Научная статья на тему 'Перспективные направления усовершенствования административно-юрисдикционной деятельности государственной службы борьбы с экономической преступностью мвд украины'

Перспективные направления усовершенствования административно-юрисдикционной деятельности государственной службы борьбы с экономической преступностью мвд украины Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
258
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Либенко И. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективные направления усовершенствования административно-юрисдикционной деятельности государственной службы борьбы с экономической преступностью мвд украины»

Юридические науки

и

Либенко И.Ю.

адъюнкт кафедры административного права и административной деятельности ОВД Днепропетровского

государственного университета внутренних дел, г. Днепропретровск (Украина)

Миронюк Р. В.

к.ю.н., доцент

профессор кафедры административного права и административной

деятельности органов внутренних дел Днепропетровского государственного университета внутренних

дел (Украина)

Шевцова О.В.

аспирантка кафедры административного права и административной деятельности ОВД Днепропетровского государственного университета внутренних дел (Украина)

Папулова З.А.

соискатель кафедры гражданского процесса, УрГЮА, г. Екатеринбург., адвокат

Смелый И.А.

адъюнкт кафедры административного права и административной деятельности ОВД Днепропетровского

государственного университета внутренних дел, г. Днепропетровск (Украина)

Бей А.А.

аспирантка кафедры политологии, философского факультета, КНУ

имени Тараса Шевченко, г. Киев

Перспективные направления усовершенствования административно-юрисдикционной деятельности государственной службы борьбы с экономической преступностью МВд украины

Либенко И.Ю.

Строительство демократического украинского государства и евроинтеграционный вектор международной политики Украины обуславливают стремительные изменения в организации и осуществлении публичного администрирования. Ныне в Украине оптимизируется система центральных органов исполнительной власти, улучшается их информатизация, материально-техническое обеспечение и усовершенствуются общие основы их функционирования [1]. Соответственно, органы внутренних дел (далее — МВД) переходят на качественно новый уровень деятельности, ориентированный, в первую очередь, на граждан Украины. Важное место тут отведено Государственной службе борьбы с экономической преступностью (далее — ГСБЭП), что входит в уголовную милицию системы Министерства внутренних дел Украины и занимается сферами экономики и прав интеллектуальной собственности в Украине.

Ныне, перед МВД Украины определены задания по дальнейшему усовершенствованию механизмов взаимодействия с правоохранительными органами стран Содружества Независимых Государств и Европейского Союза, реализации мероприятий отраслевого сотрудничества и работы по адаптации законодательства Украины согласно требований к законодательству Европейского Союза, а также разработка та внедрение мероприятий, направленных на расширение участия в подготовке органов внутренних дел Украины и внутренних войск МВД Украины к интеграции в европейское сообщество. Поскольку такие объемы работы требуют значительных знаний и опыта работы, перед структурными подразделениями МВД, которые обеспечивают решение задач, по европейской интеграции Украины, возникла необходимость постоянно повышать уровень профессиональной квалификации, связанной с изучением теории международного права, международных договоров Украины, в том числе тех, что касаются компетенции МВД Украины [2, с.144].

Вопросам усовершенствования административной деятельности и административно-юрисдикционной деятельности посвящены работы многих отечественных ученых, среди которых: С.Н. Алферов, О.Ф. Андрейко, В.Т Белоус, Ю.П. Битяк, С.Н. Гусаров, С.В. Кивалов, Л.В. Коваль,

В.Т. Комзюк, И.С. Кравченко, Е.В. Куренной, В.В. Мартыновский, А.В. Негодченко, А.П. Рябченко, Ю.И. Русак, А.О. Селиванов, Н.Н. Тищенко, В.В. Цветков, Я.М. Яр-мыш и прочие.

Вместе с тем, поиск наиболее оптимальных направлений усовершенствования деятельности органов внутренних дел (далее — ОВД), в частности ГСБЭП, на сегодняшний день остается актуальной проблемой и подтверждает актуальность представленного исследования.

Целью статьи является освещение перспективных направлений усовершенствования административно-юрисдикционной деятельности ГСБЭП МВД Украины.

Мы считаем, что проблема усовершенствования административно-юрисдикционной деятельности ГСБЭП является комплексной, то есть такой, что должна решаться в нескольких стратегических направлениях, каждое из которых есть важным и необходимым для успешного ее решения в целом.

