ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Р.Ю. Пешков, слушатель, Академия ГПС МЧС России, г. Москва
«Я сутки буду работать в Иркутской области. Проверю всю систему организации тушения лесных пожаров и взаимодействия всех подразделений».
25 август 2015 года.
Министр МЧС России В.А. Пучков
Ни для кого не секрет что ситуация с лесными пожарами в Иркутской области в 2015 году приняла серьёзные масштабы, проведя анализ я постараюсь найти пути решения данной проблемы с точки зрения применения в работе систем информационных технологий.
В целях совершенствования работы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечению пожарной безопасности на территории г. Иркутска, создана КЧС являющаяся звеном территориальной (областной) подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Комиссия является координирующим органом Иркутского городского звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ТП РСЧС), образованным для обеспечения согласованных действий органов городского самоуправления г. Иркутска, федеральных и государственных органов исполнительной власти, общественных объединений, организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм (далее -организации), расположенных на территории г. Иркутска, в целях реализации единой государственной политики в области чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности [1].
В настоящий момент схема взаимодействия между ЦУКС И КЧС субъектов имеет следующий вид (рис. 1).
При такой схеме взаимодействия учет всех имеющихся сил, находящихся на территории субъекта имеет формальных характер и в случае возникновения угрозы ЧС, а тем более в случае реальной угрозы, как показала практика не реально эффективно использовать имеющиеся на территории ресурсы.
В своей работе я бы хотел предложить подойти к проблеме взаимодействия путем систематизирования, разграничения, а также внедрения АИС. Согласно, МЧС активно взаимодействует с Министерством атомной энергии (угроза аварии на атомных станциях), Министерством обороны, Министерством здравоохранения (ресурсы медицинской помощи при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций), Министерством транспорта, Министерством труда, Министерством сельского хозяйства (угрозы
загрязнения), Министерство энергетики, Министерством юстиции, Министерством природных ресурсов, Государственным комитетом по рыболовству (угроза загрязнения зон рыболовства), Госстроем (гидросооружения, мосты, высотные объекты), Росгидрометом (погода, прогнозы, система предупреждения об угрозе стихийных бедствий), Министерством промышленности и науки, Министерством внутренних дел (обеспечение оцепления зон происшествий и чрезвычайных ситуаций, эвакуация населения). Роль координации на межведомственном взаимодействии возлагается на МЧС России, которое может ограничиваться как односторонним сотрудничеством, получение информации, так и двусторонним, обмен информацией [2].
Я'
Рис. 1. Схема взаимодействия между ЦУКС И КЧС
■
Рис. 2. Предлагаемая схема взаимодействия между ЦУКС и КЧС
Решение этих задач обеспечивается за счет ключевых новшеств, реализованных за счет внедрения автоматизированных информационных систем (АИС):
- автоматизация информационной поддержки принятия решений по планированию и контролю исполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- формализация видеоинформационного взаимодействия с зонами чрезвычайных ситуаций и возрастающего роста объемов информационного обмена с ведомствами, федеральными и муниципальными органами исполнительной власти;
- ситуационное моделирования угроз, кризисов и чрезвычайных ситуаций (ЧС), результаты которого передаются в различные ведомства, управления и региональные центры МЧС России. Служат отправной точкой для разработки тактических планов ликвидации конкретной ЧС, основанных на утвержденных моделях [3].
Для разработки современных технических решений, позволяющих обеспечить решение задач в рамках реализации целей на территории страны по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) была разработана Федеральная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации». На основании требований программы разработан комплекс информационных систем внедрение которых обеспечило переход на новые технологии управления, в частности, позволило автоматизировать обработку и представление органам управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) оперативной информации о ЧС, организацию мониторинга и прогнозирования сложившейся обстановки на территории. Одним из компонентов повседневного органа управления на федеральном уровне автоматизированной системы стал Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) [4], который:
- как сервер интеграции объединил информационные системы в единое пространство;
- решил проблемы территориальной распределённой и сложноподчиненной иерархической структуры МЧС.
При использовании автоматизированных систем целесообразно применить данную схему, а также обобщить в единую базу все имеющиеся ресурсы, находящиеся на территории субъекта. Это даст возможность минимизировать время принятия правильного решения руководителями всех уровней, так как основные ошибки руководителей возникают в основном из-за недооценки имеющихся ресурсов.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон РФ от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
3. Приказ МЧС от 26.08.2009 № 496 «Об утверждении Положения о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
4. Сборник «Информационные технологии, связь и защита информации МЧС России - 2015»; Овсянников А.В. «Использование современных информационно-телекоммуникационных технологий в деятельности НЦУКС» http: //www.mchs.informo st .ru/2 015/soderganie.php.
РАЗРАБОТКА ПЫЛЕУЛОВИТЕЛЕЙ ДЛЯ АСПИРАЦИИ ПЫЛЕГАЗОВЫХ ВЫБРОСОВ В ПРОЦЕССЕ СУШКИ ПОЛИЭТИЛЕНА
М.А. Пинаев, курсант, Е.В. Романюк, доцент, к.т.н., Д.В. Каргашилов, начальник кафедры, к.т.н., Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Технологический процесс производства полиэтилена включает ряд технологических, в том числе сушку гранул полиэтилена, отличающуюся повышенной взрывопожароопасностью [1]. Повышенная пожарная опасность этой стадии связана с образованием большого количества взрывоопасной органической пыли, поэтому необходимым элементом предотвращения чрезвычайных ситуаций на производстве является разработка системы аспирации.
Для целей рационального проектирование системы был разработан насыпной комбинированный фильтр (НКФ) с системой регенерации, представленный на рисунке 1 [2, 3] и позволяющий не только надежно герметизировать производственный процесс, но и создать замкнутый цикл производства, позволяющий утилизировать фильтровальную среду пылеулавливающего агрегата.
Возврат материала насыпного фильтра делает рациональным использование трубного цепного транспортера, который относится к механическому непрерывно действующему вспомогательному оборудованию.
Основными конструктивными узлами трубного цепного транспортера являются приводная и натяжная станции, корпуса из труб для транспортировки материала и обратного хода, непрерывно движущаяся транспортирующая цепь с шайбами, захватывающими сыпучий материал. Обычно вблизи натяжной станции в корпусе транспортера предусмотрено загрузочное отверстие для приема материала. Отверстие для выгрузки транспортируемого материала