Научная статья на тему 'Персональная образовательная среда преподавателя на платформе Google Classroom как средство формирования аудитивной компетенции у студентов технического вуза'

Персональная образовательная среда преподавателя на платформе Google Classroom как средство формирования аудитивной компетенции у студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
647
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / АУДИРОВАНИЕ / ПОДКАСТЫ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОТКРЫТАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПЕРСОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / GOOGLE CLASSROOM / AUDITORY COMPETENCE / LISTENING COMPREHENSION / PODCASTS / MIXED LEARNING / OPEN EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PERSONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / CLOUD TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чайникова Галина Раскатовна

Аудитивная компетенция является важной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Однако развитию этого вида речевой деятельности не уделяется достаточно внимания при организации самостоятельной работы студентов. Внедрение смешанного обучения на основе информационно-образовательных сред позволяет эффективно решать данную проблему. В статье рассматривается процесс формирования аудитивной компетенции студентов технического вуза на основе персональной образовательной среды, созданной на базе облачной платформы Google Classroom. Опытное обучение показало, что Google Classroom позволяет эффективно интегрировать технологию подкастинга в учебный процесс и значительно увеличить количество времени, уделяемого формированию аудитивной компетенции за счет организации самостоятельной работы студентов на базе данной платформы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER’S PERSONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT ON GOOGLE CLASSROOM PLATFORM AS A MEANS TO FORM TECHNICAL STUDENTS’ AUDITORY COMPETENCE

Auditory competence is an important component of the foreign-language communicative competence. But this type of speech activity is not emphasized while organizing students’ autonomous work. Mixed learning technologies on the basis of informational and educational environments allow efficient problem solving. The article examines the process of technical students’ auditory competence forming on the basis of Google Classroom personal educational environment. Experimental teaching has indicated that Google Classroom efficiently integrates podcasting technology into educational process and considerably increases the amount of time devoted to the auditory competence formation due to the rational organization of students’ autonomous work on the basis of this platform.

Текст научной работы на тему «Персональная образовательная среда преподавателя на платформе Google Classroom как средство формирования аудитивной компетенции у студентов технического вуза»

https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.6.60

Чайникова Галина Раскатовна

ПЕРСОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НА ПЛАТФОРМЕ GOOGLE CLASSROOM КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ АУДИТИВНОИ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Аудитивная компетенция является важной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Однако развитию этого вида речевой деятельности не уделяется достаточно внимания при организации самостоятельной работы студентов. Внедрение смешанного обучения на основе информационно-образовательных сред позволяет эффективно решать данную проблему. В статье рассматривается процесс формирования аудитивной компетенции студентов технического вуза на основе персональной образовательной среды, созданной на базе облачной платформы Google Classroom. Опытное обучение показало, что Google Classroom позволяет эффективно интегрировать технологию подкастинга в учебный процесс и значительно увеличить количество времени, уделяемого формированию аудитивной компетенции за счет организации самостоятельной работы студентов на базе данной платформы. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2019/6/60.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 6. C. 275-281. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/2/2019/6/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

Список источников

1. Балыхина Т. М. Основы теории тестов и практика тестирования (в аспекте русского языка как иностранного): учебное пособие. М.: Русский язык. Курсы, 2016. 240 с.

2. Вишнякова С. А. Теоретические основы обучения моделированию научного текста (русский язык как иностранный, основной этап обучения). СПб.: Европейский дом, 2011. 240 с.

3. Владимирова Т. Л. Язык и стиль научного текста. Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2016. 80 с.

4. Константинова Л. А., Ненилина Н. Г., Пронина Е. В., Щенникова Е. П. Развитие навыков письменной речи (на материале научных текстов): учебное пособие для иностранных учащихся. Основной этап обучения. М.: Флинта, 2014. 115 с.

5. Котюрова М. П., Баженова Е. А. Культура научной речи: текст и его редактирование: учеб. пособие. М.: Флинта, 2008. 280 с.

