Научная статья на тему 'Перспективные направления развития государственной образовательной политики в России'

Перспективные направления развития государственной образовательной политики в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1195
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / EDUCATION / STATE EDUCATION POLICY / PROBLEM FIELD OF EDUCATIONAL POLICY / PROMISING AREAS OF EDUCATIONAL POLICY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавлева Лариса Алексеевна

Статья посвящена актуальной проблеме выявления приоритетных направлений реализации государственной образовательной политики в современной России. Автор систематизирует политико-правовые основания политики государства в образовательной сфере, определяет проблемные аспекты деятельности государственных органов в образовательной области, предлагает пути оптимизации образовательной политики с учетом комплекса управленческих воздействий. Автор констатирует, что приоритетные направления государственной образовательной политики объективируются в нормативно-правовых актах, государственных программах, концепциях. Отмечено, что трансляцией федерального правового поля в образовательной сфере выступают региональные программы. Их цель синергетические социально-экономические эффекты, а именно: повышение конкурентоспособности образования, качества человеческого капитала, обеспечение потребностей развивающейся экономики в квалифицированных кадрах и повышение эффективности их использования; повышение эффективности и результативности использования бюджетных средств в сфере образования путем реализации комплексных системных проектов. Механизмы осуществления образовательных стратегий с учетом комплекса управленческих воздействий предполагают создание единого федерального центра правового и методического обеспечения деятельности образовательных учреждений, создание Стандарта оценки качества в образовательной сфере с учетом многообразия типов и видов образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the actual problem of identifying priority areas of implementation of the state educational policy in modern Russia. The author summarizes the political and legal basis of the state policy in the sphere of education, determines the problematic aspects of the activities of state bodies in the field of education, and suggests the ways to optimize educational policy based on complex management actions. The author notes that the priorities of the state educational policy are objectified in legal acts, state programs, concepts. It is noted that the translation of the federal legal framework in the field of education are the regional programs. Their goal is synergistic social and economic effects, namely: increasing the competitiveness of education, human capital, ensuring the needs of the growing economy for qualified workers and improving the efficiency of their use; improving the efficiency of the use of budgetary funds in the area of education through the implementation of integrated system projects. Mechanisms for the implementation of educational strategies, based on complex management actions, would create a single federal center of legal and methodical support of educational institutions, the establishment of standard quality assessment in the field of education in view of the variety of types and kinds of educational institutions.

Текст научной работы на тему «Перспективные направления развития государственной образовательной политики в России»

УДК 323 001:10.737/20393

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ

Журавлева Л.А.1

Статья посвящена актуальной проблеме выявления приоритетных направлений реализации государственной образовательной политики в современной России. Автор систематизирует политико-правовые основания политики государства в образовательной сфере, определяет проблемные аспекты деятельности государственных органов в образовательной области, предлагает пути оптимизации образовательной политики с учетом комплекса управленческих воздействий.

Автор констатирует, что приоритетные направления государственной образовательной политики объективируются в нормативно-правовых актах, государственных программах, концепциях. Отмечено, что трансляцией федерального правового поля в образовательной сфере выступают региональные программы. Их цель - синергетические социально-экономические эффекты, а именно: повышение конкурентоспособности образования, качества человеческого капитала, обеспечение потребностей развивающейся экономики в квалифицированных кадрах и повышение эффективности их использования; повышение эффективности и результативности использования бюджетных средств в сфере образования путем реализации комплексных системных проектов.

Механизмы осуществления образовательных стратегий с учетом комплекса управленческих воздействий предполагают создание единого федерального центра правового и методического обеспечения деятельности образовательных учреждений, создание Стандарта оценки качества в образовательной сфере с учетом многообразия типов и видов образовательных организаций.

Ключевые слова: образование, государственная образовательная политика, проблемное поле образовательной политики, перспективные направления образовательной политики.

PERSPECTIVES OF THE STATE EDUCATION POLICY IN RUSSIA

ZHURAVLEVA L A. — Postgraduate student of the Department of Political Science and State Policy, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration of the Orel branch (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected].

The article is devoted to the actual problem of identifying priority areas of implementation of the state educational policy in modern Russia. The author summarizes the political and legal basis of the state policy in the sphere of education,

Журавлева Лариса Алексеевна, аспирант кафедры политологии и государственной политики; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Орловский филиал; адрес: 302028, Россия, г. Орел, Б. Победы, 5а; e-mail: [email protected]._

determines the problematic aspects of the activities of state bodies in the field of education, and suggests the ways to optimize educational policy based on complex management actions.

