Научная статья на тему 'Перспективное территориальное планирование - залог успешного социально-экономического развития курортной территории'

Перспективное территориальное планирование - залог успешного социально-экономического развития курортной территории Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1134
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / SPATIAL PLANNING / ПЕРСПЕКТИВНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ADVANCE SPATIAL PLANNING / ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН / MASTER PLAN / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT STRATEGY / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Чистова Марина Валерьевна, Концевич Галина Евгеньевна

Статья посвящена исследованию основополагающих факторов, подтверждающих необходимость разработки генерального плана как основного документа перспективного территориального планирования. Кроме того, авторами выявлена взаимосвязь между стратегическим и перспективным территориальным планированием развития территории. На основе проведенного анализа социально-экономических характеристик Генерального плана развития города-курорта Пятигорска на период до 2030 года обосновывается значимость данного документа в успехе дальнейшего повышения уровня социально-экономического развития курортной территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Чистова Марина Валерьевна, Концевич Галина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Advance spatial planning - the key to the successful social and economic development of the resort area

The article is devoted to research of the fundamental factors confirming the need of development of the master plan as the main document of advance spatial planning. Besides, authors reveal interrelation between strategic and advance spatial planning of development of the territory. On the basis of the made analysis of social and economic characteristics of the Master plan of development of the resort town Pyatigorsk for the period till 2030 the importance of this document proves success of further increase of level of social and economic development of the resort territory.

Текст научной работы на тему «Перспективное территориальное планирование - залог успешного социально-экономического развития курортной территории»

ISSN 1029-3388

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

М.В. Чистова, Г.Е. Концевич

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ -ЗАЛОГ УСПЕШНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ курортной территории

С конца ХХ — начала XXI вв. в России наблюдается повышенный интерес к стратегическому (перспективному) территориальному планированию. Это понятие встречается в нормативно-законодательной базе, научной литературе, а также в обращениях политиков к своему электорату. Мы являемся наблюдателями (а многие и активными участниками) процесса бурного создания стратегических планов развития городов и регионов и формирования комплекса градостроительной документации на различных территориальных уровнях. Мы как бы возвращаемся в прошлое, в советскую действительность, когда у каждого города СССР существовал детально проработанный генеральный план развития его территории. Именно данный факт во многом определяет исторически сложившийся облик курортных городов региона Кавказских Минеральных Вод, в которых долгое время отсутствовала т.н «мозаичная затсройка» территории, а современные жилые микрорайоны и курортные зоны планировались с чувством, с толком, с расстановкой.

Однако в 90-е гг. XX века, с распадом СССР, такая плановая работы прекратилась, города-курорты КМВ стали терять свой уникальный облик, санаторно-курортная база практически пришла в упадок, а столь полюбившиеся гражданам место историко-культурного наследия оказались под угрозой уничтожения. Во многом решить эту проблему способствовало принятие Градостроительного кодекса РФ в 1998 года, однако и по сей день нормативно-правовая база в сфере перспективного территориального планирования не сложилась в полной мере. Но некоторый перелом все же наблюдается.

Вместе с тем детальный анализ документов «перспективного территориального планирования», разрабатываемых в настоящее время в Российской Федерации, приводит к выводу о подмене понятий. Под этим термином в большинстве случаев скрывается социально-экономический план развития территории определенного уровня — муниципалитета или субъекта Федерации без учета территориальной составляющей.

Однако, по нашему мнению, имеется принципиальное отличие перспективного территориального планирования от социально-экономической стратегии развития территории и градостроительного планирования. Заключается оно, прежде всего, в том, что перспективное территориальное планирование процесс непосредственной реализации мер социально-экономической политики на конкретной территории.

Стратегия развития - это, прежде всего, процесс подготовки управленческих решений, касающихся различных аспектов жизнедеятельности общества, его отдельных подсистем и структурных элементов, в рамках которого происходит целеполагание развития и определение оптимальных путей их достижения, обеспечивающих эффективное использование всех требующихся для этого ресурсов. Основным документом стратегии развития безусловно выступает стратегия развития муниципального образования,

56

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 3/2014

элементами которой являются целевые программы [6].

