Научная статья на тему 'Персонологические различия в процессе профессиональной идентификации психотерапевтов и психотерапии суицидального поведения'

Персонологические различия в процессе профессиональной идентификации психотерапевтов и психотерапии суицидального поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
144
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Суицидология
Ключевые слова
ПСИХОТЕРАПИЯ / СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / PSYCHOTHERAPY / SUICIDAL BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Москвитин П. Н.

Обсуждается вопрос о недостаточном освещении в научных работах данных по изучению личности врача-психотерапевта. На основе личного опыта автор приводит типологические описания персонологических различий врачей-психотерапевтов и типов коррекционной работы с суицидентами. По мнению автора, данный методический подход оставляет индивидуальное пространство для проявления креативности слушателей цикла усовершенствования, определяющее направление профессионального и личностного роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personality differences in the identification of professional and psychothepary therapist suicide

The debate about poor lighting in the scientific work of data from the study of personality psychotherapists. Based on personal experience, the author gives descriptions of typological differences personologicheskih psychotherapist and the types of remedial work with suicide. According to the author this methodical approach leaves room for individual creativity manifestation listeners improvement cycle that determines the direction of professional and personal growth.

Текст научной работы на тему «Персонологические различия в процессе профессиональной идентификации психотерапевтов и психотерапии суицидального поведения»

4. Гёте И.Ф. Фауст. - М., 1960.

5. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. - СПб., 1998.

6. Клиническая психиатрия / Под ред. проф. Н.Е. Бачерикова. - Киев, 1989.

7. Кузнецов В. Е. Истоки междисциплинарного подхода в отечественной суицидологи // Комплексные исследования в суицидологии. Сб. науч. тр. - М., 1996.

8. Ларошфуко Ф. Мемуары. Максимы. - Л., 1971. -С. 202-203.

9. Майерс Д. Социальная психология. - СПб., 1999. - С. 95-98.

10. Меннингер К. Война с самим собой. - М., 2000.

11. Понизовский А.М. Анализ основных подходов к пониманию суицидального поведения при депрессиях // Актуальные проблемы суицидологии: Тр. Моск. НИИ психиатр. - 1981. - Том 92.

12. Попов Ю.В. Концепция саморазрушающего поведения как проявления дисфункционального состояния личности. - Обозрение психиатрической и медицинской психологии. - 1994. - № 1. - С. 613.

13. Тихоненко В.А. Классификация суицидальных проявлений // Актуальные проблемы суицидоло-гии. - М., 1978.

14. Трегубов Л.З., Вагин Ю.Р. Эстетика самоубийства. - Пермь, 1993.

15. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сб. / Пер. с англ. - М., 1990.

16. Хензелер Х. Вклад психоанализа в проблему суицида / Энциклопедия глубинной психологии. - Том 2. - М., 2001.

17. Шир Е. Суицидальное поведение у подростков // Журн. невропатол. и психиатрии им. Корсакова. -1984. - № 10.

18. Шнейдман Э. Душа самоубийцы. - М., 2001.

19. Эриксон Э. Идентичность и кризисы / Пер. с англ. - М., 1996.

20. Burless C., De Leo D. Methodological Issues in Community Surveys of Suicide Ideators and Attempters // Crisis. - 2001. - Vol. 22. - № 3.

21. Tabachnick N. Interpersonal relations in suicidal attempts // Arch. Gen. Psychiat. - 1961. - № 4.

QUESTIONS PHENOMENOLOGICAL SUICIDOLOGY

Y.R. Vagin

Psychological Center, Perm, Russia

The author, based on original research and systematization of the literature developed a system of concepts relevant to the phenomenology of activity directed against life. By the manifestation of avital activity author includes four groups of phenomena observed in the psychological and psychiatric clinical practice. A detailed description and justification of selection of each group of phenomen, are clinical examples. Keywords: suicidology, suicide, phenomenology.

УДК 615.851 : 616.89-008.441.44

ПЕРСОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ПСИХОТЕРАПЕВТОВ И ПСИХОТЕРАПИИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

П.Н. Москвитин

Государственный институт усовершенствования врачей, г. Новокузнецк

Обсуждается вопрос о недостаточном освещении в научных работах данных по изучению личности врача-психотерапевта. На основе личного опыта автор приводит типологические описания персонологических различий врачей-психотерапевтов и типов коррекционной работы с суицидентами. По мнению автора, данный методический подход оставляет индивидуальное пространство для проявления креативности слушателей цикла усовершенствования, определяющее направление профессионального и личностного роста.