The author notes that the priorities of the state educational policy are objectified in legal acts, state programs, concepts. It is noted that the translation of the federal legal framework in the field of education are the regional programs. Their goal is synergistic social and economic effects, namely: increasing the competitiveness of education, human capital, ensuring the needs of the growing economy for qualified workers and improving the efficiency of their use; improving the efficiency of the use of budgetary funds in the area of education through the implementation of integrated system projects.

Mechanisms for the implementation of educational strategies, based on complex management actions, would create a single federal center of legal and methodical support of educational institutions, the establishment of standard quality assessment in the field of education in view of the variety of types and kinds of educational institutions.

Keywords: education, state education policy, problem field of educational policy, promising areas of educational policy.

Государственная политика представляет собой комплексную, кумулятивную деятельность органов государственного управления по драгированию и осуществлению долговременных целей пролификации общества в целом или частных его сфер1. Она трансформируется в акты нормативного правового характера, государственные программы, проекты, концепции, представляющие собой взаимосвязанные акции государственных органов по решению социально значимых задач2.

Будучи особым целенаправленным процессом, государственная политика обладает соответствующим функциональным назначением, характерными механизмами формирования, внутренним строением, а также другими параметрами. По своей природе - это процесс конструирования реальности, трансформирующий государственное управление из системы «реагирования на проблемы» в практическую плоскость их решения.

Сформированная на основе сочетания усилий органов государственного управления с гражданскими структурами (партиями, СМИ, НКО и др.), а в ряде случаев и с международными организациями (ООН, ВТО, ЮНЕСКО и др.), государственная политика отражает сложную конфигурацию взаимоотношений всех участников целеполагания. Иначе говоря, государственная политика представляет собой комплекс совместных действий государственных и гражданских акторов.

Следует констатировать, что дефиниции «государственная политика в сфере образования», «образовательная политика» широко применяются в нормативно-правовых актах, юридической и научной литературе. При этом в правовом поле такие понятия не объективируется. Исходя из предмета регулирования Федерального закона № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», можно предположить, что государственная образовательная политика в широком смысле - это политика по регулированию отношений в

1 Соловьев А.И. Принятие и исполнение государственных решений: учебное пособие для вузов. М. : Аспек Пресс, 2014.493 с.

2 Заиченко H.A. Институциональные предпосылки образовательных политик // Управленческое консультирование. - 2013. - № 5 (53). - С. 113-120._

сфере образования; в узком - политика обеспечения государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и создания условий для реализации права на образование1.

В условиях нетранспарентности мировой политики государственная образовательная политика представляет собой единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом. Представляя собой форму масштабного проектирования и осуществления крупных управленческих проектов, такая политика направлена на качественные изменения в сфере интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека посредством осуществления инновационных стратегий.

Необходимо отметить, что содержательные характеристики, практика реализации данного вида политики являются сферой научных интересов политологов, педагогов (В.А. Садовничий, О.Н. Смолин), социологов (Ю.В. Василькова, Л.Т. Волчкова), философов (Л.С. Выготский, М.М. Бахтин). Научные работы А.П. Жуковой, Г.В. Ярошенко ориентированы на осмысление государственной образовательной политики как аспекта национальной безопасности Российской Федерации2.

Итоги и оценки модернизации отечественной системы образования рассматриваются Г.В. МорозовойЗ, Ю.И. Тарским, О.Ю.Тарской4

Исследовательский интерес представляют собой работы Ю.С. Васютина, М.В. Жуковой, В.В. Огневой, Е.А. Малышева, Т.Б. Макаровой, В.Э. Поповой, E.H. Рудаковой.

Так, E.H. Рудакова акцентирует внимание на необходимости широкой общественной поддержки образовательной политики5. Доктор исторических наук Ю.С. Васютин акцентирует внимание на необходимости политического образования молодежи, непрерывного просвещения подрастающего поколения в условиях современного глобального информационного пространства.6. С учетом национальных геополитических интересов В.В. Огнева указывает на необходимость качественного политологического образования кадрового состава государства7.

Следует согласиться с тезисом М.В. Жуковой, что в практической плоскости реализации государственной политики нашей страны особую роль играют программные

1 Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЭ (ред. от 02.06.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.06.2016) II Российская газета. - N 303. - 31.12.2012, Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru).

