Научная статья на тему 'Самоорганизация в информационной образовательной среде'

Самоорганизация в информационной образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
422
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / КОННЕКТИВИЗМ / ПЕРСОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стародубцев Вячеслав Алексеевич

Эволюция процесса образования рассматривается в статье с точки зрения его соотнесения с изменением парадигм естествознания. Класс но-урочная организация учебного процесса сопоставлена классическому естествознанию, личностно ориентированные модели отвечают неклассическому естествознанию, учитывающему вероятностный характер предсказываемых результатов. В состоянии формирования находится организационная модель совмещения неклассического (субъект-центрированного) подхода с глобальной информационной средой постиндустриального общества, стимулирующей процессы самоорганизации в неформальном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стародубцев Вячеслав Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самоорганизация в информационной образовательной среде»

РАЗДЕЛ II ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

УДК 37.02+378

Стародубцев Вячеслав Алексеевич

Доктор педагогических наук, профессор кафедры инженерной педагогики Национального исследовательского Томского политехнического университета, 81аг$1ауа@ mail.ru, Томск

САМООРГАНИЗАЦИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Starodubtsev Vyacheslav Alekseevich

Doc. ped. sci., professor of engineering pedagogic chair Tomsk polytechnic university, [email protected], Tomsk

SELF-ORGANIZATION IN THE INFORMATIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT

В развитии естественных наук принято выделять классический, неклассический (квантовый) и постнеклассический (синергетический) периоды [1]. Аналогичной периодизации в области гуманитарных наук не предложено. Учитывая взаимную дополнительность естественнонаучной и гуманитарной культур, процесс образования можно рассмотреть с точки зрения его сопоставления с парадигмами естествознания.

Классическому естествознанию, основанному на объективизации результатов эксперимента, на возможности направленного изменения свойств отдельных объектов материального мира внешними воздействиями на него, можно, по нашему мнению, сопоставить классическую модель организации процесса образования - классно-урочная система в средней школе и лекционно-семинарская в высшей. Учащийся здесь рассматривается, в основном, как объект для заранее планируемых действий педагога (обучающих, развивающих, воспитывающих). Процесс локализован в физическом пространстве аудиторий (классов), выдерживается постоянство состава групп учащихся и педагогов, накладываются временные рамки процесса (четверть, семестр, учебный год). Информационная поддержка процесса образования создается печатными изданиями учебников, учебнометодических, научно-познавательных и других материалов, учебноисследовательская деятельность происходит в лабораториях и специализированных классах образовательных учреждений. Результаты процесса

обучения выражаются в критериальной оценки их соответствия внешним эталонам - образовательным стандартам. Неявно полагается детерминированность результата образования - массовое соответствие принятым общественным нормам и образовательным стандартам.

Неклассическому естествознанию, учитывающему дуализм дополнительных свойств исследуемых объектов и вероятностный характер предсказываемых результатов, можно сопоставить педагогические подходы лич-ностно ориентированного построения образовательного процесса. Учащийся признается субъектом педагогического взаимодействия, обладающим спектром индивидуальных качеств, а также имеющим некоторые степени свободы (в частности, выбора профиля обучения в старшей школе или направления магистратуры после окончания бакалавриата). Под содержанием образования понимается система не только научных знаний, практических умений и навыков, но также мировоззренческих и нравственно-этических идей, которыми должны овладеть учащиеся в процессе обучения и воспитания. При этом личностно ориентированное содержание образования имеет целью развитие целостного человека как субъекта культуры, его природных задатков, социальных свойств. Исключаются методы психологического давления на ученика, активизируется практика включения личности ученика в ситуацию выбора и самостоятельного принятия решений, развиваются способы вариативного прохождения образовательной траектории. Принимается вероятностный характер процесса образования и допускается вариативность результатов процесса как следствие дифференцированного и индивидуализированного педагогического взаимодействия, например, в случае организации в вузах отделений элитного образования. При этом сохраняются формальные рамки пространственных, временных, групповых и критериальных ограничений классической модели.

Концептуальной основой постнеклассической науки является синергетика (от греческого «синергена» - содействие, сотрудничество). Название акцентирует важность согласованности взаимодействия частей при образовании структуры как единого целого. В постнеклассической парадигме любое явление понимается как момент эволюции, как процесс движения по полю развития. В той или иной форме вводится принцип нелокальности (дальнодействия, коррелированности на расстоянии). Нелинейность означает несохранение аддитивности в процессе развития систем, неустойчивость означает несохранение «близости» состояний системы в процессе ее эволюции. Открытость означает признание обмена системы веществом, энергией, информацией с окружающей средой.

