РАЗДЕЛ II ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
УДК 37.02+378
Стародубцев Вячеслав Алексеевич
Доктор педагогических наук, профессор кафедры общей физики Физико-технического института Национального исследовательского Томского политехнического университета, [email protected], Томск
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СФЕРЫ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: ВЗАИМОСВЯЗЬ С КОМПЕТЕНЦИЯМИ
Starodubtsev Vyacheslav Alekseevich
Doct. ped. sci., professor of general physics chair Tomsk polytechnic university, starslava@ mail.ru, Tomsk
THE PERSONAL LEARNING SPHERE IN POSTINDUSTRIAL COMMUNITY: ITS RELATION WITH THE COMPETENCY
Необходимость перехода на концепцию образования в течение всей жизни (lifelong learning) и в объеме жизни (lifewide learning) признается в системе образования России и других стран, и реализуется в настоящее время путем постдипломного повышения квалификации и переподготовки кадров в государственных и негосударственных сертифицированных образовательных учреждениях.
Как отмечено в работе [1], постдипломное образование призвано способствовать обеспечению эффективной, свободно избранной занятости граждан, удовлетворению потребностей в обучении и повышении роста профессионального мастерства, усилению конкурентоспособности кадров в условиях рыночной экономики, их профессиональной мобильности и социальной защищенности. Важно, чтобы в динамично меняющемся мире, человек имел возможность в разные периоды своей жизни, при изменении условий выбрать ту форму образования, которая в данный момент наиболее полно отвечает его возможностям и интересам [2, с. 40].
Закономерно возникает вопрос о механизмах реализации данных функций в формирующемся информационном обществе, отличительными чертами которого являются:
- значительное превышение периода биологического обновления над периодом обновления информации;
- превышение общего объема внешней по отношению к человеку информации объема информации, имеющейся в генетическом аппарате Homo Sapiens;
- стремительное развитие современных средств межличностной коммуникации (блогов, твиттеров, вики-сайтов);
- самоорганизация социальных информационно-коммуникационных сетей и сообществ регионального и глобального уровней (Facebook, Ning, OpenClass, Campus. EleramingRus.Ning, Мой мир и др.);
- создание в Интернет сайтов-репозитариев и сервисов хранения во всемирной сети всех материалов, ранее сохраняемых на персональных компьютерах (Flickr, SlideShare, Yoo Tube, DocsGoogle , ThinkFree Online и др.).
Прежде всего, постдипломное образование может быть продолжено в официально утвержденном порядке в центрах и институтах дистанционного образования, в том числе с возможностью его получения по мест}7 проживают конкретного человека с помощью ДОТ - дистанционных образовательных технологий. Здесь все большее значение приобретает переход от национальных систем управления, аккредитации и лицензирования образовательных учреждений высшего образования к системе аккредитации и сертификации кредитно-модульных образовательных программ, подлежащих взаимозачету по международным соглашениям (Вашингтонский протокол, Болонское соглашение и другие).
Помимо этого, с развитием информационного общества возрастают возможности для постоянного самообразования в таких областях, которые Меморандум непрерывного образования Европейского Союза [3] и Национальный доклад Российской Федерации ЮНЕСКО [4] относят к неформальному и информальному образованию. Как отмечено в [5J, в информационном обществе неформальное образование становится ведущим. По данным Д. Кроса, в настоящее время только 15-20% приобретенных знаний успешных предпринимателей получены из формальных источников, а остальные 85-80% - из источников неформального характера.
Появление блогосферы и самоорганизация социальных сетей благоприятствуют развитию процессов неформального и информального образования, и в определенной мере компенсирует недостаточность Интернет в области эмоционально-эстетической, этической и социально-мировоззренческой составляющих гуманитарной культуры. В тоже время следует отметить и то, что составляющие естественнонаучной культуры, распределенные в блогосфере, не всегда достоверны, фрагментарны и не дает систему научных знаний. Эти особенности превращают пользователя всемирной «паутины» в самостоятельного субъекта познавательной деятельности, который должен уметь извлекать из разрозненных источников информации, предлагающих не обязательно согласующиеся друг с другом сведения, персонифицированное знание. В перспективе личные базы данных и знаний членов информационного общества все больше будут перемещаться в Интернет, а реальный персональный компьютер будет вытесняться виртуальным (сетевым), для связи с которым будет достаточен нетбук или мобильный коммуникатор.