6. Макарова Е. А. Применение теории схем в преподавании иностранных языков для формирования фоновых знаний студентов. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2014. 132 с.

7. Максимова В. В. Роль клоуз-тестов в контроле обучения иностранному языку [Электронный ресурс]. URL: http://uapryal. com.ua/training/v-v-maksimova-rol-klouz-testov-v-kontrole-obucheniya-inostrannomu-yazyiku/ (дата обращения: 08.05.2019).

8. Мирошкина Н. Н. Формирование лингвостилистической компетенции студентов при изучении научного стиля [Электронный ресурс]. URL: https://pglu.ru/upload/iblock/ae3/uch_2010_viii_00020.pdf (дата обращения: 03.05.2019).

9. Просвиркина И. И., Куликова Е. Ю. «Культурные смыслы» тестовых заданий РКИ (на примере субтестов «аудирование» и «чтение») // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2016. Т. 2. № 2. С. 10-15.

10. Суетина А. И. Лингводидактическая модель формирования национально-специфических стилистических умений у китайских студентов, изучающих русский язык // Теория и практика лингвистического образования. 2015. № 3. С. 108-116.

11. Сунь Юйхуа. Упражнения по русскому языку для китайских студентов-русистов. СПб.: Далянь; Сударыня, 2001. 66 с.

SYSTEM OF EXERCISES FOR TEACHING ACADEMIC WRITING TO THE CHINESE STUDENTS - SPECIALISTS IN THE RUSSIAN PHILOLOGY

He Yu

Saint Petersburg University heyu324@yandex. ru

The article considers the methodology of teaching academic writing at the lessons of Russian as a foreign language. The paper describes innovative teaching methods and strategies, preparation of test tasks aimed to develop the Chinese students' linguistic and professionally-oriented competences. The study is based on the author's original system of exercises aimed to develop the Russian academic writing skills in the non-native speakers of Russian. The author argues that exercises developed on the basis of interactive methods and linguistic and stylistic analysis of educational and scientific texts motivate students to apply the acquired skills while preparing articles, abstracts, reports, theses in linguistics.

Key words and phrases: written speech; linguo-didactic model; scientific text; learning strategy; methodology; linguistic competence; system of exercises.

УДК 372.881.111.1 Дата поступления рукописи: 11.03.2019

https://doi.Org/10.30853/filnauki.2019.6.60

Аудитивная компетенция является важной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Однако развитию этого вида речевой деятельности не уделяется достаточно внимания при организации самостоятельной работы студентов. Внедрение смешанного обучения на основе информационно-образовательных сред позволяет эффективно решать данную проблему. В статье рассматривается процесс формирования аудитивной компетенции студентов технического вуза на основе персональной образовательной среды, созданной на базе облачной платформы Google Classroom. Опытное обучение показало, что Google Classroom позволяет эффективно интегрировать технологию подкастинга в учебный процесс и значительно увеличить количество времени, уделяемого формированию аудитивной компетенции за счет организации самостоятельной работы студентов на базе данной платформы.

Ключевые слова и фразы: аудитивная компетенция; аудирование; подкасты; смешанное обучение; открытая образовательная среда; персональная образовательная среда; облачные технологии; Google Classroom.

Чайникова Галина Раскатовна, к. пед. н.

Пермский национальный исследовательский политехнический университет chainikovagr@yandex. ru

ПЕРСОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НА ПЛАТФОРМЕ GOOGLE CLASSROOM КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ АУДИТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

В современном мире владение иностранными языками все чаще становится важным фактором в процессе трудоустройства, продвижения по карьерной лестнице и, несомненно, повышения собственной профессиональной компетенции. При этом в мире скоростей и технологий, когда непосредственное или опосредованное информационно-коммуникационными технологиями общение является привычным

делом, возрастает значение аудитивной компетенции как способности и готовности к восприятию и смысловой переработке иноязычного аудируемого сообщения [11].

