8. Sultanova T.G. Gosudartsvennaya podderzhka APK v zarubezhny'x stranax // Problemy' agrory'nka. 2017. № 3. S. 131 -
135.
9. Gajdukov A.A. Faktory' e'ffektivnogo funkcionirovaniya lichny'x podsobny'x xozyajstv // Vestnik Belorusskoj gosudarstvennoj sel'skoxozyajstvennoj akademii. 2019. № 1. S. 16 - 20.
10. Romodan Yu.O. Analiz zarubezhnogo opy'ta gosudarstvennoj podderzhki APK // Osnovy' e'konomiki, upravleniya i prava. 2013. № 4 (10). S. 32 - 34.
Д.В. Ланская - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов Кубанского государственного университета, [email protected],
D.V. Lanskaya - Сandidate of economic sciences, associate professor, associate professor of the Department of General, Strategic, Information Management and Business Processes of Kuban State University;
А.В. Гергель - студентка магистерской программы «Организационное проектирование систем управления», Кубанский государственный университет, [email protected],
А. V. Gergel - student of the master's program "Organizational design of control systems", Kuban State University;
H.Х. Жане - студентка магистерской программы «Организационное проектирование систем управления», Кубанский государственный университет, [email protected],
N.H. Jean - student of the master's program "Organizational design of control systems", Kuban State University;
И.К. Стефанович - студентка магистерской программы «Организационное проектирование систем управления», Кубанский государственный университет, [email protected],
I.K. Stefanovich - student of the master's program "Organizational design of control systems", Kuban State University.
ПЕРСПЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ АРХИВА В ЭПОХУ ПОСТМОДЕРНА И В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ.
ХРАНИТЕЛЬ ЗНАНИЙ ИЛИ ПОСТАВЩИК СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ?
A PROMISING ARCHIVE MODEL IN THE POSTMODERN ERA AND IN THE DIGITAL ECONOMY.
KNOWLEDGE KEEPER OR PROVIDER OF SOCIALLY RELEVANT INFORMATION?
Аннотация. В связи с массовым внедрением информационных технологий подвергается изменению содержание деятельности архивов и органов управления архивами. В целом, архивная отрасль стоит на пороге изменений. Противоречие в развитии архивов проявляется в том, что, с одной стороны архивная отрасль выступает в качестве традиционной и одновременно консервативной отрасли, а с другой - появляющиеся новые цифровые технологии на рынке инноваций создают внешний мощный импульс развитию государственных, муниципальных и ведомственных архивов в регионах, входящих по социально - экономическим показателям в Т0П-20 в масштабе России. В этих условиях постмодерн становится временем нового проявления традиций. С позиции современного этапа технологического развития применительно к архивам сформулируем ответ на актуальный вопрос: «Как соотносится традиция инноваций в архивной области в цифровой экономике?», где принципиальной новацией выступает модель современного цифрового архива. Расширяя и вводя новые возможности цифровая экономика создает новую платформу для принципиального повышения качества процессов государственного управления за счет перехода к использованию электронных документов и больших данных, создания отраслевых платформ межсетевого взаимодействия. Анализируются современные тренды, проблемы, стратегии развития и последствия цифровизации в архивной отрасли. Поведение архивных управлений должна носить проактивный характер. Исследование особенностей трансформации архивов и архивной отрасли представляется актуальным в теоретико- прикладном аспекте и может быть активизировано архивным профессиональным сообществом во взаимодействии с высоко технологичными фирмами -разработчиками платформ архивной деятельности и документоведения. Модель современного архива предполагает цифровое управление, максимально расширенное внедрение новых технологий, что несомненно, влечет за собой повсеместный рост числа объемов и роли цифровых и экономических активов. С точки зрения модернизации, безопасности, комфортности обновленная модель архива должна обладать понятным интерфейсом, который позволит осуществить одновременный доступ к документу неограниченное количество пользователей, возможностью быстрого поиска необходимой информации, открытого доступа с любого устройства. Такая модель архива позволит снизить объемы копирования подлинников, благодаря наличию электронного документа и упростить перенос документов на архивное хранение. При обновлении типовой модели архива мы приобретаем совершенно новый вид управления, выражающийся в самостоятельном экономическом финансировании архивной службы
Annotation. Due to the massive introduction of information technology, the content of the archives and archives management bodies is being changed. In general, the archival industry is on the verge of change. The contradiction in the development of archives is manifested in the fact that, on the one hand, the archival industry acts as a traditional and at