Ключевые слова: психотерапия, суицидальное поведение.

Обзор доступной мировой и отечественной научно-учебной литературы по специальности «психотерапия» убедительно показывает, что свыше 99% ее посвящены описанию методов, направлениям и техническим приемам. Конечно, эти вопросы, равно как научно-исследовательские разработки, касающиеся образовательной деятельности по специальности «Психотерапия», действительно, являются актуальными и требуют комплексного межотраслевого подхода [1, 4]. Однако большое удивление

вызывает тот факт, что среди многочисленных публикаций, восполняющих необходимость в обучении современным методам психотерапии, до настоящего времени остается совершенно мало изученной личность врача-психотерапевта, эта не менее важная фигура терапевтического альянса, чем обратившийся к нему пациент. В свете клинической персонологии - нового научного направления, предпринятого академиком В.Я. Семке на рубеже веков [5], разработка и реализация личностно - ориентированных обра-

зовательных программ представляется принципиально важным для подготовки психотерапевтов практического здравоохранения.

Понимая, таким образом, особую роль персоны психотерапевта среди субъектов образовательной деятельности в послевузовском медицинском образовании мы обнаружили еще один парадокс. Он состоит в том, что данный центральный субъект образовательной деятельности является самым малоинформированным и беззащитным новичком правоотношений, возникающих в этой области, для стандартизации процесса обучения которого предназначается государственный образовательный стандарт по данной специальности. Необходимо согласиться, что на современной этапе развития научной психотерапии личность обучающегося психотерапевта должна быть в центре внимания, информационных потоков и забот всех остальных участников образовательного процесса, а также равноправным и уважаемым участником возникающих правоотношений в этой сфере. Для этого наибольшее благоприятствование, предоставляет, прежде всего, социально - психологический подход, осуществляемый с целью изучения образовательного запроса обучающихся психотерапевтов и предоставление им на основании выявленного запроса дополнительной образовательной услуги.

С вышеуказанной целью нами была разработана и апробирована «Исходная анкета слушателя курсов» на циклах усовершенствования, переподготовки и/или первичной специализации врачей-психотерапевтов» [2].

Путем анкетирования у слушателей циклов тематического и общего усовершенствования нами последовательно выясняется: приоритетная цель обучения, наиболее актуальные проблемы работы и привычные способы их разрешения, логический уровень проблем и характер коммуникативных затруднений, сказывающихся на работе. Уточняется заинтересованность в получении знаний и умений сверх обязательного минимума образовательного стандарта, а также актуальная потребность в индивидуальных консультациях профессорско - преподавательского состава, которые слушатель желает получить во время обучения на цикле усовершенствования в ГИДУВе.

Весьма немаловажной особенностью такого анкетирования является также возможность получения психометрической самооценки уровня стрессоустойчивости специалистов, достигаемой путем использования методики диагностики уровня невротизации. Этот метод в сочетании с исследованием типологии личности, разработанной Майерс-Бриггс на основе теории К.Г. Юнга,

позволяет установить устойчивый индивидуальный набор личностных характерологических качеств у врача-психотерапевта и/или практикующего клинического (медицинского) психолога.

Характеризуя используемый нами в исследовании методический инструмент, важно пояснить, что типология Майерс-Бриггс (Myers-Briggs Type Indicator - MBTI) является одним из наиболее распространенных в мире психологических типологий человеческой личности, классифицирующих психически здоровых людей. Таким образом, например, в США обсследовано более 5 миллионов человек с целью описания их типа личности в терминах управления и менеджмента, дачи научно обоснованных рекомендаций по определению профессиональной пригодности типов личности, разработке и оптимизации иерархических систем для реализации управления, внедрения новых информационных технологий и структурирования новых подходов к обучению [3]. Данная типология восходит к швейцарскому психиатру Карлу Густаву Юнгу и была впервые описана им в двадцатых годах прошлого столетия. Начиная с сороковых и к середине 1950-х годов типология, содержащая описание 16 психологических типов личностей, оформилась в самостоятельное направление исследований. В настоящее время сбором и обработкой данных по особенностям применения типологии Майерс-Бриггс занимается специальная организация -Центр по применению психологических типов (Center for Application of Psycological Type). Эта организация распространяет «Официальный Майерс-Бриггс опросник» и необходимые материалы для его официальной интерпретации, а также накапливает и публикует данные эмпирического распределения типов для широкого класса популяционных и субкультуральных категорий (полицейские, студенты высших школ и т.п.). Имеется также широкая сеть обучающих организаций, например, таких как Институт по исследованию темперамента (Temperament Research Institute), а также ряд периодических изданий: Исследовательский журнал Ассоциации психологического типирования «Журнал психологических типов», «Ежегодник психических измерений», который имеется в большинстве библиотек колледжей и университетов США, популярный журнал «Обозрение типов» под редакцией Суса-ны Сканлон и другие издания.