Нормативно определенного процесса образования, адекватного постнеклас-сическому этапу развития науки, по нашему мнению, еще нет. Остаются значимыми задачи развития личности, однако традиционная ориентация системы образования на формирование всесторонне развитой личности сменяется более прагматичным целеполаганием. Оно направлено на формирование профессиональной, методологической, информационной компетенций, позволяющих

творчески и критически мыслить, быстро адаптироваться к новым социальным условиям, самообразовываться и саморазвиваться, оперировать растущими объемами научной, технологической, экономической информации и принимать ответственные решения. В состоянии формирования находится организационная модель совмещения неклассического (субъект-центрированного) подхода и новой информационной среды постиндустриального общества, воплощаемой средствами масс-медиа и глобальной сети Интернет.

Трендом развития постиндустриального общества становится перенос индивидуальной активности в Интернет: профессиональная деятельность, опосредованная дистанционными технологиями; развитие социальных сетей-сообществ, персональных сайтов, блогов, твиттеров; просмотр новостей, кинофильмов, концертов, собраний, публикаций научных, просветительских, художественных изданий и др. В этом контексте можно выявить некоторые характеристики современного процесса образования, которые определяют инновационный потенциал его будущего развития.

Прежде всего, это признание принципиальной незавершенности процесса образования, выраженное в концепции непрерывного образования в течение жизни (lifelong learning). В целом, снимаются ограничения по времени и месту, количеству участников, остается нормативный срок обучения в рамках формального образования. «Меморандум непрерывного образования» Европейского Союза [2] кроме формального образования (завершающегося получением диплома установленного образца) и неформального (не сопровождающегося выдачей документа, происходящего в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером), рассматривает также информальное образование. Его определяют как индивидуальную познавательную деятельность, сопровождающую нашу повседневную жизнь и не обязательно носящую целенаправленный характер. Информальное образование не требует руководства со стороны учителя или преподавателя. Информальное и неформальное обучение непосредственно отражает и удовлетворяет личностные потребности и запросы индивидуума, мобилизуя тем самым его естественную способность к самосовершенствованию, к духовному внутреннему росту [3]. Как сопутствующая компонента неформальное образование присутствует также в классическом и неклассическом образовательном процессе. В последние годы в Интернет появились многочисленные предложения услуг неформального образования как виртуальных учреждений, в названии которых используется слово «университет» [4], так и индивидуальных «коучей» [5].

Если формальное образование в настоящее время преимущественно протекает в реальном пространстве аудиторий и лабораторий, то неформальное носит характер открытого информационного обмена субъекта образования с его окружением, как правило, в виртуальном пространстве Интернет. При этом и формальное образование обогащается за счет дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Таким образом формируется комплексная

среда - реальная и виртуальная, в которой происходит процесс современного образования.

В последние годы появились данные о преобладающей роли неформального образования в карьере успешных специалистов и предпринимателей, так называемое «правило 80%» [6]. Для современного неформального и, отчасти, формального образования характерна многофакторность и нелинейность информационного обмена: удаленное общение с экспертами дает больший результат, чем с локальным (по месту учебы или работы) окружением.

Делокализация, пространственная распределенность процесса образования как процесса приобретения компетенций становится реальным фактором. Овладение компетенциями интегрирует обучающую и развивающую стороны процесса образования, поскольку компетенции рассматриваются в связи с развитием и воспитанием личности [7]. Увеличивается степень свободы образовательных учреждений высшей школы в плане определения вариативной части образовательных программ подготовки бакалавров и магистров. Развивается процесс индивидуализации образования за счет мобильности учащихся в высшей школе - есть возможность стажировок и перехода студента из одного образовательного учреждения в другое на основе кредитной диагностики результатов предыдущего обучения. Тем самым снимаются, в принципе, ограничения классической модели на состав преподавателей и соучащихся. Кредитная система диагностики результата обучения остается необходимым фактором мобильного, но формального образования. В силу открытости и корреляции образовательной деятельности индивида с деятельностью других соучастников, объективно возникает такая кооперативность процесса образования, которой ранее не существовало.