В этой связи в работах зарубежных и отечественных ученых (Г. Аттвел, Д. Венмот, Г. Дэйвис, Дж. Хайберт, С. Файдлер, Н. Ю. Гончарова, Е. Д. Па-таракин, А. И. Тимошенко, Б. Б. Ярмахов,) ставится проблема формиро-
вания сетевого образовательного окружения (online learning environment, OLE), виртуальной образовательной среды (vitual learning environment, VLE), персональных образовательных пространств (personal learning space, PLS), персональных образовательных сред (personal learning environment, PLE), реализуемых сервисами Web 2.0 Интернет.
Однако, эта проблема преимущественно рассматривается с точки зрения создания технической базы электронного обучения (e-learning). По нашему убеждению, более адекватным средством и средой непрерывного послевузовского повышения квалификации специалистов должна стать персональная образовательная сфера (далее в тексте ПОС), интегрирующая возможности как формального повышения квалификации (дополнительного профессионального образования), так и неформального самообразования, опосредованного современными информационно-коммуникационными технологиями и реализуемого на основе компетентностного подхода.
Под персональной образовательной сферой человека мы понимаем часть глобального информационного образовательного пространства, используемую и создаваемую субъектом деятельности в нем на основе доступных средств коммуникации по индивидуальным потребностям и возможностям для обеспечения двойственного характера жизнедеятельности - реализации своей личности в избранной профессии и непрерывного самообразования в течение жизни. Как социотехническая система ПОС не ограничивается набором средств e-learning для реализации учебного процесса (формального и неформального), но включает также взаимодействия в рамках сетевых сообществ различного культурного и профессионального планов (т. е. социальные связи и отношения, ценностные и этические приоритеты и т. д.).
В обосновании этого подхода мы опираемся на следующие положения гуманистической психологии, выделенные К. Роджерсом [2, с. 17]:
- человек находится в центре постоянно меняющегося мира, и для каждого индивида значим собственный мир восприятия окружающей действительности;
- человек воспринимает окружающую действительность сквозь призму собственного отношения и понимания;
- человек стремится к самопознанию и самореализации; он обладает внутренней потребностью к самосовершенствованию;
- взаимопонимание, столь необходимое для развития личности, может достигаться только в результате общения;
- самосовершенствование, развитие происходят на основе взаимодействия со средой, с другими людьми. Внешняя оценка достигается в результате прямых и скрытых (опосредованных) контактов.
Как отмечено в [6], для организации отношений, поведения, овладением знанием, для управления внешней деятельностью в целом, в психологическом пространстве внутреннего мира человека формируются персональные модели-композиции. Их назначение - адаптация к внешнему миру, постижение его законов и правил, проигрывание в виртуальном мире мышления
различных вариантов событий, чтобы успешно действовать в зависимости от изменяющейся ситуации. На основе персональных моделей-композиций организуется персональное пространство знаний, именно они выполняют психологические функции понимания, прогнозирования, регулирования, ориентирования, представления, запоминания, эвристическую и творческую функцию.
Персональным внутренним моделям (методам) познания новых ситуаций, объектов, явлений и процессов, должна соответствовать адекватная внешняя персональная среда действий индивида в информационном обществе - персональная образовательная сфера.
Программно-технические средства, имеющиеся в Интернет и, в частности, сервисы Веб 2.0, как и другие универсальные средства обучения, сами по себе не создают персональной образовательной сферы, они нейтральны по отношению ко всем пользователям. Каждый из пользователей по своим предпочтениям и возможностям осваивает их, выстраивая свою индивидуальную конструкцию ПОС. Естественно, ПОС сначала формируется по большей части случайным образом, вне какой-либо системы, и только через некоторое время, когда у пользователя набирается достаточно большое количество инструментов, встает проблема упорядочения и систематизации в их применении. Иными словами возникает необходимость развития инфор-мационно-коммуникационной (ИК) компетенции.
По нашему мнению, цель дополнительного профессионального образования педагога в области развития ИК компетенции состоит в информировании обучаемых о возможностях, достоинствах и ограничениях широкого спектра сервисов Интернет, а также в помощи в построении рациональной структуры и состава ПОС, включающей средства, необходимые и достаточные для профессиональной деятельности преподавателя и для самообразования.
