перевозки нефтяных грузов российскими железными дорогами на экспорт в китай. состояние и перспективы
Выступление директора по маркетингу ЦФТО ОАО «РЖД» Петренко В.А. на Втором российско-китайско-казахстанском нефтяном форуме
Уважаемые участники Форума, дамы и господа
ОАО «Российские железные дороги» является крупнейшей российской транспортной компанией,которая в полном объеме обеспечивает потребности отечественной экономики и всех пользователей услуг в транспортировке грузов. При этом грузы предприятий российского нефтегазового комплекса составляют значительную долю в общих объемах грузовых перевозок железнодорожным транспортом. В течение последних лет под влиянием благоприятно складывающейся конъюнктуры международного и российского рынков нефти и нефтепродуктов наблюдается устойчивая тенденция роста объемов перевозок нефтяных грузов железнодорожным транспортом России. Так, в период с 2000 по 2004 год эти объемы увеличились на 30 % и составили 219 млн. тонн, в том числе перевозки нефтепродуктов выросли на 13 % — с 144 до 163 млн. тонн, а сырой нефти более чем в два раза — с 24 до 56 млн. тонн. С участием российских железных дорог за 9 месяцев 2005 года перевезено 169 млн. тонн нефтяных грузов, в том числе нефтепродуктов 131 млн. тонн, сырой нефти — 38 млн. тонн. При сохранении существующего темпа прироста объ-
ем перевозок нефтяных грузов к концу Основными регионами зарождения гру-года составит порядка 230 млн. тонн, зопотока нефтяных грузов являются что на 5,5 % выше уровня 2004 года. Приволжский, Северо-Западный, Си-
Структура объемов перевозок нефтяных грузов российскими железными дорогами в 2005 году
в разрезе регионов зарожления грузопотоков
\\ ТЕРРИТОРИЯ НЕФТЕГАЗ \\
№ 3 \\ март \ 2СЮБ
бирский и Уральский регионы, доля которых в общем объеме перевозок нефтяных грузов составляет соответственно 30 %, 19 %, 18 % и 14 %. Стимулами к поддержанию высоких темпов роста перевозок нефтяных грузов с участием железнодорожного транспорта стали унификация тарифов и развитие мощностей российских портов по перевалке нефтепродуктов. Проводимая Правительством Российской Федерации и ОАО «РЖД» гибкая тарифная политика на перевозки нефтяных грузов обеспечивает высокую эффективность данных перевозок для грузовладельцев. Вследствие опережающего роста мировых цен на нефть по отношению к индексации грузовых тарифов транспортная составляющая в цене продукции в 2004 году снизилась по отношению к уровню 2003 года на 1,78 процентного пункта во внутригосударственном сообщении, на 0,74 процентного пункта при экспортных перевозках через отечественные порты и на 1,67 процентного пункта при экспорте через погранпереходы. В настоящее время средний уровень транспортной составляющей железнодорожного тарифа при экспортных перевозках нефтяных грузов не превышает 20 %. В сегменте перевозок нефтяных грузов ОАО «РЖД», обладая большим парком цистерн, в последние годы уступила ведущие позиции на рынке частным транспортным компаниям. Этому способствовала реализуемая
в настоящее время структурная реформа железнодорожного транспорта, которая предусматривает развитие конкуренции в сфере грузовых перевозок. Доля рынка компании в данном сег-
Национальные Газовые Технологии
НГТ- Холдинг- структурное объединение ряда предприятий Уральского региона, предлагает широкий спектр газового оборудования.
От проектирования до сдачи объекта "под ключ". Основной задачей предприятия является комплексная газификация.
