Научная статья на тему 'Пересмотр учителем подходов к использованию и разработке электронного методического обеспечения урока'

Пересмотр учителем подходов к использованию и разработке электронного методического обеспечения урока Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ / INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / USE OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / DEVELOPMENT OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зенкина С. В., Суворова Т. Н.

В статье показано текущее состояние в области разработки и применения электронных образовательных ресурсов в учебном процессе. Проанализированы варианты использования готовых учебных модулей, размещенных в открытом доступе сети Интернет и разработки электронных образовательных ресурсов собственными силами учителей. Показаны причины создания низкоэффективных электронных образовательных ресурсов, разработанных в рамках таких подходов. Предложен третий вариант участие учителей в качестве членов коллектива профессиональных разработчиков электронных образовательных ресурсов. Представлены преимущества и обоснована перспективность такого подхода. Авторы приходят к выводу, что необходимо формировать у будущих учителей умения самостоятельно проектировать предметную информационно-образовательную среду, ключевым компонентом которой станут электронные образовательные ресурсы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зенкина С. В., Суворова Т. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER’S REVISION OF APPROACHES TO THE USAGE AND DEVELOPMENT OF ELECTRONIC TEACHING MATERIALS FOR A LESSON

The article shows a status in the development and usage of electronic educational resources in the teaching process. The authors analyze the prepared training modules, loaded in public domains in the Internet, and the development of electronic educational resources made by teachers. The article describes reasons for creation of low-efficiency electronic educational resources, developed within these approaches, and proposes a third option, when teachers participate in professional development of electronic educational resources. The advantages and prospects of this approach are justified in the course of the research. The authors come to the conclusion that it is necessary to form an ability to design the information educational environment in future teachers. The authors conclude that a key component of this educational environment on the teacher's discipline is an electronic teaching resource.

Текст научной работы на тему «Пересмотр учителем подходов к использованию и разработке электронного методического обеспечения урока»

Библиографический список

1. Абакумова H.H. Диагностика информационных компетентностей на разных уровнях образования. Томск: ТГУ, 2007.

2. Кизик О.А. Становление информационной компетентности учащихся в образовательном процессе профессионального лицея. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Петрозаводск, 2004.

3. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы: труды методологического семинара. Москва, 2004.

4. Киселева Т.Г. Диагностика и формирование информационной компетентности средствами учебного предмета. Современный учитель и Новая школа: Всероссийская интернет-конференция. Москва, 2009.

5. Бурмакина В.Ф., Зелман М., Фалина И.Н. Большая семерка (Б 7). Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность. Методическое руководство для подготовки к тестированию учителей. Москва, 2007.

References

1. Abakumova N.N. Diagnostika informacionnyh kompetentnostejna raznyh urovnyah obrazovaniya. Tomsk: TGU, 2007.

2. Kizik O.A. Stanovlenie informacionnoj kompetentnosti uchaschihsya v obrazovatel'nom processe professional'nogo liceya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Petrozavodsk, 2004.

3. Verbickij A.A. Kompetentnostnyj podhod i teoriya kontekstnogo obucheniya. Rossiya vBolonskom processe: problemy, zadachi, perspektivy: trudy metodologicheskogo seminara. Moskva, 2004.

4. Kiseleva T.G. Diagnostika i formirovanie informacionnoj kompetentnosti sredstvami uchebnogo predmeta. Sovremennyj uchitel' i Novaya shkola: Vserossijskaya internet-konferenciya. Moskva, 2009.

5. Burmakina V.F., Zelman M., Falina I.N. Bol'shaya semerka (B 7). Informacionno-kommunikacionno-tehnologicheskaya kompetentnost'. Metodicheskoe rukovodstvo dlya podgotovki k testirovaniyu uchitelej. Moskva, 2007.

Статья поступила в редакцию 14.12.15

УДК 37

Zenkina S.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Information and Communication Technologies, Academy

of Social Management (Moscow, Russia), Е-mail: [email protected]

Suvorova T.N., Candidate of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Vyatka State University of Humanities (Kirov, Russia),

Е-mail: [email protected]

TEACHER'S REVISION OF APPROACHES TO THE USAGE AND DEVELOPMENT OF ELECTRONIC TEACHING MATERIALS FOR A LESSON. The article shows a status in the development and usage of electronic educational resources in the teaching process. The authors analyze the prepared training modules, loaded in public domains in the Internet, and the development of electronic educational resources made by teachers. The article describes reasons for creation of low-efficiency electronic educational resources, developed within these approaches, and proposes a third option, when teachers participate in professional development of electronic educational resources. The advantages and prospects of this approach are justified in the course of the research. The authors come to the conclusion that it is necessary to form an ability to design the information educational environment in future teachers. The authors conclude that a key component of this educational environment on the teacher's discipline is an electronic teaching resource.

