УДК 658.018
Е.А. Федорова, проф., д-р экон. наук, зав. кафедрой «Финансы и менеджмент», (4872) 33-24-80, [email protected], (Россия, Тула, ФГБОУ ВПО ТулГУ); Н.О. Козлова, канд. техн. наук, доцент, (4872) 33-24-80, [email protected], (Россия, Тула, ФГБОУ ВПО ТулГУ)
МОДЕЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА ПОТЕНЦИАЛА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Рассматривается структура инновационного компонента потенциала промышленного предприятия, его внутренние и внешние связи.
Ключевые слова: потенциал, структура, инновационный компонент потенциала.
Статья написана в рамках Государственного контракта на выполнение работ (услуг) для государственных нужд № 14.741.11.0337.
Стратегия развития предприятия опирается на его потенциал. Разные компоненты потенциала предприятия играют разную роль в реализации данной стратегии. Ведущая роль в развитии промышленного предприятия принадлежит инновационному компоненту потенциала. Принципиальным отличием инновационного компонента от товарного или ресурсного является его способность влиять на развитие предприятия в долгосрочной перспективе. Именно инновационный компонент в большей или меньшей степени определяет отмеченные ранее свойства потенциала предприятия: способность создавать новую стоимость, организованность, альтернативность и способность к росту активов. Решения о выборе и запуске в производство товарной линии, комплектовании бизнес-линий принимается на основе результатов, полученных в рамках маркетинговых исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, т. е. на базе инновационного компонента потенциала предприятия. Следовательно, одной из задач стратегии развития является управление инновационным компонентом потенциала.
Как правило, на промышленных предприятиях объектом инновационного аспекта стратегического управления являются научно-технические ресурсы. Учитывая достаточно «распыленное» восприятие менеджментом предприятия научно-технических ресурсов, управление ими носит несбалансированный с другими ресурсами предприятия характер, что снижает эффективность управления ими. Можно выделить несколько причин низкой эффективности управления научно-техническими ресурсами:
- научно-технические ресурсы рассматриваются менеджерами обособленно от стратегического маркетинга, торговых марок, деловой репутации предприятия;
- научно-технические ресурсы рассредоточены по разным направлениям деятельности предприятия;
- научно-технические ресурсы сохранились на предприятии со времен централизованной экономики, а их новая роль в условиях децентрализованной экономики не определена;
- формирование научно-технических ресурсов происходит без учета объективных факторов внешней и внутренней среды;
- менеджмент предприятия не рассматривает инновационную деятельность в качестве ведущей в целях роста потенциала предприятия.
Специалистами отмечается, что наличие на предприятии современного развитого научно-технического потенциала само по себе не может гарантировать достижения реального эффекта от научно-технической деятельности, поскольку он зависит от факторов, которые находятся вне ее сферы [1, с. 78].
Для преодоления указанных недостатков при управлении инновационным компонентом потенциала будем использовать следующую модель подсистемы «инновационный компонент» (рис. 1).
ВХОД СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА ВЫХОД
ПОТЕНЦИАЛА
Функциональные
связи Dc -»
Синергетические
связи -»
Воздействие факторов внешней среды
ЕС
-»
Воздействие факторов внутренней среды
1с
Технологии, ноу-хау, патенты
I
НИОКР
Стратегический маркетинг
I
Персонал
Торговые марки
С
Деловая репутация
Функциональные связи Dcв
Функциональные связи DcA
Синергетические связи К^А
Синергетические связи Ясв
Обозначения: I I - внутренние функциональные связи
инновационного компонента потенциала ёс
^ ^ - внутренние синергетические связи
инновационного компонента потенциала Г^
Рис. 1. Схема модели подсистемы «инновационный компонент»
Схема иллюстрирует важность для предприятия инновационного компонента потенциала. Развитие ключевого компонента потенциала способствует расширению возможностей предприятия в производстве конкурентоспособной продукции, выбору новых направлений деятельности. Особая роль в развитии ключевого компонента потенциала принадлежит стратегическому менеджменту предприятия. Наличие целенаправленной системы управления ключевым компонентом потенциала позволяет добиться проявления синергетического эффекта, увеличивающего потенциал предприятия.