Современные требования к формированию иноязычной коммуникативной компетенции будущего специалиста в любой области, в том числе будущего инженера, предполагают формирование способности и готовности студента общаться на иностранном языке для решения задач межличностного, межкультурного и профессионального взаимодействия, поэтому все более актуальным в методике обучения иностранным языкам в неязыковом вузе становится обучение аудированию как виду речевой деятельности (РД). Однако, как неоднократно отмечалось многими авторами и показывает практика преподавания в неязыковом техническом вузе, уровень сформиро-ванности аудитивных умений значительно уступает сформированности умений других видов речевой деятельности, в частности чтения как рецептивного вида РД. Одной из причин этого может быть то, что данному виду речевой деятельности не уделяется достаточного внимания при организации самостоятельной работы студентов, что обусловлено объективными трудностями как организации, так и контроля данного вида учебной деятельности. Как показывает анализ работ, посвященных обучению аудированию, значительная их часть посвящена обучению аудированию как виду РД в специализированных вузах [4; 11]. В исследованиях, посвященных обучению аудированию в неязыковом вузе, указывается, что ведущим каналом информации в неязыковом вузе выступает чтение, а аудирование часто рассматривается как побочный продукт говорения [3].

Целью исследования стало изучение возможности формирования иноязычной аудитивной компетенции студентов технического вуза за счет активизации самостоятельной работы студента с использованием персональной образовательной среды на платформе Google Classroom и использования технологии подкастинга в смешанном обучении.

Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи: 1) определить круг задач, которые могут быть решены с помощью технологии подкастинга; 2) рассмотреть возможности активизации самостоятельной работы студента по овладению навыками и умениями аудирования за счет использования обучающей информационно-образовательной среды; 3) обосновать перспективы использования облачной образовательной среды Google Classroom как персональной образовательной среды преподавателя и студента в обучении аудированию; 4) разработать комплекс разноуровневых упражнений для обучения аудированию на основе модульного обучения; 5) провести опытное обучение.

Научная новизна данного исследования заключается в одновременном сочетании технологий разного уровня в обучении аудированию как виду речевой деятельности, а именно: 1) технологии подкастинга; 2) технологии смешанного обучения на основе информационно-образовательной среды; 3) технологии модульного обучения, позволяющих в комплексе формировать иноязычные речевые навыки и умения аудирования в зависимости от исходного уровня владения языком.

Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют расширить работу по овладению аудированием. Одной из эффективных технологий, получивших популярность в последнее время, является применение технологии подкастинга, под которым понимается «технология создания, публикации и распространения через сеть Интернет контента в различных форматах (аудио-, видеофайлов, электронных документов и/или их комбинации) на электронные устройства подписчиков» [2, с. 381]. В упрощенном понимании подкаст - это аудио- или видеофайл, или их серия, публикуемые во Всемирной сети, которые можно прослушать или просмотреть в любое удобное для пользователя время, а также скачать их. Это могут быть как аутентичные подкасты, созданные для носителей языка (например, новостные программы BBC, The Guardian и т.п.), так и созданные специально для учебных целей (например, учебные материалы British Council [14]).

Подкасты, как источник учебного материала, обладают рядом преимуществ, а именно: 1) аутентичность аудиоматериала; 2) доступность, т.е. возможность получения бесплатного доступа в любом месте, в любое удобное для пользователя время; 3) актуальность и разнообразие информации по широкому спектру тем; 4) возможность подобрать материалы разного уровня сложности по одной и той же теме; 5) возможность использовать подкаст с параллельной текстовой версией (субтитрами для видео). Немаловажную роль играет также то, что их интеграция с мобильными устройствами (смартфоны, планшеты и т.п.) делает процесс обучения аудированию действительно мобильным.