the same time conservative industry, and on the other hand , emerging new digital technologies in the market of innovation create an external powerful momentum for the development of state, municipal and departmental archives in regions that make up the socio-economic indicators in the top 20 in Russia. In these conditions, postmodernism becomes a time of new manifestation of traditions. From the point of view of the modern stage of technological development in relation to archives, we formulate an answer to the actual question: "How does the tradition of innovation in the archival field in the digital economy relate?" where the model is a fundamental innovation modern digital archive. Expanding and introducing new opportunities, the digital economy creates a new platform for fundamentally improving the quality of government processes by moving to the use of electronic documents and big data, creating industry firewall platforms. Current trends, problems, development strategies and the implications of digitalization in the archival industry are analyzed. The conduct of the archives should be proactive. The study of the transformation of archives and the archival industry appears to be relevant in the theoretical and applied aspect and can be intensified by the archival professional community in cooperation with high-tech firms- developers of archival and document management platforms. The model of the modern archive involves digital management, the most expanded introduction of new technologies, which undoubtedly leads to a widespread increase in the number of volumes and role of digital and economic assets. In terms of modernization, security, comfort, the updated archive model should have an understandable interface that will allow simultaneous access to the document by an unlimited number of users, the ability to quickly search for the necessary information, open access from any device. This archive model will reduce the amount of copying of the originals, thanks to the presence of an electronic document and make it easier to transfer documents to archival storage. When updating the model of the archive, we acquire a completely new type of management, expressed in the independent economic financing of the archive service
Ключевые слова: архивная отрасль, модель цифрового архива, постмодерн, цифровая экономика
Keywords: archival, digital archive model, postmodern, digital economy
Введение
Архив, как специфическая организация сложилась еще в Петровские времена и с тех пор не подвергалась изменениям [4,5].
За 300-летний период эволюции архивы прошли через важные этапы, характеризующиеся противоречивым сочетанием разнонаправленных факторов и тенденций. Наряду с необходимостью сохранения в надлежащем порядке традиционных бумажных ресурсов архивы встали перед необходимостью динамичного перевода систем управления архивным делом (учет, комплектование, ведение научно-справочного аппарата, хранение ресурсов) на электронные цифровые технологии [6].
В связи с массовым внедрением информационных технологий подвергается изменению содержание деятельности архивов и органов управления архивами. В целом, архивная отрасль стоит на пороге изменений [2, 10].
Изучению проблем разработки и использованию информационных технологий на современном этапе посвящена работа А.П. Гаврилина, который предложил решение проблемы разработки оптимальной технологической модели долговременного сохранения документированной информации.
П.Е. Завалишин рассмотрел и описал различные технические подходы, позволяющие долгосрочно сохранять любую цифровую информацию на микрофильмах при помощи двухмерных растровых штрих - кодов. Применение данных технологий позволит значительно приблизиться к решению проблемы долгосрочного архивного сохранения электронных документов.
В.С. Караваев рассматривает проблемы оцифровки архивных документов, анализирует процесс перевода архивных документов в цифровой вид.
И.М. Гарсковой. рассматривает оцифровку документов и использование технологии баз данных в исторических исследованиях.
Ю.Ю. Юмашева раскрывает новые тенденции в развитии средств хранения, обращает внимание на оцифрованные документы, используемые в информационной сфере [1, 9].
На XXV Международной научно-практической конференции «Документация в информационном обществе: задачи архивоведения и документоведения в условиях цифровой экономики» Н.Н. Куняев отметил, что начальная стадия развития цифровой экономики формирует особую потребность в проведении комплексных исследований современных вызовов, которые встают перед документоведением и архивоведением.