Итак, перспективные направления усовершенствования административно-юрисдикционной деятельности ГСБЭП предлагается рассмотреть в пределах трех уровней:

1. Нормативный (усовершенствование административно-деликтного законодательства; усовершенствование

18431238

Юридические науки и политология

нормативно-правового статуса ОВД и ГСБЭП, как составной уголовной милиции в частности; усовершенствование нормативного закрепления административной юрисдикции ГСБЭП);

2. Организационный (усовершенствование взаимодействия; отказ от «палочной системы»; улучшение материально-технического оснащения);

3. Кадровый (ориентир на обеспечение прав человека в деятельности службы; усовершенствование подготовки сотрудников ГСБЭП; оптимизация роли руководителя подразделения данной службы).

Ниже предлагается детально рассмотреть пропозиции по усовершенствованию в пределах каждого из определенных нами уровней.

Нормативный уровень. Первым перспективным направлением по данному уровню является усовершенствование административно-деликтного законодательства. К улучшениям в данной сфере следует отнести изменения, в которых уже давно нуждается действующее законодательство об административных правонарушениях.

Так, пока еще недостаточно изученной остается административная ответственность юридических лиц в Украине. Преимущественно, она регулируется отдельными нормативными актами и не систематизирована должным образом. Нами усматривается целесообразным новация о привлечении к административной ответственности работниками ГСБЭП юридических лиц в целом, а не только отдельных физических лиц, если правонарушение, что имело место касается, например, не только реализатора, а всей деятельности предприятия.

Направление усовершенствования нормативно-правового статуса ОВД и ГСБЭП, как составной уголовной милиции, в первую очередь касается позитивных изменений, которые могут принести с собой законопроекты, находящиеся на рассмотрении в Верховном Совете Украины, в частности: 1) проект закона Украины «Об органах внутренних дел», внесенном народным депутатом Г.Г. Москалем [3]; 2) проект закона Украины «О полиции», поданный народными депутатами В.М. Грицаком та В.1. Коновалюком [4].

О.Е. Ткаченко указывает, что в ракурсе реформирования ОВД, периодически возникает необходимость усовершенствования нормативно-правовой базы которая регулирует отношения в сфере экономики и регламентирует деятельность ГСБЭП, в том числе внесение изменений и дополнений в Конституцию Украины, в Закон Украины «О милиции», «Об оперативно-розыскной деятельности» и так далее. Также необходимость в использовании динамической, гибкой системы изменений в отношении некоторых организационно-структурных и функциональных трансформаций. Однако, единое, что должно оставаться неизменным — это исключительная акцентированность деятельности подразделений ГСБЭП служению народу Украины, охране и защите конституционных прав и законных интересов граждан Украины [5, с.531].

Ю.М. Красноносов отмечает, что эффективная организация службы ГСБЭП требует постоянного обновления существующей нормативно-правовой базы для определения правового статуса, прав и обязанностей, компетенции, организационно-правового построения, изменений приоритетов направлений деятельности, организации системы взаимодействия с другими государственными правоохранительными структурами [6].

Таким образом, можно сказать, что реорганизационные процессы, в отношении МВД Украины вообще и ГСБЭП в частности, не закончены и длятся в настоящее время, что подтверждается значительными изменениями как в правовом массиве, которым регулируется деятельность органов внутренних дел Украины, так и в организационно-штатной структуре соответствующих институций.

Следующим направлением считаем усовершенствование нормативного закрепления административной юрисдикции ГСБЭП.

Р.В. Миронюк справедливо подчеркивает, что рядом с необходимостью усовершенствования процедуры привлечения к административной ответственности, требует нового системного подхода исследование и процессуальное закрепление статуса субъектов административно-деликтной юрисдикции [7, с.635].

Обратим внимание, что вследствие анализа дел, подведомственных ОВД, несложно выделить составы административных правонарушений в сферах экономики и прав интеллектуальной собственности, которыми опекается ГСБЭП. Конечно, не исключается возможность составления протоколов об административных правонарушениях представителями иных служб милиции (хотя в практической деятельности это сложно представить, примером участковый инспектор оформляет правонарушения на транспорте, а работник ГСБЭП привлекает правонарушителя за распитие спиртных напитков), что регламентировано Инструкцией по оформлению материалов об административных правонарушениях, утвержденной приказом МВД № 185 от 22 февраля 2001 года, в подпункте 2.2. которой четко указано, что составлять протоколы об административных правонарушениях имеют право уполномоченные на это должностные лица территориальных и транспортных органов и подразделений внутренних дел, которые имеют специальные звания [8]. Считаем, что основной груз производства в таких административных правонарушениях должен возлагаться именно на ГСБЭП.