Анализ работ, посвященных применению подкастинга [2; 7; 8], позволяет определить задачи, которые могут решаться в обучении иностранному языку с помощью данной технологии, в частности: 1) формировать и совершенствовать навыки и умения аудирования аутентичных текстов; 2) пополнять активный и пассивный словарный запас; 3) знакомить обучаемых со страноведческими реалиями, в частности с особенностями культуры, речевого поведения, традициями страны изучаемого языка; 4) формировать и совершенствовать другие речевые навыки и умения (чтения, письма, говорения), например, при создании обучаемыми собственных подкастов и их сетевом обсуждении; 5) расширить возможности самостоятельной работы над аудированием; 6) повысить мотивацию к изучению иностранных языков, в частности, за счет подбора интересного, актуального аудио- или видеоматериала, который соответствует уровню сформиро-ванности аудитивных навыков и умений студента; 7) формировать индивидуальные образовательные траектории, с учетом индивидуальных особенностей и уровня владения языком. Таким образом, подкасты органично интегрируются в смешанное обучение, сочетающее формы традиционной аудиторной работы с самостоятельным овладением студентом учебным материалом с использованием средств информационно-коммуникационных технологий [12]. Но для работы с подкастами на сайтах необходимы уже достаточно сформированные языковые навыки и аудитивные умения. К сожалению, значительная часть студентов,

поступающих в технические вузы, часто имеет изначально очень низкий уровень владения этими навыками и умениями. Другой проблемой является сложность организации контроля данного вида самостоятельной работы.

Сложность при организации обучения иностранному языку в техническом вузе в целом и аудированию в частности представляет также то, что уровень владения языком у студентов одной и той же группы является очень разным: от «нулевого» и элементарного (А) до продвинутого (В2). Ориентация на средний уровень ведет к тому, что «сильные» студенты теряют мотивацию, а постепенно и богатый языковой запас, а студенты со слабой языковой подготовкой не овладевают необходимыми навыками и умениями на уровне, достаточном для формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Кроме того, формирование аудитивной компетенции невозможно на малом объеме аудируемого материала и затруднительно в рамках только аудиторной работы в неязыковом вузе. Следовательно, решать проблему формирования аудитивной компетенции в техническом вузе необходимо комплексно, за счет: 1) дифференциации обучения в зависимости от уровня владения иностранным языком; 2) активизации самостоятельной работы студента по овладению данным видом речевой деятельности; 3) использования потенциала информационно-коммуникационных технологий.

Современная образовательная парадигма предполагает все возрастающую роль учебной самостоятельной деятельности студента как осознанной, самоорганизованной, самоуправляемой деятельности, осуществляемой на основе индивидуальной образовательной траектории [9, с. 5], которая ведет к целенаправленному и систематическому накоплению в личностном опыте студента позитивных качественных и количественных изменений, способствующих эффективному выполнению данной деятельности [10, с. 7]. Являясь существенной составляющей учебной, учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности студентов, учебная самостоятельная деятельность студента требует новых подходов в ее организации и методическом обеспечении [1]. Особую роль в этом процессе играют информационно-коммуникационные технологии и информационно-образовательные среды как инструмент дальнейшей информатизации сферы образования, который позволяет создать совокупность условий для обеспечения эффективной организации самостоятельной деятельности студентов на основе применения мониторинг-технологии и интерактивных средств обучения с целью максимальной реализации дидактического потенциала этой деятельности [5].

Информационно-образовательная среда как совокупность информационно-коммуникационных технологий и информационных образовательных ресурсов предоставляет участникам образовательного процесса технологические возможности для выполнения разнообразных задач: 1) управлять учебным процессом, планировать и создавать его ресурсное обеспечение, осуществлять мониторинг результатов обучения; 2) осуществлять информационно-методическое обеспечение учебного процесса за счет предоставления доступа к информационно-образовательным ресурсам, технологиям создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения информации; 3) реализовывать автоматизированное обучение в специальных программах с предоставлением средств размещения и хранения учебно-методических материалов образовательного процесса; 4) организовывать дистантное взаимодействие участников образовательного процесса [6, с. 55-56].

