УДК 338.24 Ивановская Екатерина Анатольевна,
аспирант, Иркутский государственный университет путей сообщения,
тел. 8 (950) 1322-512, e-mail: [email protected]
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ В ТРАНСПОРТНОМ ХОЛДИНГЕ ОАО «РЖД»
E.A. Ivanovskaia
PROSPECTIVE MANAGEMENT TOOLS IN THE TRANSPORTATION HOLDING COMPANY JSC «RUSSIAN RAILWAYS»
Аннотация. Рассмотрены механизмы управления в развивающемся транспортном холдинге. Предложен инструмент в виде участия в уставном капитале дочерних зависимых обществ с приведением анализа применения данного инструмента. Что касается инструмента финансового планирования дочерних зависимых обществ, то для более четкого использования бюджета предложено применить динамическое бюджетирование, а также приведен анализ его применения.
Ключевые слова: холдинг, финансовый инструмент, участие в уставном капитале, железнодорожный транспорт, ценообразование, бюджетирование, дочернее зависимое общество.
Abstract. The mechanisms of governance in the developing transportation holding company are considered. A tool in the form of participation in the authorized capital of the subsidiaries and affiliates is proposed and the analysis of this instrument is given. As for the subsidiaries and affiliates financial planning tool, dynamic budgeting use is proposed for better budget use and the analysis of its application is given.
Keywords: holding, financial instrument, equity participation, rail transport, pricing, budgeting, subsidiaries and affiliates.
Проблемы экономического управления холдингами в настоящее время наиболее актуальны. 18 мая 2001 года Постановлением № 384 Правительства Российской Федерации была принята Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте, на основании которой начался процесс преобразования «Российских железных дорог» в холдинг.
Корпоративная схема холдинга должна учитывать механизм финансовых взаимоотношений материнского и дочернего предприятий. Руковод-
ство должно располагать эффективными инструментами перераспределения прибылей и капиталов между материнской и дочерней компанией. В качестве механизма перераспределения выступают договоры о совместной деятельности, внутрифирменное кредитование в рамках общества взаимного кредитования, перекрестные капиталовложения, трансфертные поставки продукции или иные способы.
Из анализа нормативной базы холдинга ОАО «РЖД» и анализа финансовых взаимоотношений головной компании с ДЗО можно сделать вывод, что основным инструментом финансового управления является бюджетирование. Данный инструмент позволяет планировать и контролировать экономический результат деятельности ДЗО и холдинга в целом в непосредственной увязке с принципами и методами российского бухгалтерского учета. Вследствие преобразований дороги были лишены своих денежных и кредитных финансовых инструментов управления вновь созданных ДЗО. Однако малая часть содержания финансового инструмента осталась в виде ежегодно составляемой инвестиционной программы с выделением денежных средств для выполнения работ и оказания услуг для нужд ОАО «РЖД» созданными ДЗО и регулированием ценообразования в виде утверждения индексов для расчета стоимости выполняемых работ и оказываемых услуг ДЗО для нужд ОАО «РЖД».
Такой финансовый инструмент, как участие в уставном капитале ДЗО, появился только на уровне головной компании. Таким образом, в результате реформирования большая часть финансовых инструментов перешла непосредственно во вновь созданные ДЗО.
В соответствии с программой реформирования, для реализации цели взаимодействия холдинга и ДЗО необходимо повышение эффективности
Современные технологии. Транспорт. Энергетика. Строительство. _Экономика и управление_
ш
взаимодействия ДЗО по всем направлениям их деятельности. Также, в соответствии с «Программой развития железнодорожного транспорта до 2030 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.06.2008 г. № 877-р [1], дочерние зависимые организации должны быть экономически заинтересованы в улучшении результатов собственной деятельности, нести за нее экономическую ответственность, обеспечивать управление активами для повышения рентабельности деятельности.
Исходя из этого целесообразно рассматривать такой инструмент участия в уставном капитале, как взаимное владение акциями ДЗО, что приведет к сокращению затрат (транзакционные издержки) и выработке общей политики.
Оценивая взаимоотношения дочерней зависимой организации «Росжелдорпроект» с другими участниками холдинговой структуры, следует отметить, что, как показывает анализ выручки в разрезе контрагентов (рис. 1), доходная часть формируется преимущественно за счет выполнения про-ектно-изыскательских работ для ОАО «РЖД» (90,4 %), доля прочих заказчиков составляет 8,4 %, дочерние и зависимые организации ОАО «РЖД» -1,2 %.
