СОЦИОКИНЕТИКА
вв.
УДК 329.78 В.А. КУДИНОВ ПЕРИОДИЗАЦИЯ СКАУТСКОГО ДВИЖЕНИЯ
В статье предлагается новый подход к периодизации скаутского движения в России в ХХ-ХХ1 Ключевые слова: детское движение, скаутское движение, история, периодизация.
Любая периодизация, в том числе и детского движения, носит вспомогательный характер, при этом важно определить, что ляжет в ее основание. Периодизация детского движения хронологически не совпадает с периодизацией исследований детского движения. Последнее отстает от предмета исследования и на нее меньше влияют социально-экономические изменения в государстве и обществе, в большей степени влияет мировоззрение автора, его компетентность, умение обобщать, анализировать и связно, доказательно излагать свои мысли, интерпретировать факты, делать выводы. Словом, в одном русле идет детское движение, в другом, его понимание.
И если для детского движения основанием для установления периодизации могут служить процессы внутри детского движения, начало, развитие и завершение каких либо этапов, изменения в содержании, форм и методов, то в основание периодизации исследований детского движения может быть положен процесс рефлексии детского движения, количество и качество доказанных и изученных проблем, достоверность и непротиворечивость выводов. Но детское движение не существует изолированно от общества и государства и все существенные изменения в них влияют и на детское движение. Но нельзя периодизацию детского движения сводить к периодизации истории страны, или общества. Они могут и не совпадать хронологически. Так произошло и с датой 1917 года, две русские революции Февраля и Октября дважды в течение года коренным образом изменяли государственный строй. А молодежное, детское движение, в том числе и скаутское, про-
должало существовать, более того, активно развиваться в новых измененных условиях.
В публикациях 90-х годов, авторы которых были или малосведущи о действительных процессах происходивших в детском движении, скаутинге, либо исходили лишь из этимологии слова «скаут», либо пользовались сведениями только эмигрантских источников скаутинга, установилась точка зрения, что путь скаутинга прервался с эмиграцией военных в ходе гражданской войны и их детей, состоявших в скаутских объединениях. Дескать, с эмиграцией семей, в которых дети были скаутами, скаутинг в России прекратил свое существование. На самом деле это не так. И для эмигрировавших из России детей скаутинг не прервался, а дожил до сегодняшних дней, переходя от одной русскоговорящей семьи к другой и для огромного, преобладающего над эмигрировавшими количества оставшихся в России скаутов!
Доказательством может служить количественный и качественный состав скаутов, оставшихся в России и уехавших из нее, а так же деятельность, проводимая скаутами в России и состояние, положение эмигрировавших семей, в которых дети состояли в скаутах, их деятельность. Для руководителей последних важно было сохранить однообразную структуру, так, по крайней мере, видно из документов и воспоминаний.
Общепризнанной в научной литературе является цифра, что до 1917 года в России было около 50000 скаутов в полутора сотнях городов. Сколько из них находилось в зоне военных действий гражданской войны? Сколько человек скаутов
© В.А. Кудинов, 2009
157
могло сесть на пароходы в Крыму и других портах? Подсчетов нет. Может быть несколько сот, хотя и эта цифра мне кажется преувеличенной. Следовательно, свыше 49000 скаутов остались в стране уже после 1920 года, после окончания гражданской войны. Поэтому и нет основания утверждать тезис о гибели скаутинга в России вместе с поражением белой армии.
Надо отдать должное тем людям в эмигрантском российском скаутинге за рубежом, что там он сохранил национальные российские черты. В этом испытании силу и живучесть показали и люди, дети, подростки, и сама скаутская идея, скаутский метод воспитания. Повлияли на сохранение скаутинга за рубежом и другие факторы, политические. У эмигрантов с отъездом не исчезла идея вернуться, изменить социальный строй, свергнуть власть советов и возродить... что именно? Здесь мнения расходились. Одни (меньшинство) считали возможным возродить монархию, другие - демократическую республику. Словом, властные структуры государства и институты общества, среди которых было и скаутское движение. Находились среди других стран политические и экономические силы, финансовые мощности, организационные ресурсы, которые помогали, организовывали антисоветские действия. Это тема достаточно исследована.
Но не зарубежный скаутинг определял развитие, или торможение, остановку, эволюцию скаутинга на территории России, но, главным образом, дети-скауты, существовавшие в трудных социально-экономических условиях России 20-х годов ХХ века, да и живучесть, привлекательность самой системы скаутинг, воспроизводящей кадры своих руководителей из своей среды и нацеленной на активную помощь обществу. Влиял так же весь спектр социокультурных факторов, изменения в базисе и надстройке страны, новая советская власть, да и не только она.
