2. Профилактика делинквентного поведения у женщин наиболее оптимальна за счет создания специфических социально-педагогических условий с учетом психологических особенностей и социальных характеристик. Высокую эффективность коррекционно-профилактической работы определяют следующие факторы: 1) установка женщины и ближайшего окружения на помощь специалиста; 2) учет характерологических особенностей женщины; 3) возможность перестройки неадаптивного поведения и обретения навыков адаптивного общения; 4) взаимодействие субъектов реализации работы по коррекции девиантного поведения женщин (педагоги, психолог, врач); 5) реализация индивидуального подхода.
3. Технология профилактической работы по формированию нормативного поведения эффективна при наличии сформированного комплекса легитимных методов реализации и оценки изменения ситуации правонарушительницы в процессе работы; межведомственных связей, ответственности участников системы профилактики; адекватного, оперативного, ответственного взаимодействия субъектов и структур системы профилактики в выявлении и устранении факторов делинквентного поведения у женщин и оказании им действенной помощи на основе учета комплекса социальных и психологических характеристик.
ЛИТЕРАТУРА
1. Психологическое сопровождение несовершеннолетних нарушителей на базе специального предприятия «Новое поколение» / М.Г. Дмитриев [и др.] // Ученые записки СПбГИПСР. - 2009. - № 2. - С. 151-157.
Контактная информация: [email protected]
ПЕРИОДЫ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У РАЗЛИЧНОГО КОНТИНГЕНТА УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Максим Федорович Феоктистов, соискатель
Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)
Аннотация
Определялись периоды чувствительности развития физических способностей у различного контингента учащихся среднего школьного возраста, выявлялись благоприятные периоды их развития.
Ключевые слова: физические способности, учащиеся, периоды чувствительности, типы телосложения, уровни биологического развития.
PERIODS OF SENSITIVITY OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL ABILITIES AMONG VARIOUS CONTINGENTS OF PUPILS AT AVERAGE SCHOOL AGE
Maxim Fedorovich Feoktistov, the competitor,
Volgograd State Academy of Physical Education
Annotation
The periods of sensitive physical abilities development among different contingents of school pupils at average age have been defined, the favorable periods of their development have been determined.
Keywords: physical abilities, pupils, periods of sensitivity, types of a constitution, levels of biological development.
ВВЕДЕНИЕ
Развитие физических способностей у учащихся происходит дискретно, и разделяется на несколько фаз, которые характеризуются разной чувствительностью организма к действиям внешней и внутренней среды [1, 3]. Этапы онтогенеза соподчинены
между собой, внутри одного этапа закладываются основы другого. Результаты исследований специалистов [1, 2, 4] существенно расходятся в определении периодов чувствительности развития физических способностей у учащихся среднего школьного возраста. Это обуславливает необходимость дополнительного научного исследования в данном проблемном поле.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В основу определения критических периодов индивидуального развития физических способностей подростков была положена методика А.А. Гужаловского [1]. Подростки в возрасте 10-15 лет мышечного и астеноидного типов телосложения улучшают результаты бега на 30 м относительно равномерно без выраженных скачков. У учащихся мышечного типа телосложения периоды низкой чувствительности выявлены в возрасте 10-11 лет (К=1,28 у.е.) и 14-15 лет (К=1,45 у.е.), а у учеников астеноидного типа - в возрасте 10-12 и 13-15 лет. У занимающихся дигестивного типа телосложения средняя чувствительность развития скоростных способностей проявляется только в возрасте 10-11 лет (К=1,54 у.е.), а у учеников торакального типа - в 11-12 лет (К=1,56 у.е.).
У учащихся акселерированного типа развития период средней чувствительности в беге на 30 м выявлен в возрасте 11-12 лет (К=1,51 у.е.). У учеников нормального типа развития низкая чувствительность проявляется в возрасте 10-11 лет (К=1,26 у.е.),
13-14 лет (К=1,09 у.е.), 14-15 лет (К=1,15 у.е.), а в занимающихся ретардированного типа развития - в 13-14 лет (К=1,30 у.е.) и 14-15 лет (К=1,41 у.е.).
У школьников в возрасте 10-15 лет в основном проявляются периоды низкой чувствительности развития скоростно-силовых способностей (по данным прыжка в длину с места), которые у учащихся торакального типа телосложения выявлены в возрасте 11-14 лет, мышечного - в 10-12 лет, астеноидного - в 11-12 и 13-15 лет, диге-стивного - в 14-15 лет. Только в отдельные возрастные периоды определена средняя чувствительность: дигестивный тип телосложения - возраст 13-14 лет (К=1,52 у.е.), ретардированный тип развития - возраст 14-15 лет (К=1,83 у.е.).