В условиях реализации конкурентных стратегий предприятия вынуждены затрачивать определенные ресурсы на поддержку своего потенциала на достигнутом уровне путем противодействия воздействиям внешней среды, сокращающим, «сжимающим» потенциал предприятия. В условиях реализации стратегии развития предприятие, управляя взаимовыгодными отношениями с внешней средой, наоборот, увеличивает свой потенциал.
Схема отражает элементный состав инновационного компонента, присущие ему как подсистеме функциональные и синергетические связи, учитывает зависимость структуры инновационного компонента от воздействия внутренней и внешней среды.
Состав множества ключевых элементов инновационного компонента потенциала {С^ определяется стратегией предприятия, целями управления, положением предприятия в инновационно-технологическом цикле и другими факторами. В общем случае в состав инновационного компонента следует включать: основные технологии, «ноу-хау», патенты; НИОКР с необходимыми основными фондами; стратегический маркетинг; персонал с необходимым уровнем квалификации и опыта; торговые марки. Помимо перечисленного, стратегическим ресурсом предприятия, который также способствует развитию предприятия, является его деловая репутация.
Рассмотрим структуру инновационного компонента потенциала предприятия как объекта управления более подробно. Для этого используем двумерную таблицу, в строках и столбцах которой расположены элементы инновационного компонента Сь На пересечении строк и столбцов над диагональю таблицы будем размещать обозначения наличия функциональных связей между элементами ёу, под диагональю — синергетических связей Гу (таблица).
Охарактеризуем элементы инновационного компонента потенциала, а также функциональные и синергетические связи элементов.
Структура инновационного компонента потенциала предприятия
X С1 технологии, «ноу-хау» С2 НИОКР Сз персонал С4 стратегический маркетинг Сз торговые марки С6 деловая репутация
С1 X ¿12 ¿13 ¿14 - -
С2 Г21 X ¿23 ¿24 - -
Сз Г31 Г32 X ¿34 - -
С4 Г41 Г42 Г43 X - -
Сз Г51 Г52 Г53 Г54 X -
Сб Г61 Г62 Г63 Г64 Г65 X
Характеристика элементов множества ключевых элементов инновационного компонента потенциала {С!}.
1) С1 — технологии, «ноу-хау», патенты. Конкурентоспособность предприятия и эффективность его деятельности зависят от основных способностей или компетенций предприятия. Данные способности представляют собой реализуемые на предприятии технологии, используемые «ноу-хау». Технологии, разработанные на предприятии, должны быть либо защищены патентами, либо охраняться на уровне коммерческой тайны. Предприятие может формировать инновационный компонент потенциала, приобретая патенты на разработки других компаний. Количество основных способностей ограничено пятью-шестью. Следовательно, основные способности предприятия С1, являющиеся нематериальными активами, определяют его текущую конкурентоспособность.
2) С2 — научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Инновационная деятельность предприятия зависит от его положения в ИТЦ. Объемы и глубина научных исследований и разработок могут варьироваться в широких пределах. Некоторые предприятия ограничиваются созданием небольшой лаборатории с приглашением одного-двух специалистов, добившихся определенных результатов, работая в научных или учебных институтах. Другие содержат крупные научно-исследовательские и опытные базы с широким штатом специалистов. Очевидно, что текущая инновационная деятельность предприятия определяет его будущие основные способности, а следовательно, и будущую конкурентоспособность.
3) С3 — персонал с необходимым уровнем квалификации и опыта. Знания и способности персонала, работающего в структуре инновационного компонента потенциала предприятия, представляют собой нематериальный актив, который непосредственно принадлежит его носителям, но используется предприятием. Данный актив трудно скопировать конкурентам, его трудно восстанавливать при уходе специалистов с предприятия.
