ИННОВАЦИОННЫМ БИЗНЕС-ИНКУБАТОР В ИНФРАСТРУКТУРЕ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
УДК 330.322.16
Евгений Геннадьевич Ершов
Аспирант, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (БФ),
Тел. +7(906)600-1045; +7(951)761-6555; Эл. почта: [email protected]
В статье рассматривается инновационная инфраструктура как средство поддержки малого бизнеса, задачи инновационных бизнес- инкубаторов и анализируются сформулированные в международной экономической литературе типы классификации бизнес инкубаторов. На основе анализа классификации бизнес-инкубаторов предлагается классификация, ориентированная на инновационный процесс с участием малых предприятий.
Ключевые слова: инновационная инфраструктура, инновационный бизнес-инкубатор, классификация бизнес-инкубаторов
Evgeny Gennadyevich Ershov
Post-Graduate student
Moscow State University of Economics,
Statistics and Informatics (MESI)
Tel.: +7(906)600-1045; +7(951 )761 -6555;
E-mail: [email protected]
INNOVATIVE BUSINESS INCUBATOR IN THE INFRASTRUCTURE OF THE SUPPORT OF SMALL BUSINESSES
Innovative infrastructure as a way of support of small business and goals of innovative business incubators are considered. The types of business incubator classification formulated in the international economic literature are analyzed. The author offers the classification which based on the analysis of the business-incubator classification oriented to innovative process with participation of small enterprises.
Keywords: innovative infrastructure, innovative business incubator, classification of business incubators.
1. Введение
В современных условиях для экономики Российской Федерации чрезвычайно важное научное значение имеет вопрос о содержании современного этапа инновационной модернизации страны с участием малого бизнеса.
Жизнедеятельность инновационных малых предприятий обеспечивает инновационная инфраструктура поддержки бизнеса посредством:
-формирования адекватных задачам развития малого предпринимательства нормативно-правовых актов и инвестиционного климата (законы, налоги, льготы, инвестиции);
-информационного обеспечения инновационной деятельности инновационных малых предприятий для выполнения всего комплекса работ по «производству» и продвижению инноваций, защите интеллектуальной собственности и авторских прав;
-использования комплекса услуг по проведению экспертизы инновационных проектов, инновационных бизнес-планов, предложений и заявок, а также проведения сертификации;
-финансово-экономического сопровождения инновационной деятельности инновационных малых предприятий;
-производственно-технологической поддержки разработки и продвижения на рынок наукоемкой продукции и высоких технологий;
-создания оптимальных условий для использования потенциала инновационных менеджеров или организаций, выполняющих функции инвестиционного менеджера;
-выработки системы консультационной поддержки инновационного процесса, в котором задействованы инновационные малые предприятия; и других.
Инновационные бизнес-инкубаторы в современных условиях являются центральным звеном инновационной инфраструктуры на муниципальном уровне.
Инновационные бизнес-инкубаторы считали приоритетными для себя следующие задачи:
-поддержка действующих малых предприятий, содействие в реструктуризации, модернизации и сбыте продукции;
-оказание помощи в создании новых предприятий и поддержка начинающих предпринимателей;
-устранение административных барьеров при создании, становлении и деятельности предприятий на рынке товаров и услуг;
-привлечение инвесторов для реализации инновационных бизнес-проектов малых предприятий.
Следует отметить, что на начальном этапе формирования рыночной экономики первые российские бизнес-инкубаторы, возникшие в 1991 г., продолжали традицию ранних сервисных бизнес-инкубаторов, возникших в США и европейских странах в 1940-1960-е гг., в то время как за рубежом в 1990-е гг. уже действовали технологические и инновационные бизнес-инкубаторы.
В дальнейшем в конце 1990-х гг. были предприняты попытки создания инновационных бизнес-инкубаторов в России. Одним из первых был основан такой бизнес-инкубатор в г. Тамбове, среди учредителей которого были Московский государственный университет им.М.В.Ломоносова, Тамбовский государственный университет, Российская академия государственной службы при Президенте РФ [4] .
2. Анализ классификации бизнес-инкубаторов российскими учеными
Проведенный в исследовании анализ позволил определить, что учеными экономистами и специалистами в области управления были предложены три типа классификации всей совокупности бизнес-инкубаторов.