Развитие открытых образовательных сред привело к появлению понятия «персональная образовательная среда» - совокупность «информационно-коммуникационных технологий, предоставляющих возможность обучаться дистантно всем желающим, а преподавателям - разрабатывать открытые учебные курсы, размещать их в сети Интернет и взаимодействовать с коллегами и партнерами» [Там же, с. 76].

Возможность создания такой персональной образовательной среды дает приложение Google Classroom, представляющее собой облачную образовательную среду, основанную на концепции SaaS («Программное обеспечение как услуга»), в соответствии с которой система управления обучением и образовательным контентом, а также сопутствующее программное обеспечение предоставляются в виде услуги по запросу через сеть Интернет [13]. Это бесплатный сервис для учебных заведений, который позволяет любому пользователю, имеющему аккаунт Google, создать свой учебный класс [15]. Его несомненными достоинствами как персональной среды, базирующейся на сетевых технологиях коллективного сотворчества, являются доступность, открытость, полимедийность, персонифицированность, возможность встраиваться в учебные проекты. Это особенно актуально для преподавателей учебных заведений, в которых по каким-либо причинам нет возможности использовать системы управления обучением данного учебного заведения.

Google Classroom позволяет преподавателю создавать учебные курсы по разным дисциплинам, уровням сложности, делить материалы внутри курса на темы (см. Рис. 1). В обучении аудированию важной является возможность размещения аудио- и видеоматериалов, ссылок на интернет-ресурсы, и в частности подкасты. Интеграция Google Classroom с Google Формами позволяет создавать задания и тесты с различными вариантами ответов и устанавливать сроки выполнения заданий (см. Рис. 2).

Разработанный нами на базе Google Classroom курс обучения аудированию для самостоятельной работы студентов содержит структурированный по модулям материал. Модуль представляет собой достаточно автономный, имеющий тематическую направленность (например, «Высшее образование», «Наука и технологии»), обладающий относительной самостоятельностью раздел дисциплины «Английский язык», который: 1) включает комплекс взаимосвязанных блоков учебного материала; 2) направлен на формирование определенных знаний, умений и навыков во всех видах иноязычной речевой деятельности; 3) предусматривает возможность овладения учебным материалом и речевыми умениями и навыками на разных уровнях в зависимости от исходного уровня владения языком и индивидуальных особенностей обучаемого. Это позволяет комплексно решать проблемы индивидуализации и вариативности в процессе обучения иностранному языку, активизировать самостоятельную работу студента и в целом повысить качество обучения.

Listening

Great Britain

ГЦ

English Grammar

Рисунок 1. Графическое представление курсов в Google Classroom

St. James's Park & The Palace of Westminster (4.20-5,43)

How many Royal Parks are there In London?

Укажите _|ифрой

Мой ответ

Big Ben is..,

О the name of the bell that rests behind the clock-face О the name of the Iconic clock tower. О the name of the Elizabeth tower.

The Elizabeth tower Is ...

E= бвритв нее зерные утверждения.

F} ¡5 home to the British Houses of Parliament. F} attached to the Palace of Westminster. Q is a clock tower.

The Palace of Westminster...

ВыберггЕ все зерные утверждения.

Рисунок 2. Примеры типов заданий

Работа над аудиоматериалом модуля предусмотрена на трех разных уровнях: Elementary, Pre-Intermediate, Intermediate. На всех трех уровнях сохраняется общая структура комплекса упражнений по обучению аудированию: 1) упражнения, направленные на снятие трудностей аудирования (лексические, грамматические, фонетические) и развитие аудитивных навыков; 2) упражнения на аудирование с общим пониманием; 3) упражнения на аудирование с выборочным пониманием; 4) упражнения на аудирование с детальным пониманием. При этом разноуровневая организация материала позволяет варьировать количество упражнений и их уровень сложности, уделяя большее внимание на этапе подготовки к аудированию снятию лексических, грамматических и фонетических трудностей на начальном (Elementary) уровне.