4) С4 — стратегический маркетинг. Призван обеспечить изучение перспективных рынков; потребностей, осознанных и неосознанных, потенциальными потребителями, особенно среди промышленных потребителей. С другой стороны, служба стратегического маркетинга должна отслеживать тенденции изменений в отраслевых технологиях, осуществлять коммерческую оценку перспективных исследований, проводимых на своем и других предприятиях отрасли.
5) С5 — торговые марки. Представляют собой нематериальный актив, позволяющий выделить продукцию из многообразия аналогов, установить определенный уровень отношений с потребителями, которым торговые марки должны гарантировать соответствующее качество продукции.
6) С6 — деловая репутация. По оценкам специалистов является ценным, уникальным нематериальным активом. Представляет собой ценностные характеристики такие, как честность, ответственность, надежность, которые, по мнению окружающих, присущи данному предприятию.
Характеристика функциональных связей между элементами инновационного компонента потенциала предприятия.
¿12 — «технологии - НИОКР». Современные технологии в машиностроении, за исключением некоторых подотраслей, являются средне наукоемкими и требуют научно-исследовательской поддержки. Для развития предприятия зависимость используемых технологий от проводимых исследований является очень важной и должна учитываться при управлении инновационным компонентом потенциала (ИКП).
¿13 — «технологии - персонал». Используемые на предприятии технологии включают прошлый труд персонала ИКП предприятия, однако в текущий момент они уже освоены основными работниками, поэтому зависимостью используемых технологий от персонала ИКП можно пренебречь.
ё14 — «технологии - стратегический маркетинг». Данной зависимостью также можно пренебречь, поскольку используемые технологии вобрали в себя прошлые маркетинговые исследования, неактуальные для будущего развития предприятия.
¿23 — «НИОКР - персонал». Создателями будущих основных способностей является персонал ИКП предприятия, поэтому зависимость уровня научных исследований и опытно-конструкторских работ от квалификации, способностей персонала является очевидной и важной для предприятия.
¿24 — «НИОКР - стратегический маркетинг». Данная зависимость также является неоспоримой, поскольку научные исследования экономически целесообразно вести в перспективных областях, оценку которых обеспечивают маркетинговые исследования.
ё34 — «персонал ИКП - стратегический маркетинг». Стратегический маркетинг должен давать информацию о необходимых в перспективе ком-
петенциях персонала. Обычно учет данной зависимости происходит в рамках предыдущей.
Таким образом, можно выделить две основные функциональные зависимости управления ИКП:
1) зависимость портфеля технологий от уровня НИОКР:
С1 = ¿12 (С2); (1)
2) зависимость уровня и результативности НИОКР от уровня способностей и возможностей данного штата персонала ИКП и уровня маркетинговых исследований:
С2 = ¿2-3-4 (С3, С4), (2)
где ¿2-3-4 — условное обозначение функциональной зависимости уровня и результативности НИОКР от уровня способностей и возможностей данного штата персонала ИКП и уровня маркетинговых исследований.
Конкретный вид зависимостей (1)-(2) определяется степенью интенсивности использования активов и может быть оценен по результатам работы предприятия.
Для характеристики синергетических связей между элементами инновационного компонента потенциала предприятия используется следующий подход: первым указывается объект общности, вторым - элементы ИКП, одновременно использующие названный объект взаимодействия. Однако учитывая, что в основном элементами ИПК являются нематериальные активы, то и объектом общности может выступать любой из элементов.
г21 — «НИОКР - технологии». Данная связь отражает так называемую диффузию исследований для разных технологий.
г31 — «технологии - персонал». Опыт использования одной технологии может помогать персоналу при использовании других.
г32 — « НИОКР - персонал». Аналогично предыдущей связи опыт разработки одной технологии, как правило, используется персоналом при следующих разработках.
г41 — «стратегический маркетинг - технологии». Хорошо себя зарекомендовавшие программы стратегического маркетинга могут использоваться для поддержки разных товарных линий, выпускаемых на базе разных технологий.
г42 — «стратегический маркетинг - НИОКР». В свою очередь, разрабатываемые под новые исследования маркетинговые программы могут использоваться для разных исследований.