Г.Н. Ланской среди проблем развития электронно-цифровых архивов выделяет недостаточное развитие законодательной базы в области архивного дела, необходимость совершенствования архивной терминологии и психологический консерватизм в восприятии современных тенденций информатизации управления документами и в его рамках архивного дела [12].
Общие, исторические, специальные, научно-технические и другие архивы существуют как элементы, не имеющие системного свойства. Органы архивного управления выполняют ограниченное число функций и не имеют достаточных полномочий для проведения единой архивной политики в условиях становления экономики знаний, в том числе и цифровой экономике.
Противоречие в развитии архивов проявляется в том, что, с одной стороны архивная отрасль выступает в качестве традиционной и одновременно консервативной отрасли, а с другой - появляющиеся новые цифровые технологии на рынке инноваций создают внешний мощный импульс развитию государственных, муниципальных и ведомственных архивов в регионах, входящих по социально - экономическим показателям в ТОП-20 в масштабе России.
Это свидетельствует, что внутри архивной отрасли зарождаются идеи новых подходов и формируется потенциал преобразований, продиктованные новыми потребностями нового развития на стадии зарождения цифровой экономики. И поэтому важно уже в самом начале, на стадии первого этапа реализации принятых Стратегий социально - экономического развития на период до 2030 года и формирования стратегических проектов в ряде регионов России (например: Республике Татарстан, Краснодарском крае и др.) по созданию «умной экономики», сформировать цели, базисные принципы, выработать ключевые показатели и механизмы по участию в них региональной архивной отрасли.
В этих условиях постмодерн становится временем нового проявления традиций. С позиции современного этапа технологического развития применительно к архивам сформулируем ответ на актуальный вопрос: «Как соотносится традиция инноваций в архивной области в цифровой экономике?», где принципиальной новацией выступает модель современного цифрового архива.
1. Современные тренды и стратегии развития архивов
Современные информационные и коммуникационные технологии существенно расширяют все общественные отношения в связи с чем отмечается, что в настоящее время происходит становление информационного общества, которое носит название «общества, основанного на знаниях», экономическим базисом которого выступает экономика знаний, создание которой связано с длительной исторической перспективой и, особенно той ее первоочередную частью, которая получила наименование «цифровой экономики».
Поскольку одним актуальных направлений развития государства является экономическое, то формирование, становление и развитие «цифровой экономики» представляет собой системный ресурс, вызывающий синергетическую реакцию среди экономических и социальных структур, сред, процессов и проектов традиционных и отраслей экономики, идущих по пути реиндустриализации, и, принципиально новых отраслей, идущих по пути новой индустриализации [3].
Расширяя и вводя новые возможности цифровая экономика создает новую платформу для принципиального повышения качества процессов государственного управления за счет перехода к использованию электронных документов и больших данных, создания отраслевых платформ межсетевого взаимодействия.
Одна из важных составляющих в цифровой экономике - цифровизация архивной отрасли, так как архивные учреждения являются хранителями и поставщиками социально - значимой информации, к которой обращаются граждане, организации и органы власти во многих ситуациях при представлении государственных и муниципальных услуг, включая подтверждение социальных статусов и исторических фактов, научную деятельность и генеалогические исследования [2].
В перспективе цифровая экономика соотносительно архивных учреждений дает равные возможности по автоматизации деятельности и оказанию услуг. Происходящие перемены вместе с изменениями в деятельности системы государственного управления настолько радикальны, что встает вопрос о будущем архивной системы страны, архивной профессии и архивной науки в целом.
Процесс всеобщей цифровизации, зарождающийся и планируемый на наших глазах, видится в архивной отрасли как ее переход от относительно пассивного созерцания процесса к активному участию в нем [12]. Ряд успешных субъектов Российской Федерации вполне могли бы выступить в качестве пилотных, в рамках которых было бы целесообразным отработать модели цифровых архивов, механизмы их деятельности и предложить методику повышения качества управлению региональной архивной отраслью.
Перед архивами стоит задача не только оцифровки и внедрения технологии долгосрочной сохранности цифровых документов при изменениях в программно-аппаратных платформах. В таблице 1 рассмотрены современные тренды, проблемы, стратегии развития и последствия цифровизации в архивной отрасли.