8% 1% ■ ОАО "РЖД"
■ Прочие
91% заказчики
■ ДЗО ОАО
"РЖД"
Рис. 1. Анализ выручки в разрезе контрагентов
Так, выручка ОАО «Росжелдорпроект» в 2011 году составила 17 010,2 тыс. руб., в то время как выручка по компаниям холдинга составила 15 507 тыс. руб. Однако следует отметить, что доля потребляемых услуг, оказываемых ДЗО, очень мала, что несомненно затрудняет применение данного инструмента.
Обеспечение капиталом дочерних предприятий со стороны владельцев группы компаний является главным финансовым инструментом управления.
Как правило, при построении холдинга головная организация участвует в капиталах дочерних и зависимых обществ. Кроме того, и другие участники группы также участвуют в капитале друг друга. В ряде случаев целесообразно пере-
крестное участие в капиталах организаций. Тогда отношения между участниками холдинга, которые владеют акциями других участников холдинга, могут строиться по следующей схеме: взамен полагающихся дивидендов по акциям ДЗО будет оказывать услуги или поставлять товары другому ДЗО по стоимости не на рыночном уровне, с заранее оговоренным дисконтом, не менее 15 % от стоимости выполняемых работ, указанным в договоре купли-продажи акций, что приведет, в свою очередь, к снижению затрат.
Для применения данного финансового инструмента необходимо провести дополнительную эмиссию ценных бумаг с выпуском именных акций для взаимного обмена данными акциями между ДЗО.
Финансовый инструмент взаимного владения акциями может приводить к снижению затрат, транзакционных издержек ДЗО, принимая во внимание, что с течением времени транзакции потребляют все возрастающую долю ресурсов экономики.
Кроме того, с точки зрения налогообложения внесение вкладов в уставные капиталы дочерних организаций является наиболее простым и выгодным способом пополнения активов участников группы. Ни денежные, ни имущественные вклады при формировании уставного капитала внутри группы компаний не вызывают налоговых последствий.
Анализ экономической эффективности применения финансового инструмента управления «взаимное участие в уставном капитале ДЗО» проведем на основе последних отчетных данных за 2011 год.
Общим собранием акционеров, состоявшимся 24 июня 2012 г., было принято решение о распределении чистой прибыли Общества по итогам работы в 2011 году в сумме 1 469 313 тыс. руб.
Т а б л и ц а 1
Направления использования чистой прибыли 2011
года ОАО «Росжелдо
Назначение
Нераспределенная прибыль 2011 года 1 469 313 тыс. руб.
Дивиденды за 2011 год 1 322 371 тыс. руб.
Количество акций 1 366 467 шт.
Дивиденды на 1 обыкновенную акцию за 2011 год 967,73 руб.
шроект»
Так, при выпуске дополнительных обыкновенных акций в размере 1 000 акций дивиденды на акцию составили бы 967,02 руб.
Одним из контрагентов оказываемых услуг для ОАО «Росжелдорпроект» является Сибирское отделение ВНИИЖТ - филиала ОАО «РЖД», которое выполняет работы по договору субподряда.
Сумма работ, выполняемых в 2011 году, по договору субподряда составляет 8 060,723 тыс. руб.
При условии выделения ВНИИЖТ из состава ОАО «РЖД» в качестве ДЗО и применения инструмента взаимного участия в уставном капитале между ОАО «Росжелдорпроект» и «ВНИИЖТ» с указанием дисконта в размере 15 % сумма дивидендов составила бы для ВНИИЖТ 967 730 рублей в год. Тогда в соответствии с условием применения данного инструмента стоимость субподрядных работ составила бы 6 851,614 тыс. руб. Разница между стоимостью работ и составила бы экономию в размере 1 209,108 тыс. руб. при применении данного инструмента.
Сумма работ, выполняемых в 2011 году, по договору субподряда между «Сибжелдорпроек-том» - филиалом ОАО «Росжелдорпроект» и Сибирским отделением ВНИИЖТ составила 4 960,345 тыс. руб.