2 Жукова М.В. Современная государственная политика реформирования российской системы образования (политический аспект): Автореф. дисс...канд. полит, наук. 23.00.02. - Ростов-на-Дону, 2015. -С.6.

3 Морозова Г.В. Модернизация отечественной системы образования: итоги и оценки // Вестник Поволжского института управления. - 2014. - № 5 (44). - С. 4-11.

4 Тарский Ю.И., Тарская О.Ю. Политические контексты интегративных процессов в сфере образования // Вестник Поволжского института управления. - 2012. - № 1. - С. 128-133.

5 Рудакова E.H. Сущность образовательной политики российского государства в условиях глобализации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. - 2013. - № 1. - С. 84-87.

6 Васютин Ю.С. Профессиональное образование без отрыва от производства, технологии самостоятельной работы // Управление печати, полиграфии и СМИ администрации Орловской области. Орел, 1998.

7 Огнева В.В. Реформа государственного управления в современной России: в поисках новой модели // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. - Политология. - 2012. -Т. 22.-№7(126).-С. 250-255._

документы, определяющие приоритеты модернизации и реформирования российской системы образования1.

Непрерывное осмысление состояния и выработка стратегических направлений развития образования становятся предметом обсуждения на заседаниях палат Федерального Собрания, Государственного Совета РФ, Правительства РФ, многочисленных «круглых столов», съездах учителей, ректоров вузов, научно-педагогической общественности. Основные цели и задачи образовательной политики государства определены в Конституции РФ, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в ряде указов Президента РФ, различного рода концепций.

Так, статьей 43 Конституции Российской Федерации гарантируется право граждан на получение образования2. Данная норма подчеркивает важность формирования для страны конкурентоспособного, высокоинтеллектуального человеческого потенциала. Учитывая, что образование способствует решению задач по предотвращению угроз и обеспечению национальной безопасности государства, в том числе информационной и технологической, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации определяет в качестве безусловного приоритета инновационное развитие образования, особенно в области подготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в сфере науки и технологий. Ставится задача создания условий для интеграции науки, образования и промышленности, проведения системных исследований в интересах решения стратегических задач, а также устойчивого развития страны3.

Важность обеспечения качественного образования, направленного на перспективное развитие страны, как на запросы социума, так и на запросы экономики подчеркивается в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 года4.

Основные принципы государственной политики в сфере образования изложены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Это прежде всего приоритетность получения образования; гуманистический характер образования, всестороннее развитие личности, воспитание гражданина, патриота, ответственного за будущее своей страны, а не только себя; единое образовательное пространство на территории Российской Федерации, сохранение национальных особенностей и традиций этносов Российской Федерации в условиях полинационального государства; создание необходимых условий для интеграции образовательной системы Российской Федерации в мировом образовательном пространстве на паритетной и обоюдовыгодной основе; светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, реализовывающих образовательную деятельность; право выбора получения образования с учетом

1 Жукова МБ. Современная государственная политика реформирования российской системы образования (политологический аспект): дисс.... канд. полит, наук: 23.00.02. - Москва, 2015. -191 с.

2 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) IIСЗ РФ. 2014, № 31, ст. 4398.

3 См.: О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683//СЗ РФ. 2016, N 1 (часть II), ст. 212

4См.:Послание Президента Федеральному Собранию // Президент России. - URL:http://www.kremlin.ru/ events/ president/news/50864/Щата обращения: 20.04.2016]_

индивидуальных особенностей и потребностей человека; демократический характер управления образованием1.

Также приоритетные направления государственной политики в области развития образования определяются в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг., Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года.

В частности, в Концепции развития до 2020 год указывается необходимость формирования гибкой и диверсифицированной системы профессионального образования, отвечающей требованиям рынка труда и потребностям инновационной экономики как в части образовательных программ, так и в части условий и материально-технического оснащения процесса обучения2.

Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы устанавливает наиболее приоритетные институциональные элементы образовательной сферы, определяет «точки роста» и конкретные механизмы взаимодействия субъектов образовательной деятельности для воплощения в жизнь целей и решения задач социального и экономического развития Российской Федерации3.

