. Фактор времени при оценке эффективности инвестиционных проектов // Экономист. - 2008. - №1. С. 55 - 67.
5. Практическое руководство по оценке активов РОСНАНО. Часть 1 [Электронный ресурс] - URL: http://www.rg.ru/2012/07/10/innovaciya.html
6. «Российская Бизнес-газета» - Инновации №854 (25) [Электронный ресурс] - URL: http://www.rg.ru/2012/07/10/innovaciya.html
7. Скопич О. Особенности оценки стоимости инновационных проектов [Электронный ресурс] // Экономика современного предприятия: сайт. - URL: http ://www.cfin.ru/ finanalysis/invest/innovative. sntml
8. Федеральный стандарт оценки №1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)».