ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ ЧС
М.В. Бородин, аспирант Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
В условиях современного динамичного развития общества и усложнения его технической и социальной инфраструктуры важнейшим стратегическим ресурсом становится информация.
В муниципальных образованиях Воронежской области, в целях организации предотвращения в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов, принимались меры по снижению рисков и смягчению последствий природных и техногенных ЧС.
Органы местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области в процессе решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осознают тот факт, что уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций способствует создание систем своевременного оповещения населения, персонала объектов и органов управления, использование которых позволяет своевременно принять необходимые меры по защите населения и тем самым снизить потери [3].
Оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций муниципальными образованиями Воронежской области организовано на основании Положения о порядке оповещения и информирования населения Воронежской области в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 29.12.2010 № 1161.
В указанных целях на муниципальном уровне созданы местные системы оповещения на территориях муниципальных образований.
Основной способ оповещения населения - передача информации и сигналов оповещения по сетям связи и распространения программ телевизионного вещания и радиовещания.
Распоряжение на задействование муниципальной системы оповещения и специальных транспортных средств с установленными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера отдаются главой администрации органа местного самоуправления или председателем комиссии муниципального района по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности с последующим докладом главе администрации органа местного самоуправления [1].
В исключительных, не терпящих отлагательства случаях (при чрезвычайных ситуациях муниципального характера) допускается передача
оперативным дежурным единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования кратких речевых сообщений с целью оповещения населения способом прямой передачи или в магнитной записи непосредственно с рабочих мест.
В целях дальнейшего повышения готовности ситуационных центров и ДДС в области проводится комплекс мер по развитию и совершенствованию информационных ресурсов и программно-аналитических средств. Выполнены мероприятия по созданию программно-аппаратного комплекса для обеспечения решения оперативных задач.
Для управления силами и средствами ТП РСЧС на территории области созданы основной и запасной пункты управления.
Значительное внимание уделялось дальнейшему развитию систем связи, прежде всего видеоконференцсвязи. Так, на 1 января 2014 года к ВКС подключены 34 гарнизона местной пожарной охраны.
Для доведения оперативной информации в режиме видеоконференцсвязи из района аварии или чрезвычайной ситуации используются мобильный комплекс спутниковой связи Inmarsat BGAN и мобильный терминал ВКС «Тактик» с возможностью выхода в ведомственную цифровую сеть, на территории городского округа г. Воронеж - технологии WiMAX, оперативными группами гарнизонов пожарной охраны - технологии GPRS IP/VPN с программой POLYCOM через 3G модем оператора сотовой связи «Билайн».
В оперативно-дежурной смене ЦУКС имеется прямая телефонная связь с ДДС потенциально опасных объектов.
На территории Воронежской области имеется 34 местных (по числу муниципальных районов и городских округов) и 1 территориальный гарнизон пожарной охраны. Все ОГ МГПО на 100 % оснащены документацией, имуществом, средствами связи и передачи информации, фото и видеоконтроля.
Во всех ОГ МГПО Воронежской области имеется возможность выхода в ведомственную сеть МЧС (Интранет) по каналам 3G GSM с возможностью организации ВКС. ОГ МГПО оснащены средствами освещения для организации ВКС в темное время суток.
В целях организации своевременного реагирования, выработки и принятия решения при возникновении чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в состав ППУ привлекаются органы управления территориальной подсистемы РСЧС.
Работа межведомственных рабочих групп (представителей) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Воронежской области, органов местного самоуправления и организаций в составе ОШ ЛЧС Главного управления организуется в ситуационном зале ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Воронежской области», где оборудовано 6 автоматизированных рабочих мест,
из них 2 автоматизированных рабочих места с выходом в Интернет и серверы НЦУКС и ЦРЦ [4].
Состав сил и средств Воронежской ТП РСЧС, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, определен постановлением администрации Воронежской области от 09.08.2013 № 697 «О силах и средствах Воронежской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» [2].
В соответствии с этим постановлением привлекаются:
- силы и средства наблюдения и контроля - от 22-х территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов государственной власти Воронежской области;
- силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций - от 52-х органов управления, организаций и объектов федерального, регионального и объектового уровней.
Состав сил и средств муниципальных звеньев ТП РСЧС определяется решением глав администраций муниципальных образований.
После каждого мероприятия оперативной подготовки, ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей на территории области проводится анализ работы органов управления и сил, обобщение и обмен опытом ликвидации ЧС (происшествия).
Кроме того, ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Воронежской области» участвует в разработке ежеквартальных анализов деятельности Главного управления, в котором, в том числе, анализируется опыт межведомственного взаимодействия. Результаты анализа доводятся до взаимодействующих сторон.
Список использованной литературы
1. Информационные технологии предупреждения и ликвидации ЧС: Уч. пос. / С.А. Качанов, - М.: Академия ГПС МЧС России, 2006. - 212 с.
2. Материалы Правительства Воронежской области для ежегодного государственного доклада «О состоянии защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера в 2014 году».
3. Перспективные направления развития информационных технологий предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: Учеб. пос.. / Тетерин И. М., - М.: Академия ГПС МЧС России, 2011. - 258 с.
4. Центры управления в кризисных ситуациях и оповещения населения: Уч. пос../ И.М. Тетерин. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2009. - 272 с.