Трансляцией Федеральной целевой программы развития образования выступают региональные государственные программы. Результатом реализации государственной программы «Образование в Орловской области (2013-2020 годы)»4 ожидаются синергетические социально-экономические эффекты, а именно: повышение конкурентоспособности образования, качества человеческого капитала, обеспечение потребностей развивающейся экономики в квалифицированных кадрах и повышение эффективности их использования; повышение эффективности и результативности использования бюджетных средств в сфере образования путем реализации комплексных системных проектов, направленных на всех участников образовательной деятельности; внедрение и распространение новых моделей образовательных организаций, технологий реализации образовательных программ всех видов и уровней, обновление моделей и механизмов управления образованием; совершенствование механизмов и инструментов вовлечения молодежи в активную социально значимую деятельность, направленную на становление личности детей и профессиональную самореализацию молодежи; достижение нового качественного состояния всех элементов системы оценки качества образования и образовательных результатов.

1 Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЭ (ред. от 02.06.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.06.2016) II Российская газета. - N 303. - 31.12.2012, Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru).

2 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года от 17 ноября 2008 г. № 1662-р IIСЗ РФ. 2008. № 47, ст. 5489.

3 Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. от 29 декабря 2014 г. № 2765 -р II СЗ РФ..2015, № 2, ст.541.

4 См.: Об утверждении государственной программы Орловской области «Образование в Орловской области» : Постановление Правительства Орловской области от 28.12.2012 N 500 (ред. от 31.12.2015) (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2016) // Государственная специализированная информационная система "Портал Орловской области - публичный информационный центр" http://orel-region.ru, 14.02.2013._

Сегодня одной из значимых стратегических задач развития образования является создание и распространение технологических и структурных инноваций в сфере профессионального образования, обеспечивающих высокую гибкость экономики. Во многом этому способствуют кластерные технологии с участием образовательных организаций1.

Следует отметить развитие современных механизмов, содержания и технологий основного общего и дополнительного образования через реализацию мер пропагандирования среди детей и молодежи научно-исследовательской и творческой деятельности. Актуализируется система оценки качества образования и образовательных результатов.

Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности и учебном процессе на всех уровнях образования приводит к уменьшению существующих проблем в сфере работы с детьми и взрослыми с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Между тем в настоящий момент некоторые нормативные акты носят декларативный характер, отсутствуют финансовые и организационно-экономические механизмы их реализации. Несогласованность номенклатуры оказываемых образовательных услуг и требований, предъявляемых к содержанию и качеству образования со стороны заказчиков этих услуг, приводит к низкому уровню влияния образования на социально-экономическое развитие как субъектов Российской Федерации, так и страны в целом.

Наиболее явно это выражено в среднем профессиональном и дополнительном профессиональном образовании. Последнее, являясь важной составляющей непрерывного образования российских граждан, призвано мобильно и эффективно реагировать на новые требования отечественной и мировой экономики, возрастающие запросы населения на приобретение дополнительных компетенций, в первую очередь на повышение квалификации и профессиональную переподготовку. Тем не менее в настоящее время это не обеспечивается в полной мере по причине низкой реализации межсекторного партнерства между бизнес-структурами и государством. Как следствие - кадровый потенциал трудовых ресурсов не востребован.

Актуальной проблемой российского образования является отсутствие комплексности в системе целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью. В такой работе отсутствуют эффективные механизмы, непрерывность, недостаточно используются возможности высших учебных заведений, научных учреждений, организаций дополнительного образования. На уровне среднего профессионального и высшего образования в настоящее время отсутствуют полноценные механизмы поддержки и предоставления равных образовательных возможностей для этой категории граждан.

Следует резюмировать, что в соответствии с нормативно-ценностным подходом государственная политика не должна ограничиваться декларациями, а предлагать пути осуществления образовательных стратегий: создание единого федерального центра правового и методического обеспечения деятельности образовательных учреждений, создание Стандарта оценки качества в образовательной сфере с учетом многообразия типов и видов образовательных учреждений, функционал и содержание которого требует разработки, а в последующем дискуссионного обсуждения. Определяемые государством цели и задачи, несомненно, должны подкрепляться четким механизмом реализации, финансовым, кадровым, правовым и материальным обеспечением. Лишь при этом образование выступает как ценность общественная и личностная.

1 Исаев A.B., Поповичева Н.Е. Формирование и развитие образовательного кластера как механизма регионального развития // Среднерусский вестник общественных наук. - 2014. - № 2. - С. 226-231._

Библиография/References:

1. Васютин Ю.С. Профессиональное образование без отрыва от производства, технологии самостоятельной работы II Управление печати, полиграфии и СМИ администрации Орловской области. - Орел, 1998.