Ограниченные временные рамки аудиторной работы не позволяют работать над формированием аудитив-ной компетенции на каждом занятии. Однако внедрение смешанного обучения на платформе Google Classroom дает возможность увеличить количество времени, уделяемого этому виду РД, поскольку задания на аудирование специально подобранных по тематике, лексико-грамматическому материалу аудиофрагмен-тов обязательно включаются в задания на самостоятельную работу. Важным при формировании умений аудирования является наличие обратной связи, возможности проверить себя сразу после выполнения задания, пока в памяти еще присутствует образ аудиотекста. Студент имеет возможность сразу увидеть, где он допустил ошибки, и попытаться понять, в чем они заключались. Это позволяет преподавателю разбирать на занятии только наиболее трудные моменты и типичные ошибки.

Использование информационной образовательной среды значительно облегчает контроль выполнения и отслеживание учебных достижений студентов. Преподаватель может легко отследить, кто выполнил задание, а кто еще не приступил к его выполнению, получить сводную таблицу результатов, просмотреть статистику в целом, а также работы отдельных студентов, вернуть студенту неудовлетворительно выполненную работу на доработку (см. Рис. 3).

С другой стороны, значительно облегчается анализ допускаемых ошибок (см. Рис. 4). Просмотр статистики позволяет отследить те задания, где допускается больше всего ошибок, и поработать над соответствующим материалом в аудитории. При этом все материалы курса хранятся в структурированном виде в папках на Google Диске, что делает их доступными в любом месте при наличии Интернета.

Рисунок 3. Просмотр статистики по выполнению задания

Рисунок 4. Просмотр статистических данных в Google Classroom

Google Classroom позволяет создать персональную образовательную среду не только для преподавателя, но и для студента. Студент получает возможность выполнять задания на любом мобильном устройстве, включая смартфон, в любом месте и в любое время; работать в своем индивидуальном темпе и, если это позволяет задание, возвращаться к его выполнению неограниченное количество раз, работая над ошибками; отслеживать свои результаты; общаться с преподавателем и другими участниками курса в разном формате (см. Рис. 5).

Tower of London

Соотнесите информацию с названием места

ttisWh'te St. ThumaE'E the Wakefield _ Баллы

Tower Tower Tower

contains the room where Iking Henry the

5i*thwas \~] H \~] 0 И31 X

probably

murdered in

1471

rep'esente the type of luxury

experienced by r-, Q 0 ИЗ I X

medieval king. complete with a small chapel

ynu can see medieval armor

warn by kings Q I ИЗ I V

thnoughcu: the

centuries

the oldest of thetowe's. authorized by Willie nil the Conquernr in 1 D73

1 из 1

Рисунок 5. Просмотр результатов выполнения задания студентом

В задания на аудирование включены также вопросы для отслеживания индивидуального прогресса студента. Студента просят ответить на вопрос, сколько раз ему пришлось прослушать аудиотекст для выполнения заданий, и оценить время выполнения заданий. Как показывают эти опросы, уже с четвертой недели регулярной работы наблюдается положительный сдвиг, и он становится значительным к 16-й неделе даже у студентов со стартовым низким уровнем аудитивной компетенции. Приведенные ниже статистические данные показывают результаты по количеству прослушиваний текста при выполнении задания на первой и последней учебной неделе (см. Рис. 6). При прослушивании одинакового по длительности звучания и сложности (уровень А2) аудиотекста количество студентов, которым потребовалось прослушать текст только 1 раз для выполнения задания, увеличилось с 6,5% до 19%. Количество студентов, которые слушали аудиотекст четыре и более раз, сократилось с 53,2% до 17,5%. При этом количество правильно даваемых ответов также возросло.