Тогда в соответствии с условием применения данного инструмента стоимость субподрядных работ составила бы 4 216,293 тыс. руб. Разница между стоимостью работ и составила бы экономию в размере 744,052 тыс. руб. при применении данного инструмента.
Сумма работ, выполняемых в 2011 году, по договору субподряда между «Забайкалжелдорпро-ектом» - филиалом ОАО «Росжелдорпроект» и Сибирским отделением ВНИИЖТ составила 6 876,054 тыс. руб. Тогда в соответствии с условием применения данного инструмента стоимость субподрядных работ составила бы 5 844,646 тыс. руб. Разница между стоимостью работ и составила бы экономию в размере 1 031,408 тыс. руб. при применении данного инструмента.
Таким образом, при условии применения инструмента взаимного участия в уставном капитале между ОАО «Росжелдорпроект» и ВНИИЖТ с указанием дисконта в размере 15 % сумма дивидендов составила бы для ВНИИЖТ 967,020 тыс. руб. в год. Тогда в соответствии с условием применения данного инструмента стоимость субподрядных работ составила бы не 19 897,122 тыс.
руб., а 16 912,554 тыс. руб. Разница между стоимостью работ и составила бы экономию в размере 2 984,568 тыс. руб. при применении данного инструмента.
Для уточнения результатов было рассмотрено ОАО «РЖДстрой» - дочернее общество ОАО «РЖД», которое свою деятельность осуществляет с 2006 г. Уставный капитал составляет 9,933 млрд руб. Основные направления бизнеса: капитальное строительство, капитальный ремонт, производство промышленной продукции (строительные материалы), оказание генподрядных и прочих услуг. В структуру Общества входят строительные, специализированные и промышленные подразделения, дислоцированные по всей сети железных дорог.
Создание ОАО «РЖДстрой» явилось одним из мероприятий по реализации 2-го этапа «Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте», в соответствии с которым предусматривалось выведение из сферы естественной монополии непрофильных конкурентоспособных видов бизнеса. Общество стабильно удерживает около 20-25 % от общего объема строительных заказов ОАО «РЖД».
По результатам деятельности ОАО «РЖДстрой» за 2011 год, выручка от реализации составила 85 919,8 млн руб. Структура выручки в разрезе основных заказчиков имеет историческое распределение, 94 % приходится на долю заказов со стороны ОАО «РЖД» (рис. 2).
ОАО "РЖД
ДЗО ОАО "РЖД"
Прочие заказчики
Рис. 2. Анализ выручки в разрезе контрагентов
В случае выполнения строительно-монтажных работ для дочернего общества ОАО «РЖД» в размере сметной стоимости 111,480 руб., при условии применения инструмента взаимного участия в уставном капитале между ОАО «РЖДстрой» и дочерним обществом ОАО «РЖД» с указанием дисконта в размере 15 %, стоимость
строительно-монтажных работ составила бы 94,758 тыс. руб. Разница между стоимостью работ и составила бы экономию для ДЗО в размере 16,722 тыс. руб. при применении данного инструмента.
Однако нельзя забывать, что в строку экономии будут еще входить сокращения транзакци-онных издержек, к которым относят затраты организации по определению и защите прав собственности на продукцию, издержки оценки риска проводимой коммерческой операции.
Оценивая эффективность финансового инструмента взаимного участия в уставном капитале, следует отметить, что помимо экономии и снижения транзакционных издержек, в случае отсутствия взаимных работ в текущем году, у ДЗО с меньшими экономическими показателями за текущий период возможно улучшение отдельных экономических показателей за счет разницы в полученных и выплаченных дивидендах.
Что касается инструмента финансового планирования ДЗО, то в настоящее время процесс бюджетирования в ОАО «РЖД» начинается с определения направлений его развития, ключевых показателей и занимает немало времени. Дочерние зависимые общества имеют свои бюджетные модели и отвечают за них, таким образом используется принцип центров прибыли.
Для более четкого использования бюджета целесообразно использовать динамическое бюджетирование. Под последним понимается методика формирования бюджета, при которой его регу-
лярно пересматривают с учетом изменения макроэкономических показателей (уровня инфляции, цен, налогов и т. п.) и фактических данных об исполнении бюджета каждый квартал на год вперед. Динамические бюджеты позволяют, исходя из оперативно меняющейся обстановки, составлять новые версии плана, более уточненные, при этом в планировании участвуют не только операционные показатели, но и финансовые показатели текущего периода. Для этого создаются новые версии бюджетов.