2. Жукова М.В. Современная государственная политика реформирования российской системы образования (политологический аспект): автореф. дисс. ... канд. полит, наук. -Москва, 2015.-23 с.

3. Заиченко Н.А. Институциональные предпосылки образовательных политик II Управленческое консультирование. - 2013. - № 5 (53). - С. 113 - 20.

4. Исаев А.В., Поповичева Н.Е. Формирование и развитие образовательного кластера как механизма регионального развития II Среднерусский вестник общественных наук. - 2014. -№2.-С. 226-231.

5. Морозова Г. В. Модернизация отечественной системы образования: итоги и оценки II Вестник Поволжского института управления. - 2014. - № 5 (44). - С. 4 - 11.

6. Огнева В.В., Болховитина Т.С., Васютин Ю.С. Высшая школа современной России: ключевые тренды формирования новой парадигмы II Образование и общество. - 2015. - Т. 2. №91.-С. 86-89.

7. Рудакова Е.Н. Сущность образовательной политики российского государства в условиях глобализации II Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. -2013. - № 1. - С. 84-87.

8. Соловьев А.И. Принятие и исполнение государственных решений: учебное пособие для вузов. - М.: Аспек Пресс, 2014. -493 с.

9. Тарский Ю.И., Тарская О.Ю. Политические контексты интегративных процессов в сфере образования II Вестник Поволжского института управления. - 2012. - № 1. - С. 128 - 133.

1. Vasiutin, lu.S. (1998) Professional'noe obrazovanie bez otryva ot proizvodstva. tekhnologii samostoiatel'noi raboty [Vocational training on the job. technology independent work] II Upravlenie pechati, poligrafii i SMI administratsii Orlovskoi oblasti. - Orel. (In Russ.)

2. Zhukova, M.V. (2015) Sovremennaya gosudarstvennaya politika reformirovaniya rossijskoj sistemy obrazovaniya(politicheskij aspekt) [Modern state policy of reforming the Russian education system(political aspect)]: Avtoreferatdiss...kand. polit. nauk. - Rostov-na-Donu. -23 p. (In Russ.)

3. Zaichenko, N.A. (2013) Institutsional'nye predposylki obrazovatel'nykh politik [Institutional preconditions of educational policies] II Upravlencheskoe konsul'tirovanie [Management Consulting], -№5(53).-P. 113-20. (In Russ.)

4. Isaev, A.V., Popovicheva, N.E. (2014) Formirovanie i razvitie obrazovatel'nogo klastera kak mekhanizma regional'nogo razvitiia [Formation and development of the educational cluster as a mechanism for regional development] II Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk [Central Russian Journal of Social Sciences], - № 2. - P. 226 - 231. (In Russ.)

5. Morozova, G.V. (2014) Modernizatsiia otechestvennoi sistemy obrazovaniia: itogi i otsenki [The modernization of our education system: results and evaluation] //Vestnik Povolzhskogo instituta upravleniia [The Bulletin of the Volga Region Institute of Administration], № 5 (44). P.4-11 .(In Russ.)

6. Ogneva, V.V., Bolkhovitina, T.S., Vasiutin lu.S. (2015) Vysshaia shkola sovremennoi Rossii:

kliuchevye trendy formirovaniia novoi paradigmy [Higher school of modern Russia: the key trends shaping a new paradigm] II Obrazovanie i obshchestvo [Education and Society], - T. 2. № 91. -P. 86-89. (InRuss.)

7. Rudakova, E.N. (2013) Sushchnost' obrazovatel'noi politiki rossiiskogo gosudarstva v usloviiakh globalizatsii [The essence of the educational policy of the Russian state in the conditions of globalization] II Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriia: Istoriia i politicheskie nauki [Bulletin of Moscow State Regional University. Series: History and Political Science], - № 1. - P. 84 - 87. (In Russ.)

8.Solovev, A.I. (2014) Prinyatie i ispolnenie gosudarstvennyx reshenij: uchebnoe posobie dlya vuzov [The adoption and implementation of government decisions: textbook for universities]: Aspek Press.-493 p. (InRuss.)

9. Tarskii, lu.I., Tarskaia, O.lu. (2012) Politicheskie konteksty integrativnykh protsessov v sfere obrazovaniia [Political context of integrative processes in the field of education] II Vestnik Povolzhskogo instituta upravleniia [The Bulletin of the Volga Region Institute of Administration], -№1,-P. 128- 133. (InRuss.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.