Key words: information-educational environment, electronic educational resources, use of electronic educational resources, development of electronic educational resources.

С.В. Зенкина, д-р пед. наук, проф., Академия социального управления, г. Москва, Е-mail: [email protected]

Т.Н. Суворова, канд. пед. наук, доц., Вятский государственный гуманитарный университет, г. Киров,

Е-mail: [email protected]

ПЕРЕСМОТР УЧИТЕЛЕМ ПОДХОДОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ И РАЗРАБОТКЕ ЭЛЕКТРОННОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УРОКА

В статье показано текущее состояние в области разработки и применения электронных образовательных ресурсов в учебном процессе. Проанализированы варианты использования готовых учебных модулей, размещенных в открытом доступе сети Интернет и разработки электронных образовательных ресурсов собственными силами учителей. Показаны причины создания низкоэффективных электронных образовательных ресурсов, разработанных в рамках таких подходов. Предложен третий вариант - участие учителей в качестве членов коллектива профессиональных разработчиков электронных образовательных ресурсов. Представлены преимущества и обоснована перспективность такого подхода. Авторы приходят к выводу, что необходимо формировать у будущих учителей умения самостоятельно проектировать предметную информационно-образовательную среду, ключевым компонентом которой станут электронные образовательные ресурсы.

Ключевые слова: информационно-образовательная среда, электронные образовательные ресурсы, применение электронных образовательных ресурсов.

Разработка современной информационно-образовательной среды, в которой деятельность в условиях инновационных организационных форм образовательного процесса ориентирована на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов, составляет одну из важнейших задач модернизации образования и отражает сущность новой образовательной политики. Ключевым элементом информационно-образовательной среды являются электронные образовательные ресурсы (ЭОР), которые выступают как средство обучения, как орудие интенсификации и повышения качества образования.

Согласно рекомендациям ЮНЕСКО учитель должен уметь:

- отбирать и использовать в своей работе готовые электронные учебные материалы и различные веб-ресурсы;

- организовывать оптимальную учебную среду для своих воспитанников и разрабатывать необходимые для этого цифровые образовательные ресурсы и т. д. [1].

Таким образом, при выборе электронного методического обеспечения урока учитель, как правило, придерживается одного из двух сценариев:

1) использование готовых учебных модулей, размещённых в открытом доступе в многочисленных методических «копилках» федерального, регионального, муниципального и школьного уровней (например, http://festival.1september.ru/ или http:// openclass.ru/) или в государственных хранилищах ЭОР (например, Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [2], Каталог образовательных ресурсов сети Интернет [3], Федеральный центр информационных образовательных ресурсов [4]

2) самостоятельная разработка ЭОР (как показывает практика, такая деятельность в последние годы проводится довольно активно - количество разработанных учителями и размещенных в открытом доступе ЭОР, растёт с каждым днем, на базе различных интернет-площадок сосредотачиваются электронные обра-

зовательные ресурсы, созданные автономными разработчиками).

Несмотря на все дополнительные возможности, возникающие благодаря использованию ЭОР, сосредоточенных в массовых информационных хранилищах и разработанных собственными силами учителей, оба сценария не лишены некоторых недостатков. Проанализируем их.

Первый сценарий - использование учителем готовых ЭОР.

На одних из упомянутых порталов ЭОР сгруппированы по учебным предметам, уровням образования, классам, в других есть возможность выделить информационный, практический и контрольный модули и т. д. Перечисленные интернет-площадки решают определённую задачу: они облегчают поиск электронных образовательных ресурсов в Сети, чем, несомненно, оказывают поддержку педагогам на местах. Но простое накопление ресурсов не приводит к появлению единой информационно-образовательной системы, поскольку элементы не связаны друг с другом. Как следствие, на практике учителя испытывают существенные сложности с встраиванием таких разрозненных компонентов электронных образовательных ресурсов в образовательный процесс.

Кроме того, подавляющее большинство предлагаемых в настоящее время ЭОР ориентировано на повышение эффективности деятельности учителя и обучающихся в рамках традиционной парадигмы обучения, которая, по сути, в ЭОР и не нуждается. Как показывает практика, ЭОР почти не трансформируют существующий образовательный процесс и информационно-образовательная среда, построенная на их основе несущественно отличается от традиционной. А, как известно, организация учебной деятельности в традиционной информационной среде во многом не позволяет достичь новых образовательных результатов, связанных с текущими запросами личности, семьи и государства, поскольку сама среда не обладает для этого необходимым потенциалом, не ориентирована на новые цели образования и не учитывает приоритет развития личности.

Второй сценарий - разработка ЭОР собственными силами учителей.