Вместе с тем, процессы градостроительного и стратегического социально-экономического планирования тесно связаны. Управление градостроительным развитием территории, ориентированное на повышение конкурентоспособности, невозможно без своевременного стратегического социально-экономического планирования развития территории, определяющего условия технологического развития производства, потребности в трудовых и финансовых ресурсах соответствующих объема и вида, уровень информационного обеспечения экономической деятельности, уровень предпринимательской активности и, в конечном счете, пределы роста выпуска продукции на территории. В то же время, основная цель стратегического социально-экономического планирования (повышение конкурентоспособности территории путем увеличения благосостояния населения благодаря количественному и качественному развитию производства на территории) не может быть достигнута без обеспечения соответствующего развития территориально-пространственного каркаса производственного процесса.

Без стратегического видения развития территории крайне сложно разрабатывать документы территориального планирования. По ним осуществляется резервирование территорий под размещение объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, установление функциональных зон, зон с особыми условиями использования территорий, включающих в себя охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), водоохранные и иные зоны согласно действующему законодательству.

Стратегические планы и программы социально-экономического развития территорий, а также управленческие решения органов власти в области развития территорий реализуются через документы территориального планирования. Поэтому схемы территориального планирования и генеральные планы позволяют осуществлять развитие государственной и муниципальной производственной и социальной инфраструктуры на принципах согласованности и публичности действий всех уровней власти, достижения баланса государственных, общественных и частных интересов.

Таким образом, стратегическое и перспективное территориальное планирование выступают как две части единого процесса планирования развития территории: первичном звеном является стратегическое планирование, а перспективное территориальное планирование представляет собой своеобразную «проекцию» стратегии на территорию

[7].

Согласно Градостроительному кодексу РФ, основным документом территориального планирования на уровне муниципального образования является Генеральный план развития — градостроительный документ по развитию территорий городских и сельских поселений, определяющий в интересах населения и государства условия формирования среды жизнедеятельности; направления и границы развития территорий городских и сельских поселений; зонирование территорий; развитие инженерной транспортной и социальной инфраструктур; градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, экологическому и санитарному благополучию [1].

В Генеральном плане развития дается анализ существующих природных условий и ресурсов; выявляется экономический, социальный, ландшафтно-рекреационный потенциал территории; определяются зоны, благоприятные для использования по различному функциональному назначению, предлагаются гипотезы социально-экономи-

57

ISSN 1029-3388

ческого развития, развития транспортно-инженерной инфраструктуры (автодороги, транспорт, водоснабжение, канализация, отопление, газоснабжение); рассматриваются экологические проблемы и пути их решения; даются предложения по планировочной организации и функциональному зонированию территории (расселение и развитие населенных мест, жилищное строительство, организация системы культурно-бытового обслуживания и отдыха и др.).

Разрабатывая предусмотренный законодательством пакет градостроительной документации, органы местного самоуправления приобретают реальные рычаги управления градостроительной деятельностью на своей территории.

Такой основной документ по застройке города, впервые за последнее десятилетие, был разработан и в Пятигорске. Генеральный план муниципального образования города-курорта Пятигорска до 2030 года принят Решением Думы г. Пятигорска № 6845 ГД от 28.07.2009г. [2]. Решению по принятию генерального плана предшествовали длительные народные слушания, на которых каждый житель города мог высказать свое отношение к предложениям, содержащимся в данном документе.

Подчеркнем также, что в городе имеется и разработанная и утвержденная немногим позже генерального плана Стратегия развития города-курорта Пятигорска до 2020 года (далее - Стратегия) [3]. Таким образом, отмеченная нами особенность системы стратегического и перспективного территориального планирования в городе Пятигорске отсутствует. В качестве основы для разработки стратегии взят в том числе и Генеральный план развития города-курорта Пятигорска на период до 2030 года. Именно наличие в городе основного документа территориального планирования выделено разработчиками Стратегии в качестве одной сильных сторон социально-экономического положения.

Итак, город-курорт Пятигорск - один из старейших бальнеологических курортов России, самый крупный курорт в регионе Кавказских Минеральных Вод.

Имея на своей территории одновременно почти все известные и используемые на сегодняшний день природные рекреационные ресурсы, Пятигорск по праву относится к разряду уникальных курортов мира. По отношению к городам-курортам Кавказских Минеральных Вод город-курорт Пятигорск является самым обеспеченным гидроминеральными ресурсами. Эксплуатационные запасы гидроминеральных ресурсов на территории города составляют 2503,6 куб. м в сутки

Основные технико-экономические показатели города следующие:

1) Общая площадь земель города в пределах городской черты: на 1 января 1995 года - 9 674 га; на расчетный срок 2000 года Генерального плана города Пятигорска 1996 года - 9 902 га; на 1 января 2008 года - 10 373 га; на расчетный срок 2030 года - 10 373 га .