Появление многих связей между агентами (акторами) процесса образования переводит его в режим динамической системы, в которой состояния элементов зависят (и оказывают влияние) друг от друга. Соответственно, результат образовательного процесса индивида (в профессиональном и личностном планах) становится нелинейно зависящим от образовательного уровня выделенных членов общества. Такие личности, добровольно участвующие в жизнедеятельности многих других, играют роль аттракторов в блогосфере Интернета, притягивающих центров общения и неформального образования. Причинно-следственная связь в классической модели иная - образовательный уровень общества определялся линейной комбинацией и усреднением образовательных цензов населения.

В отличие от потоков энергии и вещества, проходящих через организм человека и частично поглощаемых (усваиваемых), поток информации сохраняется неизменным. От того, что кто-то просмотрит фильм, или прочтет книгу, или воспользуется другим источником информации, ее содержание в источнике не исчезнет [8]. С этой точки зрения Интернет можно считать воспроизводимым информационным ресурсом. Здесь мы имеем дело не с поглощением потока информации, а его индивидуально выбранным считыванием, с возможными ошибками преобразования в личностные коды. При

этом выбирается информация, актуальная для данного времени и контекста деятельности потребителя.

В живой природе можно найти подходящий случаю аналог процесса. Как известно генетическая информация сохраняется в молекулярных структурах ДНК и передается в процессе ее «считывания» молекулам РНК. В свою очередь РНК подвергается альтернативному сплайсингу (выборочному удалению некоторых фрагментов) так, что дальнейшему использованию подлежит только актуальная для жизнедеятельности клетки информация. В рамках такой аналогии Интернет можно считать ведущим информационным генофондом человеческого общества, особенно если учесть, что печатные и аудиовизуальные источники информации все больше переводятся в цифровую форму и размещаются во всемирной сети.

Тем не менее, процесс обучения и, тем более, образования нельзя сводить к выборочному копированию информации, поскольку при осознанном преобразовании происходит упорядочение содержания информации, ее структурирование, концентрация. Ценность «отфильтрованной» индивидуальным сознанием информации возрастает как для самого индивида, так и для общества в целом (в силу кооперативности процесса образования в течение жизни). Обращение к блогам экспертов, не обязательно нормативно признанных (удостоенных степеней и званий), кратно сокращает самостоятельный поиск «рассеянной» по всему Интернет информации, полезной для пользователя (например, преподавателя). При чрезвычайно высоком темпе обновления информации с современном мире постоянная обновляемость знаний становится необходимой чертой процесса образования. На смену статичным библиотекам и файлам приходят динамичные потоки информации.

Открытость, нелинейность коммуникаций, поток информации, проходящий через сознание - такие характеристики процесса образования приближают его к диссипативным системам, в которых может возникать самоорганизация, порядок из неупорядоченности, хаоса [9]. Самоорганизация требует коопреративности взаимодействий в распределенной системе, поэтому возникает вопрос о возможных механизмах осуществления распределенных взаимодействий в современной информационной среде, способной поддерживать образовательный процесс на протяжении жизни членов постиндустриального общества. Новые условия, в том числе появление в Интернет сервисов социальных медиа, средств коммуникаций и хранения информации, позволяющих пользователям участвовать в создании информационного контента [10], требуют поиска адекватных средств (инструментов) и технологий процесса образования.

По нашему убеждению, таким механизмом должна стать персональная образовательная сфера [7, с. 11]. Под персональной образовательной сферой педагога (ПОС) мы понимаем часть глобального информационного образовательного пространства, используемую и создаваемую субъектом деятельности в нем на основе доступных средств коммуникации по индивидуальным потребностям и возможностям для обеспечения двойственно-

го характера жизнедеятельности - реализации своей личности в профессии педагога и непрерывного самообразования в течение жизни. Состав средств web 2. О, из которых преподаватель может создавать свою ПО С приведен в работах [12; 13]. Как социотехническая система ПОС не ограничивается набором средств e-leaming для реализации учебного процесса, но включает также взаимодействия в рамках сетевых сообществ различного культурного и профессионального планов (т. е. социальные связи и отношения, ценностные и этические приоритеты и т. д.) [7, с. 11].

ПОС в явном виде является индивидуальной системой средств коммуникации и обучения/самообразования, с открытой архитектурой, позволяющей ей развиваться, увеличивать количественный и качественный состав элементов («личных кирпичиков» по выражению Е. Патаракина [12]). Цель развития ПОС определяется в большей мере внутренней мотивацией, чем внешними стандартами. Это соответствует стремлению личности к реализации своего человеческого потенциала как профессионала и члена общества. Однако, индивидуализированный, личностно значимый процесс образования в течение жизни должен быть технически, ресурсно и информационно поддержанным извне, со стороны постиндустриального общества и государства.