Анализ состояния скаутских объединений в период после октября 1917 г., внимания к ним со стороны советского государства, позволяет сделать вывод, расходящийся с мнением некоторых предыдущих исследователей, о том, что подлинный расцвет скаутинга, точнее сказать, объединений, работающих по скаутской методике, пришелся на первое пятилетие советской власти 1917-
1922 гг. Это подтверждается и количеством газет, журналов, бюллетеней, издаваемых в тот период (несколько десятков наименований в различных
территориях России), и количественным ростом различных съездов, конференций скаутских лидеров, а так же количественным ростом скаутских отрядов и дружин, и ростом количества детей, впервые вступивших в скаутские объединения именно в 1917-1922 годы. Исследователь Ю.В-.Кудряшов приводит список 145 городов Советской России, в которых действовали скаутские объединения в 1922 г. [1]. А в декабре 1916 г. скаутинг был в 143 городах [2]. Этот факт тоже подтверждает высказанное выше положение о расцвете скаутинга в первое пятилетие советской власти.
В 1917 г. зародился скаутинг в Чите, Нерчинске, в Нижнеудинске. В 1918 г. Первый отряд в Екатеринбурге был создан в январе 1918 г. Он разросся до «Дружины белых скаутов», руководил ею штабс-капитан армии Колчака Березовский, они даже издали 12 номеров своего журнала «Собачья конура». Но когда в июне 1919 г. власть сменилась, дружина была распущена, и на ее месте возникла «Дружина красных скаутов». В нее вошли скауты, бывшие в «белой дружине», за исключением тех, кто ушел добровольцем с Колчаком. Эта дружина просуществовала до 1922 г., пока не была переименована в 1922 г. в «Юные пионеры». Этому предшествовали переговоры скаут-мастеров об объединении с комсомолом (1921 г.), но когда это не состоялось, из-за отказа комсомольцев, то начались переговоры (1922 г.) о преобразовании в «юные пионеры» [3]. Обратим внимание на то, что инициатива объединения шла от скаутов, тем самым опровергаются утверждения в некоторых публикациях, особенно в эмигрантской скаутской литературе, что скаутинг был с комсомолом только в состоянии борьбы, и не сотрудничал, за что, дескать, и пострадал.
В Поволжье скаутинг получил максимальное развитие тоже только в первые годы советской истории. И, если в Казани в 1913 - 1914 гг., в объединениях была только игра в индейцев, не связанная со скаутингом, то в 1917-1922 деятельность строилась с применением скаутских методов, хотя индейщина не была изжита, например в 1922 г. было создано звено «инд-боев-волков». Это свидетельство плюрализма и разнообразия подростковых объединений.
В Самаре, по данным, приведенным Ю.Кудряшовым, лишь «с приходом красных. поддержка Всевобуча позволила укрепить материальную базу и на основе этого наладить практичес-
кую деятельность. В 1922 г. Самарская дружина скаутов находилась при губвсевобуче под руководством старшего скаутмастера С.Ф.Зиброва и скаутмастера В.И.Троицкого» [4]. В дружине были 3 гимнастических зала, библиотека, переплетная мастерская, большое количество спортивного инвентаря (лыжи, мячи, палатки, гантели и др.). За городом была дача. За 1921-1922 гг. ребята совершили более 30 туристских походов, спортивных соревнований, эстафет, что свидетельствует о том, что общество и советская власть в обозначенные годы приветствовали и поддерживали эту скаутскую деятельность по воспитанию подрастающего поколения средствами и методами скаутинга.
В Костромской губернии в 6 городах действовали скаутские отряды в 1918-1923 гг. (до революции лишь в двух). Государственная поддержка и признание их воспитательных возможностей началась с декабря 1918 г, когда II съезд по всеобщему военному обучению, высказался за создание союза юных коммунистов - скаутов [5]. В Костроме и Галиче были организованы отряды юк-скаутов, в августе 1920 г. они встретились с приехавшим в Кострому Н.И.Подвойским, показали ему свои умения и навыки на организованном ими же спортивном празднике. На проведение мероприятий (организацию летних лагерей в районе Козловых гор, соревнований, конкурсов, занятий сокольской гимнастикой и др.) и издание 2х журналов («Мечты скаута», «Мысли и думы») средства выделяли губвсевобуч, губздравотдел. В марте 1923 г., после принятия решения губком-сомолом об организации отрядов пионеров, скаутские отряды были объявлены распущенными, а желающие дети принимались в отряды пионеров. И в Костромской губернии никакой борьбы между властью и скаутскими объединениями не наблюдалось.