Строительство и ремонт газопроводов
Автоматизм ованные газораспредел тельные станции
Водогрейные котлы, котельные, газовоздушные нагреватели
Автоматические газонаполнительные компрессорные станции
Элементы для трубопроводов и запорная арматура
Екатеринбург, Промзона, (16 км Сибирского тракта) Тел. (343)3452391,3452385, 2904700 Факс (343)3452381 www.ngt-holding.ru,[email protected]
менте снижена с 78 % в 2000 году до 39 % в 2004 году. Из общего количества нефтяных грузов в 2004 году в грузовых вагонах, принадлежащих частным предприятиям и организациям, перевезено нефти и нефтепродуктов в 1,4 раза больше, чем парком ОАО «РЖД», в том числе более 80 % экспортных перевозок сырой нефти. Внешнеторговые перевозки нефтяных грузов составляют 49 % от всех перевозок нефтяных грузов. Основной объем внешнеторговых перевозок нефтяных грузов с участием железнодорожного транспорта осуществляется в экспортном сообщении — 95 %. Структура экспортных перевозок нефтяных грузов по номенклатуре распределилась следующим образом: на долю нефтепродуктов приходится 72 % от общего объема экспорта, перевозки сырой нефти составляют — 28 %. Порядка 85 % экспортных нефтяных грузов следуют в страны Европы через
порты и погранпереходы Северо-Западного, Центрального и Южного регионов. Это обусловлено особенностями российской транспортной системы: наличием большого количества специализированных портов в Европейской части России в Южном и СевероЗападном морских бассейнах и практически отсутствием специализированных нефтяных портов в Дальневосточном морском бассейне. В восточном направлении основная доля экспорта сырой нефти перевозится железнодорожным транспортом через погранпереходы Забайкальск и Наушки. Объемы перевозок экспортных нефтяных грузов в восточном направлении в период с 2000 по 2004 годы увеличились почти в 3 раза — с 6 до 17 млн. тонн, в том числе перевозки нефтепродуктов выросли в два раза — с 5 до 10 млн. тонн, а сырой нефти в 11 раз — с 0,6 до 6,6 млн. тонн. Основной грузопоток нефтяных грузов на данном направлении следует назначением в Китай. В соответствии с планом действий по реализации положений договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой(2005-2008 гг.), который был утвержден 14 октября 2004 года Президентом Рос-
сийской Федерации В.В Путиным и Председателем Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао, стороны договорились на основе принципа взаимной выгоды оказать поддержку увеличению поставок в Китай сырой нефти из России по железной дороге, с тем чтобы их объем составил в 2005 году не менее 10 млн. тонн, а с 2006 года — не менее 15 млн. тонн ежегодно. Для обеспечения прогнозных объемов экспортных перевозок нефтяных грузов в Китай требуется дополнительно развита инфраструктуры Восточно-Сибирской и Забайкальской же-
ток Карымская — Забайкальск с учетом электрификации и строительства вторых путей.
Принимая во внимание значимость перевозок нефти в Китай как для государства, так и для ОАО «РЖД», на правлении компании принято решение определить целевой задачей на период 2005-2007 годов увеличение провозной способности участка Ка-рымская — Забайкальск для перевозки 28 млн. тонн грузов. Строительная длина реконструируемого участка — 218,8 км, стоимость реконструкции в ценах 2005 года — 31,3 млрд. рублей. В настоящее время уже освоено более 6 млрд. рублей. Инфраструктура российских железных дорог в Сибири и на Дальнем Востоке располагает значительными мощностями Транссибирской магистрали и БАМа. Использование их пропускной способности составляет на различных участках от 50 % до 65 %. Существующее развитие Транссибирской магистрали позволяет без значительных инвестиций в увеличение пропускных мощностей осуществить перевозку на всем протяжении от Тайшета до Владивостокского направления до 10 млн. тонн нефти. Сдерживающим фактором здесь является недостаточная мощность трубы по прокачке складывающегося объема нефтяного
лезных дорог, модернизируется учас
Структура объемов экспортных перевозок нефтяных грузов российскими железными дорогами в 2005 году
\\ ТЕРРИТОРИЯ НЕФТЕГАЗ \\
□ 3 \\ март \ 2006
сырья на участке Тайшет — Ангарск. Кроме того, для увеличения возможностей железнодорожного транспорта по перевозкам нефти на экспорт и для внутренних потребителей в Дальневосточном регионе уже сейчас организована работа по восстановлению и развитию пункта налива нефти на станции Уяр Красноярской железной дороги с мощностью до 9 млн. тонн нефти в год. Для стимулирования нефтяных компаний на увеличение объемов перевозок сырой нефти в Китай через станцию Забайкальск ОАО «РЖД» предпринимаются действия, направленные на снижение тарифов по мере увеличения объемов перевозок. Так, в целях реализации Соглашения между ОАО «РЖД» и ОАО «НК «Роснефть» на поставку 48,4 млн. тонн сырой нефти в Китай в течение 6 лет и создания благоприятных условий для экспорта нефти подготовлены предложения по размерам исключительных (пониженных) тарифов на дополнительно привлекаемый объем. Исключительные тарифы предлагается применять на ежегодный гарантированный объем не менее 8,88 млн. тонн по следующей схеме: на перевозку каждого дополнительного 1 млн. тонн сырой нефти к базовому уровню 4 млн. тонн устанавли-
7-я Международная специализированная выставка
СТРОИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА
И ТЕХНОЛОГИИ'2006
/ \ \\\
\хш
23-27 МАЯ
2006 ГОДА
ОРГАНИЗАТОР:
MEDIA GLOBE
ВЫСТАВКИ И ЖУРНАЛЫ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ:
11 Крокус Экспо
Международный выставочный центр
1п
www.ctt-expo.ru
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СПОНСОР:
ТЕХНОППЯЭП
ЦЕНТР СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
вается прогрессивная шкала понижения тарифов. Применение шкалы будет способствовать увеличению объемов перевозок и позволит окупить затраты ОАО «РЖД», вложенные в развитие инфраструктуры. Согласно прогнозам различных международных экономических организаций, общемировое потребление энергии в первой половине XXI века возрастет в 4-6 раз к нынешнему уровню. Значительное увеличение ожидается в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Для создания экономически эффективных условий транспортировки энергетических грузов в страны АТР потребуется опережающее развитие транспортной инфраструктуры в районах Сибири и Дальнего Востока. В настоящее время восточнее Байкала нет систем магистральных трубопроводов. Соответственно основная нагрузка по транспортному обеспечению экспорта нефтяных грузов в страны АТР, приходится на железнодорожный транспорт: погранпереходы Забайкальск, Наушки и припортовые станции Дальневосточной железной дороги, обслуживающие морские порты Дальневосточного бассейна — Ванино, Находка (Крабовая), Владивосток (Первая речка).