В основу классификации, представленной в 2001 г. специалистами Академии менеджмента и рынка (г.Москва) на основе анализа 50 бизнес-инкубаторов, действующих в тот период в Российской Федерации, был положен принцип отнесения бизнес-инкубаторов к различным категориям по целям создания [2] :
-к 1-ой категории были отнесены бизнес-инкубаторы ориентированные на сообщество (создавались при органах местного самоуправления);
-ко 2-ой категории - бизнес-инкубаторы способствующие формированию и развитию бизнеса (создавались для поддержки начинающих предпринимателей на основе льгот, с целью создания новых рабочих мест. Такие бизнес-инкубаторы, как правило, поддерживались местными властями);
-к 3-ей категории - бизнес-инку ба-торы, созданные специально с ориентацией на специфических клиентов или определенный сектор экономики (например, в интересах молодежи, или определенного вида деятельности - для развития информационных технологий);
-к 4-ой категории - бизнес-инкубаторы, предоставляющие в аренду площади под офисы и др., функционировали как бизнес-центры;
-к 5-ой категории - бизнес-инкубаторы ориентированные на развитие продукта. На практике, такие бизнес-инкубаторы создавались при инновационных и технологических центрах, университетах, научных парках при содействии государственных и промышленных структур для поддержки и развития идей по созданию нового продукта.
Отметим, что при всех достоинствах эта классификация имеет существенный недостаток - она в определенной степени «притягивает» далекие от бизнес-инкубирования организации к весьма специфическому процессу поддержки малых предприятий, относит к бизнес-инкубаторам обычные коммерческие фирмы, «торгующие» офисными площадями или консультационными услугами порой по ценам на много выше рыночных, то есть услуги таких фирм были далеки от льготной поддержки начинающих предпринимателей.
Вторая классификация бизнес-инкубаторов по организационному принципу была предложена на основе опыта инкубирования в Самарской области [6]. К первой группе были отнесены бизнес-инкубаторы как организации, предоставляющие широкий спектр услуг малым предприятиям (особенно вновь созданным) - услуги по аренде офисов, образовательные, консалтинговые, информационные, юридические и другие. Ко второй группе были отнесены технологические бизнес-инкубаторы, содействующие созданию новых инновационных малых предприятий в научно-технической сфере и оказывающие помощь в реа-
лизации завершенных научно-исследовательских разработок. В третью группу самарские ученые включили инновационные бизнес-инкубаторы, которые создавались с целью предоставления временным коллективам и творческим группам, ученым, специалистам, преподавателям, аспирантам, студентам, преподавателям необходимых условий для практического осуществления их инициативных инновационных проектов и содействия в последующем преобразовании этих коллективов и групп в малые предприятия научно-технической сферы.
Анализ показал, что данная классификация наиболее полно учитывает особенности технологических и инновационных бизнес-инкубаторов. Вместе с тем, в стороне от анализа при создании данной классификации остались группы инновационных бизнес-инкубаторов, создаваемых промышленными и агропромышленными структурами, а также классификация не охватывала бизнес-инкубаторы, ориентированные на поддержку инновационных малых предприятий, создаваемых в рамках специальных проектов региональных властей.
Третья классификация представлена в ряде работ наряду и берет за основу принцип размещения бизнес-инкубатора на определенной площадке. Например, в одной из ряда работ по проблематике бизнес-инкубирования В.Ш.Каганов относит к первой группе сервисные бизнес-инкубаторы, которые предприниматели создавали на территориях муниципальных образований, самостоятельно или вместе с местными органами власти для оказания широкого спектра услуг малым предприятиям [3]. Ко второй группе им были отнесены бизнес-инкубаторы действующие в составе технопарков. Здесь следует отметить, что в последние годы технопарки или научные парки получили все большее распространение. Это организации, формирующие территориальную инновационную среду в целях развития предпринимательства в научно-технической сфере путем создания материально-технической, экономической, информационной и социальной базы для становления, поддержки и подготовки к самостоятельной деятельности малых инновационных предприятий и фирм, производственного освоения научных знаний и наукоемких технологий.
В третью группу В.Ш.Каганов
включил бизнес-инкубаторы, созданные на базе технологических центров. Преимуществом такой классификации является то, что в основу был положен принцип территориальной привязки бизнес-инкубатора, более четко определяется его специфика.