В Ярославской губернии в 1919 - 1922 гг. скаутские объединения существовали и активно действовали при поддержке государственных органов всевобуча, школ.
О положительной оценке влияния советской власти на развитие скаутинга в 1920-е годы указывает и Ю.Кудряшов. В Саратове, первый отряд скаутов появился в 1915 г., «но вплоть до начала 1920-х гг. о нем было известно мало. При Советской власти ребята нашли свою нишу . под крылышком губвсевобуча в форме «трудового отряда скаутов». В 1921 г. движение расширялось: воз-
ник губштаб, четыре районных дружины.. .Весной 1922 г. в городе был образован морской отряд» [6].
В 1917 г. появились первые скауты в Вязьме. «Значительного роста не было до 1920 г.» [7]. В Калуге, отряд скаутов возник в октябре 1917 г., но расширил свою деятельность только в 1921-1922 г. В Клину отряд скаутов был создан в 1921 г. и начал сотрудничество с местным объединением комсомола, даже именовался вполне по - новому: «1-й Клинский отряд скаутов «Юный Спартак», позднее, после смерти скаутмастера Н.Фа-тьянова стал носить его имя. В Орле скаутское объединение нескольких ребят в виде патруля появилось в 1917 г, но свое развитие в дружину с количеством скаутов свыше 300 человек получило лишь в 1920-1921 гг. Именно орловский скаут-мастер А.Смирнов, впоследствии комсомольский работник и автор публикаций о скаутинге в России, вел обширную переписку с объединениями скаутов России через созданное им «Центральное информационное бюро связи для скаутских организаций средней полосы РСФСР». Именно этот архив, был впервые рассекречен и описан в
1988 г. историком В.А.Кудиновым [8]. В августе
1922 г., поддержав идеи Декларации скаутмасте-ров Москвы, орловские скауты стали называться «юные пионеры».
В Курске скаутмастер В.Куйберг в 1922 г. работая со скаутским отрядом создал одновременно и отряд пионеров [9].
Как понимали причины распада своих организаций сами скаутмастера? Накануне нового
1923 г. скаутмастер Ирина Рубайло из Керчи писала своему товарищу, редактору скаутского журнала «Соколиное гнездо», Е. Ивницкому в Симферополь: «Будь готов! Жму твою левую руку. ... Если погибнет скаутизм в России, то тому виной только русские скаутмастера, инструкторы и сами скауты. Почему КСМ сильный и организованный
- у него есть связь и подчинение одному центру, как идейному своему руководителю. А мы не добились, чтобы один город явился руководителем..., а на месте, в дружинах шли распри и разлады. Каждый мнит себя - «я скаутистей». Каждый город мнит, а еще хуже, руководитель дружины -что он - совершенство - «Мое лучше и обсуждению не подлежит».
...Из Петрограда сообщают в Московское информационное скаутское бюро, что в августе 1922 г. была попытка объединения всех организаций
Питера, но окончилась она неудачно. Причина -нежелание руководителей поступиться хоть чем-нибудь из своей программы на разряды и т.п. для проведения единой системы. Да и кругозор многих скаутмастеров не выходил дальше очерченного круга - барабаны, посохи, знамена, маршировка, а внутреннего стержня у скаутов уже не было. Наступил кризис содержания скаутизма, что явилось объективной причиной его гибели.
Противопоставить что-либо быстро растущему пионерскому движению скауты не могли. Но действовал и субъективный фактор - ЦК комсомола, как говорилось в Отчете V съезду РКСМ, принял все меры к тому, чтобы признание ценностей педагогической системы не повело к возрождению старого буржуазного движения [10]. Исходя из этого, ЦК держал линию на ликвидацию всех скаутских объединений и требовал этого от местных организаций. Даже к тем отрядам «юных пионеров», которые состоят из старого скаутского состава, подводили как к скаутским организациям. Об этом шла речь в инструктивном письме ЦК «О коммунистических организациях молодежи» от 26 октября 1922 г. По решению Секретариата ЦК от 11 января 1923 г. было созвано совещание из представителей ЦК, ГПУ, Главвсевобуча, обсудившие тактику в отношении скаутов. Она складывалась из того, что Всевобуч перестал пользоваться услугами скаутов, ГПУ преследовало за нелегальную деятельность, ЦК предлагал сотрудничество только на комсомольской платформе.