Учитывая необходимость усиления транспортной инфраструктуры, задействованной под перевозки экспортных нефтяных грузов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, как было уже отмечено предыдущими выступающими, реализуется проект строительства нефтепровод-ной системы Восточная Сибирь — Тихий океан общей мощностью до 80 млн. тонн нефти в год. Проектом предусмотрена прокладка трубопровода от Тайшета до нового порта в бухте Перевозочная (Приморский край). Реализация данного проекта осуществляется в два этапа. На первом этапе перевозки нефтяных грузов будут осуществляться комбинированным способом с участием железнодорожного транспорта.
Для обеспечения перевозок нефтяных грузов от города Сковородино до бухты Перевозочная ОАО «РЖД» разработан отдельный бизнес-план, который предусматривает строительство нового пункта налива нефти в железнодорожный состав и усиление провозных способностей существующих направлений.
В указанном бизнес-плане предполагается применение специальных тарифных условий, способных обеспечить баланс интересов ОАО «РЖД», исходя из окупаемости инвестиций, в развитие железнодорожного транспорта и экономической эффективности перевозок. При этом после реализации второго этапа прокладки нефтепровода эти расходы для ОАО «РЖД» будут «бросовыми». До окончания строительства трубопроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан основные объемы экспортных перевозок на восточном направлении в сообщении с Китаем по-прежнему будет осуществляться через железнодорожный пограничный переход Забайкальск. Хотя уже в настоящее время российские железные дороги с учетом незагруженных пропускных способностей Транссиба и БАМа смогут обеспечить перевозки нефти в
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ
Средства
€7г
КОМО
тмнс
С^Щюика
группа ГАЗЕТ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ:
ТРАНС
КОММЕРЧЕСКИЙ ТРАНСПОРТ
(/ризовик
\ ' -'пресс
СТРОИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ
редства
сл с го
Е о
0
1 §
ф л о
о) (О
Ъ ф Е
ся с
со 1— -4—»
Е о о
(М со
С\1
сд
со
СП
ю сл
сэ +
си
I-
о
О.
о
л
о ф
со
3"
со
о.
о
о ф
* со
со
н о м ш
со
СК
н о
со
т >.
со
о о о. с
о ш
о с
шишам2006
ГЛАВНАЯ ВЫСТАВКА ПОЛЕЗНЫХ МАШИН!
Тематические разделы выставки Грузовики • Автобусы • Минивэны • Спецавтотехника • Фургоны • Пикапы • Прицепы • Полуприцепы • Вездеходы • Бронированные автомобили • Коммунальная автотехника • Системы поддержки • Системы обслуживания • Комплектующие и запасные части • Смазочные материалы • Шины • Инструмент • Ремонтное оборудование • Лизинг автомобилей • Страховые услуги • СМИ
направлении на Китай и порты Дальнего Востока. Необходимо лишь обеспечить развитие портовых мощностей Дальневосточного бассейна по перевалке нефти, а также определить точки ее налива в железнодорожный состав. Наша позиция обусловлена исключительно конкурентоспособными условиями перевозки железнодорожным транспортом.
Эффективность поставок нефти железнодорожным транспортом достигается за счет ряда факторов. Во-первых, готовность железной дороги начать перевозки уже сейчас и плавно их наращивать с любыми темпами прироста.
Во-вторых, возможность получить грузовладельцу дополнительную премию за качество нефти и газового конденсата, добываемого в Восточной Сибири, так как при железнодорожной транспортировке продукция разного качества не смешивается. В-третьих, гибкость железной дороги при транспортировке по различным характеристикам:
• с точки зрения географии перевозок обеспечивается возможность доставлять нефть из любой точки отгрузки;
• с точки зрения стоимости перевозок обеспечивается оптимизация тарифов по мере наращивания объемов перевозок;
• при изменении ценовой политики может быть изменена и география поставок и перевозок.
В заключение хотелось бы отметить, что ОАО «РЖД» предпринимает все необходимые меры для обеспечения потребностей экономики в перевозках нефтяных грузов железнодорожным транспортом и повышения их экономической привлекательности. Мы готовы сотрудничать со всеми заинтересованными компаниями и гарантировать освоение всех предъявленных объемов перевозок. Рассматривая перспективные проекты и планируя работу, нам необходимо знание баланса нефтяного сырья и гарантированные объемы перевозок, для того чтобы можно было планировать технико-экономические параметры работы и распределять ресурсы для перевозок. Благодарю за внимание.