г43 — «стратегический маркетинг - персонал». Опыт разработки и осуществления маркетинговых программ для одних изделий может использоваться персоналом для других.
г51 — «торговые марки - технологии». Торговая марка гарантирует потребителю привычное качество товаров, выпускаемых предприятием по
разным технологиям. С другой стороны, на базе основных технологий разрабатываются новые модели и модификации товаров для новых категорий потребителей, благодаря чему компания оказывает воздействие на рынок. Специалистами отмечается, что появление новых товаров поддерживает имидж торговых марок и имидж компании в целом.
г52 — «торговые марки - НИОКР». Исследования, проводимые под известную потребителям торговую марку, окупаются быстрее, чем производимые под новую товарную марку.
г53 — «торговые марки - персонал». Персонал, осуществляющий исследования под известную торговую марку может использовать отработанные элементы конструкций для сокращения срока исследований.
г54 — «торговые марки - стратегический маркетинг». Торговые марки активно используются при осуществлении маркетинговых программ для новых изделий.
г61 — «технологии - деловая репутация». Технологии, уже реализуемые предприятием, формируют у потребителей имидж предприятия и оценку его деловой репутации.
г62 — «деловая репутация - НИОКР». Данная связь является взаимной. С одной стороны, хорошая деловая репутация поддерживает деловой интерес к исследованиям, проводимым предприятием, в результате чего последнему будет легче найти внешние источники финансирования исследований. С другой стороны, уровень проводимых исследований укрепляет деловую репутацию предприятия.
г63 — «деловая репутация - персонал». Высокая деловая репутация помогает предприятию привлечь более квалифицированный персонал в ИКП.
г64 — «деловая репутация - стратегический маркетинг». Деловая репутация оказывает влияние на возможности маркетологов по привлечению и удержанию потенциальных потребителей. С другой стороны, специалисты отмечают, что часто потеря деловой репутации связана с плохим маркетингом, когда потребителям предлагается так называемая мнимая выгода.
г65 — «деловая репутация - торговые марки». Очевидно, что и деловая репутация и торговые марки взаимно усиливают или ослабляют друг друга в восприятии потенциальными клиентами и партнерами.
Таким образом, инновационный компонент потенциала предприятия как объект управления представляет собой комплекс активов предприятия, в том числе нематериальных, взаимосвязанных друг с другом функциональными и синергетическими связями, который предназначен для поддержания будущей конкурентоспособности предприятия и является основным активом для поддержания темпов реализации стратегии развития.
Принципиальная особенность инновационного компонента потенциала заключается том, что в его структуре преобладают нематериальные активы, использование которых в качестве объектов общности при органи-
зации синергетических связей позволяет сформировать уникальный компонент потенциала, который невозможно повторить конкурентам.
Управление инновационным компонентом осуществляется в рамках управления развитием предприятия на каждом этапе реализации стратегии. Фактически оно начинается в процессе трансформации потенциала предприятия, осуществляемого перед началом реализации очередного этапа стратегии. В этот момент принимаются решения о формировании структуры инновационного компонента, его финансировании, организации синергетических связей. Однако инновационный компонент в отличие от товарного и ресурсного обладает способностью к саморазвитию, поэтому управление им имеет определенные особенности. Потенциал инновационного компонента тем выше, чем в более полном объеме удастся сформировать и использовать составляющие его элементы в едином комплексе. Схематично возрастание потенциала инновационного компонента отражает рис. 2.
Рис. 2. Потенциал инновационного компонента
В основе, ядре инновационного компонента (ИК) лежит решение о его формировании или изменении, чем эти изменения значительнее (например, решение о создании или существенном расширении собственного подразделения НИОКР), тем больше «радиус» ядра. Потенциал ИК увеличивается в зависимости от того, какой объем финансирования выделяется
на его нужды. Эти две начальные стадии управления ИК существенно зависят от субъективного фактора — приоритетов собственников и менеджеров предприятия, другими словами, на них лежит основная ответственность за развитие предприятия.