Таким образом, развитие ИК компетенции и формирование ПОС оказываются взаимообусловленными и взаимосвязанными: без базового уровня ИК компетенции нет возможности в рациональном построении ПОС, и, в свою очередь, только с помощью информационно-коммуникационной среды ПОС возможно освоение все более высоких уровней ИК компетенции (развитие компетенций тесно связано с развитием личностного опыта деятельности в той или иной среде).
По логике действия обратной связи, деятельность в ПОС, в силу единства внешнего и внутреннего планов психики, будет модифицировать, развивать персональные модели-композиции личности. Тем самым, в перспективе, ПОС может выступать в качестве средства и гуманитарной среды развития комплекса личностных субкультур, которые сегодня принято называть компетенциями.
Констатируя широкий разброс в классификациях компетенций (известные работы В. И. Байденко, В. А. Болотова, А. А. Дульзона, Н. В. Кузьминой, Г. М. Жураковского, И. А. Зимней, А. К. Маркова, Л. М. Митиной,
Ю. Г. Татура, Ю. В. Фролова и Д. А. Махотина В. Д. Шадрикова, Ж. Делора, Р. Уайта, Д. Хаймса и др.), можно высказать мнение о возможности как детализации компетенций (их «атомизации»), так и введения интегральных, ведущих компетенций, в характеристике которых необходимо использовать составляющие других, обсуждаемых в отечественной литературе компетенций. Здесь мы выделяем то обстоятельство, что все компетенции в той или иной мере являются производными личности их носителя (и это основа понимания смысла компетенции), поэтому они объективно взаимосвязаны и/или скоррелированы. Как отмечает И. А. Зимняя, все компетентности социальны в широком смысле этого слова, ибо они вырабатываются, формируются в социуме. Они социальны по своему содержанию, они и проявляются в этом социуме. Обобщая, можно постулировать принцип единства и взаимосвязи компетенций как отражения установленного в психологии закона единства личности и деятельности (проявления личности в жизнедеятельности). При этом интегральные ведущие компетенции рассматриваются нами в качестве отдельных субкультур личности.
Принцип единства и взаимосвязи компетенций позволяет систематизировать и объективизировать правило описания обобщающей группы в виде ведущей компетенции. В качестве образной модели можно предложить образ «глобуса» компетенций, разделенного на отдельные меридиональные плоскости. Каждая из таких плоскостей содержит характеристики-описания отдельной компетенции, и все вместе они исчерпывающим образом описывают личность носителя компетенций.
Таким путем можно сформулировать идеальную модель компетенций, с которой затем сравнивать реально сформированную сферу (достигнутую субъектом образовательного процесса). Кроме того, можно алгоритмизировать процесс формулирования описания ведущей компетенции. С этой целью, в зависимости от области профессиональной подготовки, выбирается наиболее близкая компетенция-плоскость, на которую «проектируются» остальные. В процессе соотнесения (проекции) выделяются те отдельные характеристики сопутствующих компетенций, которые необходимо должны проявиться в ведущей.
В этом контексте выделяется двойственная социальная роль профессионального педагога как поставщика и, одновременно, потребителя образовательных услуг. От сформированности его ИК компетенции будет зависеть успешность работы педагога в сфере социализации, образования и воспитания членов нового общества, основанного на инновациях и наукоемких технологиях.
По нашему мнению, как интегральный конструкт она включает следующие «проекции» компетенций и демонстрируемые качества личности:
- Медиакультурную - понимание возможностей манипулирования сознанием в массовой культуре (кино, радио, телевидение, стрит-реклама, Интернет). Способность критического анализа материалов масс-медиа, практика использования компьютерных инструментов для создания муль-
тимедийного контента. Знание психолого-физиологических основ восприятия и воздействия аудиовизуальной информации на человека.
- Коммуникативную - владение приемами письменного и устного делового общения, опосредованного Интернет, кросскультурное иноязычное общение в глобальной сети, навыки презентации и самопрезентации в информационной среде, способность работать в команде, открывать доступ к своим информационным материалам, умение использовать различные способы и технические средства коммуникации без потери смысла сообщения.
- Информационную - владение методами поиска, критической оценки, структурирования, извлечения ключевых фрагментов из больших массивов информации, способность преобразования в другую форму и сохранения информации; способность систематизировать и предъявлять информацию в мультимедийном формате.