Вместе с тем, и у этой классификации есть существенный недостаток. В ней слабо различима грань между бизнес-инкубаторами, районными бизнес-центрами, социально-деловыми центрами, сервисными общественными объединениями предпринимателей. Это, например, характерно в оценках развития инновационной инфраструктуры поддержки инновационных малых предприятий данной Департаментом развития малого предпринимательства Правительства Ленинградской области [1] .
3. Международная классификация бизнес-инкубаторов
В 2007 г. экономистами и специалистами Академии Менеджмента и рынка была предпринята попытка систематизировать все имеющиеся на тот период классификации бизнес-инкубаторов [5] .
В качестве первой они предложили считать классификацию осуществленную Американской Ассоциацией Бизнес Инкубаторов, которая классифицировала бизнес-инкубаторы по целям создания: 1.Цели экономического развития; 2.Цели по коммерционализации технологий; З.Цели по получению дохода. Этой классификации придерживается и Академия менеджмента и рынка. Отличие состоит лишь в том, что ученые АМиР выделили пять целей
Вторая классификация, также американская дополняет первую критерием спонсорства и в таком случае, бизнес-инкубаторы классифицируются как: 1)правительственные и общественные некоммерческие организации;
2) университетские и образовательные учреждения;
3) частные и коммерческие структуры;
4)другие организации, объединенные по профессиональному, национальному, религиозному и другим признакам;
5) смешанное спонсорство.
Третья классификация также американская добавляет к первой и второй классификации принцип профессиональной ориентации бизнес-инку-
№2, 2011
56
баторов. В результате выделяются следующие группы бизнес-инкубаторов:
1) универсальные или смешанного использования;
2) технологические и инновационные;
3) производственные;
4) бизнес-инкубаторы сферы услуг;
5) бизнес-инкубаторы для микропредприятий.
В ряде случаев данная классификация дополняется так называемыми бизнес-инкубаторами со специальным уклоном (решающие социальные проблемы разных категорий граждан) и организационные бизнес-инкубаторы (их клиентами являются сервисные предприятия инфраструктурного типа - юридические, образовательные, консалтинговые, аудиторские и другие). Организационные бизнес-инкубаторы стали возникать, прежде всего в России, где огромная потребность в развитии сети бизнес-инкубаторов в инфраструктуре поддержки малого предпринимательства.
В последнее время содержание деятельности специализированных бизнес-инкубаторов позволило выделить в них ряд подгрупп: а)бизнес-инкуба-торы, ориентированные на определенную отрасль производства; б) бизнес-инкубаторы, ориентированные на определенную социальную группу; в) бизнес-инкубаторы ориентированные на создание микропредприятий и поддержку индивидуальных предприятий.
Четвертый тип классификации дополняется критерием степени самостоятельности (самостоятельные бизнес-инкубаторы и встроенные).
Пятый тип классификации учитывает форму обслуживания клиентов (виртуальные и стационарные).
Шестой тип классификации берет за основу демографический принцип (городские бизнес-инкубаторы и сельские (аграрные)).
Необходимо подчеркнуть, что при всей значимости многочисленных классификаций, выделяющих инновационные бизнес-инкубаторы, они не в полной мере отражают требования, предъявляемые к классификации вообще по универсальности и простоте, по отражению сущности их предназначения.
4. Классификация бизнес-инкубаторов с ориентацией на этапы инновационного процесса
Проведенный анализ показывал,
что более правильно в основу классификации бизнес-инкубаторов, которые являются, прежде всего, инструментом экономической, социальной, структурной и инновационной политики, положить основополагающую цель этой особенной специфической формы поддержки инновационных малых предприятий - формирование конкурентоспособной национальной инновационной системы.
Международный опыт показывает, что бизнес-инкубатор это в первую и главную очередь «субъект инновационной инфраструктуры, созданный с целью образования новых предприятий, рабочих мест и экономического развития региона на основе комплексного метода организации инновационного процесса» [7]. Нельзя подменять бизнес-инкубаторы многочисленными сервисными центрами услуг начинающим предпринимателям.