Все это, вместе взятое, и привело к тому, что многие скаутмастера, подумав, вступили в РКСМ, стали вожатыми отрядов. Следовательно, скаутинг в России, просуществовав 7 лет до Октябрьской революции и 7 лет после нее, при советской власти, эволюционизировал. Комсомол перенял формы и методы работы с детьми у скаутов.
О.Тарханов, одесский скаутмастер, а в 1922 году секретарь ЦК РКСМ на 5 съезде комсомола (октябрь 1922 г.) говорил: «В скаутских отрядах мальчонка чувствовал себя рыцарем, и это придавало ему такую силу, с которой мы боролись, и напрасно в течение 5 лет и не смогли их одолеть». Тарханов подвел делегатов съезда к мысли, за которую и проголосовали решением, что в основу детского движения должна быть положена длительная игра детей, опирающаяся на особенности детского возраста. Фактически была подтверждено решение 2 комсомольской конференции
19 мая 1922 года о построении детского движения на основе использования реорганизованного скаутинга.
В 1924 г. среди всех вожатых страны скаутмас-теров и бывших скаутов, имевших опыт работы в скаутских отрядах, было 14,4%, хотя в отдельных районах эта цифра было больше, например, на Дальнем Востоке - 41%, в Средней Азии - 25%, в Северо-Двинской губернии - 67% [11].
В процессе возникновения детских, молодежных организаций была выделена диалектическая взаимосвязь стихийного и сознательного. Организации и были созданы взрослыми, и возникли стихийно. При этом можно констатировать, что мотивами объединения детей в скаутские и иные детские организации явилась, прежде всего, социально-значимая деятельность, облеченная в романтическую форму игры.
В условиях Советской России подконтрольные коммунистам детские, молодежные союзы рассматривались как важное средство коммунистического воспитания. При этом несоциалистические объединения подлежали роспуску и ликвидации как противостоящие новой власти, диктатуре пролетариата, реализованной как диктатура партии. Естественный процесс развития широкой сети детских организаций разных идейных направлений был насильственно прерван, а путь к унификации детского, молодежного движения снижал его возможности учета социальных, национальных, региональных, культурно-этнических особенностей молодого поколения.
Политиками были сформулированы идеологически обусловленные классовые цели детского движения - формирование новой личности «борца за дело рабочего класса», за построение социалистического общества. Детское движение приспосабливалось для формирования коллективистского сознания, а также таких свойств личности как активность, инициативность, самодеятельность, способность к саморазвитию.
При определении сущности детского движения политиками был изучен и учтен дореволюционный педагогический и практический опыт, в том числе и опыт скаутинга, но концепция детского движения приобрела исключительно коммунистическую направленность и не отражала весь спектр отношений в российском послереволюционном обществе.
Скаутинг в советской России (1917-1923) гг. приобрел «второе дыхание», получил развитие
при государственной и общественной поддержке. Но, через некоторое время, в связи с тем, что его суть не соответствовала философии, идеологии, базису и надстройке советской системе государства и общества он сошел с исторической сцены России.
При капитализме был абсолютизирован принцип индивидуальной свободы, при социализме -идея социального единства. И она легла в основу теорий воспитания, как взрослых граждан, так и подрастающих поколений.
Часть объединений эволюционизировала и приспособилась к новой жизни в виде пионерской организации. Деятельность скаутских объединений ортодоксальной направленности в СССР была прекращена. Но в эмиграции организации продолжали существовать.
Таким образом, первый период в развитии скаутинга в России можно начать с 1909 года, а закончить в средине 1920-х годов, длился он примерно 15 лет. Характерной его чертой было создание, развитие, распространение скаутинга по территории России, затем Советского Союза, завершился он эволюцией скаутинга и приспособлением к новым социально-экономическим условиям Советского Союза.