2) Численность населения: на 1 января 1995 года - 184,4 тыс. чел.; на расчетный срок 2000 года Генерального плана города Пятигорска 1996 года -185 тыс. чел.; на 1 января 2008 года - 207 тыс. чел.; на расчетный срок 2030 года - не более 207 тыс. чел. [5].

Детальный анализ Генерального плана позволяет сделать следующие выводы:

1) дл развития санаторно-курортного комплекса города предполагается использовать под застройку следующие территории: на месте выносимого мясокомбината и следственного изолятора на юго-восточном склоне г. Машук разместить объекты санаторно-курортного комплекса на 700 отдыхающих; отведенную территорию (37,3 га) на северо-западном склоне г. Машук под строительство высокотехнологичных санаторно-курортных комплексов с ограниченной этажностью в 3-5 этажей на 2,5 тыс. отдыха-

58

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 3/2014

ющих; отведенную территорию (24,6 га) на юго-восточном склоне г. Машук под строительство пансионатов на 1,5 тыс. отдыхающих.

2) все жилые постройки в курортной зоне перевести в частные гостиницы и пансионаты, а горожан, проживающих ранее в курортной зоне, переселить во вновь строящиеся микрорайоны (в частности, микрорайон «Западный»). В настоящее время жилой фонд города составляет 3897,6 тыс. м2, большая часть которого находится в частной собственности граждан.

Объем ветхого и аварийного жилья составляет 93,2 тыс. м2. Общая площадь территории реконструируемых жилых районов составляет - 106,3 га.

3) при рассмотрении проектов планировки территорий, отведенных под жилищное строительство, было обращено особое внимание на строительство социальных объектов: школ и детских садов, дефицит которых в городе существует и сегодня.

Так, дефицит дошкольных учреждений составляет на сегодняшний день 3870 мест - это 18 детских садов разной вместимости от 150 до 280 мест. Программа администрации города по реконструкции существующих и строительства новых детских садов позволяет до 2011 года ликвидировать дефицит в 770 мест. В качестве первоочередных мер для уменьшения дефицита дошкольных учреждений предлагается организация детских садов семейного типа, а также мини-детских садов по опыту крупных городов [3].

Дефицит школьных мест составляет 3-4 школы. Сегодня происходит перераспределение учащихся по территориальному признаку и качеству обучения, а в связи с освоением новых территорий под жилищное строительство разделение по территориальному признаку усугубится. Строительство новых школ необходимо, с поэтапным выведением из эксплуатации старых зданий.

4) в области высшего образования: предлагается вынести существующие ВУЗы (кроме ПГЛУ и ПГФА) в отдельный студенческий городок, таким образом, освободить здания бывших детских дошкольных учреждений. Размещение студенческого городка предполагается в южной части города, однако, либо при положительном заключении ФГУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в СК в г. Пятигорске», может быть рассмотрен вопрос расположения его в северной части города.

5) в области здравоохранения предлагается вынос комплекса лечебных зданий: инфекционной больницы, кожно-венерологического диспансера и так далее на территорию в коммунально-складской зоне на западе города. Тубдиспансер краевого значения предполагается к выносу, а за счет освободившейся территории предлагается расширить 2 городскую больницу. Предлагается размещение современного лечебно-диагностического центра Федерального значения в южной части города вблизи проектируемой трассы Южный обход.

Подводя итог анализа, отметим, что город планируется разделить на 3 функциональных зоны: курортная зона, исключает наличие жилой застройки; промышленно-торговая зона; зона жилой застройки.

Проведя анализ будущей застройки в соответствии с Генеральным планом, мы выявили несколько недостатков и несоответствий. Так, строительство санаторно-курортного комплекса на юго-восточном склоне горы Машук предполагает вырубку деревьев, в том числе и в Перкальском дендрологическом питомнике.

Строительство гостиницы на улице Теплосерной предполагает либо реконструкцию, либо строительство новых зданий, однако, улица Теплосерная - одна из самых старейших в Пятигорске, и большинство зданий, построенных на ней, обладают исто-

59

ISSN 1029-3388

рической и культурной ценностью, поэтому строительство частной гостиницы может изменить до неузнаваемости исторический портрет Пятигорска.