Следующим уровнем усовершенствования определен организационный, первой составляющей которого является усовершенствование взаимодействия (внутреннего и внешнего). Взаимодействие ГСБЭП с другими субъектами разделено в зависимости от вида таких субъектов. Внутренняя касается служб и подразделений ОВД, а внешняя касается иных органов публичного администрирования.

В рамках внутреннего взаимодействия ГСБЭП сотрудничает со всеми службами милиции в большей или меньшей мере. Отдельные службы милиции, такие как служба участковых инспекторов милиции, патрульная служба, позволяют напрямую влиять на ситуацию по улучшению предупреждения правонарушений в сферах экономики и прав интеллектуальной собственности на территории обслуживания, иные — подразделения по связям с общественностью, медицинские, кадровые и так далее, осуществляют позитивное воздействие косвенно взаимодействуя с ГСБЭП и тем самым улучшая выполнения последней, возложенных на нее заданий.

Более важное значение имеет межведомственное взаимодействие в сферах предотвращения правонарушений в экономике и интеллектуальной собственности.

Ю.И. Пивовар отмечает, что правоохранительные органы при совершении превентивных мероприятий по предотвращению, выявлению, пресечению и расследованию экономи-

ческих правонарушений в определенной степени ограничены в проведении мероприятий сопровождения финансовоконтрольной деятельности и поэтому требуют тесного взаимодействия с органами финансового контроля, специально созданными для его выполнения. В частности, это Счетная палата с ее региональными представительствами (статья 2 Закона Украины «О Счетной палате»), и Государственная контрольно-ревизионная служба (статья 2 Закона Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине») [9, с.51].

Отдельное внимание во внешнем взаимодействии заслуживают средства массовой информации (далее — СМИ). Это объясняется тем, что они являются основным источником информации о деятельности властных структур для населения Украины, формируют имидж субъектов публичного администрирования, соответственно незаангажиро-ванность и прозрачность информации, распространяемой СМИ может оказывать позитивное воздействие на показатели деятельности ГСБЭП и отношения общественности к результатам работы данной службы.

Следующим важнейшим направлением является отказ от «палочной системы». Указанная система в большинстве касается показателей раскрываемости преступлений, соответственно с направлениями деятельности служб и подразделений ОВД. Однако, в отношении административных правонарушений система показателей предупреждения и количества составленных по ним административных протоколов также остается актуальной.

Улучшение материально-технического оснащения, включая компьютеризацию и более широкое применение информационных технологий составляет третье направление организационного уровня. Мы считаем, что широкое использование компьютерных программ, баз данных, прогнозирования, информационного обеспечения в целом, является важнейшим аспектом в усовершенствовании административно-юрисдикционной деятельности ГСБЭП.

Обратим внимание, что должное материально-техническое обеспечение будет содействовать более глубокому и оперативному выяснению обстоятельств по каждому делу об административных правонарушениях, подведомственных ГСБЭП. К тому же работник милиции, который разбирается в современных технологиях и имеет должный уровень материального обеспечения, чувствует себя «более уверенно» при рассмотрении дел об административных правонарушениях и преступлениях в сферах экономики и прав интеллектуальной собственности и менее подвержен искушению совершить противоправные либо коррупционные деяния.

Последним определенным нами уровнем совершенствования административно-юрисдикционной деятельности ГСБЭП является кадровый уровень. Первым направлением в пределах данного уровня является ориентир на обеспечение прав человека в деятельности службы.

Реформирование ОВД, постепенно приближает данное ведомство к ориентиру на обеспечение прав и свобод граждан. Соответственно, и в административно-юрисдикционной деятельности ГСБЭП происходят позитивные трансформации от функционирования «для государства», до функционирования «для человека», имеющее целью обеспечить права последнего в сферах экономики и прав интеллектуальной собственности.