Второй период конец 1980-х - начало 1990-х годов и до 2000 года, до момента признания скаутинга Всемирной организацией скаутского движения. Примерно 1987 - 2000 годы. Начался он не с действий, не с практики, а с научных публикаций о скаутинге, в которых он уже освещался объективно, позитивно. Первая такая, еще робкая, публикация была сделана В.А.Кудиновым в журнале «Вожатый» в ноябре 1987 года. В 1988 году он же помог описать и впервые начал публикацию ранее неизвестных документов «Информационного скаутского бюро.», был найден и впервые опубликован подлинник Декларации скаутмастеров (1922 г.), иные архивные документы, проливающие правдивый свет на подлинную историю развития скаутинга в России и в СССР. За 2 года (1988-1989 гг.) было опубликовано более
20 материалов в журнале «Вожатый». Эти публикации тиражом в 220000 экземпляров привлекли внимание пионерских работников, которые искали опыт и пути реформирования пионерской организации, которая переживала внутренний кризис, отражающий кризисное состояние самого советского общества. И нашла этот опыт в применении скаутинга для работы с детьми. В
1989 - 1990 годах продолжились публикации в центральных изданиях В.Кудинова и других авторов, вышли 2 его монографии в издательстве «Молодая гвардия», общим тиражом в 100000 экземпляров. «Большие заботы маленьких граждан» и «Роман с барабаном». Все это способствовало созданию общественного мнения в стране о необходимости возрождения скаутинга. В 1987 году на страницах пионерской печати прошла общепионерская дискуссия «Какой быть пионерской организации». Она выявила, что 90% пионеров не чувствуют себя хозяевами в организации, они подчинены чужой воле и любой случайности. Перестройку пионерской организации предлагали в 2 направлениях. Первое - использование опыта 20-30-х годов и втрое - использование опыта скаутинга. То есть наметился процесс эволюционизирования пионерской организации в сторону скаутинга.
Начались и иные действия взрослых, пока без участия детей по созданию структуры скаутинга, его возрождению. В декабре 1989 г. В Днепропетровске состоялась встреча нескольких человек, среди которых были В.Черных, С.Беляев, В.Нико-лаев. Дискуссия привела к тому, что некоторые участники решили создать группу, которую впоследствии (в ноябре 1990 г.) назвали Ассоциация Возрождения Российского скаутинга (Аворс). Некоторые туристические группы школьников объявляли себя скаутами, создавались скаутские отряды и по месту жительства, в домах пионеров. Словом, скаутинг проник и в детскую среду.
Летом 1989 г. несколько делегаций от пионерской организации посетили скаутские мероприятия в Европе. В сентябре 1989 г. начались и контакты со Всемирным скаутским движением. Москву посетил Абдулла Цар, директор Сообщества развития ВОСД, он встречался с руководителями пионерской и комсомольской организаций. Руководством ВОСД было предложено Ассоциации скаутов Великобритании послать свою делегацию в Советский Союз в 1989 г. Такая поездка состоялась в ноябре 1989 г. А руководители комсомола и пионерии пригласили руководителей Европейского региона ВОСД приехать в Москву в январе
1990 г. Поездка состоялась 19-26 января 1990 г. [12]. Вот так начали развиваться международные контакты между руководителями. Но общественное позитивное мнение о скаутинге возобладало после того, как ВОСД реализовала программу «По-мошь детям Чернобыля» (июнь - сентябрь 1990
г.) в соответствии с которой в 9 европейских странах отдохнули дети, проживающие в Чернобыльской зоне. В знак признательности Президент СССР М.С. Горбачев 24.07.90 послал приветствие Всемирной конференции скаутов в Париже, в котором говорилось: «.Сердечно благодарю вас за помощь советским детям, пострадавшим от Чернобыльской аварии. Хорошо, что у советской молодежи появилась возможность познакомиться и подружиться со скаутским движением, взаимно отбросив старые предубеждения и недоверие» [13].
15 июля 1990 г. ВОСД приняла «План ВОСД по введению и установлению скаутинга в Советском Союзе». В соответствии с ним в Москве открывался Информационный скаутский Центр, его возглавил к.и.н. Александр Степанович Бондарь. Мы не ставим задачу специально рассматривать деятельность ВОСД по возрождению скаутинга в России, мы только констатируем, что этот процесс шел 10 лет и в 2000 году Всероссийская Национальная скаутская организация (ВНСО), зарегистрированная соответствующим образом в России, была приняла в ВОСД. Таким образом, завершился определенный этап по возрождению и признанию российского скаутинга мировым сообществом. Казалось бы, можно радоваться и ставить точку, констатировать окончание целого «периода возрождения» в истории российского скаутинга, но реалии российской действительности вносят свои коррективы. ВНСО оказалась неспособной функционировать должным образом, возглавить объединение иных направлений российского скаутинга, неассоциированных дружин, использующих скаутскую методику и даже наименование «скаут», или «разведчик», неспособной собрать членские взносы и ВОСД приостановил ее членство в своих рядах, признав вместо нее Российскую ассоциацию навигаторов - скаутов (РАНС). Этот сюжет о внутренней жизни, противоречиях и борьбе между скаутами разных наименований требует особого изучения и анализа.