Однако в доступной нам зарубежной и отечественной литературе мы не нашли описания персонологических характеристик, описывающих личность врача-психотерапевта, а также особенности процесса профессиональной идентификации в данной профессиональной страте.

Психологический тип, к которому относится каждый конкретный обучающийся психотерапевт устанавливается после процедуры тестирования по результатам обработки согласно специальной методике. Данная типологическая характеристика является устойчивым состоянием. Представляется, что этот подход является принципиально важным методическим приемом. Безусловно, что снижение уровня невротизации и приобретение навыков решения личностных проблем позволяет слушателю цикла усовершенствования по специальности «психотерапия» сконструировать как свой образовательный запрос в соответствии со своими персонологическими особенностями, так и повысить эффективность дальнейшего профессионального и личностного роста. Ниже мы приводим некоторые типологические описания пер-сонологических различий и типов коррекционной работы с суицидентами, полученные нами в Новокузнецком институте усовершенствования врачей и выездных циклах обучения в гг.. Челябинск, Омск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск, Улан-Удэ, Находка путем опроса врачей-курсантов циклов усовершенствования по психотерапии.

Психотерапевт - интуитивно-

логический иррациональный экстраверт (ЕКТР) отличается, как правило, хорошими познавательными возможностями, он эрудирован, любознателен, активно интересуется современной профессиональной литературой. Обладает хорошей коммуникативной пластичностью, живой, оптимистичный, дружелюбный. Хорошо развитая интуиция помогает выбирать оптимальное решение в процессе коррекции поведения пациента. Поэтому он может найти неожиданное решение проблемы, раскрывая ее решение как бы со стороны, часто используя для этого приемы нейролингвистического программирования и гештальт-терапии. Демократически предоставляя возможности выбора терапевтических стратегий своему пациенту, нередко проявляет напористость в процессе организации поиска принципиально новых подходов решения проблемы. Вместе с тем плохо рассчитывает время и часто перегружает терапевтический процесс избыточностью методических приемов. Часто используется в процессе профессиональной идентификации личностный «миф», который последовательно доказывается, поэтому полностью бесконфликтные отношения этому типу профессионалов, удаются с трудом.

Следующий рассматриваемый тип психотерапевтов - этико-сенсорный рациональный экстраверт (ЕБР1) характеризуется окружающими активным, оптимистичным, доброжелательным человеком, внимательным и заботливым

к пациентам. Хорошо чувствует эмоциональное состояние других людей, обаятельный и располагающий к себе собеседник. Отличается независимостью суждений, настойчив и решителен в действиях, особенно в тех консультативных ситуациях, где нужно справиться с аутоагрессив-ными тенденциями пациентов при недостатке времени. Эта типологическая особенность позволяет отнести данный тип психотерапевта к одному из наиболее оптимальных для коррекционной работы с суицидентами. Вместе с тем, часто не умеет ждать, и настроен на получение немедленного результата.

Психотерапевт - этико- интуитивный рациональный экстраверт (ЕКР1) относится к одному из наиболее часто встречающихся в нашей выборке типов психотерапевтов и отличается особой эмоциональностью, тонким чувствованием настроения других людей. Развивая свои профессиональные способности такой профессионал способен выразить свои чувства, очень точно подстраиваясь к эмоциям других людей, проявляя мягкий юмор и иронию. Предусмотрителен, дальновиден, может рационально распределить психотерапевтическую стратегию во времени, построить стратегический план терапевтической интервенции и затем отстаивать его последовательность. Среди его профессиональных убеждений часто отмечается вера в возможности саногенетического мышления как базовые, не-отъемлимые от природных качеств человека, поэтому старается понять мотивы суицидального поведения и, говоря языком трансакций, зачастую отстаивает моральные позиции «наставника и воспитателя».