Как справедливо отмечает О.С. Проневич, основанная

на принципе децентрализации полиция (милиция) должна четко осознавать спектр существующих проблем в сфере публичной безопасности на локальном уровне и решать ее в тесном взаимодействии с населением, путем реализации модели «community policing». Потребителем полицейских услуг должен быть определенный обыватель (член территориальной общины), который одновременно является основным оценщиком эффективности деятельности полиции (милиции) по выявлению и устранению существующих угроз для охраняемого государством блага [10, с.642].

Соответственно, каждый сотрудник ГСБЭП, каждый работник милиции и каждый правоохранитель вообще, должны понимать, что они являются слугами народа, одновременно защищая его в процессе своей деятельности от противоправных посягательств.

Усовершенствование подготовки работников ГСБЭП представляет собой следующую составляющую кадрового уровня. Мы считаем, что данное направление может быть обеспечено путем: а) усиления критериев морально-деловых качеств работников ГСБЭП МВД Украины; б) улучшения профессиональной подготовки в ОВД Украины.

Как первая, так и другая составляющие имеют неотложное значение. При реализации юрисдикционных полномочий работникам ГСБЭП необходимо оперировать значительным нормативно-правовым массивом в сферах экономики и прав интеллектуальной собственности, ориентироваться в экономической и финансовой терминологии, владеть навыками работы с компьютерными системами на уровне, выше чем простой пользователь. Все это пока что есть недостаточно осуществленным и многие из числа практических работников ГСБЭП не имеют достаточных специальных знаний, что позволяет отдельным лицам избегать административной ответственности, или же содействовать закрытию производства в начатых делах об административных правонарушениях.

Профессиональная подготовка в ОВД должна складываться не из простого конспектирования и заучивания новых положений законодательства или же ведомственных нормативных актов, а из дифференцированного изучения актуальных тем в сферах, что принадлежат к ведению тех или иных служб милиции. Для ГСБЭП такая деятельность возможна путем привлечения к проведению занятий по служебной подготовке специалистов (экспертов) в сферах, относящихся к экономике и правам интеллектуальной собственности. Полезными также усматриваются учебные семинары, раздаточные материалы, практические занятия с моделированием типичных ситуаций.

Последней составляющей кадрового уровня нами определена оптимизация роли руководителя подразделения ГСБЭП. Данный вектор выбран нами с учетом того, что в отдельных подразделениях положение дел с предотвращением правонарушений в сферах экономики и прав интеллектуальной собственности является лучшим, а в других

— наоборот, указанному виду деятельности отведена роль второго плана.

Л.П. Скалозуб та В.И. Василинчук отмечают, что руководитель подразделения ГСБЭП должен исполнять свои функции методами и способами, которые будут понятны как коллективу в целом, так и кожному сотруднику отдельно. Наиболее действенным средством обучения подчиненных следует считать личный пример самого руководителя, его ответственное отношение к выполнению служебных

обязанностей, отсутствие двойных стандартов в поведении и морали, разногласий между словами и делами [ІІ, сс. 520, 527].

Считаем, что формирование доверительных служебноделовых отношений, влияние руководителя на поддержку позитивного микроклимата в подразделении ГСБЭП и создание атмосферы взаимопомощи несут позитивное воздействие на деятельность такого подразделения, в тому числе и в части реализации работниками административно-юрисдикционных полномочий.

В качестве вывода подчеркнем, что все из перечисленных нами уровней и направлений в их границах являются важными для усовершенствования административноюрисдикционной деятельности ГСБЭП Украины. Мы полагаем, что только комплексная отработка рассмотренных векторов способна реально улучшить ситуацию с административной юрисдикцией ГСБЭП и окажет содействие предупреждению правонарушений в сферах экономики и прав интеллектуальной собственности.

Список использованных источников

1. Указ Президента Украины от 09.12.2010 № 1085/2010 «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// zakon1.rada.gov.ua.

2. Зозуля Є.В. Основні напрями діяльності МВС щодо організаційного та правового забезпечення інтеграції України до Європейського союзу / Є.В. Зозуля // Проблеми правознавства та правоохоронної діяльності, № 3. - 2010. -

С. 143-149.

3. Проект закона Украины «Об органах внутренних дел» от 18.01.2008 № 1376 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon1.rada.gov.ua.

4. Проект закона Украины «О полиции» от 03.07.2012 № 10688 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon1.rada. gov.ua.

5. Ткаченко О.Є. Історико-правові засади формування та розвитку органів боротьби з економічною злочинністю / О.Є. Ткаченко // Вісник Донецького національного університету, сер. В: Економіка і право, № 1. - 2009. - С. 526-532.