Таблица 1
Современные тренды, проблемы, стратегии развития и последствия цифровизации в архивной отрасли
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ АРХИВОВ
Значение цифровой экономики для архивов Последствия внедрения цифровизации Перспективы на будущее в условиях цифровой экономики Основные проблемы
1 2 3 4
Появление новых электронных объектов, выполняющих функции документа, требующих управления и обеспечения их архивного хранения Обострение решения проблемы долговременной сохранности Отмирание бумажных, а затем и «бумагоподобных» электронных документов Потребность в новых подходах к нормативно-правовому регулированию обращения электронных документов
Появление новых инструментов управления документами Усиление потребности в инициативном документировании, осуществляемом самими архивистами и архивными службами, в связи с чем придется модернизировать нормативно-методическую базу и ускоренными темпамиразвивать архивную теорию Коллективная работа в электронной среде, опирающаяся на используемые базы больших данных, во многом заменит традиционный обмен документами Необходимость интенсификации развития документоведческой науки и придание ей большего динамизма и проактивного характера
Превращение электронного контента в ценный деловой, коммуникативный и организационный актив, появление новых видов электронных деловых услуг Полномасштабное внедрение программно-аппаратных платформ в деятельность архивов: монетизация контента, электронных деловых услуг Усилиение многоплатформенного подхода в работе с документами, информацией и большими данными Проблема обеспечения долговременной сохранности электронных документов будет формировать потребности в новом поколении архивистов, новых платформ и технологий сервисного сопровождения сохранности и читемости больших данных и массивов информации
Сокращение доли создаваемых и используемых документов, информация в которых представлена аналоговой и различной цифровой форме Формирование объемно устроенных информационных ресурсов, регулярное появление новых видов электронных объектов, непрерывная смена технологий, многообразие источников ценной информации, ограниченность финансовых, материальных и кадровых ресурсов архивной отрасли заставят архивы во все большей степени переходить от хранения архивных документов на собственных площадках и в собственных системах к интеллектуальному контролю над документами, оставляемыми на депозитарном хранении в организации-создателе Управление новыми сложными электронными объектами комплексами и системами Проблема реализации требований законодательства по защите персональных данных и другие проблемы правового характера, которые особенно обострятся по мере широкого распространения инновационных технологий, позволяющих собирать большие объемы данных об объектах, системах и процессах
Создание и экономически эффективное использование электронных архивов изначально электронных
документов и информации
Повышенное внимание к правовым вопросам, обеспечению информационной безопасности, включая защиту персональных данных
Таким образом, только после системного анализа проблем архивной отрасли и последствий ее цифровизации возможно профессиональное и стратегически выверенное проектирование цифровых программно-аппаратных платформ с сервисной системой обеспечения сохранности и трансформации образов архивных документов. Стратегическими эффектами технологического прорыва в архивной деятельности, основывающегося на реализации цифровой платформы, будут расширение возможностей научной и образовательной деятельности, повышение качества социально-культурной деятельности региональных сообществ и государственного управления [12].
Движения цифровых архивов и архивной отрасли в пространстве цифровой экономики, изменение статуса и основ их деятельности невозможно без соответствующего правового их обеспечения. Причем оно должно иметь опережающий или, в крайнем случае, синхронный характер. В целом поведение архивных управлений должна носить проактивный характер. Исследование особенностей трансформации архивов и архивной отрасли представляется актуальным в теоретико- прикладном аспекте и может быть активизировано архивным профессиональным сообществом во взаимодействии с высоко технологичными фирмами -разработчиками платформ архивной деятельности и документоведения.
2. Структурно-содержательная модель архива в условиях технологического уклада
Период цифровизации, информатизации и интеллектуализации архивов раскрывает абсолютно новое окно возможностей для технологического рывка. Происходящие в настоящее время изменения содержания деятельности архивов направляют потенциал развития в сферу экономического роста производительности труда. Необходимым условием этого является опережающей создание научно-методического подразделения в виде проектной структуры в региональных управлениях, обеспечивающих процесс освоения современных аппаратно - программных платформ, связь с фирмами - разработчиками, формирования технических заданий и своевременную разработку проектов номативно- правовых и методических материалов по широкому спектру проблем.