Возможности ИК расширяются за счет организации синергетических связей между компонентами потенциала. Как правило, действие некоторых из рассмотренных ранее синергетических связей проявляется автоматически, например опыт персонала, накопленный ранее и используемый в текущих разработках. Однако непродуманные перемещения персонала в рамках предприятия могут сделать предыдущий опыт персонала невостребованным.
Следующее приращение «радиусу» потенциала ИК обеспечивают три функционально связанных элемента: НИОКР, стратегический маркетинг, наличие персонала соответствующей квалификации и опыта. Эти элементы определяют уровень технологий, используемых предприятием. Именно уровень технологий обеспечивает машиностроительному предприятию базу для конкурентоспособности во внешней среде.
В современных условиях развития рынков потребителям предоставляется множество постоянно обновляемых товаров, основанных на разных технологиях, но удовлетворяющих одни и те же потребности, что приводит к большой неопределенности выбора для потребителей и заставляет их доверять привычному производителю. В связи с этим предприятия обновляют свою продукцию под знакомыми потребителям торговыми марками и усиливают свои рыночные позиции за счет узнаваемости марки.
Еще в большей степени влияет на потенциал ИК и предприятия в целом хорошая деловая репутация. Она увеличивает ценность всего, что делает предприятие, ограничивает мобильность фирм-конкурентов, создавая барьер проникновения на рынок, позволяет продавать свои товары по более высокой цене, облегчает доступ к рынку капиталов. Ценность деловой репутации тем выше, чем чаще и разнообразнее она может быть использована. Специалисты отмечают, что ддя формирования репутации требуется немало времени, но когда это происходит, она начинает работать, как маховик, непрерывно увеличивающий все, с чем она соприкасается. Деловая репутация предприятия является долгосрочным стратегическим активом. На рынках с высокой конкурентной активностью выгоднее использовать свое положение, чем тратить средства на тактические маневры [2]. Следовательно, включение деловой репутации в состав инновационного компонента экономически оправдано и требует организации управления ею в составе ИКП.
Выделение в структуре потенциала предприятия комплексного инновационного компонента позволяет четко обозначить объект управления. Задачей данного исследования является определение общих закономерностей в управлении инновационным компонентом потенциала предприятия в непосредственной связи с управлением изменениями и реализацией стра-
тегии развития на предприятии машиностроения. Такими общими закономерностями являются: зависимость структуры инновационного компонента потенциала от возложенных на него функций и влияние инновационного компонента на товарный и ресурсный компоненты. Принятие решения о варианте развития на каждом этапе реализации стратегии зависит от степени готовности собственных разработок, оценки целесообразности использования внешних разработок, определения наиболее подходящего момента вывода на рынок нового товара. Следовательно, при реализации текущего этапа стратегии используются результаты ПК, достигнутые на предыдущих этапах. В то же время в течение текущего этапа стратегии осуществляется защита интеллектуальной собственности предприятия, поддержка имиджа уже зарегистрированных торговых знаков, создание и укрепления деловой репутации предприятия.
Библиографический список
1. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. М.: Экзамен, 2001.
576 с.
2. Даулинг Г. Репутация фирмы: создание, управление и оценка эффективности / пер. с англ. М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт»: ИНФРА-М, 2003. 368 с.
E.A. Fedorova, N.O. Kozlova
The model for potential innovation component of an industrial enterprise The structure, inside and external connections of industrial enterprise potential innovation component are considered.
Key words: potential, structure, innovation component of potential.
УДК 339.137.22
A.C. Батаева, ассистент кафедры «Мировая экономика», (4872)35-34-46, [email protected], (Россия, Тула, ТулГУ)
МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Рассмотрены проблемы международной конкурентоспособности российских машиностроительных предприятий и варианты их преодоления.
Ключевые слова: международная конкурентоспособность предприятий, экспорт, кооперация, международное промышленное сотрудничество.
Одной из важнейших задач, стоящих перед Российской Федерацией сегодня, является проблема существенного повышения ее экспортного потенциала. Эпоха глобализации обострила проблемы конкурентоспособности