ЭОР, разработанные учителями самостоятельно, как правило, монофункциональны (направлены на решение какой-то одной методической задачи). Зачастую основным критерием для

Библиографический список

разрабатываемых ЭОР выступают их потенциальные дидактические возможности, а вовсе не актуальные потребности образования. При этом потенциал ЭОР оказывается задействованным далеко не в полной мере. В основном используются лишь те дидактические возможности, которые являются традиционными и наиболее очевидными. Среди них компьютерная визуализация учебной информации, автоматизация текущего и итогового контроля, тренинг типовых умений, возможность тиражирования информации. Кроме того, у учителей для разработки ЭОР не достаточно времени, ресурсов и опыта в сложных технических и эргономических решениях. Таким образом, учителя в подавляющем большинстве случаев разрабатывают ЭОР, которые не могут существенно изменить учебную деятельность и серьезно повлиять на качество образовательных результатов.

Кроме перечисленных двух, возможен третий вариант сценария - работа учителя в составе коллектива профессиональных разработчиков ЭОР.

Для обеспечения реализации учебной деятельности способной принципиально изменить качество образовательного процесса и образовательных результатов, необходимо создание ЭОР гораздо более высокого функционального уровня, что не под силу подавляющему числу учителей. В этих условиях неизбежна совместная работа учителя и профессиональных программистов высокого уровня.

Как показывает анализ целого ряда научно-методических источников и практики подготовки учителей в вузах и системе ДПО [5-8], современная методическая система обучения педагогов ограничивается лишь привычными тремя направлениями (оценка методической эффективности существующих ЭОР, методика их применения в образовательном процессе, самостоятельное создание простейших ЭОР), но сегодня проектирование разрабатываемого ЭОР главный компонент подготовки учителя в этой области, поэтому, трехкомпонентная структура его подготовки созданию и использованию ЭОР должна быть дополнена четвертым компонентом - предварительное проектирование и создание педагогически обоснованного технического задания на разработку ЭОР коллективом программистов. Таким образом, необходимо формировать у будущих учителей умения самостоятельно проектировать предметную информационно-образовательную среду, ключевым компонентом которой станут электронные образовательные ресурсы.

1. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. Версия 2.0. UNESCO, 2011. Available at: http://iite.unesco. org/pics/publications/ru/files/3214694.pdf

2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Available at: http://school-collection.edu.ru/

3. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет. Available at: http://katalog.iot.ru/

4. Федеральный центр информационных образовательных ресурсов. Available at: http://fcior.edu.ru/

5. Зенкина С.В., Суворова Т.Н., Николаев М.В. Электронные образовательные ресурсы в составе информационно-образовательной среды: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации работников образования. Киров, 2015.

6. Зенкина С.В., Борис С.И. Интерактивные объекты в электронных образовательных ресурсах по биологии. Биология в школе. 2010; 2: 25 - 29.

7. Кузнецов А.А., Зенкина С.В. Учебник в составе новой информационно-коммуникационной образовательной среды. Информатика и образование. 2009; 6: 3 - 11.

8. Зенкина С.В., Герасимова Е.К. Использование сетевых сервисов в подготовке современных электронных учебных материалов. Информатика и образование. 2014; 6 (255): 49 - 52.

References

1. Struktura IKT-kompetentnosti uchitelej. Rekomendacii YuNESKO. Versiya 2.0. UNESCO, 2011. Available at: http://iite.unesco.org/pics/ publications/ru/files/3214694.pdf

2. Edinaya kollekciya cifrovyh obrazovatel'nyh resursov. Available at: http://school-collection.edu.ru/

3. Katalog obrazovatel'nyh resursov seti Internet. Available at: http://school-collection.edu.ru/

4. Federal'nyj centr informacionnyh obrazovatel'nyh resursov. Available at: http://fcior.edu.ru/

5. Zenkina S.V., Suvorova T.N., Nikolaev M.V. 'Elektronnye obrazovatel'nye resursy vsostave informacionno-obrazovatel'nojsredy: uchebno-metodicheskoe posobie dlya studentov pedagogicheskih vuzov i slushatelej sistemy povysheniya kvalifikacii rabotnikov obrazovaniya. Kirov, 2015.

6. Zenkina S.V., Boris S.I. Interaktivnye ob'ekty v 'elektronnyh obrazovatel'nyh resursah po biologii. Biologiya vshkole. 2010; 2: 25 - 29.

7. Kuznecov A.A., Zenkina S.V. Uchebnik v sostave novoj informacionno-kommunikacionnoj obrazovatel'noj sredy. Informatika i obrazovanie. 2009; 6: 3 - 11.

8. Zenkina S.V., Gerasimova E.K. Ispol'zovanie setevyh servisov v podgotovke sovremennyh 'elektronnyh uchebnyh materialov. Informatika i obrazovanie. 2014; 6 (255): 49 - 52.

Статья поступила в редакцию 30.11.15

УДК 37.035.6

Ilchenko L.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Social Work, Psychology and Social Rights, Branch of Russian State Social University (Anapa, Russia), E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.