Разумеется, что три выше обозначенных личностных персонологий психотерапевтов находятся в ряду выявляемых шестнадцати типов организации процессов получения и переработки информации и четырех разновидностей темперамента и не описывают всех тонкостей обнаруживаемых отличий человеческого поведения в данной профессиональной страте. Поэтому нами предусматривается специальная возможность для каждого специалиста в получении дополнительной психотерапевтической консультации или личной психотерапии непосредственно у профессорско-преподавательского состава кафедры психотерапии ГИДУВа, соответственно, с соблюдением базовых принципов психотерапевтического приема, в т. ч. анонимности и конфиденциальности.

В виду того, что данная научно - исследовательская работа изучает образовательный запрос и создает возможности удовлетворения личностного образовательного запроса, возникает необходимость в правовом регулировании данного

вида обучающей деятельности, непредусмотренной действующим государственным образовательным стандартом. Основным затруднением, на наш взгляд, является отсутствие надлежащей юридической методологической и научно-практической проработанности базисных положений, определяющих также такие особенности гражданско-правового регулирования образовательных возмездных услуг по специальности «Психотерапия», как субъектный состав, объект, предмет обязательства, основания возникновения обязательств и их правомерность, понятие, общая характеристика, условия и обязанности сторон договора возмездного оказания образовательной услуги в государственном учреждении послевузовского медицинского профессионального образования.

Таким образом, выяснение образовательного запроса врачей-психотерапевтов, обучающихся на циклах усовершенствования, а также идентификация их персонологических характеристик, описывающих психологический тип, позволяет гибко уточнить учебный запрос и внести необходимые коррективы в учебно-методические разработки, а также предложить авторские программы и дополнить образовательный стандарт с учетом индивидуального образовательного запроса обучающихся психотерапевтов. Анализ имеющегося банка данных позволяет систематизировать обнаруженные типологические характеристики и дать научно обоснованные рекомендации по оптимизации образовательного процесса по специальности «Психотерапия». Разрабатываемый нами методический подход оставляет индивидуальное пространство для проявления креативности слушателей цикла усовершенствования, определяющее направление профессионального и личностного роста. Новые формы обучения и новые информационные технологии позволяют использовать описание типов личности психотерапевтов в терминах управления и менеджмента, а также дополнить таким важным научно-

УДК 616.832-004.2 : 616.89-008.441.44

методическим направлением исследования в области научной психотерапии как изучение личности психотерапевта, этой центральной фигуры в «профессии, помогающей людям».

Литература:

1. Макаров В.В. Психотерапия нового века. - М.: Академический проект, 2001. - 496 с.

2. Москвитин П.Н., Котляров Б.П., Коновалова Н.Г., Подхомутников В.М. Изучение личностно - ориентированного образовательного запроса в послевузовском медицинском профессиональном образовании: Мет. пособие. - Новокузнецк, ГИДУВ, 2002. - 14 с.

3. Москвитин П.Н. Личностно-ориентированные образовательные программы подготовки психотерапевтов практического здравоохранения // Проблемы общественного здоровья и здравоохранения: Материалы ХХХYШ научно-практической конференции. - Новокузнецк, 2003. - с. 39-43.

4. Пезешкиан Х. Позитивная психотерапия как транскультурный подход в Российской психотерапии: Дисс... докт. мед. наук. - СПб, 1998. - 87 с.

5. Семке В.Я. Клиническая персонология. - Томск: МГП «Раско», 2001. - 376 с.

PERSONALITY DIFFERENCES IN THE IDENTIFICATION OF PROFESSIONAL AND PSYCHOTHERAPY THERAPIST SUICIDE

P.N. Moskvitin

State Medical Institute, Novokuznetsk, Russia

The debate about poor lighting in the scientific work of data from the study of personality psychotherapists. Based on personal experience, the author gives descriptions of typological differences personologicheskih psychotherapist and the types of remedial work with suicide. According to the author this methodical approach leaves room for individual creativity manifestation listeners improvement cycle that determines the direction of professional and personal growth.

Keywords: psychotherapy, suicidal behavior.

МОТИВЫ СУИЦИДАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ФАКТОРЫ АНТИСУИЦИДАЛЬНОГО БАРЬЕРА У БОЛЬНЫХ РАССЕЯННЫМ СКЛЕРОЗОМ

П. Б. Зотов, Н.И. Куценко

Тюменская государственная медицинская академия Тюменская областная клиническая психиатрическая больница

Контактная информация: Зотов Павел Борисович, тел.: (3452) 73-27-45, e-mail: [email protected]

Обследовано 154 больных рассеянным склерозом с суицидальным поведением: группа сравнения - n=60. Показано,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.