Основными предпосылками успешности решения качественно новых проблем являются предшествующие периоды экономического развития в стране. Еще несколько десятков лет назад более низкие темпы развития архивов обуславливались инерционностью мышления персонала архивов, отсутствием у руководителей видения влияния технологий индустриальной эпохи на их развитие и неверие в то, что архивная отрасль может занять авангардную позицию в освоении новых технологий.
В настоящее время основной проблемой технологического развития архивов является своевременное практическое освоение уже имеющихся знаний и опыта. Хотя российские архивы обладают достаточным для этого кадровым потенциалом, недостаток финансирования приводит к утечке умов и технологических знаний в другие отрасли. Таким образом, происходит вынужденное перераспределение специалистов, что ведет к обострению проблемы несоответствия между ростом видов новых работ, выполняемых архивистами, и уменьшением количества специалистов, способных решать новые задачи на современной технологической базе.
Модель современного архива предполагает цифровое управление, максимально расширенное внедрение новых технологий, что несомненно, влечет за собой повсеместный рост числа объемов и роли цифровых и экономических активов. Делопроизводство современного архива осуществляется в электронной среде и документируется в электронном виде.
С точки зрения модернизации, безопасности, комфортности обновленная модель архива должна обладать понятным интерфейсом, который позволит осуществить одновременный доступ к документу неограниченное количество пользователей, возможностью быстрого поиска необходимой информации, открытого доступа с любого устройства. Такая модель архива позволит снизить объемы копирования подлинников, благодаря наличию электронного документа и упростить перенос документов на архивное хранение.
В настоящее время модель современного архива только находит свою нишу в новых условиях. Архивы хотят сохранить свою роль в обществе и решают те задачи, которые востребованы здесь и сегодня.
Прогресс не остановить, и основная задача архивов, как хранителей национального богатства, обеспечить вечную сохранность документов, как в бумажном виде, так и на электронных носителях.
3. Стратегический комплекс мероприятий по формированию региональной сети архивов в модели экономики
Стратегической целью информационного общества и построения цифровой экономики актуализировали необходимость совершенствования делопроизводства и архивного дела в части работы с электронными документами.
Меры по обеспечению целенаправленного развития архивной отрасли начали приниматься относительно недавно. В повестке дня остается вопрос формирования эффективной системы управления в области архивного дела, что позволит проводить единую государственную политику, направленную на сохранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда. Кроме того, актуальны меры государственной экономической поддержки инновационного развития, которые должны проявляться в: субсидировании расходов на новые разработки информатизации; сохранении информационной инфраструктуры, поддержании сети архивов;
субсидировании их деятельности по предоставлению услуг пользования информационными сетями; учете всех затрат на модернизацию и информатизацию.
Поскольку государственное финансирование, как правило, не обеспечивает всех расходов, связанных с нормальной работой архивов (строительство и ремонт зданий архивохранилищ, покупка оборудования и компьютерной техники, оплата коммунальных услуг, оплата труда архивистов), архивы вынуждены переходить на хозяйственный расчет, который приведет к росту прибыли и развитию архивной службы. Чтобы архивная работа не приобретала коммерческий характер необходимо утвердить в бюджете расчетные ставки платных услуг, которые в свою очередь не будут превышать
установленные бюджетными контролирующими финансовыми учреждениями расчетные ставки. Таким образом, при обновлении типовой модели архива мы приобретаем совершенно новый вид управления, выражающийся в самостоятельном экономическом финансировании архивной службы (закупка средств технологического оснащения, серверного оборудования для хранения информации, магнитных носителей большого объема, терминальных клиентских компьютеров для быстрого предоставления информации, капитальных текущих ремонтов зданий и сооружений, мероприятий по пожарной безопасности). Условия успеха формирования архивов в модели экономики во многом зависит от:
- существования профессионального кадрового потенциала, способного адаптироваться к реалиям нового экономического пространства;
- участия российских архивов в международных научно-практических конференциях для обсуждения, обмена и усвоения передового опыта;
- появлении компаний со значительным финансовым потенциалом, заинтересованных в развитии архивной отрасли и сохранении документального богатства;
- наличия устойчивых трудовых коллективов, готовых к освоению новых технологий.