Отдельным пунктом в Генеральном плане выделены мероприятия по сохранению облика историко-культурного центра Пятигорска, однако как таковых мероприятий именно по сохранению, а не по созданию новых объектов культуры мы не заметили. В Генеральном плане еще упоминаются мероприятия по реконструкции «Лермонтовского квартала», но большинство исторических построек упущено из вида разработчиков: «Дача Эльзы» (один из корпусов санатория им. Лермонтова), упоминаемая в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», историческая гостиница «Бристоль», практически полностью разрушенная во время войны, как и здание Ресторации, но восстановленная позже силами города. «Дача Эльзы» на данный момент выставлена на имущественные торги, а в гостинице «Бристоль» размещена администрация Полномочного представителя Президента в Северо-Кавказском федеральном округе. Так что уже в настоящее время город теряет столь значимые в историческом и культурном смыслах постройки.

Также отсутствует упоминание о таком богатом историей месте как «Пятигорский некрополь», данный объект культуры признан особо охраняемым историческим объектом, однако мероприятий по его восстановлению и реконструкции так же не предложено.

В Генеральном плане города и в Стратегии развития обозначена также такая проблема, как устаревшая система ливневой канализации и отсутствие очистных сооружений для очистки сточных вод. Мероприятия по модернизации ливневой канализации предлагаются в Генеральном плане, а вот мероприятия по постройке очистных сооружений отсутствуют.

Проведя анализ городской застройки в соответствии с Генеральным планом города-курорта Пятигорска, считаем, что вынос следственного изолятора на окраину города может быть единственно правильным решением, так как учреждение такого предназначения не может находиться практически в центре города, более того, недалеко от курортной зоны.

А вот вынос всех высших и средне специальных учебных заведений города в район подножия горы Бештау не может быть верным решением (на территории ГСК «Узень»), более того автор считает, что это может ударить по имиджу города как молодежного центра региона Кавказских Минеральных Вод. С чем это связано: во-первых, при создании студенческого городка почти на границе города, администрация города аккумулирует всю студенческую молодежь на одной территории, но в то же время «отрезает» ее от города в целом, то есть такая черта города, которую всегда отмечают гости города, наличие на улицах города большого количества молодежи, исчезнет навсегда; во вторых, большая часть студентов, обучающаяся в ВУЗах и ССУЗах города, иногородние, то есть жители региона КМВ и Предгорного района. А таким студентам чаще всего общежитие не предоставляется, и студенты вынуждены каждый день добираться общественным транспортом из близлежащих городов на учебу, а транспорт из соседних городов прибывает в места основных транспортных развязок (Железнодорожный вокзал). При выносе учебных заведений, студентам придется добираться с несколькими пересадками до своего учебного заведения, что чаще всего неудобно, не целесообразно, да и просто дорого.

Следует отметить, что по результатам публичных слушаний по проекту измене-

60

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 3/2014

ний в Генеральный план города Пятигорска, прошедших на его территории с 1 по 4 июля 2014 года, 11 июля 2014 года [4] принято соответствующее заключение о результатах проведения публичных слушаний, в котором данный недостаток большинством участников был устранен.

Так же, как говорилось выше, в соответствии с Генеральным планом все жилые постройки будут вынесены за границы курортной зоны, а сама курортная зона будет освобождена от автомобильного транспорта. Это может доставить неудобство работникам санаторно-курортных предприятий.

В связи со всем вышеизложенным, считаем необходимым наметить следующие предложения для внесения их в генплан города:

1) В городе Пятигорске наблюдается отсутствие гостиниц бюджетного вида, из-за этого гости города предпочитают останавливаться в частном секторе. Предлагается развивать гостиничный бизнес, путем строительства новых гостиниц, и обслуживание направленное на категорию среднего и бюджетного класса;

2) Было бы очень жаль потерять из облика города такую историческую постройку, как «Дача Эльзы». Так как данная постройка довольно долго пустовала и не использовалась, хоть и находилась в ведении санатория им. Лермонтова, здание находится в разрухе и запустении. Если у города нет денежных средств на реконструкцию данного объекта, автор предлагает размещение кафе или ресторана, стилизованного под Лермонтовскую эпоху. Такой опыт использования объекта истории в коммерческих целях успешно реализован в соседнем городе-курорте Кисловодске» (Замок Коварства и Любви). Единственным условием для будущего инвестора со стороны администрации города должен стать запрет на перестройку или иные любые действия, которые могут изменить архитектурный вид «Домика Эльзы» и передача его в собственность только при условии выполнения сохранения облика и не препятствования посещениям туристов;

3) Гостиница «Бристоль» должна быть реконструирована и использоваться по назначению, то есть вновь стать гостиницей. Размещение Администрации Полномочного представителя Президента, либо другого предприятия или учреждения автор считает нецелесообразным и противоречащим Стратегии развития города.