Над возрождением скаутинга в России работали и эмигрантские объединения: Организация российских юных разведчиков, Национальная организация российских скаутов - разведчиков (ОРЮР, НОРС - Р). Численность этих организаций невелика и составляла около 300 человек (ОРЮР по подсчетам В.Черныха), человек 300 - 400 (опубликованные данные В.Кудинова). По мнению ис-
ториков из ОРЮР - их около 700- 1000 человек. Но малочисленная группа обладала достаточным финансовым и материальным потенциалом, а главное стремлением и настойчивостью. В декабре 1989 г. ОРЮР создал отдел «Лицом к России», который возглавил Г.Лукьянов, начались контакты с В.Аристовым, директором одного из оборонных НИИ, профессором, член. корр. РАН, находящегося в п. Черноголовка в Подмосковье, который ездил в командировки в США. Сотрудники его института подготовили в Черноголовке встречу с американскими представителями и 6 июня 1990 г. «около 50 человек, преимущественно пожилого возраста», - по словам В. Черныха, вместе с российскими представителями зажгли костер, тем самым ознаменовав появление раз-ведчества на российской земле.
С 1990 г. НОРС-Р тоже повернулся лицом к России, в 1991 г. в Париже провели курсы для руководителей из России, весной - лагерь в Керчи.
В октябре 1990 г. ЦС ВПО провел в Артеке Х слет пионеров, на который были приглашены и иные детские объединения СССР, в том числе и скауты. ВПО была преобразована в Союз пионерских организаций - Федерацию детских объединений (СПО-ФДО), в которой нашлось место и скаутским объединениям. Е.Е. Чепурных, избранная Председателем СПО-ФДО на Слете объявила, что пионерская и скаутская организации являются двумя рукавами одной реки детства, что необходимо сотрудничество. Тем самым признала взаимопроникновение обеих организаций, процесс эволюции пионерства и скаутинга в СССР.
Таким образом, видно, что в процессе возрождения российского скаутинга участвовали различные силы: ученые и практики из России, Советского Союза, ВОСД, эмигрантские объединения скаутов. Я разделяю точку зрения Ю.В.-Кудряшова, что «скаутинг у нас возродился не только и не столько по причине проникновения в Россию Всемирного бюро ВОСД, или под влиянием соотечественников- эмигрантов. Третьим, главным, по нашему мнению, фактором, стали молодые (и не очень молодые) ребята в самом Союзе» [14].
Вышесказанное позволяет сделать вывод, что в период с конца 80-х годов и до 2000 года можно считать вторым периодом, периодом возрождения скаутинга в России. С 2000 года начался третий период деятельности, содержание которого
и, соответственно, название, верхние хронологические рамки определятся деятельностью самих скаутских объединений.
Библиографический список
1. Кудряшов Ю. Российское скаутское движение. - Архангельск, 2000. - С.339-340.
2. Начальный курс руского скаутинга. - Черноголовка: Издательский центр БСО ОРЮР, 1993.
- С. 19.
3. Кудряшов Ю. Российское скаутское движение. - С.202: ЦХДМО, ф. 18, оп. 1, д. 4, л. 85-90; Всевобуч и спорт. 1922. № 2. С. 39.
4. Кудряшов Ю. Российское скаутское движение. - С.202.
5. Основные даты и события из истории Костромской организации юных пионеров. - Кострома, 1972. - С.7-8.
6. Кудряшов Ю.В. Российское скаутское движение. - С.203-204.
7. Там же, с. 206.
8. Кудинов В.А. Роман с барабаном. - М., Молодая гвардия, 1990. - С. 124-131.
9. Кудинов В..А. Большие заботы маленьких граждан. - М., 1990.
10. Отчет ЦК РКСМ V съезду. - М., 1922. - С.
106.
11. О состоянии РКСМ к VI съезду. - М., 1924.
- С. 53.
12. Возрождение скаутинга в России: Сб. документов Всемирной Организации Скаутского Движения о развитии скаутского движения в России 1989 - 2001 гг. / отв. ред. В.А.Кудинов. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2004. - С. 15-27.
13. Там же, С. 31.
14. Кудряшов Ю. Российское скаутское движение. - С. 259.