Научная статья на тему 'Информационное обеспечение межведомственного взаимодействия при ликвидации последствий ЧС'

Информационное обеспечение межведомственного взаимодействия при ликвидации последствий ЧС Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
264
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Бородин М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение межведомственного взаимодействия при ликвидации последствий ЧС»

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ

ПОСЛЕДСТВИЙ ЧС

М.В. Бородин, аспирант Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

В условиях современного динамичного развития общества и усложнения его технической и социальной инфраструктуры важнейшим стратегическим ресурсом становится информация.

В муниципальных образованиях Воронежской области, в целях организации предотвращения в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов, принимались меры по снижению рисков и смягчению последствий природных и техногенных ЧС.

Органы местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области в процессе решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осознают тот факт, что уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций способствует создание систем своевременного оповещения населения, персонала объектов и органов управления, использование которых позволяет своевременно принять необходимые меры по защите населения и тем самым снизить потери [3].

Оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций муниципальными образованиями Воронежской области организовано на основании Положения о порядке оповещения и информирования населения Воронежской области в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 29.12.2010 № 1161.

В указанных целях на муниципальном уровне созданы местные системы оповещения на территориях муниципальных образований.

Основной способ оповещения населения - передача информации и сигналов оповещения по сетям связи и распространения программ телевизионного вещания и радиовещания.

Распоряжение на задействование муниципальной системы оповещения и специальных транспортных средств с установленными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера отдаются главой администрации органа местного самоуправления или председателем комиссии муниципального района по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности с последующим докладом главе администрации органа местного самоуправления [1].

В исключительных, не терпящих отлагательства случаях (при чрезвычайных ситуациях муниципального характера) допускается передача

оперативным дежурным единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования кратких речевых сообщений с целью оповещения населения способом прямой передачи или в магнитной записи непосредственно с рабочих мест.

В целях дальнейшего повышения готовности ситуационных центров и ДДС в области проводится комплекс мер по развитию и совершенствованию информационных ресурсов и программно-аналитических средств. Выполнены мероприятия по созданию программно-аппаратного комплекса для обеспечения решения оперативных задач.

Для управления силами и средствами ТП РСЧС на территории области созданы основной и запасной пункты управления.

Значительное внимание уделялось дальнейшему развитию систем связи, прежде всего видеоконференцсвязи. Так, на 1 января 2014 года к ВКС подключены 34 гарнизона местной пожарной охраны.

Для доведения оперативной информации в режиме видеоконференцсвязи из района аварии или чрезвычайной ситуации используются мобильный комплекс спутниковой связи Inmarsat BGAN и мобильный терминал ВКС «Тактик» с возможностью выхода в ведомственную цифровую сеть, на территории городского округа г. Воронеж - технологии WiMAX, оперативными группами гарнизонов пожарной охраны - технологии GPRS IP/VPN с программой POLYCOM через 3G модем оператора сотовой связи «Билайн».

В оперативно-дежурной смене ЦУКС имеется прямая телефонная связь с ДДС потенциально опасных объектов.

На территории Воронежской области имеется 34 местных (по числу муниципальных районов и городских округов) и 1 территориальный гарнизон пожарной охраны. Все ОГ МГПО на 100 % оснащены документацией, имуществом, средствами связи и передачи информации, фото и видеоконтроля.

Во всех ОГ МГПО Воронежской области имеется возможность выхода в ведомственную сеть МЧС (Интранет) по каналам 3G GSM с возможностью организации ВКС. ОГ МГПО оснащены средствами освещения для организации ВКС в темное время суток.

В целях организации своевременного реагирования, выработки и принятия решения при возникновении чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в состав ППУ привлекаются органы управления территориальной подсистемы РСЧС.

Работа межведомственных рабочих групп (представителей) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Воронежской области, органов местного самоуправления и организаций в составе ОШ ЛЧС Главного управления организуется в ситуационном зале ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Воронежской области», где оборудовано 6 автоматизированных рабочих мест,

из них 2 автоматизированных рабочих места с выходом в Интернет и серверы НЦУКС и ЦРЦ [4].

Состав сил и средств Воронежской ТП РСЧС, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, определен постановлением администрации Воронежской области от 09.08.2013 № 697 «О силах и средствах Воронежской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» [2].

В соответствии с этим постановлением привлекаются:

- силы и средства наблюдения и контроля - от 22-х территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов государственной власти Воронежской области;

- силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций - от 52-х органов управления, организаций и объектов федерального, регионального и объектового уровней.

Состав сил и средств муниципальных звеньев ТП РСЧС определяется решением глав администраций муниципальных образований.

После каждого мероприятия оперативной подготовки, ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей на территории области проводится анализ работы органов управления и сил, обобщение и обмен опытом ликвидации ЧС (происшествия).

Кроме того, ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Воронежской области» участвует в разработке ежеквартальных анализов деятельности Главного управления, в котором, в том числе, анализируется опыт межведомственного взаимодействия. Результаты анализа доводятся до взаимодействующих сторон.

Список использованной литературы

1. Информационные технологии предупреждения и ликвидации ЧС: Уч. пос. / С.А. Качанов, - М.: Академия ГПС МЧС России, 2006. - 212 с.

2. Материалы Правительства Воронежской области для ежегодного государственного доклада «О состоянии защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера в 2014 году».

3. Перспективные направления развития информационных технологий предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: Учеб. пос.. / Тетерин И. М., - М.: Академия ГПС МЧС России, 2011. - 258 с.

4. Центры управления в кризисных ситуациях и оповещения населения: Уч. пос../ И.М. Тетерин. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2009. - 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.