При применении действующего вида бюджетирования, отклонение по статическому бюджету от действительных результатов составляет 18 % (табл. 2), в то время как отклонение по статистическому бюджетированию от действительных результатов составляет 6,5 % (табл. 3).
При применении действующего вида бюджетирования, отклонение по статическому бюджету от действительных результатов составляет 13,15 % (табл. 4), в то время как отклонение по статистическому бюджетированию от действительных результатов составляет 5,35 % (табл. 5).
Основными преимуществами динамического бюджетирования в сравнении с традиционным (статическим) являются:
1. Минимизация времени сбора финансовых данных и, как следствие, увеличение времени для их анализа.
2. Сокращение бюджетного цикла и повышение качества и достоверности планирования.
Т а б л и ц а 2
Отклонения по статическому бюджету_
Показатели Действительные результаты, руб. Статический бюджет, руб. Отклонения по отношению к статическому бюджету, %
Выручка 17 010 200 20 744 146 82 %
Расходы общества 15 491 942 18 442 788 84 %
Чистая прибыль 1 469 313 1 985 558 74%
Валовая прибыль 4 849 671 5 510 990 88 %
Т а б л и ц а 3
Отклонения по динамическому бюджету_
Показатели Действительные результаты, руб. Динамический бюджет, руб. Отклонения по отношению к динамическому бюджету, %
Выручка 17 010 200 17 905 473 95 %
Расходы общества 15 491 942 15 971 074 97 %
Чистая прибыль 1 469 313 1 650 913 89 %
Валовая прибыль 4 849 671 5 214 700 93 %
Т а б л и ц а 4
Отклонения по статическому бюджету_
Показатели Действительные результаты, руб. Статический бюджет, руб. Отклонения по отношению к статическому бюджету, %
Выручка 85 919,822 81 318,000 106 %
Расходы общества 84 261,000 79 757,000 105,6 %
Чистая прибыль 586,300 448,000 130,9 %
Валовая прибыль 4 348,612 3 948,888 110,1 %
Т а б л и ц а 5
Отклонения по динамическому бюджету _
Показатели Действительные результаты, руб. Динамический бюджет, руб. Отклонения по отношению к динамическому бюджету, %
Выручка 85 919,822 83 950,550 102,35 %
Расходы общества 84 261,000 82 485,039 102,15 %
Чистая прибыль 586,300 534,094 109,77 %
Валовая прибыль 4 348,612 4 059,980 107,11 %
3. Повышение чувствительности бюджетной модели к минимальным изменениям как во внутренней, так и во внешней деловой среде предприятия.
4. Высокая скорость и легкость внесений изменений в бюджетную модель в соответствии с быстро меняющимися условиями деятельности предприятия.
5. Вовлечение в процесс бюджетирования максимального количества менеджеров предприятия с целью получения наиболее достоверных плановых финансовых показателей.
Так, внедрение данных финансовых инструментов обеспечивает улучшение показателей, от-
ражающих платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия, что подтверждает целесообразность применения финансовых инструментов взаимного участия в уставном капитале ДЗО и динамического бюджетирования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Программа развития железнодорожного транспорта до 2030 года : распоряжение Правительства РФ № 877-р от 17.06.2008 г. // Собрание законодательства РФ. 2008. № 29 (ч. II). ст. 3537.
УДК 338.4:656 Орлов Сергей Васильевич,
аспирант кафедры социально-культурного сервиса и туризма, Балтийский федеральный университет имени И. Канта (БФУ им. И. Канта),
тел. +79097758755, e-mail: [email protected]
ТРАНСПОРТНЫЙ КЛАСТЕР КАК ФОРМА ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО
КОМПЛЕКСА
S. V. Orlov
TRANSPORT CLUSTER AS A FORM OF TERRITORIAL ORGANIZATION OF THE TRANSPORT SECTOR
Аннотация. Рассмотрены определения понятия «кластер», данные российскими и зарубежными учеными, введены собственные определения кластера и транспортного кластера, указаны возможные участники транспортного кла-
стера. Определен экономический эффект от организации транспортного кластера, указано влияние организации транспортного кластера на социально-экономическое развитие региона.