- Гностическую - готовность участвовать в сетевых (распределенных) проектах, умение использовать компьютерные вычисления и моделирование, графическую и статистическую обработку результатов экспериментов, организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их, принимать решения на их основе.
- Аксиологическую - понимание миссии системы образования в современном обществе, роли глобальной информационной сети, приверженность этическим нормам в актах коммуникации, способность понимать социальные аспекты информатизации общества.
- Социального взаимодействия - способность бесконфликтного и эффективного сотрудничества с партнерами в сети, уважение альтернативных точек зрения, открытость в общении, выбор адекватных форм организации досуга и развлечений в информационной среде.
- Аутопсихологическую - способность управления эмоциями, адекватное реагирование на изменяющиеся условия и возможности межличностных и групповых коммуникаций, владение навыками целенаправленной деятельности в информационно насыщенной среде, устойчивость к стрессам, готовность к критической самооценке и принятию ответственных решений.
- Личностного развития (акмеологическую) - способность организовать личное непрерывное повышение квалификации и культурного уровня с помощью сетевых взаимодействий, создавать личное информационное пространство, планировать этапы своей карьеры, готовность отстаивать свою точку зрения в контактном и дистанционном взаимодействии.
Представленный способ «выборки» описывает компетенции в широком контексте. Что касается развития ИК компетенции по ступеням её приобретения (восхождения), то в развитие многоуровневой схемы формирования ИК компетенции [7] предлагается следующая процессуальная модель (рисунок). В ней базовый уровень определяет исходную компьютерную грамотность и умение использовать простые текстовые и графические средства для создания учебных материалов. Профессионально углубленный уровень
должен позволять использовать более мощные средства ИКТ в области профессиональной деятельности. Уровень тьютора расширяет возможности использования ИКТ в организационно-методической работе и в управлении образовательным учреждением. На корпоративном уровне преподаватель должен демонстрировать владение приемами сетевого взаимодействия для организации научно-исследовательской работы.
Дополнительное профессиональное, синхронное, групповое образование
Базовый
Уровень 1 {пользователь)
Углубленный Уровень 2 (консультант)
Расширенный I Уровень 3 fтьютор)
Корпоративный Уровень 4 (исследователь)
Перспективный \ Уровень 5 (эксперт)
Неформальное, асинхронное, индивидуальное образование
Уровневая организация дополнительного профессионального образования на компетентностной основе
Наконец, на перспективном уровне эксперта педагог должен проявлять способность организовывать собственную социальную сеть как для реализации функции поставщика образовательных услуг (обмена опытом с коллегами и организации совместной деятельности с учениками), так и для потребления услуг, предлагаемых коллегами в рамках созданного сообщества. Предлагаемая процессуальная модель позволяет педагогу конструировать свою долговременную траекторию развития компетенций и постоянно расширять свою персональную образовательную сферу. При этом асинхронные способы продолжения образования в межкурсовом периоде (пунктирные линии на рисунке) могут поддерживаться учреждениями дополнительного профессионального образования по индивидуальному соглашению.
Практическое осуществление обсуждаемых выше положений требует совмещения в ПОС преподавателя программно-технических возможностей порталов образовательных учреждений и сетевых сервисов Интернет-2. Первая составляющая регламентируется концепциями развития информационно-образовательной среды конкретных вузов, и она может варьироваться в широких пределах. В зависимости от этого, персональный сайт преподавателя (часть его ПОС) может содержать как минимальный объем сведений о биографии, научных и общественных достижениях преподавателя, его учебных поручениях, так и более развернутый контекст учебно-методических комплексов преподаваемых дисциплин. Вторая составляющая ПОС преподавателя зависит от его ИК компетенции. Так, например, с помощью программных средств социальной сети Ning (США) Steve Hargadon создал образовательное сообщество Education.ning.com (более 7000 членов), а Елена Тихомирова организовала в нашей стране ассоциацию преподавателей
дистанционного обучения Elearningrus.ning.com (более 1000 преподавателей и других профессионалов в данной области).