У обследуемых школьников выявлены различные тенденции изменения показателей наклона туловища вперед, но в основном у данного контингента отмечаются периоды низкой чувствительности: торакальный тип - возраст 13-15 лет, мышечный -
14-15 лет, астеноидный - 10-11 и 14-15 лет, дигестивный - 10-11, 12-13 и 14-15 лет. В отдельные возрастные периоды выявлена средняя чувствительность развития гибкости: мышечный тип телосложения - возраст 12-13 лет (К=1,51 у.е.), астеноидный -возраст 13-14 лет (К=1,54 у.е.).
Показатели подтягивания на перекладине скачкообразно изменяются у различного контингента подростков: у занимающихся мышечного типа средняя чувствительность выявлена в возрасте 10-11 лет (К=1,55 у.е.), дигестивного (К=1,54 у.е.) и торакального (К=1,56 у.е.) - в возрасте 14-15 лет. Данная закономерность изменения результатов в этом упражнении у учеников акселерированного типа развития определена в возрасте 10-11 лет (К=1,51 у.е.).
У различного контингента школьников в основном проявляется низкая чувствительность изменения результатов метания набивного мяча и только у учеников астеноидного типа в возрасте 12-13 лет (К=1,64 у.е.) и ретардированного типа развития в 14-15 лет (К=1,52 у.е.) выявлена средняя чувствительность.
Средняя чувствительность показателей сгибания и разгибания рук в упоре лежа у учащихся торакального типа выявлена в возрасте 12-13 лет (К=1,87 у.е.), мышечного - в возрасте 10-11 лет (К=1,57 у.е.), дигестивного - в возрасте 14-15 лет (К=1,55 у.е.). Более сглаженные возрастные изменения показателей данного упражнения проявились у учащихся нормального типа биологического развития организма.
Низкая и средняя чувствительность - характерная особенность развития показателей бега на 1000 м у подростков в возрасте 10-15 лет. Периоды средней чувстви-
тельности выявлены у учащихся торакального типа в возрасте 14-15 лет (К=1,51 у.е.), мышечного - в 11-12 лет (К=1,95 у.е.), астеноидного - в 13-14 лет (К=1,79 у.е.), дигестивного - в 13-14 лет (К=1,52 у.е.). У школьников акселерированного типа развития средняя чувствительность проявилась в возрасте 10-11 лет (К=1,52 у.е.), 11-12 лет (К=1,75 у.е.).
Результаты нашего исследования свидетельствуют о важности выявления периодов чувствительности развития физических способностей у учащихся среднего школьного возраста.
ВЫВОДЫ
1. Показатели физической подготовленности у различного контингента учащихся среднего школьного возраста изменяются неравномерно и гетерохронно, благоприятные периоды развития физических способностей у них заметно различаются.
2. С возрастом у учащихся ретардированного типа развития и астеноидного типа телосложения отмечается повышение интенсивности периодов чувствительности, у школьников акселерированного типа развития, мышечного и дигестивного типов телосложения - снижение, у занимающихся нормального типа развития и торакального типа телосложения прослеживается относительная стабильность изменения показателей физической подготовленности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гужаловский, А. А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Гужаловский А.А. - М., 1979. - 40 с.
2. Каинов, А.Н. Методические рекомендации планирования прохождения учебного материала по предмету "Физическая культура" в средней школе : учебное пособие / А.Н. Каинов ; Волгоградская гос. акад. физ. культуры. - Волгоград : [б.и.], 2005. - 43 с.
3. Теория и методика физической культуры (курс лекций) : учебное пособие / под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 1999. - 324 с.
4. Nawarecki D., Szepelawy M. Dymorfizm cech somatycznych oraz zdolnosci koordynacyjnych i zwinnosciowych szkolnej populacji./ M. Szepelawy, D. Nawarecki.-Zeszyty Naukowe, Politechniki Opolskiej, seria: Wychowanie Fizyczne i Fizjoterapia, z. 3, Opole 2000, s. 151-160.
Контактная информация: [email protected]
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БОКСА
Сергей Сергеевич Филиппов, доктор педагогических наук, профессор,
Сергей Ишханович Микаэлян, аспирант,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
в статье представлены управленческие функции, содержание и структура деятельности менеджера в профессиональном боксе, результаты исследования управленческой деятельности менеджера.
Ключевые слова: профессиональный бокс; менеджмент, управленческая деятельность менеджера.
RESULTS OF THE RESEARCH OF CONTENT OF THE MANAGER'S ACTIVITY