ПОС адекватна концепции коннективизма в образовании, наиболее близко подошедшей к постнеклассической парадигме естествознания. Коннек-тивизм в информатике основывается на теориях нейронных сетей, хаоса, сложноорганизованных систем. Используя положения теории коннективизма, Дж. Сименс, а также С. Доунс, показывают [14; 15], что акты индивидуального обучения в современном процессе образования заключаются в создании и использовании внешней сети узлов - источников информации и знаний. Узлами могут быть люди, организации, библиотеки, веб-сайты, книги, журналы, базы данных, или любой другой источник информации. Мысли, чувства, отношения с другими людьми, новые данные также становятся узлами. Совокупность связанных узлов является сетью. Узлы сети характеризуются определенной автономией, они могут существовать внутри сети, даже будучи тесно связанными с другими узлами [14]. Важно отметить, что исходной базой для теории коннективизма в образовании является личность. Личное знание (в первую очередь экспертов) поддерживает развитие сети, и через развитие сети - образование отдельных участников. Как отмечает С. Доунс, [15], общение в эпоху веб 2. О и становления социальных медиа состоит не только из слов, но и изображений, мультимедиа и многого другого. Это обеспечивает богатое разнообразие динамичных и взаимосвязанных ресурсов, которые создаются не только экспертами, но и всеми членами сообщества, включая учащихся. Новые педагогические условия, в которых происходит обучение, становятся контекстом, в котором развиваются компетенции, при этом знания, интерактивные учебные материалы и межличностные коммуникации в Интернет становятся учебными средствами, при помощи которых осуществляется формальный и внефор-мальный образовательный процесс.

С этой точки зрения образовательные сети, формируемые с помощью ПОС, можно рассматривать как внешние структуры, которые индивид постоянно создает и развивает в информационно насыщенной среде с тем, чтобы идти в ногу со временем, постоянно приобретать опыт, подключать и создавать новые знания. В настоящее время способность расширять свою ПОС становится важнее сохранения ресурса ранее накопленных знаний. На основе единства деятельности и личности образовательные сети могут рассматриваться и как внутренние структуры, которые существуют в нашем сознании и которые находятся в постоянном процессе развития понимания объектов познания.

Создание блога или сайта в Интернет, как организационного центра его ПОС, превращает преподавателя в неповторимое действующее лицо, выделенное в общей информационной среде и снижающее ее виртуальность. Использование систем управления обучением, в особенности - инструментов проведения вебинаров (сетевых семинаров, лекций, практических занятий), в ПОС преподавателя позволяет ему реализовать функции поставщика как формальных (в рамках официально утвержденных образовательных программ образовательного учреждения), так и неформальных (добровольно предоставляемых обществу) образовательных услуг. За счет «живых» (оп Нпе) аудиовизуальных коммуникаций преподавателя со студентами уменьшается виртуализация сетевого процесса образования. Совместная сетевая учебная деятельность имеет и воспитывающий эффект. Участие в сетевом сообществе (тем более - создание своего сообщества в Интернет) реализует функцию социализации (консолидации) ПОС, нацеленную на обмен мнениями со многими потенциальными единомышленниками и антагонистами, позволяющую выработать гражданскую позицию не только по профессиональным проблемам, но и в более широком общественном контексте.

В этой связи дискуссионным является вопрос о возможности использования в виртуальной учебной среде экранных дикторов, озвучивающий вместо преподавателя тексты учебных пособий на различных языках, анимированных изображений преподавателя (его «аватаров»), а в формальном образовании - роботов, внешне копирующих своего создателя или его коллегу-преподавателя. Имеется прецедент создания в лаборатории X. Ишигуро автоматизированного клона, прототипом которого является датский профессор Хенрик Шарф [16]. По нашему мнению, личность живого преподавателя не смогут заменить аватары-энциклопедии ни в реальной жизни, ни в киберпространстве. Знание без воспитания - меч в руках сумасшедшего, свидетельствует пословица. Необходимой частью процесса сетевого процесса образования должны быть социальные коммуникации людей, роль социальных сетей необходимо будет возрастать в будущем, они должны реализовывать не только обучающую, но и культурологическую, воспитывающую функцию.