4) Также необходимо включить в программу мероприятия по сохранению культурно-исторического наследия сохранения Пятигорского некрополя [4].

В настоящее время полным ходом ведутся работы по претворению в жизнь большинства мероприятий, заявленных в Генеральном и плане и Стратегии, как например реконструкция Лермонтовской галереи - одной из исторических построек «Лермонтовского квартала» .

В то же время, у Генерального плана и Стратегии существует и огромный недостаток - данные документы были разработаны и утверждены тогда, когда город Пятигорск еще не являлся столицей Северо-Кавказского федерального округа, поэтому эта функция города разработчиками плановых документов не учитывалась. По состоянию на 01.07. 2014 года в упомянутые выше документы соответствующие коррективы также не внесены. Соответственно и решение о размещении Полномочного представителя Президента РФ в СКФО и его администрации в курортной зоне в здании гостиницы «Бристоль» перечеркивает все функциональнон зонирование территории города.

В связи с вышесказанным, считаем целесообразным вынести администрацию Полномочного представителя Президента РФ и СКФО в место планируемого студенческого городка. В этом случае главная цель плана будет достигнута и не будет создано

61

ISSN 1029-3388

неудобств для отдыхающих и жителей города-курорта Пятигорска. И возможно, что к Пятигорску вернется слава Всероссийской здравницы. Кроме того, это во многом будет способствовать и достижению генерального замысла Стратегии и Генерального плана, который заключается в динамичном развитии санаторно-курортного и туристского комплексов в сочетании с эффективным развитием обслуживающей эти комплексы производственной сферы, финансово-деловой и рыночной инфраструктуры. Поскольку именно это в конечном счете позволяет обеспечить финансовую самодостаточность города и повысить качество жизни горожан.

Литература:

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 07.05. 1998г. № 73-ФЗ

2. Об утверждении Генерального плана развития города-курорта Пятигорска на период до 2030 года: решение Думы г. Пятигорска 68-45 ГД от 28.07.2009г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pyatigorsk.org/

3. Об утверждении стратегии развития города-курорта Пятигорска до 2020 года: решение Думы г. Пятигорска № 84-46 ГД от 24.09.2009. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pyatigorsk.org/

4. О результатах публичных слушаний по проекту изменений в Генеральный план муниципального образования города-курорта Пятигорска: заключение комиссии по организации и проведению публичных слушаний по проектам документом в области градостроительной деятельности на территории муниципального образования город-курорт Пятигорск от 1.07.2014г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pyatigorsk.org/ru/component/phocadownload/category/289-01-04-07-2014-gen-plan?download=1330:zaklyucheme-o-rezultatakh-pubHchnykh-slushanri-po-proektu-izmenenrj-v-generalnyj-plan-munitsipalnogo-obrazovamya-goroda-kurorta-pyatigorska-sostoyavshikhsya-v-raznykh-rajonakh-goroda-s-01-po-04-iyulya-2014-goda

5. Муниципальная целевая программа «Развитие курорта и туризма в городе-курорте Пятигорске на 2011-2016гг.»: постановление администрации города Пятигорска от 30.08.2010г. №4194. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pyatigorsk.org/ru/ component/phocadownload/category/39-mtsp-razvitie-kurorta-i-turizma-v-gorode-kurorte-pyatigorske-na-2011 -2016-gody?download=347 :postanovlenie-administratsii-goroda-pyati-gorska-ctavropolskogo-kraya-ot-30-08-2010-4194-ob-utverzhdenii-munitsipalnoj-tselevoj-programmy-razvitie-kurorta-i-turizma-v-gorode-kurorte-pyatigorske-na-2011-2016-gody

6. Демидова Е.В. Теоретико-правовые аспекты развития стратегического территориального планирования в Российской Федерации // Академический вестник УралНИ-Ипроект РААСН. 2011. №3. С.8-14.

7. Храбров Е.А. Стратегическое территориальное планирование городов, агломераций, регионов: опыт муниципальных образований // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2010. №6. С.208-213.

62

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.