Научная статья на тему 'Перспективные конструкции фундаментов для высотных зданий в г. Владивостоке'

Перспективные конструкции фундаментов для высотных зданий в г. Владивостоке Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
270
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Ковалевский А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективные конструкции фундаментов для высотных зданий в г. Владивостоке»

ушютняемость под действием динамических нагрузок. Исследования показывают, что значительно лучше уплотняются сухие и особенно водонасыщенные пески [1,3]-

3. Процесс изменения прочностных характеристик грунта.

Характерной особенностью несвязных грунтов (как правило, рыхлых и водонасыщенных) является их способность переходить в разжиженное состояние. Несвязный водонасыщенный грунт временно превращается в тяжелую вязкую жидкость. При землетрясениях явления разжижения возникают на больших площадях неожиданно и протекают в течение небольшого периода времени Таким образом, процесс разжижения состоит из разрушения структуры, разжижения несвязного грунта, уплотнения грунта [ 1 ].

Суть эффекта заключается в следующем. Указанные грунты состоят из мелких и мельчайших минеральных частиц, в промежутках (порах) между которыми находятся вода и газы. Все сопротивление такого грунта внешней нагрузке, например весу стоящего на нем здания, осуществляется за счет огромного числа контактов между этими частицами, многие из которых очень слабые. При прохождении упругой волны возбуждаются колебания частиц грунта с разными скоростями и часть контактов разрывается, в следствие чего значительно снижается прочность грунта

[4]-

В результате возникает задача изучения изменения физико-механических характеристик грунтов различных видов (в том числе сыпучих при различной влажности и пористости) при динамических воздействиях в зависимости от принятой расчетной модели грунта, а также при больших ускорениях колебаний. ^

ЛИТЕРАТУРА

[1]. Иванов, П.Л. 1985. Грунты и основания гидротехнических сооружений. Высшая школа, Москва.

I

[2]. Зарецкий Ю.К., Ломбардо В.Н. 1983. Статика и динамика грунтовых плотин. Энергоатомиздат, Москва.

[3]. Цытович, Н А. 1979 Механика грунтов. Высшая школа, Москва.

[4]. Вознесенский, Е.А. 1998 Землетрясения и динамика грунтов. Соровский образовательный журнал, 2: 101-108.

А.А.Ковалевский

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ ФУНДАМЕНТОВ ДЛЯ ВЫСОТНЫХ ЗДАНИЙ

В Г. ВЛАДИВОСТОКЕ

} В настоящее время в г. Владивостоке стали появляться жилые и общественные здания повышенной этажности. При минимальных площадках, пригодных для строительства, это один из выходов получить максимум площадей. Однако для центральной части города, где с увеличением количества новых зданий, катастрофически увеличивается нагрузка на существующие городские коммуникации, принять решение не только о дополнительной застройке, но и об эффективных конструкциях фундаментов будет все труднее.

Инженерно-геологические условия строительных площадок г. Владивостока, как правило, отличаются большим многообразием сложения грунтов основания и повсеместным присутствием как верховодки, так и различных протечек из существующих коммуникаций

Здания и сооружения, возводимые на горных склонах, сложенных трещиноватыми породами, которыми повсеместно отличается рельеф г. Владивостока, должны обладать устойчивостью и прочностью, а также удовлетворять требованиям СНиП 2.02.01-83 по ограничению абсолютных и относительных перемещений фундаментов и надфундаментных конструкций в таких пределах, при которых гарантируется их нормальная эксплуатация.

Практика строительства и эксплуатации зданий, сооружений показывает, что нарушение указанных выше требований, обуславливается в первую очередь недостаточной устойчивостью и прочностью фунтов основания.

С увеличением этажности стало труднее решать задачи их посадки. Примером тому могут служить решения посадки группы 14-и этажных жилых домов по ул. Некрасовской. Перед проектированием на площадке строительства были устроены опытные конструкции двух буроинъекционных свай в 30 метрах от ближней оси будущего здания. Статические испытания показали результаты, удовлетворяющие проектным решениям. Однако, уже при проведении комплекса статических испытаний непосредственно на площадке строительства, несущая способность буроинъекционных свай оказалась значительно ниже, принятой в проекте. В итоге конструкция фундаментов была изменена на фундаментную плиту, проект которой был выполнен Приморгражданпроектом.

Второй 14-и этажный жилой дом был запроектирован на фундаментной плите. Подготовка к ее устройству выполнялась научно-внедренческой фирмой «ТЭРУС». Сложность подготовки состояла в том, что площадка строительства с северной части была выше южной на 1.7 метра. Устройство искусственного основания выполнялось с послойной отсыпкой щебнем фракции 40 - 60 с расклинцовкой более мелкой фракцией и отсевом. Уплотнение каждого слоя производилось вибропогружателем ВП-1, установленным на специальную площадку. Контроль уплотнения каждого слоя искусственного основания выполнялся с помощью отбора образцов методом «лунок». Уплотнение каждого слоя искусственного основания проводилось до получения численного значения коэффициента уплотнения равным не менее - 0.96.

На поверхности искусственного основания' была устроена железобетонная фундаментная плита толщиной 600 мм.