В Комплексной программе информатизации архивов до 2020 года приоритетное направление развития определяется как комплексное технологическое развитие, способное внести большой вклад в обеспечение цифровизации, ускорении экономического роста за счет развития технологической базы. Однако сводные индексы и межстрановые сопоставления до сих пор характеризуют Россию не лучшим образом, что говорит о недостаточном уровне развития отрасли информационных технологий, об отставании от мировых лидеров, а также о нереализованности потенциала уже существующих инфраструктур и технологий.
Необходимо признать, что в нашей стране еще не завершился этап нового технологического уклада, поэтому архивной отрасли только предстоит провести модернизацию и одновременно наращивать высокие технологии. Переход к электронным документам и данным это работа, без которой невозможно ни повысить эффективность деятельности архивов, ни построить полноценную цифровую экономику.
Заключение и выводы
Весь путь развития архивной отрасли показывает, что основное противоречие в архивной деятельности проявляется в отношениях старого и нового, т.е. традиционного и инновационного. Причиной этого является, с одной стороны, потребность в устойчивых компонентах для стабилизации процесса развития, которые впоследствии складываются в обязательные нововведения, инновации, которые обеспечивают динамику развития данного процесса.
В перспективе всем архивным учреждениям должны быть предоставлены равные возможности по автоматизации деятельности и оказанию услуг.
Сохранение культурного разнообразия и традиций является одной из ключевых задач тысячелетия. В этой связи существует потребность в реализации мероприятий по созданию, распространению и сохранению этой информации в электронной форме, что позволит сохранять культурное наследие для будущих поколений.
Стремление архивной отрасли к реализации стратегии информатизации оправдано, только в том случае, если государство обеспечивает наращивание инвестиционного потенциала, укрепляет технологическую базу, обеспечивает отрасль на движение вверх. Успех более вероятен, когда удается добиться опережения еще на стадии диагностики назревающего прорыва.
Источники:
1. Гаврилин А.П. Основные направления современных зарубежных исследований по проблеме сохранения цифровой информации на микрофильмах/ А.П. Гаврилин, П.Е.Завалишин// Фундаментальное исследование. 2012, 21 с.
2. Радченко А.В. Архивы в цифровую эпоху: ближе к людям, организациям и Интернету. Отечественные архивы. 2018. № 6.
3. Сагынбекова А.С. Цифровая экономика: понятие, перспективы, тенденции развития в России. Международный научно-технический журнал «Теория. Практика. Инновации». 2018, апрель.
4. Хорхордина Т.И. Российские архивы. История и современность: учебник для вузов. М.: РГГУ, 2012. 415 с.
5. Храмцовская Н.А. Текущее состояние и развитие законодательно-нормативной базы в сфере хранения электронных документов. Секретарь-референт. 2019. № 4.
6. Цеменкова С.И. История архивов России с древнейших времен до начала XX века: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. 155 с.
7. Шишлова М.В. Архивы и государство: новая роль и значение архивов для горожан российской провинции (19912007 гг.). [Текст]: монография / М.В. Шишлова; Курск. институт социального образования (филиал) РГСУ. Курск, 2008. 194 с.
8. Юмашева Ю.Ю. Информационные технологии в архивах и музеях // Историческая информатика. Информационные технологии и математические методы в исторических исследованиях и образовании. 2013. С. 92-101.
9. Юмашева Ю. Ю. Нормативно-методическое регулирование процессов оцифровки -обязательная составляющая цифровизации культурного наследия / Ю. Ю. Юмашева // Справочник руководителя учреждения культуры. 2013. N 7. С. 414.
10. Программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)». Утв. распоряжением Правительства РФ от 20.10.2010 №o 1815-р.
11. Архивы России. URL: http://unikdoc.rusarchives.ru/. (дата обращения: 23.11.2019).