В заключение отметим, что дуальный характер жизнедеятельности педагога (преподавателя) выделяет его в обществе (социуме) как провозвестника личности будущей информационной цивилизации. Преподаватель университета или учитель общеобразовательной средней школы становится прообразом личности, интегрирующей в себе социальные роли как поставщика дисциплинарных знаний, организатора и фасилитатора познавательной активности учащихся, руководителя совместной проектной деятельности, так и потребителя профессионально значимой и культурологической информации, гарантирующей развитие личности и активное взаимодействие с профессиональным сообществом.
Двойственная природа жизнедеятельности преподавателя может быть реализована с помощью персональной образовательной сферы, формируемой самим преподавателем средствами информационно-коммуникационных технологий и эволюционирующей по мере его развития как профессионала и личности. В широком понимании миссия персональной образовательной сферы - быть средством и средой адаптации к стремительному росту потоков информации в постиндустриальном обществе. В отношении места ПОС в глобальном информационном пространстве, по нашему мнению, её роль аналогична роли нейрона в нервной системе живых организмов. Как известно, нейроны являются специализированными клетками, способными принимать, обрабатывать, хранить и передавать информацию, а также в своем развитии устанавливать контакты с другими нейронами или клетками организма. Очевидно, что речь идет не о морфологической, а о функциональной аналогии, уже используемой в попытках создания искусственного интеллекта. Самоорганизующаяся «нейронная» сеть персональных образовательных сфер членов информационного общества станет важной составляющей ноосферы будущего.
Библиографический список
1. Андреев, А. А. Роль преподавателя в среде eLearning URL: http://blogs.mail. ru/mail/andreev а_а/23А5СА1 A5D20367A.html
2. Белозеров, С. М. Об естественном обучении [Текст]/ С. М. Белозеров. // Образовательные технологии. - 2009. - № 3. - С. 30-45.
3. Гончарова, Н. Ю. Информационно-коммуникационная компетентность педагога как интегративный показатель профессионализма в современных условиях [Текст]/ Н. Ю. Гочарова, А. И. Тимошенко // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 3. - С. 75-84.
4. Ломакина, Т. Ю. Концепция непрерывного профессионального образования. [Текст]/ Т. Ю. Ломакина. - М.: ИТИП РАО, 2005. - С. 33-35.
5. Моисеева, М. В. Интернет обучение: технология педагогического дизайна [Текст]/М. В. Моисеева, Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. И. Нежурина. - М.: Камерон, 2004. - 216 с.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ...
6. Развитие и состояние дел в области образования взрослых. Национальный доклад Российской Федерации. иРХ: http://www.unesco.org/fileadmin/MULTIME-01А/Ш8Т1ТиТЕ8/и1Ь/сопАп1еа/рёГ/МаИопа1_Керог15/Еигоре%20-%20КогЙ1%20 Aшerica/Russian_Federation.pdf
7. Чиркунов, О. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза (изложение) иЯЕ: http://www.znanie.org/jornal/n2_01/mem_nepr_obraz.html
УДК 372.016:51+378
Хохлова Елена Николаевна
Старший преподаватель кафедры Высшей математики Новосибирской государственной академии водного транспорта, [email protected], Новосибирск
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НГАВТ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Khokhlova Elena Nikolaevna
Senior lecturer of the Chair of Higher Mathematics at the Novosibirsk State Academy of Water Transport, [email protected], Novosibirsk
PERFECTING OF HIGHER MATHEMATICS TEACHING TO NSAWT STUDENTS BASED ON INTERACTIVE TRAINING
PACKAGE
Ещё в 60-е годы прошлого века, на заре развития информационных технологий, стали разрабатываться теории о создании и использовании компьютерных программ в обучении. Однако тогда массовое внедрение этих технологий в процесс обучения было невозможно. Бурное развитие информационных технологий в последние годы открыло новые возможности применения ЭВМ в процессе обучения. В настоящее время персональные компьютеры есть практически в каждой семье, а также идёт процесс по оснащению новейшей компьютерной техникой и программным обеспечением не только школ, а даже детских садов. Поэтому у сегодняшних выпускников школ наблюдается повышение уровня компьютерной культуры, по сравнению с выпускниками школ прошлых лет.
Современное общество предъявляет высокие требования к уровню подготовки выпускников вузов. Учитывая потребность всех наук в элементах математической культуры, совершенно очевидна возрастающая роль математических методов во всех исследованиях и в процессе обучения студентов всех уровней. Традиционно математика является дисциплиной повышенной сложности как для учащихся школ, так и для студентов вузов. Стоит учесть