6. Красноносов Ю.М. Окремі питання правового забезпечення функціонування Державної служби боротьби з економічною злочинністю МВС України / Ю.М. Красноносов, О.П. Шемяков, Є.Ю. Красноносов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/portal/pib/2012_1/PB-1/PB-1_34.pdf.

7. Миронюк Р.В. Окремі напрямки оптимізації системи суб'єктів адміністративно-деліктної юрисдикції / Р.В. Миронюк //

Форум права. - 2012. - № 1. - С. 635-638 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/e-journals/ FP/2012-1/12mrvadj.pdf.

8. Приказ МВД Украины № 185 от 22.02.2001 «Об утверждении Инструкции по оформлению материалов об административных правонарушениях» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon1.rada.gov.ua.

9. Пивовар Ю.І. Організаційно-правові засади взаємодії міліції і органів фінансового контролю : дис. на здобуття наук. ступеня к.ю.н. 12.00.07 «Адміністративне право і процес; фінансове право; інформаційне право» ; / Ю.І. Пивовар. - Київ, 2008.

-266 с.

10. Проневич О.С. Проактивна діяльність поліції (міліції) як складова сучасної парадигми охорони правопорядку /

О.С. Проневич // Форум права. - 2011. - № 3. - С. 639-643 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nbuv.gov. ua/e-journals/FP/2011-3/11pocpop.pdf

11. Скалозуб Л.П. Роль керівника оперативного підрозділу у протидії злочинам в сфері економіки / Л.П. Скалозуб, В.І. Василинчук // Науковий вісник Львівського державного університету внутрішніх справ. Серія юридична. - №1. - 2009.

- С. 519-527.

Европейский опыт функционирования системы органов административно-деликтной юрисдикции и направления его внедрения в отечественное законодательство

Миронюк Р. В.

В статье исследован опыт функционирования системы органов административно-деликтной

юрисдикции в европейских государствах, на основании чего сформулированы и обоснованы положения, которые нуждаются в закреплении в отечественном административно-деликтном законодательстве, с целью повышения уровня законности применения мер административной ответственности.

Ключевые слова: административная ответственность, производство по делам об административных правонарушениях, органы административно-деликтной юрисдикции, европейский опыт.

Mironyuk R.V. European experience of functioning of the system of organs of administrativno-deliktnoy jurisdiction and direction of his introduction in a domestic legislation.

In the article experience of functioning of the system of organs of administrativno-deliktnoy jurisdiction is investigational in the European states, on the basis of what formulated and grounded positions which need fixing in a domestic administra-tivno-deliktnom legislation, with the purpose of increase of level of legality of application of measures of administrative responsibility.

Keywords: administrative responsibility, production in matters about administrative offences, organs administratively to deliktnoy jurisdiction, european experience.

Актуальность темы. Вместе с необходимостью усовершенствования процедуры привлечения к административной ответственности, нуждается в новом системном подходе исследование и процессуальное закрепление полномочий субъектов административноделиктной юрисдикции, система которых является слишком массивной, ведь сегодня существует свыше 40 органов которые имеют право привлекать к административной ответственности за правонарушение в разных сферах. Эффективность их деятельности достаточно низка, что предопределенно: системными нарушениями подзаконного нормотворчества (ведомственные инструкции, которые регулируют особенности привлечения к административной ответственности за правонарушение в отдельной сфере, их количество более 35, часто выписаны с нарушением законодательства, не отвечают нормам КПАП, постоянно изменяются и дополняются, что осложняет контроль за их законностью, который становится возможным лишь на завершающей стадии рассмотрения дела); низким уровнем доверия граждан к органам, которые применяют административные санкции, что вызвано низким уровнем их профессионализма, слабым знанием законодательства, склонностью к коррупции, погоне за показателями выявления нарушений, а не их профилактикой, отсутствием практических навыков и др.); усложненной процедурой применения административных санкций за незначительные нарушения, обслуживание которой нуждается в значительных финансовых расходах бюджетных средств.

Эти и другие обстоятельства предопределяют необходимость изыскания путей реформирования системы таких органов. На современном этапе реформирования административно-деликтного законодательства и правоприменительной практики это возможно с учетом исследования иностранного опыта деятельности органов административно-деликтной юрисдикции по привлечению лиц к административной ответственности, и определения путей его вне-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.