Таким образом, в рамках современного процесса образования, Интернет играет роль открытой динамичной учебно-познавательной среды, в кото-

рой самоорганизуются сетевые социальные сообщества, а персональные образовательные сферы используются в качестве индивидуальных средств обучения во взаимодействии со многими другими. В отличие от трансграничной информационной среды постиндустриального общества, не имеющей выделенного центра, ПОС имеет личностно-центрированный характер с возрастающим «радиусом действия», зависящим от уровня социальнокоммуникационной компетенции ее суверенного создателя.

ВЫВОДЫ

- Теория коннективизма в образовании в наибольшей мере, по нашему мнению, соответствует постнеклассической (синергетической) парадигме естествознания. При рациональной топологии объединения узлов образовательной сети может быть достигнута значительная экономия материальных и духовных затрат субъектов образовательного процесса.

- Развитие профессиональных сетевых сообществ (Letopisi.ru, ОрепСЛаэз. ги, EleamingPro.ru и др.) является проявлением черт самоорганизации и неформальной упорядоченности в информационной среде современного общества.

- Корпоративное неформальное образование и, отчасти, дополнительное формальное профобразование все больше базируются на сетевых сервисах социальных медиа. В ближней перспективе формальное образование высшей школы также должно принять характер кооперативного, социализированного взаимодействия, в котором роль преподавателя (педагога) трансформируется, но не девальвируется.

- Персональная образовательная сфера преподавателя (педагога) призвана обеспечить его профессиональную деятельность как участника образовательного процесса и как средства его личностного развития.

- Начинает отмечаться релятивизм процесса образования в течение жизни - проявляется различная оценка образовательных приращений в личностной системе отсчета и во внешней, со стороны общества. Достижения неформального овладения компетенциями не всегда находят адекватную процедуру «преобразования», перехода из одной системы отсчета в другую. Необходимо создание системы нормативно-правового признания результатов неформального образования.

Библиографический список

1. Суханов, А. Д. Концепции современного естествознания [Текст] / А. Д. Суханов, О. Н. Голубева. - М.: Агар, 2000. - 464 с.

2. Чиркунов, О. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза. - иЯЬ: http://www.znanie.org/jomal/n2_01/mem_nepr_obraz.html (дата обращения: 24. 05.2011).

3. Стародубцев, В. А. Неформальное образование в жизнедеятельности педагога [Текст] / В. А. Стародубцев, А. А. Киселева // Инновации в образовании -2010.-№ 9.-С. 74—83.

4. Международный Институт Развития «ЭкоПро». Образовательный портал Мой университет. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. moi-universitet.ru/

5. Khan, S. Learn almost anything - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.khanacademy. org /

6. Cross, J. Informal Learning: Rediscovering the Natural Pathways that Inspire Innovation and Performance. San Francisco: Pfeiffer, 2007.

7. Стародубцев, В. А. Персональные образовательные сферы в информационном обществе: взаимосвязь с компетенциями [Текст] / В. А. Стародубцев // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - №10. - С. 49-57.

8. Тоффлер, Э. Революционное богатство [Текст] / Э. Тоффлер, X. Тоффлер. — М.: ACT, 2007.-576 с.

9. Пригожин, И. Р. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой [Текст] / И. Р. Пригожин, И. Стенгерс. - М.: Комкнига. - 296 с.

10. Социальные медиа. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// en.wikipedia.org/wiki/Social_media

11. Стародубцев, В. Возможности сервисов веб 2.0 для формирования персональных образовательных сфер [Текст] / В. Стародубцев, А. Киселева, А. Федоров // Высшее образование в России. - 2010. - №7. - С. 95-98.

12. Патаракин, Е. Построение учебной среды из множества личных кирпичиков [Текст] / Е. Патаракин // Высшее образование в России - 2008. - №8. - С. 59-64.

13. Hiebert, J. Personal Learning Environment Model. - URL: http://headspacej. blogspot.com/2006/02/personal-learning-environment-model. html, (дата обращения: 24.05.2011).

14. Siemens, G. Knowing Knowledge. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ltc. umanitoba. ca/KnowingKnowledge/index. php

15. Downes, S. Learning Networks and Connective Knowledge. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://it.coe.uga.edu/itforum/paper92/paper92.html

16. Еще один робот клон от Хироши Ишигуро. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://roboting.ru/robots/1352-eshhe-odin-robot-klon-ot-xiroshi-ishiguro.htmL

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.