12. XXV Международная научно-практическая конференция "Документация в информационном обществе: задачи архивоведения и документоведения в условиях цифровой экономики» http://www.vniidad.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2536 (дата обращения: 23.11.2019).
Sources:
1. Gavrilin A.P. Osnovnyye napravleniya sovremennykh zarubezhnykh issledovaniy po probleme sokhraneniya tsifrovoy informatsii na mikrofilmakh/ A.P. Gavrilin. P.E.Zavalishin// Fundamentalnoye issledovaniye. 2012. 21 s.
2. Radchenko A.V. Arkhivy v tsifrovuyu epokhu: blizhe k lyudyam. organizatsiyam i Internetu. Otechestvennyye arkhivy. 2018. № 6.
3. Sagynbekova A.S. Tsifrovaya ekonomika: ponyatiye. perspektivy. tendentsii razvitiya v Rossii. Mezhdunarodnyy nauchno-tekhnicheskiy zhurnal «Teoriya. Praktika. Innovatsii». 2018. aprel.
4. Khorkhordina T.I. Rossiyskiye arkhivy. Istoriya i sovremennost: uchebnik dlya vuzov. M.: RGGU. 2012. 415 s.
5.Khramtsovskaya N.A. Tekushcheye sostoyaniye i razvitiye zakonodatelno-normativnoy bazy v sfere khraneniya elektronnykh dokumentov. Sekretar-referent. 2019. № 4.
6. Tsemenkova S.I. Istoriya arkhivov Rossii s drevneyshikh vremen do nachala XX veka: ucheb. posobiye. Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta. 2015. 155 s.
7. Shishlova M.V. Arkhivy i gosudarstvo: novaya rol i znacheniye arkhivov dlya gorozhan rossiyskoy provintsii (1991-2007 gg.). [Tekst]: monografiya / M.V. Shishlova; Kursk. institut sotsialnogo obrazovaniya (filial) RGSU. Kursk. 2008. 194 s.
8. Yumasheva Yu.Yu. Informatsionnyye tekhnologii v arkhivakh i muzeyakh // Istoricheskaya informatika. Informatsionnyye tekhnologii i matematicheskiye metody v istoricheskikh issledovaniyakh i obrazovanii. 2013. S. 92?101.
9. Yumasheva Yu. Yu. Normativno-metodicheskoye regulirovaniye protsessov otsifrovki -obyazatelnaya sostavlyayushchaya tsifrovizatsii kulturnogo naslediya / Yu. Yu. Yumasheva // Spravochnik rukovoditelya uchrezhdeniya kultury. 2013. N 7. S. 4-14
10. Programma Rossiyskoy Federatsii «Informatsionnoye obshchestvo (2011-2020 gody)». Utv. rasporyazheniyem Pravitelstva RF ot 20.10.2010 №o 1815 -r.
11. Arkhivy Rossii. URL: http://unikdoc.rusarchives.ru/. (data obrashcheniya: 23.11.2019).
12. XXV Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya "Dokumentatsiya v informatsionnom obshchestve: zadachi arkhivovedeniya i dokumentovedeniya v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki» http://www.vniidad.ru/index.php?option= com_content&view=article&id=2536 (data obrashcheniya: 23.11.2019).
Д.В. Ланская - доцент кафедры общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов Кубанский государственный университет г. Краснодар, Российская Федерация, [email protected],
D.V. Lanskaya - Associate Professor, Department of General, Strategic, Information Management and Business Processes, Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation, toscha_ [email protected];
А.Н. Панченко - аспирант кафедры общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов, Кубанский государственный университет г. Краснодар, Российская Федерация, [email protected],
A.N. Panchenko - Postgraduate Student, Department of General, Strategic, Information Management and Business Processes, Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation, [email protected];
Д.В. Третьяков - магистрант кафедры общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов Кубанский государственный университет г. Краснодар, Российская Федерация, [email protected],
D.V. Tretyakov - graduate student of the Department of General, Strategic, Information Management and Business Processes Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation, [email protected].
СТРАТЕГИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