62 ответа 63 ответа

Первая учебная неделя 16 учебная неделя

Рисунок 6. Статистические данные по количеству прослушиваний на 1-й и 16-й учебных неделях

Таким образом, применение облачной платформы Google Classroom позволяет эффективно интегрировать технологию подкастинга в учебный процесс и значительно увеличить количество времени, уделяемого формированию аудитивной компетенции, за счет организации самостоятельной работы студентов на основе данной платформы. Использование смешанного обучения на базе Google Classroom позволяет также повысить мотивацию студентов к изучению иностранного языка в целом и к овладению аудированием в частности за счет: 1) подбора интересного и актуального материала, соответствующего уровню подготовки студента; 2) реализации мобильного обучения и возможности работать в своем индивидуальном темпе. Полученные результаты демонстрируют эффективность описанной методики.

Список источников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Белобородова М. Е. Рефлексивная образовательная среда и ее компоненты // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 2 (24). С. 396-399.

2. Володин А. А. Дидактические свойства и функции технологии подкастинга // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2013. № 2. С. 378-384.

3. Зудова Я. В. Дидактические основы развития способностей студентов неязыкового вуза к аудированию иноязычной речи: автореф. дисс. ... к. пед. н. Екатеринбург, 2005. 23 с.

4. Колесова Е. М. Развитие аудитивных умений студентов языкового вуза на материале аутентичных радиопередач: автореф. дисс. ... к. пед. н. Екатеринбург, 2014. 23 с.

5. Крылова Е. А. Совершенствование иноязычной самообразовательной компетенции студентов неязыковых вузов в условиях самостоятельной работы на основе мониторинг-технологии (на материале английского языка): автореф. дисс. ... к. пед. н. СПб., 2016. 25 с.

6. Стрекалова Н. Б. Управление качеством самостоятельной работы студентов в открытой информационно-образовательной среде: дисс. ... д. пед. н. Самара, 2017. 588 с.

7. Сысоев П. В. Подкасты в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2014. № 2 (26). С. 189-201.

8. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Технологии Веб 2.0: социальный сервис подкастов в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 6. С. 8-11.

9. Турбина Н. Е. Педагогические условия организации самостоятельной деятельности студентов в образовательном процессе университета: дисс. ... к. пед. н. Воронеж, 2011. 261 с.

10. Федорова М. А. Теория и методическое обеспечение формирования учебной самостоятельной деятельности студентов в вузе: дисс. ... д. пед. н. Орел, 2011. 457 с.

11. Цыбанева В. А. Модульное обучение иноязычной аудитивной компетенции студентов-лингвистов: автореф. дисс. ... к. пед. н. Пятигорск, 2009. 22 с.

12. Чайникова Г. Р. Концепция сетевого курса для изучения грамматики английского языка в вузе // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2016. № 1. С. 101-108.

13. Что такое облачные технологии и зачем они нужны [Электронный ресурс]. URL: https://sonikelf.ru/oblachnye-texnologii-dlya-zemnyx-polzovatelej/ (дата обращения: 27.03.2019).

14. https://learnenglish.britishcouncil.org/learnenglish-podcasts (дата обращения: 10.03.2019).

15. https://support.google.com/edu/classroom/ (дата обращения: 10.03.2019).

TEACHER'S PERSONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT ON GOOGLE CLASSROOM PLATFORM AS A MEANS TO FORM TECHNICAL STUDENTS' AUDITORY COMPETENCE

Chainikova Galina Raskatovna, Ph. D. in Pedagogy Perm National Research Polytechnic University chainikovagr@yandex. ru

Auditory competence is an important component of the foreign-language communicative competence. But this type of speech activity is not emphasized while organizing students' autonomous work. Mixed learning technologies on the basis of informational and educational environments allow efficient problem solving. The article examines the process of technical students' auditory competence forming on the basis of Google Classroom personal educational environment. Experimental teaching has indicated that Google Classroom efficiently integrates podcasting technology into educational process and considerably increases the amount of time devoted to the auditory competence formation due to the rational organization of students' autonomous work on the basis of this platform.

Key words and phrases: auditory competence; listening comprehension; podcasts; mixed learning; open educational environment; personal educational environment; cloud technologies; Google Classroom.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.