Учитывая то, что основные признаки инновационной экономики выражаются:
-в наличии современных информационных технологий и компьютеризированных систем;
-в создании развитой инфраструктуры, обеспечивающей формирование национальных информационных ресурсов;
-в ускорении автоматизации и компьютеризации всех сфер и отраслей производства и управления;
-в создании и внедрении в практику инноваций различного функционального назначения;
-в обеспечении наличия соответствующей времени системы подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов, способных инициировать и реализовывать инновационные проекты - классификацию бизнес-инкубаторов следует проводить исходя из их конкретной роли их в инновационном процессе.
Соответственно этапам инновационного процесса, в котором участвуют инновационные малые предприятия, можно предложить следующую классификацию инновационных бизнес-инкубаторов:
-бизнес-инкубаторы, ориентированные на поддержку инновационных малых предприятий, ведущих разработку и внедрение инноваций;
-бизнес-инкубаторы, оказывающие помощь инновационным малым предприятиям площадями и оборудованием, ведущим проектирование, освое-
ние и производство инновационного продукта;
-бизнес-инкубаторы, поддерживающие начинающих предпринимателей, имеющих инновационный план маркетинга и сбыта инновационных товаров.
5. Заключение
В предлагаемой нами классификации учитываются все преимущества уже имеющихся в экономической науке классификаций, с поправкой на специфику услуг, ориентированных на этапы инновационного процесса, в котором участвуют малые предприятия.
В представленной классификации по нашему мнению наиболее полно реализуется сущность, цели и задачи и содержание деятельности инновационного бизнес-инкубатора в инфраструктуре поддержки малого предпринимательства.
Литература
1. Багрова Н.Б. Бизнес-инкубаторы как структурные подразделения бизнес-центров (опыт Ленинградской области)// Положительный опыт развития малого предпринимательства в России/Аналитический сборник.-М.:АМиР, ИЛИ, 2001.- С.302-303.
2. Бизнес-инкубаторы и рыночная экономика.- М.:ИПИ, 2001.- С.30.
3. Бизнес-инкубаторы в системе поддержки малого бизнеса: российский и международный опыт. Под общей редакцией Э.Маркварта (OSTEURO).- Москва, IP, 2001.- С.37.
4. Бизнес-инкубаторы в системе поддержки малого бизнеса: российский и международный опыт. Под общей редакцией Э.Маркварта (OSTEURO).- Москва, IP, 2001.- С.146.
5. Горбунов В. Л., Каганов В.Ш., Мартынюк В.Н. Бизнес-инкубаторы, предпринимательство, экономика (Монография): М.: Современная экономика и право, 2007.- С.44-65.
6. Инжиниринг малого бизнеса/ М.М.Гуревич, В.Ш.Каганов, О.И.Кондратьев, В.М.Лебедев, В.Н.Михельке-вич, В.В.Морозов, В.Н.Нестеров, В.М.Радомский.- М.;Самара: Агрокон-салт, 1998.- С.21-22.
7. Инновационная деятельность. Термины и определения. - Минск: Госстандарт Республики Беларусь, 2005.
References
1. Bagrova N.B.Business incubator as structural divisions of business centres (experience of Leningrad region)//
Positive experience of development of small business in Russia /Analitichesky / the Analytical collection. - M. :AM&M, IPI, 2001. - P.302-303.
2. Business incubators and market economy. - M.:IPI, 2001. - P.30.
3. Business incubators in system of support of small business enterprises: the Russian and international experience. Under E.Markvarta's general edition
(OST-EURO). Moscow, IP, 2001. - P.37.
4. Business incubators in system of support of small business enterprises: the Russian and international experience. Under E.Markvarta's general edition (OST-EURO). Moscow, IP, 2001. - P.146.
5. Humpbacks of Century L, Kaga-nov V S, Martynjuk V. N. Business incubators, business, economy (Monogra-phy): M: Modern economy and the right,
2007. - P.44-65.
6. Engineering of small business. M.Gurevich, V.S.Kaganov, O.I.Kondratev, V.M.Lebedev, V.N.Mihelkevich, V.V.Morozov, V.N.Nesterov, V.M.Radomsky. - M; Samara: Agroconsult, 1998. - P.21-22.
7. Innovative activity. Terms and definitions. - Minsk: Gosstandart of Byelorussia, 2005.
№2, 2011