Современные технические средства позволяют вполне надежно возводить здания и сооружения в самых неблагоприятных природных условиях. Вопрос в этом случае сводится лишь в установлении наиболее подходящих типов фундаментов и рекомендаций по защитным мероприятиям как конструктивного, так и производственного характера, которые полно бы отвечали природной обстановке и были способны ликвидировать возможное вредное влияние на здания тех или иных факторов и явлений.

Решение всех этих задач связано с необходимостью выявления природных условий. В частности, изучения пород и грунтов, на которых будет возводиться проектируемое здание или сооружение, их состав, состояние и свойства, а также условия залегания отдельных пластов, трещиноватости и т.д. Большое значение приобретает и вопрос об условиях залегания в обусловленной толще подземных вод и их режиме.

О геотехнических особенностях проектирования и строительства нулевых циклов, т.е. оснований, фундаментов и подземных частей, высотных зданий и сооружений отмечается специалистами НИИОСП им. Герсеванова д.т.н., проф. В.Петрухиным и В.Шейниным и к.т.н. И.Колыбиным в журнале «Высотные здания». Они отмечают, что для высотных зданий, характеризующихся большими и неравномерными нагрузками на основания и фундаменты, эффективными решениями могут быть следующие варианты фундаментов:

- плитные на естественном или укрепленном основании (предпочтительно повышенной

жесткости, в том числе коробчатые с развитой подземной частью здания); > ,> • .•

- свайные (предпочтительно в виде глубоких опор); * ■ ; '■

- комбинированные, в том числе свайно-плитные и плитно-анкерные; , -

При проектировании высотных зданий предпочтительно использовать варианты компоновки и архитектурно-планировочные решения, обеспечивающие благоприятные условия взаимодействия здания с основаниями:

- устройство подземных этажей, способствующих повышению жесткости подземной части и заделки здания в основание, а также уменьшению осадок и кренов сооружения;

- устройство вокруг высотных зданий стилобатных сооружений или зданий меньшей этажности, что повышает устойчивость сооружения вцелом;

- устройство разделительных стенок, заглубляемых в малодеформируемые слои основания с целью минимизации влияния на окружающую застройку;

- устройство несущих (подпорных) стен и диафрагм жесткости подземных этажей;

использование архитектурно-планировочных схем, не вызывающих значительный конструктивный эксцентриситет нагрузки и неравномерность осадок.

Нам представляется, в связи с появлением проблемы строительства высотных зданий во Владивостоке, необходимо развернуть учебу, повышение квалификации всего, имеющегося в крае, специалистов строительного комплекса. Причем, не той учебы, которая ведется сейчас по случаю получения лицензий, а учебы, в результате которой специалист сможет профессионально выполнять порученные ему обязанности.

С.Б.Будрин, В.В.Овсянников

ИССЛЕДОВАНИЕ СПОСОБОВ ПОДАЧИ АВТОМОБИЛЯ В ЯЧЕЙКУ В МЕХАНИЗИРОВАННЫХ МНОГОЯРУСНЫХ СТОЯНАХ

С развитием рыночной экономики в Российской Федерации наблюдается бурный рост автомобильного парка. Существующая во многих городах градостроительная архитектура и инженерная инфраструктура не позволяет обеспечить нормальную пропускную способность основных транспортных магистралей. Особенно актуальна данная проблема в таких городах, как Владивосток, где число автомобилей за последние 10 лет возросло в 5-6 раз (составляет примерно 350

- 380 автомобилей на 1000 жителей) без значительного увеличения парковочных площадей и магистральных улиц. Одно из возможных решений данной проблемы - это размещение на свободных площадях мобильных автоматизированных стоянок различной емкости при относительно небольшой занимаемой площади.

Подавляющее большинство конструкций многоярусных стоянок автомобилей [1-5] предусматривает ортогональную компоновку мест (ячеек) хранения. Поэтому для доставки автомобиля к ячейке требуется осуществлять два взаимно-перпендикулярных движения: вертикального V и горизонтального Н (рисунок I).

Рисунок 1 - Схема перемещения поддона 1 и платформы 2 в системе многоярусной стоянки

На рисунке 1 поддон 1 размещается на платформе 2. Платформа 2 перемещается по вертикали, поддон 1 с размещенным на нем автомобилем перемещается в ячейку хранения по горизонтали

Вертикальное перемещение в подавляющем большинстве конструкций осуществляется с помощью канатно-блочного механизма (канатного подъемника или лифта). Существуют конструкции, в которых вертикальное перемещение платформы осуществляется по жестким направляющим, по аналогии строительных подъемников, кранов-штабелёров и погрузчиков.

Однако независимо от принятого конструктивного решения при подаче поддона в ячейку хранения возникают определенные трудности. Эти трудности связаны с точностью расположения установочных элементов на платформе относительно установочных элементов ячейки хранения и обусловлены следующими факторами:

— отклонением плоскостей направляющих элементов платформы и ячейки от горизонтальной плоскости;

- несовпадением плоскостей (или кромок) направляющих элементов на платформе и в ячейке по вертикали (рисунок 2, а).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.